Биография стриженов
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Стриженов.
Оле́г Алекса́ндрович Стриже́нов (род. 10 августа 1929, Благовещенск, Дальневосточный край, СССР) — советский и российский актёр, народный артист СССР (1988)[1].
В творчестве артиста более трёх десятков киноролей. К числу его лучших ролей относятся роли в таких кинофильмах как «Овод» (1955), «Сорок первый» (1956), который был удостоен специальной награды X Каннского кинофестиваля (1957), «Белые ночи» (1959), признанного одним из лучших фильмом 1960 года по решению Британского киноинститута, «Звезда пленительного счастья» (1975) и «Приступить к ликвидации» (1983)[2].
Биография[править | править код]
Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в Благовещенске (ныне в Амурской области) в семье военного. Его отец, выпускник Петербургской Николаевской кавалерийской школы, стал красным командиров и к 35 годам был уже комбригом[3]. Кроме Олега, в семье было ещё два мальчика.
В 1935 году Стриженовы приехали в Москву[3]. По воспоминаниям Олега Стриженова они жили хорошо, пока не началась война:
Окончив в 1944 году 7-й класс, Олег устроился помощником механика в Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), а в возрасте 16 лет его «отправили на трудовой фронт — строить Павелецкий вокзал и прокладывать железную дорогу для электричек…»[3].
Учился в Театральном художественно-техническом училище (ТХТУ) на бутафорском отделении.
В 1953 году окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина и стал актёром Государственного русского драматического театра Эстонской ССР в Таллине (ныне Русский театр Эстонии).
Проработав один сезон в Таллине, переехал сначала в Ленинград, где служил сезон 1954—1955 года в Театре драмы им. А. С. Пушкина, а затем и в Москву.
С 1957 по 1966 годы состоял в труппе Театра-студии киноактёра.
С 1966 по 1976 годы состоял в труппе МХАТа, хотя на этой сцене начал играть ещё с сезона 1963/1964 годов.
В 1977 году вернулся и продолжает состоять по настоящее время в труппе Театра-студии киноактёра.
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России[4].
Творческая карьера[править | править код]
«Овод»[править | править код]
Киноплакат к фильму «Овод». Худ. С. И. Дацкевич.
Дебютом Стриженова в кино стала роль Артура в драме «Овод» (1955)[5], снятом кинорежиссёром А. М. Файнциммером по мотивам одноимённого романа английской писательницы Этель Лилиан Войнич. Данный кинофильм рассказывает о подпольной борьбе итальянских патриотов против австрийских оккупантов за независимость своей родины.
Участники киногруппы картины «Овод» увидели артиста на одном из спектаклей пьесы «Без вины виноватые» в Русском драматической театре города Таллина[6]. Кинорежиссёр А. М. Файнциммер перепробовал множество актёров — кроме Стриженова, отвергнутого им сразу, после первого же взгляда на фотографию. Однако ни один из прошедших кинопробы актёров режиссёра не устраивал. Тогда уже просто от отчаяния и нехватки времени Стриженова вызвали из Таллина[7].
Стриженов создал романтический образ юноши, а затем мужественного борца-гарибальдийца[5]. Автор колонки «Молодая Италия. Фильм о героях „Овода“», опубликованной в одном из апрельских номеров газеты «Вечерняя Москва» за 1955 год, писал:
В журнале «Советский экран» за 1957 год читаем: «Стриженову удалось не только внешне воспроизвести облик Артура-Овода, но и, что самое важное, зажить мыслями и чувствами своего героя, усвоить его манеру думать, чувствовать, действовать»[6].
«Сорок первый»[править | править код]
В 1956 году кинорежиссёр Г. Н. Чухрай поставил на киностудии Мосфильм героико-революционную драму «Сорок первый»[9], что стало второй экранизацией одноимённой повести Б. А. Лавренёва. В данной кинокартине О. А. Стриженов сыграл роль белогвардейца Говорухи-Отрока, а его партнёршей по роли красноармейки Марютки стала И. В. Извицкая[10].
На фильм пробовались парами: Извицкая со Стриженовым и Ю. В. Яковлев с С. Н. Харитоновой[11]. Последние не прошли пробы. Киновед и кинокритик А. Н. Медведев писал: «Не знаю, может быть, это уже воздействие фильма, но мне и в пробах больше понравились Стриженов и Извицкая. Говорили, И. А. Пырьев очень настаивал на том, чтобы снимался дуэт Яковлев — Харитонова»[11].
Театровед и киновед И. И. Шнейдерман писал:
Анализируя игру актёров, кинокритик и киновед, доктор искусствоведения Р. Н. Юренев со своей стороны писал следующее:
Каждая новая роль Олега Стриженова всё больше раскрывает дарование молодого актёра. Сложная и горькая жизнь лепила характер поручика Говорухи-Отрока. Презрение к опасности и к людям, душевная теплота, пробивающаяся сквозь цинизм и озлобленность, барская изнеженность и солдатская закалённость — все эти противоречивые качества Стриженов играет отчётливо и тонко… Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряжённый дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюблённость, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал — все перипетии обычной и необычной, счастливой и несчастной любви Марютки к своему непримиримому врагу — сыграны молодыми актёрами с настоящим чувством и хорошим мастерством[13]. |
На X Международном Каннском кинофестивале, состоявшемся в 1957 году, кинофильму «Сорок первый» была присуждена специальная премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность»[9]. Экспансивные французы назвали Стриженова «советским Жераром Филипом»[6].
Последующие работы[править | править код]
Следующей удачной ролью актёра стал Афанасий Никитин в совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1958). Затем последовали запоминающиеся работы в фильмах «Капитанская дочка», «Белые ночи», «Оптимистическая трагедия», «Третья молодость», «Неподсуден».
За актёром прочно закрепилось звание одного из самых романтических героев советского кинематографа.
Семья[править | править код]
- Отец — Александр Николаевич Стриженов (1899—1978), профессиональный военный, воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн.
- Мать — Ксения Алексеевна Стриженова (1899—1971), окончила Санкт-Петербургскую Мариинскую женскую гимназию и Смольный институт, работала учительницей в России и в Финляндии.
- Брат (от первого брака матери) — Борис Александрович Стриженов (1919—1942), лейтенант Красной Армии, лётчик-истребитель, погиб под Сталинградом.
- Брат — Глеб Александрович Стриженов (1925—1985), актёр, заслуженный артист РСФСР (1974).
- Первая жена — Марианна Александровна Стриженова (1924—2004), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1969). Познакомились в 1954 году во время съёмок фильма «Овод». Брак распался в 1968 году.
- Дочь — Наталья Стриженова (1957—2003), актриса[14]. Муж – Николай Михайлович Холошин (род. 1959), актер ЦДТ и Театра сатиры.
- Внучка — Александра Николаевна Стриженова (Холошина) (род. 1987), четыре правнука.
- Дочь — Наталья Стриженова (1957—2003), актриса[14]. Муж – Николай Михайлович Холошин (род. 1959), актер ЦДТ и Театра сатиры.
- Вторая жена — Любовь Васильевна Стриженова (в девичестве — Лифенцова, по первому мужу — Земляникина, род. 1940), актриса МХТ, народная артистка РФ (1997). Вместе прожили шесть лет. Из-за взаимных претензий и обид развелись. Ушла в монастырь в 2008 году.
- Сын — Александр Стриженов (род. 1969), актёр, режиссёр, сценарист. Женат на актрисе, телеведущей Екатерине Стриженовой (в девичестве Токмань) (род. 1968).
- Внучки — Анастасия (род. 1988) и Александра (род. 2000). У Анастасии родился сын Пётр (03.04.2018) — правнук Олега Стриженова.
- Сын — Александр Стриженов (род. 1969), актёр, режиссёр, сценарист. Женат на актрисе, телеведущей Екатерине Стриженовой (в девичестве Токмань) (род. 1968).
- Третья жена (с 1976) — Лионелла Ивановна Стриженова (урождённая Скирда, род. 1938), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1991). Ранее была супругой кинорежиссёра, сценариста, народного артиста СССР Ивана Пырьева (1901—1968). Общих детей нет.
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (1964)
- Народный артист РСФСР (1969)
- Народный артист СССР (1988)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 октября 2004 года) — за выдающиеся заслуги в области киноискусства и многолетнюю творческую деятельность[15]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (30 июля 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства[16]
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «В память 850-летия Москвы»
- Почётная грамота Правительства Российской Федерации (4 декабря 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства, многолетний плодотворный труд и в связи с 70-летием со дня рождения[17].
- Расширенной конференцией Союза кинематографистов СССР на «Мосфильме» был признан лучшим актёром года за роль Поручика в фильме «Сорок первый» (1956).
- Кинофестиваль молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» (1956, Премия за лучшую мужскую роль, фильм «Сорок первый»).
- VI Международный кинофестиваль в Триесте (Италия) (1968, Приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли, фильм «Его звали Роберт»)
- VIII открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе (1999, Почётный приз «Госпожа удача» имени П. Луспекаева «За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве»)
- Международный фестиваль актёров кино «Созвездие» (1999, Приз Гильдии актёров кино России «за выдающийся вклад в профессию»)
- Кинофестиваль «Золотой Пегас-2000» (Приз «Золотой Пегас» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Вместо меня»)
- Приз Всероссийского Шукшинского кинофестиваля на Алтае
- Приз на кинофестивале в Гатчине
- Приз на кинофестивале во Владикавказе
- Лучший актёр 1970 года (за роль лётчика Егорова в фильме «Неподсуден») по опросу журнала «Советский экран»
- Большая золотая медаль А. С. Пушкина
- Золотая медаль и премия Музыкального фонда России имени Ирины Архиповой за гениальное воплощение образа Германна в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»)
- Премия МВД СССР (1984, за роль полковника Данилова в фильме «Приступить к ликвидации»)[18].
- Премия «Золотой орёл» (Почётный приз «За вклад в отечественный кинематограф», 2009).
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Государственный русский театр драмы (Таллин, Эстонская ССР)[править | править код]
- «Беспокойный характер» Л. Н. Рахманова — очеркист Груздь
- «Над Днепром» А. Е. Корнейчука — Нетудыхата
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
МХАТ СССР имени М. Горького[править | править код]
- 1964 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Степан Тятин
- 1964 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мортимер
- 1967 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
- 1968 — «Три сестры» А. П. Чехова — барон Тузенбах
- 1968 — «Чайка» А. П. Чехова — Треплёв
- 1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
- 1975 — «Медная бабушка» Л. Г. Зорина — император Николай I
Государственный театр киноактёра[править | править код]
- «Сергей Есенин» — чтецкая программа
- «Анна Снегина», сценическая композиция — Сергей Есенин
- «Маскарад», сценическая композиция — Арбенин
- «Широкая масленица», инсценировка — Егор Иваныч
Телеспектакли[править | править код]
- 1963 — «Рассказ о первой любви» — Капитан
- 1971 — «Двадцать лет спустя» — Атос
- 1974 — «Чайка» — Треплёв
Дом звукозаписи — Государственное радио (Золотой фонд)[править | править код]
- «Три мушкетёра», инсценировка — д’Артаньян
- «Дон Карлос», радиоспектакль — Дон Карлос
- «Тропою грома», радиоспектакль — Том
- «Спартак», радиокомпозиция — Спартак
- «Третье купе», радиоспектакль — Сергей Есенин
- «Анна Снегина», радиокомпозиция — Сергей Есенин
- «Жорж Санд», радиоспектакль — Шопен
- «Ференц Лист», радиоспектакль — Лист
- «Маскарад», радиоспектакль — Арбенин
- «Егор Булычов и другие», спектакль МХАТ — Тятин
- «Без вины виноватые», спектакль МХАТ — Незнамов
- «Чайка», спектакль МХАТ — Треплёв
- «Письмо матери», «Ответ», «Чёрный человек» — Сергей Есенин
- 1968 — «Айвенго», радиоспектакль — Айвенго
Роли в кино[править | править код]
Озвучивание[править | править код]
- 1959 — Эхо — Янис (роль В. Я. Зандбергса)
- 1980 — Через тернии к звёздам — Глан (роль Г. А. Стриженова) (озвучание новой версии))
- 1994 — Легенда горы Тбау
Участие в фильмах[править | править код]
- 1959 — Звёзды встречаются в Москве (документальный)
- 1974 — Мир Николая Симонова (документальный)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Олег Стриженов на сайте Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова
- Олег Стриженов на сайте «Международный объединённый биографический центр»
Литература[править | править код]
- Данилова Л. С., Чирва Ю. Н. Олег Стриженов. — Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, [1970]. — 152, [40] с. — (Мастера советского кино).
- Габрилович Е. Профессионализм [: Олег Стриженов ] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино [: сб.] / Сост. Л. И. Касьянова. М.: Искусство, 1988. С.7—22.
Источник
Олег Стриженов — биография
Олегу Стриженову часто говорили, что он похож на французского актера Жерара Филипа, на что он только посмеивался. Он считал, что внешность еще ни о чем не говорит – можно быть похожим на кого угодно, но иметь русский менталитет и русский характер. Звезда актера ярко зажглась в 50-е годы прошлого века, и не померкла до настоящего времени. Сейчас Стриженов уже не выходит на съемочную площадку, но это не значит, что актера забыли. Фильмы с его участием до сих пор смотрят его поклонники, наслаждаясь игрой великого мастера.
Актер Олег Стриженов буквально ворвался в кинематограф, и стал популярным после первых же ролей в картинах «Овод» и «Сорок первый».
Детство и юность
Родился Олег Стриженов на Дальнем востоке в городе Благовещенск-на-Амуре 10 августа 1929 года. Отец Александр Николаевич был кадровым военным, принимавшим участие в Гражданской и Великой Отечественной войне, был награжден боевыми орденами и медалями. Маму звали Ксения Алексеевна, она в свое время училась в Мариинской придворной гимназии им. принцессы Евгении Ольденбургской и в Смольном институте, трудилась преподавателем в школах России и Финляндии. В семье уже подрастали два сына. Старшего звали Борис, он родился в 1919 в первом браке матери. Ушел на фронт, был летчиком-истребителем и геройски погиб в 1942-м под Сталинградом. В 1925-м родился средний сын Глеб, который тоже стал актером.
Фото: Олег Стриженов в молодости
В 1935 году семья Стриженовых поселилась в Москве. Когда началась война отец и Борис ушли воевать, Глеб не проходил по возрасту, но приписал себе несколько лет и тоже был призван в армию. Для него война закончилась очень быстро – парень получил тяжелое ранение в первом же бою, и после выписки из госпиталя был комиссован в тыл.
До войны Олег очень хорошо учился в школе, прилежно выполнял все задания. Учителя заметили, что мальчик очень одаренный и разноплановый. У него была отличная дикция, он декламировал стихи и читал прозу, красиво рисовал. Олег много времени уделяет живописи, стараясь вникнуть во все тонкости этого ремесла. В будущем мальчик видел себя художником.
Детские мечты перечеркнула война, и двенадцатилетнему мальчишке пришлось бросить все, что он любил, и устроиться на работу. Олега приняли в Научно-исследовательский кинофотоинститут на должность механика, в цех, где обрабатывали пленку.
После парень поступил в Театральное художественно-техническое училище, получил профессию кинотехника. После войны Олега Стриженова наградили медалью за доблестный труд.
Олег Стриженов несколько лет был непосредственно связан с искусством, поэтому начал задумываться о том, чтобы связать свою биографию с актерским ремеслом. Он выбрал театральное училище им.Щукина, успешно сдал экзамены и пополнил ряды студентов этого вуза.
В 1953-м Олег стал выпускником этого училища и получил распределение в Таллин. Но на сцене русского драматического театра он блистал на протяжении одного сезона, а потом уехал в Ленинград. В Северной столице молодой актер вошел в труппу театра им.Пушкина, в котором проработал два года. После этого Стриженов уехал в Москву, и с 1957 года начал работать в театре-студии киноактера. Во МХАТ актер перешел в 1963-м и проработал до 1976-го. Затем снова вернулся на сцену Театра-студии киноактера.
Фильмы
Выходя на сцену театра, Олег Стриженов чувствовал неудержимое влечение к кинематографу. Поэтому, когда его позвали сниматься, с радостью согласился. Дебютировал в картине «Спортивная честь», где ему дали совершенно незначительную роль болельщика в одном из эпизодов. А после этого карьера актера резко пошла вверх.
Фото: Олег Стриженов в фильме «Овод»
Сразу ему дали роли в картинах «Овод» и «Мексиканец», потом был фильм «Сорок первый» и буквально следом за этим работа в советско-индийском проекте «Хождение за три моря». После проката этих фильмов, актер стал невероятно популярным и востребованным. В глазах режиссеров и зрителей он стал настоящим романтическим героем.
Олега все чаще приглашают участвовать в экранизации классических произведений. Он снялся в «Белых ночах» по Достоевскому, «Капитанской дочке» и «Пиковой даме», «Северной повести» по Паустовскому и многих других. Стриженову предложили также работу в биографических проектах, причем он играл главные роли. Его героем стал композитор Чайковский, пилот Уточкин и Герой Советского Союза Л.Маневич.
В фильмографии актера Стриженова много места занимают фильмы о войне, которая не обошла стороной его семью. Олег актер разноплановый, потому параллельно с фильмами на военную тематику снимается в исторических картинах и даже фантастике.
Карьера Олега Стриженова в кинематографе приостановилась еще до начала 90-х. Последней работой того периода стала картина «Оглашению не подлежит», где его герой князь Ухтомский. По сюжету фильма действие происходит в 1921-м.
Возвращение в кинематограф состоялось только в новом веке, но было не таким триумфальным, как хотелось бы. В это время Стриженов снялся только в двух новых фильмах – «Вместо меня», где его партнером стал актер Сергей Безруков, и «Пять звезд», в тандеме с Ольгой Погодиной. Вторая картина вышла только через 5 лет после первой. В обеих проектах актеру достались главные роли, это уже стало его принципом – или играть ключевого персонажа, или не играть вообще.
В 2009 году Олега Стриженова наградили «Золотым орлом», тем самым признав его заслуги в развитии отечественного кинематографа.
Личная жизнь
В личной жизни актера было три официальных брака. Первой женой актера стала Марианна, партнерша по фильму «Овод», в котором сыграла одну из главных ролей. Они прожили в браке двенадцать лет, стали родителями дочери Натальи, которая продолжила славную семейную династию актеров. Наталья ушла из жизни очень молодой, ей было всего 45. Это случилось в 2003 году. Практически следом за ней ушла из жизни и Марианна. У Натальи осталась дочь по имени Александра, которая стала средней внучкой актера Стриженова.
Олег Стриженов с женой
Второй раз Олег Стриженов женился на Любови Лифенцовой-Земляникиной. Их знакомство состоялось во МХАТе. В этом браке родился сын Александр, который стал актером и телеведущим. Семья просуществовала всего 6 лет, а потом начались взаимные претензии и обиды, которые и стали причиной развода. Любовь Стриженова ушла в монастырь в 2008-м, и приняла постриг, отрекшись от всего земного.
Сын Стриженова Александр тоже стал актером. Он учился во МХАТе, работает в в театре им.Чехова и снимается в кино. Ведет телевизионные программы «Доброе утро» и «Добрый день».
Александр женился на актрисе Екатерине Токмань, которая больше известна, как Стриженова. В 1988-м у них родилась дочка Анастасия, в 2000-м еще одна дочка Александра. Олег Стриженов уже прадедушка, в 2018-м у Анастасии родился сын Петр.
Третьей супругой Олега Стриженова стала Лионелла Пырьева (Скирда), вдова Ивана Пырьева. Их знакомство состоялось в далекие 70-е. Отношения начались только через много лет, а официальными супругами стали в 1976-м. Они прожили в браке более сорока лет, но сумели сохранить любовь и нежные чувства друг к другу. Детей у Стриженова в этом браке нет, но супругам не приходится скучать – они связаны тесными узами с сыном Александром и его семьей, часто встречаются, проводят вместе много времени, помогают с детьми.
Стриженов сегодня
Имя Олега Стриженова упоминается в последнее время в связи с его внучкой от первого брака – Александрой Холошиной. Она стала участницей шоу «Говорим и показываем», в котором рассказала о своем суррогатном материнстве. Зрители узнали, что Александра решилась на это, подписала договор, но заказчики отказались от детей после их рождения. Холошина не захотела оставлять двойню себе и написала отказ от них. Детей почти сразу забрали в приемную семью, а Александра сказала журналистам, что никогда не чувствовала их родными, потому что собиралась рожать на заказ.
Фото: Олег Стриженов в наши дни
В 2017-м в прессе снова упоминалось имя Олега Стриженова, и опять с подачи его внучки Александры Холошиной. Женщина пожаловалась на родственников – деда, дядю с семьей, обвинив их в том, что они не желают с ней общаться, из-за ее непопулярности и не публичности.
Александра рассказала, что потеряла ребенка из-за стресса, вызванного таким отношением родственников, хотя собиралась его родить любимому человеку. Холошина пожаловалась, что ни дедушка, ни дядя ее не поддерживают. Первым нарушил молчание Александр Стриженов, который рассказал о причине такого поведения семьи по отношению к Александре. Дело в том, что много лет назад девушка сама рассорилась с собственным дедом, публично оскорбила его и сказала, что больше не желает знать ни его, ни других родственников.
Олег Стриженов не общается с журналистами. Предпочитает проводить время со своей семьей и у мольберта, потому что как и раньше увлекается живописью.
Избранная фильмография
- 1951 Спортивная честь
- 1955 Овод
- 1956 Сорок первый
- 1958 Хождение за три моря
- 1959 Белые ночи
- 1962 В мёртвой петле
- 1966 Перекличка
- 1969 Неподсуден
- 1970 Миссия в Кабуле
- 1975 Последняя жертва
- 1980 Юность Петра
- 1986 Мой любимый клоун
- 2000 Вместо меня
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник