Борис эдер дрессировщик биография личная жизнь

С легкой руки некоторых авторов юмористических рассказов, писавших о сонных, обленившихся в неволе львах и тиграх, у публики и впрямь порой создавалось впечатление о том, что работа с хищниками не особенно трудна и не опасна. Это ошибочное мнение опровергается практикой одного из старейших и талантливейших мастеров советского цирка Бориса Афанасьевича Эдера, который отмечает сейчас 70 лет со дня рождения и почти шестидесятилетний юбилей артистической деятельности.
На фото. Первый аттракцион Б. Эдера
У маститого дрессировщика было немало трагических происшествий, когда его увозили израненного зверями. Но в конце концов он всегда подчинял себе хищников. Работа с дикими зверями требует от артиста больших знаний и мужества. Она по плечу только таким волевым и отважным людям, как Борис Афанасьевич. …Двенадцатилетним мальчишкой бежал Борис Эдер из дома отца — мастера Батумского нефтеперегонного завода. Его прельстила романтика бродячего циркового балагана. Парнишка еще не знал, что позолоченные позументы и блестки на костюмах артистов служили прикрытием полукищенской жизни бродячих циркачей. Приобщение Бориса к цирковому искусству по традиции тех лет началось на кухне хозяина, где ученик должен был чистить картошку, бегать на базар за продуктами, нянчить детей, а по вечерам, перед началом представлений, зажигать в балагане лампы. Пытливый паренек присматривался к работе артистов. Во время репетиций они знакомили его с простейшими акробатическими трюками.
На фото. Номер «Римские гладиаторы» (слева Б. А. Эдер)
Настоящее учение пришло через несколько лет, когда Эдер попал в Тифлис в цирк Есиковских. Здесь опытный воздушный полетчик Вайц-мэн, увидев настойчивое стремление юноши стать артистом, взял его к себе в номер. Занимаясь с Эдером акробатикой, прыжками, гимнастикой, он много способствовал всестороннему физическому развитию будущего мастера цирка. В труппе воздушных гимнастов Вайцмана и начал свой творческий путь Борис Эдер. Ежедневные многочасовые тренировки, стремление отточить и совершенствовать трюки, сделать красивыми и легкими свои перелеты позволили ему стать неплохим вольтижером. Вскоре Эдера приглашают в воздушный полет в цирк Ефимовых. Он выступает здесь уже на правах настоящего артиста.
Достигнув больших успехов в воздушном полете, Борис Эдер ищет приложения сил своей беспокойной натуре в других номерах. Он выступает в модных перед первой мировой войной «Римских гладиаторах». Этот номер сменяется «воздушным зубным актом на трапеции под куполом цирка». Потом — работа с першем, которую Эдер также старается всячески разнообразить введением новых, оригинальных трюков. Так, стоя и передвигаясь на огромном шаре по манежу, он балансировал перш с партнером, исполняющим на его вершине сложные упражнения. Прежде чем создать свой знаменитый аттракцион «Полет вокруг Эйфелевой башни», Эдеру пришлось также работать на переходной лестнице. «Башню» артист сконструировал сам. Вместе с партнером Эдер исполнял на вращающейся вокруг нее трапеции сложнейшие акробатические трюки, требующие огромного физического напряжения и ловкости. Со своей «Эйфелевой башней» Борис Эдер успешно выступал в цирках страны, и если бы не одно обстоятельство, быть может, Эдер и не стал бы дрессировщиком хищников.
На фото. Б. А. Эдер и львица Пупа
Дело в том, что в начале 30-х годов, за исключением, пожалуй, Николая Гладильщикоаа и Макса Борисова, в советском цирке не осталось ни одного отечественного аттракциона диких зверей. Сошли с манежа знаменитые в стране русские укротители Жеребилов, Беретик и другие. Царившие после гражданской войны в стране голод и разруха, когда нечем было кормить зверей, также способствовали ликвидации в цирке номеров дрессированных животных. В советских цирках гастролировали тогда приглашавшиеся из-за границы известные укротители Тогаре, Эрнст Шу, Косми, Карл Зембах. Управление цирками вынуждено было выплачивать этим дрессировщикам крупные гонорары в валюте. Вот тогда-то и было решено начать создание аттракционов с хищниками силами советских артистов.
Борис Афанасьевич получил предложение принять для работы группу львов, приобретенную Управлением цирками у одного иностранного укротителя. Предложение было неожиданным и казалось невероятным для артиста, никогда в жизни не работавшего с животными, и тем более с хищными зверями. Однако недаром в Управлении цирками знали Эдера как человека исключительной настойчивости, самообладания и умения доводить до конца любое задуманное дело. После нескольких дней колебаний и раздумья он решил попытать свои силы в новой для него цирковой профессии. Эдер поступил стажером к дрессировщику-иностранцу, стал изучать повадки львов, ухаживал за ними, поил и кормил их, убирал клетки, стремясь расположить хищников к себе. Через две недели «общения» со львами Борис Эдер решил войти к ним в клетку… Иностранный артист, пораженный таким решением стажера, стал отговаривать его.
На фото. На съемке фильма «Дон-Кихот»
— Львы растерзают вас мгновенно, едва вы появитесь перед ними! — запугивал он Эдера.
Но было поздно отговаривать и запугивать смелого и решительного человека. Тогда иностранец предупредил Управление цирками о том, что он снимает с себя всякую ответственность за могущую произойти кровавую драму, а с Эдера взял расписку в том, что он предупрежден… Едва Эдер вошел в клетку, как львы бросились на него со зловещим рычанием. Пришлось выйти, снова дни и ночи просиживать рядом с хищниками, всячески задабривать и приучать их к себе. На четвертый день Эдер опять вошел в клетку. Но едва он достиг середины, как великан Примус неожиданно сзади набросился на него и с силой ударил по спине, вонзив свои когти. Начинающий дрессировщик не растерялся и мгновенно кольнул зверя острым трезубцем. Лев отскочил, и Эдер заставил Примуса сесть на свою тумбу. Только после этого, весь в крови, Борис Афанасьевич отправился в больницу, чтобы сделать перевязку и прививку против заражения крови. Через несколько дней Эдер снова вошел в клетку. Теперь он чувствовал себя увереннее. Первая стычка с Примусом укрепила его в сознании собственной воли и силы. Поэтому он спокойно отражал особенно яростные нападения того же Примуса, а также львов Риффи и Маюрата, не взлюбивших своего нового хозяина.
На фото. Б. А. Эдер с тиграми
Прошло всего три недели — срок невероятно короткий и рекордный в практике дрессировщиков, — когда Эдер начал работать на арене. Он в корне изменил систему обращения с дикими зверями, отказавшись от запугивания и избиения львов, как это делали многие иностранные укротители. Своей новой манерой дрессировки, основанной на стремлении лаской и вкусовым поощрением подчинить хищника, сделать его послушным исполнителем воли артиста, Эдер показал себя новатором в этом сложном и трудном жанре циркового искусства. Он отказался и от традиционных костюмов укротителей. Эдер появлялся в клетке не в одеянии «таинственных» гипнотизеров и ловких ковбоев, а в обычной пиджачной паре, без револьвера и бича, с маленьким стеком в руках. Он называл каждого из своих питомцев по имени, жестом руки приглашал его выполнить трюк — пройтись по буму, прокатиться на шаре, прыгнуть через обруч. Лишь в крайнем случае, когда лев проявлял непокорность, дрессировщик подталкивал его стеком, чтобы заставить выполнить задание.
Мягкая, непринужденная манера работы создавала у зрителей впечатление, что перед ними в клетке не грозные цари пустыни, а огромные, прекрасно выдрессированные кошки. Но эти «кошки» все же оставались хищниками. Иногда они нападали на своего нового дрессировщика, которому приходилось после этого отлеживаться в больнице. Однако Эдер крепко полюбил опасную профессию дрессировщика. У него никогда даже не возникало мысли о том, чтобы вернуться к своему прежнему, более спокойному гимнастическому номеру, казавшемуся ему теперь менее творчески интересным. Борис Афанасьевич стал главой советской школы дрессировщиков хищников. В 1939 году ему было присвоено почетное звание народного артиста РСФСР. Он был награжден орденом Ленина.
На фото. Эпизод из спектакля «Во льдах Арктики»
Проработав несколько лет со львами, Борис Эдер решил попробовать свои силы в дрессировке взрослых уссурийских тигров. Я подчеркиваю слово «взрослых», так как обычно принято брать для воспитания совсем молодых животных, у которых еще не проявились природные хищные инстинкты. Смелый артист нарушил и эти «основы» дрессировки. За полгода Эдер подготовил группу десятилетних уссурийских тигров-великанов, в которой находился неистово свирепый хищник по кличке Джек. В зверинце он растерзал двух работников, а в цирке серьезно поранил ухаживавшего за ним служителя. Но Борис Эдер подчинил себе и грозного Джека, правда, всегда во время общения с ним в клетке был начеку. Затем Бориса Афанасьевича заинтересовали белые медведи. Выдрессировав их, он создал спектакль «Во льдах Арктики». Борис Эдер отправлялся на «дрейфующую льдину», встречался там с белыми обитателями безмолвной ледяной пустыни и разыгрывал с ними несколько веселых, оригинальных по трюкам сцен.
После выступлений с белыми медведями, он решил подготовить новый аттракцион из их бурых собратьев, заставить мишек исполнять сложные трюки на канате под куполом цирка. В мировой цирковой практике не было подобного номера. Поэтому дрессировщик особенно тщательно его репетировал, стараясь избавить медведей от инстинктивного страха высоты. Начав обучать их на канате, натянутом в полутора метрах над манежем, Эдер затем стал каждый день водить обитателей русских лесов на крышу трехэтажного дома и проводил с ними там по нескольку часов. Так постепенно медведи привыкли к высоте. Толпы одесситов с любопытством наблюдали за этими экспериментами артиста и создали в городе необыкновенную «рекламу» будущему аттракциону. И когда наконец в местном цирке состоялась его премьера, в зале не было ни одного свободного места. Успех дрессировщика был колоссальный…
Перепробовав свои силы в самых различных областях дрессуры, Борис Афанасьевич в середине 50-х годов покидает манеж. Он становится режиссером-педагогом, создает несколько крупнейших аттракционов советского цирка. Эдер, в частности, помог акробату-вольтижеру Вальтеру Запашному подготовить смешанную группу хищников. В эти же годы Борис Афанасьевич начинает работать в кино. Это он подготовил для фильма «Опасные тропы» всю трюковую часть с тиграми, доставленными на «Мосфильм» из тайги. Я видел, как он работал с бывшей эстрадной артисткой Маргаритой Назаровой, которая должна была дублировать героиню кинокартины в эпизодах с хищниками. Впоследствии Эдер передал Назаровой эту подготовленную им группу тигров во главе со знаменитым Пуршем. Затем он становится консультантом-дрессировщиком и в фильме «Укротительница тигров». В кинокартине «Дон-Кихот» Эдер помогает режиссеру Григорию Козинцеву снимать сцену встречи со львом рыцаря, которого играл Николай Черкасов.
О своем богатейшем опыте работы с хищниками в цирке и в кино Борис Афанасьевич написал увлекательную книгу «Мои питомцы». В настоящее время он занимается в Ивановском цирке созданием нового аттракциона «Львы и всадник», в котором участвуют его дочь Валентина и зять Виктор. Борис Афанасьевич Эдер неутомим. И сейчас, в дни своего семидесятилетия, он полон творческих планов, вынашивает замыслы создания оригинальных аттракционов и номеров. Его вечно молодая душа новатора не знает покоя.
Мих. ДОЛГОПОЛОВ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.
оставить комментарий
Источник
| 10:59 | 25.06.2015
Несколько десятилетий я знаю Бориса Афанасьевича Эдера — смелого, отважного, ищущего, беспокойного артиста и человека. Вся его жизнь увлекательна и романтична, как романтично и увлекательно искусство цирка, с которым он связал свою судьбу.
Жизнь в искусстве Борис Эдер начинал так же, как и многие, впоследствии известнейшие мастера русского дореволюционного цирка. И история прихода их в цирк очень похожа на десятки таких же историй. Двенадцатилетним парнишкой Борис убежал из дома своего отца — мастера Батумского нефтеперерабатывающего завода — и ушел с бродячими артистами циркового балагана. В те годы он не подозревал, что блестки на трико гимнастов и акробатов с трудом прикрывали полунищенское существование этих красивых, сильных и обаятельных людей.
Подобно многим своим сверстникам, «гуттаперчевым мальчикам», увлеченным романтикой циркового зрелища, Борис свой путь на манеж начинал с того, что чистил картошку на хозяйской кухне, бегал за продуктами на базар, нянчил детей, а перед представлениями зажигал в балагане лампы. Прошло несколько лет своеобразного «ученичества», но не угасала мечта стать артистом.
Гимнаст, эквилибрист, воздушный полетчик, участник модного в 10-е годы «гладиаторского» номера, затем пер-шевик. Эту работу молодой артист всячески стремился разнообразить, ввести в нее новые оригинальные трюки. Так, балансируя на лбу першем, на вершине которого партнер исполнял сложные упражнения, сам Эдер становился на огромный шар, двигавшийся по манежу в разных направлениях. Работа на «переходной лестнице» и на кольцах предшествует созданию оригинального аттракциона «Полет вокруг Эйфелевой башни». Он сам конструирует башню и наблюдает за ее созданием. Подвешенная к ее вершине трапеция все время вращается, а Эдер с партнером исполняют на ней сложнейшие гимнастические трюки. Может быть, так и продолжал бы он свою работу акробата и гимнаста, придумывая новые, все более усложненные трюки. Но Управление госцирков в начале 30-х годов предложило ему заняться дрессировкой хищников.
Борису Эдеру поручили принять группу львов, приобретенную Управлением цирков у известного укротителя Карла Зембаха. И вот человек, никогда раньше не общавшийся с хищниками, стал пробовать себя в новой профессии.
В печати уже не раз рассказывалось, как Борис Афанасьевич, человек сильный, настойчивый, в очень короткий срок сумел подобрать «ключи» к львам, изучить их нрав, повадки, как он стремился обращаться с хищниками гуманно, подчинять их своей воле, применяя метод вкусового поощрения.
Потом Эдер решил попробовать свои силы в работе с уссурийскими тиграми. Через полгода новый аттракцион был готов. Затем он подготовил настоящий спектакль — полярный аттракцион с белыми медведями. Действие его происходило на «дрейфующей льдине», белые медведи участвовали в нескольких веселых сценках — возили на нартах пришельца с «большой земли», ходили на лыжах, «слушали в ледяном безмолвии» мелодии модных песенок…
Но вскоре, занявшись обитателями русских лесов — бурыми медведями, артист-новатор первым в истории цирка «поднял» их под купол. Его мишки исполняли на канате забавные трюки, совершали кульбиты, ходили с завязанными глазами и т. д.
Когда Борис Афанасьевич перестал выступать в цирке, он стал режиссером-педагогом. Его пригласили в кино принять участие в подготовке к съемкам картины «Опасные тропы». Предстояло не только выдрессировать уссурийских тигров, только что привезенных из тайги, но и подготовить дублершу одной из героинь фильма. Помню, как в подвальном этаже «Мосфильма», в специально оборудованной вольере, Эдер дрессировал полосатых хищников, одновременно обучая обращению с тиграми Маргариту Назарову. Бывшая эстрадная танцовщица бесстрашно овладевала новой Для нее опасной профессией. Вместе с ней стажировался и бывший актер театра К. Константи-новский. Я видел, как Маргарита Назарова успешно дублировала в «Опасных тропах» героиню кинокартины, а затем, опять-таки при помощи Б. А. Эдера, стала самостоятельно выступать с подготовленным аттракционом. Вскоре Эдер уже помогал ставить сцены с хищниками в фильме «Укротительница тигров», где Назарова дублировала исполнительницу главной роли Л. Касаткину. А еще через два-три года Назарова уже сама сыграла большую роль в комедии «Полосатый рейс».
Борис Эдер стал консультантом кинематографистов и в фильме «Дон-Кихот», помогая Григорию Козинцеву снять встречу Дон-Кихота (Николая Черкасова) со львом.
Борис Афанасьевич неутомим. Он помогал создать аттракцион со львами на лошадях для своей дочери Валентины и зятя Виктора, консультировал самого молодого советского дрессировщика Бориса Денисова, участвовал в работе над многими другими произведениями.
Более 60 лет Эдер отдал цирку. Он награжден орденом Ленина, удостоен почетного звания народного артиста РСФСР. Пожелаем же ему от души еще многих лет здоровья и работы!
К 75-летию народного артиста РСФСР Бориса Эдера
МИХ. ДОЛГОПОЛОВоставить комментарий
Источник
Кадр из фильма «Полосатый рейс». Эта комедия сделала дрессировщицу секс-символом. Фото: кадр из фильма.
Бесстрашной укротительнице тигров рукоплескали миллионы. Ее жизнь казалась сказкой, но закончилась трагедией. Сегодня по заказу Первого канала кинокомпания «ОДА-фильм» снимает о дрессировщице сериал. О том, как сложилась судьба Маргариты Назаровой, «Комсомолке» рассказала ее близкая подруга, артистка цирка Энгелина Рогальская.
Танцевала в кабаре перед фашистами
– Своей карьерой Маргарита обязана мужу – дрессировщику Константину Константиновскому, – считает Энгелина Рогальская. – Если бы не он, вряд ли Марго стала бы звездой – с ее-то пятном в биографии!
Перед войной семья Маргариты переехала из Ленинграда в Даугавпилс. Оттуда фашисты угнали девушку в Германию, где ее приметил владелец кабаре. Маргарита в детстве занималась балетом и была невероятно пластичной. Чтобы сохранить жизнь, 15-летняя Рита была вынуждена плясать на сцене полуобнаженной, развлекая немцев. Из плена ее вызволили русские солдаты.
После войны Назарова поступила танцовщицей в передвижной театр оперетты.
– Маргаритка была невероятно хороша, голубые глаза, просто куколка! Мужчины на нее западали, но она влюбилась в 32-летнего Константиновского, – рассказывает Энгелина Васильевна. – Костя уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», его карьера шла на взлет.
Через год совместной жизни Назарова стала его женой.
Едва не осталась без скальпа
В 1953 году Константиновского пригласили дрессировщиком в картину «Опасные тропы». Консультантом фильма стал старейший укротитель Борис Эдер.
Константин Константиновский страшно ревновал жену. И не без повода. Фото: wikipedia.org
– Эдер был в возрасте, но и он не мог остаться равнодушным к красоте Марго, – вспоминает Рогальская. – На репетициях он заметил, что Назарова без страха общается с хищными животными.
Через год Маргарита оставила работу танцовщицы. Начала осваивать дрессуру хищников. Эдер предложил ее на роль дублерши актрисы Людмилы Касаткиной в фильме «Укротительница тигров».
– У Марго появился любимец – бенгальский тигр Пурш, – продолжает Энгелина Рогальская. – С ним она и снималась в кино. Пурш стал просто ручным – редчайший случай! Маргарита даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку… После выхода «Укротительницы тигров» Назаровой предложили выступать на манеже. Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену. И хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина.
Работа с хищниками не всегда проходила гладко. Однажды на репетиции Константин заставил тигрицу Раду прыгать через свою жену.
«Лапа полоснула по голове и почти сорвала скальп, – вспоминала дрессировщица. – 21 день я находилась между жизнью и смертью».
Едва артистка вернулась в цирк, как получила новую травму. Пурш, играя, пытался сорвать бант с ее головы, но задел когтями височную артерию. Эти травмы всю жизнь напоминали о себе головными болями.
Натравить на соперника хищника!
Постепенно Назарова стала звездой, а ее муж ушел в тень. Ей дали звание заслуженной артистки РСФСР. Ее фото помещали на обложки журналов. Маргарита купалась в славе. Хрущев млел при виде Назаровой и однажды прилюдно сказал: «Вот такую женщину надо показывать в кино!»
Но в семейной жизни штормило. Константина раздражало кокетство жены в правительственной ложе при встрече с почетными гостями. Все Политбюро бывало на цирковых представлениях, и мужчины больше смотрели не на тигров…
– Маргарита признавалась, что мирились они в постели. Их союз у нас называли браком по-итальянски: бурные выяснения отношений сменялись страстной любовью, – говорит Рогальская. – Мир воцарился в 1960 году после рождения первенца. Уже через месяц грудного Алешу принесли на съемочную площадку «Полосатого рейса». В фильме Маргарите дали главную роль, а ее муж стал постановщиком трюков. Режиссер «Полосатого рейса» Владимир Фетин говорил: «Мы сделаем веселый фильм, если… останемся живы». На «Ленфильме» ходила шутливая инструкция: «Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр, нужно небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдет».
На съемках Назарова завела романтические отношения с исполнителем главной роли Иваном Дмитриевым. Муж сходил с ума от ревности. Позже он признался, что подумывал натравить на соперника тигра, но сдержался.
Забавная деталь: вместо Евгения Леонова в «Полосатом рейсе» мыться в ванной спиной к камере должен был дублер – муж Назаровой Константиновский. Но дрессировщик сказал: «Спиной – это не смешно. Нужно сидеть лицом к тигру». После уговоров Леонов согласился на один дубль. Актер сел в ванну, намылил лицо. Маргарита пустила Пурша. Тигр подошел к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова. Когда актер стал промывать глаза, он увидел прямо перед собой морду тигра и, дико икнув, очень естественно нырнул на дно. А потом в чем мать родила ринулся вон из павильона. Сцена эта была впоследствии разрешена к показу лично Фурцевой. «Я не ханжа», – заявила министр культуры.
Начальство посоветовало «не разрушать семью»
После премьеры «Полосатого рейса» Назарова превратилась в секс-символ. Она получала мешки писем с предложениями: «Брось мужа и выходи за меня!»
– Осенью 1961 года Рита с Костей гастролировали в Иране, – вспоминает Энгелина Рогальская. – Там супруги познакомились с 40-летним дипломатом, сотрудником советского посольства в Тегеране. Виктор был поражен красотой Маргариты, у них начался тайный роман. Встречались они и после, когда дипломат вернулся из Ирана в Москву. Его письма дрессировщица берегла до конца жизни:
«Родная моя, любимая, я пишу, и у меня дрожат руки. Как хотелось быть рядом, целовать твои глаза, родинку, плечи, твои остренькие колени. Ты была моей так мало, так быстротечно. Самая большая и запретная, нечаянная моя любовь!»
Много лет спустя Назарова призналась:
«Влюблялись ли в меня? Да, часто. В каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так».
Мужа укротительницы в сериале сыграет Андрей Чернышов. Фото: Первый канал.
Если поначалу Риту воспринимали не иначе как жену знаменитого дрессировщика, то позже стали объявлять: «Несравненная Маргарита Назарова! С супругом». В 1962 году Константиновский ушел от жены и создал свой номер с хищниками. Но вскоре руководство цирка рекомендовало артисту вернуться в лоно семьи. И намекнуло: номера Маргариты приносят хорошую прибыль, не нужно составлять ей конкуренцию.
Назарова и Константиновский прожили вместе еще пять лет, до самой смерти дрессировщика. Врачи обнаружили у него опухоль мозга, и Константин настоял на ее удалении, хотя в успех мало кто верил. Константиновский умер через шесть дней после операции. Ему было 50 лет. На похоронах Назарова держала в руках красные маки.
Добровольная отшельница
– После смерти мужа популярность Маргариты пошла на спад, – продолжает Энгелина Рогальская. – Она не справлялась с хищниками без помощи супруга. Ручной тигр Пурш, единственный, кто слушался Маргариту, умер. Другие животные вели себя агрессивно.
В 1983-м Назарова вышла на манеж в последний раз. На арене после номера забыли закрыть клетку, и тигр, так и не признавший в артистке вожака, кинулся на Риту, пропоров когтями спину. Работать она больше не могла. Эстафету принял сын Алексей, тоже ставший дрессировщиком. Но однажды он уехал на гастроли во Францию и решил не возвращаться. Оставшись без мужа, сына, любимой профессии, Назарова замкнулась в себе.
– Маргарита уехала в Нижний Новгород и отгородилась от всех, – говорит Рогальская. – Мы пытались ее навестить, но она не открывала дверь. Знаю, что актриса Людмила Касаткина хотела оказать помощь, но Рита ее отвергла. Постепенно мы все смирились с тем, что Маргарита превратилась в отшельницу…
25 октября 2005 года Назаровой не стало. На похороны из Франции приехал сын. Своих двоих детей он назвал в честь знаменитых родителей – Маргаритой и Константином.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Актриса Ольга ПОГОДИНА: Мы можем войти в Книгу рекордов Гиннесса
О съемках сериала «Маргарита Назарова» рассказывает продюсер картины и исполнительница главной роли.
– Идея картины моя. Но сначала я хотела делать фильм о нашей первой дрессировщице львов – Ирине Бугримовой, – призналась Ольга Погодина «КП». – Пришла к Эдгарду Запашному. А он сказал: «Оль, столько желтых львов у нас нет. Давай сделаем кино о Назаровой, потому что тигры есть». Так идея трансформировалась. Режиссер фильма – Константин Максимов. Я – исполнительница главной роли и сопродюсер Алексея Пиманова.
– Откуда брали материал для сюжета?
– Из архива «Госцирка». Из воспоминаниий Вальтера Запашного (отец Эдгарда Запашного. – Ред.), который был знаком с Константиновским и Назаровой. Кое-что рассказал и сам Эдгард. Он познакомил меня с дрессировщиком Михаилом Багдасаровым – тот стал консультантом нашей картины и поведал уникальные вещи.
Без дублеров и страховки
– Все трюки с тиграми (а их у нас играло семь) мы с Андреем Чернышовым делали сами, без дублеров! Повторили все трюки Назаровой (включая ее номер, когда она плавает с тиграми), плюс добавили несколько, которые она не делала. Она не клала голову в пасть тигра – только руку, а я это сделала. Выполнила я и ее знаменитый номер «качели», в котором мы с тигрицей Шакирой качаемся под куполом цирка. Ничего подобного до меня никто из актрис не повторял. В этом смысле наша картина уникальна. Мы даже подумываем о том, чтобы послать документы для регистрации в Книге рекордов Гиннесса. Мы, непрофессионалы, осуществили почти все известные трюки мировой дрессуры!
– Под купол взлетали со страховкой?
– Без! Мы специально параллельно снимали документальный фильм о нашей картине, чтобы потом никто не сказал, что, мол, компьютерной графикой стерли страховку или что-то в этом духе.
Качели, кстати, Эдгард Запашный нам предоставил настоящие, ими еще Бугримова пользовалась. Трюк с ними делали только Бугримова со своим львом, Назарова с тигром Пуршем, Эдгард и Аскольд Запашные с тигром Мартином и я, четвертая по счету, с тигрицей Шакирой. Шакира заходит на качели, я держу ее на поводке. Качели поднимаются под самый купол цирка, и мы раскачиваемся, амплитуда метров пять. Если что, помочь бы там под куполом мне никто не смог.
– Тигры вели себя с вами дружелюбно или агрессивно?
– Да все было! Мы же год с ними работали. Прошли через очень рисковые ситуации. Эдгард всегда нас страховал и учил: с твоим партнером может в любую секунду случиться несчастье, и ты должен защитить его.
– Полосатые артисты оставили вам памятные царапины?
– Мне прокусил палец маленький тигренок. Серьезных травм удалось избежать, потому что все было сделано грамотно. Зато на море в Италии во время съемок я разрезала себе ногу ракушкой – остался глубочайший шрам. Только представьте: человек отработал год с тиграми, делал сумасшедшие трюки, а шрам остался от мидии!
Сын живет в Болгарии
– Тема любви в сериале затронута?
– Самое главное в сюжете – история о безумной, небывалой любви, которая была у Константиновского и Назаровой. После его смерти у нее произошло помутнение рассудка. Без него она уже не хотела жить.
– У супругов остался сын…
– Мы очень долго его искали. Узнали, что он сейчас с семьей живет в Болгарии. Он дрессировщик, у него двое детей, они тоже дрессировщики. Мы нашли его, уже когда сценарий был написан, шли съемки. Алексей был рад, когда увидел, с какой любовью мы делаем кино про его родителей.
– Где проходили съемки?
– В Германии, Италии. Для съемок выстроили декорацию цирка в натуральную величину на 600 мест. Купол-трансформер, в котором менялось шесть цирков – разных эпох, городов, стран… Премьера запланирована на сентябрь, но посмотрим, успеем или нет. Это очень ответственная картина, наверное, главная в моей жизни.
СКЕЛЕТ В ШКАФУ
Тайный роман с немцем
– Приоткрою вам секрет, – поделилась с «КП» исполнительница главной роли Ольга Погодина. – Из архивов мы узнали и первыми расскажем о том, что в жизни Назаровой был еще один мужчина, немец. Он потом жил в Италии, где она и встретилась с ним. У нас его играет итальянский актер Пауло Контичини. В фильме немца зовут Отто. В жизни звали по-другому, но по определенным причинам имя мы заменили.
– Неужели это тот самый немец, у которого юная Назарова была в услужении в годы войны? Ходили слухи, что они спустя годы встретились во время ее гастролей за границей…
– Давайте эти подробности сохраним в тайне до премьеры картины. Мы все про него разузнали, это был реальный человек. Если бы не он, Маргариты бы просто в живых могло бы не быть – он ее спас в свое время. Там фантастическая история!
Ольга Погодина. Фото: Первый канал.
КСТАТИ
– Мало кто знает, что на самом деле Назарова не была натуральной блондинкой. Она в жизни была шатенкой, а красилась в блондинку несколько раз, в частности, для фильма «Полосатый рейс», и все ее запомнили в таком образе. Мы разобьем этот стереотип, – обещает испольнительница главной роли Ольга Погодина.
Источник