Биография бальзак и его личная жизнь

Биография бальзак и его личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2021; проверки требуют 4 правки.

Запрос «Бальзак» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Оноре́ де Бальза́к (фр. Honoré de Balzac [ɔnɔʁe də balˈzak]; 20 мая 1799[1][2][3][…], Тур, Первая Французская республика[6][7][7] – 18 августа 1850[4][1][2][…], Париж, Вторая французская республика[6][7][7]) – французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Крупнейшее произведение Бальзака – серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других.

Биография[править | править код]

Оноре де Бальзак с дагерротипа Louis-Auguste Bisson, 1842 год

Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746-19.06.1829[8]). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном[9].

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816-1819 – в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.[10]

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Господин де Бальзак был одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных… Все его произведения составляют одну книгу, книгу живую, блистательную и глубокую, где живёт, движется и действует страшная, жуткая и вместе с тем реальная наша современность… Сам того не зная, хотел ли он того, или нет, согласился бы он с этим или нет, – автор этого огромного и причудливого творения был из могучей породы писателей-революционеров.[11].

– Надгробная речь Виктора Гюго на похоронах Бальзака, 21 августа 1850 года.

В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга – исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L’Élixir de longue vie, 1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832-1837) – ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг – результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряжённо трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг.

В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы – купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты – семья, государство, армия.

В 1845 году писатель был награждён орденом Почётного легиона.

Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти – гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, – предположительно, артериита.

Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго[12].

Бальзак и Эвелина Ганская[править | править код]

В 1832 году Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской, которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий на Украине, Венцеславом Ганским. В 1842 году Вацлав Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). В 1847-1850 годах Бальзак гостил в поместье Ганской Верховня (в одноимённой деревне Ружинского района Житомирской области, Украина). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой писатель заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних его дней.

В неоконченном «Письме о Киеве» и частных письмах Бальзак оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Творчество[править | править код]

Состав «Человеческой комедии»[править | править код]

Иллюстрация к роману «Евгения Гранде». ПСС, 1855, т.5

В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение – «картину нравов» его времени – огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака, «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции – как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни; он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей:

  • «Этюды о нравах»,
  • «Философские этюды»,
  • «Аналитические этюды».

Наиболее обширна первая часть – «Этюды о нравах», в которую вошли:

«Сцены частной жизни»

  • «Гобсек» (1830),
  • «Тридцатилетняя женщина» (1829-1842),
  • «Полковник Шабер» (1844),
  • «Отец Горио» (1834-35)

и пр. «Сцены провинциальной жизни»

  • «Турский священник» (Le curé de Tours, 1832),
  • «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833),
  • «Утраченные иллюзии» (1837-43)

и пр. «Сцены парижской жизни»

  • трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834),
  • «Цезарь Биротто» (César Birotteau, 1837),
  • «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838),
  • «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847),
  • «Сарразин» (1830)
Читайте также:  Анна чапман биография личная жизнь муж дети

и пр. «Сцены политической жизни»

  • «Случай из времён террора» (1842)

и др. «Сцены военной жизни»

  • «Шуаны» (1829),
  • «Страсть в пустыне» (1837)

«Сцены деревенской жизни» «Лилия долины» (1836) и др.

В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).

«Философские этюды»

Представляют собой размышления о закономерностях жизни.

  • «Шагреневая кожа» (1831)

и пр. «Аналитические этюды»

Циклу присуща наибольшая «философичность». В некоторых произведениях – например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.

Новаторство Бальзака[править | править код]

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности – авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив – победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

В Российской империи[править | править код]

Творчество Бальзака нашло своё признание в России ещё при жизни писателя. Многое печаталось отдельными изданиями, а также в московских и петербургских журналах, почти сразу после парижских публикаций – в течение 1830-х годов[13]. Однако, некоторые произведения были под запретом.

По просьбе начальника Третьего отделения, генерала А. Ф. Орлова, Николай I разрешил писателю въезд в Россию, но со строгим надзором[14].

В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию. С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в Санкт-Петербурге, в доме Титова на Миллионной улице, 16. В том году посещение столь известным французским писателем российской столицы вызвало у местной молодёжи новую волну интереса к его романам. Одним из молодых людей, проявившим такой интерес, был 22-летний инженер-подпоручик Петербургской инженерной команды Фёдор Достоевский. Достоевский был так восхищён творчеством Бальзака, что решил тут же, безотлагательно, перевести на русский язык один из его романов. Это был роман «Евгения Гранде» – первый русский перевод, опубликованный в журнале «Пантеон» в январе 1844, и первая печатная публикация Достоевского (хотя при публикации переводчик указан не был)[15].

Память[править | править код]

Художественная литература

Бальзак стал одним из центральных персонажей «Повести о смерти» Марка Алданова (1952-1953 годы).

Кинематограф

О жизни и творчестве Бальзака сняты художественные кинофильмы и телесериалы, в том числе:

  • 1968 – «Ошибка Оноре де Бальзака» (СССР): режиссёр Тимофей Левчук.
  • 1973 – «Большая любовь Бальзака» (телесериал, Польша-Франция): режиссёр Войцех Соляж.
  • 1999 – «Бальзак» (Франция-Италия-Германия): режиссёр Жозе Дайан.

Музеи

Существует несколько музеев, посвященных творчеству писателя, в том числе в России. Во Франции работают:

  • дом-музей в Париже;
  • музей Бальзака в замке Саше долины Луары[16].

Филателия и нумизматика

  • В честь Бальзака были выпущены почтовые марки многих стран мира.
  • В 2012 году Парижский монетный двор в рамках нумизматической серии «Регионы Франции. Знаменитые люди», отчеканил серебряную монету достоинством 10 евро в честь Оноре де Бальзака, представляющего регион Центр[17].

Библиография[править | править код]

Собрания сочинений[править | править код]

на русском языке

  • Собрание сочинений в 20 томах. СПб., 1896-1899[18]
  • Собрание сочинений в 15 т. М., 1951-1955
  • Собрание сочинений в 24 томах. – М.: Правда, 1960 (“Библиотека «Огонёк»)
  • Собрание сочинений в 10 т. – М.: Художественная литература, 1982-1987, 300 000 экз.
  • Собрание сочинений в 28 т.- М.: Голос, 1992-1998
  • Собрание сочинений в 8 т. – М: Книжный клуб «Книговек», 2012

на французском языке

  • Oeuvres complètes, 24 vv. – Paris, 1869-1876, Correspondence, 2 vv., P., 1876
  • Lettres à l’Étrangère, 2 vv.; P., 1899-1906

Произведения[править | править код]

Романы Повести и рассказы

  • Дом кошки, играющей в мяч (1829)
  • Брачный контракт (1830)
  • Гобсек (1830)
  • Вендетта (1830)
  • Прощай! (1830)
  • Загородный бал (1830)
  • Супружеское согласие (1830)
  • Сарразин (1830)
  • Красная гостиница (1831)
  • Неведомый шедевр (1831)
  • Полковник Шабер (1832)
  • Покинутая женщина (1832)
  • Красавица Империи (1834)
  • Невольный грех (1834)
  • Наследник дьявола (1834)
  • Жена коннетабля (1834)
  • Спасительный возглас (1834)
  • Ведьма (1834)
  • Настойчивость любви (1834)
  • Раскаяние Берты (1834)
  • Наивность (1834)
  • Замужество красавицы Империи (1834)
  • Прощённый мельмот (1835)
  • Обедня безбожника (1836)
  • Фачино Кане (1836)
  • Тайны княгини де Кадиньян (1839)
  • Пьер Грассу (1840)
  • Мнимая любовница (1841)

Собрания сочинений[править | править код]

на русском языке

  • Собрание сочинений в 20 томах. СПб., 1896-1899[18]
  • Собрание сочинений в 15 т. М., 1951-1955
  • Собрание сочинений в 24 томах. – М.: Правда, 1960 (“Библиотека «Огонёк»)
  • Собрание сочинений в 10 т. – М.: Художественная литература, 1982-1987, 300 000 экз.
  • Собрание сочинений в 28 т.- М.: Голос, 1992-1998
  • Собрание сочинений в 8 т. – М: Книжный клуб «Книговек», 2012

на французском языке

  • Oeuvres complètes, 24 vv. – Paris, 1869-1876, Correspondence, 2 vv., P., 1876
  • Lettres à l’Étrangère, 2 vv.; P., 1899-1906

Произведения[править | править код]

Романы Повести и рассказы

  • Дом кошки, играющей в мяч (1829)
  • Брачный контракт (1830)
  • Гобсек (1830)
  • Вендетта (1830)
  • Прощай! (1830)
  • Загородный бал (1830)
  • Супружеское согласие (1830)
  • Сарразин (1830)
  • Красная гостиница (1831)
  • Неведомый шедевр (1831)
  • Полковник Шабер (1832)
  • Покинутая женщина (1832)
  • Красавица Империи (1834)
  • Невольный грех (1834)
  • Наследник дьявола (1834)
  • Жена коннетабля (1834)
  • Спасительный возглас (1834)
  • Ведьма (1834)
  • Настойчивость любви (1834)
  • Раскаяние Берты (1834)
  • Наивность (1834)
  • Замужество красавицы Империи (1834)
  • Прощённый мельмот (1835)
  • Обедня безбожника (1836)
  • Фачино Кане (1836)
  • Тайны княгини де Кадиньян (1839)
  • Пьер Грассу (1840)
  • Мнимая любовница (1841)

Экранизации[править | править код]

  • Блеск и нищета куртизанок (Франция; 1975; 9 серий): режиссёр М. Казнёв. По одноимённому роману.
  • Гобсек (1987) По одноимённой повести
  • Тайны семьи де Граншан (Россия-Латвия, 1992). Телефильм по мотивам пьесы «Мачеха».
  • Брошенная женщина (фр. La Femme abandonnée; Франция; 1992): реж. Эдуар Молинаро, в ролях: Шарлотта Рэмплинг, Нильс Ареструп и др. По рассказу «Покинутая женщина».
  • Полковник Шабер (фр. Le Colonel Chabert, 1994, Франция). По одноимённой повести.
  • Страсть в пустыне (англ. Passion in the Desert ,США ,1997, реж. Лавиния Куррье) . По одноимённому рассказу.
  • Не стоит трогать топор (Франция-Италия, 2007). По мотивам повести «Герцогиня де Ланже».
  • Шагреневая кожа (фр. La peau de chagrin, 2010, Франция). По одноимённому роману.

См. также[править | править код]

  • Шарль де Бернар – друг и ученик Бальзака

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных – 2011.
  2. ↑ 1 2 3 4 Honore de Balzac // Encyclopædia Britannica (англ.)
  3. ↑ 1 2 Honoré de Balzac // Internet Broadway Database (англ.) – 2000.
  4. ↑ 1 2 Мирбо О. La Mort de Balzac – 1989.
  5. ↑ 1 2 Czech National ity Database
  6. ↑ 1 2 Резник Р. А. Бальзак Оноре де // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969.
  7. ↑ 1 2 3 4 Archivio Storico Ricordi – 1808.
  8. ↑ Бальзак
  9. ↑ Александр Гербстман. Оноре Бальзак. Биография писателя. – Ленинград: Просвещение. Ленинградское отделение, 1972. – С. 6. – 120 с.
  10. ↑ Александр Гербстман. Оноре Бальзак. Биография писателя. – Ленинград: Просвещение. Ленинградское отделение, 1972. – С. 6-7. – 120 с.
  11. ↑ Оноре Бальзак. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 15, с. 695. М., Гослитиздат. 1955
  12. ↑ Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. – М., 1967
  13. ↑ Бальзак, Оноре // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
  14. ↑ Александр Гербстман. Оноре Бальзак. Биография писателя. – Ленинград: Просвещение. Ленинградское отделение, 1972. – С. 108. – 120 с.
  15. ↑ Оноре де Бальзак. Бальзак в переводе Достоевского : Приложение / Гроссман Л. П. // Евгения Гранде = Eugénie Grandet / Пер. с фр. Достоевский Ф. М. – М., 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-389-03515-7
  16. ↑ Музей Оноре де Бальзака в замке Саше
  17. ↑ Франция, 10 евро (Центр. Оноре де Бальзак) | Euro-Coins.News
  18. ↑ 1 2 Бальзак Оноре де //БСЭ
Читайте также:  Омар хайям биография личная жизнь

Литература[править | править код]

  • Бальзак, Оноре // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
  • Бальзак, Гонорий // Энциклопедический лексикон: В 17 т. – СПб.: Тип. А. Плюшара, 1835. – Т. IV: Б-БАР. – С. 177.
  • Быков Д. Л. Оноре де Бальзак // Портретная галерея // Дилетант. – 2019. – № 10.
  • Дежуров А. С. Художественный мир О. де Бальзака (на материале романа «Отец Горио») // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. – М., 2002. – С. 278-303.
  • Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. – М., 1967.
  • Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. – М., 1957.
  • Реизов Б. Г. Бальзак. – Л., 1960;
  • Сиприо П. Бальзак без маски. – М.: Молодая гвардия. (Серия «ЖЗЛ»). – 2003. – ISBN 5-235-02516-4.
  • Сухотин П. С. Бальзак – М. : Изд-во Жургазобъединения, 1934. – 368 с. (Серия «ЖЗЛ»).
  • Чернышевский Н. Г. Бальзак // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений : в 15 т. – М., 1947. – Т. 3. – С. 369-386.
  • Цвейг С. Бальзак, 2 изд. – М., 1962;

Ссылки[править | править код]

  • Сайт о писателе. Биография. Произведения. Экранизации. Интересные факты
  • Нусинов И. Бальзак О. де // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 1 / Отв. ред. Фриче В. М. ; Отв. секретарь Бескин О. М. – М. : Изд-во Ком. Акад., 1930. – Стб. 313-324. – 768 стб. : ил.

Источник

Личную жизнь великого французского писателя Оноре де Бальзака простой и очень уж счастливой не назовешь. Недолюбленный матерью в детстве, он всю жизнь искал в женщинах материнские заботу и нежность. Видимо, именно по этой причине писатель Оноре де Бальзак, как правило, влюблялся в женщин намного старше себя. Но из этого правила были и исключения.

В “Воспоминании двух молодых жен” Бальзак вывел двух подруг по пансиону, которые рассказывают друг другу о своей супружеской жизни. Одна из товарок зажила спокойным, но скучноватым семейным бытом, другая продолжает мечтать о страсти и дорого за это заплатит. Так вышло в жизни самого писателя, который женился буквально на пороге своей преждевременной кончины. Любовь Бальзака к Ганской длилась 19 лет, в течение которых они встретились раз пять-шесть, а промежутки между встречами продолжались иногда до семи лет.

“У меня никогда не было матери”, – сетовал в письме к госпоже Ганской Оноре де Бальзак и этим во многом объясняется выбор им любовницы-матери. Отец будущего литературного гения Бернар Франсуа Бальса (взявший более звучную фамилию Бальзак) в 52 года женился на миловидной 19-летней девушке Анне Шарлотте Лоре Саламбье. Своему мужу она родила четверых детей, из которых первенец прожил всего месяц. Когда Оноре было восемь лет и его отослали в пансион коллежа ораторийцев в Вандоме, его мать родила сына Анри.

“С этим связана одна семейная тайна Бальзаков, – пишет автор биографии Бальзака, недавно переведенной на русский язык, французский романист Франсуа Тайяндье (François Taillandier), – которая позднее стала секретом Полишинеля, но Оноре уже тогда о чем-то догадывался и что-то подозревал. Анри был сыном не Бернара Франсуа Бальзака, а одного друга семьи, жившего поблизости в собственной усадьбе, некоего де Маргона. Можно вообразить, каково было подростку в пансионе, вдали от родных, думать, что в это самое время тот, другой, стал центром внимания и заботы… Бальзаку болезненно недоставало материнской любви. И неудивительно, что, повзрослев, он стал искать внимания зрелых женщин, таких, например, как его первая пассия госпожа де Берни или, позднее, герцогиня д’Абрантес”.

Читайте также: Истории любви: Коллонтай и крылатый Эрос

Будущий создатель “Человеческой комедии” был робким от природы неуклюжим коротышкой и еще более робел, когда к нему приближалась хорошенькая женщина. Ему не удалось бы соблазнить какую-нибудь девушку из-за мизерного жалования, на которое не пригласишь поужинать даже нищую гризетку. По соседству с Бальзаками проживало семейство де Берни, которое занимало в обществе более высокое положение и имело гораздо больше прав на дворянскую частицу “де”, чем Бальзаки.

“Ничто, кроме любви и славы не может заполнить моего большого сердца”, – признавался Оноре Бальзак своей сестре. Пока до признания было далеко, молодой, не так давно перешедший 20-летний рубеж Оноре потерял голову от страсти к Лоре де Берни (Laure de Berny). Матери девятерых детей было тогда 42 года, что по тогдашним понятиям считалось для женщины весьма зрелым возрастом. Достоверных портретов этой женщины нет. Стефан Цвейг (Stefan Zweig) уверял читателей написанной им биографии Бальзака, что “меланхолическая нежность ее (Лоры де Берни – Ред.) лица, может быть, и не утратила своей привлекательности, но тело ее давно уже расползлось, и женственность растворилась в материнстве”. Именно это и искал юный Оноре. Лора не сразу уступила домогательствам пылкого юноши, но оказалась первой из женщин, подарившей ему страстный поцелуй. Благодаря Лоре писатель познал не только прелести любви, но и тайны женского сердца.

Мадам де Берни первой почувствовала в молодом человеке могучие удары гения и страстно к нему привязалась. “В объятиях Лоры де Берни Бальзак познал все секреты любовных удовольствий, и та делала все, чтобы в этом отношении оставаться для него незаменимой, – продолжает Франсуа Тайяндье. – К тому же она была ему верной подругой, наперсницей и в чем-то заменяла мать. Она была ему нужна, но порой он от нее уставал. Она одаривала его такой горячей нежностью, которая на некоторых мужчин наводит страх – они боятся в ней задохнуться. Бальзак иной раз замечал в себе внезапное охлаждение к любовнице, стремление убежать, побыть одному или, как он выражался, ‘охоту прогуляться”.

Читайте также: Истории любви: Матисс и натурщица

Еще одна Лора, а именно герцогиня Лора д’Абрантес (Laure d’Abrantès), вошла в жизнь Бальзака спустя примерно год после его первых объятий с де Берни. Для Бальзака герцогиня олицетворяла недоступный, но такой манящий мир высшей аристократии. Супруг Лоры в качестве адъютанта сопровождал Бонапарта в египетском походе, в Испании получил титул герцога д’Абрантес, а после русской кампании впал в безумие и покончил с собой. “Некоторое время Лора была любовницей австрийского канцлера Меттерниха и оставила интересные мемуары, к тексту которых, как полагают, Бальзак приложил руку”, – свидетельствует Франсуа Тайяндье. У герцогини были связи как при дворе, так и в литературном мире. Эта твердыня пала через восемь месяцев осады со стороны Бальзака. Чтобы не путаться среди двух Лор, Оноре перекрестил герцогиню д’Абрантес в “дорогую Мари”. Впрочем, Лору де Берни он уже именовал не иначе как Dilecta – “Избранница”.

Успехам у женщин сопутствовали успехи на литературной ниве. “У молодого романиста все шло впрок, а женщины были для него в некотором смысле источником информации, – передает Тайяндье. – Благодаря им он исследовал женскую психологию, нередко столь загадочную для мужчины. Оноре не упустил случая прибавить к своим охотничьим трофеям миловидную Олимпию Пелисье, любовницу одного из своих друзей, ставшую позднее госпожой Россини”. Лорам приходилось мириться с тем, что этот неуемный талант принадлежит не им одним.

Читайте также:  Геннадий ветров личная жизнь биография дети

Немногие дамы сумели устоять перед бальзаковским наскоком. И хотя Бальзак уверял своих читателей, что “самые добродетельные женщины никогда не бывают вполне целомудренны” – такая женщина высоких моральных качеств нашлась. Ее звали Зюльма Карро (Zulma Carraud), она была версальская приятельница его сестры Лоры де Сюрвиль. Ее портрет дал Андре Моруа (André Maurois): “Она слегка прихрамывала, лицо ее дышало энергией и страстью. Кокетство ей не было свойственно вовсе”. “Вы женщина страстная, – убеждал Оноре госпожу Карро, – а противитесь зову страсти!” Как записной обольститель, он сулил ей открыть “неведомое райское блаженство”. Зюльма же испытывала к Оноре материнские чувства и твердо ему заявила, что они будут исключительно друзьями. “Я слишком горда, чтобы уступить такого рода желанию”, – ответила Зюльма и Бальзаку пришлось удовольствоваться дружбой.

Читайте также: Как Багратион победил на любовном фронте Наполеона

В 1831 году Бальзак получил анонимное письмо и восторженно на него ответил. Адресаткой оказалась 35-летняя маркиза де Кастри (de Castries), до этого жившая отдельно от мужа маркиза (впоследствии герцога) со своим любовником Виктором фон Меттернихом, сыном австрийского канцлера, пока этот юноша не умер от чахотки. После падения с лошади маркиза де Кастри сильно повредила позвоночник и на всю жизнь осталась почти калекой. Бальзака аристократка очаровала своим титулом. Если Лора д’Абрантес принадлежала к новому дворянству наполеоновской империи, то мадам де Кастри – это дворянство старорежимное, обитающее в изысканных особняках Сен-Жерменского предместья. Окружение маркизы де Кастри оказалось замешанным в одном политическом заговоре и за интриганами зорко наблюдала полиция. В это осиное гнездо угораздило угодить и Оноре.

Бальзак, разочарованный отказом Зюльмы, последовал за очаровательной маркизой в путешествие по Европе, но гордая аристократка и кокетка де Кастри также наотрез отказалась стать его любовницей. “В герцогине угадывалась обольстительная куртизанка, – писал Бальзак. – Казалось, что, освободившись от корсета, она должна была стать самой очаровательной из любовниц”. Но, увы, корсет она так и не сняла. В большом сердце Оноре нашлось место для женщин с разными политическими взглядами и амбициями. “Никогда не следует судить тех, кого любишь. Настоящая привязанность слепа”, – полагал Бальзак и смело предавался общению со слабым полом в “чатах”.

Подобием нынешних чатов в Сети в бальзаковскую эпоху была письменная корреспонденция. В отличие от ничем не пахнущих интернетовских посланий письма от женщин благоухали духами. Оноре де Бальзак с удовольствием вдыхал аромат женщин и фимиам, который они ему курили. Писатель охотно вступал в переписку, но, по словам Тайяндье, “при этом не спешил завязывать со своими корреспондентками личные знакомства из опасения встретить какую-нибудь сумасбродку или вздорную особу, – как, на беду свою, он познакомился с госпожой де Кастри”.

28 февраля 1832 года, в тот самый день, когда Бальзак впервые получил приглашение от герцогини де Кастри посетить ее в предместье Сен-Жермен, он получил письмо, которое определит всю его жизнь. Письмо пришло из далекой России, от почитательницы из Одессы. Оно было запечатано гербом Diis ignotis – “Неведомые боги” и подписано таинственным словом – Чужестранка. После смерти Бальзака его письма будут собраны и изданы под названием “Письма к иностранке” (Lettres à l’étrangère).

“Графиня Эвелина Ганская (Évelyne Hańska), урожденная Ржевусская, принадлежала к знатному польскому роду, тесно связанного с Россией; в 1819 году она вышла замуж за Венцеслава Ганского, предводителя дворянства на Волыни, который был на двадцать два года старше ее. Ее сестра Каролина, женщина необычайной красоты и тонкого ума, оставила своего первого мужа, пятидесятилетнего Иеремию Собаньского, ради русского генерала Витта, с которым открыто жила на протяжении пятнадцати лет. Эта “официальная связь” не мешала ей кокетничать с Мицкевичем и Пушкиным, которые благодаря ей сблизились между собою”, – свидетельствует Андре Моруа.

Читайте также: Императорская любовь в окружении пирамид

Ганские владели на Украине поместьем Верховня и более чем тремя тысячами душ крепостных. Для автора “Человеческой комедии”, которую он сам называл “Тысячью и одной ночью Запада”, в Эвелине Ганской был сосредоточено все о чем можно было мечтать: молодость (32 года, но она говорила, что ей 27), красота, сказочное богатство и старый муж. В своей любви к “Чужестранке” писатель признался уже в третьем письме. Правда, к тому времени свое инкогнито Эвелина раскрыла. Оноре, по своей привычке, тотчас же перекрестил ее в Еву. Бальзак писал: “Миф об Адамовом ребре гласит: была сотворена такая женщина, о какой мечтает в молодости всякий мужчина, и явилась она Адаму во сне”.

Мать пятерых детей, из которых выжила одна лишь дочь Анна, Ганская, пользуясь своими парижскими связями, наводила справки о Бальзаке. Она спрашивала Оноре про его любовниц, а он оправдывался, изображая святую невинность и монаха-отшельника. “Я чист, как дитя, и люблю, как дитя, – писал Бальзак Ганской. – Женщина всегда была для меня мечтой, всякий раз я протягивал к ней руки, но меня ждало разочарование”. Может разочарование его постигло от связи не со знатной особой? Мадам де Френе носила тогда под сердцем ребенка, а вскоре после встречи Бальзака с Ганской, родила дочь Мари Каролин. Предположительно от Оноре. “На следующий год он, – пишет о Бальзаке Франсуа Тайяндье, – познакомился с графиней Гвидобони-Висконти, которая на самом деле была англичанкой по имени Сара Ловел. Миловидная и кокетливая светло-пепельная блондинка тридцати трех лет от роду. У нее тоже был старый, но безобидный и покладистый муж, так что вскоре Оноре стал близким другом семьи. Позднее у графини родится мальчик Лионель Ришар (умер в 1875 году), которого Бальзак признавал своим сыном”.

В первый раз Бальзак и Ганская встретились спустя полтора года, после начала их эпистолярного романа – в октябре 1833 года. На мадам Ганской случайно оказалось платье темно-фиолетового бархата. Фиолетовый был любимым цветом Бальзака. “Вряд ли встретишь второго столь живого и остроумного человека”, – подумала Эвелина, но сначала она слегка опешила, увидев перед собой маленького кругленького человечка без передних зубов и с растрепанными волосами. На первых порах во время их рандеву присутствовал муж, но, наконец-то, влюбленным удалось найти укромное местечко для интимных встреч. На следующий день Адам-Оноре признался своей Еве: “Я спал, как сурок, хожу теперь как околдованный и люблю Вас как безумец”.

Их расставание растянулось на долгие семь лет. Бальзак творил, а Ганская подыскивала подходящую партию для своей дочери Анны. Периодически она задавалась вопросами, например, какую роль на самом деле выполняет в доме Бальзака некая Бреньо, так называемая “госпожа де Брюньоль”, которую Оноре выдает за свою экономку? После смерти супруга Эвелины Ганской, Бальзак всерьез задумался о женитьбе на ней. В 1846 году он приобрел в Париже дом и начал его обставлять. Ева снабдила его, вечного должника, деньгами. В конце года случилась трагедия. У Евы случился выкидыш. Своего будущего ребенка Бальзак хотел назвать Виктором Оноре.

Венчание Бальзака и Ганской состоялось в костеле святой Варвары уездного городка Бердичев ранним утром 14 марта 1850 года. Приглашенных не было. Бальзаку льстило, что обряд венчания совершил великосветский ксендз, граф Чарусский, хотя епископ Житомирский, присутствие которого ожидали, так и не прибыл. В мае новобрачные вернулись в Париж, а в ночь на 19 августа Бальзака не стало. Бытует предание, согласно которому агония Бальзака сопровождалась непристойным поведением его жены. Якобы в последние часы своего мужа Ева де Бальзак в соседней комнате находилась в объятиях художника Жана Жигу (Jean Gigoux). Не все биографы писателя верят этой скандальной истории. Впоследствии Ева де Бальзак стала подругой Жигу, но скорее всего они познакомились, когда живописец писал портрет ее дочери.

Читайте самое интересное в рубрике “Общество”

Источник