Арсений андреевич тарковский биография личная жизнь
Биография
«Вот и лето прошло, словно и не бывало.
На пригреве тепло. Только этого мало…»
Немногие знают, что София Ротару в своем легендарном хите исполнила стихи Арсения Тарковского. Дочь поэта уверена, что, если бы отец написал пару стихотворений о Сталине и партии, его сборники вышли бы намного раньше. Но, аристократ по духу, он не служил системе и получил признание только в 55 лет.
Детство и юность
Арсений Тарковский родился 25 июня 1907 года в Елисаветграде (ныне – город Кропивницкий, Украина). Мама Мария Даниловна была урожденная румынка, работала учительницей. Отец Александр Карлович служил в Общественном банке. За организацию народнического кружка мужчину на пять лет выслали в Восточную Сибирь, где он начал заниматься журналистикой. По возвращении писал для местных и одесских газет.
Арсений Тарковский в молодости
У Арсения был старший брат Валерий, в 1919 году он погиб в бою против атамана Григорьева. Поэзия была близка мальчику с детства: с отцом они посещали творческие вечера Игоря Северянина, Константина Бальмонта и других авторов Серебряного века. В 1925 году после окончания семилетней школы Арсений отправился в Москву и поступил на высшие Литературные курсы, которые закончил в 1929 году.
Литература
С конца 1920-х Тарковский пишет статьи для газеты «Гудок» и стихотворные фельетоны в журнал «Прожектор». В 1933 году начинает заниматься переводческой деятельностью, через год выходят первые книги переводов.
В 1940 году на заседании Президиума Союза советских писателей Марк Тарловский предложил включить Тарковского в Союз за переводы киргизской и туркменской поэзии, грузинских народных песен. Решение было принято положительное.
Поэт Арсений Тарковский
Начало войны застало Арсения в Москве: свою первую жену и детей он отправил в эвакуацию в Ивановскую область, вторую – в город Чистополь. В конце октября 1941 года он и сам отправится в Татарстан, где создает цикл стихотворений «Чистопольская тетрадь». Параллельно он пишет в Президиум Союза писателей просьбы взять на фронт. С января 1942 года его зачисляют на должность писателя армейской газеты «Боевая тревога».
Поэт не раз участвовал в боевых действиях, успевал писать стихотворения, воспевавшие подвиг советской армии, и басни, высмеивавшие гитлеровцев. Солдаты вырезали стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фото близких – настолько они пользовались популярностью в сложные годы. В 1943 году был ранен в ногу, из-за газовой гангрены пережил ее ампутацию.
Первый сборник у Тарковского опубликовать не получилось: он отказался включать в него политические стихи. Первая книга «Перед снегом» выходит лишь в 1962, еще две – в 1966 и 1969 годах. Тарковского начали приглашать с выступлениями на популярные вечера поэзии. В 1978 году грузинское издательство «Мерани» выпустило еще одну книгу «Волшебные горы», где, помимо оригинальных стихотворений, читателям предложены переводы грузинских поэтов пера Тарковского.
Последним прижизненным изданием стала вышедшая в 1988 году книга «Звезды над Арагацем». Всего выпущено 12 сборников стихов Тарковского и 1 трехтомное собрание сочинений. Творчество Арсения занимает своеобразное место в русской поэзии. Он сумел донести до читателя в условиях жесткой эстетической диктатуры традиции Серебряного века, придав им индивидуальный современный оттенок.
Поэт Арсений Тарковский
В марте 1982 года сын Андрей уехал в Италию снимать фильм «Ностальгия». Спустя несколько месяцев на пресс-конференции в Милане он заявил, что возвращаться в СССР не планирует. Тарковский-старший принял его гражданскую позицию, однако в письмах выражал мнение, что «российский художник должен жить и работать на родине».
Смерть сына в 1986 году стала сильным ударом для Арсения Александровича. Состояние его здоровья с того момента начало резко ухудшаться.
Личная жизнь
Первой юношеской любовью поэта считают Марию Густавовну Фальц – именно ей было посвящено стихотворение «Первое свидание». Женщина – вдова офицера, жила в Елисаветграде, была значительно старше Тарковского. Мария Густавовна была музой для Арсения, ей он писал стихи на протяжении всей жизни. Но серьезные отношения с Фальц не сложились.
Арсений Тарковский и его жена Мария
Биография Арсения Тарковского насчитывает три официальных брака. Первый раз он женился в 1928 году на однокурснице Марии Ивановне Вишняковой. В браке рождаются двое детей – Андрей и Марина. Сын Арсения станет великим кинорежиссером и сценаристом, дочь – писательницей.
В 1937 году отец двоих детей уходит из семьи к Антонине Александровне Бохоновой. Официально развод и новый брак был зарегистрирован лишь в 1940 году. Биографы в причине разрыва первого брака видят банальную причину: дети. Они требовали времени, внимания, заботы. А поэту для творчества нужны были любовь, тишина и покой.
Арсений Тарковский и его сын Андрей Тарковский
К тому же сын Андрей вспоминал, что мама была «нигилисткой в быту»: в доме не было даже занавесок на окнах. Женщине была важнее духовная жизнь. Видимо, Тарковскому-старшему захотелось спокойствия и домашней атмосферы.
Второй жене Тарковский в прямом смысле слова обязан жизнью. Именно она вывезла его с фронта в столицу и добилась реампутации раненой ноги у известного профессора Вишневского. Общих детей в браке не было, дочь Антонина отчима не любила. Друзья Арсения вспоминают, что Бохонова была доброй, красивой и мягкой. А Тарковскому нужна была женщина властная, которая могла бы направить творческую витающую душу в работу.
Арсений Тарковский и его жена Татьяна
В 1947 году поэт уходит от Антонины, но развод оформляет лишь в декабре 1950. 26 января 1951 года вновь женится на Татьяне Алексеевне Озерской. Женщина, по советским меркам, была человеком обеспеченным, зарабатывала на жизнь переводами популярных романов с английского языка. К примеру, ее версия «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл имела огромный успех.
Бросается в глаза, что ни с одной женщиной он не спешил разводиться, прежде чем не построит новые отношения. Он словно оставлял надежду обеим: для одной то, что вернется, для другой – то, что придет.
Смерть
Последние годы жизни Тарковский часто бывал в Доме ветеранов кино. В ноябре 1988 года его состояние резко ухудшилось, и поэта определили на лечение в Центральную клиническую больницу. Арсений Александрович скончался 27 мая 1989 года, причина смерти – преклонный возраст.
Могила Арсения Тарковского
Прощались с Тарковским в Большом зале Центрального дома литераторов, похоронили на кладбище в Переделкино. Через несколько месяцев после смерти Арсений Тарковский посмертно удостоен Государственной премии СССР.
Библиография
- 1962 – «Перед снегом»
- 1966 – «Земле — земное»
- 1969 – «Вестник»
- 1974 – «Стихотворения»
- 1978 – «Волшебные горы»
- 1980 – «Зимний день»
- 1982 – «Избранное»
- 1983 – «Стихи разных лет»
- 1987 – «От юности до старости»
- 1987 – «Быть самим собой»
- 1988 – «Звёзды над Арагацем»
- 1993 – «Благословенный свет»
Источник
Быть сыном выдающегося человека – большая ноша и большая ответственность. Публика все время ждет от тебя определенных слов и действий. Каково это – быть наследником известной фамилии? Стоит ли найти свой путь, свое дело? Эти и многие другие вопросы встали и перед сыном известного режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского – Андреем Андреевичем Тарковским.
Режиссёр Андрей Тарковский – выпускник ВГИКа, учившийся вместе с Василием Шукшиным и Андреем Кончаловским. После окончания обучения он нашел свой уникальный визуальный язык повествования. Его работы «Иваново детство», «Зеркало», «Солярис», «Сталкер» и другие оттого известны во всем мире. Стиль Тарковского не перепутать — долгие кадры, воспоминания детства и особенные сны, отражения зеркал, вода и дождь в комнате.
Режиссеры – от Ингмара Бергмана до Денни Бойла – называют Тарковского «кинематографическим богом», а датчанин Ларс Фон Триер снимает свой фильм «Антихрист» как посвящение любимому режиссеру. В теории кинематографа появился даже специальный термин для фильмов, снятых под влиянием Тарковского — tarkovskian.
Андрей Тарковский был женат дважды. Его первой женой стала однокурсница ВГИКа — Ирма Рауш. Второй женой была Лариса Кизилова, которая работала ассистентом на фильме «Андрей Рублев». В 1970 году у пары родился сын Андрей.
После эмиграции в Италию отец и сын не виделись долгое время. В последних кадрах фильма «Жертвоприношение» звучат слова, посвященные сыну: «С надеждой и утешением». На тот момент они не виделись уже больше четырёх лет. Последняя встреча сына и отца случилась, когда Тарковский уже был при смерти.
Через десять лет после смерти Тарковский был награжден Итальянской премией «Навичелла – 96», учрежденной ведомством Общественных зрелищ при правительстве Италии и журналом «Ревиста дель чинематографо». Премию получал уже сын Андрей.
Сам Тарковский хотел, чтобы сын также стал режиссером. Но Андрей Андреевич выбрал совсем другое направление: сначала занятия физикой в институте, после – археология и история филологии Древнего Востока. Попытка поиска своего пути, юношеский протест против профессии отца.
В 1996 году Марианна Чугунова предложила Андрею снять документальный фильм об отце. В итоге получился короткометражный фильм “Андрей Тарковский. Воспоминание”. Попав в работу, в атмосферу съемок, монтажа, Тарковский-младший понял, что может, с одной стороны, создавать что-то свое и в то же время продолжать дело отца.
Сегодня Андрей Тарковский возглавляет Международный институт и фонд имени Андрея Арсеньевича Тарковского, отделения которых действуют в Париже, Флоренции и Москве. Идея создания школы искусств принадлежала самому Тарковскому, но воплотить ее в жизнь он не успел. За него это сделал сын. Основная деятельность фонда сейчас заключается в популяризации и сохранения творчества, архивов и материалов Андрея Тарковского. Это огромный объем – более ста десяти тысяч единиц видео, аудиофайлов, фото, бумаги, записей, сценариев. Существует большой каталог, который постоянно обновляется, поскольку работа над архивом ведется до сих пор. Материалы находятся под защитой итальянского государства, и поэтому вся основная деятельность проводится за рубежом.
Множество книг, воспоминаний и материалов лекций появились на полках магазинов именно благодаря поддержке фонда. Одной из таких книг является альбом «полароидов», изданный в 2006 году. В этом альбоме представлены фотографии, сделанные режиссером в России и Италии в период между 1979 и 1984 годами на фотоаппарате Polaroid SX-70. Этот фотоаппарат подарил ему Микеланджело Антониони. Среди работ можно увидеть романтические пейзажи со съемок картины «Ностальгия», портреты близких и друзей режиссера.
В 2014 году полароидные снимки были впервые выставлены в Москве. В процессе обсуждения появилась идея представить не только разные аспекты творчества Андрея Арсеньевич, но и его семью и друзей. Вместе со снимками были представлены фотографии семьи и со съемочных площадок, переписка с режиссером Тонино Гуэррой. В 2016 году сын режиссера выставил всю коллекцию фотографий на торги лондонского аукциона Bonhams.
Но главное дело Андрея Андреевича – создание фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва». Фильм строится на материалах лекций, встреч со зрителями, интервью, хроники со съемок фильмов. Все эти материалы показываются впервые. Через размышления о культуре, о судьбе художника и смысле существования человека в этом мире, фильм раскрывает творческую мотивацию и истинные причины занятия кинематографом.
Премьера фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» состоялась на 76-м Венецианском кинофестивале. Именно в Венеции Андрей Тарковский получил высшую награду за свой дебютный фильм «Иваново детство», ставший классикой кинематографа. Для такого рода показов лента вызвала феноменальный ажиотаж. Очередь выстроилась задолго до начала сеанса. Казалось бы, что еще о Тарковском не было сказано и рассказано?
Замысел создания фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» появился еще в 2003 году, но из-за проблем с финансированием проект был приостановлен. Спустя несколько нет съемки возобновились, но концепция фильма была изменена. После продолжительной работы в институте Тарковского Андрею Андреевичу стало казаться, что сейчас личность отца стала немного забываться. Ведь спустя 33 года с момента его смерти выросло новое поколение кинематографистов и любителей кино, которые хотят вновь узнать о жизни и творчестве его отца. Так и появилась идея приблизить Тарковского к современному зрителю, показать его таким, каким он был. Главная особенность фильма – мнение самого отца. Это рассказ Тарковского-старшего о Тарковском-старшем.
Мысли о жизни и смерти взяты из последних интервью режиссера. Это размышления смертельно больного, который тем не менее говорит об искусстве, о том, что такое шедевр, жизнь, смерть и о том, что он не боится смерти.
После Венеции фильм начал свой прокат по городам России. В конце 2019 года картина получила Гран-При фестиваля XXIV фестиваля “Радонеж”, в феврале этого года прошла премьера фильма в Центральном доме кинематографистов при поддержке Гильдии режиссёров СК России и Международного института Андрея Тарковского.
«Я чувствую связь с отцом, с его культурой. Естественно, мои вкусы и взгляды на вещи очень близки к нему, потому что я был им воспитан. Редко есть какие-то вещи, в которых я с ним не согласен. И когда я делал эту работу, прослушивал сотни часов материала, которые для меня не были новы… Но, когда они спрессовались в эти девяносто минут, это было, если не откровение, но что-то, что легитимизировало мои взгляды на жизнь» – так отзывается о своём отце Андрей Андреевич Тарковский.
_____________
Автор: Евгения Смыкова
Источник
Он уходил в расцвете лет, на творческом взлете. До последнего не осознавая неизбежность, веря, что окажется победителем в борьбе со смертью. Но чуда не произошло. Случилось все так, как ему предсказал дух Пастернака… 4 апреля исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера Андрея Тарковского.
Однажды, отдыхая на даче, Андрей Тарковский вместе с веселой компанией надумал позабавиться и устроить спиритический сеанс. Вызвали дух поэта Бориса Пастернака. Каждый спрашивал о том, что его волнует. Режиссер спросил: «Сколько фильмов я сниму?» Дух ответил: «Семь». Он почти столько и снял. Почти, если считать знаковые его фильмы. Тарковский часто вспоминал это предсказание.
Как говорит сестра режиссера Марина Арсеньевна Тарковская, он не был мистиком, но живо интересовался всем необычным, загадочным, верил в высшие силы, которые нами руководят.
…Он снимал «Жертвоприношение», когда врачи ему сообщили страшную весть: у него рак легкого, и если не сделать срочную операцию, ему осталось не больше трех недель. Это было в декабре 1985 года. Он жил в Стокгольме, без супруги. Рядом не было близкого человека. И неудивительно, что именно в этот момент в его жизни появилась женщина. До сих пор о ней почти ничего не известно. Говорят, она была танцовщицей.
Николай Болдырев-Северский, эссеист, исследователь жизни и творчества Тарковского, восстанавливал те дни по рассказам оказавшихся рядом с режиссером в это трудное время. Он пришел к неожиданным выводам. По его мнению, Тарковский верил в магический, сакральный эрос, способный излечить от рака. К тому же он считал, что между творчеством и судьбой художника существует мистическая связь. Болдырев-Северский уверяет: первый сценарий «Жертвоприношения» назывался иначе – «Ведьма». Согласно ему, главный герой фильма, умирающий от рака, исцелился, полюбив женщину-колдунью. Якобы такой колдуньей ему и представлялась норвежская танцовщица Берит. В доказательство эссеист приводит дневниковые записи. Вот одна из них – от 14 января 1986 года: «Не сомневаюсь, что выйду победителем в этой борьбе: мне поможет Бог.
Моя болезнь – наказание мне, благодаря которому будут вызволены из Москвы Тяпус и Анна Семеновна (сын и теща. – Авт.). Я останусь победителем, ибо не могу ничего потерять. Я пойду до конца. Самое главное – мне поможет Бог. Да святится Имя Твое!..»
Увы, чуда не произошло. 4 сентября 1986 года Берит родила от Тарковского сына. Его назвали Александром. Так же, как и героя «Жертвоприношения». А 29 декабря Тарковский скончался…
Впрочем, сестра режиссера Марина Арсеньевна Тарковская полагает, что в этой встрече не было ничего мистического.
– Просто ему было одиноко, он познакомился случайно с женщиной, которая скрасила его пребывание в Стокгольме. В этом нет никакой мистики, это все простая жизнь. Я знаю эту историю из первых уст.
Подробности Тарковская упускает и не уверена, что эту связь можно было назвать всепоглощающей любовью.
– Трудно что-то сказать. Но она привлекательная, чудесная женщина. Это были обоюдные хорошие, теплые чувства, – говорит она.
С внебрачным сыном режиссера, третьим по счету, Марина Арсеньевна до недавнего времени поддерживала связь. О рождении этого ребенка она узнала на похоронах брата. Берит прислала вдове Тарковского телеграмму с соболезнованиями. А за несколько дней до смерти ему в больницу принесли фотографии трехмесячного внебрачного сына. Андрей Арсеньевич был в смятении.
Позже сестра Тарковского разыскала мать Саши. Они встретились в Париже, ребенку тогда исполнился год. Вместе поехали на кладбище. Малыш поливал из детской леечки цветы на могиле отца… Они несколько лет поддерживали родственные отношения. Берит с сыном приезжали в Москву, русские родственники навещали их в Скандинавии. Мать Саши выучила русский язык, освоил его и мальчик. Как уверяет Марина Арсеньевна, из всех сыновей Тарковского именно младший похож на отца больше других. И не только внешне – еще и темпераментом, физической ловкостью.
Юношей Саша занимался фехтованием. Был чемпионом своей страны среди юниоров. И однажды приезжал на соревнования в Москву. Он проиграл одно очко своему сопернику. В порыве отшвырнул на пол маску. И в этом жесте сестра режиссера увидела в племяннике брата.
– Мать Саши просила не рассказывать о ней никому. Не хочет лишнего внимания. Правда, мы уже несколько лет не общаемся… Мама племянника так решила. Она растила сына одна и лишь не так давно вышла замуж. Но я знаю, что Саша – студент, учится на экономическом факультете. У него двойная фамилия, но у себя на родине его, конечно, не знают как Тарковского…
– Получается, что Андрей Арсеньевич, уходя, успел оформить сына на себя, признать отцовство?
– Ну да, раз Саша носит его фамилию…
– Саша общается со старшими братьями – Арсением и Андреем?
– Нет.
Кстати
Старший сын Тарковского Арсений от его первой жены Ирмы Рауш – врач, специалист в области сосудистой хирургии. Ему сейчас 50 лет.
Средний сын Андрей, которого режиссеру родила вторая супруга – Лариса, живет во Флоренции, снимает документальное кино, занимается творческим наследием отца и руководит Фондом Тарковского. Андрею 42 года.
Источник