Борис штоколов биография личная жизнь
Baikkall
Эксперт
+ Философ
9864
14 подписчиков
Спросить
29 сентября 2018
Борис Трофимович Штоколов – советский певец, который известен как исполнитель классических русских романсов. И не только романсов. Ведущие оперные партии и народные песни – это тоже он.
Культурное поле любого народа, любой страны складывается из разномасштабных личностей. Борис Тимофеевич Штоколов, по мнению авторитетных критиков и экспертов, с полным основанием числится в плеяде звезд первой величины. Этого почетного статуса певец и актер добился благодаря своему таланту и настойчивости.
Биография паренька из глубинки могла сложиться по-разному. Семья Штоколовых жила дружно. Несмотря на суровые условия того времени, отношения между детьми и родителями складывались доброжелательные. Нелегкая работа по ведению домашнего хозяйства выполнялась совместными усилиями. Каждый ребенок, что называется, знал свой маневр и свои обязанности. Знаменитый в будущем певец получил в раннем возрасте необходимые для взрослой жизни привычки и навыки. Важно отметить, что мать Бориса владела музыкальной грамотой и хорошо пела. Отец, участник Гражданской войны, был профессиональным военным. Он по собственному опыту знал, что исполнительность и аккуратность в любом деле нужны обязательно.
В каком возрасте Борис первый раз запел, история умалчивает. С высоты текущего момента этот факт не так уж и важен. Ребенок, которого окружает любовь и забота, способен запеть по любому поводу. Война грубо и безжалостно разрушила складывающийся годами уклад. Отец ушел добровольцем на фронт. Ушел и не вернулся. Пал смертью храбрых. И тогда сын, без особых сомнений, решил связать свою судьбу с военно-морским флотом. Получая свое первое образование, курсант Штоколов успешно постигал основы военной науки в школе юнг. Многие представители мужской части населения знают, что с песней и служба проходит веселее. На строевых смотрах юнги пели маршевые песни, а в короткие промежутки времени, на отдыхе – лирические и шуточные.
Вокальные данные Бориса Штоколова окружающие люди замечали сразу же. Не оставил без внимания талантливого певца и маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Кто-то расценивает этот факт как счастливый случай. Однако есть и более взвешенная формулировка – это объективная закономерность. Суеверные люди могут сказать, что так сложились звезды на небесах и судьба в таких ситуациях неотвратима. Как бы то ни было, молодой исполнитель романсов, оперных арий и народных песен в короткий срок получил положительную оценку специалистов и критиков. Вслед за поощряющим вердиктом пришло признание и любовь всенародной аудитории.
Творчество Штоколова многогранно, а карьера блестящая. О репертуаре певца можно говорить много, долго и в разных аспектах. Чем во все времена занимаются и начинающие критики, и матерые эксперты. На нашей тесной Планете нет театральных подмостков, где бы не звучал его неповторимый голос. Маршруты гастрольных поездок отмечены на всех континентах. Многие вершины покорены благодаря тому, что жена великого певца, Надежда Петровна, на протяжении всей совместной жизни создавала благоприятные условия для работы своему мужу. Личная жизнь для большого таланта – почти всегда уязвимое место. Публике не обязательно знать, как живет их кумир. У Нади и Бориса сложились удивительно теплые отношения и взаимопонимание. Романсы «Я встретил Вас» и «Гори, гори, моя звезда» – этому наглядное подтверждение.
Источники:
- Штоколов Борис – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 октября 2019; проверки требуют 4 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штоколов.
Борис Тимофеевич Што́колов (19 марта 1930[1], Сибирский край — 6 января 2005, Санкт-Петербург) — советский оперный певец (бас). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1981) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1976).
Биография[править | править код]
Борис Штоколов родился 19 марта 1930 года в селе Кузедеево (ныне в Новокузнецком районе Кемеровской области) (по другим источникам — в городе Кузнецке (ныне Новокузнецк[2]Кемеровской области).
В конце 30-х годов семья переехала в слободу Чернянка Курской области, где отец отбирал лошадей для Красной армии[3].
В 1944 году поступил в Соловецкую школу юнг. В 1949 году, после поступления в спецшколу ВВС в Свердловске, на концерте курсантов был замечен Г. К. Жуковым, по настоянию которого поступил на вокальный факультет Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского.
Ещё в годы обучения стал стажёром Свердловского театра оперы и балета им. А. В. Луначарского, а в 1954 году, после окончания консерватории, стал одним из его ведущих солистов.
В 1959 году завоевал звание лауреата на международном конкурсе VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, а Апрелевским заводом выпущена дебютная пластинка, в которую вошли романсы А. Рубинштейна и Ф. Шуберта в его исполнении (8″, Д—004916-7).
В том же году был приглашён в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). С этим коллективом связана дальнейшая артистическая деятельность певца, в котором он работал до 1990 года. Получил признание как великолепный интерпретатор русского оперного репертуара.
Участвовал в постановках опер советских композиторов: «Судьба человека» И. И. Дзержинского, «Октябрь» В. И. Мурадели и других.
Могила Б. Т. Штоколова на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге
Вёл активную концертную деятельность. В репертуаре — русские народные песни, романсы.
Пел на многих оперных сценах и концертных эстрадах мира: США, Испания, Швеция, Италия, Франция, Швейцария, ГДР, ФРГ, Венгрия, Австралия, Куба, Англия, Канада и многих других стран мира.
Скончался 6 января 2005 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Семья[править | править код]
- Отец — Штоколов Тимофей Ильич (1901—1942), участвовал в Гражданской войне, в 1938 году был назначен начальником ОСОАВИАХИМа и служил в звании старшего лейтенанта; в сентябре 1938 года по ложному доносу был объявлен врагом народа и исключен из партии (позднее, после долгих усилий, был в ней восстановлен); в 1941 году ушел добровольцем на фронт и в 1942 году пропал без вести в боях под Ленинградом.
- Мать — Юрасова Елизавета Ивановна (1904 — ?), окончила церковно-приходскую школу, училась в гимназии, брала уроки игры на фортепиано.
- Супруга – Штоколова Надежда Петровна (1929–1990).
- Сыновья: Штоколов Александр Борисович (1954 г. рожд.), Штоколов Тимофей Борисович (1962 г. рожд.).
Награды и звания[править | править код]
- Лауреат международного конкурса VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959)
- Заслуженный артист РСФСР (1958)
- Народный артист РСФСР (1962)[4]
- Народный артист СССР (1966)
- Государственная премия СССР (1981) — за концертные программы последних лет
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1976) — за исполнение заглавных партий в оперных спектаклях «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, партии Андрея Соколова в оперном спектакле «Судьба человека» И. И. Дзержинского, а также за концертно-исполнительскую деятельность
- Орден Ленина (1980)[5]
- Орден Октябрьской Революции (1983) — за заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с 200-летием Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова[6]
- Два ордена Трудового Красного Знамени
- Орден Отечественной войны 2 степени (1985)
- Медаль Ушакова (7 июля 1992 года) — за отличия при выполнении боевых задач кораблями и частями Военно-Морского Флота в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи[7]
- Почётный академик Славянской и Петровской академий
- Почётный гражданин Кемеровской области (2002).
Партии[править | править код]
Свердловский театр оперы и балета им. А. В. Луначарского[править | править код]
- Якопо Фиеско — «Симон Бокканегра» Дж. Верди (1958)
- Кардинал — «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (1957)
- Тихон — «Гроза» В. Н. Трамбицкого
Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова[править | править код]
- царь Борис — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1959)
- Галицкий — «Князь Игорь» А. П. Бородина (1959)
- Досифей — «Хованщина» М. П. Мусоргского (1959)
- Гремин — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1959)
- Рамфис — «Аида» Дж. Верди (1959)
- Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (1960)
- Андрей Соколов — «Судьба человека» И. И. Дзержинского (1961)
- Уилсон — «Отчаяная дорога» А. М. Маневича (1962)
- Большевик Андрей — «Октябрь» В. И. Мурадели (1964)
- Демон — «Демон» А. Г. Рубинштейна (1964)
- Гора Миклош — «Ласло Хуняди» Ф. Эркеля (1965)
- Кончак — «Князь Игорь» А. П. Бородина (1974)
- Варяжский гость — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (2000)
- Руслан — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
- Князь Верейский — «Дубровский» Э. Ф. Направника
- Мельник — «Русалка» А. С. Даргомыжского (Оперная студия консерватории)
- Иван Сусанин — «Иван Сусанин» М. И. Глинки
- Дон Базилио — — «Севильский цирюльник» Дж. Россини
- Кочубей — «Мазепа» П. И. Чайковского
Фильмография[править | править код]
- 1968 — Город и песня — певец (песня «На безымянной высоте»)
- 1989 — Музыкальные игры — певец
Участие в фильмах[править | править код]
- 1967 — Поёт Борис Штоколов (документальный)
- 1982 — Имени Василия Андреева (документальный)
- 1983 — И каждый вечер в час назначенный… (документальный)
Киновоплощения[править | править код]
- 2012 — художественный телесериал «Жуков» (роль П. Шаляпина).
Память[править | править код]
- Кемеровская филармония носит имя Б. Т. Штоколова
- 27 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге, на фасаде д. 2 по ул. Гаврской, в котором певец жил с 2001 по 2005 годы, была открыта мемориальная доска[8].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Борис Тимофеевич Штоколов belcanto.ru (4 декабря 2010 года)
- Творчество и записи Бориса Штоколова на сайте «Музыка планеты» (рус.)
Источник
Россия всегда славилась своими певцами – от Козловского и Лемешева до Шаляпина и … Штоколова. Поставил их всех в один ряд.
Борис Штоколов
Борис Тимофеевич Штоколов родился в Сибирской деревушке в 1930 году. Однако есть другие сведения, что родился он в городе Новокузнецке. Семья часто переезжала с места на место, так как отец работал снабженцем в Красной Армии в 30-е годы. Ближе к войне попал под репрессии. Но когда началась война ушел на фронт добровольцем.
В своих воспоминаниях Борис Штоколов пишет: «Наша семья жила в Свердловске. В сорок втором пришла похоронка с фронта – погиб отец. А нас у матери осталось мал мала меньше… Прокормить всех ей было трудно. За год до окончания войны у нас на Урале прошел очередной набор в Соловецкую школу. Вот я и решил поехать на Север, думал, матери чуть полегче будет. Я выбрал профессию торпедного электрика”.
Борис Штоколов
Потом Борис попал в Спецшколу ВВС и там попробовал петь в хоре курсантов. Про встречу с маршалом Жуковым Борис Штоколов говорит:” Маршал Жуков командовал тогда Уральским военным округом. Он пришел к нам на выпускной вечер курсантов. Среди номеров художественной самодеятельности значилось и мое выступление. Пел «Дороги» А. Новикова и «Матросские ночи» В. Соловьева-Седого. Волновался при такой большой аудитории, о высоких гостях и говорить нечего. После концерта Жуков сказал мне: «Авиация без тебя не пропадет. Петь тебе надо». Так и приказал направить Штоколова в консерваторию. Вот и попал я в Свердловскую консерваторию. По знакомству, так сказать…».
В консерватории вместе с ним учился Юрий Гуляев. Они не только вместе учились, но и жили в одной комнате. Они сразу подружились. Даже первые деньги они заработали вместе – собирали аптекарские пузырьки, мыли их и сдавали. Получали какие-то деньги. Свою дружбу Гуляев и Штоколов пронесут через всю жизнь. Дошло даже до того, что Борис попросил Юру объясниться в любви своей будущей жене Надежде, так как он не знал как это сделать и очень стеснялся. И Гуляев его просьбу выполнил.
В консерватории он намеренно пропускает занятия по марксизму-ленинизму, говоря, что эта чушь ему не нужна. У него возникают проблемы. Ему не платят стипендию. Он устраивается электриком в оперный театр. Директор театра прознал, что Штоколов учится в консерватории и однажды предложил ему спеть небольшой отрывок в спектакле. А уже в 1954 году после окончания консерватории пригласил его на работу в Свердловский театр оперы и балета, где он довольно быстро стал ведущим солистом. Первая его роль была – Мельник в опере Русалка. Именно здесь он впервые исполнил партию Ивана Сусанина. В 1959 году его приглашают в Ленинградский театр им. Кирова (сейчас Мариинский). Так он и прослужил в этом театре до 1990 года. Прославился как великолепный исполнитель русского оперного репертуара. Среди его героев Борис Годунов, Досифей, Иван Сусанин, Мефистофель и другие.
Каждая роль Штоколова в театре, каждый сценический образ, созданный им, показывают психологическую глубину персонажа, цельность замысла от костюма до голоса, вокальную и сценическую отточенность. И здесь важно все – режиссер, художник, артист с его единственным инструментом – голосом. Штоколов говорил:” Задача исполнителя, как говорится, не испортить песню… А вообще еще великий Глинка говорил, что самый прекрасный инструмент на земле – человеческий голос. Ни рояль, ни скрипка, ни виолончель ему не соперники….”
Борис Штоколов в роли Бориса Годунова
У Штоколова была его сольная концертная программа. Его репертуар включает десятки классических и современных произведений – от русских романсов до современных песен, среди которых песни о войне занимали значительное место. Где бы ни выступал артист — на оперной сцене или на концертной эстраде, его искусство увлекает слушателей прежде всего искренностью переживаний. Голос певца — высокий подвижный бас — отличается выразительностью звучания, мягкостью и красотой тембра. Во всем этом могли убедиться слушатели многих стран, где с успехом выступал талантливый певец. Штоколов разрабатывает свою систему извлечения звука. Он находит объяснение как должен звучать голос певца, что для этого надо делать во время обучения молодых дарований.
В 1969 году, когда в Чикаго Н. Бенуа ставил оперу «Хованщина» с участием Н. Гяурова (Иван Хованский), для исполнения партии Досифея был приглашен Штоколов. После премьеры критики писали «Штоколов — великолепный художник. Его голос обладает редкой красотой и ровностью. Эти вокальные качества служат исполнительскому искусству наивысшей формы. Вот великий бас, его техника безупречна. Борис Штоколов входит во внушительный по своим размерам список великих русских басов недавнего прошлого…»; «Штоколов первым выступлением в Америке подтвердил свою репутацию истинного баса-кантанте…»
70-е годы – пора расцвета Штоколова. Он признанный солист театра. Ему поручают главные партии во многих спектаклях. В 36 лет ему присваивается звание Народного артиста СССР. Среди его почитателей и Хрущев, и Брежнев, и руководство Ленинграда . Может быть поэтому у него было столько правительственных наград. Хотя все отмечали его сложный характер. Спорить с ним было бесполезно. Возможно именно его репертуар из русских песен снискал ему любовь официальных лиц, Хотя никаких патриотических песен он не пел никогда. А однажды даже исполнил со сцены “Боже, царя храни” и это сошло ему с рук.
«На концертной эстраде певцу труднее, чем в опере, — говорит Штоколов. — Здесь нет костюма, декораций, актерской игры, и артист должен раскрыть суть и характер образов произведения только вокальными средствами, один, без помощи партнеров».
Творчество Штоколова многогранно, а карьера блестяща. О репертуаре певца можно говорить много, долго и в разных аспектах. Некоторые говорят, что даже если бы он спел только “Гори, гори, моя звезда”, ему больше не надо было бы петь ничего. Другие уничижительно называли романсы “романсиками”, а такой стиль пения “штоколовщиной”.
Авторство романса “Гори, гори, моя звезда” приписывалось адмиралу Колчаку. Как утверждают, он его пел перед смертью. Официально он не был запрещен, но его относили к белогвардейским романсам, и исполнение его не приветствовалось. Однако Штоколов не только поет на каждом концерте, но и делает его исполнение своей визитной карточкой.
Борис Штоколов на эстраде создал образ такого огромного русского мужика под 2 метра ростом, с широкими плечами, с немного надменной посадкой головы, громовым и в то же время мягким, густым, бархатным голосом. Весь зал сразу замирал, когда он выходил на сцену. Такого исполнителя мужского романса у нас не было. Он в чем-то подражал Шаляпину. “Но с таким голосом было сложно этого избежать – говорит дирижер Валерий Гергиев.
Артист Большого театра Владислав Пьявко говорит:” Я понимаю, почему его так любили. У него было в тембре какое-то удивительное расположение к тебе. На сцене он раскрывался как цветок, поднимал голову, и “гори, гори, моя звезда, ” он столько вкладывал души в песню, что она через голос доходила до слушателя, У него был бешеный успех”
На концертной эстраде Штоколова ждало, пожалуй, еще большее признание. Он исколесил всю страну. В одном из газетных откликов можно было прочесть «Гори, гори, моя звезда…» — если бы концерт состоял только из одного этого романса, воспоминаний хватило бы на всю жизнь. Вы прикованы к этому голосу — и мужественному, и нежному, к этим словам — «гори», «заветная», «волшебная»… Как он их выговаривает — будто дарит вам, как драгоценности”.
Борис Штоколов
И так шедевр за шедевром «О, если б мог выразить я в звуке», «Утро туманное, утро седое», «Я вас любил», «Выхожу один я на дорогу», «Ямщик, не гони лошадей», «Очи черные». Никакой фальши — ни в звуке, ни в слове, ни в единой ноте. Как в сказке, каждое прикосновение голоса Штоколова к музыке, к слову рождает то же чудо. Он даже цыганские романсы пел как-то по-русски.
На концерте
«Я заметил, — признается Штоколов, — что мои чувства и внутреннее видение, то, что я сам себе представляю и вижу в воображении, передается в зал. Это усиливает чувство творческой, художнической и человеческой ответственности ведь народ, слушающий меня в зале, обмануть нельзя».
В 80-м году в театре отмечается 50-летие артиста. Дают Бориса Годунова в честь юбиляра. Его любимая роль. Вот что он говорит о ней:”«Образ Бориса таит в себе множество психологических оттенков. Его глубина мне кажется неисчерпаемой. Он так многогранен, так сложен в своей противоречивости, что все больше меня захватывает, открывая новые возможности, новые грани своего воплощения». Штоколов в этой роли великолепен. Царь по-прежнему на троне и нет повода для беспокойства.
“Советская культура” пишет о нем:” Поет народный артист СССР Борис Штоколов, и вы не спутаете его ни с кем. Неповторим его дар, неповторимо его искусство, умножающее успехи отечественной вокальной школы. Правда звука, правда слова, завещанные ее учителями, нашли в творчестве певца свое наивысшее выражение». Столь лестные отзывы о своем творчестве не все артисты получали в то время.
На концерте.
Однако, приходит новый главный дирижер – Юрий Темирканов. Постепенно появляются новые артисты. Штоколову больше не дают новых ролей. Его не берут в зарубежные гастроли. Ведущего артиста отодвигают на второй план. В 1982 году его выводят из оперы “Евгений Онегин” и он воспринимает это как личное оскорбление. Те, кто раньше и слова не могли сказать против Штоколова, начинают открытую травлю артиста: зазнался, мания величия, звезда, высокомерие, надменность. У него всегда были завистники. А здесь как будто кто-то дал зеленый свет. Поэтому -то любое негативное высказывание негласно приветствуется.
Его обвиняют в слишком вольной трактовке оперных партий. На этой почве у певца разгораются нешуточные конфликты. Штоколов болезненно воспринимает несправедливую критику в свой адрес. Он готов выслушивать претензии от профессионалов, не принимать критику от дилетантов он не может. От непонимания его творчества он мечется и принимает разные решения. Например, уехать в Сочи. Он говорит, там климат теплее и голос лучше звучит. Но руководство Ленинграда ставит ультиматум – квартиру отберем и дачу тоже. Дачу в Комарово он очень любил. Он практически сам выстроил там дом. И ему там очень нравилось. И вдруг в газете вышла статья, где называли его “барином”, выстроил себе барскую дачу. Она очень обидела Штоколова. Он не находил себе места. Певец Сергей Захаров говорил:” Да, он был барин. По отношению к себе. Он уважал себя за то, как и что он делал. И это вызывало уважение у других. Когда он входил в гримерку, мы вставали, нам непроизвольно хотелось снять шапку и склониться перед ним.”
Борис Штоколов
В 1990 году Штоколов принимает решение уйти из театра. Его не удерживают. Владислав Пьявко рассказывает:” Каждый переживает уход из театра по-своему. Когда ты уходишь из театра сам, то это твое решение. Если это какие-то силы тебя выдавливают из театра, тебя, который сделал очень много, то это обидно”. Театр – это вечная конкуренция, вечная зависть, террариум единомышленников. “Театр не дорожит теми, кто многие годы представлял лицо этого театра. Его забудут тут же, а если человек состарился, тем более” – говорит Ирина Богачева, народная артистка СССР.
Вскоре у него умирает жена Надежда и вслед за ней старший сын. Он был неизлечимо болен. Штоколов очень сильно переживает потери близких ему людей. Рушится та семейная идиллия, которую создавала Надежда, посвятив себя полностью Борису и его творчеству. Борис это чувствовал и ему было спокойно с ней. Он женится второй раз в 2002 году. Однако память о своей первой жене, Надежде, он сохранит до конца своей жизни. Его младший сын не принимает нового члена семьи. Это сильно расстраивает Штоколова. Уже после его смерти, как это положено сейчас, сын и его мачеха затевают судебный процесс по дележу квартиры. Она достается сыну певца.
Штоколов все-таки вернется в театр единожды – в 2000 году 19 марта по просьбе художественного руководителя Валерия Гергиева. В тот вечер там поставят оперу “Садко” Римского-Корсакова специально для Штоколова.
В 2004 году певец едет в Москву для участия в большом новогоднем концерте. Во время пребывания в Москве он решает встретиться с руководителями Москвы и согласовать вопрос его переезда из Питера в столицу. Штоколов говорил, что Лужков пообещал дать ему полностью меблированную квартиру. И вроде как есть устная договоренность об открытии собственного класса в Гнесинке. Надо сказать, что Штоколов разработал свою собственную систему бель-канто. Он часто и по ТВ выступал и рассказывал в чем ее секреты. И он считал, что этот класс будет его творческим наследием новому поколению.
Его уход из жизни был неожиданным. Родственники в один голос говорили, что он и на велосипеде ездил, и плавал, и они с женой много ходили по лесу. Он никогда не жаловался на здоровье. 19 марта 2005 года Борис Штоколов должен был отметить свое 75-летие на сцене Мариинского театра, где он прослужил более 30-ти лет. Уже отпечатаны афиши и билеты. Но 1 января он неожиданно попадает в больницу – одна за другой следуют две операции. Родственники не понимают, что произошло.
Борис Штоколов
В своих интервью Штоколов говорил с горечью, что многого еще не сделал. После его смерти был найден тетрадный листок, на котором было написано – План всей моей жизни: русские народные песни 100 штук, Западная классика – Гендель, Рахманинов, церковные произведения, Пушкин и Лермонтов в музыке, Чайковский, Глинка, Бородин, цыганские романсы – всего 14 наименований.
Его сестра Галина как-то спросила его: “Боря, а ты бываешь когда-нибудь по-настоящему счастлив. Не просто так, а по-настоящему. И он ответил :” Да, когда я пою.” Это его суть, это его душа, это он сам” – завершает она.
Борис Штоколов скончался внезапно в ночь на Рождество 2005 года. Похороны прошли в Мариинке. При большом скоплении поклонников и официальных лиц. От представителей театра никто замечен не был, кроме Ирины Богачевой.
Могила на кладбище
Звезда великого певца погасла. Никто так и не понял был ли счастлив Борис Тимофеевич, добившись высот в оперном искусстве, постигший радости успеха и славы великого артиста, познавший горе утрат, обиды и зависть коллег.
Награжден званиями и наградами СССР и России – Народный артист СССР, Орденом Ленина, и Октябрьской Революции, Государственных премий РСФСР и СССР и другие награды.
Борис Штоколов
Если есть, что добавить, то будет интересно прочитать ваши отзывы. К сожалению, не много осталось видеоматериала о его концертах достойного качества. Я признателен, всем авторам, чей материал я использовал из интернета. Не везде указаны имена авторов. Часть материала взята мною из документальных фильмов о Борисе Штоколове. К сожалению, их тоже немного. Я всем им очень признателен.
Источник