Биография ломоносова личная жизнь фото
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель, получивший мировое признание, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. Работал в области молекулярно-кинетической теории тепла, географии, металлургии, геологии, истории. Ему принадлежит открытие атмосферы у планеты Венеры. Он является основоположником науки о стекле, а также разработчиком проекта Московского университета, который в будущем назвали его именем. Занимался приборостроением, генеалогией.
Основными целями его жизни было развитие российской науки, а также просвещения и экономики. Работал на должности статского советника. В 1745 году получил звание профессора химии. В Санкт-Петербургской Императорской академии наук являлся действительным членом, а также был почётным членом в Королевской академии наук Швеции. Один из самых ярких представителей «универсального человека».
Детство
Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).
Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.
Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.
Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.
Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.
В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.
Учёба
Парень теперь всё время проводил с отцом на промыслах. Вскоре родитель надумал женить сына, но юному Ломоносову этого никак не хотелось, и он прикинулся больным, а в мыслях задумал убежать из дома. Свадьбу отложили, а в конце 1730 года вместе с караваном, идущим с рыбой, Михаил бежал из родных мест. Он заранее всё тщательно обдумал, парень понимал, что есть три места в России, где можно получить хорошее образование – Петербург, Москва и Киев. Его выбор пал на Москву.
Это путешествие действительно было похоже на бегство, потому что он никому ничего не сказал и даже не простился с отцом. Ночью тайно Ломоносов покинул дом, взяв с собою тулуп, две рубахи, немного еды и две книги – всё те же «Арифметику» и «Грамматику», которые сосед, в конце концов, подарил любознательному Михаилу. Караван он нагнал лишь на третий день, попросил у рыбаков разрешения присоединиться к ним и идти дальше вместе. Шли они три недели, и в начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.
Здесь Михаил не знал ни единого человека, но умудрился устроиться на учёбу в «Спасские школы». Эта Славяно-Греко-Латинская Академия была в России первым высшим учебным заведением. Чтобы быть принятым на учёбу, Ломоносову пришлось пойти на подделку документов, он выдал себя за холмогорского состоятельного дворянина.
В жизни Ломоносова начался довольно сложный период. Во-первых, нищенское существование, ему приходилось выживать на три копейки (алтын) в день. Во-вторых, ему было на тот момент двадцать лет, а в классе с ним учились маленькие дети, которые постоянно насмехались над взрослым одноклассником. Вдобавок ко всему Ломоносову регулярно приходили письма от отца, который то и дело укорял его.
Но все эти невзгоды не могли сравниться с его сумасшедшей тягой к знаниям. Насмешки детей он стойко переносил, и, пока они развлекались в свободное время, он просиживал в библиотеке за книгами. Поведение Михаила было настолько примерным, а учёба успешной, что в скором времени на него обратило внимание руководство школы. За один год ему удалось освоить программу трёх классов. В качестве лучшего ученика школы Ломоносова посылали на обучение:
- в 1734 году в Киево-Могилянскую академию;
- в 1735 году в Петербург в университет при Академии наук;
- в 1736 году в немецкий город Марбург для обучения химическому и горному делу (в то время в России катастрофически не хватало специалистов в этих областях).
За границей
В общей сложности Ломоносов пробыл за границей пять лет.
Три года он учился в Марбургском университете. Здесь Михаил занимался со знаменитым немецким учёным-энциклопедистом и философом Христианом фон Вольфом. В этом учебном заведении он обучался таким наукам, как гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Выучил немецкий, итальянский и французский языки, научился рисованию, фехтованию и танцам. Из выдававшихся ему положенных денег большие суммы он тратил на приобретение книг, именно здесь за границей Михаил начал собирать свою библиотеку из произведений современных и античных авторов. Помимо естественных наук Ломоносов много времени уделял литературным занятиям.
Затем в течение года он жил и учился во Фрайберге, где занимался с немецким металлургом, химиком и врачом Генкелем. Это был жёсткий, строгий и педантичный человек. Занятия в основном носили практический характер, Михаил с товарищами по учёбе много ездили по рудникам и металлургическим заводам, знакомились с подъёмными машинами и приспособлениями для укрепления шахт. Однако обучение осложнялось тем, что Генкель поручал студентам выполнять черновую работу, а Ломоносов отказывался, у него начались ссоры с преподавателем.
Вдобавок ко всему жизнь Михаила и его товарищей за границей была всё бедственнее, потому что Академия наук нерегулярно высылала средства на содержание, студентам часто приходилось жить в долг. Когда Генкель перестал одалживать студентам деньги, Ломоносов окончательно с ним рассорился и покинул Фрайберг.
В 1740 году он оставил своим товарищам книги, забрал с собою лишь небольшие весы с гирьками и уехал в Лейпциг. Там он хотел встретиться с русским посланником Кейзерлингом, чтобы тот помог Ломоносову уехать в Россию. Посланника не оказалось в Лейпциге, и Михаил ещё год провёл в переездах по Европе, предпринимая попытки вернуться на родину. Хорошо, что к тому времени Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки, у которой студенты остановились по приезду в Марбург в 1736 году. Ему хотя бы было, где жить и что кушать. В 1741 году Михаил вернулся в Россию.
Жизнь и работа в России
Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.
Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.
К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.
В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.
В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.
В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».
В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».
1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.
В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».
Огромное значение для развития российской науки имели его работы:
- «О слоях земных»;
- «Краткое описание разных путешествий»;
- «Древняя Российская история»;
- «Первые основания металлургии или рудных дел»;
- «О пользе книг церковных в российском языке».
Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.
Личная жизнь
Когда двенадцать лучших студентов были направлены от Академии наук в Германию, они поселились в доме, в котором овдовевшая хозяйка Елизавета-Кристина Цильх сдавала комнаты и таким путём зарабатывала на жизнь. Здесь Ломоносов познакомился с дочерью квартирной хозяйки Елизаветой, она была младше его на девять лет. Любовные отношения между ними завязались не сразу, Михаил долгое время присматривался к девушке, пристально за нею наблюдая.
Но к концу 1739 года, когда студентам нужно было переезжать из Марбурга во Фрайберг, Елизавета уже была беременна от Ломоносова. У них родилась девочка Екатерина, но так как ребёнок появился до свадьбы, то считался незаконнорождённым. Весной 1740 года Ломоносов женился на Елизавете Цильх по реформатскому обряду, венчать их немецкая церковь отказалась из-за разной веры.
На момент отъезда Михаила из Германии в Россию его жена была беременна вторым ребёнком, а также тяжело заболела её мать. Елизавета осталась в Марбурге. В декабре 1741 года у супругов родился мальчик, при крещении его нарекли Иваном, но младенец прожил всего лишь месяц. Вскоре скончалась и мать Елизаветы. Она долгое время ждала новостей от своего мужа, но Ломоносов в России вообще никому не рассказал, что женился и почти два года не вспоминал о своей семье.
В конце концов, Елизавета обратилась в российское посольство и отправила запрос на поиски своего беглого супруга. Узнав о запросе, Ломоносов не отрицал факта своей женитьбы и стал содействовать тому, чтобы жена с дочкой переехали к нему в Россию.
Семья переехала в Петербург, Елизавета приняла православие, супруги обвенчались. Но осенью 1743 года их настигло очередное горе: умерла их первая дочь.
Спустя шесть лет, в 1749 году, у Ломоносовых родилась дочь Елена. В будущем она вышла замуж за домашнего библиотекаря Екатерины II Константинова А. А., родовая линия и фамилия Ломоносовых на этом пресеклась.
Источник
Биография Михаила Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся и исключительно разносторонний ученый-полимат, проявивший свой талант почти во всех отраслях науки, реформист русского языка, художник и просветитель, опередивший время на века феномен.
Он основал химлабораторию Академии наук, являлся автором проекта знаменитого МГУ, сделал множество открытий в сфере химии, мореходного дела, геологии, филологии, метеорологии, астрономии. Среди его достижений – основы атомно-молекулярного учения, теория света и цвета, открытие электрической природы молний и изобретение громоотвода, усовершенствование конструкций телескопов и обнаружение наличия атмосферы на планете Венера. И по сей день его справедливо считают одним из наиболее ярких гениев человечества.
Детство
Будущий академик появился на свет 19 ноября 1711 г. в северной окраине империи, в Архангельской губернии, а именно в деревне Мишанинской, располагавшейся на Курострове в низовье Северной Двины.
Его отец Василий Дорофеевич был работящим, мужественным, строгим, но добрым и религиозным человеком. Выходец из крестьянской семьи, он занимался зверобойным и опасным в суровых северных морях рыбным промыслом, имел свое судно, землю, дом, хозяйство, нажитые тяжелым трудом. Он первым из поморов построил судно типа «гукор», с помощью которого не только ловил рыбу, но и доставлял грузы.
Мать Михаила, Елена Ивановна, дочь просвирницы-вдовы дьякона из близлежащего села, не уступала мужу в трудолюбии и была заботливой и любящей матерью.
Единственный сын Ломоносовых рос смышленым, пытливым и рассудительным ребенком. Он быстро всему учился, с детства помогал родителям по дому, подростком ходил с отцом на охоту и на судах за рыбой. Однако его беззаботное детство закончилось в 1720 году, когда умерла мама. Отец привел вначале одну, а после ее смерти вторую мачеху, что сделало родной дом чужим и холодным для мальчика.
Путь в науку
Грамоту Михаил стал осваивать в 12 лет. Его наставником был дьяк Сабельников. Вскоре Миша прослыл лучшим его учеником и прочел все имевшиеся у него и односельчан книги. Упрямое стремление сына к знаниям не поощряли отец и мачеха. Они собирались поскорее его женить.
В конце 1730 г. юноша получил паспорт и отбыл с торговым обозом за знаниями в Москву. Спустя 3 недели он прибыл в Белокаменную и явился в Заиконоспасский монастырь, где располагался первый вуз России – Славяно-греко-латинская академия. Детей крестьян туда не принимали, но юноше невероятным образом поступить удалось – он представился сыном дворянина.
По истечении трех лет он писал на латыни, освоил богословие, стихосложение, естественнонаучные дисциплины. В 1734 году молодой человек поступил в Киево-Могилянскую академию, где продолжил образование. В 1735-м он стал заниматься в университете при Академии наук в Северной Пальмире, а спустя год был командирован на учебу в Германию.
В период 1736-1739 гг. начинающий ученый постигал естественные науки в крупнейших университетских городах Европы: в Марбурге под началом ученого-энциклопедиста Христиана фон Вольфа и во Фрайберге у горного советника правительства Саксонии Иоганна Генкеля. Параллельно с основным курсом и подготовкой новаторских изысканий по химии и физике он знакомился с западноевропейской литературой, занимался стихотворными переводами, разрабатывал систему так называемого силлабо-тонического стихосложения.
Михаил всегда отличался не только необычайными способностями, но и смелым поведением. В результате ссоры с Генкелем в 1740-м он покинул Фрайберг и отправился домой, но по дороге был насильно завербован в Прусскую королевскую армию. Вскоре ему удалось сбежать в Марбург, а спустя год вернуться в Петербург.
Научное светило
По приезду, в течение года студент, надерзивший преподавателю и самовольно прервавший учебу в Германии, представил академикам диссертационные работы по химии и физике. В 1742 он сумел заслужить должность адъюнкта Физического класса, приступил к исследованиям, опытам, астрономическим наблюдениям, чтению публичных лекций на родном языке.
Спустя год Михаил проявил свой неукротимый норов, устроив буйное, с отборной руганью выступление против засилья бездарных немецких профессоров в стенах учебного заведения. И снова удивительным образом ему удалось избежать полагавшейся за подобное правонарушение каторги (правда, оказался на некоторое время под стражей).
В 1745 34-летний эрудит, защитив ряд работ, стал профессором химии и получил дворянский титул. Свою интенсивную научную деятельность он соединял с литературным творчеством. В 1748 году ученый основал первую в стране химлабораторию, воплотив революционный принцип интеграции науки и практики. Параллельно он переводил Гомера, Горация, Вергилия, Сенеку, Руссо, писал проникнутые патриотическим пафосом оды, стихи высокого гражданского звучания и другие сочинения, включая знаменитую «Риторику» с фундаментальными исследованиями трактатов лучших ораторов античности и формулировкой принципов красноречия.
После выступления с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне» он был удостоен в 1749 чина коллежского советника. Его перу принадлежат многие выдающиеся строки: «Науки юношей питают, отраду старцам подают…», «И может собственных Платонов, и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».
В 1751 академик стал основоположником не только химии научной, но и физической – первым из ученых прочел студентам курс лекций по данной теме, сопровождая его демонстрацией опытов. Он конструировал приборы для исследований, в частности, изобрел трубу, позволявшую различать предметы в сумерках, изучал атмосферное электричество, силу тяжести, природу северного сияния, возродил искусство мозаики.
В 1755 гениальный ученый инициировал учреждение университета и заложил основные принципы высшего образования – доступность и фундаментальность. В 1757 он вошел в состав канцелярии Академии, выпустил «Российскую грамматику», размежевав церковнославянский и русский языки, обозначив его диалекты, формы, стили.
Михаил Ломоносов руководил рядом формирований при Академии, включая Географический департамент и Историческое собрание, создал атлас страны, классификатор землетрясений, опубликовал труд о расчетах морского пути и способов нахождения географических координат.
В 1763 г. увидел свет его опус о путешествиях по северным морям, затем труды «О слоях земли», «Первые основания металлургии или рудных дел». Взошедшая на престол Екатерина II оценила его блестящую и беспримерную деятельность и пожаловала ему чин статского советника.
Личная жизнь Михаила Ломоносова
Профессор был однолюбом: женился в студенческие годы, в период пребывания в Марбурге, и всю жизнь хранил верность супруге. Его избранницей стала дочь его арендодателей Елизавета Цильх. Они поженились в 1740 г. У пары родилось трое детей, но выжила только дочь Елена, появившаяся на свет в 1749 г.
Есть свидетельства, что на светских приемах академик бывал с супругой. На одном из балов императрица Елизавета Петровна презентовала ей красивый веер.
Дочь Ломоносова выросла высокообразованной девушкой, знала языки, литературу, музыку. За месяц до своей кончины отец благословил ее на брак с библиотекарем Императорской библиотеки, старшим ее на 21 год, Алексеем Константиновым. Елена родила сына и трех дочерей. Умерла она, как и мать Михаила Васильевича, молодой, в 23 года.
Смерть
В последние годы жизни гениальный энциклопедист стал почетным членом Шведской и Болонской (Италия) академий наук, а также представил выдающееся исследование «Древняя Российская история», изложив принципы развития и вопросы происхождения страны.
Умер величайший ученый в городе на Неве на 54 году жизни от воспаления легких.
Единственный известный прямой потомок Ломоносова из ныне живущих – эстонский режиссер и музыкант Пеэтер Волконский (род. 1954).
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник