Биография римского корсакова личная жизнь

Биография римского корсакова личная жизнь thumbnail

Биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, теоретик, дирижер, участник музыкального творческого содружества «Могучая кучка». Автор пятнадцати опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборников «100 русских народных песен» и «40 народных песен», а также 80 романсов.

Детство и юность

Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.

Дом, где родился Николай Римский-КорсаковДом, где родился Николай Римский-Корсаков

В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.

Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.

Николай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-КорсаковНиколай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-Корсаков

В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.

Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.

Музыка

В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и Милия Балакирева, основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился А. П. Бородин. Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов.

Композиторы «Могучей кучки»Композиторы «Могучей кучки»

Милий Алексеевич вдохновил молодого композитора на создание крупного произведения – Первой симфонии оp. 1, эскизы к которой уже были созданы. К концу обучения в морском училище Николай завершил три части произведения и отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Медленная часть симфонического цикла была написана спустя полгода после отплытия.

Вернувшись через три года в Санкт-Петербург, Николай Андреевич погружается в творчество. В первые же месяцы состоялась премьера Первой русской симфонии автора в исполнении оркестра под управлением Милия Балакирева на концерте Бесплатной музыкальной школы.

Николай Римский-Корсаков в детстве и юностиНиколай Римский-Корсаков в детстве и юности

Под влиянием наставника Римский-Корсаков углубляется в изучение фольклора и создает симфоническую картину «Садко», музыкальный материал которой позднее был использован в одноименной опере. Новаторство композитора проявилось в использовании программности, а также в изобретении симметричного лада, который придавал музыке фантастическое звучание.

Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как сам композитор от природы был наделен цветным слухом. Тональность до мажор композитор воспринимал в белом цвете, ре мажор – в желтом. Ми мажор стал для Николая Андреевича символом морской стихии, ассоциируясь с оттенками синего цвета.

Позднее из-под пера музыканта появляется сюита «Антар» (Вторая симфония ор. 9). Оперный жанр композитор начинает осваивать с создания оркестровок произведений Александра Даргомыжского и Цезаря Кюи. Первая опера Римского-Корсакова появилась только в 1872 году и получила название «Псковитянка». В основу либретто легла одноименная драма Льва Мея. Премьера оперы состоялась через год в Мариинском театре.

В начале 70-х годов Николай Андреевич получает приглашение от ректората Санкт-Петербургской консерватории и становится профессором учебного заведения, не обладая при этом законченным музыкальным образованием. За 35-летнюю преподавательскую деятельность композитор воспитал плеяду музыкантов с мировыми именами, в число которых вошли Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.

Николай Римский-Корсаков за работойНиколай Римский-Корсаков за работой

Вместе со студентами, которым Николай Андреевич преподает композицию, инструментовку и оркестровку, композитор сам совершенствует профессиональное мастерство. Музыкант посвящает первые годы преподавания написанию полифонических, вокальных произведений, создает концерты для фортепиано, кларнета, тромбона, квинтет и секстет для инструментального ансамбля. В 1873 году выходит Третья симфония автора (op. 32).

В 1874 году Римский-Корсаков встает за дирижерский пульт. Спустя шесть лет талантливый музыкант уже выступал с оркестром в Москве, на «Всемирной выставке» в Париже, на «Concerts populaires» в Брюсселе. В середине 70-х композитор готовит к выпуску партитуры опер Михаила Глинки.

В 80-е годы появляются симфонические произведения Римского-Корсакова, которые снискали композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник», а также оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада».

В эти годы Николай Андреевич сотрудничает с Придворной певческой капеллой, руководит Беляевским кружком, управляет «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге.

Портрет Николая Римского-КорсаковаПортрет Николая Римского-Корсакова

Начало 90-х годов ознаменовалось спадом творческой деятельности композитора. В это время появляются философские и теоретические труды мастера, Николай Андреевич создает новые редакции ряда прежних произведений. В середине 90-х годов начинается новый этап оперного творчества Римского-Корсакова: появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1898).

Читайте также:  Игорь тальков младший биография личная жизнь

В начале XX столетия Римский-Корсаков сочиняет последние сказочные оперы: «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Популярность снискала тема интермедии для оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), которая получила название «Полет шмеля».

Номер неоднократно перекладывался для сольного исполнения струнными народными инструментами, а также создавались редакции для фортепиано и гитары. В XX веке появились аранжировки произведения в стиле джаз, рок, хеви-метал.

С началом революционного движения в России в 1905 году Римский-Корсаков выступил в поддержку бастующих студентов вуза, в результате чего был уволен из консерватории, куда вернулся спустя время.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Римского-Корсакова сложилась благополучно. Будучи вхож в дом старшего коллеги А. С. Даргомыжского, на одном из творческих вечеров Николай обратил внимание на пианистку Надежду Николаевну Пургольд. В тот момент молодой музыкант как раз начинал работу над оперой «Псковитянка». Николаю Андреевичу требовался помощник для инструментовки нескольких оперных номеров, и он обратился к Надежде Николаевне.

Николай Римский-Корсаков с семьейНиколай Римский-Корсаков с семьей

Совместное творчество повлияло на отношения молодых людей, в 1872 году состоялась свадьба. Через год в семье родился первенец – Михаил, который впоследствии стал зоологом и лесоведом. В 1875 году супруга подарила Николаю Андреевичу дочь Софию, будущую оперную певицу.

Спустя три года на свет появился сын Андрей, который позднее освоил профессию музыковеда, стал доктором философских наук. Владимир, младший сын Римского-Корсакова 1882 года рождения, работал альтистом в оркестре Мариинского театра. В 1884 году появилась на свет младшая дочь Надежда. У четы Римских-Корсаковых было еще два ребенка – Святослав и Мария, умерших в младенчестве.

Николай Римский-КорсаковНиколай Римский-Корсаков

Супруга пережила Николая Андреевича на 11 лет и скончалась от оспы. Квартира на Загородном проспекте Санкт-Петербурга, где жили Римские-Корсаковы в последние годы, после революции была заселена приезжими. Только в 1971 году там разместился музей композитора, где была восстановлена обстановка времен жизни Николая Андреевича. В квартире размещены рукописи знаменитых опер и фото из семейного архива музыканта.

Смерть

Композитор скончался 8 июня 1908 года по ст.ст. от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой петушок» запрещена к постановке. В это время Николай Андреевич находился в загородной усадьбе в Любенске.

Похороны Николая Римского-КорсаковаПохороны Николая Римского-Корсакова

Могила музыканта первоначально находилась в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, потом останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Произведения

  • 1865 – Первая симфония
  • 1872 – «Псковитянка»
  • 1878 – «Майская ночь»
  • 1881 – «Снегурочка»
  • 1883 – Концерт для фортепиано с оркестром
  • 1887 – «Испанское каприччио»
  • 1888 – сюита «Шехеразада»
  • 1895 – «Ночь перед Рождеством»
  • 1896 – «Садко»
  • 1897 – «Моцарт и Сальери»
  • 1898 – «Царская невеста»
  • 1900 – «Сказка о царе Салтане»
  • 1907 – «Золотой петушок»

Источник

Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.

Римский-Корсаков. Биография

Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.

В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.

Римский-Корсаков

Фото: ru.wikipedia.org

Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».

Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.

Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.

Этапы творчества и семья

В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.

Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.

Читайте также:  Муж дочери юдашкина биография личная жизнь

Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.

Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

композитор Римский-Корсаков

Произведения

Оперы

  • Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
  • Майская ночь (1880)
  • Снегурочка (1881)
  • Млада (1892)
  • Ночь перед Рождеством (1895)
  • Садко (1896)
  • Моцарт и Сальери (1898)
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
  • Царская невеста (1899)
  • Сказка о царе Салтане (1900)
  • Сервилия (1902)
  • Кащей Бессмертный (1902)
  • Пан воевода (1904)
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
  • Золотой петушок (1907)

Симфонические произведения

  • Симфония № 1 (1865; 1884)
  • Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
  • Симфониетта на русские темы (1885)
  • Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)
  • Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
  • Симфония № 3 (1873; 1886)
  • Шехеразада (симфоническая сюита) (1888)
  • Испанское каприччио, (1897)[en]
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко, (1896)
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные работы

  • 79 романсов
  • хоры с оркестром и a capella
  • сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен».(собранных Т. Филипповым) (1882)

Читайте также:

  • Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
  • Мишель Петруччиани. Музыка вопреки

Источник

Интересные факты из биографии

Николай Андреевич Римский-Корсаков имел знатное происхождение. Он был дворянином из известного рода, в котором многие мужчины служили на флоте. Даже его фамильная усадьба находилась на воде, расположившись прямо на берегу небольшой реки Тихвинки. Дом выходил окнами прямо на мужской Богородичный Успенский монастырь, который функционирует по сей день.

Детство и юность

Будучи уроженцем Тихвина (в настоящее время административный центр Ленинградской области), Николай стал вторым ребенком в семье. Он имел старшего брата со звучным именем Воин, которое предопределило его карьеру, связанную с военным флотом. Маленький Николай обожал старшего брата, который был для него настоящим авторитетом, поэтому всю жизнь мужчины сохраняли крепкую связь. Что касается других интересных фактов из жизни Римского-Корсакова на начальном ее этапе, то из них стоит выделить следующие важные даты и события с сохранением их хронологического порядка:

  1. Родился композитор 6 марта 1844 года по старому стилю в семье служащего Андрея Петровича, занимающего руководящие посты в Нижегородской и Волынской губерниях. Мать будущего музыкального деятеля, Софья Васильевна, имела смешанное происхождение, появившись от любовной связи зажиточного помещика и крепостной крестьянки. Но, несмотря на это, она получила отличное образование, свободно владея французским и блестяще играя на рояле.
  2. Образованием сына родители занялись, когда мальчику исполнилось 6 лет. Примечательно, что на тот момент он сильно тянулся к книгам, не испытывая большого удовольствия от занятий музыкой. Со временем ему начали нравиться русские романсы и церковное песнопение, что во многом определило будущие пристрастия автора музыкальных произведений.
  3. Уже в 11 лет Николай начал писать свои первые коротенькие народные мотивы, правда, тогда никто из близкого окружения не воспринял всерьез это увлечение.
  4. Мальчик рос настоящим мечтателем, часами напролет грезившим о дальних странствиях. Когда ему исполнилось 12 лет, отец решил его отдать в Морской кадетский корпус. Родители хотели видеть сына мореплавателем, однако вскоре случилось непредвиденное. В возрасте 14 лет Николай всерьез проникся музыкой, вдохновившись великими произведениями «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Роберт Дьявол», а чуть позже и «Пасторальной симфонией». Помимо Бетховена юноша открывает для себя Моцарта, Мендельсона и других деятелей музыкального искусства.

Внезапно вспыхнувшая страсть к музыке вылилась в желание обучаться и стать настоящим профессионалом в этом деле.

Продолжая обучение в кадетском корпусе, 16-летний мечтатель начал брать уроки у известного в то время пианиста Канилле. Эта встреча стала судьбоносной для юноши, поскольку преподаватель музыки познакомил его со значимыми в мире искусств деятелями.

Морская служба

В 1862 году в семье Римских-Корсаковых случилась беда — скоропостижно скончался отец Андрей Петрович. На фоне этих событий мать и сыновья приняли общее решение о переезде в Петербург, где Канилле знакомит Николая с популярным композитором и основателем кружка по музыкальным интересам Милием Балакиревым. Позже этот клуб был переименован в «Могучую кучку». Кроме Римского-Корсакова и Канилле в него входили Мусоргский, Кюи и другие музыкальные деятели.

Этот период жизни также оказался очень увлекательным для начинающего композитора, причем не только в творческом плане. Так, согласно хронологической таблице его жизни, занятия в кружке по интересам совпали с окончанием кадетского корпуса, а это значило, что впереди предстояли первые морские экспедиции, о которых так сильно мечтал Николай в детстве. Далее основные события развивались в следующей очередности:

  1. В период с 1861 по 1862 год композитор активно работает над написанием своей первой симфонии. Помогать ему взялся Канилле.
  2. В 1962 году Николай с отличием заканчивает обучение в кадетском корпусе, поступая на службу в морской флот.
  3. Впереди был долгий путь длиной в три года, во время которого осуществились самые заветные мечты будущего маэстро. Так, во время экспедиций ему посчастливилось повидать Европу, Америку и даже Бразилию. Позднее все эти незабываемые впечатления были переданы сочинителем в его «морских пейзажах», искусно проигрываемых оркестром. Что касается написания других произведений, то их пришлось отложить до лучших времен, так как все силы и время Николая Андреевича уходили на службу. Но он все-таки закончил вторую часть своей первой симфонии, правда, она получилась «сырой» и нуждалась в доработке.
  4. Продолжить работу над своими музыкальными проектами и закончить первую симфонию Римскому-Корсакову удалось только после возвращения на большую землю, которое произошло в 1865 году.
Читайте также:  Натали биография личная жизнь фото

В этом же году произведение было впервые отыграно симфоническим оркестром под управлением неизменного друга композитора Балакирева. Именно он подметил особый талант в написании русских народных мотивов у своего подопечного и посоветовал ему придерживаться этого направления, благодаря чему многие критики до сих пор называют Римского-Корсакова настоящим сказочником музыкального мира.

Творческое наследие композитора

Сегодня оперы Римского-Корсакова, список которых включает в себя такие великие произведения, как «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», звучат со сцен лучших мировых концертных залов, а самого композитора воспринимают как настоящего волшебника, написавшего чарующую музыку. А начиналось все с увертюры «Три русские темы», хотя этапным произведением автора стала опера «Садко», послужившая своеобразным водоразделом, позволившим окончательно определиться с жанром и стилистикой.

Сказочные произведения

Творчество Римского-Корсакова считается уникальным по многим показателям. Этому композитору принадлежит авторство симметричных ладов в музыке, впервые опробованных в «Садко». Здесь же он постарался воспроизвести свои самые яркие впечатления, полученные во время путешествий по морям и океанам. Приверженность сказочной тематике великого гения окончательно утвердилась в следующие годы.

Созданная Николаем Андреевичем сюита «Антар» стала началом второй его симфонии. На создание этого произведения композитора вдохновил сюжет популярной в то время одноименной восточной сказки, написанной русским писателем, полиглотом и востоковедом польского происхождения Осипом Сенковским.

Найти себя в опере автору помогло сотрудничество с другими музыкальными деятелями того времени. Речь шла о Цезаре Кюи с его «Вильямом Ратклифом» и о Даргомыжском, партитуру к «Каменному гостю» которого он закончил уже после его смерти, руководствуясь оставленным завещанием. Вскоре композитор работает над «Псковитянкой» Льва Мея, успешно заканчивая и эту оперу. Хоть в перечисленных произведениях не было ничего сказочного, сам формат пришелся по душе сочинителю, что благоприятным образом отразилось на его творчестве.

Этот период оказался самым плодотворным для автора, причем не только в профессиональной, но и в личной жизни. Во время работы над одним из проектов Николай Андреевич знакомится с профессиональной пианисткой Надеждой Пургольд, которая впоследствии становится его законной супругой. Скромное бракосочетание двух талантливых музыкантов состоялось летом 1872 года. Все это время композитор не отрывался от своего любимого дела. За совместную жизнь жена подарила композитору семерых детей: четверых сыновей (Михаила, Андрея, Владимира, Святослава) и трех дочерей (Софью, Надежду, Марию).

Педагогическая деятельность

В середине семидесятых годов творчество композитора пошло на спад, что было связано с исследованием содержания и доработкой его произведений. Именно в это время он находит множество недочетов в своих прежних работах и начинает искать информацию для самообразования. Сказывается недостаток знаний, которые Николай Андреевич недополучил, не обучаясь в консерватории.

Благодаря целеустремленности автор успешно восполняет все прорехи в собственных знаниях. В итоге появилась третья симфония, куда вошли все доработанные композиции для оперы и балета. Также он начинает пробовать силы в педагогике, основывая собственные кружки, классы и даже школы. В результате этих стараний были созданы:

  1. Беляевский кружок, художественным руководителем которого и стал талантливый композитор.
  2. Придворная певческая капелла, где он попробовал свои силы в качестве управляющего.
  3. Композиторская школа, созданная Николаем Андреевичем и другими известными деятелями того времени.

Кроме того, композитор проработал около четырех лет дирижером в Русском симфоническом оркестре, стал членом Шведской королевской музыкальной академии и профессором Петербургской консерватории. Педагогический талант Николая Андреевича отмечали Чайковский и Стравинский.

Позже в своих автобиографических очерках они с восхищением вспоминали о гаммах и деятельности строгого преподавателя, отмечая его чувство юмора и скупость на похвалы.

Несмотря на довольно строгое отношение к своим последователям, Римский-Корсаков неоднократно принимал их сторону. Ярким свидетельством этого стали революционные события, выпавшие на 1905—1907 годы. Тогда студенты объявили забастовку против действий администрации консерватории, и Николай Андреевич полностью поддержал их, уйдя из учебного заведения и вернувшись в его стены лишь после того, как все требования учащихся удовлетворили и поменяли руководящий состав.

8 июня 1908 года по старому стилю великий композитор скончался от инфаркта миокарда в возрасте 64 лет. Последние дни жизни он провел в усадьбе Любенск, расположенной в Санкт-Петербургской губернии. Здесь в настоящее время находится мемориальный музейный комплекс. Тело деятеля было доставлено в Санкт-Петербург и предано земле на Новодевичьем кладбище.

В середине тридцатых годов прошлого столетия прах композитора подвергся перезахоронению, в настоящее время его останки покоятся в одном из некрополей Александро-Невской лавры.

Сегодня о гении напоминают немногочисленные черно-белые фотокарточки, портрет кисти великого русского художника Валентина Александровича Серова, музеи, построенные на базе родовых имений, ну и, конечно же, главное достояние — прекрасные произведения, многие из которых легли в основу красочных мультфильмов и детских художественных фильмов.

Источник