Анатолий александрович васильев режиссер биография личная жизнь

Анатолий александрович васильев режиссер биография личная жизнь thumbnail

Анатолий Александрович Васильев (режиссёр)

режиссер Анатолий Александрович Васильев

Анатолий Александрович Васильев. Родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области. Советский и российский театральный режиссёр, педагог. Создатель театра «Школа драматического искусства» (1987). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999).

Анатолий Васильев родился 4 мая 1942 года в селе Даниловка Пензенской области (ныне – Лопатинский район Пензенской области).

Его родственницей является Марианна Елизаровна Таврог (1921-2006), известный советский и российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

По словам Васильева, режиссёром захотел стать ещё в детстве, когда однажды нашёл на улице киноплёнку и узнал от взрослых, для чего она нужна. При этом признавался, что грань между театром и кино тогда не проводил.

После школы окончил химический факультет Ростовского государственного университета.

В 1973 году окончил режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИСа), курс Марии Осиповны Кнебель и Андрея Алексеевича Попова.

В 1973 году был принят в труппу МХАТ под руководством Олега Ефремова в качестве режиссёра-стажёра, затем – второго режиссёра.

В 1977-1982 годах – режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова.

С 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке, занимался педагогической деятельностью.

В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве, который тогда же получил в своё распоряжение подвальное помещение, а впоследствии – несколько квартир в доме № 20 на улице Поварской.

Борис Юхананов (позже худрук Электротеатра «Станиславский»), был его учеником и ассистентом, он вспоминал: «Это было время, наполненное наркотиком театра, счастливое время, в которое Васильев дал нам возможность погрузиться в глубину психологических структур».

режиссер Анатолий Васильев 2

24 февраля 2001 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» по пьесе Луиджи Пиранделло было открыто новое здание театра «Школа драматического искусства» на улице Сретенке, спланированное и выстроенное московскими властями по проекту архитектора Игоря Попова и Анатолия Васильева. С этого спектакля началась международная известность театра и его руководителя.

В апреле 2001 года театр был принят в «Союз театров Европы».

В апреле 2006 года, «распоряжением о реорганизации театра» Комитета по культуре города Москвы, являющегося учредителем театра, здание на Поварской было передано проекту «Открытая сцена» (фактически московские власти отобрали у театра помещение на Поварской), а Васильев был уволен с поста художественного руководителя созданного им театра по причине плохого выполнения распоряжений мэра Москвы Юрия Лужкова.

В сентябре 2006 года режиссёр взял творческий отпуск и отправился во Францию, а уже в октябре без согласования с ним на пост директора театра был назначен Алексей Малобродский.

В июле 2007 года Анатолий Васильев подал заявление о прекращении сотрудничества с театром «Школа драматического искусства» и покинул Россию.

режиссер Анатолий Васильев 3

Театральные постановки Анатолия Васильева:

«Соло для часов с боем» О. Заградника;
«Васса Железнова» М. Горького;
«Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина;
«Серсо» В. И. Славкина;
«Вариации феи Драже» А. Кутерницкого в Рижском молодёжном театре; «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло;
«Диалоги» Платона;
«Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло;
«Фьоренца» Т. Манна; «Иосиф и его братья» Т. Манна;
«Амфитрион» Мольера;
«Плач Иеремии» В. Мартынова;
«”Дон Жуан, или Каменный гость” и другие стихи» А. С. Пушкина;
«К***» А. С. Пушкина;
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина;
«Мизантроп» Ж.-Б. Мольера (в театре «Тень»);
«Медея-материал» Х. Мюллера; «Илиада. Песнь XXIII» Гомера;
«Маскарад» М. Ю. Лермонтова («Комеди Франсез», Париж);
«Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Художественный театр, Будапешт);
«Пиковая дама» П. И. Чайковского (Немецкий национальный театр, Веймар);
«Без вины виноватые» А. Н. Островского (Театр имени Э. Сиглигети, Сольнок);
«Амфитрион» Мольера («Комеди Франсез», Париж);
«Тереза-философ» Жана-Батиста Аржана (Театр «Одеон», Париж);
«Медея» Еврипида (Греция, Эпидавр, Epidaurus Ancient Theatre);
«Целые дни напролёт под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас (Театр в Капошваре совместно с Народным театром в Будапеште. Играет Мари Тёрёчик);
«Музыка», «Вторая музыка» (1965-1985) (La Musica, La Musica deuxième, 1965-1985) по пьесам Маргерит Дюрас (театр «Комеди Франсез», Париж).

режиссер Анатолий Васильев 4

Работая в Европе, он также не прижился. Режиссер говорил: «Я устал от подвигов театра и от одиночества в театре. От зависти или раздражения коллег. Я устал от себя самого. Еще это связано с тем, что Европа все больше и больше стремится быть похожей на великий Советский Союз. Шествие социалистических надежд здесь очень сильно. Но вместе со строительством декоративного социализма для некурящих происходит колоссальное усиление власти администрации. Чиновник теперь определяет жизнь художника. Это очиновничание и оболванивание Европы вместе с наступающим застоем – абсолютная реальность. Вторая реальность заключается, как сказано в пьесе Виктора Славкина «Серсо», в том, что серые начинают и выигрывают. Я это хорошо вижу на примере французского театра. Другие тоже видят и говорят об этом».

«Как я ненавижу искусство, но где его сегодня кто видел?», – говорил Анатолий Васильев.

В марте 2017 года режиссёр поставил в Москве спектакль «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя для XIII Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Работа Васильева была посвящена столетнему юбилею Юрия Любимова. Главную роль сыграла звезда любимовской Таганки Алла Демидова.

В 2018 году сыграл роль Петра Капицы в фильме «Дау» режиссера Ильи Хржановского по мотивам мемуаров Коры Ландау. Фильм рассказывает о жизни гениального физика и прародителя ядерной бомбы Льва Ландау.

Анатолий Васильев в фильме “Дау”

режиссер Анатолий Васильев Дау

Личная жизнь Анатолия Васильева:

Подробности своей частной жизни не опубличивает.

Фильмография Анатолия Васильева:

1988 – Ничего больше не умею (Nieko kito nemoku) (документальный)
1989 – Анатолий Васильев – режиссер театра (документальный)
2002 – Чтобы помнили. Алла Балтер (документальный)
2003 – Чтобы помнили. Юрий Гребенщиков (документальный)
2005 – Острова. Анатолий Эфрос (документальный)
2018 – Дау (Dau) – Пётр Капица

Режиссерские работы Анатолия Васильева:

1974 – Соло для часов с боем (фильм-спектакль)
1976 – Степной король Лир (фильм-спектакль)
1985 – Серсо (фильм-спектакль)
1986 – Путь (фильм-спектакль)
1990 – Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль)
1994 – Каштанка (короткометражный)

Сценарии Анатолия Васильева:

1990 Взрослая дочь молодого человека (фильм-спектакль)

Награды Анатолия Васильева:

1988 – Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского – за постановку спектаклей «Серсо» В. И. Славкина и «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло;
1989, 2007 – два ордена Искусств и литературы (Франция);
1990 – премия критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, Таормина);
1992 – премия «Хаос» – премия Пиранделло (Италия, Агридженто);
1993 – почётное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» – за заслуги в области искусства;
1995 – премия Фонда имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики»;
1997 – лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» (совместно с Игорем Поповым) – за спектакль «Плач Иеремии» на сцене московского театра «Школа драматического искусства»;
1999 – Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства;
2000 – премия «Триумф»;
2005 – орден Академических пальм (Франция).

Источник

Сегодня день рождения большого театрального режиссёра, великого нашего современника Анатолия Васильева. Дата не круглая – 78, но это не отменяет поздравления Мастеру, который, к тому же, сейчас находится в больнице. А самое лучшее лекарство для больного – что кроме таблеток? Правильно – улыбка, смех – прямая дорога к позитиву. 

Мы обратились к такому специалисту, человеку, который сам ни при каких обстоятельствах не теряет чувство юмора и любви к жизни – Иосифу Райхельгауза.  С Анатолием Васильевым они – друзья вот уже примерно полвека. Вместе учились в ГИТИСе, вместе руководили драматическим театром имени Станиславского.  Сегодня Иосиф Леонидович едва ли не первый поздравил своего друга с днем рождения, а нам рассказал несколько забавных историй из жизни Анатолия Александровича.

– Анатолий Васильев – великий русский режиссер, говорит Иосиф Райхельгауз, – таких называют странным словом «культовый!». Но что делать, если другого слова здесь не подобрать. Так сложилось, что мы вместе учились и даже жили вместе. Нет, апологетов актуальных толерантных трендов просьба не беспокоиться – мы просто жили в одной комнате в общежитии ГИТИСа на Трифоновской. Мы – друзья, о чем я с гордость и радостью заявляю. Толя, как старший товарищ, сыграл огромную роль в моей жизни. И, конечно, стал героем некоторых баек. В том числе и иронических. У него с чувством юмора все в порядке.

Гафт и Васильев: первая встреча

Это было в самом начале моей работы в «Современнике». Мой однокурсник и друг Анатолий Васильев начал работать во МХАТе. Мы только получили дипломы. Я репетировал «Из записок Лопатина» , он – «Соло для часов с боем». Васильев рассказывал, что у него играют звезды МХАТа: Прудкин, Яншин, Александровская, Грибов, а я ему хвастался, что у меня играют Табаков, Даль, Добржанская и даже Гафт. Васильев сказал, что ему интересно познакомиться с Валентином Гафтом.  В свою очередь и Валентин Иосифович мне как-то заметил: «Говорят, твой  Васильев гений… Надо познакомиться».

И вот Васильев как-то зашел за мной в «Современник». Возник удачный момент для знакомства. На третьем этаже в переходе, где висела  доска расписания,  было место для  курения. Привел я туда Толю и сказал: «Жди. Сейчас найду Гафта».  Нашел Гафта в репзале  – он репетировал сам с собой, ведя какой-то диалог с невидимым партнером. Проводил  Валентина Иосифовича  на третий этаж. Гафт и Васильев пожали друг другу руки, а  я, решив им не мешать,  отправился на второй этаж в буфет.

В это время мне кто-то сказал, что меня искала Галина Борисовна Волчек. Я быстро поднялся в ее кабинет, но навстречу мне уже шел Гафт. Показав пальцем вниз, где только что произошла историческая встреча с Васильевым, он тем же пальцем стал выразительно крутить возле виска, демонстрируя, что представленный ему режиссер Васильев больной на всю голову. Я вернулся в буфет, куда уже входил Васильев. В ответ на мой вопросительный взгляд,  он,  показывая наверх, где только что оставил Гафта, абсолютно тем же жестом стал крутить у виска…Так гении оценили друг друга.

Кнебель и Васильев

Поскольку нам на курс в ГИТИСе никак не могли найти худрука – мы прогоняли всех, кого считали ретроградами – нас стала учить Мария Иосифовна Кнебель.  Вернее, Мария Осиповна, как ее принято было называть. 

Мы не сразу осознали, как нам повезло. Потому что шли учиться, ориентируясь на таких, как Эфрос, Любимов, Захаров, Товстоногов. А тут какая-то старушка азы рассказывает. Метод действенного анализа, который мы, конечно же, стали называть метод девственного анализа.  Хихикали и над фамилией Кнебель, как полные идиоты. Больше всего нас интересовало, в каких отношениях она состояла со Станиславским – было или не было?! 

А когда прочли в ее автобиографической книге, что она сидела на коленях у Толстого и у того были острые коленки, мы, конечно, живо интересовались, коленка ли это была или что-то другое? На всякие предложения и задания Марии Осиповны мы выдвигали контраргументы. Считали, что все это устарело, Эфрос делает не так. И мы доводили Марию Осиповну чуть ли не до слез. 

У Марии Осиповны был параллельно четвертый курс, где учились интеллигентные люди – Саша Бурдонский, Елена Долгина, ныне работающая в РАМТе с Алексеем Бородиным. Они уже поняли, кто такая Мария Осиповна и пытались нас образумить: ребята, ведите себя нормально, будьте мягче, мы переживаем. Но мы были настроены скептически.

В это время мы с Толей Васильевым выпускали в театре МГУ спектакль, и на афише он поставил фамилию своей мамы – Рабчинский. Однажды Лена Долгина приехала на дачу к Марии Осиповне. Мария Осиповна сидела и занималась каким-то очередным теоретическим трудом у себя в комнате. Ее старшая сестра Елена, очень переживавшая за свою сестру, которую  называла по-еврейски Монале, спросила:

– Леночка, что там за новые студенты у Монале? Они над ней издеваются. Она все время приезжает в слезах. Это какие-то выродки.

Долгина говорит: «Да нет, они интеллигентные ребята – образованные, чудесные. Пройдет время, переменятся. Это просто юношеский максимализм в них бурлит».

Елена Иосифовна не унимается: «Особенно выделяется какой-то Васильев – наверное, жуткий антисемит?» – «Да нет, он на самом деле Рабчинский, и мама у него Анна Давидовна».- « Монале, Монале! Ты слышишь? Оказывается этот бандит Васильев – еврей!»

Смерть от вилки

У нас было 10 советских студентов в ГИТИСе: из Молдавии, Литвы, Армении. Теперь они были бы иностранцами, а тогда считались наши. Они зачислялись по целевому направлению, практически, вне конкурса, чаще значительно уступая  по способностям тем, кто поступал  по конкурсу. 

Среди них были замечательные и талантливые – такие, как  17-летняя Регина Степонавичуте, наивная, впечатлительная и нежная, которую мы, более взрослые, опекали. Но были и такие, кого взяли по совершенно  непонятным критериям. К ним относился  Гриша Мовсесов, который нам сильно не нравился. Мы, как могли, его третировали. Например, если  он, жутко оглядываясь  и опасаясь наших проделок, все-таки приводил к себе девушку в общагу, мы выжидали необходимое время, пока Мовсесов  девушку эту «расслаблял». 

Дождавшись, когда выключится свет и рассчитав все этапы ухаживания, ныне народные артисты и профессора Борис Морозов, Анатолий Васильев, Андрей Андреев, Рифкат Исрафилов и я дружным хором орали под дверью: «Мовсесов, прекратите сейчас же!»  Включался свет, и девушка вылетала из комнаты. Мовсесов нас ответно ненавидел.

Как-то готовились к экзамену по режиссуре. Я побежал в буфет, пока Толя Васильев что-то репетировал. Там была большая очередь. Близко к прилавку стояла Регина, которая пропустила меня. Я что-то быстро купил. Мы сели за стол.

Мовсесов, который стоял в конце очереди, громко сказал: «Эти жиды всегда пролезут без очереди». Я, не раздумывая, метнул в него вилку. Вилка застряла в миллиметре от глаза, хлынула кровь. Я перестал есть – как есть без вилки? Регина выскочила с криком из буфета и прибежала в аудиторию, где репетировал Васильев. Она тихо к нему сзади подошла и прошептала: « Толя, там внизу в буфете Иосиф убил Мовсесова». Васильев, не останавливая репетицию, также негромко ответил: «Наконец-то».

Мовсесов выжил. Но на ближайшей сессии был отчислен за профнепригодность.

Ассистент по ноге

Это было много лет назад. Пятнадцать, может быть двадцать. Анатолий Васильев руководит Школой драматического искусства. Еще не построен театр на Сретенке, а было только здание на Поварской. Васильев вел там занятия, репетиции, мастер-классы, встречи. Надо хорошо понимать, что, с одной стороны,  Анатолий Васильев – выдающийся режиссер нашего времени, а с другой, он всегда сам вокруг себя выстраивал дополнительную ауру, дополнительные измерения. Потому что он очень многим событиям жизни, быта, природным явлениям  придает большое значение.  Поэтому некоторым людям, которые живут нормально, он кажется странным, необъяснимым. А в его системе координат все на своих местах. Вот один из случаев, вполне типичных для него.

Толя ставил спектакль где-то в Италии, я знал, что его еще долго в Москве не будет. Неожиданно раздается звонок.

– Оська, привет, я в Москве, можем увидеться и поговорить?

– Ты же в Италии?

– Понимаешь, я сломал ногу, нога в гипсе, не могу репетировать, и я у себя.

Мы договорились о встрече – с ним всегда надо на точное время договариваться. Например, с 13.45 до 16.20 или с 15.15 до 17.25. И я не обижаюсь, потому что он такой со всеми – даже с самыми близкими людьми. Я пришел в назначенное время на Поварскую. Все, кто попадались мне на пути, от охранника до секретаря, были в курсе моего визита и направляли меня к Анатолию Александровичу  с благоговением: «Да-да, проходите, Анатолий Александрович на месте, он у себя, он вас ожидает».

Я вошел. Толя сидел в удобном кресле. Перед ним стоял мягкий пуфик, а на пуфике лежала его нога в гипсе, укрытая белоснежной простынкой. Мы начали беседовать. Буквально через три минуты беседу прервала милая, симпатичная девушка. Она вошла, неся на подносе какие-то таблеточки, стаканчики. Подошла к Васильеву, что-то нежно прошептала. Он взял, глотнул, запил. Она ушла. Разговор продолжился.  Еще через 10 минут она опять появилась. Приподняла белую простынку, что-то поправила, аккуратно закрыла и ушла.

Я снова что-то начал рассказывать, но девушка вошла опять и стала проводить какие-то очередные манипуляции. Дождавшись ее ухода, я спросил: «Толя, кто это?» – «Не обращай внимания. Это ассистент по ноге». – «????» –  «Я сломал ногу, мне положили гипс, прописали всякие процедуры. Я что  – возьму это в голову? У меня есть ассистент по актерам, по литературной части, по постановочной части. Ну, теперь вот  – ассистент по ноге».

Источник

Приветствую всех читателей и посетителей своего канала. Подписывайтесь, чтобы иметь в своей ленте интересные материалы

Пожалуй, именно эта роль лётчика, мечтающего о большой авиации, и стала по-настоящему звёздной в карьере артиста. Созданный им образ второго пилота Валентина Ненарокова, скромного, трогательного, и глубоко несчастного в личной жизни человека, обеспечил Анатолию Александровичу безоговорочную любовь и симпатии зрителей.

Ему сопереживали, кляли его истеричную экранную жену, жалели маленького, забитого сына, и никто не догадывался в то время, что судьба актёра тесно переплелась с судьбой его персонажа.

кадр из фильма «Экипаж»

Ещё в студенческие годы застенчивого Анатолия окрутила и женила на себе Татьяна Ицыкович. Она была, в отличии от самого парня, живой, заводной, экстравагантной, с ней было весело и легко, но вот беда – не нравилась она Васильеву, он не испытывал к ней никаких чувств.

Но не зря же Таня впоследствии стала той самой «Обаятельной и привлекательной», которая точно знает, что надо делать, чтобы мужчины оборачивались вслед.

В интервью актриса признавалась, что в молодости сама себе не нравилась – была некрасивой, несуразной, слишком крупной и обременённой комплексами и страхами.

Но что было делать? Она не могла позволить себе упустить красавчика Анатолия, ей пришлось буквально брать быка за рога. Они поженились, и довольно неплохо прожили 14 лет, став в 1978 году родителями сына Филиппа.

Татьяна Васильева с сыном Филиппом

К этому моменту Татьяна Васильева была уже достаточно известной актрисой, а у её мужа до съёмок в фильме «Экипаж» была всего одна заглавная роль в картине «Близкая даль». Фильм популярным не стал, и персонаж Васильева зрителям не запомнился.

Жену такое положение дел не устраивало, она требовала от Анатолия большей напористости, заискиваний перед режиссёрами – он ежедневно выслушивал бесконечные незаслуженные упреки и терпел её истерические нападки.

А потом она просто влюбилась, и открыто сообщила об этом мужу. В первый раз тогда Анатолий поднял на женщину руку, но она не обиделась – была согласна, что оплеуха заслуженная и справедливая. После крупного скандала актриса забрала сына и ушла к новому возлюбленному, которым оказался красавец актёр Георгий Мартиросян.

Татьяна не просто ушла – она подала на развод, и всячески препятствовала общению отца с сыном, пока у Анатолия не опустились руки: он перестал искать встреч с Филиппом. Говорят, что от любви до ненависти один шаг – у Васильева и любви то к жене толком не было, зато ненависть к ней оказалась разрушающей.

Актёр так и не смог простить бывшей супруге, что его ребёнка воспитывает другой мужчина – на его счастье он тогда не знал, как мать настраивает сына против него самого, рассказывая всякие, порочащие отца, небылицы.

На неокрепшую психику Филиппа всё это подействовало угнетающе, он собрал все игрушки, переданные для него папой к праздникам, отнёс в театр, где служил тогда Васильев и отдав вахтёру, сказал: Передайте ему, что он мне больше не отец!

кадр из фильма «Экипаж»

Удар, нанесённый Татьяной Григорьевной, был такой силы, что у артиста сдавило сердце, и долго не отпускало (впоследствии эти стрессы и переживания обернулись инфарктом). Он пытался поговорить с сыном, но она пресекала все попытки.

В итоге, отец и сын не общались больше 15 лет, и обязаны своему окончательному примирению первой жене Филиппа. Сейчас они в прекрасных отношениях, и дед очень радуется общению с тремя внуками, которых подарил ему сын.

с сыном Филиппом и внуком

Второй раз Анатолий женился только в 1991 году, хоть думал, что не женится больше никогда. Но простая, непритязательная девушка Вера постепенно вернула актёра к нормальной жизни – он потихоньку забывал весь кошмар, связанный с первым браком, оттаивал душой и вновь начал улыбаться. А через год у них родилась девочка, которую решено было назвать Варварой.

с женой Верой и лочерью

Актёр очень ценил эти отношения, старался во всём помогать жене, сам нянчил дочку, отказываясь от многих ролей, чтобы Вере не пришлось бросать работу. Она только недавно устроилась редактором на телеканал «Культура», очень любила эту деятельность и боялась потерять интересную должность.

Когда Варя подросла, Васильев с головой окунулся в работу, чтобы его любимые девочки ни в чём не нуждались. В те годы он был очень востребован и в кино, и в театральных постановках – только в 2004 году вышло 6 фильмов и сериалов с его участием.

с женой

Настоящим успехом для актёра стало приглашение на роль Юрия Ковалёва, одного из дедушек, в украинскую комедию «Сваты». Он так органично смотрелся, практически жил, в этом образе, что вновь всколыхнул подзабытую зрительскую любовь и признание.

Этот замечательный актёр сыграл в общей сложности в 73 кинопроектах, и в данный момент, несмотря на свой почтенный уже возраст – Анатолию Александровичу тоже 73, как и сыгранных ролей – задействован в съёмках двух фильмов «Андреевский флаг» и «Чудотворная». Эти картины ещё находятся в производстве, но премьеры назначены уже на этот год.

Не оставляет он и любимый театр им. Моссовета, участвует и в антрепризных постановках. Сыну Филиппу уже 41 год, он прекрасный театральный актёр, был дважды женат на актрисах, имеет троих детей.

Дочь Варвара пару лет назад вышла замуж. Стараниями папы с детства начала сниматься в фильмах, но актрисой не стала, работает с матерью на телевидении.

Спасибо, что читаете. Если материал понравился, отблагодарите автора лайком ????

Вам может быть интересно:

Нищая старость звезды советского кино – сегодняшняя жизнь 92-летней Тамары Черновой

Надменная красавица Марта из фильма «Не могу сказать «прощай» – сегодняшняя жизнь актрисы Татьяны Паркиной

«У меня было 3 мужа и одно заблуждение» – как выглядят 4 детей Евгении Добровольской от разных мужей

Источник