Биография пушкина для детей в картинках
Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и дети. Портреты Пушкина в школах имеют специально выделеннные места и гвозди.
“Портрет Пушкина”, Томас Райт, 1837. Один из последних прижизненных портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Этот портрет Пушкина пользовался огромной популярностью. Оттиски, сделанные в 1837 г., вскоре стали чрезвычайно редки.
«Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель»
– так шутливо отозвался поэт на работу английского живописца Дж. Доу, к сожалению, пушкинский портрет, нарисованный Доу, не сохранился. Пушкин с юности осознавал необычность своей внешности и трудности характера.
Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг. или 1820 г., или 1823 г.
«Еще в Лицее в 1814 году на французском языке он написал стихотворение-шутку «Мой портрет»:
В проказах – настоящий бес,
Лицом похож на обезьяну,
Во всем повеса из повес –
Вот Пушкин, отрицать не стану!»
Современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. Речь поэта и его живой взгляд завораживали современников. Многие современники отмечали изменчивость его облика, способность резко преображаться в зависимости от смены настроения, от душевного состояния. Об этих качествах поэта писала в своих воспоминаниях А.П.Керн: «Он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту».
Три автопортрета рядом, в прическах и костюмах эпохи Великой Французской революции:1780-х гг. (слева) и 1790-х гг. (в середине и справа). В черновиках стихотворения «Зачем ты послан был…». 1824.
Но как быть нам? Есть графические и живописные портреты портреты, скульптура. Доля субъективности в них найдется обязательно: где больше, где меньше, но есть. Образ, художник изображает образ. Хорошо, если он создается с “натуры”, при жизни, а если уже много лет спустя, после смерти?
Посмертная маска Пушкина из собрания Государственного Исторического музея, 1837.
Попытки восстановить внешность Пушкина при помощи посмертной маски и портретов продолжаются по сей день и в научных кругах, и в творческих. Мы смотрим на картины и привыкаем к мысли, что именно так и выглядел поэт. И множатся заблуждения. А может и не страшно? Давайте разбираться!
Самой ценной частью иконографического наследия являются прижизненные изображения поэта. Именно они дают нам сегодня возможность увидеть, как выглядел поэт в разные периоды своей жизни, каким он хотел казаться и каким его запечатлели художники – профессионалы и дилетанты, русские и иностранцы.
1. “Пушкин-ребёнок”
Первый из известных портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру (1763 – 1852). Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает будущего поэта ещё малышом. Портрет этот, выполненный маслом на металлической доске, светловолосый малыш лет двух-трех, золотистые кудри заметно приглажены, видимо, для портрета, большие, выпуклые серо-голубые глаза серьезны и вдумчивы, очень живой и естественный образ.
Ксавье де Местр. Пушкин-ребёнок, 1802
Интересно, что об этом портрете Пушкина-ребенка более чем 150 лет никто не знал. Его передал в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве актер Всеволод Семенович Якут, прославившийся исполнением роли Пушкина в одноименном спектакле. Надежда Осиповна, мама поэта подарила миниатюру своей доброй знакомой, дочери известного врача Матвея Яковлевича Мудрова. Долгое время он хранился в семье наследников врача, пользовавшего семью Пушкина. Последняя наследница династии врачей Мудровых и передала актеру миниатюру.
2. “Пушкин – подросток”
В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старухи акварельный портрет мальчика Пушкина. Он был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении.
С.Г. Чириков. Портрет Пушкина, 1810
Эксперты признали его прижизненным портретом Пушкина, сделанным с натуры художником-любителем, предположительно учителем рисования и гувернёром в Царскосельском лицее С.Г. Чириковым. Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет лица, русые волосы и кудрявая голова» — написал он в 15 лет. Волосы его немного потемнели после перенесённого в 1819 году тифа, когда пришлось остричься наголо. «В нём ничего нет негритянского», — отмечала фрейлина А.О. Смирнова-Россет.
Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822
Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822
Нельзя не увидеть большую схожесть этого акварельного портрета с гравюрой Егора Гейтмана (1798—1829) , приложенной к первому изданию поэмы «Кавказский пленник» 1822 г. В послесловии книги писалось: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный». Гейтман делал гравюру с рисунка, это был не рисунок Чирикова. Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К. П. Брюллова.
3. “Вершина славы”
И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.
И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.
Первый портрет ( см. выше) выполнен карандашом в 1826 – начале 1827 гг. Оригинал картины находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Второй – миниатюра на костяной пластине, выполненная акварелью и гуашью. Пушкин пребывал на вершине поэтической славы, после его «триумфального возвращения» из Михайловской ссылки. На портрете Пушкин изображен в счастливый период жизни – он наконец свободен от жандармского надзора, признан императором и публикой.
4. “Классика жанра” – Тропинин
«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.).
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
Тропинин изобразил Пушкина в три четверти, в халате, сидящим возле столика. Этот портрет домашний и романтичный. Несколько парадна только белая рубаха поэта. Халат не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека, напоминают свободную драпировку римской тоги. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его любимый «мистический» перстень.
С 1889 по 1937 год истинный портрет работы Тропинина экспонировался в Третьяковской галерее, а затем и по сей день – в Царскосельском пушкинском музее. Он стал широко известен с 1860 года, когда с него были сделаны фоторепродукции, распространившиеся по всей России.
5. “Классика жанра” – Кипренский
“Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей.” – так описывал своего Онегина Пушкин. Так можно описать и самого поэта. “Парадный” портрет Пушкина отличают длинные, холеные ногти поэта. Особенное очарование и привлекательность этого портрета ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять.
О. А. Кипренский. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
Заказал картину ближайший друг Пушкина, поэт Антон Дельвиг. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. На полотне Пушкин изображен настоящим щеголем. Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма картины достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких темных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. Может Пушкин позируя сочинял? Самому Пушкину этот портрет понравился, что он отметил в стихотворении «Кипренскому» 1827-го года. После смерти Дельвига (в январе 1831 года) Пушкин купил портрет у вдовы за 1000 рублей. В Третьяковскую галерею, где он находится и сейчас, портрет перешел из семьи старшего сына поэта в 1916 году.
6. “Суровый” Пушкин – взгляд иностранца.
Взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением дал нам этот портрет. Мне кажется, что это не Пушкин. Может наши глаза “забиты” стереотипами? Возможно, что в портретах Вивьена и Гиппиуса изображение поэта ближе к реальному его облику, чем в тропинино-кипренской серии.
Г. А. Гиппиус. А.С. Пушкин, 1828
Художник Густав Адольф Гиппиус (1792-1856) превосходно владел техникой литографии и выполнил серию портретов знаменитых современников, среди которых был и портрет Пушкина. Рисовал сразу на камне с натуры. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического налета и лоска. Суровый человек всматривается в даль,черты лица скульптурно четки, сухи. Взгляд пристален и тревожен.
7. “Во цвете лет…”
Соколов П.Ф. Портрет А.С. Пушкина. 1836 г.
Художник-акварелист Петр Федорович Соколов (1791–1848) создал один из самых знаменитых прижизненных портретов Пушкина. Портрет работы П. Ф. Соколова известен в оригинале, подписанном художником, и в авторской неподписной реплике с него. На акварельном портрете поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался.
8. “Странный” портрет
Рисунок художника, скрывающегося за инициалами “И.Л.” (предположительно Ивана Линева), считается последним прижизненным изображением поэта, однако высказывалась и версия, что портрет был нарисован уже после гибели Александра Сергеевича по литографическому изображению. Указывают на то, что голубоглазый Пушкин предстает на нем кареглазым, а его сюртук застегнут с левой стороны, что может свидетельствовать о характерной для литографированных оттисков зеркальной путанице.
И.Л. Линёв. Портрет Пушкина,1836-1837
Есть предположение, что организовал написание этого портрета В. А. Жуковский (приблизительно в январе – марте 1836 года), пригласивший к себе на обед Пушкина и Линева. Следует подчеркнуть, что Иван Логинович Линев не был художником-профессионалом. Странный портрет. Похож – не похож? На голове залысины – поговаривают. что Пушкин потерял былое богатство своей шевелюры к 35 годам. Есть версия, что Линев рисовал картину с поэта лежащего на смертном одре: приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами. Однако это только версия.
Пушкин неплохо рисовал, он оставил множество зарисовок на полях рукописей, в текстах. Встречается множество автопортретов. Но… Это уже другая история.
Галерея автопортретов А.С. Пушкина, относящихся к разным периодам его творчества: 1 — на полях рукописи поэмы “Кавказский пленник” (инвентарный № 46, лист 6), дата рисунка — май 1821 г. в период южной ссылки, Кишинев; 2, 5, 4, 6, 11 — на полях черновой записи рукописи романа “Евгений Онегин” (инв. № 834,834,835, 834. 834), даты — май-ноябрь 1823 г. в период южной ссылки, Кишинев-Одесса; 3 — на листке с записями турецких слов (инв. № 698, первый лист обложки), тогда, же; 8 — на листке с автографом стихотворения “Н.Д. Киселеву” (инв..№ 905), 14 июня 1828г., Москва; 9 — зарисовка Пушкина в альбоме Ушаковой (инв. № 1723 ), 1827- 1830 гг., Москва; 7, 10 — два автопортрета на одном листе, на первом — так автор видел себя до ссылки, на втором — после возвращения (инв. № 715), сентябрь – октябрь 1826 г., Москва; 12 — один из последних автопортретов на черновике письма к В.А. Соллогубу (инв. № 343):, 20-28 февраля 1836 г., Петербург. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Это все, что касается прижизненных портретов Пушкина. Кроме того, известны пять зарисовок лица умершего Пушкина.
Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Пушкин умер 29 января /10 февраля 1837 года в 14:45. Пушкин умер, а поколения художников старались сохранить ускользающий облик поэта, остановить мгновение.
Художники, поставив в передней мольберты, делали эскизы, наброски, запечатлевая Пушкина на смертном одре. За те 2 дня, что гроб с телом Пушкина находился в квартире на Мойке, — 30 и 31 января 1837 года, Пушкина рисовали три художника и два писателя: А.Н. Мокрицкий, Ф.А. Бруни, А.А. Козлов, В.А. Жуковский, А.И. Струговщиков.
А.Н.Мокрицкий. А.С.Пушкин на смертном одре. 29-30 января 1837 г. На обороте подложки: «Снят с натуры академиком Аполлоном Николаевичем Мокрицким вечером 30 января 1837 года и подарен им Петру Андреевичу Каратыгину». Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Одним из первых пришёл Аполлон Николаевич Мокрицкий. Его рисунок, выполненный 29 января, вы видите наверху (обратите внимание: на рисунке отчётливо видны печати на дверях кабинета Александра Сергеевича).
Рисунок неизвестного художника. В некоторых источниках упоминается А.Г. Мокрицкий.
Рисунок В.А. Жуковского
«На другой день, — вспоминал Жуковский, — мы, друзья, положили его своими руками в гроб». Рисунки второго дня – поэт лежит уже в гробу.
Пушкин в гробу. Рисунок Федора Антоновича Бруни, 1837 г. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Козлов Александр Алексеевич (1818-1884). Пушкин на смертном одре. 1837. Картина Александра Козлова написана по собственному эскизу художника, сделанному 30 января 1837 года.Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Еще и посмертная маска, она была снята с лица в первый день после смерти. По инициативе В. А. Жуковского в день смерти поэта была снята посмертная маска скульптором и формовщиком Полиевктом Балиным под руководством скульптора Самуила Гальберга. По снятой форме будет выполнено пятнадцать гипсовых отливов маски, которые В. А. Жуковский распределит между родными и близкими. Эти 15 копий – самые ценные.
Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из Государственного исторического музея до реставрации. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
А.Житков.
Источник
Цитата сообщения TimOlya
Пушкин Александр Сергеевич – биография и творчество гения
[26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне — Псковская область]
Александр Сергеевич Пушкин родился в мае 1799 г. в Москве в семье отставного майора. С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный родоначальник Радша — сподвижник Александра Невского; прадед по матери — А. П. Ганнибал, «арап Петра Великого») и «домашнее» отношение к словесности (среди посетителей родительского дома — Н. М. Карамзин; дядя В. Л. Пушкин — даровитый поэт). Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери — М. А. Ганнибал, урожденной Пушкиной.
Герб рода Пушкиных
Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал
“Арап Петра Великого”, абиссинский князек. Он умер в 1781г. генерал-аншефом и александровским кавалером, оставив 7 человек детей и более 1400 душ. Это была “мягкая, трусливая, но вспыльчивая абиссинская натура”, наклонная “к невообразимой, необдуманной решимости”.
Двоюродный брат бабушки,
Артемий Иванович Воронцов
Двоюродный брат бабушки, М.А. Ганнибал, восприемник Пушкина, крестивший поэта в Елоховской церкви в Москве. Приходился двоюродным дядей знаменитому Михаилу Семеновичу Воронцову, под началом которого Пушкин служил в Одессе. Владел имением “Воронцовка” Тамбовского уезда, находящимся по соседству с Кариан-Загряжским (Знаменкой), где в 1812 г. родилась будущая жена великого поэта – красавица Наталья Гончарова.
Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818г.)
Урожденная Пушкина, мать Н.О. Пушкиной. По словам П.И. Бартенева, “…любила вспоминать старину, и от нее А.С. Пушкин наслышился семейных преданий, коими так дорожил впоследствии”.
Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.)
В 1796г. капитан-поручик лейб-гвардейского Егерского полка, с 1800г. – в Комиссариатском штате в Москве, в 1811г. – военный советник, в 1824г. – начальник Комиссариатской комиссии резервной армиии в Варшаве, с 1817г. в отставке, статский советник. Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком с Д.И. Фонвизиным, К.Н. Батюшковым, П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы, оставил краткие воспоминания о сыне.
Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.)
Урожденная Ганнибал, в 1796г. вышла замуж за С.Л. Пушкина, в 1814г. вместе с детьми, Ольгой и Львом, переезжает из Москвы в Петербург, постоянно навещает сына Алекссандра в Лицее. Принимает участие в судьбе ссыльного поэта, с одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, но без ведома сына.
Дядя, Василий Львович Пушкин (1766-1830г.)
Поэт, автор поэмы “Опасный сосед” и сборника “Стихотворений”, член литературного общества “Арзамас”, с 1797г. отставной гвардии поручик. А.С. Пушкин назвал дядю “Парнасский мой отец”. В 1811г. В.Л. Пушкин приехал в Петербург со своим племянником для устройства его в Царскосельский Лицей.
Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852г.)
Воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при Главном Педагогическом институте, курса которого не окончил. Участник персидско-турецкой кампании 1827-1829 г.г., затем перешел в Финляндский драгунский полк в чине штабс-капитана. В 1832 г. вышел в отставку в чине капитана. Пушкин нежно любил брата, с примесью родительской строгости.
Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868г.)
Урожденная Пушкина, была всегда дружна с братом Александром. В 1824г. в ссоре Пушкина с отцом приняла сторону брата. Поэт знал о тайном браке сестры и в 1828г., по поручению матери, встречал и благословлял новобрачных.
Пушкин-ребёнок. 1800—1802.,Квасье де Местр
Арина Родионовна (няня А.С. Пушкина)
Первоначальное (довольно беспорядочное) образование он получил дома. В 1811 г. родители поместили старшего сына в только что основанный Царскосельский лицей, о котором Пушкин на всю жизнь сохранил самые светлые воспоминания.
С.Г. Чириков – Александр Сергеевич Пушкин.
Царскосельский лицей
Именно тут он впервые почувствовал себя поэтом. Его лицейская поэзия развивалась под влиянием Батюшкова и Жуковского, но творения предшественников были для Пушкина лишь исходной точкой. Даже в ранних вещах его оригинальное своеобразие сразу бросалось в глаза и потому было по достоинству оценено современниками.
Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В.Иванов.
Челышев Вадим Алексеевич.В садах лицея
Юному гению отдавали должное лучшие поэты той поры: Державин, Карамзин, Жуковский и Вяземский. По их протекции он получил несколько придворных заказов на торжественные оды, которые написал в духе и слогом восемнадцатого столетия. Но в дружеском кругу Пушкин сочинял совсем другие стихи. Исчезая по вечерам из Лицея, он любил проводить время в кружке из офицеров лейб-гусарского полка. Пируя, по словам Корфа, «с этими господами нараспашку», Пушкин писал вдохновенные строки, в которых воспевались дружба, вино и любовь.
Пирогов Александр Петрович.Пушкин, Жуковский и Брюллов
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И.Репина
По окончании Лицея в июне 1817 г. Пушкин получил чин коллежского секретаря (в котором и оставался потом до самой своей смерти) и был зачислен в Коллегию иностранных дел. Он поселился в Петербурге и вскоре был увлечен вихрем столичной жизни.
Гоголь и Жуковский у Пушкина в Царском Селе. Художник П. Геллер. 1910
В эти годы русское общество находилось под впечатлением победы в тяжелой войне с Наполеоном, оно бредило вольнолюбивыми идеями и радостно ожидало политических реформ. Все это отразилось в творчестве Пушкина настоящим урожаем «вольных стихов».
Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года.
Его лицейский друг Пущин вспоминал: «Тогда везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть его «Деревня», «Ода на свободу», «Ура, в Россию скачет…» и другие мелочи в том же духе. Не было живого человека, который бы не знал его стихов». Это горячее увлечение вольнолюбивыми идеями едва не привело Пушкина к серьезным неприятностям. Александр I хотел сослать его в Сибирь или на Соловки, однако хлопоты друзей смягчили участь поэта — ему было приказано ехать на юг с назначением в канцелярию генерал-лейтенанта Инзова.
А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал
Вскоре после отъезда Пушкина, в июне 1820 г., была напечатана его первая поэма «Руслан и Людмила», поразившая современников удивительной живостью и яркостью картин, а также блеском поэтического языка. Все экземпляры ее были мгновенно раскуплены. Поэма имела невероятный успех, вызвала многочисленные отклики в журналах и породила горячую полемику между сторонниками старого и нового направлений в поэзии. Пушкин, впрочем, уже не мог участвовать в этих спорах. Генерал Инзов встретил его ласково. Узнав, что Пушкин серьезно простудился, он отпустил его лечиться на Кавказ. Это первое кавказское путешествие поэт совершил с семейством Раевских. Прожив два месяца на Кавказе, они морем добрались до Крыма. В середине сентября через Одессу Пушкин прибыл в Кишинев — в новую резиденцию Инзова.
Иван Никитич Инзов
Тифлис. 1820-е
В столице Бессарабии Пушкин прожил три неполных года — с сентября 1820 по июль 1823. Тут были написаны романтические поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники» и множество стихотворений (среди них такие известные, как «Черная шаль»,«Кинжал», «Чаадаеву» и «Песнь о вещем Олеге»). Эти произведения принесли Пушкину громкую всероссийскую известность. Они, по словам Белинского, читались всей грамотной Россией и ходили во множестве списков. В Кишиневе Пушкин начал «Бахчисарайский фонтан»и «Евгения Онегина». Летом 1823 г. его перевели в Одессу.
А. С. Пушкин на берегу Черного моря
Пушкин и Раевская в Гурзуфе,Айвазовский
А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Путешествие в Арзрум. Монастырь на Казбеке.1829
Сложности личного плана (запутанные отношения с графиней Е.К. Воронцовой и А.Н. Раевским), конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, изучение «чистого афеизма» привели Пушкина к кризису 1823-24; мотивы разочарования, близкого отчаянию, охватывают не только сферу политики («Свободы сеятель пустынный…»), но получает и метафизическое обоснование («Демон»; оба 1823).
Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Михаил Семёнович Воронцов
В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из перлюстрированного письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в августе 1824 года в родительское имение Михайловское Псковской губернии.
Пущин И.И. в Михайловском в гостях у Пушкина
Михайловское, Псковская область, 1837
Первые дни жизни в Михайловском были тягостны для Пушкина из-за его постоянных острых ссор с отцом. В конце концов тот уехал из деревни, оставив Пушкина одного. Однообразие деревенской жизни тоже поначалу было мучительно для живого и темпераментного поэта, который обожал веселье, дружеский круг и кипящие разговоры. Между тем жизнь в Михайловском была скромной, даже скудной.
Дмитрий Белюкин.Пушкин и Языков в Михайловском.
Дмитрий Белюкин.Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском
В письмах Пушкин жаловался на «бешеную тоску». Но заключение имело и свои положительные стороны — вдали от рассеянной городской жизни он прочел огромное количество книг и имел больше времени для серьезного творчества. Находясь в ссылке, Пушкин подготовил и издал «Бахчисарайский фонтан», первую главу «Евгения Онегина» (1825) и свой первый сборник стихов (1826). Все эти книги разошлись с чрезвычайной быстротой.
В.А.Леднев. “Пушкин в Михайловском”
Б.В. Щербаков. Пушкин в Михайловском
Пушкин в Бахчисарайском дворце
Имя Пушкина было тогда у всех на устах. С появлением этих произведений он по всеобщему признанию стал первым из русских поэтов. Но в то время, когда о Пушкине судили по его «южным», романтическим произведениям, он вступил уже в новую эпоху творчества. Находясь в Михайловском, он пишет поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин», трагедию «Борис Годунов», три новые главы «Евгения Онегина» (с 4-й по 6-ю) и несколько десятков стихотворений (в том числе «Андрей Шенье», «Я помню чудное мгновенье…», «Зимний вечер», «Пророк»). В сентябре 1826 г. заключение Пушкина внезапно окончилось — новый император Николай I приказал ему прибыть в Москву и после долгого разговора с опальным поэтом позволил ему жить в столицах.
Шилов В.С. Осенние дожди. Пушкин в Михайловском. 2001 г.
Михайловская ссылка. Зима 1825 года
Alexander Pushkin on a Park Bench. 1899. Graphite
П.И. Геллер. Пушкин и няня. 1891.
В мае 1827 г . Пушкин приехал в Петербург и поселился там. По воспоминаниям Путяты: «Он… вел… самую рассеянную жизнь, танцевал на балах, волочился за женщинами, играл в карты, участвовал в пирах тогдашней молодежи, посещал разные слои общества…» В 1829 г . Пушкин совершил вторую поездку на Кавказ и принял участие в походе русской армии на Арзрум. Наиболее крупными его произведениями этого периода стали поэма «Полтава» и седьмая глава «Евгения Онегина». Было также написано много стихотворений (среди них «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «Не пой красавица при мне…», «Анчар», «Я вас любил…» и др.).
В конце 1820-х гг. Пушкин стал явственно тяготиться своей холостой жизнью. «Мне 27 лет, — писал он Зубкову. — Пора жить, то есть познать счастье». У него возникла настоятельная потребность завести свой дом и жениться. В конце концов он остановил свой выбор на молодой красавице Наталье Николаевне Гончаровой.
Комаров Виктор Павлович. А.С. Пушкин и Н.Н Гончарова. Знакомство
Портрет Н. Н. Пушкиной работыАлександра Брюллова (1831—1832 гг.
В мае 1829 г . Пушкин сделал ей предложение, через год состоялась их помолвка. Но положение Пушкина оставалось неопределенным из-за ссор с будущей тещей. В сентябре, оставив вопрос о свадьбе нерешенным, он уехал в имение отца Болдино, где собирался войти во владение выделенной ему отцом деревней Кистеневка. Однако эпидемия холеры задержала его в Болдине на несколько месяцев. Здесь, вдали от света и столичной суеты, Пушкин пережил прилив могучего вдохновения. «Я в Боддине писал, как давно уже не писал», — сообщал он Плетневу. За три неполных месяца он закончил «Евгения Онегина», написал поэму «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина»,«Сказку о попе и работнике его Балде» и около 30 стихотворений.
У родника (А.С.Пушкин в Чувашии.1828 г.) 1998г.
Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. 1832. Худ. Г. Чернецов
Москва, Тверской бульвар, литография, Музей А.И. Герцена, Москва
В начале декабря Пушкин вернулся в Москву и стал готовиться к свадьбе. Венчание состоялось в феврале 1831 г ., а вскоре Пушкин писал Плетневу: «Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется я переродился».
Эдуард Улан.Венчание
Челышев Вадим Алексеевич.Венчание
Однако сразу появились новые проблемы, прежде всего материальные. Николай I сделал своеобразный свадебный подарок Пушкину, назначив его летом 1831 г . придворным историографом с поручением писать историю Петра I. Пушкин сообщал об этом Плетневу в таких выражениях: «Царь взял меня на службу, но не в канцелярию, или придворную, или военную — нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем, чтобы рылся я там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли? Он сказал: “Так как он женат и не богат, то надо поддержать его хозяйство”».
Муковнин Евгений Владимирович
Таким образом, Пушкину была устроена под предлогом писания истории некая синекура с жалованием по 5 тыс. рублей в год. Однако этих денег, а также тех, что Пушкин зарабатывал своим пером, катастрофически не хватало. Содержание семьи, дома, светская жизнь требовали больших сумм. Пушкину приходилось делать долги, а также то и дело просить взаймы у правительства в счет будущего жалованья. В 1836 г . его долги выросли до астрономической суммы — только правительству он был должен 45 тыс. рублей.
Святослав Гуляев
Женитьба имела для поэта и другие последствия. Император был большой любитель красивых женщин и всегда заботился об украшении ими своего блистательного двора. Такая красавица, как Гончарова, не могла пройти мимо его внимания. Николай хотел чаще видеть ее на своих балах. В 1834 г . он пожаловал Пушкина в камер-юнкеры. Эта придворная должность обязывала его являться на все официальные церемонии в придворном мундире. Известно, что новое назначение сильно оскорбило Пушкина, который считал, что в его возрасте неприлично носить звание, обычно жалуемое юношам, только что вступающим в общество.
Устинов Е.А. “Пушкин и Натали”
В эти трудные для него годы Пушкин создает последние свои шедевры. Кроме многих стихотворений (в том числе «Осень», «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный») он пишет поэмы «Анджело» и «Медный всадник» (1833), повести «Пиковая дама» (1833) и «Капитанская дочка» (1836), «Историю Пугачева» и первую редакцию «Истории Петра», а также сказки: «О царе Салтане» (1832), «О мертвой царевне» (1834), «О рыбаке и рыбке» (1835), «О золотом петушке» (1835).
Устинов Е.А. “Пушкин, Натали, Николай I”
Устинов Е.А.”Пушкин с женой в саду” 1998
Н. И. Фризенгоф. Дети Пушкина. 1841.
В 1836 г . он начал издавать журнал «Современник», критический отдел которого в значительной мере заполнялся его собственными статьями. Здесь же было напечатано описание его кавказского путешествия: «Путешествие в Арзрум» (1836). (Впрочем, надежды Пушкина с помощью журнала поправить свои расстроенные финансовые дела не оправдались. Журнал стоил ему больших хлопот, постоянно подвергался преследованиям цензуры, а распространялся плохо — едва-едва набралось 600 подписчиков.) Работая над «Капитанской дочкой», Пушкин в 1833 г. совершил четырехмесячное путешествие по Оренбургской и Казанской губерниям, где шестьдесят лет назад полыхал пожар Пугачевского восстания.
Жорж Дантес
Во второй половине 1830-х гг. семейное счастье Пушкина было омрачено скандалом, задевавшим честь его жены: французский эмигрант Жорж Дантес на виду у всей столицы начал ухаживать за Натальей Николаевной. Пушкин был взбешен его домогательствами. Светские недоброжелатели, раздувая тлеющий скандал, довели дело до дуэли. Она состоялась 27 января 1837 г. Пушкин стрелялся с Дантесом и был смертельно ранен.
29 января он скончался.
Дуэль Пушкина с Дантесом
Дуэль Пушкина с Дантесом (художник А.Наумов, 1885)
1885.П. Ф. Борель. Прибытие раненого Пушкина. 1885.
Е. Е. Моисеенко. Памяти поэта. 1985.
1837.А. А. Козлов. Пушкин на смертном одре. 1837.
Могила Пушкина в Святогорском Успенском монастыре. С репродукции 1887 г.
Дом на Немецкой улице в Москве (Бауманская, дом. 57 б) , где родился А. С. Пушкин, как считалось до революции. На репродукции видна доска из мрамора. Альбом к 100-летию А.С.Пушкина. 1899 год. Идательство А. Ф. Маркса. Переиздание: Юбилейный альбом А. С. Пушкина. – Спб.: Идательство В. А. Михайлова, 2004 год.
Кабинет поэта
Автограф Пушкина — автопортрет с Онегиным на набережной Невы
Авторский портрет Евгения Онегина, 1830 г.
Подпись: Предисловiе къ Евг. Онѣг.
кликабельна
Памятник А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой на Арбате. Скульпторы А. Н. Бурганов и И. А. Бурганов.
https://www.biografii.ru/biogr_dop/pushkin_a_s/pushkin_a_s_1.php
https://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm
https://ru.wikipedia.org
https://nnm.ru/blogs/spiridonn/aleksandr-sergeevich…u-rozhdeniya-posvyashaetsya-2/
https://regionlib.ru/umet/2010/12/virtualnoe-puteshestvie-izobrazitelnaya-pushkiniana/
Источник