Антонова музей пушкина биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2020; проверки требуют 4 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Антонова.
Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013)[2] и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения[3][уточнить].
Академик РАО (АПН СССР, 1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2017). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Участник Великой Отечественной войны.
Биография[править | править код]
Ирина Антонова родилась в Москве в семье участника Октябрьской революции, судового электрика, затем директора Института экспериментального стекла Александра Александровича Антонова и Иды Михайловны Хейфиц (умерла, когда ей было 100 лет и 5 месяцев).
С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре[4].
С 1940 года — студентка искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне[4]. В 1945 году присвоено сразу звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве.
В 1945 году окончила МГУ, 10 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других[5].
В 1981 году вместе с пианистом Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.
Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже.
Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).
В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина[6].
11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России[7]. Спустя три месяца, уже после своей отставки, Антонова назвала данное назначение «безумием чистейшей воды», единственный смысл которого заключался в том, чтобы оправдать или сгладить её предстоящий уход с поста директора ГМИИ[2].
В мае 2013 года Антонова снова выдвинула идею, которую она высказывала ещё в 2009 году[8], о воссоздании в Москве музея нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры России В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой[2][9].
В интервью «Известиям» Антонова упрекнула бывших министра культуры А. Авдеева и экономического развития Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента России по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея[2].
10 июля 2013 года приказом Министерства культуры освобождена от должности директора ГМИИ с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак[10]. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены министерством. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак[2].
Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.
После отставки Антонова назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина[11].
Семья[править | править код]
- Муж — Евсей Иосифович Ротенберг (1920—2011) , доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, заведующий сектором классического искусства Государственного института искусствознания[12].
- Сын — Борис Ротенберг (1954). Инвалид с детства.
Взгляды и увлечения[править | править код]
Ирина Александровна Антонова придерживается левых политических взглядов и является сторонницей идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Симпатизирует Путину, но осуждает тюремный приговор для Pussy Riot. Считает себя человеком нерелигиозным. Любит стихи Пастернака. Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и «никогда не держала фигу в кармане»[2].
В апреле 2000 года подписала письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне[13][14].
В 2014 году подписала Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[15].
Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.
Академические звания и степени[править | править код]
- Действительный член АПН СССР (1989),
- Действительный член Российской академии художеств (2001, член-корреспондент 1997),
- Член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
- Почётный доктор РГГУ,
- Доктор искусствоведения
Награды[править | править код]
Вручение Президентом России Владимиром Путиным ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 мая 2002 года
Вручение Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 3 мая 2012 года
На церемонии вручения Государственной премии РФ. Кремль, 12 июня 2018 года
Ирина Александровна Антонова — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из восьми женщин, наряду с Майей Плисецкой, Галиной Волчек, Галиной Вишневской, Валентиной Матвиенко, Людмилой Вербицкой, Инной Чуриковой и Татьяной Дорониной):
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (6 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие музейного дела, сохранение и популяризацию отечественного и мирового культурного наследия[16]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20 марта 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры[17]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 марта 1997 года) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в сохранение национального культурного достояния России[18]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 февраля 2012 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю общественную деятельность[19]
- Знак отличия «За благодеяние» (20 марта 2017 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры, активную общественную деятельность, направленную на повышение уровня нравственности и толерантности в обществе, многолетнюю плодотворную деятельность[20].
- Орден Октябрьской Революции
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден Дружбы народов (14 ноября 1980 года) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады[21]
- Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (21 июня 1979 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства[22]
- Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года (8 июня 2018 года)[23]
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области просветительской деятельности) (27 мая 1996 года) — за Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1981—1995 годы)[24]
- Командор ордена Почётного легиона (Франция)
- Командор ордена Искусств и литературы (Франция),
- Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (7 декабря 2000 года)[25].
- Почётная грамота Правительства Москвы (19 марта 2002 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и в связи с юбилеем[26].
- Общественная премия «Сокровищница Родины»[27].
- Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии бизнеса и предпринимательства[28] в 2001 году.
- Золотая медаль имени Льва Николаева (2011) — за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры[источник не указан 607 дней].
- Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея» за 2013 год.
- Императорский Орден Святой Великомученицы Анастасии (12 июля 2013 года, Российский Императорский Дом) — в воздаяние заслуг перед Отечеством и во свидетельство особого НАШЕГО благоволения[29].
- Лауреат специальной номинации «За выдающийся вклад в сохранение и развитие российской культуры» в рамках Всероссийской премии финансистов «Репутация» (2012 год)[30].
- Медали СССР.
- Медали Российской Федерации.
Участие в телепроектах[править | править код]
- Телеканал «Культура». «Пятое измерение»[31] (автор и ведущая).
- К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в фильме Леонида Парфёнова «Глаз Божий» выступила рассказчиком о событиях, участником которых была сама. В игровых эпизодах Антонову в молодости сыграла Марина Зудина.
- К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в проекте «Дорога памяти»[32].
Публикации[править | править код]
- Выставка картин Дрезденской галереи: Каталог / Составители: И. Антонова, А. Замятина. — М.: ГМИИ, 1955. — 128 с. — 125 000 экз. (обл.)
- Антонова И. А. Веронезе: (Паоло Веронезе). — М.: Искусство, 1957. — 60, [30] с. — 20 000 экз. (обл.)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Антонова, Ирина — статья в Лентапедии. 2012 год.
- Интервью Ирины Антоновой телеканалу «Искусство ТВ», 2011
- Пушкинский музей привезет в столицу картины Тициана и откроет новую выставочную площадку — Ирина Антонова
- Мир не спасет, но жизнь обогатит: президент Пушкинского музея о красоте, искусстве и своей работе
Источник
Ирина Антонова
Ирина Александровна Антонова — настоящая легенда: она всю жизнь руководила одним из лучших музеев страны — Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сейчас Антоновой 97 лет, и она по-прежнему активно работает, занимая должность президента музея. У нее репутация “железной леди”, при этом о ней отзываются как об очень интеллигентном и жизнелюбивом человеке.
Недавно рассказ о жизни Ирины Александровны уже появился в блогах на “Сплетнике”, и мы решили узнать еще больше подробностей о биографии этой легендарной персоны.
“Советский ребенок”
Ирина Антонова родилась в Москве. Ее отец был электриком, при этом, как она говорит, “прошел путь от монтера до человека, который получил высшее образование, но с младенческих лет любил литературу, музыку, театр”. В свое время Александр Антонов возглавил Институт экспериментального стекла. В начале столетия вступил в большевистскую партию, и его дочь говорит, что была “очень советским ребенком”:
Была уверена, что живу в великой стране, которая строит великое будущее.
Мать Антоновой из Литвы. Она училась в Харьковской консерватории, прекрасно пела — даже оперные арии. Поскольку отец тоже любил музыку, с детства Ирина Александровна слышала в доме классику:
Отец покупал пластинки. В конце 20-х — начале 30-х мы жили в Германии несколько лет, папа работал в посольстве, и мы были завалены пластинками Тосканини и других.
Отец дружил с директором Большого театра Малиновской. Мы сидели в Большом очень часто. Точнее, я не столько сидела, сколько спала за ложей. Первый акт я выдерживала, но мне было шесть-семь лет.
Ирина Антонова с родителями
Познакомились родители Антоновой на войне, а потом вместе переехали в Москву:
Мама работала наборщицей в типографии. Ей приходилось работать и по ночам. А мы тогда как раз жили с ней одни, без папы. И мне, трехлетней, снились сны, как мама уходит от меня вслед за солдатами. Это был синдром одиночества маленького ребенка. Мы с мамой были большие подруги. Она умерла, когда ей было больше 100 лет. До последнего была на ногах,
— рассказала Антонова в интервью изданию “Только звезды”.
В какой-то момент у отца Ирины Александровны появилась другая семья, в ней тоже родилась дочка — Галина. Впоследствии она стала известной художницей по стеклу. В детстве девочки три года провели вместе, когда их отца отправили по работе в Берлин.
А потом отец вернулся в нашу семью, но я всегда чувствовала напряженность в отношениях родителей,
— говорит Ирина Александровна.
Музей
Антонова в детстве мечтала стать балериной или артисткой цирка, но поступила на искусствоведческое отделение в Институт философии, литературы и истории, который через год после ее поступления объединили с МГУ. Во время войны она работала медсестрой.
В первый послевоенный год Ирина Александровна пришла работать научным сотрудником в ГМИИ имени Пушкина, окончив учебу.
О своих впечатлениях от нового места работы она рассказывает:
Когда я пришла работать в музей, сказала себе: “Долго я здесь не задержусь”. Я любила искусство, но в 1945 году музей был пустой: картин на стенах не было, стояли ящики, еще не распечатанные. Только холод и весьма пожилой персонал — многим тогда было лет по пятьдесят. Я подумала: “Неужели они будут моими подружками? Какой кошмар!”.
Через 16 лет работы в музее Антонова была назначена его директором.
В числе своих поводов для гордости на этом посту Антонова называет выставку 1981 года “Москва — Париж”. В интервью для “Известий” она вспоминает:
Люди и не подозревали обо всех этих Малевичах, Филоновых и прочих. Это было открытие самих себя. Я вас уверяю, публика приходила не столько на французов, сколько на наше искусство. Был великий праздник, никто просто не верил, что это возможно.
По мнению Антоновой, ни одной выставке пока не удалось превзойти по популярности “Москву — Париж”. В традиционной рубрике журнала Esquire “Правила жизни” Ирина Александровна говорила:
Вопрос, где делать выставку “Москва — Париж”, обсуждался в Центре Помпиду. Фраза тогдашнего директора Третьяковки стала почти крылатой: “Через мой труп”. Примерно так же отреагировала Академия художеств. Но я сказала следующее: “Знаете, коллеги, у нас такая подпорченная репутация из-за международных выставок, что эту я бы взяла на себя”. Все облегченно вздохнули. С моей стороны это уже был поступок.
Как отмечает российский Vogue, Ирина Александровна к тому же была первой, благодаря кому моду в нашей стране приравняли к искусству: в 2007 году рядом с Давидом работы Микеланджело публике представили наряды Chanel, в 2011-м — показали выставку, посвященную Dior.
В целом Антонова всегда придерживалась принципа: публике нужно видеть великое искусство разных эпох, нельзя ее “кормить только одним каким-то продуктом”:
Конечно, надо показывать современное. Но мы это и делали: мы первыми показали Энди Уорхола, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Билла Виолу, Йозефа Бойса… Мы сделали “Москву — Париж”, “Москву — Берлин”. Я уж не говорю о Пикассо, которого мы показывали с 1956 года вопреки всему. Наша сила в том, что, опираясь на все мировое искусство, мы выискиваем те новые явления, которые считаем нужным показать публике. И должны за них отвечать. Ведь мы это искусство рекомендуем, музеефицируем, включаем в орбиту великой истории культуры. Поэтому мы должны быть очень разборчивы. В этом разница между музеем и галереей. Когда что-либо новое показывает музей, на мой взгляд, это предполагает особую ответственность.
Ирина Александровна признается: она не жалеет, что вся ее жизнь оказалась связана с ГМИИ.
Я думаю, что музей — это фантастическое создание, это удивительный организм, особенно такой музей, в котором работаю я, — музей мирового искусства, где перед вами проходит вся мировая история искусства, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем. Это дает каждому человеку, который долго работает в музее, как мне кажется, специальное измерение внутреннее: он соотносит себя со всем миром.
Президент
Летом 2013 года Антонова покинула пост директора ГМИИ по собственному желанию. Она говорит в интервью “Собеседнику”, что на это у нее была “причина личного характера”, но не скрывает, что на ее решение повлияла и ситуация с разделом коллекции Музея нового западного искусства. Еще в 1948 году по указу Сталина музей был ликвидирован как вредящий “воспитанию советского человека”. Собрание музея перевезли в Пушкинский, но потом разделили: часть коллекции осталась там, часть переехала в Эрмитаж.
Антонова называет это катастрофой, поскольку произошел “раздел единой коллекции великого музея”:
А в результате Москва лишилась первого в мире музея современного искусства. Первого, потому что он был создан в 1923‑м, на пять лет раньше знаменитого нью-йоркского Museum of Modern Art. Когда я в 2012 году изложила проблему на встрече президента Владимира Путина с деятелями культуры, он, как мне показалось, отнесся к ней с пониманием.
Однако призывы Антоновой к восстановлению музея ни к чему не привели. По ее словам, та ситуация вызвала в ней “естественное отвращение”, и вскоре она приняла решение уйти со своей должности. Но не стала отвергать предложение занять должность президента ГМИИ из-за нежелания покидать свой музей окончательно.
На этой должности, как говорит Антонова, свободного времени у нее стало еще меньше, появилось больше новых, интересных для нее проектов — научных, просветительских. Она продолжает вести лекции — в том числе специализированный курс для людей старше 55 лет. К тому же в музее постоянно проходят выставки, и в организации каждой Ирина Александровна принимает активное участие.
При этом она не боится выражать несогласие с решениями руководства ГМИИ. Так, в интервью трехлетней давности для ТАСС выразила свою позицию:
Проводится масса абсолютно ненужных, лишних выставок. Количество их зашкаливает. 40 выставок в год, 50… Куда столько? Ни один серьезный музей мира этого не делает. Три-четыре крупные выставки — норма.
На открытии выставки работ английского художника Уильяма Тернера: Ирина Антонова, Светлана Медведева, Александр Авдеев, Алишер Усманов и Ирина Винер
Ирина Александровна говорит, что, несмотря на ее довольно жесткий характер, в коллективе музея у нее никогда не было ни с кем конфликтов. По поводу того, что ее называют “железной леди”, она высказалась в интервью для “Известий” так:
Просто я старалась никогда не врать моим коллегам, а когда говоришь, что думаешь, это не может всем нравиться. Но я понимала, что отвечаю за музей и должна добиваться результата, а потому настаивала. Помимо удовольствия я получаю за свою работу деньги — значит, должна делать дело. Но никто из-за меня не ушел из музея.
Взгляды на современное искусство
Ирина Александровна воздерживается от того, чтобы строго критиковать современных авторов, но говорит, что далеко не все, что представляется как искусство, она считает таковым:
Большое количество сегодняшних произведений на самом деле искусством не являются. Это какое-то другое измерение — тоже, если хотите, творческое, в том смысле, что придуманное, но это явление не художественное. Да, разумеется, я могу, как все люди, ошибаться, но я доверяю своему восприятию, которое прошло все-таки очень длинный путь. И моя задача — отделить искусство от неискусства.
Что касается восприятия искусства современным поколением, то Ирина Александровна говорит, что ее расстраивает одно: мы живем в “век репродукций”, лишаясь прямого контакта с произведениями художников:
Знаю многих людей, кто судит о выставках по телепередачам, они говорят: ну мы же все видели, чего нам туда идти. Вот это прискорбно. Люди отвыкли от прямого общения с искусством, а всякая репродукция ущербна изначально. Поскольку для глубокого погружения и понимания искусства важно абсолютно все: манера и техника письма, цвет и насыщение полотна, которые никакой копией не передаются адекватно, размер подлинника и материал — мрамор, например, или бронза. Я уже не говорю, как важна атмосфера, особенно если это фреска или скульптура, которая стоит на площади в городе и рассчитана на небо, на погодные изменения.
По словам Ирины Александровны, она из тех людей, которые, разглядывая картину или слушая мелодию, могут растрогаться до слез:
Если глубоко погрузиться в мир, изображенный на полотне, можно даже всплакнуть, расчувствовавшись. Это из области сильного художественного переживания.
Так, рассказывает Антонова, она не смогла сдержать слез, разглядывая одну из картин Вермеера, такие же чувства вызывают у нее музыкальные шедевры — будь то Шестая симфония Чайковского, Адажиетто Малера или My Way Фрэнка Синатры.
Вот я бы хотела, чтобы, когда умру, сыграли эту мелодию,
— говорит она о легендарной песне американского певца.
О возрасте
По словам Ирины Александровны, когда тебе уже исполнилось 95, “можно уже не говорить ничего либо только чистую правду”. Она признается, что в своем возрасте стала смотреть на мир совершенно по-новому, не так, как пару десятилетий назад. И считает, что долгие годы жизни — это дар, которым важно правильно распорядиться:
Если человек покидает грешную землю в 70, это нормально. Мой папа, например, прожил 72 года, а мама ровно 100. Было время заявить о себе, сделать что-то полезное для других. Все, что сверх 70, — вроде бы премия, бонус. Как распорядиться этим подарком? Лучше с умом. Обязательная программа закончилась, начинается произвольное катание,
— говорит Антонова в беседе с корреспондентом ТАСС. В том же интервью 2017 года она признается, что не боится умереть, а в жизнь после смерти не верит, называя себя убежденной атеисткой:
Уходить не хочется даже в 95, но я ведь вижу: пройден большой путь, не сделано ничего постыдного… Чтобы не отравить настоящее, нельзя постоянно ждать конца, думать только об этом. Но и цепляться за жизнь, пытаясь любой ценой продлить пребывание на белом свете, ни к чему…
Да, живу долго, но не собираюсь жить вечно. Жизнь имеет смысл, пока работает голова и есть физические силы, чтобы следить за собой. Но могу вам честно сказать: мой возраст мне нравится. Только очень не хватает мужа…
Муж Ирины Антоновой Евсей Иосифович Ротенберг скончался в 2011 году в 91-летнем возрасте. Он тоже учился в ИФЛИ, где был одним из лучших студентов. Ирина Александровна рассказывала:
Его невозможно было застать без книги. Много читал и много смотрел — и это сделало его одним из самых глубоко разбирающихся в искусстве людей. Он — мой второй университет…
Они познакомились в ГМИИ, когда Антонова там уже работала. Брак продлился 64 года:
Конечно, мы и ссорились, и ругались, иногда весьма основательно. Но покинуть друг друга — нет, такого вопроса никогда не вставало. Он — счастливый шанс в моей жизни.
Антонова признается, что ей бы очень хотелось поговорить сейчас с супругом на самые разные темы, “начиная с последних событий в мире искусства и заканчивая избранием Трампа президентом”.
Сын пары Борис — инвалид с детства, всю жизнь он жил с родителями. Сейчас Ирина Александровна живет с Борисом одна, ухаживать за ним помогает няня.
Я давно, с 1964 года, вожу машину, в субботу еду на рынок, в магазин, покупаю продукты, привожу домой и готовлю сама. Методы у меня скоростные, выработанные жизнью, которые обеспечивают мне возможность все это быстро делать,
— говорит Антонова.
Желаем нашей героине крепкого здоровья и такой же, как сейчас, бодрости духа!
Источник