Биография любовь соколова актриса биография личная жизнь

Биография любовь соколова актриса биография личная жизнь thumbnail

Биография

Любовь Сергеевна Соколова – советская и российская актриса, народная артистка СССР, на ее счету награды различных кинофестивалей, военные медали, включая медали «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Исполнила более 300 ролей в кинофильмах знаменитых режиссеров советской эпохи, за что фамилия Любови Соколовой попала в книгу рекордов Гиннеса

Любовь СоколоваЛюбовь Соколова | Блог Дилера

Любовь Соколова появилась на свет 31 июля 1921 года в небольшом городке Иваново-Вознесенске. Родители ее были простыми рабочими людьми: мать работала продавцом в магазине, отец был столяром-краснодеревщиком. Семья держала хозяйство – огород, животных, и многие обязанности по уходу за скотиной и другой работе по дому лежали на плечах юной Любы.

Актерский талант у девочки проявился в самом нежном возрасте. В 5-6 лет Люба обожала наряжаться в старые материнские платья и шали и устраивать для домашних представления. Когда девочка подросла, то стала посещать драмкружок, участвовала в школьной художественной самодеятельности.

Любовь Соколова в молодостиЛюбовь Соколова в молодости | Кино 24

Все свободное от домашних забот и учебы время юная Люба проводила в Ивановском театре музкомедии. Работники театра, заметив любовь школьницы к высокому искусству, стали пускать ее на представления бесплатно.

Любина мама лелеяла надежду, что дочь поступит в консерваторию. Однако руководительница школьного кружка сказала, что к музыке у девушки нет способностей. В итоге в 1940 году Любовь Соколова, окончив школу, приехала в Ленинград и поступила в педагогический институт имени Герцена.

Уже будучи студенткой, она узнала о наборе слушателей в актерскую школу при «Ленфильме». Любовь немедленно помчалась на пробы и покорила комиссию, включая руководителя курсов Сергея Герасимова, монологом из чеховской «Чайки». К слову, Соколова была одной из тысячи с лишним претендентов, комиссию же прошли только 22 человека. С тех пор ее жизнь и биография были тесно связаны с актерским мастерством, театральным и киноискусством.

Любовь Соколова в молодостиЛюбовь Соколова в молодости

Счастью Любы не было предела! Она успевала все – и ходить на лекции в пединституте, и не пропускать занятия в актерской школе, да еще и подрабатывала, таская чемоданы на вокзале, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.

В актерской школе Соколова встретила свою первую любовь – студента Георгия Араповского. Они поженились в мае 1941 года и были безумно счастливы вместе. В то же время Любе предложили первую роль в кинематографе, в картине «Фронтовые подруги». Целомудренную и правильную Любовь возмутило поведение сценариста Сергея Михалкова, и она отказалась сниматься. Тогда ей казалось, что жизнь вся жизнь впереди и будущее представлялось в самом радужном свете.

Война и блокада Ленинграда

Счастье молодой семейной пары, как и миллионов советских граждан, оборвала война. Любовь вместе с мужем осталась в осажденном Ленинграде, поступила на завод, обтачивала детали для военных самолетов. Люба работала наравне со всеми, на том же заводе трудились ее свекровь и любимый муж. На фронт его не взяли по причине слабого зрения.

фото “Дороги Жизни”“Дорога Жизни” | Российская газета

Скудного пайка не хватало. Первой от голода умерла мать Григория, потом смерть пришла за сыном. Муж скончался прямо на руках у любящей жены, и горю ее не было предела. Каким-то чудом Соколовой удалось выжить, продержаться до эвакуации в 1942 году. Она покинула блокадный Ленинград единственным возможным тогда путем, под бомбежками, на грузовике по льду Ладожского озера.

Добравшись до Большой земли, Люба на какое-то время задержалась на приемном пункте, помогая перевязывать раненых и ухаживать за истощенными жителями Ленинграда, пережившими путешествие по Дороге Жизни. Затем Соколова добралась до Иванова, а чуть позже перебралась в Москву.

Любовь Соколова в молодостиЛюбовь Соколова в молодости | Аргументы и факты

Случайно девушка услышала о вновь изданном постановлении правительства. Согласно ему эвакуированные из блокадного города ленинградцы имели льготы при поступлении в московские вузы. Соколова пошла на прием к министру кинематографии и попросила принять ее во ВГИК. Ее зачислили сразу на второй курс. На время войны институт был эвакуирован в Алма-Ату, и новоиспеченная студентка актерского факультета переехала в Казахстан.

Училась Соколова у легендарных мастеров: Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Во время учебы, играя в студенческих спектаклях, она посещала МХАТ, смотрела драмы и комедии в исполнении ведущих актрис и думала, что сама бы сыграла лучше.

Любовь Соколова в молодостиЛюбовь Соколова в молодости

В молодости Любовь Сергеевна была очень красива, и это хорошо видно на ее старых фото. На коллег-мужчин, как и на зрителей, сильное впечатление производили ее выразительные глаза, роскошные волосы, правильные черты лица.

Однако актриса целиком посвятила себя учебе, а после – работе. Вся ее личная жизнь проходила на людях, на сцене, и противоположному полу в ней не было места; слишком сильна была еще боль утраты и тоска по умершему супругу.

Карьера в театре

В 1946 году Любовь Соколова окончила с отличием ВГИК и пришла в Театр-студию киноактера. В этом театре в общей сложности артистка проработала всю свою жизнь, не считая ролей в кинематографе и тех нескольких лет, которые она провела, выступая в Германии перед советскими солдатами.

Снявшись в нескольких лентах, в 1951 году актриса получила предложение поработать в Театре группы советских войск. Труппа театра постоянно гастролировала по Германии, разъезжая по многочисленным советским военным гарнизонам, размещенным после войны на территории ГДР. В Потсдаме находилась база драматического театра.

Любовь СоколоваЛюбовь Соколова | Kinodir

Любовь Сергеевна согласилась, не раздумывая, и целых пять лет жила и работала за рубежом. За эти годы она сыграла десятки ролей в различных спектаклях.

Вернувшись в 1956 году в Москву, артистка поступила в заново открытый Театр-студию киноактера. И все же Любови Соколовой судьбой было предначертано стать самой востребованной и самой снимающейся актрисой кинематографа, театр же в ее жизни отошел на второй план.

Фильмы

Первая картина, в которой снялась Любовь Соколова, вышла еще до ее отъезда в Германию. В 1948 году актрису пригласили на роль медсестры Варвары в фильме «Повесть о настоящем человеке». Партнером девушки по картине стал знаменитый Павел Кадочников, игравший Мересьева. Однако знаменитая лента не принесла Соколовой ни славы, ни даже мало-мальского гонорара: она по-прежнему еле сводила концы с концами и жила в театральной гримерке.

После этого в фильмографии артистки было еще две ленты, где Любовь Сергеевна исполнила эпизодические роли. После возвращения из Германии Соколову стали все чаще приглашать на съемки. Она была непревзойденной актрисой второго плана, хотя наверняка сыграла бы и заглавные роли не хуже других артистов.

Любовь Соколова в фильме "Доживем до понедельника"Любовь Соколова в фильме “Доживем до понедельника” | Кино-театр

В 50-х годах Соколова снялась в картинах «Две жизни», «Семья Ульяновых», «Тихий Дон», «Ночной гость», «Хождение по мукам». На съемках последнего фильма она познакомилась с режиссером Георгием Данелия, который стал ее новой любовью на долгих 26 лет.

Фильмы, в которых играла актриса, были разноплановыми, включая драмы и комедии, мелодрамы и классические пьесы. С возрастом у Соколовой постепенно сложилось амплуа женщины среднего возраста, доброй, душевной и отзывчивой, какой она и была на самом деле.

Практически все режиссеры, в чьих лентах снялась Любовь Сергеевна, видели ее в образе матери главных героев и героинь. За ней даже закрепилось шутливое и очень нежное прозвище «всенародная мама».

Любовь Соколова в фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"Любовь Соколова в фильме “Ирония судьбы, или С лёгким паром!” | Кино-театр

Сама актриса искренне радовалась своим второстепенным ролям, считая их не менее важными, чем заглавных персонажей. Она и впрямь была королевой эпизода, ее героини оттеняли центральных действующих лиц, придавали полноту и целостность сюжету, реалистичность и глубину жизненным ситуациям. Любовь Сергеевна не играла, а проживала чужую жизнь на экране, вкладывая душу в каждый образ.

Характерно, что актриса ни разу не взялась за роль отрицательного персонажа, за одним исключением. В драме «Единственная» Любовь Соколова сыграла мать, которая пыталась разлучить родного сына с женой. Она считала своим долгом нести людям добро и любовь, ведь в мире нет ничего важнее и ценнее.

Личная жизнь

Если в кинематографе Любовь Соколову ожидал успех и всеобщее признание, любовь зрителей и режиссеров, дружба и уважение коллег по цеху, то личная судьба актрисы была очень непростой. Смерть первого мужа повергла молодую женщину в глубочайшее уныние, она долгие годы тосковала по своему погибшему в блокаду супругу и даже не смотрела на других мужчин.

Любовь Соколова и Георгий ДанелияЛюбовь Соколова и Георгий Данелия

Пробудить в актрисе любовь и нежность удалось молодому режиссеру Георгию Данелия, снявшему ее в нескольких своих картинах. Он ухаживал очень настойчиво, даже пошел на обман, убедив Любовь Сергеевну, будто они ровесники, поскольку она не стала бы встречаться с мужчиной младше ее.

Актерская семья Любови и Георгия казалась очень прочной, хоть они так и не расписались, но на деле все было не так гладко. Поначалу Люба была действительно счастлива, Георгий окружил ее вниманием, она переехала к нему в квартиру на Чистых прудах, сразу подружилась со свекровью, знаменитым сценаристом и режиссером, Мэри Анджапаридзе.

Георгий ДанелияГеоргий Данелия | Anews

Любовь Сергеевна хлопотала по дому, постоянно что-то мыла, стирала, пекла, а ее добрый и отзывчивый характер помог найти общий язык с новыми родственниками. Через год, в 1959 году у пары родился сын Николай. Любовь Сергеевна очень переживала, роды были непростыми, да и молодой маме было уже 38 лет. К счастью, все прошло благополучно.

Спустя годы актриса призналась, что со временем семейная жизнь стала просто невыносимой. Георгий Данелия, человек творческий и увлекающийся, не раз надолго уходил из дома, выпивал, у него были женщины на стороне.

Его роман с писательницей Викторией Токаревой обсуждала вся Москва, а Люба только рыдала в подушку и все прощала. Когда Георгий серьезно заболел, даже впал в кому, верная супруга ухаживала за ним, не отходя от постели больного.

Писатель Виктория ТокареваПисатель Виктория Токарева | Новости Израиля и Ближнего Востока

Последней каплей стала связь режиссера с новой пассией, Галиной Юрковой. Спустя 26 лет совместной жизни Данелия сказал жене, что полюбил другую женщину и им надо расстаться. Любовь Сергеевна собрала вещи и переехала в свою квартиру, к старенькой маме.

Следующая трагедия окончательно подкосила актрису. Сын Николай подавал большие надежды. Несмотря на ранний брак (он женился в 17 лет на однокурснице) и рождение дочки, Николай успешно окончил институт по специальности режиссура. Его работы хвалили ведущие критики, сценаристы, режиссеры. Однако в 80-е годы сын Соколовой и Данелия увлекся баптизмом, попал в какую-то секту и перестал общаться с родными.

Сын Любови Соколовой НиколайСын Любови Соколовой Николай | KinoNews

В 1985 году Николай погиб при невыясненных обстоятельствах в возрасте 26 лет. Причина смерти сына актрисы, тело которого нашли в одной из московских квартир, так и не была установлена.

Через девять лет погибла лучшая подруга Соколовой, Майя Булгакова. Артисток везли на концерт, и машина врезалась в столб. Любовь Сергеевна попала в реанимацию, но скоро поправилась, а Булгакова умерла через несколько дней после автокатастрофы.

Смерть

Любовь Сергеевна продолжала сниматься до самой смерти. Скончалась всенародная мама и великая актриса с непростой судьбой в 2001 году, не дожив полутора месяцев до своего восьмидесятилетия.

Фильмография

Список картин, в которых снималась Любовь Сергеевна, может занять несколько страниц, ведь их насчитывается чуть меньше четырехсот. Зато заглавные роли можно пересчитать по пальцам:

  • Ольга Сергеевна Прозорова в «Трех сестрах»;
  • Прасковья Павловна Лихачева в «Матери и мачехе»;
  • Прасковья Лихолетова в «Осенних утренниках».

Любовь СоколоваЛюбовь Соколова

Роли матерей Соколова исполнила в следующих знаменитых картинах:

  • «Ирония судьбы или С легким паром!»,
  • «Единственная»,
  • «Я шагаю по Москве»,
  • «Расплата»,
  • «Бездна»,
  • «Певучая Россия»,
  • «Мелодия на два голоса»,
  • «Опасные друзья».

Сама Любовь Сергеевна своим любимым персонажем называла маму двоечника из картины Андрея Ростоцкого «Доживем до понедельника». Помимо этого блестящих ролей у народной актрисы было немало. Без нее совсем по-другому воспринимались бы знаменитые ленты «Белорусский вокзал», «Вам и не снилось», «Преступление и наказание», «Два капитана» и десятки других фильмов.

Источник

Любо́вь Серге́евна Соколо́ва (31 июля 1921, Иваново-Вознесенск, Иваново-Вознесенская губерния — 6 июня 2001, Москва) — советская и российская актриса. Сыграла порядка четырёхсот ролей, став одной из самых снимаемых актрис. Часто исполняла роли матерей, за что её прозвали «всесоюзной киномамой»[3]. Народная артистка СССР (1990).

Биография[править | править код]

Любовь Соколова родилась в городе Иваново-Вознесенск Иваново-Вознесенской губернии РСФСР (ныне Иваново Ивановской области России) в крестьянской семье[4]. Отец Сергей Максимович трудился столяром-краснодеревщиком, мать Прасковья Фёдоровна работала продавцом в магазине, затем получила должность директора универмага; двое братьев умерли в раннем возрасте[5][6].

Любовь училась в Ивановской школе-десятилетке №56, выступала в школьной самодеятельности. В 1939 году окончила школу и по совету учителя литературы поехала в Ленинград[7]. В 1940—1941 годах училась на литературном факультете Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

Зимой 1940 года узнала о том, что при киностудии «Ленфильм» открылась киноактёрская мастерская под руководством Сергея Герасимова и в числе 22 студентов была принята в школу. Тогда же впервые снялась в кино в массовке фильма «Маскарад»[5].

Во время Великой Отечественной войны работала на заводе слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов, ухаживала за больными и ранеными на эвакуационном пункте. Пережила блокаду Ленинграда, во время которой погибли все её близкие, включая первого мужа Георгия Араповского[7]. В конце концов ей удалось покинуть город по Дороге жизни[4]. Вернувшись в Иваново, долгое время лечилась от дистрофии и голодной апатии, затем уехала в Москву для учёбы во ВГИКе[8].

В 1943 году поступила на второй курс актёрского отделения в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Подрабатывала носильщиком на вокзале. В 1946 году по окончании института была принята в Театр-студию киноактёра, где она не только играла, но и жила, спала в гримёрке[8].

В 1948 году исполнила роль простой деревенской женщины Варвары в фильме «Повесть о настоящем человеке». Дебют молодой актрисы не прошёл незамеченным, однако начался период малокартинья, и ролей ей не давали. В 1951 году она была вынуждена согласиться на предложение поехать в Потсдам для работы в Драматическом театре Группы советских войск в Германии[7]. Вернувшись в 1956 году, смогла купить себе однокомнатную квартиру в Актёрском доме, продолжила сниматься и играть в театре.

У неё появились многочисленные поклонники, одно за другим следовали новые предложения: «Тихий Дон», «Серёжа», «Далеко от Москвы», «Преступление и наказание», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Всего актриса снялась в 389 фильмах[5]. После того, как у неё родился сын Николай, сама поставила условие режиссёрам, что будет сниматься только в небольших ролях, чтобы иметь возможность ухаживать за сыном и вести домашнее хозяйство. На роли её брали без кинопроб, свои театральные роли Соколова не любила[8].

Осенью 1994 года машина, на которой её и Майю Булгакову везли на концерт, врезалась в столб. Актрисы оказались в реанимации. Любовь Сергеевну выписали через несколько недель, а Майя Григорьевна скончалась спустя несколько дней, не приходя в сознание[8].

Любовь Соколова скончалась на 80-м году жизни 6 июня 2001 года в Москве от сердечного приступа[9].

Похоронена на Кунцевском кладбище (10 участок) рядом с сыном[10].

Семья[править | править код]

  • Первый муж (с 1941 года) — актёр Георгий Иванович Араповский, умер во время блокады Ленинграда на руках актрисы[4].
  • Второй муж — Георгий Николаевич Данелия. Прожили в гражданском браке около 26 лет. Покинул семью незадолго до смерти сына.
    • Сын — Николай Данелия-Соколов (1959—1985), режиссёр, поэт. Погиб в возрасте 26 лет в своей квартире при невыясненных обстоятельствах.
      • Внучка — Маргарита Данелия, юрист, предприниматель, вместе с мужем владеет бизнесом по производству тортов «Венский цех»[11][12]. После гибели сына и ухода мужа Маргарита стала самым близким человеком для Любови Соколовой[5].

Жила в Москве на улице Черняховского, д. 5, и на Чистопрудном бульваре, дом 23 [13].

Работы в театре[править | править код]

Театр-студия киноактёра (1946—1951, 1951—2001)

  • «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва (1947), реж. Н. С. Плотников — Женя Шабунина

Драматический театр Группы советских войск в Германии (Потсдам) (1951—1956)

  • «Доходное место» А. Н. Островского — Поленька
  • «Последние» М. Горького — Любовь
  • «Егор Булычов и другие» М. Горького — Шура
  • «Парень из нашего города» К. М. Симонова — Варя
  • «Светит, да не греет» А. Н. Островского
  • «Софья Ковалевская» братьев Тур
  • «Лётчики» Л. Д. Аграновича и С. Д. Листова

Фильмография[править | править код]

  • 1941 — Маскарад — участница бала
  • 1941 — Фронтовые подруги — дружинница
  • 1947 — Поезд идёт на восток — пассажирка в вагоне-ресторане
  • 1948 — Повесть о настоящем человеке — Варвара, колхозница
  • 1949 — У них есть Родина — советская пленная
  • 1950 — Далеко от Москвы — Ольга Фёдоровна
  • 1956 — Это начиналось так… — Роза
  • 1956 — Две жизни (короткометражный) — Груня
  • 1957 — Коля дома один (короткометражный) — мать
  • 1957 — Летят журавли — солдатка
  • 1957 — Семья Ульяновых — Аня Ульянова
  • 1958 — Ночной гость — Екатерина
  • 1958 — Тихий Дон — жена Штокмана
  • 1958 — Тревожная ночь — Мария
  • 1959 — Фома Гордеев — Наталья
  • 1959 — Баллада о солдате — женщина на рынке
  • 1959 — Хождение по мукам (фильм № 3 «Хмурое утро») — Анисья
  • 1960 — Своя голова на плечах — эпизод
  • 1960 — Серёжа — Полина Чумаченко, мать Васьки
  • 1961 — В трудный час — колхозница
  • 1961 — Академик из Аскании — Наталья Константиновна, жена академика Иванова
  • 1962 — Путь к причалу — Мария
  • 1962 — Вступление — мать Вали и Люси
  • 1962 — Перекрёсток — эпизод
  • 1963 — Русский лес — Агафья
  • 1963 — Синяя тетрадь — Надежда Емельянова
  • 1963 — Человек, который сомневается — женщина на суде
  • 1963 — Я шагаю по Москве — мать Коли
  • 1963 — Живые и мёртвые — фельдшер
  • 1964 — Валера — Ефросинья Васильевна, мать Валеры
  • 1964 — Три сестры — Ольга
  • 1964 — Мать и мачеха — Прасковья Павловна Лихачёва, приёмная мать
  • 1965 — Рабочий посёлок — Капустина
  • 1965 — Тридцать три — Люба, жена Травкина
  • 1966 — Берегись автомобиля — судья
  • 1966 — Маленький беглец — лейтенант милиции
  • 1966 — Я солдат, мама — мать сержанта
  • 1966 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж — Мария, мать Мишаньки
  • 1967 — Прямая линия — Худякова, сотрудница НИИ
  • 1967 — Татьянин день — мать Тани
  • 1967 — Четыре страницы одной молодой жизни — мать Саши Агафонова
  • 1968 — Доживём до понедельника — Левикова, мама ученика Вовы
  • 1968 — И снова май! — мать
  • 1968 — Капа (короткометражный) — Капа
  • 1969 — Гори, гори, моя звезда (короткометражный) — жена Феди
  • 1969 — День и вся жизнь — женщина на повозке
  • 1969 — Преступление и наказание — Елизавета
  • 1969 — Только три ночи — мать Кати
  • 1969 — Странные люди (киноальманах) (новелла «Роковой выстрел») — Алёна, жена Броньки Пупкова
  • 1970 — Счастье Анны — немая жена Прохора
  • 1970 — Денёк без тормозов (короткометражный)
  • 1970 — В лазоревой степи (киноальманах) (новелла «Червоточина») — мать
  • 1970 — Белорусский вокзал — Люба Приходько, жена Ивана
  • 1970 — День да ночь — Анна Васильевна
  • 1970 — Море в огне — работница оружейного завода
  • 1970 — Расплата — Евгения Васильевна Платова
  • 1970 — Сохранившие огонь — Мария, жена Клявина
  • 1971 — Телеграмма — Аграфена Владимировна
  • 1971 — Дорога на Рюбецаль — Софья Михайловна
  • 1971 — Месяц август — Антонина
  • 1971 — Второе дыхание — Ольга Владимировна
  • 1971 — Джентльмены удачи — заведующая детсадом
  • 1971 — Конец Любавиных — мать Любавина
  • 1972 — Командир счастливой «Щуки» — тётя Дуся
  • 1972 — Меченый атом — Клавдия Ивановна Шкаликова
  • 1972 — Опасное путешествие» (короткометражный) — эпизод
  • 1972 — Сапожки — Клавдия
  • 1972 — Печки-лавочки — проводница
  • 1972 — Приваловские миллионы — Мария Степановна
  • 1972 — Сапожки (короткометражный) — Клавдия
  • 1973 — Двое в пути — почтальон
  • 1973 — Друзья мои… (киноальманах) (новелла «Старый учитель» — Мася, жена сельского учителя, новелла «Тихоход» — дежурная по железнодорожному переезду
  • 1973 — И на Тихом океане… — Прасковья
  • 1973 — Дверь без замка — Степанида
  • 1973 — Последний подвиг Камо — член приёмной комиссии
  • 1974 — Любовь земная — член райкома
  • 1974 — Москва, любовь моя — костюмерша
  • 1974 — Небо со мной — вдова
  • 1974 — Повесть о человеческом сердце — Любовь, секретарь Бурцева
  • 1974 — Помни имя своё — почтальон
  • 1974 — Сержант милиции — мать Николая Захарова
  • 1974 — Фитиль (киножурнал) (сюжет № 149 «С Новым годом») — покупательница ёлки
  • 1975 — Алмазы для Марии — Дарья Степановна, мать Марии
  • 1975 — Единственная… — Анна Прокофьевна
  • 1975 — Соколово — учительница из Бузулук
  • 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — мама Нади Шевелёвой, жительницы Ленинграда
  • 1975 — Когда наступает сентябрь — вахтёр на фабрике
  • 1975 — Мои дорогие — Антонида Петровна
  • 1975 — От зари до зари — Пелагея Ивановна
  • 1975 — Роса — бабушка Екатерина Ивановна
  • 1976 — Два капитана — тётя Даша
  • 1976 — Додумался, поздравляю! — классный руководитель
  • 1976 — Преступление — судья
  • 1976 — Приключения Нуки — бабушка Ирочки
  • 1976 — Тимур и его команда — соседка
  • 1976 — Мастер — тётя Дуся
  • 1977 — А у нас была тишина… — Анна Харитоновна
  • 1977 — Белый Бим Чёрное ухо — стрелочница
  • 1977 — Девочка, хочешь сниматься в кино? — мать Веры, бывшая партизанка-санитарка на войне
  • 1977 — Исчезновение — Самаркина, мама Родиона
  • 1978 — Люди на земле — Галина Корбут
  • 1978 — Дети как дети — Елизавета Петровна, бабушка Оли
  • 1978 — Молодая жена — Егоровна
  • 1978 — Пока безумствует мечта — мать Отвёрткина
  • 1978 — Последний шанс — Варвара Яковлевна Тимохова
  • 1978 — Срочный вызов — Ольга Григорьевна Колобашкина
  • 1978 — Близкая даль — Евдокия Сафроновна, свекровь Анны
  • 1979 — Моя Анфиса — Любовь Сергеевна Киселёва
  • 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — провожающая Штольца в Москву
  • 1979 — Опасные друзья — мать Юрия
  • 1979 — Сцены из семейной жизни — тётя Тоня, заведующая ателье
  • 1979 — Удивительные приключения Дениса Кораблёва — билетёрша в цирке
  • 1979 — Цыган — Макарьевна
  • 1980 — Вам и не снилось… — почтальон
  • 1980 — Дом у кольцевой дороги — Елена Константиновна, мать Коли Никифорова
  • 1980 — Мелодия на два голоса — мать Кирилла
  • 1980 — Не стреляйте в белых лебедей — работница зоопарка
  • 1980 — Что там, за поворотом? — Анна Захаровна Багрова
  • 1980 — Ночное происшествие — повар
  • 1980 — Полёт с космонавтом — доярка
  • 1980 — Последний побег — Мария Петровна, жена Кустова
  • 1980 — Тайное голосование — Степанида, колхозница
  • 1980—1981 — Долгая дорога в дюнах — Анисья
  • 1981 — Сашка — врач
  • 1981 — Хочу, чтоб он пришёл — Марья Дмитриевна
  • 1981 — Шофёр на один рейс — Варвара Семёновна
  • 1982 — Возвращение резидента — Наталья Сергеевна
  • 1982 — Детский мир — Антонина Васильевна
  • 1982 — Надежда и опора — Ульяна Порфирьевна
  • 1982 — Оставить след — Полина Петровна
  • 1982 — Путешествие будет приятным — Елизавета Георгиевна
  • 1983 — Моментальный снимок (короткометражный)
  • 1983 — Витя Глушаков — друг апачей — тётка в очереди
  • 1983 — Карантин — вахтёр тётя Катя
  • 1983 — Признать виновным — Марья Васильевна, бабушка Виктора Владимирова
  • 1983 — Хозяйка детского дома — Мария Тимофеевна
  • 1983 — Я тебя никогда не забуду — Агриппина Ивановна, мать Фёдора
  • 1983 — Возвращение с орбиты — Софья Петровна / тёща Павла Кузнецова
  • 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь — Полина Ивановна
  • 1984 — Нам не дано предугадать — Зина
  • 1984 — Похищение — бабушка
  • 1984 — Репортаж с линии огня — мать Меркулова
  • 1984 — Сильная личность из 2 «А» — Любовь Сергеевна, бабушка Димы Кругликова
  • 1984 — Тихие воды глубоки — Дарья
  • 1984 — Фитиль (киножурнал) (сюжет № 264 «Точная примета») — прохожая
  • 1985 — Внимание! Всем постам… — тётя Маша, мама Воронова
  • 1985 — Город невест — Клавдия Петровна
  • 1985 — Не ходите, девки, замуж — Прасковья Ильинична
  • 1985 — Самая обаятельная и привлекательная — мать Нади Клюевой
  • 1985 — Осенние утренники — Прасковья Лихолетова
  • 1985 — Говорит Москва — Орлова
  • 1986 — Верую в любовь — Анна Михайловна
  • 1986 — Мужские тревоги — Марья Фёдоровна
  • 1986 — Земля моего детства — баба Феня
  • 1986 — Очная ставка — Полина Григорьевна
  • 1986 — Певучая Россия — мать Пятницкого
  • 1987 — Жизнь Клима Самгина — Анфимьевна
  • 1987 — Возвращение — Петровна
  • 1987 — Наездники (киноальманах) (фильм «Наездники») — почтальон
  • 1987 — Спасите наши души! — бабка Дарья
  • 1987 — Ссуда на брак — Степанида
  • 1988 — Запретная зона — Александра
  • 1989 — Авария — дочь мента — Юлия Николаевна, учительница истории
  • 1989 — Во бору брусника — Ксения, жена Егорова
  • 1989 — Женщины, которым повезло — мать Дуси Королёвой
  • 1990 — Автостоп — медсестра
  • 1990 — Бабник — Марья Григорьевна
  • 1990 — Место убийцы вакантно… — Мария Ильинична, мать Кирпичникова
  • 1990 — Мальчики — торговка на рынке
  • 1990 — Наутилус — эпизод
  • 1991 — Затерянный в Сибири — тётя Клава
  • 1991 — Кровь за кровь — Гриднёва
  • 1991 — Миф о Леониде — эпизод
  • 1991 — Пока гром не грянет — Олимпиада Васильевна
  • 1992 — Ваш выход, девочки — мать
  • 1992 — Риск без контракта — мать Марины
  • 1992 — Фиктивный брак
  • 1992 — Хэлп ми — бабушка
  • 1993 — Бравые парни — жена Грибоедова
  • 1993 — Бездна, круг седьмой — мать Коли
  • 1993 — Завещание Сталина — Полина
  • 1993 — Несравненная — Марья Тихоновна, мать Вяльцевой
  • 1993 — Я сама — Валентина Никифоровна, медсестра
  • 1994 — Курочка Ряба — Мария
  • 1995 — Бульварный роман — Мария Егоровна
  • 1995 — Маша и звери — бабушка
  • 1997 — На заре туманной юности — Мироновна
  • 1998 — Не послать ли нам гонца? — бабка с глушителем
  • 1998 — Стрингер — бабушка
  • 1998 — Сочинение ко Дню победы — Аня, ветеран
  • 2001 — Семейные тайны — консьержка
  • 2001 — Игры в подкидного
  • 2001 — На полпути в Париж — Груня
  • 2001 — Сыщик с плохим характером
  • 2001 — Вальс на прощание — старушка

Озвучивание ролей[править | править код]

  • 1973 — Дом для Серафима — Елена Васильевна (роль Е. Тодорашко)

Озвучивание мультфильмов[править | править код]

  • 1984 — Охотник до сказок (анимационный) — старуха
  • 1986 — Воспоминание (анимационный)
  • 1986 — Пропал Петя-петушок (анимационный) — Курочка

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1997 — Майя Булгакова (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 2006 — Любовь Соколова (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2014 — Любовь Соколова. Без грима (документальный)

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженная артистка РСФСР (1969)[14]
  • Народная артистка РСФСР (1977) — за заслуги в области советского киноискусства[15]
  • Народная артистка СССР (1990)
  • Медаль «За отвагу»
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1967)
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Нагрудный знак «Отличник кинематографии СССР» (1984)
  • Медаль «Маршал Советского Союза Жуков» (1997)
  • Медаль «80 лет Вооружённых сил СССР» (1998)
  • ВКФ в Ленинграде (1983, Премия за лучшую женскую роль, фильм «Надежда и опора»)
  • МКФ актёров кино «Созвездие, учреждённый Гильдией актёров кино России (1995, Приз «За выдающийся вклад в профессию»)
  • Приз Веры Холодной (2001, в номинации «Любовь поколений»)
  • Почётный кинематографист России (1995)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Сулькин М. Любовь Соколова // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. М.: Искусство, 1973. С.252—267.

Ссылки[править | править код]

  • «Смерть известной актрисы Любови Соколовой» на NewsTube (видеоролик памяти актрисы)
  • Могила Любови Соколовой на Кунцевском кладбище

Источник