Биография николая николаевича зиновьева личная жизнь
Печальное известие о смерти уникального поэта-современника 17 августа 2018 года повергло в уныние родственников, поклонников и коллег Николая Николаевича Зиновьева. Мир эстрадного искусства потерял частичку души, которую вкладывал в песни при помощи поэтического слова великий мастер. Николай Зиновьев останется в памяти живых ценителей творческого наследия гения.
Что известно об основных этапах жизни Николая Зиновьева
Победный 1945 год 17 мая принес в творческую московскую семью Николая и Валерии Зиновьевых большую радость – рождение сына Николая-младшего. Отец трудился режиссером Московского цирка, а мать совмещала профессию актрисы и пианистки. Незаурядные родители сумели создать условия для раскрытия литературного таланта ребенка. После окончания средней школы Николай успешно поступил на журфак Московского литературного института имени А.М. Горького.
Судьба подарила ему возможность соединять время и пространство в бессмертных творениях под названием песни. Его авторству принадлежит более двухсот поэзий, зазвучавших на устах популярных советских и российских исполнителей. Первой ласточкой в 1982 году стала песня «Полет на дельтаплане» (композитор Эдуард Артемьев). Подобно стильному костюму она удачно влилась в репертуар Валерия Леонтьева. Затем плодами сотрудничества с Алексеем Мажуковым стали песни для Софии Ротару «А музыка звучит» и «Красная стрела». Значимую роль в становлении Аллы Пугачевой как певицы всех времен и народов сыграла песня-история «Паромщик» (музыка Игоря Николаева). Музыкальный талисман помог Алле Борисовне выйти в финал «Песни года-85».
Как оценили творческое наследие поэта современники
Благодарны Николаю Зиновьеву за годы совместной работы такие известные композиторы, как Раймонд Паулс, Игорь Демарин, Лора Квинт, Юрий Эрикона, Игорь Николаев, Алексей Гарнизов, Владимир Евзеров, Алексей Мажуков, Эдуард Артемьев и многие другие. Песенный багаж пополняли творениями гениального поэта многие звездные исполнители: Алла Пугачева, Александр Малинин, Иосиф Кобзон, София Ротару, Валерий Леонтьев, Михаил Боярский, Лайма Вайкуле, Лариса Долина, Игорь Тальков.
Разножанровый литературный талант Н.Н. Зиновьева отразился в книгах: 12 поэтических сборников, драматическое произведение «Бобби Сэндс – суперзвезда», романы в стихах «Евангелие от кометы» (1986) и «В разрыве облаков» (2015).
Песенник сумел достучаться до сердец слушателей, поэтому Николай Зиновьев являлся бессменным лауреатом престижной премии конкурса «Песня года». Поэтический дар подтвердила премия Ф.Тютчева и «Поэт-2000». Правительство оценило заслуги поэта-современника присуждением звания кавалера орденов Почета и Дружбы народов.
Умер поэт-песенник 17 августа 2018 года в Москве от болезни Паркинсона в возрасте 73 лет.
Приоткрыта завеса тайны в личной жизни Николая Зиновьева
Активная творческая жизнь Николая Николаевича Зиновьева прерывается в роковом 2008 году. Появляется коварный враг – неизлечимая болезнь Паркинсона. Поэт вынужден вести затворнический образ жизни в Подмосковье, испытывая разрушительное влияние прогрессирующего заболевания. Страдает опорно-двигательный аппарат, зрение, речь, память. Дорогостоящее лечение привело к нужде. Родственнице пришлось обратиться к общественности, чтоб собрать нужные средства для поддержания угасающей жизни Николая Зиновьева.
Рядом с мужем верная спутница – единственная жена Елена Николаевна Борзова. Актриса театра и кино прекрасно понимает, что имеет значение в жизни творческой личности. Елена устраивает юбилейный вечер Николая Зиновьева в 2015 году, готовит к публикации очередную книгу поэта.
Заслуженная артистка России вступила в брак с Николаем Зиновьевым из уважения к таланту мастера художественного слова. Для нее это третий официальный брак, от предыдущих мужей воспитывала двух сыновей. Елена Борзова на 11 лет младше супруга. По ее словам, они жили в разных Вселенных и старались меньше пересекаться. Общих детей у супругов не было.
Источник
Не стало советского и российского поэт, автора текстов популярных советских песен, Николая Зиновьева.
Николай Николаевич Зиновьев умер на 74 году жизни.
Первым на смерть поэта откликнулся его товарищ и коллега по песням композитор Игорь Николаев.
Песни Николая Зиновьева были в репертуаре Аллы Пугачевой, Леонтьева, Ротару, Малинина и многих других популярных исполнителей.
Как следует из слов Игоря Николаева он долгое время боролся с тяжелой болезнью, скорее всего это была онкология.
Печальный комментарий о своем друге и коллеге от Игоря Николаева:
“Умер Поэт, мой друг и соавтор Николай Зиновьев. Это был красивый и тонкий человек. Болезнь мучила его последние годы, но теперь он летит к своей маме, а вас я прошу – вспомните его песни! Полет на дельтаплане…Красная Стрела…Светофор зеленый…Листья летнего сада… Одинокий бродяга любви Казанова. Вот мои песни на слова Коли: Паромщик, Афганский ветер, Мастер и Маргарита…Конечно, есть еще песни, по каким-то причинам не записанные или не вышедшие. Я тебе обещаю, Коля, они выйдут! Ты услышишь. Все услышат. Царствия небесного”
Самую первую песню на стихи Зиновьева «Полет на дельтаплане» (композитор Эдуард Артемьев) в 1982 году исполнил Валерий Леонтьев.
Николай Зиновьев биография, творчество, песни
Николай Николаевич Зиновьев советский и российский поэт, автор текстов более двухсот песен родился 17 мая 1945 в Москве. Отец и мать были людьми искусства: отец был режиссёром, а мать — пианисткой.
Окончил Литературный институт имени А. М. Горького, факультет журналистики.
Кроме песен Николай Зиновьев автор восьми сборников стихотворений, на его счету пьесы «Бобби Сэндс — суперзвезда» (1985), роман в стихах «Евангелие от кометы» (1986), «В разрыве облаков» (2015).
Он многократный лауреат фестиваля «Песня года», награжден орденом Почёта и Дружбы народов.
Список песен Николая Зиновьева и исполнителей
«Паромщик» Игорь Николаев Алла Пугачёва
«Тандем» Виктор Резников Яак Йоала
«Казанова» (1993) Алексей Гарнизов Валерий Леонтьев
«Зелёный свет/Светофор» (1984, 1999, 2014) Раймонд Паулс Валерий Леонтьев
«Полёт на дельтаплане» (1983) Эдуард Артемьев Валерий Леонтьев
«Ностальгия» Эдуард Артемьев Игорь Тальков
«Мастер и Маргарита» Игорь Николаев Игорь Николаев
«Римская полночь» Петрэ Теодорович Александр Михайлов
«Я читаю мысли твои» Раймонд Паулс Лариса Долина
«Афганский ветер» Игорь Николаев Валерий Леонтьев
«Прекрасное нельзя» (1996) Александр Малинин Александр Малинин
«Мольба» Александр Малинин Александр Малинин
«Один билет» (1997) Игорь Крутой Валерий Леонтьев
«Мадам» Лора Квинт Николай Караченцов
«Колдунья за рулём» Лора Квинт Николай Караченцов
«Старая дорога» Лора Квинт Екатерина Шаврина
«Держи фасон» Лора Квинт Ирина Шведова
«Здорово, корова!» Лора Квинт Андрей Билль
«Моя Россия» Алексей Гарнизов Ян Осин
«Фабула» Юрий Эрикона Наталья Гундарева
«Полутона» Юрий Эрикона Лев Лещенко
«Огонь в камине» Юрий Эрикона Михаил Боярский
«На шее нет креста» Юрий Эрикона Александр Михайлов
«Пересечёмся» Игорь Демарин Игорь Демарин
«Листья летнего сада» Игорь Демарин Игорь Демарин
«Жаворонок и сова» (1996) Игорь Демарин Лайма Вайкуле
«Бес в ребро» Игорь Демарин Ирина Шведова
«Музей мадам Тюссо» Игорь Демарин Николай Караченцов
«Дядька-сапёр» Владимир Евзеров Николай Караченцов
«Две Руси» Игорь Матета Маша Распутина
«Две свечи» Крис Кельми Крис Кельми
«Только ты» Владимир Евзеров Александр Малинин
«Гуляем свадьбу» Владимир Евзеров Надежда Крыгина
«Красная стрела» Алексей Мажуков София Ротару
«А музыка звучит» Алексей Мажуков София Ротару
«Платье» Александр Морозов Иосиф Кобзон
Источник
В Центральном доме литераторов прощаются с Николаем Зиновьевым. Уникальный поэт-песенник ушёл из жизни 17 августа. Ему было 73 года. “Паромщик”, “Дельтаплан”, “А музыка звучит”, “Казанова” – десятки произведений Николая Зиновьева стали хитами. Он писал для таких звёзд эстрады, как Алла Пугачёва, София Ротару, Валерий Леонтьев и Иосиф Кобзон.
Тихо, неспешно, без надрыва – прощание с Николаем Зиновьевым иным и быть не могло, отметил “ТВ Центр”. Поэт-философ жил скромно, писал о вечном, так что сейчас он для многих как тот паромщик. Влюбленных много, он один. У переправы.
“Это был человек, искренний в своих мыслях, высказываниях. Он никогда не кривил душой. Поэтому каждая строчка его стихов идет от души и от неба”, – рассказала вдова поэта Елена Борзова.
“Это просто талант. Талант в этой книге, талант в его песнях, которые поет народ. И многие не знают, что это написал Зиновьев. Думают, что народные песни. Это самая большая похвала для поэта”, – отметила вице-президент Гильдии актеров кино Наталия Дрожжина.
О Зиновьеве, в отличие от его звездных коллег, редко писали, и уж тем более обсуждали какие бы то ни было подробности личной жизни. Сын режиссера и пианистки, закончив ПТУ, заочно поступил на филфак. Его стихи нравились абсолютно всем. И лирические, и патриотические. Чуть ли не единственные кадры выступления Николая Зиновьева – съемка дня рождения полувековой давности.
Он написал несколько поэтических сборников, пьесу, даже роман в стихах. Но прославили его песни – более двух сотен, для самых ярких исполнителей, на музыку самых лучших композиторов. Когда вышел в прокат фильм “Родня”, Зиновьев написал стихи на главную музыкальную тему картины. Да такие глубокие, что привели в восторг и композитора Эдуарда Артемьева, и исполнителя Валерия Леонтьева.
“Нет такого концерта, чтоб из зала кто-то не крикнул – “Дельтаплан” давай. Песня действительно хороша. Стала и моей визитной карточкой, и маркой хорошей песни”, – отметил Валерий Леонтьев.
Потом были “Казанова”, “Светофор зеленый”, “Красная стрела”. Но самая известная родилась в 83-м. “Паромщик” оказался настолько популярен, что Пугачева с Леонтьевым до сих пор спорят, чей именно это хит. В выигрыше зритель. Эти стихи проникают в душу в любом исполнении.
Уход Зиновьева наверняка тяжело переживают Пугачева, Леонтьев, Ротару, а еще Малинин, Киркоров, Долина. Поэт писал много и для многих. Правда никто из известных исполнителей на прощание не пришел. Ограничились венками. Видимо, были очень заняты.
“Я не буду судить – это их проблемы. Но он же им дарил, душу дарил! Открывал им душу! Я не знаю, почему так происходит. И, в принципе, он довольно драматично закончил. Как великие поэты. Они практически все трагически уходят”, – сказал народный артист РСФСР Александр Михайлов.
С начала двухтысячных Николай Зиновьев тяжело болел. Увы, болезнь Паркинсона неизлечима. Последние пять лет поэт не мог самостоятельно двигаться. Но его ум был по-прежнему ясен, а взгляд проницателен. Он знал, что его песни по-прежнему поют. И обязательно будут петь. Таким его и запомнят те, для кого он писал и жил.
Ольга Стрельцова, Егор Миронов, Алексей Комаров, Максим Сидоренко, “ТВ Центр”
Источник
Íèíà ×ÅÐÅÏÅÍÍÈÊÎÂÀ: «Ìîè ñòèõè åñòü æèçíü ñàìà, ïîðîé ñâîäÿùàÿ ñ óìà »
«Ïèñàòåëü, åñëè òîëüêî îí âîëíà
À îêåàí Ðîññèÿ,
Íå ìîæåò áûòü íå âîçìóùåí,
Êîãäà âîçìóùåíà ñòèõèÿ».
ß.Ïîëîíñêèé
 Ðîññèþ ïðèøëà çëàÿ æèçíü. Ïîðîé êàæåòñÿ, ÷òî íè÷åãî ñâÿòîãî óæå è íå îñòàëîñü â ëþäÿõ: óáèâàþò, ãðàáÿò, îñêâåðíÿþò òî, ÷òî áåðåãëè âåêàìè, íåíàâèäÿò áëèçêèõ è ÷óæèõ, çëî âîöàðÿåòñÿ â íåêîãäà äðóæíûõ ñåìüÿõ, îáèæåííûå è îñêîðáëåííûå ëþäè íå æàëóþòñÿ âëàñòè, ïîòîìó, ÷òî îíè áîëüøå íå âåðÿò â êîððóìïèðîâàííûå îáúåäèíåíèÿ ÷èíîâíèêîâ, íå âåðÿò è â ïðàâîñóäèå
Îòóïåâøèé îò áåçûñõîäíîñòè îáûâàòåëü, çîìáèðîâàííûé ÑÌÈ, è ðàñòåðÿâøèé ñïîñîáíîñòè äóìàòü ñàìîñòîÿòåëüíî, êîòîðûé óæå ãîä âíèìàåò òåëåÿùèêó ñîâðåìåííîé êîíñòðóêöèè – òîíêîãî ýêðàíà, íà êîòîðîì, êàê íà àäñêîé ñêîâîðîäêå èñòåðè÷åñêè ñòðàäàþò è èñòåðè÷åñêè âåñåëÿòñÿ òå, êòî ïûòàåòñÿ ÷òî-òî óðâàòü äëÿ ñåáÿ â íàøå ñìóòíîå âðåìÿ. Ñóäÿ ïî äâóõýòàæíûì îñîáíÿêàì, èç êîòîðûõ âåäóòñÿ èíòåðâüþ ñî «çâåçäàìè», ó íèõ ýòî ïîëó÷àåòñÿ. Òàê æå, êàê è ó íåêîòîðûõ ïîýòîâ è ïèñàòåëåé. Íî ÷åñòü ýòà áûòü íà ãðåáíå íàøåé ïîãàíîé æèçíè, íà ìîé âçãëÿä, íåçàâèäíà..
Êàê ðåçóëüòàò áåññîâåñòíîé ñåãîäíÿøíåé æèçíè – îòòèðàþòñÿ íà îáî÷èíó ÷åñòíûå, ñîâåñòëèâûå è òàëàíòëèâûå. Ê òàêîâûì ÿ îòíîøó ïîýòà Íèêîëàÿ Àëåêñàíäðîâè÷à Çèíîâüåâà.
Âñå çíàþò î òîì, ÷òî åãî ñòèõè ðàçîøëèñü ïî âñåé Ðîññèè ãîðàçäî áûñòðåå, ÷åì âûøëè â ñâåò êíèãè. Ëþäè ïåðåïèñûâàëè ñòèõè äðóã ó äðóãà, çàó÷èâàëè íàèçóñòü âñå, êàê è äîëæíî áûòü ñ íàñòîÿùåé ïîýçèåé. Íàâåðíîå, òàêæå ðàñïðîñòðàíÿëîñü ñòèõîòâîðåíèå Ëåðìîíòîâà «Íà ñìåðòü ïîýòà». Ó Çèíîâüåâà áîëüøèíñòâî åãî ñòèõîòâîðåíèé ìîæíî îáúåäèíèòü íàçâàíèåì – «Íà ñìåðòü Ðîäèíû».
×èòàþ è ïåðå÷èòûâàþ âíîâü. Òàêîãî ó ìåíÿ íå áûëî äàâíî: ïîñëå ñìåðòè Þ.Êóçíåöîâà íèêîãî íå õîòåëîñü ïåðå÷èòûâàòü. Ïðàâäà áûëà îøèáêà: ñòðîêè îäíîãî ïîýòà ïîðàçèëè ñòîëü ñèëüíî, ÷òî âçÿëà èõ ýïèãðàôîì ê öèêëó ñâîèõ ðàññêàçîâ «Î ïåðåñòðîå÷íîì äåòñòâå». Ñòðîêè áûëè ñèëüíûå, î áåñïðèçîðíèêàõ, îíè ðàíèëè äóøó. Ïîøëà è êóïèëà ñáîðíèê ýòîãî ïîýòà. Ïåðâîå ñòèõîòâîðåíèå, íà êîòîðîå íàòêíóëàñü, áûëî ïîñâÿùåíî âûñîêîìó ëèöó.  íåì ðàññêàçûâàëîñü î òîì, êàê õîðîøà áûëà âñòðå÷à ñ ýòèì ÷åëîâåêîì, íî ãëàâíàÿ ìûñëü æàëü, ÷òî ýòî áûë ñîí. Âîò òàê. Ïîäîáíàÿ «øèðîòà âîñïðèÿòèÿ» êàê-òî íå âîñïðèíèìàëàñü äàæå ÁÎÃÀÒÛÌ ÏÈÑÀÒÅËÜÑÊÈÌ âîîáðàæåíèåì : äåòè, ãëÿäÿùèå èç ëþêîâ, çà ÷òî ïîýò áûë «êîãî-òî óáèòü ãîòîâ» è ðàäîñòü îò âñòðå÷è òîãî, êòî ìîã èçìåíèòü æèçíü ýòèõ äåòåé, íî
íàâåðíîå, íå çíàë (äà è õîòåë ëè çíàòü?) î ñóäüáå ýòèõ íåñ÷àñòíûõ ! Âñïîìíèëîñü áåñïîùàäíîå öâåòàåâñêîå:
Äâà íà ìèðó ó ìåíÿ âðàãà,
Äâà áëèçíåöà íåðàçðûâíî – ñëèòûõ:
Ãîëîä ãîëîäíûõ – è ñûòîñòü ñûòûõ.
Ñïàñèáî, Ìàðèíå çà òî, ÷òî òàê îñòðî îùóùàëà ñîöèàëüíóþ íåñïðàâåäëèâîñòü! Çàêðûëà ïðèîáðåòåííûé ñáîðíèê ïîýòà, ê òîìó âðåìåíè ñòàâøåãî ëàóðåàòîì íåñêîëüêèõ ëèòåðàòóðíûõ ïðåìèé. Çàêðûëà, ÷òîáû áîëüøå íå îòêðûâàòü. Êñòàòè, â ýòîì ñáîðíèêå (êðîìå ñòðîê î äåòÿõ) íè÷åãî áîëüøå íå õîòåëîñü ïåðå÷èòûâàòü. Íèêîëàé Çèíîâüåâ ãîâîðèò, ÷òî ýòî óæå íåïëîõî, êîãäà ó ïîýòà íàéäåòñÿ õîòü îäíà «áåðóùàÿ çà äóøó ñòðî÷êà». Âïðî÷åì, ÿ õî÷ó ãîâîðèòü î íåì – íàðîäíîì ïîýòå Íèêîëàå Çèíîâüåâå.
Íèêîëàé Àëåêñàíäðîâè÷ Çèíîâüåâ
Ñïàñèáî, ÷òî Âû ñóùåñòâóåòå. Íåò, íå «ñóùåñòâóåòå», ãîðèòå è îñâåùàåòå íàì æèçíü! Äàâíî õîòåëîñü òàêîãî ïîýòà. Íàì, ïðîçàèêàì, òîæå òàê äóìàþùèì è ÷óâñòâóþùèì, âûðàçèòü âñå, ÷åì ìó÷àåøüñÿ â ñòèõàõ íå äàíî. Ïîä÷àñ ïðîçà îòñòóïàåò, íå íàéäÿ â ñåáå ñèë èçîáðàçèòü ÷åòêî è ëàêîíè÷íî òî, ÷åì ïåðåïîëíåíà äóøà.
Âàøà ïîýçèÿ äåðçêèé âûçîâ ñûòîé «âåðõóøêå» îáùåñòâà. ×èòàþ, è ñàìî ñîáîé âñïîìèíàþòñÿ ñòðî÷êè Ðîáåðòà Áåðíñà ñ åãî ãîðäîñòüþ «÷åñòíîé áåäíîñòüþ». Íà ìîé âçãëÿä, ìíîãèå ñòèõè Çèíîâüåâà íàïîìèíàþò ñòèõè øîòëàíäñêîãî ïîýòà: â íèõ òîæå íåïðèÿòèå ïàðàçèòè÷åñêîãî îáðàçà æèçíè ëþäåé, ïðåçèðàþùèõ òðóäîâîé íàðîä. Âîò ïî÷åìó ñòèõè ðóññêîãî ïîýòà áëèçêè øîòëàíäöó íå òîëüêî òåìàòè÷åñêè, íî, ïîä÷àñ è ïîýòè÷åñêèì ñòðîåì: ëàêîíèçìîì, ÷åòêîñòüþ è íåñêðûâàåìîé àâòîðñêîé ïîçèöèåé. Îíè ÷àñòåíüêî ïåðåêëèêàþòñÿ, âçÿòü õîòÿ áû ýòî îáðàùåíèå «áðàò», ñòîëü ëþáèìîå øîòëàíäöåì : – «Íî òàêàÿ æèçíü íàñòóïèò íà òâîþ ìîãèëó, áðàò». ( Í. Çèíîâüåâ. «Òû æèâåøü, ïðåäïîëàãàÿ»). Åõèäíûé êðèòèê âîçðàçèò: «Êîïèðóåò Áåðíñà, ïîâòîðÿåòñÿ ïîýò». À ÿ âîçðàæó : «Ìèëåéøèé, íå â ýòîì äåëî, ó áîëüøèõ ïîýòîì âñåãäà íàéäåòñÿ ìíîãî îáùåãî» . À â íàøåì ñëó÷àå : îáùèì äëÿ Áåðíñà è Çèíîâüåâà ñòàëî òî, ÷òî îáà ïîýòà ðàçâèëè â ñåáå íåïðèìèðèìûé ïàôîñ áîðöà çà òðóäîâîé íàðîä è, ñìåëî, à, ïîä÷àñ äåðçêî, â ðàçíûå âðåìåíà îòñòàèâàþò ïðàâà îáåçäîëåííûõ ëþäåé. Êàïèòàëèçì îí âî âñå âðåìåíà êàïèòàëèçì, ó íåãî îäíà ñóùíîñòü. Òàê è ïîëó÷èëîñü, ÷òî Áåðíñà è Çèíîâüåâà, âûáðàâøèõ ïóòü áîðüáû çà íàðîä, çà òîðæåñòâî ïðàâäû, çà âåðó â ñîöèàëüíóþ ñïðàâåäëèâîñòü ðîäíèò íå òîëüêî òåìàòè÷åñêèé, íî è ïîýòè÷åñêèé ñòðîé. Îòòîãî ìíîãî îáùåãî.  òîì ÷èñëå è òåðíîâûå âåíêè.
×òî ñòîèò îäíà êðèòèêà â àäðåñ Íèêîëàÿ Çèíîâüåâà. Åå äàæå òðóäíî íàçâàòü êðèòèêîé. È ñëîâî «êðèòèêàíñòâî» íå ïîäõîäèò. Ñêîðåå ýòî áðàíü. Íå çíàþ, ÷åì ( èëè êåì) ðóêîâîäèìû áûëè êðèòèêè « èìåþùèå îòíîøåíèå ê ïîýòè÷åñêîìó öåõó» ( êàê âûðàçèëñÿ Â.Øåìøó÷åíêî), íî èõ êðèòèêà áîëüøå ïîõîæà íà ñêëîêó, ìåñòàìè ïåðåõîäÿùóþ â ïðÿìîå îñêîðáëåíèå. Àõ, êàê æå ÿäîâèòà çìåÿ, ïî èìåíè çàâèñòü! Ïîÿâëÿåòñÿ çàøîðåííîñòü, è îäèí ïîýò íå ìîæåò óâèäåòü â ñëîâàõ äðóãîãî óäà÷íûå ýïèòåòû, ñëîã è ïðî÷èå äîñòîèíñòâà. È òîãäà çàâèñòíèê, â «ñàëüåðèåâñêîì çàòìåíèè» ïåðåõîäèò íà ëè÷íîñòü, ïðåâðàùàÿ ñåáÿ â «ïàòðèöèÿ», à «áåäíîãî» Íèêîëàÿ Çèíîâüåâà â «ïëåáåÿ». È èäóò â õîä ïóñòûå, çëîáíûå óïðåêè: Çèíîâüåâ íàçâàë êðåñòû íà ìîãèëàõ «ïëþñèêàìè» – êàêîå êîùóíñòâî! Äèâó äàåøüñÿ, âåäü òû ñàì ïîýò è íåóæåëè íå óçðåë, íå ïîçàâèäîâàë óäà÷íîìó ñðàâíåíèþ. Äà, ýòî ÿâíîå ïëåáåéñòâî íå ïîñòàâèòü íà ìîãèëå ìðàìîðíóþ äîñêó, à åùå ëó÷øå – ìîíóìåíò! Áåäåí ðóññêèé íàðîä, íî èìåííî î íåì ïî÷òè âñå ñòèõè Íèêîëàÿ Çèíîâüåâà. Ñòèõîòâîðåíèå ýòî âåëèêîëåïíàÿ ýëåãèÿ, íóæíî òîëüêî âñëóøàòüñÿ:
Ìèíóòû ñâîáîäíûå ðåäêè,
À íàäî ìèíóò ïÿòüäåñÿò
Èäòè äî êóðãàíà, ãäå ïðåäêè
Ñóõîþ òðàâîé øåëåñòÿò,
Ãäå ñîéêà ïòåíöîâ ñâîèõ êîðìèò,
Ãäå êðåñò, òàê ïîõîæèé íà «ïëþñ»,
Îïÿòü íåíàðîêîì íàïîìíèò,
Êóäà ÿ âñþ æèçíü òîðîïëþñü.
Íå õî÷åòñÿ îñòàíàâëèâàòüñÿ íà êðèòèêå «ïàòðèöèåâ», îíà âñÿ ñëàáî àðãóìåíòèðîâàíà. Çäåñü âû íå íàéäåòå ïðåòåíçèé íè ê ñîäåðæàòåëüíîé ñòîðîíå ñòèõîâ, íè ê òåõíèêå, íè ê ðèôìå. Íåò, íåò è íåò îòðèöàåòñÿ âñå ñðàçó, áåç ïîäðîáíîãî àíàëèçà. Èñòîðèè ëèòåðàòóðû èçâåñòíî ìíîãî èìåí ïîäîáíûõ êðèòèêîâ, íî çíàþò èõ òîëüêî ëèòåðàòóðîâåäû. Íàðîä ñ íèìè, êàê ñ ïîýòàìè, íå çíàêîì. Ëó÷øå âåðíóòüñÿ ê íàøåìó íàðîäíîìó ïîýòó – Íèêîëàþ Çèíîâüåâó. Äîñòàòî÷íî, ÷òî îá îäíîì òàêîì «êðèòèêå» âåëèêîëåïíî íàïèñàë Í.Äîðîøåíêî â áëåñòÿùåé ñòàòüå «Çàâèñòü è ïóñòîòà» ( ñì. ãàçåòó «Ðîññèéñêèé ïèñàòåëü» çà 2010 ãîä).
Èçâåñòíîñòü Íèêîëàÿ Çèíîâüåâà åñòåñòâåííà, ïîòîìó ÷òî åãî ïîýçèÿ èäåò ïðÿìî – îò ñåðäöà ïîýòà ê ñåðäöó ÷èòàòåëÿ. «Ðèôìîâàííûå áàíàëüíîñòè» ( øèïÿò «ïàòðèöèè» ), ëåãêî çàïîìèíàþòñÿ, èõ ñìûñë ÿñåí è äîñòóïåí êàê èíòåëëèãåíòó, òàê è ðàáî÷åìó ÷åëîâåêó. «Ïàòðèöèé» ëîïíåò, íî òàê íå íàïèøåò:
Ïðîâîæàëà ìàòü ñûíà, íà âîéíó ïðîâîæàëà,
È ñîðâàâøè êîñûíêó, çà âàãîíîì áåæàëà,
Âäðóã â ãëàçàõ çàðÿáèëî, è óæå ìíîãî ëåò,
Òÿíåò âåòâè ðÿáèíà ýëåêòðè÷êàì âî ñëåä.
Êàê ïðîñòî, à äóõ çàìèðàåò
Åãî õóäîæåñòâåííûå îáðàçû íåîæèäàííû. Ïîýò Çèíîâüåâ âñåì ïîíÿòåí, è îò åãî ãëóáîêîé è ïðîíèêíîâåííîé ïðîñòîòû âûñòóïàþò ñëåçû íà ãëàçàõ. Âîò ïî÷åìó ÿ íàøëà ìíîãî îáùåãî ìåæäó äâóìÿ æèâóùèìè â ðàçíûå âðåìåíà ïîýòîâ : Ð. Áåðíñà è Í. Çèíîâüåâà .Îáà ïîýòà îòëè÷àþòñÿ ãåíèàëüíîé ïðîñòîòîé è îáà ñäåëàëè ñîçíàòåëüíûé âûáîð â ïîëüçó íàðîäà, ïðåòåíäóþùåãî íà íàöèîíàëüíóþ íåçàâèñèìîñòü è íà ñâîáîäó. Êàê íå âñïîìíèòü Áåðíñà, êîãäà íàòàëêèâàåøüñÿ íà ñòðî÷êè: «Ïðè âñåì ïðè òîì
». Ïî ìíåíèþ À. Òâàðäîâñêîãî, Ìàðøàê î÷åíü ñâîáîäíî îáðàùàëñÿ ñ òåêñòîì Áåðíñà, ïîýòîìó ñëîâà ýòè ìîãëè èìåòü è äðóãîé ïåðåâîä. Êîãäà ÷èòàëà Áåðíñà â ïîäëèííèêå, ëîâèëà ñåáÿ íà ìûñëè, ÷òî åñòü è äðóãîé ïåðåâîäíîé âàðèàíò ýòèõ ñëîâ. Îäíàêî, ìåíÿ, êàê è Òâàðäîâñêîãî, ïåðåâîä Ìàðøàêà âïîëíå óñòðàèâàåò. È êàêîå çàìå÷àòåëüíîå ñîâïàäåíèå! Ñõîæåñòü ïîýòîâ, æèâóùèõ â ðàçíûå èñòîðè÷åñêèå âðåìåíà, ïðîèçðîñëà íà ñîöèàëüíîé ïî÷âå. Íî, ïðè âñåì ïðè òîì, ïðèäâîðíûå êðèòèêè, òÿâêàþùèå ïî íàóùåíèþ, êàê òîãäà, òàê è ñåé÷àñ, îñòàþòñÿ ïðèäâîðíûìè, à íàðîäíûå ïîýòû îñòàþòñÿ íàðîäíûìè. È âðÿä ëè ýòî èçìåíèëîñü ñî âðåìåí Áåðíñà.
Ðåòèâûå êðèòèêàíû äîãîâîðèëèñü äî òîãî, ÷òî Íèêîëàé Çèíîâüåâ «íàäàâàë íàðîäó ïîùå÷èí», ñåáÿ, åñòåñòâåííî, ïðè÷èñëÿÿ ê îíîìó. Ýòî Çèíîâüåâ, íå ëþáèò íàðîä?! Ïîýò, êîòîðûé äî ñèõ ïîð íå ìîæåò ïðèäòè â ñåáÿ îò èçóìëåíèÿ, óâèäåâ, âî ÷òî ïðåâðàòèëè íàðîä çà ãîäû ïåðåñòðîéêè:
Ñîëíöå ê âå÷åðó ïëþùèòñÿ äûíåé,
Êàæäûé âñòðå÷íûé íà âèä íå æåñòîê,
Íî òû ñÿäü è ñêàæè èì: «Âîäû ìíå!»
– Îáòåêóò òåáÿ, ñëîâíî ïåñîê. ( «Ïóñòûííèê»).
Ñìèðèâøèéñÿ ñ ãíåòîì õàìîâ íàðîä, ïîýò íå ëþáèò. È ýòî ñïðàâåäëèâî. Òàêîé íàðîä æèâåò, íå äóìàÿ î ñâîåé ðîäèíå. Òàêîé íàðîä íå ïîéäåò åå çàùèùàòü. Ýòî íè äëÿ êîãî íå ñåêðåò. Çèíîâüåâ íå «ïîùå÷èíó äàåò íàðîäó», îí êðè÷èò åìó: «Âñòàíü ñ êîëåí, âåäü òû æå ðóññêèé è æèâåøü íà ñâîåé çåìëå! Ñìîòðè, âî ÷òî òåáÿ ïðåâðàòèëè!» :
Áîÿùèéñÿ øîðîõà ìûøè,
Ïîêîðíûé âñåãäà, êàê îâöà.
Ñ÷èòàþùèé âñåõ ñåáÿ âûøå.
Çàáûâøèé è ìàòü è îòöà.
Íå èùóùèé èñòèíû-áðîäà.
Ïðèñëóãà íà øóìíûõ ïèðàõ.
Íîñÿùèé ëèøü çâàíüå «íàðîäà»
Òàêîãî íàðîäà ÿ âðàã.
Êàê ýòè ñòèõè ñîçâó÷íû ñ áåðíñîâñêèìè:
Òîò, êòî ðåøèëñÿ ïî êóñêàì ñòðàíó ñâîþ ðàçäàòü,
Ïóñòü ïðèîáùèòñÿ ê äóðàêàì îí áóäåò ìíå ïîä ñòàòü,
Ìû ñòàíåì ñ íèì, ðóêà ê ðóêå, äâà êðóãëûõ äóðàêà:
Îäèí â äóðàöêîì êîëïàêå, äðóãîé áåç êîëïàêà.
Ãîâîðèòü íàðîäó ïðàâäó â îïðåäåëåííûå âðåìåíà ïðîñòî íåîáõîäèìî. Ýòî, êàê ïðàâèëî, äåëàþò èçáðàííûå ïîýòû, êîòîðûõ íå êóïèøü «ïîäà÷êàìè ñ áàðñêîãî ñòîëà». È Áåðíñ, íå îòðûâàÿ ñåáÿ îò íàðîäà, ïèøåò ïðÿìî:
Ïèòàåì ìû ñâîèì ãîðáîì, ïîòîìñòâåííûõ âîðîâ, áðàò.
È ëèøü çà ãðîáîì îòäîõíåì, îò âñåõ ñâîèõ òðóäîâ, áðàò. («Äåðåâî ñâîáîäû»)
Åìó âòîðèò Íèêîëàé Çèíîâüåâ:
Êàê ìîæåò áûòü ìîé äóõ âûñîê, êîãäà äî ïîòó, äî èçìîðó.
ß çà ãîâÿäèíû êóñîê, äâîðåö ðîñêîøíûé ñòðîþ âîðó?
È âñå æå, íàðîä, îäóðà÷åííûé ïåðåñòðîéêîé, Çèíîâüåâ æàëååò. Ïîýò âèäèò íàðîäíîå ãîðå è íå áîèòñÿ î íåì ïèñàòü. Ó íàñ çà âðåìÿ «ïåðåñòðîéêè» ìíîãî ïîíàïèñàíî ðàññêàçîâ è ñòèõîâ î åå æåðòâàõ áîìæàõ. Íî íàïèñàòü òàê ïðîíçèòåëüíî, êàê Çèíîâüåâ, íå ñìîã íèêòî:
Ñ íåáà ñíåã ëåòèò êðóæà,
Íà äîðîãó, íà áîìæà,
×òî òàê ñëàäêî ñïèò â êþâåòå,
Ïîçàáûâ ïðî âñå íà ñâåòå.
Ñíåã êðóæèòñÿ, ñíåã ëåòàåò,
Íà ëèöå áîìæà íå òàåò
Òàêîé æå ñèëû ïàôîñ îò÷àÿíèÿ, òîñêè è ñêîðáè, êàê è â ñòèõîòâîðåíèè «Ïåéçàæ», çâó÷èò â ñòèõàõ : «Ïîðà âåñåííÿÿ ïëûëà», «Áåñïðèçîðíèê», «À ÿ âèäåë, êàê áèëè «áîìæà» è âî ìíîãèõ äðóãèõ.
Âíèìàòåëüíûé ê ÷óæèì ñòðàäàíèÿì, ïîýò êàê íèêòî äðóãîé çàìåòèë, êàê ìîë÷àëèâî ìóæåñòâî âûæèâàþùèõ ëþäåé. È ýòî, íåñìîòðÿ íà ÷óäîâèùíûå óñëîâèÿ æèçíè, â êîòîðûõ æèâåò íàðîä Ðîññèè! ×èòàþ ïîýòà è ÷óâñòâóþ ïîýò óáåæäåí â òîì, ÷òî â ðóññêîì íàðîäå åùå ìíîãî ñèë äóõîâíûõ è ôèçè÷åñêèõ, åñëè îí ìîæåò ïåðåíîñèòü òå óñëîâèÿ, â êîòîðûå åãî ïîñòàâèëè. Ïðè ýòîì òåðïåëèâûé ðóññêèé íàðîä íå òðåáóåò íàãðàä è ïî÷åñòåé, êðîìå ïðàâà ïðîäîëæàòü ñâîþ íåëåãêóþ îáûêíîâåííóþ æèçíü. È ïîýò Çèíîâüåâ îòäàåò âñå ñèëû äëÿ ñëóæåíèÿ ýòîìó ÷åëîâåêó.
Ãîòîâ ïèñàòü ÿ äåíü è íî÷ü
Ñ òåì, ÷òîá ñòðàíå ñâîåé ïîìî÷ü.
Ãîòîâ ñîáîþ ïðåíåáðå÷ü,
×òîá òîëüêî Ðîäèíó ñáåðå÷ü.
È ÿ âåðþ ïðåêðàñíîìó ÷åñòíîìó ïîýòó Íèêîëàþ Çèíîâüåâó.
À êàê õîðîø öèêë ñòèõîâ, ïîñâÿùåííûé ðóññêèì æåíùèíàì!
À ïî óòðàì â ãëàçàõ òåìíî,
Íà õàòå êðûøà âîâñå ñïðåëà.
È âñïîìíèòü ñòðàøíî, êàê äàâíî,
Äóøà äóøè ïåðåãîðåëà.
Íî íà ëèöå îò æèçíè òîé,
Îñòàëñÿ ñâåò. Îí íåñòèðàåì,
Êàê îòáëåñê áåäíîñòè ñâÿòîé,
Íà ìèñêå ñ âûùåðáëåííûì êðàåì. («Ñòàðàÿ âäîâà»)
Åãî ñòèõîòâîðåíèå «Ïåðâûå ñåäèíêè â âîëîñàõ» ïî ñèëå âûðàçèòåëüíîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî ñîñòðàäàíèÿ ìîæíî ñðàâíèòü òîëüêî ñ ðàññêàçîì Â.Äåãòåâà «Äæÿëÿá». Ýòîò òàëàíòëèâåéøèé ïèñàòåëü, ðàíî óøåäøèé èç æèçíè, òîæå ãîâîðèë « ãîðüêóþ ïðàâäó» ëþäÿì, ïîä÷àñ íå æåëàþùèì åå çíàòü
Èíîãäà ñèëà ïîýòè÷åñêîãî ñëîâà Í. Çèíîâüåâà çâó÷èò ñòîëü ñèëüíî, ÷òî ïàôîñ âûðàñòàåò äî ôèëîñîôñêîãî îáîáùåíèÿ, à ìàñøòàáíîñòü åãî ïîýçèè ñòàíîâèòñÿ ïîä ñòàòü øåêñïèðîâñêîé:
Íå ïîíèìàþ, ÷òî òâîðèòñÿ.
Âî èìÿ áëàãîñòíûõ èäåé.
Ëîæü òîðæåñòâóåò, áëóä ÿðèòñÿ. ..
Ìàõíóòü ðóêîé, êàê ãîâîðèòñÿ?
Íî êàê æå ìíå ïîòîì êðåñòèòüñÿ.
Ðóêîé, ìàõíóâøåé íà ëþäåé
Âñïîìèíàåòñÿ 66-îé ñîíåò Øåêñïèðà «Çîâó ÿ ñìåðòü
»
Æèòü ÷óæîé áîëüþ ìîæåò äàëåêî íå êàæäûé ïîýò. Ýòîò îñîáûé ñòðîé äóøè äàåòñÿ èçáðàííèêàì Ìóçû. ß âåðþ, êàê ñòðàäàë çà Ðîññèþ Íèêîëàé Ðóáöîâ. Èíà÷å íå ðîäèëîñü áû ãåíèàëüíîå ñòèõîòâîðåíèå «Âèäåíèÿ íà õîëìå», íå ïîÿâèëèñü «áåðóùèå çà äóøó» ñòðî÷êè: «Ðîññèÿ, Ðóñü, õðàíè ñåáÿ, õðàíè!» È ÿ òâåðäî óâåðåíà, ÷òî ñåðäöå Çèíîâüåâà áîëååò çà ñòðàíó, èíà÷å òàê íå íàïèøåøü. Ýòè ñòðî÷êè ïðîäèêòîâàíû ñòðàäàþùåé äóøîé:
Íå ïîòîìó, ÷òî âäðóã íàïèëñÿ,
Íî ñíîâà ÿ íå óçíàþ,
Êòî ýòî ãîðüêî òàê ñêëîíèëñÿ,
Ó âõîäà â õèæèíó ìîþ?
Äà ýòî æ Ðîäèíà! Îò ïûëè,
Ñåäàÿ, â ñòðóïüÿõ è ñ êëþêîé
Äà åñëè á ìû åå ëþáèëè,
Ìîãëà áû ñòàòü îíà òàêîé?!
Áåç ñîìíåíèÿ, ÷òî Íèêîëàé Çèíîâüåâ ïðîäîëæàòåëü òðàäèöèé Íèêîëàÿ Ðóáöîâà. Ëþáîâü ê Ðîäèíå äëÿ íèõ ñâÿòîå, ñûíîâíåå ÷óâñòâî.
ß ëþáëþ ýòè ñòàðûå õàòû,
Ñ âå÷íî ðæàâîé ïèëîé ïîä ñòðåõîé.
Ýòîò ìîõ íà êðûëå÷êàõ ãîðáàòûõ
Òàê è òÿíåò ïðèæàòüñÿ ùåêîé.
Ýòèõ ñòàðûõ öåðêâåé ïîëóêðóæüÿ
È êàëåêó íà ãðÿçíîì ñíåãó.
Äî ðûäàíèé ëþáëþ, äî óäóøüÿ.
À çà ÷òî, îáúÿñíèòü íå ìîãó.
Òîìó, êòî áîëååò çà ñòðàíó, íå íàäî îáúÿñíÿòü î ãëóáîêîé çàèíòåðåñîâàííîñòè ïîýòà â ïðîòèâîáîðñòâå äîáðà è çëà, î åãî äåéñòâåííîì ó÷àñòèè â æèçíè Ðîäèíû. Ýòî ïîçèöèÿ ïîýòà-ãðàæäàíèíà Í.Çèíîâüåâà. Ýòî ïóòü ñèëüíûõ äóõîì. Èñïîëíÿòü ïî ñåðäå÷íîìó âëå÷åíèþ ãðàæäàíñêèé äîëã â ñâîåì õóäîæåñòâåííîì òâîð÷åñòâå äàíî íå êàæäîìó ëèòåðàòîðó.
Ïîýçèÿ Íèêîëàÿ Çèíîâüåâà ìåñòàìè ïðèîáðåòàåò ïóáëèöèñòè÷åñêèé õàðàêòåð ïîýò ïûòàåòñÿ ïîäíÿòü íàðîä íà áîðüáó çà ñïàñåíèå ãèáíóùåé äåðæàâû.
ß ãëÿæó íà ñòîæêè, íà áîëîòèíó,
Íà êóðãàí ó ðåêè, íà ïîñêîòèíó,
È ñèëüíåå, ÷åì ïðàäåä è äåä,
ß ëþáëþ ñâîþ ìàëóþ ðîäèíó
Ïîòîìó ÷òî áîëüøîé óæå íåò.
Êàêèì ðàçíîîáðàçíûì äàðîâàíèåì îáëàäàåò ïîýò Çèíîâüåâ! Ïðè âñåì, ïðè òîì, îí çàìå÷àòåëüíûé ëèðèê, íî äëÿ íåå îñòàåòñÿ ìàëî ìåñòà ãèáíåò Ðîäèíà. Åå íàäî ñïàñàòü.
Ïèñàòü î ðàäîñòè, î æèçíè
Òàêèì ÿ ìíèë óäåë ïîýòà,
Íî â ïîãèáàþùåé Îò÷èçíå.
Âîçìîæíî ëü ýòî?
È ÿ ïèøó íà çëîáó äíÿ,
Äàñò Áîã, áóäó ïèñàòü è âïðåäü ÿ.
Âåäü ýòîé ñàìîé çëîáîé äíÿ,
Ïðîíèçàíû òûñÿ÷åëåòüÿ.
Îøàëåâøèå îò ëåãêîé íàæèâû, îò áåøåíûõ äåíåã, îáíàãëåëè îëèãàðõè è ÷èíîâíèêè. Âîò è ïðèøëîñü ëèðèêó Çèíîâüåâó ñòàòü ïóáëèöèñòîì, ÷òîáû çàùèùàòü áåäíûé íàðîä. Îí èçäåâàåòñÿ íàä áîãàòûìè ìàíêóðòàìè, «ïèðóþùèìè âî âðåìÿ ÷óìû».
Åãèïåò! Ãðåöèÿ! Òóíèñ!
Ñâåò ñîëíöà, æåíùèíû è çåëüå!
Î, âîëøåáñòâî! Êðóèç! Êðóèç
Íåïðåõîäÿùåå âåñåëüå.
Äà, äëÿ ÷åñòíîãî ïîýòà îñòàåòñÿ îäèí ïóòü ñòàòü îáëè÷èòåëåì õàìîâ, ãëóìÿùèõñÿ íàä âåêîâûìè òðàäèöèÿìè è öåííîñòÿìè, èçäåâàþùèõñÿ íàä ðóññêèì íàðîäîì. Íàäî çàùèùàòü áåäñòâóþùèé íàðîä. À äóøà â òî æå âðåìÿ òÿãîòååò ê ëèðèêå, è ðîæäàþòñÿ ñòðîêè:
Ëèðèê ÿ, ëèðèê ïî ñóòè:
ß ïèñàë áû î ïåñíÿõ äîæäåé,
Î çàðå íà îçåðíîé ïîëóäå,
Î òàèíñòâåííûõ êðèêàõ ñû÷åé.
Íå äàåò æå ìíå â ëèðèêó âïàñòü
Ýòà ÷åðíàÿ ñêîëüçêàÿ âëàñòü,
×òî òàê ñõîæà ñ ïèÿâêîé áîëîòíîé,
Ïðèñîñàâøåéñÿ ê øåå íàðîäíîé
È íàïèâøåéñÿ êðîâè äî æóòè
Ëèðèê ÿ, ëèðèê ïî ñóòè.
Çèíîâüåâ ïåâåö ðóññêîé ïðèðîäû. Îá ýòîì ìîæíî ìíîãî ïèñàòü. Ïîýò òàê èñêðåíåí â ëþáâè ê ðóññêîé, íåáðîñêîé íà âèä ïðèðîäå, ÷òî ñòèõè, ïîäîáíûå òàêèì, êàê: «Ñïóñòèëñÿ òèõèé âå÷åð ëåòíèé», «Ñîëíöå ñâåòèò», «Îñåííèé äåíü», «Íî÷üþ», «Ñ÷àñòüå», «Ìèíóòû ñâîáîäíûå ðåäêè» ñîñòàâëÿþò îñîáóþ ÷àñòü åãî ðàçíîîáðàçíîé ëèðèêè.
Î ÿðêîì äàðîâàíèè ïîýòà Íèêîëàÿ Çèíîâüåâà áóäåò ìíîãî íàïèñàíî. Íà äàííûé ìîìåíò î÷åíü õî÷åòñÿ, ÷òîáû åãî çâîíêîå ïîýòè÷åñêîå èìÿ áûëî îòêðûòî äëÿ âñåõ öåíèòåëåé èñòèííîé ïîýçèè. Åñòü ÷åìó ðàäîâàòüñÿ – â ëèòåðàòóðó ïðèøåë áîëüøîé ïîýò, ñòðàäàþùèé çà Ðîññèþ!
Òàëàíòëèâîìó ïîýòó, êàêîâûì, áåçóñëîâíî, ÿâëÿåòñÿ Íèêîëàé Çèíîâüåâ, íå ïðèñòàëî ñìóùàòüñÿ íåäîñòàòî÷íîñòüþ îöåíêè åãî òâîð÷åñòâà ñîâðåìåííûìè ñîáðàòüÿìè ïî ëèòåðàòóðíîìó öåõó. Îí äîëæåí ïðîñòî òðóäèòüñÿ, à âåðíûé è ñïðàâåäëèâûé ñóä, êàê èçâåñòíî, äîñòóïåí òîëüêî èñòîðèè. Äà ïîääåðæàò íàñ â òðóäíîå âðåìÿ îïòèìèñòè÷åñêèå ñòðîêè ïîýòà!
Íå äåíü, íå ìåñÿö è íå ãîä
Âñåãäà â Ðîññèþ âåðèòü íóæíî.
À ÷òî êàñàåòñÿ íåâçãîä,
Îíè óéäóò, êàê ïñû, ïîñëóøíî.
Îíè ñáåãóò â îäíîì èñïîäíåì,
Ãîíèìûå áè÷îì Ãîñïîäíèì.
Íèíà ×åðåïåííèêîâà
ê.ô.í.,÷ëåí Ñîþçà
Источник