Балерина матильда кшесинская биография личная жизнь
Матильда Кшесинская — биография
Матильда Кшесинская – прославленная балерина, педагог, прима-балерина Мариинского театра. Удостоилась звания Заслуженной артистки Императорских театров.
Вокруг имени Матильды Кшесинской образовался такой плотный кокон сплетен, легенд и слухов, что за ним почти не видно, какая она была на самом деле. Современники говорили о ней, как о страстной, увлекающейся натуре, полной невероятного очарования. Она была первой из русских балерин, которым позволено самостоятельно выбирать себе репертуар. Она была виртуозной, блестящей танцовщицей, которая смогла составить достойную конкуренцию иностранным балеринам, а впоследствии и вытеснить их из русской сцены. Ради нее царственные особы рисковали своим добрым именем и честью, готовы были участвовать в дуэлях. Это о ней Александр III сказал «украшение русского балета», а Николай II преклонял колени перед ее талантом.
Детство
Родилась Матильда Кшесинская 31 августа 1872 года в Лигово, недалеко от Петербурга, в семье, имеющей непосредственное отношение к искусству балета. Ее отец – российский поляк Феликс Кшесинский, танцевал в балете Мариинского театра. Мама – Юлия Доминская, была вдовой танцора балета Леде, от которого родила пятерых детей.
Кроме Матильды, балетом занималась ее старшая сестра – Юлия, которую все называли «Кшесинская 1», и брат Иосиф Кшесинский, умерший в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Матильда Кшесинская в детстве
Семейная легенда гласит, что прадед по отцовской линии в юности лишился графского титула, состояния и благородной фамилии Красинский. Он сбежал во Францию, скрываясь от убийц, которых нанял родной дядя, мечтавший о титуле и богатствах. Вернувшись, прадед не смог доказать свое происхождение, потому что все документы были утеряны, имелся только перстень с фамильным гербом Красинских. Ему ничего не оставалось делать, как пойти в артисты, и прославиться в качестве звезды польской оперы.
Дома Матильду ласково звали Малей. С восьми лет девочка начала заниматься в балетном училище в качестве приходящей ученицы. В 1890-м стала выпускницей Императорского театрального училища, где училась у Христиана Иогансона, Льва Иванова и Екатерины Вазем. Выпускной вечер посетили все члены царской семьи, во время торжественного ужина Матильду усадили рядом с цесаревичем Николаем. Именно тогда Александр III и сказал, что она станет настоящим украшением и славой российского балета.
Матильда Кшесинская в юности
Творческая биография балерины началась в Мариинском театре, куда ее приняли в балетную труппу. Она прослужила в этом театре 27 лет, до 1917-го. Выходила на сцену под именем Кшесинская 2, потому что первой была ее родная сестра Юлия.
Мариинский театр
Молодой балерине доверяли партии режиссеры Мариус Петип и Лев Иванов, знавший ее по училищу. Дебютировала Кшесинская в балете «Щелкунчик», где танцевала фею Драже, потом была партия Одетты-Одиллии в постановке «Лебединое озеро», затем Никия в балете «Баядерка».
После того, как балерина Карлотта Брианца уехала в Италию, Матильда танцевала ее партию – принцессу Аврору в «Спящей красавице».
В 1896 году Кшесинскую возвели в статус примы-балерины императорских театров, несмотря на то, что главный балетмейстер Петип был категорически против этого. Есть версия, что такой рывок в карьере танцовщицы случился благодаря связям при дворе.
Под нее были поставлены балеты, которые, впрочем, не числятся в балетном наследии Кшесинской. В 1894-м, когда сочетались браком великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна, поставили балет под названием «Пробуждение флоры», в котором Матильда танцевала главную партию.
Кшесинская добилась невероятных высот, она находилась на пике славы, однако не переставала совершенствовать технику своего танца. В 1898 году она начала заниматься в частном порядке с педагогом Энрико Чеккетти, и стала первой из русских балерин, кому удалось сделать 32 фуэте подряд.
В 1904-м Матильда ушла из Мариинского театра по собственному желанию. После прощального вечера в ее честь, балерина подписала контракт с этим же театром, и теперь за каждое из своих вступлений получала по пятьсот рублей. Начиная с 1909 года, ей платили за каждый выход 750 рублей.
Матильда придерживалась мнения, что артистам с академической выучкой можно без опаски доверять любые партии. Она засветилась в балете Михаила Фокина «Эвника» 1907 года, потом танцевала в спектаклях «Бабочки» в 1912 году и «Эрос» в 1915-м.
Интриги
Кшесинская всегда возмущалась, когда в труппу приглашали зарубежных танцовщиц, и всеми силами пыталась этому противостоять. Она не переставала доказывать, что отечественным балеринам под силу главные роли, в то время как режиссеры стремились задействовать иностранных артистов.
Зачастую в интриги была втянута балерина из Италии Пьерина Леньяни, которая, несмотря на противодействие Матильды, все же продержалась в труппе Мариинки на протяжении восьми лет. Кшесинская приобрела к тому времени такую власть, что могла противоречить даже директору Императорских театров князю Волконскому, которому пришлось уходить из театра из-за того, что он отказался восстанавливать старинную постановку «Катарина, дочь разбойника», где Матильда собиралась исполнить главную партию. Хотя Кшесинская говорила, что основной причиной раздора между ней и директором театра стали фижмы костюма, в котором исполнялся русский танец в балете «Камарго».
В 1899-м Матильда осуществила свою давнюю мечту – получила партию Эсмеральды, которую нехотя отдал ей Мариус Петипа. С того времени эту партию танцевала только Кшесинская, несмотря на проявление недовольства со стороны коллег. До нее исполнение этой партии было прерогативой итальянок.
Не только зарубежные балерины считали Кшесинскую самым злейшим из врагов, точно так же к ней относился и Сергей Дягилев, который организовывал «Русские сезоны». Он предложил блистательной балерине выступить в Лондоне, который ей самой нравился больше, чем Париж. Но взамен Матильда должна была задействовать свои связи при дворе и добиться возможности выступления Дягилева и его антрепризы в Петербурге. Кроме этого Сергей просил ее получить разрешение на отсрочку отбывания воинской повинности Нижинскому. Кшесинской предложили станцевать «Лебединое озеро», Дягилев таким образом решил вопрос с декорациями, владельцем которых была балерина.
Однако эта попытка успеха не имела. Дягилев очень разозлился на заносчивую балерину. Так, что его чувства передались даже слугам, а один из них – Василий, даже предложил ему подсыпать ей яд.
Личная жизнь
Интриги сопровождали Матильду Кшесинскую не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Ее биография очень тесно связана с царским двором, среди ее любовников было несколько представителей династии Романовых.
Матильда Кшесинская с Николаем II
В 1892 году Матильда знакомится с цесаревичем Николаем II, и буквально с первого знакомства их отношения начинают развиваться очень бурно. Он постоянно посещает все постановки, где балерина участвовала, покупает ей красивый дом на Английской набережной, куда может приходить втайне от посторонних глаз. Они прекрасно понимали, что у их отношений нет будущего, но продолжали встречаться.
Матильда искренне любила цесаревича, об этом она откровенно писала в своем дневнике. Она говорила, что это была любовь с первого взгляда.
После того, как они провели сезон в Красном селе, когда встречались беспрепятственно, ее чувство было беспредельным, она больше не могла ни о ком думать, только о нем.
В 1894 году Николай II был помолвлен. Его избранницей стала Алиса Гессен-Дармштадская, внучка королевы Виктории. И после этого отношения с Матильдой прекратились.
Однако царственные особы продолжали добиваться ее расположения, и вскоре балерина уже была близка с великим князем Сергеем Михайловичем, а потом ее возлюбленным стал великий князь Андрей Владимирович. 18 июня 1902 года Матильда родила сына Владимира, которому, согласно Высочайшего указа от 15 октября 1911 года, дали отчество «Сергеевич». Фамилия мальчика была Красинский, в родные звали его просто Вовой.
Матильда Кшесинская с князем Андреем Владимировичем
30 января 1921 года Матильда стала женой великого князя Андрея Владимировича. Местом заключения этого морганатического брака стала Архангело-Михайловская церковь в Каннах. Великий князь усыновил Владимира и дал ему свое отчество. Сама Кшесинская крестилась в православной церкви в 1925 году под именем Мария.
В ноябре 1926 года по указу Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II, Кшесинская и ее потомки получили княжеский титул и фамилию Красинские. В июле 1935-го они стали светлейшими князьями Романовскими-Красинскими.
Эмиграция
В феврале 1917-го Кшесинская потеряла свое роскошное жилье – особняк на Английской улице, в котором теперь расположился «центральный штаб ленинцев», и дачу. Балерина вынуждена скитаться вместе с Вовой по чужим домам. Она принимает решение о переезде в Кисловодск, где живет князь Андрей Владимирович, хотя надеется, что очень скоро вернется домой.
В дневнике балерина писала, что ее душа находилась в смятении. С одной стороны, она была рада увидеться с Андреем, а с другой, мучилась угрызениями совести, так как оставляла Сергея в столице, где он каждый миг подвергался опасности. Помимо этого, она увозила от него ребенка, которого тот очень любил.
Матильда Кшесинская уехала из Петербурга 13 июля 1917 года, чтобы больше никогда туда не вернуться.
В 1918-м большевики «добрались» и до Кисловодска. Матильда забирает сына, и бежит с ним в Анапу, где проживает мать Андрея, великая княжна Мария Павловна. 1919 год они прожили относительно спокойно, но потом были вынуждены уехать в Новороссийск. В поезде было всего два вагона. Мария Павловна и ее окружение ехали в вагоне первого класса, а Кшесинская и Вова добирались третьим классом.
Жизнь становилась все сложней. Представителям высшего общества пришлось на протяжении шести недель жить непосредственно в вагонах, кругом бушевал сыпной тиф, косил людей ежедневно. После этого им удалось отплыть из Новороссийска с французскими визами. 25 марта 1920-го они прибыли на виллу балерины в Кап-д”Ай.
Спустя девять лет Кшесинская уже преподавала в собственной балетной студии в Париже. Она была очень уравновешенным педагогом, никогда не позволяла себе повысить голос на своих учениц.
Память
Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. Борис Акунин в своей книге «Коронация, или Последний из романов» из серии об Эрасте Фандорине, описал сцену подготовки к коронации Николая II. В одной из героинь – Изабелле Снежневской явно прослеживается образ Матильды Кшесинской.
В октябре 2017 года на экраны вышла лента «Матильда», в которой Кшесинская – главная героиня. Режиссером фильма стал Алексей Учитель, который показал любовную связь балерины и цесаревича.
После того, как появился первый официальный трейлер этой ленты, разразился скандал. Оказывается, в картине демонстрировались эротические сцены, с участием главных героев, которых исполнили Михалина Ольшанская и Ларс Айдингер.
По инициативе общественного движения «Царский крест» начался общественный резонанс, перешедший в скандал. Члены этого движения обвинили создателей проекта в том, что они исказили исторические события и спровоцировали антироссийскую и антирелигиозную пропаганду в сфере культуры. На этот выпад отреагировала Наталья Поклонская, которая обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить отснятый материал.
Проведенная проверка нарушений не обнаружила, но все равно, обвинения между общественными деятелями, политиками и кинематографистами продолжались еще долго.
Смерть
Когда Матильде исполнилось 86, она однажды увидела во сне Александра III, услышала колокольный звон и пение в церкви. Кшесинская подумала, что смертный час ее близок, и решилась на написание мемуаров, в которых рассказала о неизвестных фактах своей бурной биографии и подробностях личной жизни.
Книга воспоминаний Кшесинской вышла из печати в Париже в 1960-м, на французском языке. В 1992 году издание перевели на русский, и издали в России.
Могила Матильды Кшесинской
После того вещего сна Матильда прожила еще 13 лет. Она умерла в 99, 5 декабря 1971-го. До столетнего юбилея оставалось совсем немного.
Последним приютом великой балерины стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа. Ее похоронили в могиле, где покоились муж и сын.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Ради нее члены царской семьи готовы были рисковать своим именем, честью и даже стреляться на дуэли
Матильда Кшесинская
«От природы я была кокеткой, и по этому поводу помню один случай. У нас был молодой и довольно красивый учитель географии, Павловский. К его уроку я старалась кокетливо одеться на случай, если меня вызовут к доске…»
В этом была вся Маля — так Марию-Матильду Адамовну-Феликсовну-Валериевну Кшесинскую звали в ее большой балетной семье, где она была младшей дочерью. На заре ее карьеры ей даже пришлось побыть Кшесинской № 2 вслед за сестрой. Однако очень быстро великая Матильда стала первой балериной и любовницей страны.
Муж Кшесинской Великий князь Андрей был моложе ее на 6 лет
Отвлекающий маневр
Выпускные спектакли театрального училища традиционно посещала царская семья. Вот и в 1890 году, когда заканчивалось обучение приходящей девицы Кшесинской, на представление пожаловал император Александр III с супругой и детьми.
Последнее свидание Матильды и цесаревича Николая состоялось в 1894 году
Матильда в тот вечер исполняла танец Лизы из считавшегося довольно фривольным балета «Тщетная предосторожность». Кокетство юной балерины возымело действие. По окончании действа император пришел, как водится, знакомиться с лучшими ученицами. И с порога спросил: «А где Кшесинская?» Так Маля покорила первого в своей жизни русского царя.
Но Александр III присматривался к девушке не для своей забавы. У него подрастал наследник — Николай II, который в ту пору совершенно некстати увлекся немецкой принцессой Алисой Гессенской. В интересах империи было бы разумнее «дружить» с французскими принцессами. Чтобы отвлечь цесаревича от Алисы, отец «познакомил» его с танцовщицей. На ужине по случаю выпускного спектакля Николая и Матильду усадили рядом, так что они весь вечер могли разговаривать. У них действительно начались отношения.
«…Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я была счастлива и в то же время и несчастлива. Я не могла ужинать, и, убежав к себе в комнату, я разрыдалась, у меня так болело сердце первый раз. Я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича!» — записала позже в своем дневнике Кшесинская.
Их роман продлился около двух лет. Николай купил Матильде дом на Английском проспекте (принадлежавший до этого композитору Николаю Римскому-Корсакову) и регулярно в него наведывался. В дневниках будущего императора можно найти такие записи:
«…Уехал только в 12:30 прямо к М. К. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время… Я был счастлив до крайности».
«Из театра отправился к М. Кшесинской, где снова провел симпатичный вечер. Вот так раскутился второй день кряду».
«В 12 часов к М. К., у которой оставался до 4 ч., хорошо поболтали, посмеялись и повозились…»
Но артисточка не пара наследнику престола. В 1894 году Николай II все-таки обручился с Гессеннской принцессой, ставшей в России императрицей Александрой Федоровной.
Николай II сдал любовницу на руки двоюродному брату Сергею Михайловичу
Сергей Михайлович Романов
Сексуальная революция в балете
Прима-балерина Кшесинская в наши дни не прошла бы ни один кастинг. Несмотря на все диеты, она не отличалась балетной щуплостью. А ее рост был всего 1 метр 53 сантиметра. При таких параметрах использовавшиеся тогда в балете длинные юбки (пачки прикрывали колени) совершенно не красили танцовщицу. И Кшесинская всеми силами боролась за радикальное мини.
Директору императорских театров, князю Сергею Волконскому, эта новая мода даже стоила должности. Кшесинской предстояло танцевать русский танец в балете «Камарго». Прежде его исполняла итальянка Леньяни в костюме, сшитом по образцу наряда Екатерины II — широкой юбке с фижмами (элементами каркаса). Из-за этих фижм и вышел скандал. Матильда отказалась танцевать с ними, жалуясь, что они стесняют ее движения. Волконский балерину оштрафовал. Она нажаловалась великим князьям. Волконского отругали. Он уволился. Вместо него назначили Владимира Теляковского, который Кшесинской уже не перечил. И она планомерно довела длину пачек до сексуального уровня — до середины бедра.
Административный ресурс
Николай II был благородным человеком и просто так бросить любовницу не мог. Он попросил за ней присматривать своего двоюродного брата, великого князя Сергея Михайловича, причем сам привез его в дом Кшесинской и буквально сдал балерину с рук на руки.
«…Ники (Николай II. — Ред.) просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка…»
Сергей Михайлович исправно исполнял свои обязанности высокопоставленной «няньки» и, по некоторым сведениям, любовника Кшесинской. Великий князь исполнял ее прихоти, дарил дорогие подарки, помогал с театральной карьерой. Уже летом 1894 года он купил ей дачу в Стрельне, которую Матильда приметила во время прогулки.
Не забывали про Матильду и другие представители царской семьи. Так, дядя Николая II Владимир Александрович поспособствовал тому, чтобы экс-девушка нового императора танцевала в спектакле «Жемчужина», поставленном к коронации. Изначально Кшесинской не нашлось в нем даже маленькой роли. Но по письму «сверху» композитор Дриго написал ей отдельную партию, а балетмейстер Петипа поставил ей па-де-де. С последним у Кшесинской, в том числе из-за протекций великих князей, отношения складывались плохо. Он не хотел выдвигать ее на звание примы. Но «административный ресурс» и тут помог Кшесинской. Хотя нельзя умалять и ее личные заслуги. Она действительно много работала, перед ответственными спектаклями могла месяцами не выходить из дома и никого не принимать, посвящая все время репетициям.
За это упорство и мастерство она требовала соответствующей награды и выбивала себе то повышенный гонорар, то позволение работать только три месяца в году, и всеми силами она выживала с российской сцены итальянских конкуренток.
Осталась стоять у сарая…
«После возвращения Наследника из Кобурга, после его помолвки он просил назначить ему последнее свидание, и условились встретиться на Волконском шоссе, у сенного сарая, который стоял несколько в стороне. …Как это всегда бывает, когда хочется многое сказать, а слезы душат горло, говоришь не то, что собиралась говорить, и много осталось недоговоренного… Когда Наследник поехал обратно в лагерь, я осталась стоять у сарая и глядела ему вслед до тех пор, пока он не скрылся вдали. До последней минуты он ехал, все оглядываясь назад».
Из дневника Матильды Кшесинской
Сын двух князей
Великие князья сменяли у Кшесинской один другого, но никого из них она при этом не отпускала слишком далеко от себя. В 1900 году, опять же в обход правил, Матильда устроила себе бенефис в честь 10-летия на сцене (прежде балерины имели право на бенефис только по случаю 20-летия либо при уходе на пенсию).
«Через несколько дней после юбилейного спектакля я устроила у себя в доме обед… На этот обед я пригласила Великих князей Кирила и Бориса Владимировичей, которые и ранее бывали у меня, и в первый раз Великого князя Андрея Владимировича…», — записала в своих воспоминаниях Кшесинская. По ее признанию, в Андрея (который был на шесть лет младше нее) она влюбилась сразу. Тот, судя по его нелепому поведению, тоже, уже по семейной традиции, быстро потерял голову от Матильды. Великий князь на том обеде был так неловок, что опрокинул на хозяйку дома бокал красного вина, испортив ее дорогое платье. Но та не сильно расстроилась, увидев в случившемся «предзнаменование», которое «принесет много счастья в жизни».
Кшесинская и Великий князь Андрей поженились лишь в эмиграции в 1921 году
Интуиция Кшесинскую не подвела. Через два года она родила от Андрея Владимировича сына Вову. При родах, правда, мать и ребенок чуть не умерли. Но уже через два месяца Матильда снова танцевала на сцене. А сын Владимир в 1911 году, как бастард, получил по высочайшему указу фамилию Красинский (по преданию, Кшесинские происходили от графов Красинских), потомственное дворянство и отчество Сергеевич (великий князь Сергей Михайлович не отказывался от покровительства Матильды, и, кстати, он был очень привязан к мальчику, часто с ним играл, пока судьба не разлучила их в 1917 году).
Правда, поженились Матильда и Андрей Владимирович лишь в 1921 году, в Каннах, будучи в эмиграции, когда дорога на Родину уже была отрезана.
Рекорд на пуантах
Кшесинская первая из русских балерин сделала 32 фуэте подряд. Прежде такое могли только итальянские танцовщицы.
Муж остался с носом, а любовник — без
В начале XX века дуэли, как способ разобраться с соперником, уже отмирали. Ими еще «баловались» в России, а в Европе считали анахронизмом.
И, несмотря на это, в начале 1914 года двое русских устроили поединок в Париже. Противниками оказались Великий князь Андрей Владимирович Романов и молодой балетный танцор Петр Владимиров.
Танцор Петр Владимиров – поздняя любовь Матильды
Представитель царской фамилии был в то время в столице Франции для поправления здоровья. А Владимиров приехал с труппой Фокина на гастроли.
Причиной дуэли стала прима-балерина Матильда Кшесинская. Ей тогда было уже за 40. Великий князь являлся по сути ее гражданским мужем, отцом ее сына (хотя и признал это только после революции). Что не помешало Матильде влюбиться во Владимирова, который не сразу понял, чем так привлек внимание гениальной балерины. Недавний выпускник театрального училища с замиранием сердца смотрел на нее во время совместных выступлений.
Новые чувства будто подарили Кшесинской вторую молодость. И Матильда даже решила станцевать партию Жизели в одноименном спектакле, где главную мужскую партию исполнял Владимиров. Роль оказалась совершенно не по возрасту. Это был провал.
К тому же балетно-амурные дела не могли не остаться незамеченными со стороны Великого князя Андрея. Узнав о новом увлечении матери своего ребенка, он вызвал так кстати заехавшего в Париж Владимирова на дуэль. Стрелялись в Булонском лесу (прежде, когда в Европе дуэли еще были в моде, там часто проходили женские поединки).
Романов прострелил балеруну нос, и тому пришлось делать пластическую операцию.
Однако врачи быстро и качественно восстановили внешность актера. Но возле Матильды он больше не появлялся.
Андрей Владимирович вскоре вернулся в Петербург для службы при Генштабе в ходе Первой мировой войны. Его соперник — Петр Владимиров — продолжил балетную карьеру, стал одним из лучших танцоров своего времени. В 1920 году уехал во Францию, выступал в «Русских балетах» Дягилева, сменив Нижинского. Позже перебрался в США, где занялся преподаванием.
Счастливое число «17» подвело
После революции Кшесинская с мужем и сыном поселилась в Париже. Бежали из России в спешке, большую часть драгоценностей не успели забрать. Ники с семьей был убит в Екатеринбурге. Сергея Михайловича застрелили под Алапаевском (незадолго до своей гибели он прислал последнюю телеграмму на день рождения Вовы). Удобная жизнь разрушилась. Кшесинская открыла в Париже свою школу. Одними из первых ее учениц были дочки знаменитого певца Федора Шаляпина Дарья и Марина.
При родах балерина и ее сын чуть не умерли
Ей было 64 года, когда она дала свой последний концерт — танцевала так, что ее 18 раз вызывали на бис.
Невзгоды Второй мировой обошли Кшесинскую стороной.
Во Франции ни ее, ни родных никто не тронул. Поволноваться пришлось лишь однажды. 23 июня был арестован Вова. Его вызвали в гестапо, там задержали, отправили в лагерь, но через 119 дней освободили. Позже он стал британским разведчиком, действовавшим под видом журналиста.
В Париже Матильда открыла свою балетную школу
А Матильда, покинув сцену, вдруг пристрастилась к азартным играм. В казино Монте-Карло она спускала остатки былой роскоши и вырученные за уроки танцев деньги — ставила стабильно на 17 — число, которое считала счастливым.
Кшесинская умерла в 1971 году, девяти месяцев не дожив до своего столетия.
Жертва нового строя
Матильда Кшесинская:
«Мои близкие отношения к старому правительству давались мне легко: оно состояло всего-навсего из одного человека. А что же я буду делать теперь, когда новое правительство — Совет рабочих и солдатских депутатов — состоит из 2000 человек?!»
Карикатура из одного из первых советских бюллетеней
Кстати
Во время Первой мировой войны российские войска испытывали нехватку снарядов. Но Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич жаловался, что не может совладать с артиллерийским ведомством. Полководец якобы видел в этом происки Матильды Кшесинской, которая, имея влияние в обществе, участвовала в распределении заказов между разными фирмами.
Автор текста: Елена ОЖЕГОВА
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive
Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились 🙂
Источник