Биография пырьева ивана личная жизнь
Биография
Ивана Александровича Пырьева знают абсолютно все любители старого советского кино. Он писал сценарии и снимал одни из самых прославленных довоенных картин, например, «Свинарка и пастух», «Богатая невеста» и «Трактористы». Также на его счету великолепные экранизации произведений Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Белые ночи» и «Идиот». Между прочим, именно он стоял у истоков киностудии «Мосфильм», а также приложил массу усилий для создания Союза кинематографистов. За большой вклад в культурную жизнь страны Ивана Александровича наградили званием Народного артиста СССР.
Молодые годы Ивана Пырьева
Биография Ивана Пырьева началась в селе Камень Томской губернии. Сейчас этот населенный пункт называется городом Камень-на-Оби. Родители Ивана были крестьянами. Мальчику было всего три года, когда его отца убили в драке. Поэтому в раннем детстве Пырьев остался на попечении дедушки Осипа Комогорова и уже в восемь лет начал работать пастухом. Маму, которая сразу после смерти мужа уехала на заработки, он увидел в следующий раз, только когда окончил начальные классы.
Фото Ивана Пырьева | Ностальгия по советскому
Когда три первых класса остались позади, мать увезла Ивана с собой в маленький городок Мариинск. Там у нее уже был новый супруг, торговец фруктами по фамилии Амиров. С отчимом Пырьев особого языка не нашел, так как мужчина часто выпивал лишнего, а в таком состоянии становился агрессивным и лез в драку. Такие взаимоотношения в итоге закончились потасовкой: устав от побоев, 14-летний Иван схватился за топор, Амиров испугался и побежал жаловаться в полицию. Будущий режиссер решил, что ему лучше покинуть семью, сел в воинский эшелон и отправился на фронт.
Фото Ивана Пырьева | Музей актрисы Любови Орловой
В Первой мировой войне Иван Пырьев отличился большой храбростью, был удостоен Георгиевских крестов 3 и 4 степеней. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Начинал как рядовой, но потом стал политруком и агитатором. Жизнь Ивана Пырьева забросила в Екатеринбург, где он, не прекращая исполнять прямых обязанностей, стал посещать театральную студию и даже выступал в профессиональной труппе под псевдонимом Алтайский, отдав дань уважения родному краю. Летом 1921 года Пырьев впервые видит выступление театра МХАТ, труппа которого приехала на Урал с гастролями. Уровень мастерства этих актеров так поразил молодого человека, что он тут же отправляется в Москву, чтобы учиться этому искусству.
Фото Ивана Пырьева | LiveInternet
Иван Александрович оканчивает актерское, а впоследствии и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В. Э. Мейерхольда и погружается в кинематографическую деятельность. Но помимо фильмов Пырьев прославится и как издатель и главный редактор журнала «Искусство кино», а также как директор киностудии «Мосфильм», руководитель Высших режиссёрских курсов и как основатель Союза кинематографистов СССР.
Фильмы
Окончив актерский факультет театральной студии, Пырьев дебютировал на экране в главной роли в кинофельетоне «Дневник Глумова». Но в процессе работы Иван понял, что руководить съемками ему интереснее и снова садится за парту, выучившись на режиссера. Сначала был помощником режиссера и писал сценарии для фильмов, например, «Третья молодость» и «Оторванные рукава».
Через четыре года ему наконец-то удается дебютировать как самостоятельному режиссеру с мелодрамой «Посторонняя женщина», за которой последовала сатирическая комедия «Государственный чиновник». Пырьев начал трудиться над новой картиной «Деревня последняя», но был уволен с киностудии за создание фильмов, «несоответствующих интересам государства». Иван оказался безработным. Он недолго поработал в Ереване, но затем вернулся в столицу и согласился сделать заказную антикапиталистическую драму-гротеск «Конвейер смерти».
Возле камеры, на съемочной площадке фильма “Партийный билет” | Кино-театр
Была политически ангажированной и следующая работа, «Партийный билет», о враге советской власти, который проникает в ряды активистов. Тем не менее, режиссер сумел в приключенческо-политическую форму добавить свойственный ему драматизм и даже детективную напряженность. Фильм дарит Пырьеву первый всесоюзный успех, но при этом дирекция «Мосфильма» осталась им недовольна, и Иван Александрович уезжает на Киевскую киностудию. Именно там он находит себя в жанре музыкальной комедии, благодаря которому и становится легендарным режиссером.
С актерами фильма “Свинарка и пастух” | Кино-театр
Интересно, что и вокруг комедии «Богатая невеста», ставшей первой среди очень популярных картин Пырьева, разгорелся нешуточный скандал. Так как в главных ролях были задействованы московские актеры Марина Ладынина и Фёдор Курихин, а второстепенными оказались в основном украинские артисты, то комитет по цензуре умудрился увидеть в фильме националистический уклон. Комедия легла на полку и, возможно, фильмы Ивана Пырьева больше не увидели бы свет, а его карьера на этом бы окончилась, но в 1938 году «Богатую невесту» просмотрел лично Иосиф Сталин и приказал срочно выпустить ее на экраны.
С актерами фильма “Кубанкские казаки” | Кино-театр
Успех был сногсшибательным, и Иван Александрович одну за другой выпускает музыкальные романтические картины «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Зрители полюбили эти комедии, хотя очень многие люди в семейном кругу отмечали, что к реальной жизни эти веселые и неутомимые работники не имеют никакого отношения. Любопытно, что у советского зрителя наибольшим успехом пользовались фильмы Пырьева «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух», а среди иностранцев феерический успех имела музыкальная мелодрама «Сказание о земле Сибирской». Ее закупили для показа 86 стран, а японцы и вовсе посчитали эту картину культовой.
На съемочной площадке | Официальный сайт Алтайского края
После войны Пырьев создает сильную мелодраму «Испытание верности», а также производственную картину «Наш общий друг» и военную драму «Свет далёкой звезды». Но особое значение для режиссера в его последние годы имеет переосмысление творчества Федора Достоевского. Иван Александрович снимает грандиозный фильм «Идиот» и максимально лиричный в своем драматизме кинороман «Белые ночи». Последней работой Пырьева стала экранизация «Братья Карамазовы», которая, что примечательно, является последним произведением и у Достоевского. Режиссер успел отснять две серии, но заключительную часть картины доделывали уже его друзья – Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, которые сами снимались в мини-сериале.
Личная жизнь
В 1933 году, на съемках фильма «Конвейер смерти», режиссер знакомится с актрисой Адой Войцик, которая изменила статус личной жизни Ивана Пырьева и стала его первой женой. В семье родился сын Эрик, но и ребенок не смог помешать Аде уйти от мужа, когда у того начались проблемы с руководством «Мосфильма». Кроме того, Иван Александрович разрывался между чувствами к первой супруге и явной симпатией к звезде своих комедий, Марине Ладыниной, которая оказалась единственным человеком, поддержавшим Пырьева в трудную минуту. В итоге мужчина остановил свой выбор на Марине.
Первая жена Ада Войцик и сын
Ладынина была с ним на протяжении более чем 20-ти лет и все эти годы оставалась неизменно главной актрисой его картин. У пары родился сын Андрей Ладынин, ставший впоследствии режиссером. Интересно, что Пырьев и Ладынина официально поженились только в 1955 году, а через год они отметили 20-летний юбилей совместной жизни. Однако вскоре в семье произошел разрыв. В последнем совместном фильме «Испытание верности» Марина сыграла женщину, от которой уходит муж, и эта роль оказалась пророческой. Дело в том, что Иван Александрович увлекся молодой студенткой Людмилой Марченко, которую снимал в «Белых ночах». Он ушел от жены из-за этой девушки, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте.
Со второй женой Мариной Ладыниной и сыном Андреем | Факты и комментарии
Ладынина, которая в свое время поддержала Пырьева в минуты его краха, не смогла простить предательства и до конца жизни не поддерживала с ним никаких отношений. Видимо, женщина наговорила бывшему мужу много нелицеприятных слов, так как Иван Александрович с помощью своего авторитета запретил режиссерам снимать Марину, и она больше не была востребована. Впрочем, и сам режиссер не построил счастья с Людмилой Марченко: ее родные воспротивились этим отношениям, и девушка предпочла принять ухаживания более молодого претендента на ее сердце.
С третьей возлюбленной Людмилой Марченко | Новый факт
Последней музой великого режиссера стала молоденькая актриса Лионелла Скирда. Она стала его законной супругой, сыграла в фильмах Пырьева «Свет далекой звезды» и «Братья Карамазовы» и до конца дней Ивана Александровича была ему очень предана. Позднее Лионелла вышла замуж за прославленного актера Олега Стриженова, с которым живет до сих пор.
С последней женой Лионеллой Скирдой-Пырьевой на съемках фильма “Братья Карамазовы” | Кино-театр
Все люди, работавшие с Пырьевым, отмечали, что он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но при этом отличался обаянием и привлекал к себе людей. Тем не менее, на съемочной площадке режиссер был очень строгим, за что получил прозвище «Иван Грозный».
Смерть
В последние годы жизни режиссер работал буквально на износ. Смерть Ивана Пырьева настигла 7 февраля 1968 года, когда он вернулся со съемок картины «Братья Карамазовы». Умер Иван Александрович во сне от очередного сердечного приступа. Последовавшее вскрытие показало, что мужчина перенес за последнее время шесть инфарктов, причем все шесть – на ногах, не прекращая работы над фильмом. Похоронили Пырьева на Новодевичьем кладбище.
Бюст режиссёра в городе Камень-на-Оби, Алтайский край | Википедия
Его именем назвали одну из улиц в Москве, а на доме режиссера на Смоленской улице установили мемориальную доску. Но основную дань уважения этому прославленному человеку оказали на его родине, в городе Камень-на-Оби. Там есть и улицы Пырьева, и мемориальная доска, кроме того, кинотеатр «Звезда» носит его имя, а также на набережной реки жители города установили бюст великого земляка.
Фильмография
- 1936 — Партийный билет
- 1937 — Богатая невеста
- 1939 — Трактористы
- 1941 — Свинарка и пастух
- 1944 — В 6 часов вечера после войны
- 1947 — Сказание о земле Сибирской
- 1949 — Кубанские казаки
- 1954 — Испытание верности
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы
Источник
Приветствую вас на канале «КиноИнтрига» о кино и около киношной жизни!
Поклонники старого советского кино не могут не знать Ивана Александровича Пырьева. Его называют настоящим самородком. Благодаря своим неординарным способностям он смог стать выдающимся сценаристом и режиссёром. В его фильмографии — «Свинарка и пастух», «Трактористы», великолепные экранизации произведений Достоевского. Он стоял у истоков киностудии «Мосфильм», принимал активное участие в создании Союза кинематографистов.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал
Однако Пырьев известен не только как талантливый сценарист и режиссёр, но и как любвеобильный и страстный мужчина, который не терпел отказов. Он довольно быстро приобрёл известность и влияние, от его благосклонности стала зависеть судьба многих талантливых актрис. Некоторые проводят аналогию с Харви Вайнштейном — американским продюсером, также использующим своё положение в определённых целях. Что называется, в кино через постель. Как всё было на самом деле, мы никогда не узнаем. Однако вот что известно о взаимоотношениях Пырьева с женщинами.
Режиссёр был трижды женат. И все три его супруги были актрисами. Первой его женой стала Ада Войцик, которой повезло застать те времена, когда влияние мужа не было столь велико. После развода с ним она успешно продолжала свою карьеру.
Три жены Ивана Пырьева – Ада Войцик, Марина Ладынина, Лионелла Скирда
Своей второй жене — Марине Ладыниной, — он предложил руку и сердце, когда ещё был женат на Аде. Официально они оформили отношения лишь через 19 лет — в 1955-м, когда Пырьев развёлся с женой. Кстати, инициатором развода стала сама Ада.
Будучи замужем за режиссёром, Ладынина получала главные роли во всех его фильмах — «Богатая невеста», «Кубанские казаки» и т.д. Последним в её карьере стал фильм «Испытание верностью». На его съёмках между супругами произошёл бурный разрыв — вероятно актриса не смогла больше терпеть многочисленные интрижки мужа, о которых не могла не знать.
После развода она больше не снималась. Сама актриса утверждала, что рано закончила свою карьеру в кино для того чтобы зрители запомнили её молодой. Но, скорее всего, основная причина была в другом.
Третьей женой режиссёра стала Лионелла Скирда. Разница в возрасте между супругами составляла 36 лет. Они прожили вместе шесть лет. Актриса снялась в его фильмах «Свет далёкой звезды» и последней картине режиссёра «Братья Карамазовы». До конца жизни Пырьева она была ему очень предана.
Жертвы любвеобильности Ивана Грозного (так за глаза на Мосфильме прозвали Пырьева) – Людмила Марченко, Клара Румянова, Екатерина Савинова
Так называемый круг интересов знаменитого режиссёра не ограничивался только отношениями с законными супругами. В поле его зрения попадали и другие женщины, строившие карьеру киноактрисы.
Благосклонности Екатерины Савиновой, получившей известность после роли в фильме «Кубанские казаки», Пырьев добивался в течение года. Однажды он недвусмысленно продемонстрировал свои намерения и получил за это пощёчину. После инцидента режиссёр употребил всё своё влияние, чтобы девушку не приглашали ни на одну роль. Актриса могла сниматься лишь в эпизодах. Сыграть Фросю Бурлакову в кинокартине «Приходите завтра» удалось лишь потому, что съёмки проходили в Прибалтике и режиссером был муж Савиновой. Откровенно говоря, он снимал этот фильм специально для жены, чтобы она наконец-то заблистала на экране.
Карьера известной по советским мультфильмам Клары Румяновой пошла на взлёт лишь в конце 60-х после смерти режиссёра. Причина «немилости» Пырьева — отказ актрисы сниматься в его фильме. Румяновой не понравился сценарий, да и поведение режиссёра выходило за профессиональные рамки.
Клара Румянова, Ия Арепина и Ольга Бган
Особенно трагично сложилась судьба Людмилы Марченко. Пырьев заметил актрису после выхода картины «Отчий дом». Он предложил ей роль в фильме «Белые ночи», снял квартиру в Москве, предлагал выйти замуж, после отказа пытался воздействовать через мать, но и эти попытки закончились неудачей. Марченко советовали согласиться или навсегда распрощаться с карьерой — о всесильности режиссёра знали многие.
Девушка пыталась устроить свою личную жизнь — первый муж развёлся с ней из ревности, думая, что слухи о романе его жены с Пырьевым правда. Второй, по этой же причине напал на неё и изуродовал лицо. Оставшись, в конце концов одна, она начала пить и вскоре умерла.
Известно и о других актрисах, карьера которых была испорчена после отказа любвеобильному режиссёру. В этом списке есть актрисы Ольга Бган («Человек родился») и Ия Арепина («Капитанская дочка»). Возможно, были и другие жертвы, просто не все в то время решались рассказывать о подобных вещах.
О Марине Ладыниной читайте здесь, о Лионелле Пырьевой здесь
Источник
Иван Пырьев
Иван Александрович Пырьев. Родился 4 (17) ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби Алтайского края) – умер 7 февраля 1968 года в Москве. Советский кинорежиссёр, сценарист, актёр театра и кино, педагог, общественный деятель. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).
Иван Пырьев родился 4 (17 по новому стилю) ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби Алтайского края) в семье крестьян.
Отец – Александр Пырьев, был убит в драке в 1904 году, когда Ивану едва исполнилось три года.
Рано оставшись сиротой, воспитывался в семье деда по матери Осипа Комогорова. Семья была старообрядческой. С ранних лет был приучен к крестьянскому труду – работать начал в возрасте восьми лет, пас коров.
Во время Первой мировой в возрасте 14 лет сбежал на фронт. Несмотря на несовершеннолетие, воевал, был дважды ранен. Имел боевые награды: Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.
В мае 1918 года переболел тифом. После выздоровления стал бойцом Красной армии. Начинал от рядового, затем был политруком и агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. Там раскрыл свои творческие таланты во время подготовки агитационных сценариев и театрализованных постановок политического характера. И сам часто выступал на сцене в качестве актера.
Работая армейским политагитатором, занимался в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с будущим знаменитым режиссером Григорием Александровым.
Иван Пырьев в молодости
Иван Пырьев был одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.
С 1921 года – актёр 1-го Рабочего театра Пролеткульта. Играл в спектаклях «Мексиканец» у Сергея Эйзенштейна и «Лес» у Всеволода Мейерхольда.
В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС), учился там же на режиссёрском отделении.
В 1923 году сыграл в кино – в короткометражном немом фильме «Дневник Глумова» Сергея Эйзенштейна – кинофельетоне для спектакля Первого Рабочего театра Пролеткульта «Мудрец» по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
С 1925 года работал сценаристом и режиссёром на киностудиях «Госкино», «Пролеткино», «Союзкино» (ныне – «Мосфильм»). С 1926 года – помощник режиссёра на фильмах Ю. Тарича.
В 1928 году дебютировал как сценарист – вышли сразу три фильма по его сценариям: «Третья молодость», «Переполох», «Оторванные рукава».
В 1929 году представил свою первую режиссерскую работу – комедию «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. По сюжету в годы НЭПа комсомолец Павел Кудряшов, проводив беременную жену в деревню, приютил у себя отставшую от поезда молодую женщину. В чисто дружеских отношениях Павла к «посторонней» женщине местное мещанство усмотрело преступную связь, моралисты разослали письма, и вскоре в городе появились прокурор Казаринов (муж «посторонней») и жена Павла. Фильм, к сожалению, не сохранился.
Далее были фильмы «Государственный чиновник» и «Конвейер смерти».
А первой заметной работой стала лента 1936 года «Партийный билет» на злобу дня. В ней воспевались репрессии. При этом известный поэт Павел Николаевич Васильев (расстрелян в 1937 году) послужил прообразом главного отрицательного героя – «шпиона», «диверсанта» и «врага народа».
Широкую известность режиссеру принесла музыкальная комедия 1937 года «Богатая невеста» с Мариной Ладыниной в главной роли (Маринка Лукаш). По сюжету на уборке урожая в одном из украинских колхозов работают комсомольцы – тракторист Павло Згара (Борис Безгин) и колхозница Маринка, которые любят друг друга. Но счетовод Ковынько (Иван Любезнов) тоже давно вздыхает по Маринке и строит им разные козни. Фильм украсили песни Исаака Дунаевского на слова Василия Лебедева-Кумача.
После успеха, выпавшего на долю фильма «Богатая невеста», Иван Пырьев получил признание зрителей, критики и лично И.В. Сталина. Режиссёр немедленно начал работу над следующей картиной, главным героем которой стал воин-танкист.
И в 1939 году на экраны вышла легендарная комедия Ивана Пырьева «Трактористы», в которой главные роли сыграли Марина Ладынина (Марьяна Бажан), Николай Крючков (Клим Ярко), Борис Андреев (Назар Дума) и Пётр Алейников (Савка). По сюжету демобилизованный танкист-дальневосточник Клим Ярко устраивается на работу в украинский колхоз, где живёт давно полюбившаяся ему Марьяна Бажан. Марьяна – знатная трактористка района, орденоносец и у неё много поклонников, от которых она мечтает избавиться, выдумав любовь к силачу и лодырю Назару. В сложную ситуацию попадает простодушный Клим, но, в конце концов, искренностью и трудолюбием завоевывает симпатии всего колхоза и любовь знаменитой Марьяны. В конце фильма они играют свадьбу.
Следующим шедевром Пырьева стала комедия 1941 года «Свинарка и пастух» – история любви вологодской свинарки Глаши (Марина Ладынина) и дагестанского пастуха Мусаиба (Владимир Зельдин). Свинарку Глашу и конюха Кузьму (Николай Крючков) из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но она видит в нем легкомысленного и недалекого парня. Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, и они полюбили друг друга. Они договариваются снова встретиться на ВСХВ через год. По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят. Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары. Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на Петров день. Но на ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей – та с позором прогоняет Кузьму.
Иван Пырьев на съемках фильма “Свинарка и пастух”
Картину «Свинарка и пастух» заканчивали снимать уже во время войны – по личному приказу Сталина у актеров была бронь. В течение первыx четырех военных месяцев во время воздушных налетов на Москву наряду с ночными дежурствами на крышах своих домов доснимался фильм. Владимир Зельдин позже вспоминал: “Сейчас тяжело вспоминать, но ведь самые первые сцены фильма – радостные встречи на сельхозвыставке: толпы посетителей, веселые знакомства – все это снималось под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены”.
В 1944 году на экраны вышла музыкальная военная мелодрама «В шесть часов вечера после войны», также ставшая очень популярной среди советских зрителей. Главные герои – артиллерист Вася Кудряшов (Евгений Самойлов) и зенитчица Варя Панкова (Марина Ладынина) – расставаясь, обещали друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. Этой встречи они ждали пять долгих и тяжелых лет. Но они верили в нее даже тогда, когда смерть подходила совсем близко, и эта вера помогла им выжить.
Событием для советского экрана стала драма «Сказание о земле Сибирской». Главный герой Андрей Балашов (Владимир Дружников) до войны был пианистом, подавал большие надежды. Любил Наташу Малинину (Марина Ладынина), а Наташа любила его. Началась война. На фронте Андрей получил тяжёлое ранение. О рояле пришлось забыть. С горя Балашов уехал в Сибирь. Там, вдохновленный героическим трудом строителей Заполярья, он пишет симфоническую ораторию «Сказание о земле Сибирской», которая получает всеобщее признание.
Режиссер героизировал колхозный быт, любовь к женщине не отделял от трудовых побед, описывал идеализированную жизнь и светлое будущее.
В 1949 году на экраны вышла музыкальная комедия «Кубанские казаки», получившая премию международного кинофестиваля в Карловых Варах и Сталинскую премию. Картина стала одним из первых цветных советских фильмов, снятых на пленке Шосткинского комбината. Съемки проходили в колхозе-миллионере «Кавказ» в станице Курганная. Лента имела огромный успех в прокате, а песни «Ой, цветет калина» и «Каким ты был, таким ты и остался» ушли в народ. После этого фильма исполнительница роли Даши Клара Лучко проснулась знаменитой. Никита Хрущев в 1956 году на XX съезде КПСС обвинил картину в «лакировке действительности», фильм надолго исчез с экранов. Фильм вернули зрителям лишь в 1968 году, уже во времена Леонида Брежнева, при этом из ленты вырезали все упоминания о Сталине.
Кроме режиссерской работы Пырьев занимался административной и общественной деятельностью.
В 1954-1957 годах – директор киностудии «Мосфильм», затем руководил там же творческим объединением «Луч».
С 1956 года – инициатор создания и руководитель (до 1960) Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме».
Был главным редактором главного печатного органа кинематографистов – журнала «Искусство кино», заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР.
Основатель и первый руководитель Союза кинематографистов СССР. В 1957-1965 годах – председатель его оргкомитета.
В 1956 году вступил в КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва.
Современники характеризовали Пырьева как вспыльчивого и властного (имел прозвище «Иван Грозный»), требовательного и всемогущего, одни его боялись и называли самодуром, другие обожали.
В 1950-60-е режиссер экранизировал произведения Ф.М. Достоевского – «Белые ночи» (1960), «Идиот» (1958) и «Братья Карамазовы» (1968) в трех сериях.
«Идиот» был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, и кроме того, получил специальный приз Московского международного кинофестиваля. Во время работы над последней серией ленты «Братья Карамазовы» Пырьев скончался.
В ночь на 7 февраля 1968 года он вернулся со съемок и умер во сне. Вскрытие показало, что 67-летний режиссер перенес несколько инфарктов «на ногах» – всего их у него было 6. Работу над «Братьями Карамазовыми» закончили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. В том же году Ивану Пырьеву был присужден специальный приз жюри Московского международного кинофестиваля за выдающийся вклад в киноискусство.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Иван Пырьев
Рост Ивана Пырьева: 178 сантиметров.
Личная жизнь Ивана Пырьева:
Первая жена – Ада Игнатьевна Войцик (1905-1982), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1935).
Иван Пырьев и Ада Войцик
В браке родился сын – Эрик Пырьев (1931-1970). Сын вместе с мамой снялся в фильме «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна – Ада Войцик играла Елену Глинскую, а Эрик – Ивана Васильевича в детстве.
Ада Войцик и Эрик Пырьев в фильме “Иван Грозный”
Брак с Адой Войцик распался, когда Пырьев увлекся Мариной Ладыниной. Правда, не разводился с Адой до последнего, и сын Андрей Ладынин родился до их официального брака.
Вторая жена – Марина Алексеевна Ладынина (1908-2003), актриса театра и кино, народная артистка СССР.
Сын – Андрей Ладынин (1938-2011), кинорежиссёр, сценарист, актёр.
Благодаря Пырьеву Ладынина стала звездой всесоюзного масштаба. Она снялась в главных фильмах Ивана Пырьева – «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» (а всего в девяти картинах). Была его музой долгое время.
Но и этот брак распался – Ладынина не вытерпела его измен. Марина Ладынина потребовала развод, но официально расторгать брак Иван Александрович противился – всеми силами пытался вернуть жену. Развод все-таки состоялся, а вместе с мужем и сыном, которого забрал Пырьев, Марина Ладынина лишилась всех ролей в кино и театре.
Иван Пырьев и Марина Ладынина с сыном
Третья жена – Лионелла Ивановна Пырьева (по второму мужу – Стриженова; урожденная – Скирда), актриса, заслуженная артистка РСФСР.
Лионелле Скирде было 22 года, когда они познакомилась – тогда Пырьев отчитал молоденькую актрису за опоздание на съемки. Они жили в одном доме, она – в комнате общежития, а он – в квартире. Так и завязалась их дружба, которая переросла в брак. Официально они поженились в за год до смерти Ивана Александровича.
Сама Лионелла Ивановна говорила: “Мы прожили шесть лет, не расставаясь, до 7 февраля 1968 года. Я помню каждую секунду, каждый его взгляд. Иван Александрович имел огромное значение в моей жизни. Он вложил в меня все, что только можно было вложить в человека, которого любишь”. Она отмечала, что ее совсем не смущала 37 летняя разница в возрасте: “Сейчас и 60 лет разницы не останавливают! Это не чувствовалось совершенно. В первое время, конечно, робела, называла его по имени-отчеству. Но потом его друг прекратил это безобразие”.
Впоследствии она вышла замуж за актёра Олега Стриженова.
Иван Пырьев и Лионелла Пырьева
Иван Пырьев слыл любвеобильным мужчиной. После его смерти многие актрисы стали рассказывать о том, что режиссер их домогался, а, получив отказ, ломал им карьеры.
Известно о длительных ухаживаниях Пырьева за актрисой Людмилой Марченко, сыгравшей Настеньку в его романтической драме «Белые ночи». Он дарил ей дорогие вещи, помог обзавестись квартирой, по слухам, именно из-за нее расстался с Ладыниной и хоте жениться. Но Марченко его отвергла. В ответ на это Пырьев перекрыл ей возможность сниматься.
Сестра актрисы Галина Дорожкина, вспоминала: «Отвергнуть самого Ивана Пырьева – всесильного режиссера, создателя Союза кинематографистов, да он любую прачку мог сделать кинозвездой! А мог любимую народом актрису уничтожить, задвинуть в тень, что не раз делал».
Иван Пырьев и Людмила Марченко
Еще одна жертва – Екатерина Савинова. Ее, на тот момент уже замужнюю, утвердили на роль Любочки в картине «Кубанские казаки». Но вскоре Пырьев стал проявлять к молоденькой девушке недвусмысленный интерес. Однажды он позвал ее для «работы над ролью», но когда актриса поняла, что это лишь предлог, влепила режиссеру увесистую пощечину. Как результат – 10 лет Савинову не брали на главные роли, давая лишь эпизоды, многие даже без указания в титрах.
Екатерина Савинова
Гнев всесильного Пырьева настиг актрису Клару Румянову. В 23 года, сразу после окончания театрального, ее позвал в свою картину Иван Пырьев. Но Румянова, прочитав сценарий, заявила ему, что от роли она отказывается, сценарий ей не интересен, а фильм «Испытание верности» обречен на провал. Но провал в карьере обеспечили ей самой. И пока Пырьев возглавлял «Мосфильм», ни одна роль актрисе не досталась.
Клара Румянова
Столкнулась с домогательствами режиссера и актриса Ия Арепина. Во время съемок он предложил артистке отношения, на что Ия ответила уверенным отказом и в гневе покинула съемки, кроме того, написала жалобу дирекции. Она сохранила собственное достоинство, но отверженный режиссер Ию не простил. За сорванные съемки она получила выговор, а заодно и скандальную славу актрисы, с которой никто не хочет работать.
Ия Арепина
Также отвергла ухаживания Пырьева актриса Ольга Бган – после фильма «Человек родился» дорога в кино для нее закрылась.
Стоит отметить, что последняя жена Пырьева – Лионелла Стриженова – выступала в его защиту, утверждая, что режиссера оговорили. “Я могу поклясться, что это все неправда, выдумки. Клара Румянова рассказывала, мол, когда он пригласил ее на одну из ролей и дал почитать сценарий, она зашла в кабинет и сказала: «Возьмите ваш плохой сценарий, я сниматься у вас не желаю!». Вы можете себе представить такое? Такого быть не могло! Все мечтали хоть какой-нибудь эпизодик получить у него в картине. Актеры, уже со со званиями, умоляли взять на пробу. Это был скромнейший, порой стеснительный, застенчивый человек. Я другого не знаю”, – отмечала она.
Относительно пощечины Савиновой: “Это ее муж, Женя Ташков, рассказывал. Я ему сказала: «Нельзя так! Зачем? Ты Бога не боишься?». Как это могло быть: его жена Марина Ладынина снималась в главной роли, а он пристает к Кате Савиной? Очень смешно!”.
О Людмиле Марченко: “Марченко хотела его вернуть. Она могла стать Пырьевой, но не захотела. Не верю ни в одну сказку ни одной актрисы, потому что это, как правило, рассказывали актрисы-неудачницы. Ничего у них не получалось, ну надо же что-то выдумать. И выдумывали для своей значимости всякие истории. А на самом деле этого не могло быть, потому что не могло быть никогда. Если и были у него романы, так они были на виду, все знали”.
Фильмография Ивана Пырьева:
1923 – Дневник Глумова (короткометражный)
Режиссерские работы Ивана Пырьева:
1929 – Посторонняя женщина
19