Биография актера александра демьяненко личная жизнь
Биография
Александр Сергеевич Демьяненко, без всякого сомнения, звезда первой величины советского кинематографа. После появления на экране уморительной эпопеи с Шуриком актёр купался в славе и не мог спокойно появиться на улице.
Александр Демьяненко | Московский комсомолец
Но такая оглушительная популярность, пришедшая к нему с лёгкой руки режиссёра Леонида Гайдая, имела обратную сторону, тёмную. Демьяненко стал заложником одного образа, что для любого артиста – трагедия. К тому же шумиха и суета вокруг Александра Сергеевича, которая поднималась всюду, где бы он ни появился, крайне раздражали актёра, молчуна от природы и очень замкнутого человека. Желание дотронуться до кумира, взять его автограф, поговорить со звездой приносили ему адские муки и невероятный дискомфорт в обыденной жизни.
Каким он был человеком? Как складывалась его карьера помимо нашумевших приключений Шурика?
Родился Александр Демьяненко на севере России, в Свердловске, в мае 1937 года. Вскоре после рождения первенца отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей – сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к первой супруге, где подрастал Саша. Вскоре у мальчика появились родные сёстры Татьяна и Наталья.
Александр Демьяненко с мамой Галиной | Woman’s Day
Именно отец сыграл определяющую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович Демьяненко был человеком увлекающимся, творческим, настоящим артистом. В прошлом студент ГИТИСа, участник агитационной труппы «Синяя блуза» – в Свердловске он работал актёром Оперного театра и преподавал театральное мастерство в консерватории. После уроков Саша бегал к отцу в оперный театр и проводил там всё свободное время. Там он «заболел» актёрством и ни о какой другой профессии больше не мог мечтать. Не смотря на то, что отец опять увлёкся и снова оставил семью, для Александра Демьяненко он навсегда остался кумиром и главным авторитетом. Примечательно, что все дети от разных браков отлично поладили между собой.
Александр Демьяненко в детстве | Woman’s Day
Среднее образование любимый миллионами Шурик получил в Свердловской школе № 37, учебная программа которой включала углублённое изучение немецкого языка. В 1954 году, когда пришло время определиться с профессией, в северный город прибыли представители приёмной комиссии МХАТа для набора студентов. Александр Демьяненко, конечно же, не мог упустить шанс поступить в престижный театральный ВУЗ. Но парень так переволновался, что с треском провалил экзамен.
Будущая звезда кинематографа отправился в местный университет и поступил на юридический факультет. Учился студент неплохо, но спустя год понял, что юристом ему не быть. Ещё несколько лет «грызть» юриспруденцию, чтобы приобрести профессию, к которой душа не лежала, Александр Демьяненко не хотел. Он бросил вуз и отправился во второй раз попытать счастья в столичных театральных институтах.
Александр Демьяненко | Сплетник
Москва приняла свердловского паренька радушно. Александр Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два знаменитых вуза – ГИТИС и Щукинское училище. Выбрал, как и когда-то отец, ГИТИС, о чём тут же радостно проинформировал родителей, отправив телеграмму в Свердловск.
Высшее театральное образование и диплом Александр Демьяненко получил в 1959 году. Нельзя сказать, что учёба в ГИТИСе для будущего Шурика оказалась безоблачной. У талантливого студента уже тогда отчётливо проявлялся эксцентричный характер. Он запросто мог, никому ни слова не сказав, отправиться в родной Свердловск в разгар учебного года. Но у преподавателей и его наставника профессора Иосифа Раевского рука не поднималась отчислить Сашу. Раевский лишь просил Демьяненко хотя бы не пропускать занятия, на которых учили актёрскому мастерству.
Фильмы
Кинематографическая биография Александра Демьяненко началась довольно рано, когда он был студентом второго курса ГИТИСа. Начинающий актёр дебютировал в роли Мити в киноленте «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова. Зрители и режиссёры заметили артиста в этой оптимистической драме, завершавшей «комсомольскую» трилогию «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Именно в «Ветре» родился образ скромного и интеллигентного юноши, способного совершить подвиг. Этот образ уже тогда прочно закрепился за Александром Демьяненко.
Александр Демьяненко в фильме “Ветер” | Кино-Театр.Ру
После окончания театрального вуза артиста пригласили в Московский драматический театр имени В. Маяковского. Здесь сибиряк проработал три года, но кинематограф всё больше затягивал Александра Сергеевича.
В 1961 году на экраны вышел новый фильм Алова и Наумова. В свой проект – драму «Мир входящему» – они снова позвали Александра Демьяненко. Тот сыграл лейтенанта Ивлева, выпускника училища, который в последний день войны получил ответственное задание – доставить в госпиталь беременную немецкую женщину. Картина имела огромный успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фильм был осыпан призами, в том числе несколькими на конкурсах в Брюсселе и Венеции.
Ещё две картины, вышедшие следом за драмой «Мир входящему», закрепили Александра Демьяненко в советском кинематографе. Лирическая комедия «Карьера Димы Горина», в которой молодой актёр сыграл честного кассира, сделала его узнаваемым. Закрепила успех блистательная комедия «Взрослые дети», в которой Демьяненко в дуэте с Лилией Алешниковой сыграл молодую семейную пару, которая живёт вместе с родителями.
Александр Демьяненко в фильме “Мир входящему” | Вокруг ТВ
В 1962 году Александр Демьяненко принял окончательное решение оставить театр Маяковского и переехать в северную столицу. На это имелось две причины. В Ленинграде артисту дали квартиру. К тому же он не раз снимался на «Ленфильме», и здесь ему предложили работу.
Вскоре актёр порадовал своих поклонников новым фильмом – он появился в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс». Зрители с удовольствием наблюдали за действиями отважного журналиста центральной газеты Сироткина, который распутывал финансовые махинации. Не менее громкий успех сопровождал детектив режиссёра Николая Розанцева «Государственный преступник». Здесь Александр Демьяненко сыграл молодого следователя по особо важным делам Андрея Николаевича Поликанова, которому доверили расследовать дело военного преступника.
Александр Демьяненко в фильме “Порожний рейс” | Кино-Театр.Ру
Карьера артиста стремительно развивалась. Его узнавали на улицах. В каждом киоске «Союзпечати» продавались открытки с изображением Александра. Но оглушительная слава и пик популярности ждали его после встречи с Леонидом Гайдаем. Знаменитый московский режиссёр приехал в Ленинград на «смотрины» Демьяненко. Ведь в столице он отверг четыре десятка претендентов на роль главного персонажа своего фильма по сценарию «Несерьезные истории». Требовался типаж незадачливого юноши Владика Арькова, интеллигентного растяпы, вечно попадающего в курьёзные ситуации.
Гайдай, увидев Александра Демьяненко, понял, что это именно тот артист, который ему нужен. Перед ним стоял человек, которому не нужно было напрягаться и перевоплощаться: это был готовый Владик. Но в процессе съёмок Владик превратился в Шурика. Чтобы добиться полного попадания в образ, артисту пришлось осветлить смоляные волосы. Стилисты, добиваясь радикального блонда, выжгли волосы актёра до такой степени, что на коже появились волдыри.
Позже вдова актёра, Людмила Акимовна, вспоминала, что краски в то время были такими беспощадными, что осталось загадкой, как Демьяненко не облысел.
Александра Демьяненко в фильме “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” | ТВ Центр
Выход на экраны золотой комедии «Операция «Ы»» был подобен разорвавшейся бомбе. Александр Демьяненко проснулся знаменитым. Теперь его иначе, как Шуриком, никто не называл. Он действительно не сыграл, а прожил роль в этой комедии. Артист не прибегал ни к каким актёрским ухищрениям – он просто оставался собой. Позже он признался, что роль Шурика не была сопряжена для него ни с муками творчества, ни с трудностями перевоплощения.
Многие кинокритики и биографы Гайдая и Демьяненко утверждают, что Шурик – это на самом деле «сборный» образ режиссёра и артиста. Оба оказались в жизни похожими на этого обаятельного героя: нелюдимые очкарики, несколько замкнутые и неразговорчивые, хмурые и шутившие без тени улыбки.
Александра Демьяненко в фильме “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” | Пикабу
Леонида Гайдая засыпали мешками писем с просьбой продолжить историю обаятельнейшего Шурика. Режиссёр пошёл навстречу пожеланиям зрителей и спустя два года снял «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика». Александр Демьяненко снова появился в амплуа любимого миллионами очкарика-растяпы.
В 1973 году зрители увидели новый киношедевр с участием Демьяненко. Это блистательная комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Она, как и две комедии с Шуриком, вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. По прошествии десятилетий зрители и сегодня поднимают себе настроение, глядя на героев, в которых перевоплотились Александр Демьяненко, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин, Александр Яковлев и Леонид Куравлёв.
Александра Демьяненко в фильме “Иван Васильевич меняет профессию” | OnlainFilmix.com
Но в то время, когда вся страна готова была на руках носить любимого артиста, у него начались проблемы, связанные с обратной стороной славы. Александр Демьяненко превратился в заложника своего Шурика. Режиссёрам трудно было подыскать ему роль, потому что шлейф смешного блондина тянулся за актёром, словно приклеенный.
Сам Александр Сергеевич не раз жаловался, что все вспоминают лишь эту роль, хотя она не потребовала от него никаких усилий. А трудную и достойную работу в замечательных картинах «Мир входящему», «Мой добрый папа» и «Угрюм-река» никто не вспоминает.
Александра Демьяненко в сериале “Угрюм-река” | Я о Кино
Артист признавался, что ему в тягость та публичность, которая стала неотвратимой после комедий Леонида Гайдая. К нему подходили на улице, хлопали по плечу, обращались на «ты». Александр Демьяненко был вынужден принимать приглашения на встречи со зрителями, потому что они приносили хоть какой-то доход. На этих встречах его выпытывали о личном, требовали откровенности и «душевного стриптиза». То есть именно того, что больше всего претило артисту.
Дошло до того, что актёру почти не предлагали новых ролей в кино, но при этом он не мог пройти по улице спокойно. И это его раздражало невероятно. Александр Демьяненко с головой ушёл в озвучивание и дубляж иностранных фильмов. Его голосом заговорили герои Жана-Поля Бельмондо, Омара Шарифа, Уго Тоньяцци, Джона Войта и Роберта Де Ниро. Практически во всех советских фильмах Александр Демьяненко озвучил Донатаса Баниониса. Не отказывался он и от озвучивания мультфильмов.
Изредка актёру предлагали интересные эпизоды или маленькие роли в хороших картинах. Так он сыграл приказчика Ивана Сохатых в «Угрюм-реке», Шестакова в «Зелёном фургоне».
В общей сложности фильмография Александра Демьяненко – это семь десятков названий фильмов.
Александра Демьяненко в фильме “Зеленый фургон” | ТВ Центр
После ухода со студии «Ленфильм» артист какое-то время служил в Театре комедий имени Н. П. Акимова на Невском проспекте. С середины 1990-ых он выходил на сцену Санкт-Петербургского театра «Приют комедиантов», что на Малой Морской. Театралы видели любимого актёра в постановках «Владимирская площадь» и «Антигона». Он превосходно сыграл двух совершенно разножанровых героев, ведь Александр Демьяненко был блестящим драматическим актёром. Но театр на Малой Морской небольшой, посетителей в нём не так уж много, поэтому работу артиста оценили немногие.
В 1991 году Александр Демьяненко стал Народным артистом РСФСР. Но, кажется, эта награда словно подвела черту под его творческой биографией. Он всё ещё выходил на театральные подмостки и озвучивал иностранные фильмы, но уже понимал, что карьера его, как и жизнь, близится к закату.
Личная жизнь
С первой женой – Мариной Скляровой – Александр Демьяненко прожил 16 лет. Пара познакомилась ещё в Свердловске, в драмкружке. Кажется, их семейная жизнь была безоблачной. Супруги часто ходили, держась за руку, понимали друг друга с полуслова. Детей у них не было. Коллеги и друзья Александра Сергеевича запомнили Марину, как энергичную добытчицу всяческих дефицитов. Сам артист был удивительно неприспособленным к обыденной жизни. Поэтому швейцарский сыр, балык и икра в их доме появлялись исключительно благодаря хозяйственной супруге.
Первая жена Александра Демьяненко Марина Склярова | Собеседник
Но что было в душе и на уме у крайне замкнутого и вечно углублённого в свои мысли Александра Демьяненко – никому неизвестно. Его друг Олег Белов в своих воспоминаниях рассказал случай, который, на самом деле, ярко характеризовал артиста. Однажды в Ашхабаде, куда Демьяненко и Белов поехали на кинофестиваль, артистов повезли на экскурсию. Вдруг в автобус зашла Наталья Селезнёва, вместе с которой Александр Демьяненко снимался в комедиях «Операция «Ы» и «Иван Васильевич меняет профессию».
После нескольких лет, прошедших после съёмок этих фильмов, Селезнёва страшно обрадовалась их встрече. Она кинулась к Демьяненко, собираясь его расцеловать, но тот лишь невозмутимо кивнул коллеге, бросив холодное «привет». Наталья Селезнёва окаменела от удивления.
Наверное, то же самое почувствовала первая супруга артиста Марина, когда в один день муж, с которым она ни разу не поссорилась, пришел домой, молча собрал в чемоданчик свои вещи и ушел к другой женщине, с которой прожил до конца своих дней в таких же любви и согласии, как и с первой супругой.
Александр Демьяненко с женой Людмилой | Московский комсомолец
Второй женой артиста стала Людмила, режиссёр дубляжа из «Ленфильма». Для неё это был второй брак. От первого осталась дочь Анжелика. Отношения с падчерицей у Александра Сергеевича сложились замечательные. Впоследствии Анжелика Неволина стала известной артисткой Малого драматического театра Льва Додина.
Александр Демьяненко очень любил уединение, для чего как нельзя лучше подходила дача под Санкт-Петербургом. Здесь он увлечённо читал, слушал классическую музыку и мечтал.
Смерть
Мало кто знал о том, что у артиста было больное сердце. Но в последние годы жизни ему пришлось работать на износ. В Санкт-Петербурге Демьяненко не предлагали работы в кино. Поэтому на поступившее из Москвы предложение сняться в сериале «Клубничка» он ответил согласием. Актёр мотался из Питера в столицу, жил в гостиницах. Каждый день снималась новая серия ленты.
На выходные Александр Демьяненко спешил в Санкт-Петербург, ведь в театре «Приют комедианта» шел спектакль с его участием. Он был очень ответственным человеком и не мог допустить срыва представления.
Александр Демьяненко | Fishki.net
На съёмках сериала у актёра отслоилась сетчатка. Пришлось делать операцию на глазах под наркозом. Демьяненко перенёс его трудно. Вскоре он снова попал в больницу с подозрением на язву желудка. Как оказалось, это был второй инфаркт. О первом артист и не догадывался.
Врачи решили делать Александру Сергеевичу шунтирование. Но до операции он не дотянул одного дня. Причиной смерти был отёк лёгкого.
Многие говорили о любви актёра к спиртному. Некоторые даже утверждали, что причиной проблем с сердцем был алкоголь. Ради справедливости стоит признать, что трезвенником Александр Демьяненко действительно не был. Но как утверждали его друзья, он никогда не переходил ту грань, за которой терял контроль над собой и человеческий облик.
Похоронили знаменитого артиста в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище. Спустя несколько лет рядом появилась могила его второй супруги Людмилы.
Фильмография
- 1958 – «Ветер»
- 1961 – «Карьера Димы Горина»
- 1961 – «Мир входящему»
- 1962 – «Порожний рейс»
- 1965 – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
- 1967 – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
- 1969 – «Угрюм-река»
- 1973 – «Иван Васильевич меняет профессию»
- 1983 – «Зелёный фургон»
- 1996 – «Клубничка»
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2020; проверки требуют 50 правок.
Алекса́ндр Серге́евич Демья́ненко (30 мая 1937, Свердловск — 22 августа 1999, Санкт-Петербург) — советский и российский актёр театра, кино и телевидения, мастер дубляжа.
Наиболее известен как исполнитель главной роли Шурика в кинокомедиях Леонида Гайдая — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и др.
Народный артист РСФСР (1991)[4].
Биография[править | править код]
Юность и поступление в ГИТИС[править | править код]
Родился 30 мая 1937 года в Свердловске. В 1954 году, по окончании свердловской школы № 37 с углублённым изучением немецкого языка, попытался поступить в МХАТ (приёмная комиссия приезжала в Свердловск), но из-за волнения не смог.
Тогда он успешно поступил в Свердловский юридический институт, но проучился там всего полгода, поняв, что данная профессия ему не подходит. Через год вместе с друзьями отправился в Москву, где поступил в ГИТИС.
Родители получили от сына телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе». ГИТИС он окончил в 1959 году.
Студентом он был не самым лучшим. Учился он хорошо, но пропускал много занятий. Ему всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех.
Уже на 2-м курсе ГИТИСа (мастерская Григория Конского) режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили его на роль Мити в фильм «Ветер» — оптимистическую драму, завершившую «комсомольскую» трилогию, начатую фильмами «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Эта его работа как начинающего актёра привлекла внимание как зрителей, так и кинематографистов. Был рождён новый тип героя — скромный интеллигентный юноша, совершающий подвиг.
В 1959 году он был приглашён в Московский академический театр имени Владимира Маяковского, где он проработал 3 года, но актёра всё больше затягивало кино. Вскоре он покинул Москву и театр имени Маяковского и обосновался в Ленинграде, где жил и работал на киностудии «Ленфильм» до своей смерти.
Переезд в Ленинград[править | править код]
С 1962 года он покинул театр Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград. Во-первых, он уже начал участвовать в съёмках на «Ленфильме», а во-вторых, в Москве ему было негде жить, а в Ленинграде давали квартиру. К тому же актёру просто не нравилась Москва. Приехав в Ленинград ещё в 1961 году, он остался здесь до конца жизни. Его много раз звали в московские театры, но он уже не хотел возвращаться в Москву.
Роли в кино[править | править код]
В кино актёр дебютировал ролью, которая привлекла к нему внимание и зрителей, и режиссёров — в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер», вышедшей на экраны в 1958 году. В 1959 году актёр сыграл эпизодическую роль фотографа в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы» (в титрах не значится). Также у режиссёров Алова и Наумова актёр снялся в фильме «Мир входящему» (1961), благодаря которой его узнали за рубежом — лента была отмечена несколькими премиями на кинофестивале в Венеции.
На «Ленфильме» он снялся в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс» (1962), где сыграл молодого журналиста центральной газеты Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева «Государственный преступник» — следователя по особо важным делам Андрея Поликанова, расследующего дело военного преступника. Так, роль за ролью, актёр завоевывал популярность среди зрителей.
На Свердловской киностудии он снялся в фильме «Угрюм-река» в роли приказчика Ильи Сохатых.
Комедии Леонида Гайдая[править | править код]
В середине 1960-х Леонид Гайдай приступил к съёмкам комедии. Сценарий назывался «Несерьёзные истории», а главным героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и многие другие. В итоге подошёл работавший в Ленинграде Демьяненко. Он был жгучим брюнетом, а в фильме его решили сделать блондином. Сам актёр, в 1998 году в беседе с Веркой Сердючкой в передаче «СВ-шоу», по этому поводу отметил следующее:[5]
Надо сказать, что это было довольно неприятно. В то время не было таких замечательных красителей, как сейчас. Поэтому меня красили бланкитом. Вы знаете, это что-то похожее на смесь извёстки с чем-то. Это жуткая процедура. Я был в то время брюнетом, таким жгучим. Мои волосы (мне всю голову намазали) сожгли этим бланкитом, и, к чёртовой матери, всю кожу на моей бедной голове. Так что, это впечатление осталось.
А вдова актёра Людмила Акимовна позднее вспоминала:[6]
Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже. Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел.
Роль Шурика принесла актёру успех. Гайдай через 2 года снял продолжение приключений полюбившегося зрителям героя — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А в 1973 году вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию».
Роли на телевидении[править | править код]
Режиссёры вскоре перестали предлагать актёру интересные роли. От этого его спасло телевидение, где он выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли, среди которых «Кумир» Дюрренматта, «Чародейная ночь» Славомира Мрожека, «До самой сути» и «Семь крестиков в записной книжке» Жоржа Сименона. Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссёров, которых интересовал незаурядный драматический талант актёра[источник не указан 1973 дня], — в «Угрюм-реке» и в «Учителе пения» Наума Бирмана. Кроме того, актёр много работал в театре, снимался на телевидении, озвучивал мультфильмы.
В 1968 году на ленинградском телевидении он попробовал себя в качестве кинорежиссёра, поставив короткометражный фильм «Святая ложь».
В середине 1990-х годов снимался в первом российском ситкоме «Клубничка».
Озвучивание[править | править код]
Он был одним из ведущих актёров дубляжа — его голосом говорил Донатас Банионис, а также зарубежные актёры Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберт Де Ниро, Стив Бушеми, Джон Войт, Арнольд Шварценеггер, Орландо Блум, Тони Кёртис, Калью Комиссаров и многие другие[7].
Роли в театре[править | править код]
В театре он больше выступал в антрепризах. С 1984 года до последних дней был артистом петербургского Театра комедии имени Н. П. Акимова, где сыграл несколько ярких ролей. Последние работы на сцене — спектакль «Дон Педро» (реж.: Т. Казакова) играл на сцене театра совместно с Михаилом Светиным, также работал в «Приюте комедианта» и Московском академическом театре им. Вл. Маяковского.
В середине 1990-х у Театра комедии имени Н. П. Акимова сменился главный режиссёр — пришла Татьяна Казакова, у которой были свои планы, и актёр в них не входил. Тогда он перешёл в петербургский театр «Приют комедианта», где сразу сыграл в двух спектаклях, ставших событием в театральной жизни Санкт-Петербурга[8]. Последние годы перед смертью актёр с успехом продолжал играть на сцене этого театра.
В 1991 году был удостоен звания народного артиста РСФСР[4].
Смерть[править | править код]
Летом 1999 года стояла сильная жара. Актёр по настоянию врачей готовился к операции коронарного шунтирования, оттягивать которую было уже нельзя[источник не указан 24 дня]. Операцию назначили на 1 сентября 1999 года, когда все врачи планировали вернуться из отпусков и жара должна была прекратиться, но он не дожил до неё 10 дней[9].
Скончался на 63-м году жизни 22 августа 1999 года в Санкт-Петербурге в больнице.
Диагноз — отёк лёгких, вызванный коронарной болезнью сердца.
Похоронен на Серафимовском кладбище (13 участок) в Санкт-Петербурге.
Надгробия А. С. Демьяненко и его супруги на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Семья[править | править код]
- Отец — Сергей Петрович Демьяненко (20.03.1909, Екатеринбург[10]—2000, Екатеринбург) — окончил ГИТИС, актёр, режиссёр оперного класса Свердловской консерватории, преподавал актёрское мастерство и занимался организацией городских массовых праздников; после рождения сына ушёл из семьи и женился на поклоннице, которая родила ему сына и дочь, а через два года вернулся к жене, которая после этого родила двух дочерей[10][11][12]. В Екатеринбурге проживал по адресу ул. Просторная, д. 146, кв. 108.
- Мать — Галина Васильевна Демьяненко (Белькова) (1914[10] —?) — работала бухгалтером.
- Единокровный брат (по отцу)[10] — Владимир Сергеевич Демьяненко (род. 1941) — пианист, музыкальный работник, народный артист РСФСР, возглавлял Свердловскую филармонию[10][13].
- Сёстры — Надежда, Наталья, Татьяна.
Личная жизнь[править | править код]
- Первая жена — Марина Даниловна Склярова (01.04.1938 — 18.12.2017)[14]. Училась с ним в драмкружке, театровед, сценаристка, сотрудничала с Ленинградским телевидением, публиковалась в периодических изданиях. В 1990-е годы работала как составитель и переводчик над публикациями трудов и личных архивов богословов и иерархов Русской Православной Церкви, вышедших в четырёх томах под названием «Сосуд избранный», печаталась в православной периодике, написала несколько сборников сказок и стихов, получила награды Русской Православной Церкви, в 2004 году издала сборник своих стихов «Страсти по Петербургу»[14][15]. Сделала несколько абортов[16].
- Вторая жена — Людмила Акимовна Демьяненко (05.01.1940 — 20.06.2005)[17]. Познакомилась с Александром, будучи ассистентом режиссёра дубляжа на киностудии «Ленфильм», где Демьяненко работал на дубляже[18]. Впоследствии была режиссёром дубляжа на «Ленфильме», в 1994—2005 годах — в компании «Нева-1» (с 2002 года — «Невафильм»)[19][20].
- Падчерица — актриса Анжелика Неволина (род. 2 апреля 1962).
- Зять — актёр Алексей Зубарев (род. 30 марта 1954)[21].
В Ленинграде/Санкт-Петербурге жил на Омской улице, в доме № 10 (кв.17); Бронницкой улице, в доме № 33; на улице Тамбасова, в доме № 30, корп. 2; на улице Маяковского, в доме № 15.
Награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (26 ноября 1965 года) — за заслуги в области советского киноискусства[22]
- Народный артист РСФСР (1991)[4]
Память[править | править код]
- Решением Курганской городской Думы от 26 мая 2016 года одной из новых улиц микрорайона Левашово присвоено имя актёра[23].
- Памятники Шурику и Лиде установлены на центральной аллее Краснодара и возле Рязанского государственного университета.
Фильмография[править | править код]
Съёмки в кино[править | править код]
|
|