Андрей вознесенский биография личная жизнь
Вознесенской Андрей Андреевич (1933-2010) – советский и российский поэт, архитектор, художник и публицист. Один из самых известных поэтов-«шестидесятников» Советского Союза, за своё творчество был награждён в 1978 году Государственной премией СССР и в 2010 году Премией Правительства Российской Федерации (посмертно). В 1996 году во время проведения Парижского фестиваля «Триумф» французской газетой «Нувель обсерватер» Вознесенский был признан «самым великим поэтом современности».
Родители и детство
Андрей появился на свет в Москве 12 мая 1933 года. Его отец, Вознесенский Андрей Николаевич, 1903 года рождения, по профессии был инженером-гидротехником, работал на должности директора ведущей российской организации, которая занималась проектированием водохозяйственных и гидротехнических сооружений (Гидропроект). Андрей Николаевич также имел звания профессора и доктора технических наук, работал в Институте водных проблем Академии Наук СССР, принимал непосредственное участие в строительстве Ингурской и Братской гидроэлектростанций. Имел звание Заслуженного деятеля науки и техники Узбекской ССР.
По отцовской линии у Андрея Вознесенского был прадед – архимандрит, настоятель Муромского Благовещенского собора на Посаде, Андрей Полисадов. По национальности прадед был грузин, его взяли в заложники русские во время покорения Кавказа и увезли с собой в город Муром, где определили в монастырь. Прадед потом окончил семинарию, вступил в брак с русской женщиной и получил церковную фамилию – Вознесенский.
Мама, Вознесенская Антонина Сергеевна (девичья фамилия Пастушихина), 1905 года рождения, происхождением она была из Владимирской области.
У Андрея была ещё старшая сестра Наташа.
Неподалёку от Владимира на реке Киржач расположен одноимённый городок. Здесь, на маминой родине, и прошло детство будущего поэта. Когда началась война, Андрюша с мамой были эвакуированы за Урал в город Кургану, где их приютила у себя семья машиниста. В 1941-1942 годах Андрей учился в Кургане в школе № 30. Через много лет он вспоминал этот город: «Эвакуация забросила нас в ужасную дыру, но какой же эта дыра была доброй!»
Из эвакуации Андрюша с мамой вернулись в Москву, где он пошёл в одну из старейших школ города (сейчас это учебное заведение № 1060). Эту школу в своё время окончил знаменитый режиссёр Андрей Тарковский.
Юность
С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку. Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.
Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно. И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов – одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.
Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени – периода признания Вознесенского как поэта.
Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее. Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт. Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.
Творчество
По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».
В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.
А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.
В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.
1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.
В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.
Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.
Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.
Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».
Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.
В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.
На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:
- «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
- «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);
- «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
- «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
- «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
- «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
- «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).
Личная жизнь
Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.
В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.
Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.
Болезнь и смерть
На самом деле смерть как будто постоянно преследовала его и тихо отступала. В 70-х годах по Советскому Союзу прокатился слух о том, что поэт Андрей Вознесенский попал в аварию и разбился. Авария, и правда, была, машину смяло, как говорится, всмятку, но все, кто в ней находился, остались живы. За рулём был знаменитый писатель и поэт Казахской ССР Олжас Сулейменов. В машине также находилась актриса Татьяна Лаврова, которая была для Вознесенского его вечной и яркой влюблённостью.
Вторая авария случилась в жизни поэта, когда он ехал на такси к себе домой в Переделкино. Машина снова была смята в хлам, а поэт остался жив благодаря своей любимой песцовой лохматой шапке. Смерть снова обошла его, а он позднее написал стихи, где благодарил неведомого зверя, из которого пошили спасительную шапку.
Третий раз поэту повезло, когда он должен был улетать из Новосибирска в Москву и опоздал на свой самолёт, который во время этого полёта разбился.
В 1995 году медики диагностировали у Андрея Вознесенского первые признаки болезни Паркинсона. У него начали слабеть мышцы горла и конечностей.
В 2006 году у поэта случился первый инсульт. Последствия после него были тяжёлыми: почти полная парализация левой руки и проблемы с ногами, Андрей Андреевич очень тяжело стал передвигаться.
В 2010 году у него случился второй инсульт и потеря голоса. В мае этого же года Вознесенский с супругой Зоей Богуславской уехали в одну из лучших немецких клиник в город Мюнхен. Медиками ему была сделана операция, в ходе которой устранили атеросклеротическое повреждение артерий, что предотвращало возможность последующих инсультов. Но оперативные действия хирургов из Германии не смогли надолго продлить жизнь поэту.
1 июня 2010 года у Вознесенского случился третий инсульт. В 13 часов 10 минут его сердце остановилось. Перед этим жена вызвала «Скорую помощь», но когда медики приехали, поэт уже был мёртв. Когда тело Вознесенского увозили в морг, у ворот дома уже лежали красные гвоздики.
Андрей Андреевич проживал в Переделкино, рядом находилась дача-музей его учителя Бориса Пастернака. Ученик прожил дольше своего наставника на пятьдесят лет и два дня. За это время Вознесенский ежегодно на день рождения Пастернака (6 февраля) и в день его смерти (30 мая) приходил на дачу своего учителя. После смерти Пастернака в его рабочем столе была найдена тетрадь, подписанная «Андрюшины стихи», в нескольких местах простым карандашом стояли какие-то пометки. Вознесенский оказался очень благодарным учеником. За полвека он только один раз не пришёл на дачу-музей Пастернака, 30 мая 2010 года. Он просто не мог этого сделать физически, а быть может, почувствовал, что через два дня он встретится со своим наставником уже навсегда…
Источник
Оглавление
- Личная жизнь Андрея Вознесенского
- Верная жена и подруга поэта – Зоя Богуславская
- Дети Андрея Вознесенского
Андрей Вознесенский – не просто выдающийся поэт. Он – настоящая легенда, воплотившая в себе целую эпоху. Славу Вознесенского в 60-х годах можно сравнить с популярностью музыкантов группы «Beatles». Его строки известны людям всех возрастов и поколений. Легендарный поэт ушёл из жизни счастливым человеком. Жена Андрея Вознесенского была рядом с ним до последнего вздоха.
Супруги прожили вместе больше 45 лет. Зоя Богуславская была для поэта музой и надёжным тылом. Она всегда поддерживала мужа, не бросала в сложные минуты, многое ему прощала, даже измены.
Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская
Вознесенский был влюбчивым человеком, биография поэта-песенника насчитывает несколько женщин, которых Андрей Андреевич называл «судьбами».
Личная жизнь Андрея Вознесенского
Первой музой великого поэта стала Белла Ахмадулина. На момент, когда между ними закрутился роман, женщина находилась в браке с Евгением Евтушенко.
К слову, Вознесенский всю жизнь дружил с Евтушенко, даже одна любовь на двоих не смогла испортить их тёплые отношения. Белла долго не могла метаться между двумя мужчинами. Она выбрала Андрея Андреевича и подала на развод.
Однако семья Ахмадулиной и Вознесенского существовала недолго. Расставшись, они сохранили дружеские отношения.
С Беллой Ахмадулиной
Страстной любовью Андрей Андреевич воспылал к молодой и привлекательной актрисе Татьяне Лавровой. Их роман длился несколько лет, был очень бурным и навсегда оставил след в жизни и творчестве советского поэта.
Ходят слухи, что именно расставанию с Лавровой Вознесенский посвятил стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь».
Свои любовные отношения актриса и поэт тщательно скрывали. Если бы окружающие узнали о связи Лавровой и Вознесенского, их бы осудили за аморальное поведение.
На фото: Татьяна Лаврова
Дело в том, что все годы, пока Андрей Андреевич крутил роман с актрисой, он находился в законном браке с Зоей Богуславской. Поэт любил свою супругу, ценил её, но не мог сдержать чувств, которые испытывал к Татьяне Лавровой. Жена Андрея Вознесенского знала о тайном романе мужа, но всё ему прощала.
Верная жена и подруга поэта – Зоя Богуславская
Мало кто верил, что их брак выдержит испытание временем. Но они доказали, что любовь способна пережить многое. Их знакомство произошло в Дубне. После встречи с Зоей личная жизнь Андрея Вознесенского круто поменялась. Он бегал за девушкой, не давал ей прохода. Даже разница в возрасте (Зоя была старше на 9 лет) не пугала настойчивого ухажёра.
С Зоей Богуславской
На тот момент Богуславская была замужем и воспитывала 8-летнего сына. Хоть семейная жизнь давно дала трещину, Зоя не решалась уйти от супруга с ребёнком на руках. Но знакомство с Вознесенским стало поворотным в её биографии. Андрей долго добивался внимания умной и красивой девушки. И её сердце всё же растаяло. Между ними завязался роман, влюблённые вскоре поехали вместе отдыхать в Ялту. Там Богуславская под диктовку нового ухажёра написала заявление о разводе. Супруг пытался вразумить Зою, утверждал, что её роман с Вознесенским продлится не больше года. Но он не угадал.
Вознесенский и Богуславская прожили вместе больше 45 лет
Богуславская ушла от обеспеченного мужа Бориса Кагана, променяв его на талантливого, перспективного, но бедного поэта. Новоиспечённая семья вынуждена была скитаться по съёмным квартирам, бороться с безденежьем. Первое время основным источником дохода была зарплата Зои. В самые сложные моменты жена Вознесенского думала, что её бывший муж был прав. Но жизнь супругов вскоре наладилась.
Дети Андрея Вознесенского
Ни первая, ни вторая супруги не подарили легендарному поэту наследников. Андрей Андреевич воспитывал сына Богуславской от первого брака. Никто и не догадывался, что у поэта есть внебрачная дочь. О том, что дети Андрея Вознесенского – это не выдумка, а реальность, общественность узнала лишь через несколько лет после его смерти.
С дочкой Ариной и младшим внуком Франческо-Андреем
Оказалось, что у легендарного поэта-шестидесятника есть родная дочь – Арина Андреевна Вознесенская. Девушка в течение долгих лет проживает со своей матерью Анной Вронской в США. Арина растит двух замечательных сыновей – внуков Андрея Андреевича.
Арина Вознесенская с мамой Анной и двумя сыновьями
С Анной Вронской Вознесенский познакомился во время одного из своих интервью. Девушка на тот момент была студенткой ВГИКа и, видимо, не смогла устоять перед чарами опытного ловеласа. О рождении малышки Арины знали только самые близкие люди поэта. Когда девочка была еще маленькой, Вознесенский посвятил ей трогательные строки:
«Инфанта сероглазая моя,
Очнусь от гениальной простоты:
Я-Ты
Впервые я пугаюсь муравья
И прячусь в земляничные листы…»
По словам Арины, отец часто навещал её с матерью в Америке. Девушка с детства знала, кто её родной папа и не чувствовала себя обделённой. Когда Андрей Андреевич серьёзно заболел, его жена позвонила Арине, чтобы та успела навестить отца.
Анна Вронская и Арина Вознесенская
Девушка прилетела в Россию с маленьким сыном на руках. Так Вознесенский впервые увидел своего внука Франческо-Андрея. Женщина рассказывает, что оба её сына знают, каким талантливым и выдающимся был их родной дедушка.
«…Каждый год мы с детьми стараемся приезжать в Москву накануне дня рождения папы. Мне очень хочется, чтобы мои дети знали, каким великим человеком был их дед».
Арина Андреевна поддерживает хорошие отношения с Зоей Богуславской. Когда дочь поэта прилетает в Москву, они обязательно встречаются, чтобы поговорить, поделиться новостями, вспомнить что-то хорошее.
Могила Андрея Вознесенского на Новодевичьем кладбище
Естественно, женщины вспоминают об Андрее Андреевиче, которого не стало 1 июня 2010 года. Легендарный поэт покинул этот мир в возрасте 77 лет. Его могила находится на Новодевичьем кладбище.
Источник
Андрей Вознесенский — биография
Андрей Вознесенский – советский поэт-классик XX века. Яркий представитель поколения шестидесятников, получивший широкую известность во время хрущевской оттепели, он писал не только стихи, но и публицистику. Андрей Вознесенский проявил себя как поэт-песенник. Его творчество не слишком одобряли власти, несмотря на такое отношение, Андрей Андреевич стал лауреатом Государственной премии СССР. Лирика Вознесенского пользуется особенным спросом у благодарных читателей.
Детство
Андрей Вознесенский – коренной москвич. Он родился 12 мая 1933 года, был вторым ребенком в семье, старшую сестренку звали Наташей. Его отец, инженер-гидротехник, занимался строительством мощных гидроэлектростанций – Братской и Ингурской. Впоследствии инженер Вознесенский стал профессором, главой Института водных проблем.
Андрей Вознесенский в детстве
Первые годы своей жизни мальчик жил в Киржаче (Владимирская область), родном городе мамы, Антонины Сергеевны. Когда началась война, Андрей вместе с мамой оказался в эвакуации, в городе Кургане. В то время мальчику уже исполнилось восемь лет, он был учеником младших классов. Уже в то время Андрей воспринимает Курган как захолустный городишко, называет его настоящей «дырой», но отмечает, что в этой «дыре» к ним с матерью относились с большим теплом.
После войны семья Вознесенских возвращается в Москву, Андрей становится учеником одной из лучших столичных школ. Мальчик рано начал писать стихи, в подростковом возрасте он отважился показать эти творения своему кумиру – Борису Пастернаку. Маститый поэт оценил стихотворения юного коллеги чрезвычайно высоко. Вознесенский и Пастернак подружились, влияние Бориса Леонидовича на молодого поэта было огромным.
Именно Пастернак настоял на том, чтобы Андрей стал студентом архитектурного института. Казалось бы, он предлагал юноше совершенно немыслимый компромисс, человеку с гуманитарным складом ума тягостно учиться в подобном ВУЗе. Но Борис Леонидович опасался, что в литературном ВУЗе преподаватели быстро загубят поэтический дар его молодого коллеги. В 1957 году Вознесенский получил диплом о высшем образовании, написав по поводу этого события яркие строки: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..». Поэт на самом деле навсегда, и очень радостно расстался с архитектурой, он ни дня не работал по специальности.
Литература
Творческая биография поэта Вознесенского развивалась очень быстро. Уже в 1958 году любители поэзии впервые познакомились с его стихами. Они казались необычными, эффектными, насыщенными яркими метафорами. Читать Вознесенского непросто, в каждой его строке есть подтекст. Его стихи были новаторскими, на творчество молодого поэта оказывает большое влияние не только Пастернак, но и Маяковский, футурист Кирсанов.
В 1960 году выходит первый сборник поэзии Андрея Вознесенского. Молодой человек назвал его «Мозаикой». В своих произведениях поэт позволяет себе критиковать власть, политический строй. После выхода таких стихов он становится неугодным, произведения Вознесенского называют «неформатом», ставят их в один ряд с творчеством Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. Пострадал и редактор, давший распоряжение на издание сборника молодого бунтаря. Он рассчитался за публикацию крамольных стихов своей должностью, а сам тираж с большим трудом удалось сберечь от уничтожения.
Так была встречена первая книга поэта, но властям не удалось запугать молодого неформала. Через несколько месяцев выходит следующий сборник стихов Вознесенского, который он назвал «Параболой». Книга выходит огромным тиражом, и тут же превращается в библиографическую редкость. Далеко не все желающие смогли приобрести стихи молодого поэта. Его стали приглашать на закрытые вечера, где собирались опальные поэты и читали свои произведения. Коллеги, воспевающие существующий строй, делают Вознесенского персонажем стихотворных карикатур.
Всемогущий генсек Никита Хрущев не собирается мириться с поэтом-оппозиционером, он намерен навсегда изгнать Вознесенского из страны.
Но он уступил просьбе Джона Кеннеди, которая утихомирила воинственного политика. Брат президента Соединенных Штатов, Роберт Кеннеди, очень тепло относился к творчеству Вознесенского, и даже переводил его произведения на английский язык. Американский президент не остановился на достигнутом результате, он добился еще одной преференции для Вознесенского. По распоряжению Хрущева поэта стали выпускать за границу. В США Андрей Андреевич познакомился с драматургом Артуром Миллером, поэтом Алленом Гинзбергом, Мэрилин Монро. Голливудской кинодиве поэт посвятит стихотворение. Со своими стихами Вознесенский объездил всю Европу, где к его творчеству относились очень тепло.
В 1962 году поэт выпускает очередной сборник стихов, назвав его «Треугольная груша». Власти крайне недовольны его творчеством, Вознесенского критикуют, унижают, в газетах появляются разгромные статьи по поводу его личности и творчества. Но обычным советским читателям нравятся стихи Андрея Андреевича, они точны и правдивы. Произведения этого поэта выпускаются в «самиздате», их перепечатывают, передают друг другу «из-под полы». И это вдохновляет литератора на новые трудовые подвиги.
Андрей Вознесенский — Сон
Я шел вдоль берега Оби,
я селезню шел параллельно.
Я шел вдоль берега любви,
и вслед деревни мне ревели.
И параллельно плачу рек,
лишенных лаянья собачьего,
финально шел XX век,
крестами ставни заколачивая.
И в городах, и в хуторах
стояли Инги и Устиньи,
их жизни, словно вурдалак,
слепая высосет пустыня.
Кричала рыба из глубин:
«Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства».
Я шел меж сосен голубых,
фотографируя их лица,
как жертву, прежде чем убить,
фотографирует убийца.
Стояли русские леса,
чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
как человек перед расстрелом.
Дубы глядели на закат.
Ни Микеланджело, ни Фидий,
никто их краше не создаст.
Никто их больше не увидит.
«Окстись, убивец-человек!» —
кричали мне, кто были живы.
Через мгновение их всех
погубят взрывы.
«Окстись, палач зверей и птиц,
развившаяся обезьяна!
Природы гениальный смысл
уничтожаешь ты бездарно».
И я не мог найти Тебя
среди абсурдного пространства,
и я не мог найти себя,
не находил, как ни старался.
Я понял, что не будет лет,
не будет века двадцать первого,
что времени отныне нет.
Оно на полуслове прервано…
Земля пустела, как орех.
И кто-то в небе пел про это:
«Червь, человечек, короед,
какую ты сожрал планету!»
Вознесенский работает очень много. Каждый год он радует своих поклонников новой книгой великолепных стихов. Особенно привлекают читателей его стихотворения о любви. Вознесенский – настоящий романтик, самое высокое человеческое чувство он воспевает в стихотворениях «Сон», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Эмоции, которые рождаются в его произведениях о любви, крайне полярны. Они возносятся к вселенской любви, либо падают вниз, к полюсу всеобъемлющего трагизма.
Пиком творчества Вознесенского критики считают его либретто, которое стало основой для создания ленкомовской рок-оперы «Юнона и Авось» (1981). Композиции «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили и производят на слушателей незабываемые впечатления. С первых дней показов спектакля в зале был аншлаг. Однако в скором времени в иностранной прессе появились статьи, которые осложнили судьбу рок-оперы. Театральную труппу с этой постановкой долго не выпускали за границу, достать пластинку с рок-оперой можно было только путем невероятных усилий.
Андрей Вознесенский
В своей любовной лирике автор использует странные, и даже как будто бессмысленные эпитеты. Но именно эти слова очень точно передают высокие чувства, которые обуревают поэта, и вызывают трепетный отклик в душах читателей и слушателей. «Юнона и Авось» — не первое театральное воплощение высокой поэзии Андрея Вознесенского. Поэтический цикл «Антимиры» в театре на Таганке тоже шел с аншлагами. Музыку к этой постановке писали Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий.
Поэт писал и масштабные произведения, он оставил своим читателям восемь поэм, среди которых особо значимыми признаны «Оза», «Ров», «Лонжюмо». Свое произведение «Андрей Полисадов» он посвятил прадеду, который был архимандритом в Муроме. В 1993 году в журнале «Дружба народов» была опубликована последняя поэма Вознесенского. Этот безразмерный молитвенный сонет получил название «Россия воскресе». Кроме стихотворений, поэт писал мемуары и публицистику, есть у него и большое прозаическое произведение – «Прорабы духа».
Вознесенский – знаменитый поэт-песенник. Многие песни, написанные на его стихи, стали настоящими хитами. Главным шлягером советской эпохи считается «Миллион алых роз». Его песни о любви имеют глубокий смысл, по этой причине они до сих пор не потеряли своей популярности. Композиции «Танец на барабане», «Подберу музыку», «Верни мне музыку» востребованы до сих пор. На стихи Андрея Вознесенского создавали настоящие шедевры известные композиторы – Стас Намин, Игорь Николаев, Оскар Фельцман, Раймонд Паулс, Микаэл Таривердиев, Евгений Мартынов.
Андрей Вознесенский с Пстернаком
Вместе со своей семьей поэт поселился в Переделкино, недалеко от дачи своего наставника, Бориса Пастернака. В доме-музее Пастернака есть уникальная вещь – портрет Бориса Леонидовича, сделанный руками Вознесенского. Поэт, преклонявшийся перед творчеством старшего товарища, сделал его портрет в седьмом классе на уроке труда. Дважды в год благодарный ученик посещал дачу мэтра, в день его рождения и в день кончины. Он ни разу не пропустил эти даты.
Личная жизнь
Первой женой поэта стала Белла Ахмадулина, покинувшая ради него Евгения Евтушенко. Их союз был недолгим. Вторая жена, Зоя Богуславская, известный литератор, ради Андрея Вознесенского пошла на развод со своим супругом. Ее увлечение поэтом оказалось настолько сильным, что женщина не побоялась разрушить благополучный брак. От второго мужа у Зои остался сын, совместных детей с поэтом у нее не было.
Андрей Вознесенский с Беллой Ахмадулиной
Именно эта женщина стала настоящей хранительницей очага семьи Вознесенских. Их брак с поэтом длился 46 лет, муж скончался на руках у любящей жены. Вполне возможно, что их союз не был безоблачным.
Андрей Вознесенский с Зоей Богуславской
Есть версия, что Вознесенский пережил сильное увлечение Татьяной Лавровой, которой он посвятил бессмертные строки «Я тебя никогда не забуду». В одной из своих книг Василий Аксенов описывает этот роман.
Причина смерти
Когда поэту было 62 года, доктора обнаружили у него первые признаки болезни Паркинсона. Со временем у Вознесенского стали слабеть мышцы конечностей и горла. Впоследствии он пережил три инсульта, в 2006 и 2010 годах. Третий удар стал последним, в это время литератор находился в своем доме в Переделкино.
Могила Андрея Вознесенского
Даже перед самой кончиной, он, потерявший голос, тихонько нашептывал Зое Борисовне свое новое стихотворение. Прах большого русского поэта покоится на Новодевичьем кладбище. Рядом с этим местом – могилы его родителей.
Сборники
- Мозаика
- Парабола
- 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша»
- Антимиры
- Мой любовный дневник
- Ахиллесово сердце
- Стихи
- Тень звука
- Взгляд
- Выпусти птицу!
- Дубовый лист виолончельный
- Витражных дел мастер
- Соблазн
- Избранная лирика
- Безотчётное
- Иверский свет
- Прорабы духа
- Ров
- Аксиома самоиска
- Гадание по книге
- Не отрекус
- Страдивари сострадания
- Девочка с пирсингом
- Шар-Пей
- Возвратитесь в цветы!
- СтиXXI
- Тьмать
- Ямбы и блямбы
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник