Борис александрович покровский биография личная жизнь

Борис александрович покровский биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2021; проверки требуют 8 правок.

Бори́с Алекса́ндрович Покро́вский (10 [23] января 1912, Москва, Российская империя – 5 июня 2009, Москва, Россия) – советский и российский оперный режиссёр, педагог, публицист; народный артист СССР (1961)[2], лауреат Ленинской премии (1980), четырёх Сталинских премий (1947, 1948, 1949, 1950) и двух Государственных премий России (1995, 2003). Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1976).

Биография[править | править код]

Родился 10 (23) января 1912 года в Москве на Малой Молчановке. Его дед был священником, имел приход на Варварке[3]. Отец Александр Александрович Покровский служил инспектором частного реального училища, после революции работал учителем русского языка, директором единой трудовой школы. Мать Елизавета Тимофеевна происходила из купеческого сословия, была домохозяйкой[4][5][6]. Сёстры – Милица и Ксения[7]. С 10 лет занимался музыкой у Е. Ф. Гнесиной.

В 1929 году, после окончания школы, по призыву советского правительства осваивать рабочие специальности, поступил в школу ФЗУ. В 1930-1933 годах работал аппаратчиком на Дорогомиловском химическом заводе им. М. В. Фрунзе.

Параллельно занимался музыкой и окончил театрально-музыкальное училище им. А. К. Глазунова по классу фортепьяно. В 1933-1937 годах учился на режиссёрском факультете ГИТИСа имени А. В. Луначарского на курсе Ю. Завадского. Его однокурсником был Г. Товстоногов.

После окончания института в 1937 году был направлен в Горьковский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина. Дипломный спектакль – опера «Кармен» Ж. Бизе – стал в том же году его режиссёрским дебютом. В 1938-1943 годах – режиссёр (с 1939 – художественный руководитель) театра. Поставил в Горьком (ныне Нижний Новгород) 12 опер и оперетт.

В 1943 году перешёл в Большой театр в Москве. В 1952, 1955-1963 и 1970-1982 годах – главный режиссёр Большого театра, где поставил 41 спектакль.

Могила Покровского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Осуществил первую постановку оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинграде (1946, Ленинградский академический Малый театр оперы и балета). По его просьбе С. Прокофьев написал вальс Наташи Ростовой, ставший символом этой оперы.

В 1947 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) о формализме в музыке была осуждена поставленная им опера «Великая дружба» В. Мурадели, однако каких-либо мер по отношению к режиссёру не последовало[8][9].

В 1972 году основал Московский камерный музыкальный театр (ныне Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского), получивший в 1997 году к 25-летию звание «Академического». Поставил здесь 75 произведений, из них – древнейшую русскую оперу XVII века «Ростовское действо» (1982) и одну из первых итальянских опер XVI века – «Эвридику» Я. Пери (1994), а также «Похождения повесы» И. Стравинского – первая постановка в России, «Дирижёр оркестра» Д. Чимарозы, «Жизнь с идиотом» А. Шнитке и другие.

Много работал за рубежом. Был первым постановщиком опер С. Прокофьева, получивших всеобщую известность – «Война и мир» в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» в Праге (1981).

Всего поставил более 180 спектаклей.

С 1949 года преподавал в ГИТИСе на кафедре музыкального театра, с 1954 – профессор, с 1959 – заведующий кафедрой музыкального театра.

Автор многих книг об оперной режиссуре.

Народный депутат СССР от творческих союзов (1989-1991).

Скончался 5 июня 2009 года на 98-м году жизни в Москве. Похоронен 8 июня 2009 года на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья[править | править код]

  • Первая супруга – Анна Алексеевна Некрасова (1913-2003), режиссёр Центрального детского театра, педагог, народная артистка РСФСР (1990)[10].
    • Дочь – Алла Борисовна Покровская (1937-2019), актриса, театральный режиссёр, народная артистка РСФСР (1985).
    • Зять – Олег Николаевич Ефремов (1927-2000), актёр, режиссёр театра и кино, педагог, театральный деятель. Герой Социалистического Труда (1987), народный артист СССР (1976).
      • Внук – Михаил Олегович Ефремов (род. 1963), актёр театра и кино, театральный режиссёр, телеведущий, заслуженный артист РФ (1995).
        • Правнуки – Никита (род. 1988), актёр; Николай (род. 1991), актёр; Анна-Мария (2000); Вера (2005); Надежда (2007); Борис (2010).
    • Сын – Александр Борисович Покровский (род. 1944), пианист, концертмейстер Московской консерватории.
  • Вторая супруга – Ирина Ивановна Масленникова (1918-2013), оперная певица, педагог, профессор Московской консерватории, народная артистка РСФСР (1957).
    • Падчерица – Мария Сергеевна Лемешева (род. 1944), оперная певица, народная артистка РФ (2007); дочь Сергея Яковлевича Лемешева (1902-1977), оперного певца, оперного режиссёра, педагога, народного артиста СССР (1950). Муж – Владимир Ильич Агронский (род. 1945), дирижёр Камерного музыкального театра оперы им. Б. А. Покровского, народный артист РФ (2007)[11].

Звания и награды[править | править код]

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955)
  • Народный артист РСФСР (1957)
  • Народный артист СССР (1961)
  • Сталинская премия первой степени (1947) – за постановку оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева в ЛМАТОБ).
  • Сталинская премия первой степени (1948) – за постановку оперного спектакля «Вражья сила» А. Н. Серова
  • Сталинская премия второй степени (1949) – за постановку оперного спектакля «Проданная невеста» Б. Сметаны
  • Сталинская премия первой степени (1950) – за постановку оперного спектакля «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  • Ленинская премия (1980) – за постановку опер советских композиторов в ГАБТ и МГКАМТ
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1994 год (1995) – за оперные спектакли последних лет[12]
  • Государственная премия Российской Федерации (2004) – за постановку оперных спектаклей «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского и «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г. Ф. Генделя, поставленные на сцене Московского государственного академического камерного музыкального театра [13]
  • Два ордена Ленина (1967, 1976)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1972, 1982)
  • Орден «Знак Почёта»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (23 января 2007 года) – за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность[14]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 января 2002 года) – за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства[15]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 января 1997 года) – за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства[16]
  • Медаль Пушкина (4 июня 1999 года) – в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства[17]
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Орден Креста земли Марии 3 класса (2004, Эстония)[18]
  • Премия города Москвы в области литературы и искусства (2002) – за постановку оперы «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского
  • Российская оперная премия «Casta diva» в номинации За благородное служение опере (1996)[19]
  • Театральная премия «Золотая маска» (1996) – за спектакли Камерного музыкального театра
  • Международная премия К. Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 2002)[20]
  • Театральная премия «Золотая маска» (2004) в номинации «За честь и достоинство» (2004)
  • Премия имени Г. А. Товстоногова «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства», вручавшейся в рамках награждения высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2004)
  • Премия «Триумф» (2008)
  • Почётный Президент Международного института театра (1986)
Читайте также:  Ангелина вовк биография личная жизнь муж дети

Постановки[править | править код]

Горьковский государственный театр оперы и балета имени А.С. Пушкина[править | править код]

Большой театр[править | править код]

Московский камерный музыкальный театр[править | править код]

Другие театры[править | править код]

  • 1944 – «Алеся» Е. К. Тикоцкого (Белорусский театр оперы и балета, Минск)
  • 1945 – «Кармен» Ж. Бизе (Белорусский театр оперы и балета, Минск)
  • 1946 – «Война и мир» С. С. Прокофьева (художник В. Ф. Рындин) (МАЛЕГОТ, Ленинград)
  • 1949 – «Воевода» П. И. Чайковского (МАЛЕГОТ, Ленинград)
  • 1951 – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси)
  • 1955 – «Война и мир» С. С. Прокофьева (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Ленинград)
  • 1957 – «Джалиль» Н. Г. Жиганова (МАЛЕГОТ, Казань)
  • 1957 – «Война и мир» С. С. Прокофьева (Софийская народная опера)
  • 1961 – «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (Учебный театр ГИТИСа им. А. Луначарского)
  • 1964 – «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Лейпцигский оперный театр)
  • 1965 – «Воскресенье в Риме» Г. Крамера (Учебный театр ГИТИСа им. А. Луначарского)
  • 1966 – «Не только любовь» Р.К. Щедрина (Учебный театр ГИТИСа им. А. Луначарского)
  • 1966 – «Хованщина» М. П. Мусоргского (Софийская народная опера)
  • 1967 – «Кто ты?» М. Л. Таривердиева (Учебный театр ГИТИСа им. А. Луначарского)
  • 1967 – «Белая ночь» Т.Н. Хренникова (Музыкальный театр им. С. Македонского, София)
  • 1968 – «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (Лейпцигский оперный театр)
  • 1968 – «Красотки кабаре» («Сильва») И. Кальмана (Учебный театр ГИТИСа им. А. Луначарского)
  • 1969 – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (Софийская народная опера)
  • 1970 – «Девичий переполох» Ю. С. Милютина (Учебный театр ГИТИСа им. А. Луначарского)
  • 1971 – «Много шума из-за… сердец» Т. Н. Хренникова (Учебный театр ГИТИСа им. А. Луначарского)
  • 1972 – «Игрок» С. С. Прокофьева (Лейпцигский оперный театр)
  • 1974 – «Князь Игорь» А. П. Бородина (Литовский театр оперы и балета, Вильнюс)
  • 1975 – «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова (Пражский народный театр)
  • 1977 – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Лейпцигский оперный театр)
  • 1978 – «Князь Игорь» А. П. Бородина (Берлинская государственная опера)
  • 1979 – «Служанка-госпожа» Дж. Перголези (Бургаский оперный театр)
  • 1979 – «Директор театра» В. А. Моцарта (Бургаский оперный театр)
  • 1980 – «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Софийская народная опера)
  • 1981 – «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (Национальный театр, Прага)
  • 1981 – «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Берлинская государственная опера)
  • 1982 – «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (Лейпцигский оперный театр)
  • 1983 – «Доротея» Т. Н. Хренникова (Музыкальный театр им. С. Македонского, София)
  • 1984 – «Мария Стюарт» С. М. Слонимского (Лейпцигский оперный театр)
  • 1984 – «Летучая мышь» И. Штрауса (Музыкальный театр им. С. Македонского, София)
  • 1986 – «Война и мир» С. С. Прокофьева (Софийская народная опера)
  • 1986 – «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Театр оперы и балета им. Кирова, Ленинград)
  • 1987 – «Хованщина» М. П. Мусоргского (Театр оперы и балета «Эстония»)
  • 1987 – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Словенский театр оперы и балета, Марибор, Югославия)
  • 1987 – «Князь Игорь» А. П. Бородина (Арена ди Верона, Италия)
  • 1989 – «Пророк» А. С. Пушкина (МХАТ им. Горького)
  • 1992 – «Жизнь с идиотом» А. Г. Шнитке (Нидерландский государственный оперный театр, Амстердам)
  • 1993 – «Жизнь с идиотом» А. Г. Шнитке (Венский театр камерной оперы)
  • 1993 – «Ох, эти русские…» В. Г. Тарнопольского (Театр месье Ребу, Фестиваль М. Ростроповича, Эвиан, Франция)
  • 1993 – «Шёлковая лестница» Дж. Россини (Венский театр камерной оперы)
  • 1995 – «Четыре самодура» Э. Вольф-Феррари (Венский театр камерной оперы)
  • 1998 – «Таис» Ж. Массне (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко)
  • 1998 – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (Тверская филармония)
  • 2001 – «Алеко» С. В. Рахманинова (Тверская филармония)

Фильмография[править | править код]

  • 1969 – Режиссёр читает партитуру. Борис Покровский (документальный)
  • 1991 – Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
  • 1992 – Наш любимый юный дед (документальный)
  • 1993 – Парадокс Покровского (документальный)
  • 1996 – Легенды Большого (документальный), режиссёр Н. Тихонов

Режиссёр

  • 1987 – Граф Калиостро (фильм-спектакль) (совм. Ю. Богатыренко)

Книги[править | править код]

  • Покровский Б. А. Об оперной режиссуре. – 1973
  • Покровский Б. А. Размышления об опере. – М., 1979.
  • Покровский Б. А. Беседы об опере. – М., 1981.
  • Покровский Б. А. Ступени профессии. – М., 1984.
  • Покровский Б. А. Сотворение оперного спектакля. – М., 1985.
  • Покровский Б. А. Введение в оперную режиссуру. – Учебное пособие по курсу, 1985.
  • Покровский Б. А. Режиссура музыкального театра: Для студентов театральных ВУЗов. – М., 1985.
  • Покровский ставит советскую оперу. – М., 1989.
  • Покровский Б. А. Когда выгоняют из Большого театра. – М.: Изд-во «Артист. Режиссёр. Театр» СТД РСФСР, 1992. – 205. с. ISBN 5-87334-065-X
  • Покровский Б. А. Что, для чего и как? – М., 2003.
Читайте также:  Биография пастернака личная жизнь

Книги о Б. А. Покровском[править | править код]

  • Чудновский М. А. Режиссёр ставит оперу: творческий путь народного артиста СССР Б. А. Покровского. – М.: Искусство, 1967. – 214 с.
  • Колокол мастера: О Борисе Александровиче Покровском. М.: ГИТИС, 2011. 328 с., ил., 1000 экз., ISBN 978-5-91328-106-7

Оценки творчества[править | править код]

Для нас, актёров, которых воспитал Борис Александрович, он остаётся просто Учителем. Он научил нас по-настоящему любить и понимать оперу. В каждом спектакле Покровского открывается новый исполнитель, рождается новое актёрское явление.[23]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Б. А. Покровский на сайте krugosvet.ru
  • МГАКТ под руководством Б. А. Покровского
  • Борис Александрович Покровский. Биографическая справка
  • Борис Покровский на «Родоводе». Дерево предков и потомков

Источник

Бори́с Алекса́ндрович Покро́вский (1912 – 2009) – выдающийся советский и российский оперный режиссёр, педагог, профессор.

Народный артист СССР (1961)[2]. Лауреат Ленинской премии (1980), четырёх Сталинских премий (1947, 1948, 1949, 1950) и двух Государственных премий России (1995, 2003).

Биография

Родился 10 (23) января 1912 года в Москве. С 10 лет занимался музыкой у Е. Ф. Гнесиной.

Борис Александрович вспоминал:

Ничего не вижу в жизни более святого, чем мои отец и мать, которых я не люблю называть отцом и матерью, называю до сих пор мамой и папой, потому что люблю их все больше и больше, и удивляюсь их мудрости, несмотря на то, что они давно уже умерли. И это действительно так. В нашей семье единственно что было – это старое пианино. Первое на пианино стал играть я одним пальцем, потом кулаком, потом ладонью. Это так надо было, это кто-то велел, а мои родители – очень мудрые, они знали, это кто-то велел и мешать не надо. Поэтому все естественно. Меня повели и показали в музыкальной школе. На Собачьей площадке была музыкальная школа сестер Гнесиных. И меня повели и показали Елене Фабиановне Гнесиной, знаменитому педагогу того времени. И она стала моим первым педагогом.

Потом родители мои любили художественный театр. Значит, иногда я был в художественном театре с ними. Потом у них был абонемент в Большой театр, где-то наверху на четвёртом ярусе, и иногда, когда я был очень прилежен, то меня туда брали с собой на эти спектакли.[3]

Главное же – были пластинки и фантастические рассказы о Шаляпине, Ермоленко-Южиной, Собинове, Карузо и Баттнстинн… «Варя Панина, конечно, хороша, но Петрова-Званцева! Нет, что там говорить…» «Дамаев… Друзякина… Грызунов…» Обсуждался весь круг имен, заключенный в стопках граммофонных дисков.

Мир оперы, фантастический, существующий отдельно от повседневных забот, – он увлекал и привлекал, хотя это было совсем «непрактично» для молодого человека.

Вечером часто передавали оперы по радио, непосредственно из театра, натурой, без принятой теперь стерильности механической записи. Одной рукой я вдавливал в ухо старую телефонную трубку, другой – искал пружинкой таинственные точки на кристаллике детектора.

Самодельный приёмник передавал не только музыку, но и пьянящую атмосферу театра. Отрывочные куски опер, известные по пластинкам, выстраивались в непрерывную цепь эмоций-действий.[4]

В 1929 году, после окончания школы, по призыву советского правительства осваивать рабочие специальности Покровский поступил в школу ФЗУ.

В 1930-1933 годах работал аппаратчиком на химическом заводе имени М. В. Фрунзе.

В 1933 году поступил на режиссёрский факультет Техникума театрального искусства. Учился вместе с Георгием Товстоноговым на курсе Юрия Завадского.

Вспоминает Покровский:

Георгий Александрович Товстоногов – это то, что тоже принесла мне судьба. То с хорошим расчетом она послала мне умного человека, очень умного. Хорошего товарища, с которым я познакомился, как только пришел в ГИТИС. На меня он производил очень большое впечатление. Мы как-то сблизились до такой степени, что иногда ловили друг друга на том, что одинаково мыслили.[источник не указан 2194 дня]

Вспоминает Товстоногов:

Мы учились на одном курсе и в один день получили дипломы об окончании Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского. Б. Покровский пришел на режиссёрский факультет, уже имея музыкальное образование, и когда мы выбирали для самостоятельных работ отрывки из пьес Шекспира или Чехова, он ставил «Пиковую даму» Чайковского.

Уверенно и целеустремленно овладевал он искусством сопряжения учения К. С. Станиславского со спецификой оперного театра. Он твердо знал, чего хочет, и, казалось, торопился поскорее обрести профессиональные навыки, которые помогут осуществить уже тогда ясную для него цель.[5]

В 1938 году окончил ГИТИС имени А. В. Луначарского.

Покровский:

Я окончил ГИТИС. Нас тогда учили бесплатно, как вы знаете. И после того, как мы его кончали нас посылали на работу. Без работы никто не оставался. Это не плохо. Меня послали в провинцию. В провинции мне нужен был спектакль дипломный. Меня вызвали к директору и спросили: “Вы можете поставить «Кармен?» – Я говорю: «Могу» – «Когда вы можете начать репетировать?» – Я говорю: «Сейчас могу начать репетировать».[3]

В 1937 году, после окончания института, был направлен в Горьковский государственный теат­р оперы и балета имени А. С. Пушкина. Дипломный спектакль – опера «Кармен» – стал в том же году его режиссёрским дебютом. В 1938-1943 годах был режиссёром (с 1940 – главным режиссёром) театра. Поставил в Горьком 12 опер и оперетт.

В 1943 году перешёл в Большой театр. В 1952, 1955-1963 и 1970-1982 годах – главный ре­жиссёр Большого театра, где поставил 41 спектакль.

Лучшие из них:

  • «Евгений Онегин» П. И. Чайковского 1944 (художник П. В. Вильямс, 1991 (художник В. Я. Левенталь) и 2000 (возобновление постановки 1944 года)
  • 1949 – «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (художник Ф. Ф. Федоровский)
  • «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947, художник В. Ф. Рындин и 1981 (художник Н. Н. Золотарёв)
  • 1948 – «Проданная невеста» Б. Сметаны
  • 1953 – «Травиата» Дж. Верди (художник В. Ф. Рындин)
  • 1954 – «Фиделио» Л. Бетховена (дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев)
  • 1965 – «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (художник Н. А. Бенуа)[6]
  • 1970 – «Семён Котко» С. С. Прокофьева (художник В. Я. Левенталь)
  • 1973 – «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (художник И. Г. Сумбаташвили)
  • 1974 – «Игрок» С. С. Прокофьева (художник В. Я. Левенталь)
  • 1977 – «Мёртвые души» Р. К. Щедрина (художник В. Я. Левенталь)
  • 1978 – «Отелло» Дж. Верди (художник В. Я. Левенталь)
  • 1980 – «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (художник В. Я. Левенталь)
  • 1982 – «Обручение в монастыре» («Дуэнья») С. С. Прокофьева (дирижёр Г. Н. Рождественский)
  • 1988 – «Млада» Н. А. Римского-Корсакова (художник В. Я. Левенталь)
  • 1990 – «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (художник В. Я. Левенталь)
Читайте также:  Алексей кудрявцев биография личная жизнь

Всего поставил более 180 спектаклей.

Могила Покровского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Могила Покровского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Осуществил первую постановку оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинграде (1946, Ленинградский академический Малый театр оперы и балета). По просьбе Покровского Сергей Прокофьев написал вальс Наташи Ростовой, ставший символом этой оперы.

В 1947 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) о формализме в музыке была осуждена поставленная им опера «Великая дружба» В. И. Мурадели, однако каких-либо мер по отношению к режиссёру не последовало[7][8].

С 1949 года преподаёт в ГИТИСе на кафедре музыкального театра. С 1954 года – профессор, с 1959 года – заведующий кафедрой музыкального театра.

В 1972 году основал московский Московский камерный музыкальный театр, получивший в 1997 году к 25-летию звание «Академического». Поставил здесь 75 произведений, из них – древнейшую русскую оперу XVII века «Ростовское действо» (1982) и одну из первых итальянских опер XVI века – «Эвридику» Якопо Пери (1994), а также «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского – первая постановка в России, «Дирижёр оркестра» Д. Чимарозы, «Жизнь с идиотом» А. Г. Шнитке и другие.

Много работал за рубежом. Он был первым постановщиком опер, получивших всеобщую известность, – «Война и мир» С. С. Прокофьева в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» в Праге (1981).

Скончался 5 июня 2009 года в Москве. Похоронен 8 июня 2009 года на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

  • первая супруга – Анна Алексеевна Некрасова (1913-2003) – режиссёр Центрального детского театра. Педагог. Народная артистка РСФСР[9].
  • дочь – Алла Покровская. Зять – Олег Ефремов.
    • внук – Михаил Ефремов.
      • правнук – Никита Ефремов.
      • правнук – Ефремов, Николай Михайлович (род. 1991), актёр, играл в телесериале «Белая гвардия».
      • правнучка – Анна-Мария.
      • правнучка – Вера.
      • правнучка – Надежда.
      • правнук – Борис.
  • сын – Александр Покровский – концертмейстер Московской консерватории.
  • вторая супруга – Ирина Ивановна Масленникова (1918-2013), Народная артистка РСФСР. падчерица – Лемешева, Мария Сергеевна (дочь Сергея Лемешева). Её муж Агронский, Владимир Ильич – дирижер театра Покровского[10].

Оценки творчества

Евгений Онегин, Аида, Фиделио, Травиата, Война и мир, Судьба человека – вот спектакли, поставленные мною с Борисом Покровским, и, положа руку на сердце, могу сказать, что никогда за все годы работы ни тени, ни недомолвок, ни холодка неудовлетворения не пробегало между нами. Здесь дело в тождестве художественных взглядов и вкусов в творческом единомыслии. Творческое беспокойство, постоянные поиски правды – вот черты наиболее замечательные в артистическом облике Бориса Покровского[источник не указан 2194 дня]

Павел Лисициан:

Покровского отличает необычайно острое и живое восприятие оперного произведения. Ставя ту или иную оперу, давая ей сценическую жизнь, он всегда и прежде всего исходит от музыки, от чувств, мысли и стиля данного композитора[источник не указан 2194 дня].

Галина Вишневская:

Для нас, актёров, которых воспитал Борис Александрович, он остается просто Учителем. Он научил нас по-настоящему любить и понимать оперу. В каждом спектакле Покровского открывается новый исполнитель, рождается новое актёрское явление.[12]

Книги

  • Покровский Б. А. Об оперной режиссуре. – 1973
  • Покровский Б. А. Размышления об опере. – М., 1979.
  • Покровский Б. А. Беседы об опере. – М., 1981.
  • Покровский Б. А. Ступени профессии. – М., 1984.
  • Покровский Б. А. Сотворение оперного спектакля. – М., 1985.
  • Покровский Б. А. Введение в оперную режиссуру. – Учебное пособие по курсу, 1985.
  • Покровский Б. А. Режиссура музыкального театра: Для студентов театральных вузов. – М., 1985.
  • Покровский ставит советскую оперу. – М., 1989.
  • Покровский Б. А. Когда выгоняют из Большого театра. – М.: Изд-во «Артист. Режиссёр. Театр» СТД РСФСР, 1992. – 205. с. ISBN 5-87334-065-X
  • Покровский Б. А. Что, для чего и как? – М., 2003.

Книги о Б. А. Покровском

  • Чудновский М. А. Режиссёр ставит оперу: творческий путь народного артиста СССР Б. А. Покровского. – М.: Искусство, 1967. – 214 с.
  • Колокол мастера: О Борисе Александровиче Покровском. М.: ГИТИС, 2011. 328 с., ил., 1000 экз., ISBN 978-5-91328-106-7

Признание и награды

  • 1947 – Сталинская премия первой степени за постановку оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева в ЛМАТОБ).
  • 1948 – Сталинская премия первой степени за постановку оперного спектакля «Вражья сила» А. Н. Серова
  • 1949 – Сталинская премия второй степени за постановку оперного спектакля «Проданная невеста» Б. Сметаны
  • 1950 – Сталинская премия первой степени за постановку оперного спектакля «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (4 августа 1955)
  • Народный артист РСФСР (15 июня 1957)
  • Народный артист СССР (9 сентября 1961)
  • Орден «Знак Почёта»
  • 1967, 1976 – орден Ленина
  • 1972, 1982 – орден Трудового Красного Знамени
  • 1980 – Ленинская премия
  • 1986 – Почётный Президент Международного института театра
  • 1995 – Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года – за оперные спектакли последних лет[13]
  • 1996 – Российская оперная премия «Casta diva» в номинации За благородное служение опере[14]
  • 1996 – Театральная премия «Золотая маска» – за спектакли Камерного музыкального театра
  • 1997 – орден «За заслуги перед Отечеством» III степени – за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства[15]
  • 1999 – медаль Пушкина в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства[16]
  • 2002 – орден «За заслуги перед Отечеством» II степени – за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства[17]
  • 2002 – Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского)[18]
  • 2002 – премия города Москвы в области литературы и искусства за постановку оперы «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского.
  • 2004 – Театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
  • 2004 – Государственная премия Российской Федерации – за постановку оперных спектаклей «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского и «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г. Ф. Генделя, поставленные на сцене Московского государственного академического камерного музыкального театра [19]
  • 2004 – орден Креста земли Марии 3 класса[20]
  • 2004 – «премия имени Г. А. Товстоногова за выдающийся вклад в развитие театрального искусства», вручавшейся в рамках награждения высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит».
  • медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2007 – орден «За заслуги перед Отечеством» I степени – за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность[21]
  • 2008 – премия «Триумф».

Фильмография

  • 1996 – «Легенды Большого. Борис Покровский» – документальный фильм, 1996 г., 52 мин., режиссёр Никита Тихонов

Примечания

Ссылки

  • Б. А. Покровский на сайте krugosvet.ru
  • МГАКТ под руководством Б. А. Покровского
  • Борис Александрович Покровский. Биографическая справка
  • Борис Покровский на «Родоводе». Дерево предков и потомков

Источник