Биография замятина его личная жизнь
Евгений Иванович Замятин | |
---|---|
Портрет Евгения Замятина. Художник Борис Кустодиев. 1923 год | |
Имя при рождении | Ievgueni Ivanovitch Zamiatine |
Дата рождения | 20 января (1 февраля) 1884[1][2] |
Место рождения | Лебедянь |
Дата смерти | 10 марта 1937[1][3][4][…](53 года) |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | прозаик, литературный критик, публицист, сценарист, инженер |
Направление | неореализм |
Жанр | научно-фантастическая литература[d], политическая сатира[d], антиутопия[d], фантастика, исторический роман, театр и либретто |
Язык произведений | русский |
Дебют | «Один» (1908) |
Награды | премия «Прометей» — зал славы[d] |
Произведения в Викитеке | |
Медиафайлы на Викискладе | |
Цитаты в Викицитатнике |
Евге́ний Ива́нович Замя́тин (20 января [1 февраля] 1884, Лебедянь, Тамбовская губерния — 10 марта 1937, Париж, Франция) — русский писатель, публицист и литературный критик, киносценарист, инженер.
Биография[править | править код]
Отец — православный священник, мать — пианистка.
С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, потом учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института:
В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.
В это время Замятин увлёкся социалистическим учением, вступил во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), входил в боевую дружину Выборгского района и принимал активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи[5]. Тогда же он встретил свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965). В 1905 году Замятина арестовали за революционную деятельность, но благодаря усилиям матери вскоре выпустили. Летом того же года при возвращении через Одессу из морского путешествия в Египет Замятин случайно оказался свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин», был снова арестован и выслан в Лебедянь. В том же году он тайно вернулся в Петербург, где до 1911 года жил на нелегальном положении[6].
В 1908 году Замятин окончил институт и написал свой первый рассказ — «Один». Два года начинающий автор преподавал на кораблестроительном факультете, работал инженером и одновременно заканчивал рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина за нелегальное проживание выслали в Лахту. Здесь он написал свою первую повесть «Уездное», где с горечью изобразил полный инертности мир русской провинции[6]. Это произведение привлекло внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького[7].
Во время Первой мировой войны Замятин выступал с антивоенных интернационалистических позиций. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке[8], за что был привлечён к суду и сослан в Кемь[9]. Однако критики высоко оценили повесть начинающего писателя[6].
В марте 1916 года Замятин как опытный инженер был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был представителем заказчика при строительстве ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин». Замятина поразила разница между Россией и Англией, переход «от лопухов и малинников Лебедяни — к грохочущим докам Нью-Кастла»[7]. Он хорошо изучил английский язык, стал подтянутым, элегантным и вежливым[10]. Во время командировки он пишет повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север» на основе впечатлений северной ссылки, законченную и опубликованную в 1922 году в «Петербургском альманахе» З. И. Гржебина (Берлин)[6][9].
В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию. После Октябрьской революции, с которой он связывал немалые надежды[10], печатается запрещённая ранее повесть «На куличках». В петроградском Доме Искусств им был организован класс художественной прозы, из которого выделилась группа молодых одарённых писателей «Серапионовы братья»[7][8]. Её членами были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и другие. В 1918–1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве[11]. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник».
Был активен в литературной жизни страны: входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей[12][13].
Первые годы после революции Замятин печатался под псевдонимом «Мих. Платонов». В своих статьях он анализировал отдельные моменты деятельности большевиков — цензуру, красный террор, отмену смертной казни в России и другое[10]. Оставаясь убеждённым социалистом, Замятин критиковал политику большевистского правительства во время Гражданской войны. В частности, в марте 1919 года он вместе со многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) был арестован во время спровоцированных левыми эсерами рабочих волнений на заводах Петрограда. Вопрос о его высылке дважды обсуждался на Политбюро[14], в итоге он был отпущен «без последствий»[10].
Евгений Замятин, около 1919 г.
В 1920 году Замятин заканчивает работу над знаковым романом «Мы»[8], с которого начинается расцвет жанра антиутопии[15]. Он описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью, свои представления о развитии и будущем периода военного коммунизма. Этот замысел он вынес из «машинизированной» Англии[7].
Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.
— Михайлов О. Н. «Гроссмейстер литературы»[7]
В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке[16]. Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения[9].
В 1922 году имя Замятина по формальным причинам (публикация рассказа «Арапы» в «Петербургском сборнике») было включено в списки на высылку из Советской России, а 17 августа он был арестован с резолюцией «высылка отсрочена до особого распоряжения»[17]. Замятин провёл почти месяц в тюрьме ГПУ, однако благодаря стараниям друзей (в частности, Юрия и Елены Анненковых) приговор был отменён[10][18].
Роман «Мы» был издан в Нью-Йорке на английском языке в 1925 году, а затем на чешском (1927) и французском (1929) языках. Эти переводы заметно повлияли как на европейскую литературную жизнь[19], так и на судьбу автора. В 1929 году советским издательством «Федерация» был приостановлен на четвёртом томе выпуск собрания сочинений писателя. На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу[20]. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж[9].
Могила Евгения Замятина и его жены Людмилы Замятиной
Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького). В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей[14], а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство[21].
Замятин скучал по родине до своей смерти[22][23]. Писатель скончался в нищете 10 марта 1937 года от сердечного приступа. На его похоронах присутствовала лишь небольшая группа друзей. Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).
Творчество[править | править код]
Роман «Мы»[править | править код]
В начале романа один из многих нумеров (так называют людей), инженер Д-503, с восторгом описывает основанную на математике организацию жизни в городе-государстве под властью всемогущего «Благодетеля». Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к продолжению революции и уничтожению существующего в городе строя.
Последующие антиутопии английских писателей О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932) и Джорджа Оруэлла (роман «1984», опубликованный в 1949) во многом аналогичны роману «Мы». Сам Джордж Оруэлл признавался, что Евгений Замятин и «Мы» повлияли на него и его творчество[24].
На русском языке полный текст романа «Мы» впервые был опубликован в 1952 году в американском издательстве имени Чехова (Нью-Йорк), в России — лишь в 1988 году в журнале «Знамя»[25][19].
Другие произведения[править | править код]
В 1926 году БДТ в Ленинграде была поставлена пьеса «Блоха» по мотивам произведения Н. Лескова «Левша»; в МХАТе-2 также поставлены пьесы Замятина.
Последующие произведения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике.
Замятин — блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. Он писал в стиле «орнаментальной прозы» А. Ремизова, доведя её до сатирического, часто гротескного сюрреализма, который называл неореализмом. В стремлении Замятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.
Библиография[править | править код]
Романы[править | править код]
- «Мы» (1920)
- «Бич Божий» (незавершённый роман) (1935)
Повести[править | править код]
Сборники рассказов[править | править код]
- «Сказки» (1914—1917)
- «Бог»
- «Петр Петрович»
- «Дьячок»
- «Ангел Дормидон»
- «Электричество»
- «Картинки»
- «Дрянь-мальчишка»
- «Херувимы»
- «Большим детям сказки» (1917—1920)
- «Иваны»
- «Хряпало»
- «Арапы»
- «Халдей»
- «Церковь божия»
- «Бяка и Кака»
- «Четверг»
- «Огненное А»
- «Первая сказка про Фиту»
- «Вторая сказка про Фиту»
- «Третья сказка про Фиту»
- «Последняя сказка про Фиту»
Рассказы[править | править код]
- «Один» (1908)
- «Девушка» (1911)
- «Три дня» (1913)
- «Чрево» (1913)
- «Студенческий сынок» (1914)
- «Правда истинная» (1914)
- «Кряжи» (1915)
- «Африка» (1916)
- «О святом грехе Зеницы-девы» (1916)
- «Картинки» (1916)
- «Мученица науки» (1916)
- «Письменно» (1916)
- «Глаза» (1917)
- «Дракон»(1918)
- «Мамай» (1920)
- «Пещера» (1920)
- «О блаженном старце Памве Нересте…» (1920)
- «Я боюсь» (1921)
- Арапы (1922)
- Русь (1923)
- Рассказ о самом главном (1923)
- Видение (1924)
- Буриме (1924)
- О чуде, происшедшем в Пепельную Среду… (1924)
- Краткая история литературы от основания и до сего дня (1924)
- Общество Почетных Звонарей (1925)
- Десятиминутная драма (1925)
- Икс (1926)
- Слово предоставляется товарищу Чурыгину (1927)
- Ёла (1928)
- Наводнение (1929, экранизирован дважды — «Зверь, выходящий из моря» и «Наводнение»)
- Мученики науки (1929)
- Эпитафии 1929 года (1929)
- Часы (1934, экранизирован)
- Лев (1935)
- Встреча (1935)
Издания[править | править код]
- Замятин Е. И. Избранное / Сост. и подгот. текста О. Н. Михайлова. — М.: Правда, 1989. — 463 с.
- Евгений Замятин. Избранные произведения / Сост. А. Ю. Галушкин. — М.: Советский писатель, 1989. — 768 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-265-00025-9.
- Замятин Е. И. Мы: Романы, повести, рассказы, сказки (рус.) / сост. И. О. Шайтанов. — М.: Современник, 1989. — 560 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-270-00672-3.
- Замятин Е. И. Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Русская книга, Республика, Дмитрий Сечин, 2003—2011. — ISBN 5-268-00523-5, 5-268-00524-3, 5-268-00570-7, 978-5-904962-01-2, 978-5-904962-02-9.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2.
- ↑ Internet Movie Database (англ.) — 1990.
- ↑ Замятин Евгений Иванович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Encyclopædia Britannica (англ.)
- ↑ Русский неореализм. Идеология, поэтика, творческая эволюция.
- ↑ 1 2 3 4 Александра Шаповал Инженер слова: 10 интересных фактов из жизни Евгения Замятина Архивная копия от 22 августа 2016 на Wayback Machine // «Вечерняя Москва» (9 марта 2014)
- ↑ 1 2 3 4 5 Михайлов О. Н. Гроссмейстер литературы (Евгений Замятин). Русская филология.
- ↑ 1 2 3 Анненков, 2001.
- ↑ 1 2 3 4 Большая энциклопедия русского народа (недоступная ссылка). Институт Русской Цивилизации. Дата обращения 19 января 2015. Архивировано 19 января 2015 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Давыдова, 2011.
- ↑ Переписка Е. Замятина 1920-х годов
- ↑ Письма Б. Пильняка Е. Замятину
- ↑ Е. И. Замятин: личность и творчество писателя в оценках отечественных и зарубежных исследователей
- ↑ 1 2 Сталин и Замятин (недоступная ссылка). Сталин и писатели. Книга третья. Дата обращения 8 марта 2013. Архивировано 17 июня 2013 года.
- ↑ Ланин Б. А. Антиутопия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н.. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — С. 38—39. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- ↑ См. «Письмо в редакцию Литературной газеты»
- ↑ Галушкин, 2002.
- ↑ Обухова-Зелиньская, 2010, с. 360.
- ↑ 1 2 Елена Дьякова. Все те же «Мы» (рус.) // Новая газета. — 2012. — № 50—51 от 11 мая 2012.
- ↑ Письмо Сталину. Дата обращения 11 октября 2010.
- ↑ Замятин Евгений Иванович
- ↑ Замятин. Избранные произведения, 1989, с. 34.
- ↑ Берберова, 1983, с. 342.
- ↑ Рецензия Дж. Оруэлла на роман Замятина
- ↑ Ахметова, 2013, с. 59.
Литература[править | править код]
- Анненков Ю. П. Евгений Замятин // Дневник моих встреч. — М.: Захаров, 2001. — 512 с. — (OCR: В. Есаулов, март 2005). — ISBN 5-8159-0121-0.
- Ахметова Г. А. Роман Е. Замятина «Мы» в контексте русской классики // Российский гуманитарный журнал. — 2013. — Т. 2, № 1. — С. 57—64. — ISSN 2305-8420.
- Берберова Н. Курсив мой. — Нью-Йорк, 1983. — Т. 1. — ISBN 978-5-8159-0945-8.
- Давыдова Т. Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция. — М.: Флинта, 2011. — 336 с. — ISBN 978-5-89349-663-5.
- Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации / Сост.: М. Ю. Любимова. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2002. — 476 с. — 1000 экз. — ISBN 5-8192-0152-3.
- Е. И. Замятин и К. И. Чуковский: Переписка (1918—1928) // Евгений Замятин и культура XX века: исследования и публикации / Вступ. ст., публ. и коммент. А. Ю. Галушкина. — СПб.: РНБ, 2002.
- Замятин, Евгений Иванович / Жулькова К. А. // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 228. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5.
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
- Михайлов О. Н. Замятин, Евгений Иванович // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани./ Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — Стб. 987.
- Обухова-Зелиньская И. Евгений Замятин и Юрий Анненков — дружба длиной в двадцать лет // Порядок хаоса — хаос порядка: Сборник статей в честь Леонида Геллера = L’ordre du chaos — le chaos de l’ordre: Hommages à Leonid Heller / Е. Вельмезова, А. Добрицын (сост. и ред.). — Берн: Peter Lang, 2010. — С. 359—368. — (Slavica helvetica). — ISBN 978-3-0343-0387-3.
- Чураков Д. Бунтующие пролетарии: Рабочий протест в Советской России (1917—1930-е гг.) . — М.: Вече, 2007 . — 352 с.
Ссылки[править | править код]
- Замятин, Евгений Иванович в библиотеке Максима Мошкова
- Биография Евгения Замятина на Livelib.ru
- Евгений Замятин на сайте Проекта1917
- Внучатая племянница писателя-земляка готовит к изданию книгу «Род Замятиных и липецкий край» // Новости Липецка. — 17 марта 2009 года.
Источник
Биография
Биография Евгения Ивановича Замятина насыщена и полна интересных фактов. Сколько бы государство «не ломало» писателя, его дух не сломился, поэт продолжал заниматься любимым делом и яро отстаивал свои позиции.
Евгений Замятин в детстве
Евгений Замятин появился на свет 20 января (1 февраля) 1884 года в Тамбовской губернии, в городе Лебедяне. Отец работал священником и преподавал Слово Божие, а мать была пианисткой. В 4 года мальчик уже читал Гоголя и серьезную литературу вместо букваря.
В 1893 году родители отправили ребенка в Лебедянскую гимназию, где будущий поэт проучился до 1896-го. Потом семья переехала в Воронеж, и юноша закончил Воронежскую гимназию с золотой медалью в 1902 году. В школьное время Замятин отлично справлялся с гуманитарными науками, но математика ему не давалась.
Евгений Замятин в молодости
В 1902 году юноша поступил в Политехнический институт Санкт-Петербурга, на факультет кораблестроения, где математические дисциплины изучались в первую очередь. В 1905-м Евгений Иванович вступил во фракцию большевиков РСДРП и вместе со студентами участвовал в революционной жизни. За это будущего писателя арестовали, но вскоре отпустили благодаря стараниям мамы.
Летом 1905 года Замятин возвращался из Египта и стал свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». За это парня снова арестовали и выслали в Лебедянь. Позже он нелегально вернулся в Петербург и в 1908 году закончил университет. Молодой Евгений получил образование морского инженера. Следующие 2 года он работал преподавателем на факультете кораблестроения.
Книги
Замятин стал увлекаться написанием произведений в 1908 году, и тогда вышел его первый рассказ «Один», опубликованный в журнале «Образование». Параллельно он работал над еще одним рассказом – “Девушка”. В 1911-м органы власти нашли поэта и за нелегальное проживание сослали его в Лахту. Там он написал первую повесть «Уездное», в которой раскрыл проблемы мира русской провинции. Критики и писатели заметили работу Замятина и положительно оценили ее.
Писатель Евгений Замятин
Во времена Первой мировой войны, в 1914 году, поэт сочинил повесть «На куличках», где в ярких красках рассказал об ужасе быта военного отряда на Дальнем Востоке. За это власти привлекают его к суду и ссылают в Кемь. Через 2 года Замятина выпускают и отправляют в командировку в Англию. Там он работает по специальности главным проектировщиком российских ледоколов и руководит строительством. Параллельно написал книгу «Островитяне».
Евгений Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917-го и через 4 года создал организацию молодых писателей «Серапионовы братья». После Октябрьской революции напечатали повесть «На куличках», которая в начале войны была запрещена.
Иллюстрация к роману Евгения Замятина «Мы»
В 1920 году поэт написал роман «Мы». Произведение не соответствовало советской цензуре, и его не опубликовали. Без согласия автора книга была напечатана в Америке на английском, чешском и французском языках. Роман-антиутопия повествует о жестком тоталитарном контроле над личностью. За рубежом произведение Замятина вызывало большой интерес, а в СССР критиковалось.
Советские власти писателя критиковали и травили, и в 1929 году Евгений Иванович написал письмо Сталину, в котором просит разрешение на выезд из страны. После согласия в 1932 году поэт переезжает в Париж, где становится автором французских газет. Основными темами были состояние современной русской прозы и искусство авангарда. Несмотря на популярность во Франции, в Советском Союзе его произведения не публиковались.
Портрет Евгения Замятина
В 1934 году поэта снова приняли в Союз писателей СССР. Участники Союза продвигали коммунизм и боролись за мир и дружбу народов. В 1935-м Замятин принимал участие в антифашистском Конгрессе писателей и являлся членом советской делегации.
В библиографии советского писателя были 36 рассказов, особенно публике запомнилась «Пещера», написанная в 1920 году. Произведение создано в стиле Замятина и повествует о жуткой атмосфере каменного века. Евгений Иванович вдохновлялся обычными жизненными ситуациями и на их основании писал рассказы.
Книги Евгения Замятина
Еще одним значимым фантастическим рассказом стал «Дракон», который написан в 1918 году. Он прославился огромным количеством метафор, и читателю не сразу понятен смысл. Кажется, что рассказ предназначен для детей, но прочитав его несколько раз, читатель открывает совершенно другое значение. В произведении описан суровый период 1918 года, когда в России началась Гражданская война.
На протяжении 10 лет, с 1928 по 1937 годы, Евгений Замятин трудился над историческим повествованием «Скифы», но оно так и не было закончено. Последний роман «Бич Божий» стал значимым трудом писателя. В нем рассказывается о времени заката Римской империи, а самим Бичом Божьим стал вождь гуннов Аттилу.
Евгений Замятин, Виктор Ключарев и Людмила Замятина в ресторане гостиницы «Европейская»
Находясь в Париже, Замятин заметил, что кинематограф развивается, и попробовал себя в роли сценариста. Так вместе с Жаком Компанезом поэт написал сценарий для фильма «На дне». В мае 1935 года Евгений Иванович обращался на студию «Метро-Голдвин-Майер» и предоставил им четыре готовых сценария: «Плененный царь», «Большая любовь Гойи», «Бич Божий» и «Пиковая дама». Американцы не согласились на сотрудничество с писателем, и он пытался начать работу в других кинокомпаниях.
Личная жизнь
Личная жизнь российского поэта достаточно непримечательная.
Евгений Замятин и его жена Людмила
Будучи студентом, Замятин встретил свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову. Семейная пара почти не виделась из-за постоянных ссылок и переездов, и детей у них не было.
Смерть
Евгений Иванович Замятин скончался в 53 года, 10 марта 1937-го. Смерть пришла неожиданно, а ее причиной стала неизвестная тяжелая болезнь, которая мучила мужчину.
Могила Евгения Замятина и его супруги
Писателя похоронили на парижском кладбище в Тье. В 1965 году умерла его жена Людмила. Ее похоронили рядом с мужем, а могилу сделали общей.
Интересные факты
- Евгений Замятин в молодости заложил свою золотую медаль в ломбард за 25 рублей.
- Писатель спроектировал знаменитый ледокол «Невский», который получил новое название «Ленин» после Октябрьской революции.
- Романы «1984» Джорджа Оруэлла и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери были написаны под влиянием Замятина.
- Творчество писателя началось не от желания, а от скуки во время пребывания в первой ссылке.
Евгений Замятин
- Евгений Иванович написал фантастический роман «Мы» в 1920 году, но в России его начали печатать только в 1988-м.
- «Мы» стал первым в мире романом-антиутопией.
- Замятин писал исключительно в стиле неореализма, и ученые не могли разобраться в смысле его произведений. Они были полны фольклорно-мифологической поэтикой, которую понимал только писатель. Это результат художественного сознания, которое сформировалось еще у его предков.
Библиография
- 1908 – «Один»
- 1911 – «Девушка»
- 1912 – «Уездное»
- 1913 – «На куличках»
- 1917 – «Островитяне»
- 1914-1917 – сборник рассказов «Сказки»
- 1917-1920 – сборник рассказов «Большим детям сказки»
- 1918 – «Дракон»
- 1920 – «Пещера»
- 1920 – «Мы»
- 1935 – «Бич Божий»
Источник