Бахтиер худойназаров биография личная жизнь

Бахтиер худойназаров биография личная жизнь thumbnail

Бахтиёр Бабаджа́нович Худойназа́ров (29 мая 1965, Душанбе, Таджикская ССР, СССР — 21 апреля 2015, Берлин, Германия) — таджикский и российский кинорежиссёр, продюсер.

Биография[править | править код]

Родился 29 мая 1965 года в Душанбе. Работал журналистом на радио и телевидении, ассистентом режиссёра на киностудии «Таджикфильм».

В 1989 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Игоря Таланкина.

Я, по сути, очень советский человек. Я не принял того, что произошло с моей страной – СССР. Мы говорили про это с Эмиром Кустурицей – он так же страдал после распада Югославии. Он стал жить в Париже, иногда – в Сербии. Я живу в Берлине и в Москве. Многие говорят, что в Советском Союзе всё было плохо, все друг друга ненавидели. Но я как художник этого не видел! Мой родной Душанбе был интернациональным городом. Мы не обращали внимания на какую-то КПСС – она жила где-то своей жизнью, а мы своей.

— Бахтиёр Худойназаров[3]

Бахтиёр Худойназаров — единственный из среднеазиатских режиссёров, который в 1990-е годы сделал имя таджикскому кинематографу и вышел в европейское пространство[4]. Его первый полнометражный игровой фильм «Братан» (1991) был снят в жанре road-movie в пустыне Средней Азии. По мнению кинокритика Андрея Плахова, в этой скромной чёрно-белой студенческой работе «предугадано то ощущение бездомности и сиротства, что вскоре охватит Таджикистан, вовлечённый в войну с самим собой»[4]. Фильм получил ряд призов на международных кинофестивалях. Второй фильм «Кош-ба-кош» (1993), снятый во время межнациональных конфликтов в Таджикистане, рассказывал «про молодую жизнь, которая пытается привыкнуть к войне, про всё те же одиночество и бездомность, про любовь»[4] и был отмечен «Серебряным львом» кинофестиваля в Венеции. Трагикомедия «Лунный папа» (1999) по сценарию Ираклия Квирикадзе с Чулпан Хаматовой и Морицем Бляйбтроем в главных ролях стала его наиболее известной режиссёрской работой. Андрей Плахов увидел в ленте «цветистую экзотичность в духе Параджанова — Маркеса — Кустурицы»[4]. Но кинокритик отмечает, что «Бахтиёр Худойназаров далеко ушёл и от поэтического реализма, и от мифологизации провалившегося в прошлое самодостаточного советского космоса. По ходу сюжета фильм не раз меняет жанровые ориентиры, перепады интонации колеблются в интервале от пафоса до стёба. В чём, безусловно, угадываются неотъемлемые признаки маньеризма как ведущего стиля западного кино»[4].

Мировая премьера следующего фильма Бахтиёра Худойназарова, трагикомедии «Шик», состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля в 2003 году[5]. Фильм также участвовал в конкурсной программе фестиваля «Кинотавр», где был награждён Гран-при.

В 2012 году режиссёр снял экологическую драму «В ожидании моря», «притчу об ушедшем море, о земле, ставшей пустыней, и о капитане, который упрямо тащит через мёртвые пески своё судно к вожделенным водным просторам»[6]. Обозреватель «Независимой газеты» Дарья Борисова увидела в фильме «собирательный образ постсоветской окраины, где растерянные люди разных национальностей живут воспоминаниями»[7]. Сам режиссёр понимал картину как метафору утраченных человеческих ценностей: «Мы потеряли море внутри нас и теперь сохнем, становимся как пустыня и степь, где гуляет один только ветер — пыльный и солёный»[6]. Это вторая часть предполагаемой трилогии об евразийском пространстве (первая часть — «Лунный папа», третья часть задумывалась по сценарию Олега Антонова «Живая рыба»)[3]. В картинах создаётся образ особого места, пограничья, где сходятся разные страны.

Я люблю пограничье. Там интересное напряжение. Сосуществуют разные народы, культуры. Они пытаются вместе жить, что-то создавать или, наоборот, разрушать. В воздухе что-то витает. Место на краю. Как человек на краю решения, кризиса. И в этой точке интересно его изучать.

— Бахтиёр Худойназаров[3]

Фильм «В ожидании моря» был показан на открытии VII Римского кинофестиваля[8][9].

Последней работой режиссёра стал остросюжетный телесериал «Гетеры майора Соколова»[10], отмеченный номинациями на несколько кинопремий.

С 1993 года Бахтиёр Худойназаров делил жизнь между Москвой и Берлином. 20 октября 2014 года врачи диагностировали у него рак печени.

Бахтиёр Худойназаров скончался 21 апреля 2015 года в одной из клиник Берлина[11][12]. Отпевание состоялось в православном храме Константина и Елены. Похоронен на Русском кладбище Тегель в Берлине[13][14].

Фильмография[править | править код]

Награды и номинации[править | править код]

  • 1991 — МКФ молодого кино в Турине — приз за лучший фильм («Братан»)
  • 1991 — МКФ в Мангейме («Братан»)[15]:
    • Гран-при
    • приз FIPRESCI
    • preis der katholischen Filmarbeit
  • 1992 — КФ «Дебют» в Москве — приз президента Центра кино и телевидения для детей и юношества («Братан»)
  • 1993 — МКФ в Венеции — приз «Серебряный лев» за лучшую режиссёрскую работу («Кош ба кош»)
  • 1999 — МКФ в Токио — приз за художественное решение («Лунный папа»)
  • 2000 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Главный приз «Золотая роза» («Лунный папа»)
  • 2000 — МКФ «Лістапад» в Минске — специальные дипломы жюри — «За гармонию и поэтику киноязыка», «За магию кино» («Лунный папа»)
  • 2001 — премия «Ника» за лучшую режиссёрскую работу и номинация на лучший фильм года («Лунный папа»)
  • 2003 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — Гран-при («Шик»)
  • 2009 — номинация на премию «Золотой орёл» за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно) («Танкер „Танго“»)
  • 2014 — XV Международный телекинофорум «Вместе» (Ялта) — приз за лучшую режиссёрскую работу[16] («Гетеры майора Соколова»)
  • 2015 — номинация на премию «Золотой орёл» за лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)[17] («Гетеры майора Соколова»)
  • 2015 — номинация на Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино за лучший телевизионный мини-сериал (5-24 серии) («Гетеры майора Соколова»)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Бахтиёр Худойназаров в Энциклопедии отечественного кино
  • Режиссёр Бахтиёр Худойназаров. Биография // ТАСС, 21 апреля 2015.
  • Интервью с Бахтиёром Худойназаровым о фильме «В ожидании моря», который снимался в Актау. Новости города Актау (9 сентября 2013). Дата обращения 22 апреля 2015.

Источник

Бахтиер Худойназаров – популярный российский и таджикский режиссер. Также он известен в качестве продюсера. Среди его самых известных работ картины “Братан”, “Лунный папа”, “Гетеры майора Соколова”. Обладатель различных призов отечественных и международных кинофестивалей.

Читайте также:  Светлана шпигель фото биография личная жизнь

В начале карьеры

Режиссер Бахтиер Худойназаров

Бахтиер Худойназаров родился в 1965 году. Он появился на свет в Душанбе. Изначально работал журналистом на телевидении и радио. Биография Бахтиера Худойназарова кардинальным образом изменилась, когда он оказался на киностудии “Таджикфильм”. Герой нашей статьи начал с должности помощника режиссера.

Кинематограф его затянул, Бахтиер Худойназаров решил стать профессиональным кинорежиссером. В 1989 году он получает диплом ВГИКа. Профессии он обучался в творческой мастерской народного артиста СССР Игоря Васильевича Таланкина.

“Братан”

Фильм Братан

Бахтиер Худойназаров стал единственным из среднеазиатских режиссеров, который в 90-е году смог сделать карьеру в российском кинематографе, заработать себе имя и даже прорваться в европейское пространство.

Как и любой молодой режиссер, он начал с короткометражных лент. Его первыми ранними работами стали картины “Шутники”, “Собачья охота”, “Веришь – не веришь”.

В 1991 году выходит первый полнометражный фильм режиссера Бахтиера Худойназарова. Это черно-белое роуд-муви “Братан”. Главные роли в нем исполнили Фируз Сабзалиев, Тимур Турсунов, Наби Бекмурадов.

Эта картина рассказывает историю двух братьев – Фаруха и Азамата. Отец оставил семью, а мать умерла, поэтому их воспитывает бабушка. Старший собирается отправиться в гости к папе и берет с собой Азамата. В действительности все это путешествие рассчитано на то, чтобы оставить того у отца. Они едут на товарном поезде.

Их поездка составляет большую часть фильма. Поезд, на котором они передвигаются, делает остановки в различных местах, машинист постоянно что-то забирает или передает. Иногда появляются новые пассажиры. Добравшись до города, где теперь живет их отец, они застают в его квартире незнакомую женщину.

По мнению известного отечественного кинокритика Андрея Плахова, в этой работе режиссер передал ощущение сиротства и бездомности, которое вскоре охватило весь Таджикистан, вовлеченный в гражданскую войну. Фильм был отмечен призами на международном фестивале молодого кино в Турине, кинофоруме в Мангейме, получил приз московского фестиваля “Дебют”.

“Серебряный лев”

Биография Бахтиера Худойназарова

Настоящим откровением стала вторая работа в фильмографии Бахтиера Худойназарова. В 1993 году во время межнациональных конфликтов в Таджикистане он снимает ленту под название “Кош-ба-кош”.

Название ленты – это старинная игра в кости. Главный герой Ибрагим проигрывает все свое имущество в карты. Бандиты, которые являются к нему за расплатой, считают, что могут забрать и его дочь.

Если через неделю он не вернет деньги, то больше никогда не увидит девушку. На это время ее забирает симпатичный и молодой Далер. Между молодыми людьми внезапно возникает любовь.

На кинофестивале в Венеции картины получила “Серебряного льва” за лучшую режиссерскую работу.

“Лунный папа”

Лунный папа

Среди фильмов Бахтиера Худойназарова для российского зрителя одним из самых известных остается трагикомедия 1999 года “Лунный папа”. В главных ролях тут сыграли Чулпан Хаматова, Мераб Нинидзе, Мориц Блейбтрой, Николай Фоменко.

Это история про 18-летнюю Мамлакат, которая живет в кишлаке вместе с отцом Сафаром и братом Насреддином, который сошел с ума, вернувшись с войны. Семья владеет чайханой, а сама девушка обожает театр, постоянно выступает в танцевальном ансамбле коллектива самодеятельности в образе арбуза.

Однажды в лунную ночь после спектакля она встретила мужчину, который представился ей настоящим актером. Он стал отцом ее ребенка. Сафар пытается отыскать его, похищая актеров местных театров и привозя их к Мамлакат, но безуспешно.

Когда беременность девушки становится очевидной, односельчане начинают ее избегать. Она пытается сделать аборт, а затем бросается под поезд, но ее спасают. Алик решает взять ее замуж. Обрадованный Сафар устраивает шумное торжество, на котором его с женихом убивает корова, упавшая с неба.

Вскоре в чайхану приходит летчик Ясир, который рассказывает историю про корову, которая упала, когда он ее неаккуратно привязал к вертолету. Мамлакат хватается за оружие отца, угрожая убить Ясира. Но тот признается, что это он назвался актером в ту ночь, предлагает взять ее в жены и дать свою фамилию – Булочкин.

От пережитого волнения Ясир впадает в летаргический сон. Жители деревни требуют, чтобы Мамлакат все равно вышла за него. Девушка, спасаясь от их преследований, забирается на крышу чайханы. В это время Насреддин замыкает провода в щитке, после чего крыша взлетает в воздух вместе с девушкой, у которой начинаются схватки.

Фильм “Лунный папа” получил приз фестиваля в Токио за лучшее художественное решение, главную награду “Кинотавра”, премию “Ника” за лучшую режиссуру.

“Шик”

Фильм Шик

В биографии и фильмографии Бахтиера Худойназарова большую роль сыграла драматическая комедия “Шик”, которая вышла на экраны в 2003 году. Картина получила Гран-при “Кинотавра”. Его премьера состоялась на Берлинском кинофестивале.

Фильм является вольным пересказом рассказа американского фантаста Рэя Брэдбери “Чудесный костюм цвета сливочного мороженого”.

В центре повествования оказываются трое друзей. Они живут в небольшом провинциальном приморском городке, где жизнь буквально замирает с наступлением сумерек. На катере отсюда можно добраться до крупного курорта, где подсмотреть за недоступной и красивой жизнью.

Однажды в витрине дорогого бутика они замечают шикарный костюм, который превращается в смысл их жизни. Они начинают верить, что как только станут его обладателями, их жизнь сразу пойдет на лад.

“В ожидании моря”

Фильмы Бахтиера Худойназарова

В 2012 году на экраны выходит экологическая драма героя нашей статьи под названием “В ожидании моря”. Его показывают в рамках Римского кинофестиваля.

В главных ролях в этой картине появляются Егор Бероев, Детлев Бак, Анастасия Микульчина, Динмухамет Ахимов. Интересно, что картина стала последней частью запланированной режиссером трилогии о Центральной Азии. Открыл ее фильм “Лунный папа”, а вот вторая лента “Живая рыба” так и не была снята. Ее готовили с 2000 года, но после финансового кризиса 2008-го стало очевидно, что денег нет. В 2014 году умер продюсер Карл Баумгартнер, а через год и сам режиссер.

Читайте также:  Анна шатилова биография личная жизнь телеведущая

“В ожидании моря” – история про капитана Марата из портового города на берегу Аральского моря. Несмотря на штормовое предупреждение, он отправляется на рыбалку, так как в этот день ожидается сверхбольшой улов. Он берет с собой жену, но отправляет домой ее младшую сестру Тамару. Корабль попадает в руки стихии, Марат оказывается единственным выжившим.

“Гетеры майора Соколова”

Гетеры майора Соколова

Впервые попробовал себя в качестве режиссера сериала Худойназаров в 2006 году, когда снял “Танкер “Танго”. Картина была номинирована на премию “Золотой орел”, но популярность у зрителей не завоевала.

Зато оглушительный успех имела его многосерийная военная драма “Гетеры майора Соколова”, которая вышла на экраны в 2014 году. Действия картины разворачиваются с сентября 1939 года, когда в Крым приезжает майор Соколов из разведывательного управления РККА. Перед ним стоит цель выявить террористическую организацию, которая ведет антисоветскую деятельность.

На глазах зрителей разворачивается его противостояние с капитаном Семеновым, который руководит контрразведкой РОВС. Они давно знают друг друга, еще с 1917 года, когда оказались по разные стороны баррикад. Оба офицера – азартные игроки, они начинают сложную партию, в которой у них практически равные шансы на успех.

Зная слабость Семенова к женщинам, Соколов организует оперативную группу из молодых девушек, чтобы обезвредить шпиона. На специальной базе их обучают основам рукопашного боя, психологии, учат стрелять и соблазнять мужчин.

За эту картину Худойназаров получил приз за лучшую режиссерскую работу на телекинофоруме в Ялте, был номинирован на премию “Золотой орел”, профессиональный приз ассоциации продюсеров кино и телевидения.

Последние годы

Фактически с 1993 года Худойназаров жил на два города, проводя помногу времени в Москве и Берлине. В октябре 2014-го состояние его здоровья резко ухудшилось. Врачи обнаружили рак печени.

Уже в апреле следующего года он скончался в одной из клиник немецкой столицы. Причина смерти Бахтиера Худойназарова – рак печени. Он не дожил до своего 50-летнего юбилея около месяца.

Его отпели в православном храме Елены и Константина в Берлине. Похоронили на русском кладбище Тегель.

Семья

В биографии Бахтиер Худойназарова личная жизнь сыграла большую роль. Он был известным сердцеедом, о романах которого слагали настоящие легенды.

Первой женой героя нашей статьи стала программный директор “Кинотавра” Ситора Алиева. Их брак оказался недолговечным, но бывшие супруги сумели сохранить между собой дружеские отношения и после расставания.

Про его вторую жену известно совсем мало. Сам режиссер рассказывал, что она была голландкой из аристократической семьи. Но вскоре Бахтиер полюбил другую женщину, они разошлись.

Его третья жена была далека от мира искусства, имела собственный бизнес – бутик по продаже эксклюзивной одежды. В результате они так и не нашли понимания между собой.

Гражданская жена

В личной жизни Бахтиера Худойназарова было несколько гражданских браков. Несколько лет он состоял в отношениях с советской и литовской актрисой Татьяной Лютаевой.

Всесоюзную известность ей принесла роль Анастасии Ягужинской в фильме Светланы Дружининой “Гардемарины, вперед!”. Это была ее дебютная работа, после которой режиссеры начали регулярно приглашать ее сниматься.

Ее мужьями были поэт-песенник Олегас Дитковскис, режиссер Рокас Раманаускас, оператор-постановщик Дмитрий Мишин. С Худойназаровым ее несколько лет связывали романтические отношения.

Ирина Розанова

Еще одной женщиной в жизни героя нашей статьи стала народная артистка России Ирина Розанова. Свои самые заметные роли она исполнила в ленте “Анкор, еще анкор”, Коля – перекати поле”, “Два дня”, “Фурцева. Легенда о Екатерине”.

Официально они не расписывались, но жили в фактическом браке на протяжении нескольких лет. Несмотря на расставание, Розанова вернулась к бывшему гражданскому супругу незадолго до смерти, когда он уже был госпитализирован в немецкую клинику.

Примечательно, что Бахтиеру удалось сохранить дружеские отношения практически со всеми своими женщинами. Многие приезжали в Берлин, чтобы проститься с ним.

Источник

Фильмы режиссер Бахтиёра Худойназарова даже после его смерти считаются эталоном настоящего кино. В 2019-м легенде таджикского кинематографа исполнилось бы 54 года

Бахтиёр Бабаджанович Худойназаров родился 29 мая 1965 года в Душанбе.

Талантливый таджикский и российский кинорежиссёр, рано ушедший из жизни, до сих пор считается непревзойденным гением у себя на родине.

Бахтиёр Худойназаров — единственный из режиссеров стран Центральной Азии, сделавший в 1990-е годы имя такжикскому кинематографу и завоевавший признание не только на постсоветском пространстве, но и в Европе.

Образование

В 1989-м Худойназаров окончил режиссерский факультет ВГИКа, став выпускником мастерской Игоря Таланкина.

После института работал ассистентом и помощником pежиссера на киностудии “Таджикфильм”, корреспондентом на радио и телевидении.

С 1992-го – член Союза кинематографистов Таджикистана.

В 1993-м  – переехал в Германию. Делил жизнь между Москвой и Берлином.

Фильмы Бахтиёра Худойназарова

За свою жизнь известный режиссер успеть снять около 10 фильмов, снискавших признание кинокритиков и зрителей.

1986 — “Шутники” ;

1987 — “Собачья охота”;

1988 — “Веришь — не веришь”;

1991 — “Братан”;

Полнометражный игровой фильм “Братан” был снят на черно-белую пленку в жанре road-movie в пустыне Центральной Азии.

Картина повествует о двух мальчиках, предоставленных самим себе, после того как отец ушел из семьи, а мать умерла.

По мнению кинокритика Андрея Плахова, Худойназарову удалось предугадать то ощущение бездомности и сиротства, что вскоре охватит Таджикистан, вовлеченный в гражданскую войну.

1993 — “Кош-ба-кош”;

“Кош ба кош” — означает “Давай переиграем” в древней игре в кости.

Кинолента была снята во время гражданской войны в Таджикистане.

Главный герой картины крупно проиграл в карты. Бандиты отнимают у него дочь в качестве аванса. Девушку забирает какой-то парень, но неожиданно для самих себя молодые люди влюбляются друг в друга.

1999 — “Лунный папа”;

“Лунный папа” – самая известная работа Бахтиёра Худойназарова. Трагикомедия повествует о любовных перипетиях молодой таджикской девушки Мамлакат, которая очень любила театр. 

Читайте также:  Нюша биография личная жизнь муж дети

Однажды ночью Мамлакат познакомилась с мужчиной, назвавшимся актером, затем забеременела от него. И вот все семейство отправляется на поиски незадачливого “лунного” папы.

Музыку к кинофильму написал известный певец и композитор Далер Назаров.

2003 — “Шик”;

2006 — “Танкер “Танго”;

2012 — “В ожидании моря”;

2014 — “Гетеры майора Соколова”.

Данный 8-серийный сериал транслировался по Первому каналу. Главную роль в остросюжетной драме сыграл Андрей Панин. События сериала разворачивается перед началом Второй мировой войны. Чтобы поймать опасного шпиона, майор Разведуправления РККА создает опергруппу из молодых девушек – гетер.

В качестве продюсера Худойназаров работал также над созданием следующих картин:

2003 — “Шик”;

2006 — “Танкер “Танго”;

2007 — “Внук Гагарина”;

2008 — “Оружие”.

Личная жизнь

Первая супруга Худойназарова – программный директор “Кинотавра” Ситора Алиева. Их брак оказался недолговечным, но пара сумела сохранить дружеские отношения.

Про вторую жену режиссера известно еще меньше. Сам Худойназаров рассказывал, что она была голландкой из аристократической семьи.

Третий брак режиссер заключил с женщиной, далекой от мира искусства. Счастье тоже не продлилось долго.

Несколько лет он состоял в гражданском браке с советской и литовской актрисой Татьяной Лютаевой, а затем с народной артисткой России Ириной Розановой.

Проблемы со здоровьем

Осенью 2014 года врачи диагностировали у режиссера рак печени последней стадии. Худойназарову тогда было 49 лет. До своего 50-летнего юбилея он не дожил всего месяц.

Бахтиёр Худойназаров скончался 21 апреля 2015 года в одной из клиник Берлина. Отпевание состоялось в православном храме Константина и Елены.

Худойназаров был похоронен на Русском кладбище Тегель в Берлине. Оно известно, как “кладбище родственников знаменитостей”.

“Он создал не так много картин, но все они заслужили огромное количество призов и наград, потому что были искренние и человечные. Грустно и несправедливо терять молодых, талантливых людей, которые еще столько могли сделать. С нами навсегда останутся фильмы Бахтиёра Бабаджановича!” — заявил министр культуры России Владимир Мединский, отправивший семье режиссера телеграмму с соболезнованиями.

Бахтиер Худойназаров о работе и жизни

©
Sputnik / Анастасия Петракова

Бахтиёр Худойназаров. Архивное фото

О национальности

“Знаете, я не люблю разговоры о национальной принадлежности. Например, я запретил называть фильм “Лунный папа” таджикским. Я сам таджик лишь по отцу”.

О Советском Союзе

“Да, я и сейчас хотел бы вернуться в СССР, понимая всю нереальность такой затеи. Конечно, это тоска не только по стране, но и по молодости, друзьям… Я вышел из страны, которой больше нет. Лишь в своих фильмах я могу ее как-то воссоздать. Не могу смириться с новыми социальными структурами, с мафиозной системой. Не вижу там настоящей независимости”.

“Я, по сути, очень советский человек. Я не принял того, что произошло с моей страной – СССР. Мы говорили про это с Эмиром Кустурицей – он так же страдал после распада Югославии. Многие говорят, что в Советском Союзе все было плохо, все друг друга ненавидели. Но я как художник этого не видел! Мой родной Душанбе был интернациональным городом. Мы не обращали внимания на какую-то КПСС – она жила где-то своей жизнью, а мы своей”.

О работе режиссера

“Адреналина мне хватает на работе. Я всю жизнь снимаю на грани. Когда работали над “Кош ба кош”, в Таджикистане была гражданская война. Меня с испанской актрисой поймали боевики, на расстрел повели. Война к тому времени уже почти закончилась, я даже оружие перестал с собой носить. Чудо только спасло: один парень среди них оказался русский. В конце концов он нас вытащил”.

“Я люблю пограничье. Там интересное напряжение. Сосуществуют разные народы, культуры. Они пытаются вместе жить, что-то создавать или, наоборот, разрушать. В воздухе что-то витает. Место на краю. Как человек на краю решения, кризиса. И в этой точке интересно его изучать”.

На последний фильм Бахтиера Худойназарова в Таджикистане нет денег

“Лунного папу” снимали в таком спокойном месте, что, казалось, безопаснее быть не может, — городе Чкаловске, уголке трех земель — Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Фантастическая красота, там был Феллини, хотел снимать Антониони, И — откуда ни возьмись — несколько сотен боевиков под руководством полковника Советской армии с гор спустились. Что он хотел, какие у него были политические замыслы, мы так и не поняли, — они просто пришли и устроили трехдневную резню. Черт-те что творилось: трупы лежат, вертолеты летают без опознавательных знаков. 2000 год, между прочим, на дворе стоял”.

Награды Бахтиера Худойназарова

©
AP / Andrew Medichini

Бахтиер Худойназаров. Архивное фото

1991 — МКФ молодого кино в Турине — Лучший фильм (“Братан”);
1991 — МКФ в Мангейме — Гран-при (“Братан”);
1992 — КФ “Дебют” в Москве — приз президента Центра кино и телевидения для детей и юношества (“Братан”);
1993 — МКФ в Венеции — “Серебряный лев” за лучшую режиссерскую работу (“Кош ба кош”);
1999 — МКФ в Токио — приз за художественное решение (“Лунный папа”);
2000 — ОРКФ “Кинотавр” в Сочи — Главный приз “Золотая роза” (“Лунный папа”);
2000 — МКФ “Лiстапад” в Минске — специальные дипломы жюри “За гармонию и поэтику киноязыка”, “За магию кино” (“Лунный папа”);
2001 — Премия “Ника” за лучшую режиссерскую работу и номинация на лучший фильм года (“Лунный папа”);
2003 — ОРКФ “Кинотавр” в Сочи — Гран-при (“Шик”);
2009 — номинация на премию “Золотой орел” за лучший телефильм или мини-сериал (“Танкер “Танго””);
2014 — XV Международный телекинофорум “Вместе” (Ялта) — приз за лучшую режиссерскую работу (“Гетеры майора Соколова”);
2015 — Номинация на премию “Золотой орел” за лучший телефильм или мини-сериал (“Гетеры майора Соколова”);
2015 — Номинация на Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино за лучший телевизионный мини-сериал (“Гетеры майора Соколова”).

Источник