Борис эдер дрессировщик биография личная жизнь

Борис эдер дрессировщик биография личная жизнь thumbnail

С легкой руки некоторых авторов юмористических рассказов, пи­савших о сонных, обленившихся в неволе львах и тиграх, у публики и впрямь порой создавалось впечат­ление о том, что работа с хищника­ми не особенно трудна и не опасна. Это ошибочное мнение опровер­гается практикой одного из старей­ших и талантливейших мастеров со­ветского цирка Бориса Афанасьевича Эдера, который отмечает сейчас 70 лет со дня рождения и почти шестидесятилетний юбилей артисти­ческой деятельности.

На фото. Первый аттракцион Б. Эдера

У маститого дрессировщика было немало трагических происшествий, когда его увозили израненного зве­рями. Но в конце концов он всегда подчинял себе хищников. Работа с дикими зверями требует от артиста больших знаний и мужества. Она по плечу  только  таким   волевым   и   отважным людям, как Борис Афа­насьевич. …Двенадцатилетним мальчишкой бежал Борис Эдер из дома отца — мастера Батумского нефтеперегон­ного завода. Его прельстила роман­тика бродячего циркового балагана. Парнишка еще не знал, что позоло­ченные позументы и блестки на кос­тюмах артистов служили прикрытием полукищенской жизни бродячих циркачей. Приобщение Бориса к цир­ковому искусству по традиции тех лет началось на кухне хозяина, где уче­ник должен был чистить картошку, бегать на базар за продуктами, нян­чить детей, а по вечерам, перед на­чалом представлений, зажигать в ба­лагане лампы. Пытливый паренек присматривался к работе артистов. Во время репетиций они знакомили его с простейшими акробатическими трюками.

На фото. Номер «Римские гладиаторы» (слева Б. А. Эдер)

Настоящее учение пришло через несколько лет, когда Эдер попал в Тифлис в цирк Есиковских. Здесь опытный воздушный полетчик Вайц-мэн, увидев настойчивое стремление юноши стать артистом, взял его к се­бе в номер. Занимаясь с Эдером акробатикой, прыжками, гимнастикой, он много способствовал всесторон­нему физическому развитию буду­щего мастера цирка. В труппе воздушных гимнастов Вайцмана и начал свой творческий путь Борис Эдер. Ежедневные мно­гочасовые тренировки, стремление отточить и совершенствовать трюки, сделать красивыми и легкими свои перелеты позволили ему стать не­плохим  вольтижером.   Вскоре   Эдера приглашают в воздушный полет в цирк Ефимовых. Он выступает здесь уже на правах настоящего ар­тиста.

Достигнув больших успехов в воз­душном полете, Борис Эдер ищет приложения сил своей беспокойной натуре в других номерах. Он высту­пает в модных перед первой миро­вой войной «Римских гладиаторах». Этот номер сменяется «воздушным зубным актом на трапеции под ку­полом цирка». Потом — работа с першем, которую Эдер также ста­рается   всячески   разнообразить   введением новых, оригинальных трю­ков. Так, стоя и передвигаясь на ог­ромном шаре по манежу, он балан­сировал перш с партнером, испол­няющим на его вершине сложные упражнения. Прежде чем создать свой знаменитый аттракцион «Полет вокруг Эйфелевой башни», Эдеру пришлось также работать на пере­ходной лестнице. «Башню» артист сконструировал сам. Вместе с парт­нером Эдер исполнял на вращающейся вокруг нее трапеции слож­нейшие акробатические трюки, тре­бующие огромного физического на­пряжения и ловкости. Со своей «Эйфелевой башней» Борис Эдер успешно выступал в цирках страны, и если бы не одно обстоятельство, быть может, Эдер и не стал бы дрес­сировщиком  хищников.

На фото. Б. А. Эдер и львица Пупа

Дело в том, что в начале 30-х годов, за исключением, пожалуй, Ни­колая Гладильщикоаа и Макса Бо­рисова, в советском цирке не оста­лось ни одного отечественного ат­тракциона диких зверей. Сошли с манежа знаменитые в стране рус­ские укротители Жеребилов, Бере­тик и другие. Царившие после граж­данской войны в стране голод и раз­руха, когда нечем было кормить зверей, также способствовали ликви­дации в цирке номеров дрессиро­ванных  животных. В советских цирках гастролирова­ли  тогда  приглашавшиеся  из-за  границы известные укротители Тогаре, Эрнст Шу, Косми, Карл Зембах. Управление цирками вынуждено было выплачивать этим дрессировщикам крупные гонорары в валюте. Вот тогда-то и было решено начать соз­дание аттракционов с хищниками силами советских артистов.

Борис Афанасьевич получил пред­ложение принять для работы группу львов, приобретенную Управлением цирками у одного иностранного ук­ротителя. Предложение было неожи­данным и казалось невероятным для артиста, никогда в жизни не работавшего с животными, и тем бо­лее с хищными зверями. Однако недаром в Управлении цирками зна­ли Эдера как человека исключитель­ной настойчивости, самообладания и умения доводить до конца любое задуманное дело. После нескольких дней   колебаний   и   раздумья   он   решил попытать свои силы в новой для него   цирковой   профессии. Эдер поступил стажером к дрес­сировщику-иностранцу, стал изучать повадки львов, ухаживал за ними, поил и кормил их, убирал клетки, стремясь расположить хищников к себе. Через две недели «общения» со львами Борис Эдер решил войти к   ним   в   клетку… Иностранный артист, пораженный таким решением стажера, стал отговаривать его.

На фото. На съемке фильма «Дон-Кихот»

— Львы растерзают вас мгновен­но, едва вы появитесь перед ними! — запугивал  он Эдера.

Но было поздно отговаривать и запугивать смелого и решительного человека. Тогда иностранец предупредил Управление цирками о том, что он снимает с себя всякую ответствен­ность за могущую произойти крова­вую драму, а с Эдера взял расписку в  том,  что  он  предупрежден… Едва Эдер вошел в клетку, как львы бросились на него со зловещим рычанием. Пришлось выйти, снова дни и ночи просиживать рядом с хищниками, всячески задабривать и приучать их к себе. На четвертый день Эдер опять вошел в клетку. Но едва он достиг середины, как вели­кан Примус неожиданно сзади на­бросился на него и с силой ударил по спине, вонзив свои когти. Начи­нающий дрессировщик не растерял­ся и мгновенно кольнул зверя ост­рым трезубцем. Лев отскочил, и Эдер заставил Примуса сесть на свою тумбу. Только после этого, весь в   крови,   Борис   Афанасьевич   отправился в больницу, чтобы сделать пе­ревязку и прививку против зараже­ния крови. Через несколько дней Эдер сно­ва вошел в клетку. Теперь он чувст­вовал себя увереннее. Первая стыч­ка с Примусом укрепила его в со­знании собственной воли и силы. Поэтому он спокойно отражал осо­бенно яростные нападения того же Примуса, а также львов Риффи и Маюрата, не взлюбивших своего нового хозяина.

На фото. Б. А. Эдер с тиграми          

Прошло всего три недели — срок невероятно короткий и рекордный в практике дрессировщиков, — когда Эдер начал работать на арене. Он в корне изменил систему обращения с  дикими   зверями,  отказавшись от запугивания и избиения львов, как это делали многие иностранные укротители. Своей новой манерой дрессиров­ки, основанной на стремлении лаской и вкусовым поощрением подчинить хищника, сделать его послушным исполнителем воли артиста, Эдер по­казал себя новатором в этом слож­ном и трудном жанре циркового искусства. Он отказался и от тради­ционных костюмов укротителей. Эдер появлялся в клетке не в одеянии «таинственных» гипнотизеров и ловких ковбоев, а в обычной пиджачной паре, без револьвера и бича, с ма­леньким стеком в руках. Он называл каждого из своих питомцев по име­ни, жестом руки приглашал его вы­полнить трюк — пройтись по буму, прокатиться на шаре, прыгнуть через обруч. Лишь в крайнем случае, когда лев проявлял непокорность, дрессировщик подталкивал его сте­ком, чтобы заставить выполнить за­дание.

Мягкая, непринужденная манера работы создавала у зрителей впечат­ление, что перед ними в клетке не грозные цари пустыни, а огромные, прекрасно выдрессированные кошки. Но эти «кошки» все же оставались хищниками. Иногда они нападали на своего нового дрессировщика, ко­торому приходилось после этого отлеживаться  в  больнице. Однако Эдер крепко полюбил опасную профессию дрессировщика. У него никогда даже не возникало мысли о том, чтобы вернуться к сво­ему прежнему, более спокойному гимнастическому номеру, казавше­муся ему теперь менее творчески интересным. Борис Афанасьевич стал главой советской школы дрессировщиков хищников. В 1939 году ему было при­своено почетное звание народного артиста РСФСР. Он был награжден орденом  Ленина.

На фото. Эпизод из спектакля «Во льдах Арктики»

Проработав несколько лет со львами, Борис Эдер решил попробо­вать свои силы в дрессировке взрос­лых уссурийских тигров. Я подчерки­ваю слово «взрослых», так как обыч­но принято брать для воспитания совсем молодых животных, у кото­рых еще не проявились природные хищные инстинкты. Смелый артист нарушил и эти «основы» дрессиров­ки. За полгода Эдер подготовил груп­пу десятилетних уссурийских тигров-великанов, в которой находился не­истово свирепый хищник по кличке Джек. В зверинце он растерзал двух работников, а в цирке серьезно поранил ухаживавшего за ним слу­жителя. Но Борис Эдер подчинил себе и грозного Джека, правда, всег­да во время общения с ним в клет­ке был начеку. Затем Бориса Афанасьевича за­интересовали белые медведи. Вы­дрессировав их, он создал спек­такль «Во льдах Арктики». Борис Эдер отправлялся на «дрейфующую льдину», встречался там с белыми обитателями      безмолвной      ледяной пустыни и разыгрывал с ними не­сколько веселых, оригинальных по трюкам сцен.

После выступлений с белыми медведями, он решил подготовить новый аттракцион из их бурых со­братьев, заставить мишек исполнять сложные трюки на канате под купо­лом цирка. В мировой цирковой практике не было подобного номера. Поэтому дрессировщик особенно тщательно его репетировал, стараясь избавить медведей от инстинктивного страха высоты. Начав обучать их на кана­те, натянутом в полутора метрах над манежем, Эдер затем стал каж­дый день водить обитателей русских лесов на крышу трехэтажного дома и проводил с ними там по несколь­ку часов. Так постепенно медведи привыкли к высоте. Толпы одесситов с любопытством наблюдали за этими экспериментами артиста и создали в городе необык­новенную «рекламу» будущему аттракциону. И когда наконец в мест­ном цирке состоялась его премьера, в зале не было ни одного свобод­ного места. Успех дрессировщика был   колоссальный…

Перепробовав свои силы в самых различных областях дрессуры, Борис Афанасьевич в середине 50-х годов покидает манеж. Он становится режиссером-педагогом, создает не­сколько крупнейших аттракционов советского цирка. Эдер, в частности, помог акробату-вольтижеру Вальтеру Запашному подготовить смешанную группу   хищников. В эти же годы Борис Афанасьевич начинает работать в кино. Это он подготовил для фильма «Опасные тропы» всю трюковую часть с тигра­ми, доставленными на «Мосфильм» из тайги. Я видел, как он работал с бывшей эстрадной артисткой Марга­ритой Назаровой, которая должна была дублировать героиню кинокар­тины в эпизодах с хищниками. Впос­ледствии Эдер передал Назаровой эту подготовленную им группу тиг­ров во главе со знаменитым Пуршем. Затем он становится консультан­том-дрессировщиком  и в фильме «Укротительница тигров». В кинокар­тине «Дон-Кихот» Эдер помогает ре­жиссеру Григорию Козинцеву сни­мать сцену встречи со львом рыцаря, которого играл Николай Черкасов.

О своем богатейшем опыте рабо­ты с хищниками в цирке и в кино Борис Афанасьевич написал увлека­тельную книгу «Мои питомцы». В настоящее время он занимается в Ивановском цирке созданием ново­го аттракциона «Львы и всадник», в котором участвуют его дочь Вален­тина и зять Виктор. Борис Афанасьевич Эдер неуто­мим. И сейчас, в дни своего семиде­сятилетия, он полон творческих пла­нов, вынашивает замыслы создания оригинальных аттракционов и номе­ров. Его вечно молодая душа нова­тора не знает покоя.
 

Мих. ДОЛГОПОЛОВ

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.

оставить комментарий

Источник

| 10:59 | 25.06.2015

Борис ЭдерНесколько десятилетий я знаю Бориса Афанасьевича Эдера — смелого, отважного, ищущего, беспокойного артиста и человека. Вся его жизнь увлекательна и романтична, как романтично и увлекательно искусство цирка, с которым он связал свою судьбу.

Жизнь в искусстве Борис Эдер начинал так же, как и многие, впоследствии известнейшие мастера русского дореволюционного цирка. И история прихода их в цирк очень похожа на десятки таких же историй. Двенадцатилетним парнишкой Борис убежал из дома своего отца — мастера Батумского нефтеперерабатывающего завода — и ушел с бродячими артистами циркового балагана. В те годы он не подозревал, что блестки на трико гимнастов и акробатов с трудом прикрывали полунищенское существование этих красивых, сильных и обаятельных людей.

Подобно многим своим сверстникам, «гуттаперчевым мальчикам», увлеченным романтикой циркового зрелища, Борис свой путь на манеж начинал с того, что чистил картошку на хозяйской кухне, бегал за продуктами на базар, нянчил детей, а перед представлениями зажигал в балагане лампы. Прошло несколько лет своеобразного «ученичества», но не угасала мечта стать артистом.

Гимнаст, эквилибрист, воздушный полетчик, участник модного в 10-е годы «гладиаторского» номера, затем пер-шевик. Эту работу молодой артист всячески стремился разнообразить, ввести в нее новые оригинальные трюки. Так, балансируя на лбу першем, на вершине которого партнер исполнял сложные упражнения, сам Эдер становился на огромный шар, двигавшийся по манежу в разных направлениях. Работа на «переходной лестнице» и на кольцах предшествует созданию оригинального аттракциона «Полет вокруг Эйфелевой башни». Он сам конструирует башню и наблюдает за ее созданием. Подвешенная к ее вершине трапеция все время вращается, а Эдер с партнером исполняют на ней сложнейшие гимнастические трюки. Может быть, так и продолжал бы он свою работу акробата и гимнаста, придумывая новые, все более усложненные трюки. Но Управление госцирков в начале 30-х годов предложило ему заняться дрессировкой хищников.

Борису Эдеру поручили принять группу львов, приобретенную Управлением цирков у известного укротителя Карла Зембаха. И вот человек, никогда раньше не общавшийся с хищниками, стал пробовать себя в новой профессии.

В печати уже не раз рассказывалось, как Борис Афанасьевич, человек сильный, настойчивый, в очень короткий срок сумел подобрать «ключи» к львам, изучить их нрав, повадки, как он стремился обращаться с хищниками гуманно, подчинять их своей воле, применяя метод вкусового поощрения.

Потом Эдер решил попробовать свои силы в работе с уссурийскими тиграми. Через полгода новый аттракцион был готов. Затем он подготовил настоящий спектакль — полярный аттракцион с белыми медведями. Действие его происходило на «дрейфующей льдине», белые медведи участвовали в нескольких веселых сценках — возили на нартах пришельца с «большой земли», ходили на лыжах, «слушали в ледяном безмолвии» мелодии модных песенок…

Но вскоре, занявшись обитателями русских лесов — бурыми медведями, артист-новатор первым в истории цирка «поднял» их под купол. Его мишки исполняли на канате забавные трюки, совершали кульбиты, ходили с завязанными глазами и т. д.

Когда Борис Афанасьевич перестал выступать в цирке, он стал режиссером-педагогом. Его пригласили в кино принять участие в подготовке к съемкам картины «Опасные тропы». Предстояло не только выдрессировать уссурийских тигров, только что привезенных из тайги, но и подготовить дублершу одной из героинь фильма. Помню, как в подвальном этаже «Мосфильма», в специально оборудованной вольере, Эдер дрессировал полосатых хищников, одновременно обучая обращению с тиграми Маргариту Назарову. Бывшая эстрадная танцовщица бесстрашно овладевала новой Для нее опасной профессией. Вместе с ней стажировался и бывший актер театра К. Константи-новский. Я видел, как Маргарита Назарова успешно дублировала в «Опасных тропах» героиню кинокартины, а затем, опять-таки при помощи Б. А. Эдера, стала самостоятельно выступать с подготовленным аттракционом. Вскоре Эдер уже помогал ставить сцены с хищниками в фильме «Укротительница тигров», где Назарова дублировала исполнительницу главной роли Л. Касаткину. А еще через два-три года Назарова уже сама сыграла большую роль в комедии «Полосатый рейс».

Борис Эдер стал консультантом кинематографистов и в фильме «Дон-Кихот», помогая Григорию Козинцеву снять встречу Дон-Кихота (Николая Черкасова) со львом.

Борис Афанасьевич неутомим. Он помогал создать аттракцион со львами на лошадях для своей дочери Валентины и зятя Виктора, консультировал самого молодого советского дрессировщика Бориса Денисова, участвовал в работе над многими другими произведениями.

Более 60 лет Эдер отдал цирку. Он награжден орденом Ленина, удостоен почетного звания народного артиста РСФСР. Пожелаем же ему от души еще многих лет здоровья и работы!

К 75-летию народного артиста РСФСР Бориса Эдера

МИХ. ДОЛГОПОЛОВоставить комментарий

Источник

Кадр из фильма «Полосатый рейс». Эта комедия сделала дрессировщицу секс-символом. Фото: кадр из фильма.

Бесстрашной укротительнице тигров рукоплескали миллионы. Ее жизнь казалась сказкой, но закончилась трагедией. Сегодня по заказу Первого канала кинокомпания «ОДА-фильм» снимает о дрессировщице сериал. О том, как сложилась судьба Маргариты Назаровой, «Комсомолке» рассказала ее близкая подруга, артистка цирка Энгелина Рогальская.

Танцевала в кабаре перед фашистами

– Своей карьерой Маргарита обязана мужу – дрессировщику Константину Константиновскому, – считает Энгелина Рогальская. – Если бы не он, вряд ли Марго стала бы звездой – с ее-то пятном в биографии!

Перед войной семья Маргариты переехала из Ленинграда в Даугавпилс. Оттуда фашисты угнали девушку в Германию, где ее приметил владелец кабаре. Маргарита в детстве занималась балетом и была невероятно пластичной. Чтобы сохранить жизнь, 15-летняя Рита была вынуждена плясать на сцене полуобнаженной, развлекая немцев. Из плена ее вызволили русские солдаты.

После войны Назарова поступила танцовщицей в передвижной театр оперетты.

– Маргаритка была невероятно хороша, голубые глаза, просто куколка! Мужчины на нее западали, но она влюбилась в 32-летнего Константиновского, – рассказывает Энгелина Васильевна. – Костя уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», его карьера шла на взлет.

Через год совместной жизни Назарова стала его женой.

Едва не осталась без скальпа

В 1953 году Константиновского пригласили дрессировщиком в картину «Опасные тропы». Консультантом фильма стал старейший укротитель Борис Эдер.

Константин Константиновский страшно ревновал жену. И не без повода. Фото: wikipedia.org

– Эдер был в возрасте, но и он не мог остаться равнодушным к красоте Марго, – вспоминает Рогальская. – На репетициях он заметил, что Назарова без страха общается с хищными животными.

Через год Маргарита оставила работу танцовщицы. Начала осваивать дрессуру хищников. Эдер предложил ее на роль дублерши актрисы Людмилы Касаткиной в фильме «Укротительница тигров».

– У Марго появился любимец – бенгальский тигр Пурш, – продолжает Энгелина Рогальская. – С ним она и снималась в кино. Пурш стал просто ручным – редчайший случай! Маргарита даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку… После выхода «Укротительницы тигров» Назаровой предложили выступать на манеже. Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену. И хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина.

Работа с хищниками не всегда проходила гладко. Однажды на репетиции Константин заставил тигрицу Раду прыгать через свою жену.

«Лапа полоснула по голове и почти сорвала скальп, – вспоминала дрессировщица. – 21 день я находилась между жизнью и смертью».

Едва артистка вернулась в цирк, как получила новую травму. Пурш, играя, пытался сорвать бант с ее головы, но задел когтями височную артерию. Эти травмы всю жизнь напоминали о себе головными болями.

Натравить на соперника хищника!

Постепенно Назарова стала звездой, а ее муж ушел в тень. Ей дали звание заслуженной артистки РСФСР. Ее фото помещали на обложки журналов. Маргарита купалась в славе. Хрущев млел при виде Назаровой и однажды прилюдно сказал: «Вот такую женщину надо показывать в кино!»

Но в семейной жизни штормило. Константина раздражало кокетство жены в правительственной ложе при встрече с почетными гостями. Все Политбюро бывало на цирковых представлениях, и мужчины больше смотрели не на тигров…

– Маргарита признавалась, что мирились они в постели. Их союз у нас называли браком по-итальянски: бурные выяснения отношений сменялись страстной любовью, – говорит Рогальская. – Мир воцарился в 1960 году после рождения первенца. Уже через месяц грудного Алешу принесли на съемочную площадку «Полосатого рейса». В фильме Маргарите дали главную роль, а ее муж стал постановщиком трюков. Режиссер «Полосатого рейса» Владимир Фетин говорил: «Мы сделаем веселый фильм, если… останемся живы». На «Ленфильме» ходила шутливая инструкция: «Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр, нужно небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдет».

На съемках Назарова завела романтические отношения с исполнителем главной роли Иваном Дмитриевым. Муж сходил с ума от ревности. Позже он признался, что подумывал натравить на соперника тигра, но сдержался.

Забавная деталь: вместо Евгения Леонова в «Полосатом рейсе» мыться в ванной спиной к камере должен был дублер – муж Назаровой Константиновский. Но дрессировщик сказал: «Спиной – это не смешно. Нужно сидеть лицом к тигру». После уговоров Леонов согласился на один дубль. Актер сел в ванну, намылил лицо. Маргарита пустила Пурша. Тигр подошел к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова. Когда актер стал промывать глаза, он увидел прямо перед собой морду тигра и, дико икнув, очень естественно нырнул на дно. А потом в чем мать родила ринулся вон из павильона. Сцена эта была впоследствии разрешена к показу лично Фурцевой. «Я не ханжа», – заявила министр культуры.

Начальство посоветовало «не разрушать семью»

После премьеры «Полосатого рейса» Назарова превратилась в секс-символ. Она получала мешки писем с предложениями: «Брось мужа и выходи за меня!»

– Осенью 1961 года Рита с Костей гастролировали в Иране, – вспоминает Энгелина Рогальская. – Там супруги познакомились с 40-летним дипломатом, сотрудником советского посольства в Тегеране. Виктор был поражен красотой Маргариты, у них начался тайный роман. Встречались они и после, когда дипломат вернулся из Ирана в Москву. Его письма дрессировщица берегла до конца жизни:

«Родная моя, любимая, я пишу, и у меня дрожат руки. Как хотелось быть рядом, целовать твои глаза, родинку, плечи, твои остренькие колени. Ты была моей так мало, так быстротечно. Самая большая и запретная, нечаянная моя любовь!»

Много лет спустя Назарова призналась:

«Влюблялись ли в меня? Да, часто. В каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так».

Мужа укротительницы в сериале сыграет Андрей Чернышов. Фото: Первый канал.

Если поначалу Риту воспринимали не иначе как жену знаменитого дрессировщика, то позже стали объявлять: «Несравненная Маргарита Назарова! С супругом». В 1962 году Константиновский ушел от жены и создал свой номер с хищниками. Но вскоре руководство цирка рекомендовало артисту вернуться в лоно семьи. И намекнуло: номера Маргариты приносят хорошую прибыль, не нужно составлять ей конкуренцию.

Назарова и Константиновский прожили вместе еще пять лет, до самой смерти дрессировщика. Врачи обнаружили у него опухоль мозга, и Константин настоял на ее удалении, хотя в успех мало кто верил. Константиновский умер через шесть дней после операции. Ему было 50 лет. На похоронах Назарова держала в руках красные маки.

Добровольная отшельница

– После смерти мужа популярность Маргариты пошла на спад, – продолжает Энгелина Рогальская. – Она не справлялась с хищниками без помощи супруга. Ручной тигр Пурш, единственный, кто слушался Маргариту, умер. Другие животные вели себя агрессивно.

В 1983-м Назарова вышла на манеж в последний раз. На арене после номера забыли закрыть клетку, и тигр, так и не признавший в артистке вожака, кинулся на Риту, пропоров когтями спину. Работать она больше не могла. Эстафету принял сын Алексей, тоже ставший дрессировщиком. Но однажды он уехал на гастроли во Францию и решил не возвращаться. Оставшись без мужа, сына, любимой профессии, Назарова замкнулась в себе.

– Маргарита уехала в Нижний Новгород и отгородилась от всех, – говорит Рогальская. – Мы пытались ее навестить, но она не открывала дверь. Знаю, что актриса Людмила Касаткина хотела оказать помощь, но Рита ее отвергла. Постепенно мы все смирились с тем, что Маргарита превратилась в отшельницу…

25 октября 2005 года Назаровой не стало. На похороны из Франции приехал сын. Своих двоих детей он назвал в честь знаменитых родителей – Маргаритой и Константином.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Актриса Ольга ПОГОДИНА: Мы можем войти в Книгу рекордов Гиннесса

О съемках сериала «Маргарита Назарова» рассказывает продюсер картины и исполнительница главной роли.

– Идея картины моя. Но сначала я хотела делать фильм о нашей первой дрессировщице львов – Ирине Бугримовой, – призналась Ольга Погодина «КП». – Пришла к Эдгарду Запашному. А он сказал: «Оль, столько желтых львов у нас нет. Давай сделаем кино о Назаровой, потому что тигры есть». Так идея трансформировалась. Режиссер фильма – Константин Максимов. Я – исполнительница главной роли и сопродюсер Алексея Пиманова.

– Откуда брали материал для сюжета?

– Из архива «Госцирка». Из воспоминаниий Вальтера Запашного (отец Эдгарда Запашного. – Ред.), который был знаком с Константиновским и Назаровой. Кое-что рассказал и сам Эдгард. Он познакомил меня с дрессировщиком Михаилом Багдасаровым – тот стал консультантом нашей картины и поведал уникальные вещи.

Без дублеров и страховки

– Все трюки с тиграми (а их у нас играло семь) мы с Андреем Чернышовым делали сами, без дублеров! Повторили все трюки Назаровой (включая ее номер, когда она плавает с тиграми), плюс добавили несколько, которые она не делала. Она не клала голову в пасть тигра – только руку, а я это сделала. Выполнила я и ее знаменитый номер «качели», в котором мы с тигрицей Шакирой качаемся под куполом цирка. Ничего подобного до меня никто из актрис не повторял. В этом смысле наша картина уникальна. Мы даже подумываем о том, чтобы послать документы для регистрации в Книге рекордов Гиннесса. Мы, непрофессионалы, осуществили почти все известные трюки мировой дрессуры!

– Под купол взлетали со страховкой?

– Без! Мы специально параллельно снимали документальный фильм о нашей картине, чтобы потом никто не сказал, что, мол, компьютерной графикой стерли страховку или что-то в этом духе.

Качели, кстати, Эдгард Запашный нам предоставил настоящие, ими еще Бугримова пользовалась. Трюк с ними делали только Бугримова со своим львом, Назарова с тигром Пуршем, Эдгард и Аскольд Запашные с тигром Мартином и я, четвертая по счету, с тигрицей Шакирой. Шакира заходит на качели, я держу ее на поводке. Качели поднимаются под самый купол цирка, и мы раскачиваемся, амплитуда метров пять. Если что, помочь бы там под куполом мне никто не смог.

– Тигры вели себя с вами дружелюбно или агрессивно?

– Да все было! Мы же год с ними работали. Прошли через очень рисковые ситуации. Эдгард всегда нас страховал и учил: с твоим партнером может в любую секунду случиться несчастье, и ты должен защитить его.

– Полосатые артисты оставили вам памятные царапины?

– Мне прокусил палец маленький тигренок. Серьезных травм удалось избежать, потому что все было сделано грамотно. Зато на море в Италии во время съемок я разрезала себе ногу ракушкой – остался глубочайший шрам. Только представьте: человек отработал год с тиграми, делал сумасшедшие трюки, а шрам остался от мидии!

Сын живет в Болгарии

– Тема любви в сериале затронута?

– Самое главное в сюжете – история о безумной, небывалой любви, которая была у Константиновского и Назаровой. После его смерти у нее произошло помутнение рассудка. Без него она уже не хотела жить.

– У супругов остался сын…

– Мы очень долго его искали. Узнали, что он сейчас с семьей живет в Болгарии. Он дрессировщик, у него двое детей, они тоже дрессировщики. Мы нашли его, уже когда сценарий был написан, шли съемки. Алексей был рад, когда увидел, с какой любовью мы делаем кино про его родителей.

– Где проходили съемки?

– В Германии, Италии. Для съемок выстроили декорацию цирка в натуральную величину на 600 мест. Купол-трансформер, в котором менялось шесть цирков – разных эпох, городов, стран… Премьера запланирована на сентябрь, но посмотрим, успеем или нет. Это очень ответственная картина, наверное, главная в моей жизни.

СКЕЛЕТ В ШКАФУ

Тайный роман с немцем

– Приоткрою вам секрет, – поделилась с «КП» исполнительница главной роли Ольга Погодина. – Из архивов мы узнали и первыми расскажем о том, что в жизни Назаровой был еще один мужчина, немец. Он потом жил в Италии, где она и встретилась с ним. У нас его играет итальянский актер Пауло Контичини. В фильме немца зовут Отто. В жизни звали по-другому, но по определенным причинам имя мы заменили.

– Неужели это тот самый немец, у которого юная Назарова была в услужении в годы войны? Ходили слухи, что они спустя годы встретились во время ее гастролей за границей…

– Давайте эти подробности сохраним в тайне до премьеры картины. Мы все про него разузнали, это был реальный человек. Если бы не он, Маргариты бы просто в живых могло бы не быть – он ее спас в свое время. Там фантастическая история!

Ольга Погодина. Фото: Первый канал.

КСТАТИ

– Мало кто знает, что на самом деле Назарова не была натуральной блондинкой. Она в жизни была шатенкой, а красилась в блондинку несколько раз, в частности, для фильма «Полосатый рейс», и все ее запомнили в таком образе. Мы разобьем этот стереотип, – обещает испольнительница главной роли Ольга Погодина.

Источник