Борис тенин личная жизнь дети
Слава актера Бориса Тенина длилась не один десяток лет. Причем разные поколения советских людей ассоциировали его с разными персонажами. Для зрителей 1930-х гг. он был Иваном Шадриным – солдатом из кинокартины «Человек с ружьем», для людей 1940-х — Швейком; а для тех, кто жил в 1960-е – проницательным сыщиком Мегрэ.
Биография
Актер Борис Тенин появился на свет 23.03.1905 в Саратовской губернии, в городе Кузнецке. Его отец, Михаил Герасимович, был железнодорожным телеграфистом, а мать, Александра Павловна – акушеркой.
Когда маленькому Боре было восемь месяцев, семья перебралась в Тулу, а затем его отца выслали на Кавказ за участие в забастовках железнодорожников. Александра Павловна с сыном остались в Туле, и Михаил Герасимович навещал их только по праздникам, когда ему давали разрешения на поездки.
Мать Бориса трудилась в больнице, поэтому мальчик с детства был предоставлен сам себе и рано стал самостоятельным. Благодаря сильному характеру, он успешно прошел испытание улицей и утвердился среди сверстников.
Увлечение музыкой и театром
Учился Боря неважно, зато проявлял артистические способности. Однажды он увидел уличных куплетистов, и ему так понравилась их игра, что он занялся освоением отцовской губной гармошки, а потом научился играть на банджо, гавайской гитаре и других инструментах. Даже из обычных стеклянных бутылок, наполненных водой, мальчик мог извлечь музыкальную гамму.
Однако самой большой страстью Бориса Тенина стала сцена. Уже во время учебы в гимназии его называли будущим артистом. Мальчик участвовал в самодеятельности, и как-то раз блестяще сыграл клоуна на новогоднем празднике, причем наряд и рыжий парик он сшил собственноручно, а также сам раскрасил лицо.
Борис окончательно определился со своей будущей профессией, когда посетил спектакли гастролировавшей в Туле труппы Суходольского. После этого другого пути, кроме сцены, для него не существовало.
Начало актерской деятельности
Отец Бориса Тенина после Октябрьской революции получил партийную работу и наконец смог воссоединиться с семьей. В 1919 г. он с женой и сыном переехал в Москву.
Борис, мечтающий играть на сцене, поступил в столице в драматическую студию, которой руководил Е. Петров-Краевский. Через некоторое время молодой актер дебютировал в спектакле «На бойком месте», поставленном по пьесе А. Островского, где сыграл приказчика Сеню. Студия, к сожалению, вскоре закрылась из-за того, что зимой ее нечем было топить.
Через год, в 1920-м, пятнадцатилетний Борис Тенин отправился поступать сразу в несколько театральных студий, и его приняли в Институт музыкальной драмы. Одновременно с этим юного актера взяли в труппу Вольного театра под руководством Всеволода Мейерхольда.
Во время учебы Борис Тенин участвовал в студенческих постановках, а также спектаклях столичной драматической студии «Альба» и Первого Театра РСФСР.
1924-1936 годы
После окончания института в 1924 г. актера приняли в Московскую труппу «Комедианты». В ней Борис проработал один год, но за этот период успел сыграть много ролей и зарекомендовал себя как эксцентричного и яркого артиста-импровизатора, склонного к буффонаде и гротеску.
В 1925 г. Тенина приняли в театр В. Мейерхольда, но он там не прижился, поскольку натуре нужна была творческая свобода. Затем актер непродолжительное время работал в театре современной буффонады в Москве, участвовал в таких спектаклях, как «Королева ошиблась», «Женитьба», «Вредный элемент», «Солистка его величества».
В 1929-1933 гг. Борис Михайлович трудился в столичном театре Дома печати. Был задействован в спектаклях «Опустите занавес», «Тщетные огорчения», «Со своей колокольни», «Емельян Черноземный».
В 1932-1936 гг. Тенин играл в эстрадном театре «Мюзик-холл». В этот же период он преподавал клоунаду в Московском цирковом техникуме и выступал клоуном на арене цирка.
Кинокарьера
В своем первом фильме Борис Тенин снялся в 1928 г. Актер случайно познакомился с молодым режиссером С. Юткевичем, и тот предложил ему роль завклубом в своей картине «Кружева», рассказывающей о том, как жила рабочая молодежь в конце 1920-х гг.
У этого же режиссера в 1932 г. Тенин снялся в еще одном фильме – «Встречный». В этой картине у него была по-настоящему яркая роль секретаря парткома Турбинного завода. В 1930-е гг. вышли еще несколько фильмов с его участием: «Изящная жизнь», «Бесприданница», «Вражьи тропы», «Тайга золотая», «Флаг стадиона».
Настоящая слава пришла к Борису Михайловичу в 1938 г., когда он сыграл солдата Ивана Шадрина в кинокартине все того же С. Юткевича «Человек с ружьем». Актер создал яркий образ крестьянина, который, несмотря на внешнюю простоту, обладал глубокой мудростью. Миллионы советских зрителей восторженно приняли фильм, да что уж говорить – он понравился самому Сталину.
Личная жизнь
Борис Тенин впервые женился еще в середине 1920-х гг. Его избранницей была актриса Клавдия Коренева. Семейная жизнь не заладилась, и супруги расстались спустя год. Через некоторое время актер опять связал себя узами брака: его второй женой стала артистка «Мюзик-Холла» Ольга Александрова. Но и эта семья просуществовала недолго.
В третий раз Борис Михайлович женился в начале 1930-х гг. на актрисе Галине Степановой. Вскоре у них родился сын Михаил. Супруги несколько лет прожили вместе, после чего актер ушел от жены.
После стольких браков Тенина стали считать ветреным мужчиной. Поэтому, когда в 1937 г. у него завязались отношения с актрисой Лидией Сухаревской, никто уже не сомневался, что это кратковременная связь. Однако именно в лице этой женщины актер нашел спутницу всей жизни – вместе они прожили более пятидесяти лет.
Общих детей у Бориса Тенина и Лидии Сухаревской не было, но они вместе участвовали в воспитании Михаила – сына актера от предыдущего брака.
Предвоенные и военные годы
В 1937 г. Борис Михайлович стал работать в Ленинградском театре комедии. Там же трудилась Лидия Сухаревская. В 1939-м они ездили с концертами в красноармейские части, участвовавшие в советско-финской войне.
С приходом войны театр эвакуировали в Таджикистан, но главная деятельность Тенина и Сухаревской разворачивалась на передовой: их обоих включили в труппу Оборонного театра миниатюр, с которой они активно выступали в частях и госпиталях.
В военные годы Борис Тенин также снимался в кино. Именно на этот период приходится его звездная роль в фильме «Новые похождения Швейка».
После войны
В 1946 г. Тенин и Сухаревская ушли из Ленинградского театра комедии и переехали в Москву, где стали работать в Театре-студии киноактера. В послевоенные годы Борис Михайлович регулярно снимался в кино, но особо заметных работ у него не было.
В 1955-1962 гг. супруги работали в Московском театре сатиры. В 1962-1974 гг. Тенин был актером драмтеатра на Малой Бронной, потом перешел в Академический театр Маяковского, где трудился до конца жизни.
В 1960-1980-е гг. Борис Михайлович нашел новое применение своему таланту – съемки в фильмах-спектаклях. Наиболее известными из них стали картины о комиссаре Мегрэ, в полной мере передающие дух романов Ж. Сименона.
В заключение
Жизнь Бориса Тенина была долгой и творчески насыщенной. И всегда с ним рядом оставалась преданная спутница Лидия Сухаревская. Актер покинул этот мир 08.09.1990 г. Смерть была мгновенной – остановилось сердце. Лидия Сухаревская умерла спустя год. Супруги похоронены на Ваганьковском кладбище столицы.
Источник
Он появился на свет в семье железодорожного телеграфиста и акушерки. Но вскоре отца признали политически неблагонадежным и перевели из Саратовской губернии в Тулу. Там и прошло детство Бори, который учился плохо, воровал шоколад в кондитерской. Однако с делом всей жизни определился уже в детстве. Благодаря отцу, водившему мальчика в масленичные балаганы, Боря быстро освоил губную гармошку, научился извлекать звуки из наполненных водой бутылок, играл на гитаре и… пиле.
«Но подлинная страсть к театру началась лет с 10, когда меня стали отпускать на детские утренники, — вспоминал Борис Михалойвич. — Второклассником я играл Митрофанушку в “Недоросле”, после чего меня окрестили “будущим артистом”».
Борис Тенин в фильме «Вражьи тропы» (1935). Кадр из фильма
Неудачный дебют
О неподдельной творческой натуре Тенина свидетельствовали поиски, которые длились чуть ли не до конца его дней. Сначала это касалось учебы в Москве, куда Тенины переехали после революции. Потом то же самое происходило с театрами. Тенину хотелось применять свои способности, а не ждать ролей месяцами — по этой причине он ушел от Мейерхольда, хотя несколькими годами ранее сыграл у него в «Мистерии-буфф». Театр современной буффонады, «Театр обозрений», эстрадный театр Мюзик-холл… Тенин менял коллективы как перчатки, пока в 1937-м не стал ведущим актером Ленинградского театра комедии. Но спустя 9 лет во время гастролей остался в Москве. И начал новую жизнь, в которой нашлось место Театру-студии киноактера и «Сатире», театру на Малой Бронной и «Маяковке»…
В кино он впервые снялся еще в 1928-м. Признавал, что дебют не удался. Но отказаться от встречи с камерой уже не мог. Даром что всесоюзную известность обрел только спустя десять лет, сыграв к тому времени в 11 картинах. Прославил его «Человек с ружьем». Сцена встречи солдата-окопника Шадрина с Лениным воспринималась как анекдот: Иван ходил по Смольному с оружием и чайником в поисках кипятка. И наткнувшись в коридоре на маленького человека в жилетке, не признал его…
Кадр из фильма «Человек с ружьем». В роли Владимира Ильича Ленина — Максим Штраух, Иван Шадрин — Борис Тенин.
Вскоре зрители полюбили Тенина за другого солдата — бравого Швейка, водящего за нос фрицев: две картины были сделаны в самый разгар войны.
Снимался Тетин все время, вплоть до 82 лет. Были прекрасные режиссеры, главные роли. Даже Сталинская премия… Но парадокс — мало кто помнит картины с его участием…
Борис Тенин в фильме «Мегрэ и старая дама» (1974) Фото: Кадр из фильма
Театр был ближе по духу? Или просто с кинематографом не везло? Даже работа на телевидении оказалась более значимой. Комиссар Мегрэ из серии фильмов-спектаклей по романам Сименона заставил говорить о Тенине как о лучшем исполнителе этой роли. Сам писатель прислал актеру восторженно-благодарственное письмо. А Борис Михайлович ради Мегрэ отказался от многих заманчивых предложений.
Последние 16 лет Тенин служил в Театре им. Маяковского. А рядом — и в жизни, и на сцене — была любимая Лидия Сухаревская.
Жена четвертая и… единственная
Они познакомились в 1937-м в Ленинграде, где играли на сцене Театра Комедии. Ей было 28, ему — 32. Для него это был уже четвертый брак. Коллеги шептались: и этот долго не протянется; называли Тенина ветреным. К слову, все четыре избранницы были актрисами…
Первый раз Борис женился еще в 1920-е. Но брак с Клавдией Кореневой продлился всего год — видимо, был слишком ранним. Второй раз Тенин нарушил границы дозволенного и увлекся Ольгой Ивановой, которая была замужем за Григорием Александровым. Режиссер как раз уехал в США. А когда вернулся и узнал об измене, тут же развелся. Судьба готовила ему уже длительные отношения с Любовью Орловой. Впрочем, и Тенин с Ивановой долго не прожили. В начале 1930-х он женился на Галине Степановой. Родился сын Михаил. Но даже появление наследника не удержало актера от расставания с супругой…
Словом, коллеги знали, о чем говорят, когда предрекали очередному браку Тенина скорый развод. Однако именно Лидия Сухаревская оказалась той женщиной, которая смогла стать его последней, а по сути единственной любовью. На 53 года. До конца дней.
Каждый в этой паре был талантлив по-своему. Но никто не завидовал и не ревновал. Они дополняли друг друга, все делали вместе: выступали на передовой во время советской-финской и Великой Отечественной, меняли театры. Никогда не расставались. И вдвоем принимали участие в воспитании сына Тенина. Общих детей у них не было. Видимо, главным в жизни Сухаревской был театр. А всю любовь она отдавала мужу, который, кстати, многое делал в доме сам. Или заказывал по своим эскизам.
Лидия Сухаревская и Борис Тенин в спектакле Алексея Арбузова «Старомодная комедия». Фото: РИА Новости/ Галина Кмит
90 томов Льва Толстого
Но настоящей страстью интеллигента Тенина были книги. Впрочем, эта страсть у них с женой тоже была общей. Они еще в детстве пристрастились к чтению. Борис Михайлович к тому же собрал уникальную библиотеку. В трехкомнатной квартире на Герцена, где супруги жили много лет, книги были везде. Причем, это была уже третья по счету библиотека — одну актер собирал в молодости, она не сохранилась, вторая погибла во время войны. После этого он зарекся собирать книги. Но первая же зарплата после войны осталась в книжном магазине. Классика (например, 90-томник Льва Толстого), мемуары, книги по актерскому мастерству, энциклопедии и справочники, юмористика…
К книгам относился трепетно. Прежде чем дать коллегам что-то почитать, спрашивал: «А руки чистые?» В том числе любимую жену.
Как у всякого приличного библиофила, у Тенина был свой экслибрис. Но он собрал и коллекцию книжных знаков других известных персон: Лескова, Чехова, Высоцкого, Плисецкой, Жарова…
Когда Борис Михайлович умер, единственной заботой Лидии Петровны было сохранить его коллекции и передать, согласно воле мужа, в пользование людям. К сожалению, без любимого актриса прожила всего год. Но коллекции в надежные руки передать успела — через несколько лет на Б. Никитской, 49 был открыт музей-квартира народных артистов СССР Б. М. Тенина и Л. П. Сухаревской.
Смотрите также:
- Бэмби и Робин Гуд. Борис Хмельницкий не любил склок ни на сцене, ни в жизни →
- В кино — с улицы. Почему в Тамару Макарову был влюблён весь Союз →
- «Страстная и любящая». Чем запомнилась актриса Нина Дорошина →
Источник
Борис Тенин
Борис Михайлович Тенин. Родился 10 (23) марта 1905 года в Кузнецке Саратовской губернии (ныне Пензенская область) – умер 8 сентября 1990 года в Москве. Советский актер театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).
Борис Тенин родился 10 (23 по новому стилю) марта 1905 года в Кузнецке Саратовской губернии (ныне Пензенская область).
Отец – Михаил Герасимович Тенин, работал железнодорожным телеграфистом, участвовал в революционном движении.
Мать – Александра Павловна Тенина, работала акушеркой.
Из-за связей отца с революционерами он находился под постоянным надзором охранки, числился политически неблагонадежным. Вскоре после рождения Бориса отца перевели в Тулу. Затем за участие в забастовках служащих Тульской железной дороги отец Тенина опять был переведен – на этот раз на Кавказ. Семья осталась в Туле. Своего отца Борис видел только по большим праздникам – когда Михаил Герасимович имел возможность навестить семью. Мать много работала, поэтому мальчик часто был предоставлен сам себе.
Его актерский талант проявился в школе, где Тенин участвовал в детских спектаклях и утренниках. Как-то на новогодней елке Тенин выступил в роли клоуна, причем, сам сшил клоунский наряд, соорудил рыжий парик и с размалеванным лицом предстал перед восторженной публикой.
Окончательно и бесповоротно решил стать артистом в 13 лет, когда попал на спектакль провинциальной труппы Суходольского, гастролировавшей в Туле.
После Октябрьской революции в конце 1917 года его отец вступил в ВКП(б). Его отправили на партийную работу в Москву. И в январе 1919 года в столицу перебралась вся семья. Борис сразу же решил поступать в театральную студию. Случай свел его с Е.А. Петровым-Краевским, который руководил рабочей драматической студией Бутырского Совета рабочих депутатов. Тенин, понравившийся старому актеру и опытному педагогу, сдал экзамен и был зачислен в эту студию. Осенью того же 1919 года студия была распущена из-за нехватки дров (ледяное помещение элементарно было нечем топить).
Далее Борис Тенин сдает экзамены одновременно в пять театральных студий. В две его приняли. Он выбирает ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций). Однако и эта студия вскоре была закрыта.
Борис Тенин в театре
В 1920 году, в возрасте 15 лет, Борис Тенин был принят в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДР) по классу А. Зонова и одновременно вступил в труппу Вольного театра, возглавляемого Всеволодом Мейерхольдом. В 1920 году в Драматической студии Бутырского Совета депутатов сыграл в спектакле «На бойком месте» А.Н. Островского (режиссёр Н. Вошкевич).
В 1922 году ГИМДР реаорганизовался в Институт тевтрального искусства. Спустя два года, получив удостоверение об его окончании, Тенин пришел в гастрольный театральный коллектив «Комедианты». Возвратившись с гастролей в Москву, Тенин был принят в коллектив «Красная гармошка» («синеблузочники»).
Работы Бориса Тенина в Московской группе «Комедианты»:
- «Спартак» В. М. Волькенштейна – Претор Красс;
- «Три вора» по У. Нотари – Тапиока;
- «Лес» А. Н. Островского – Восьмибратов;
- «Золотая Ева» Бернарди – Фон Шветцинген;
- «Ученик дьявола» Б. Шоу – Кристи;
- «Яма» по А. И. Куприну – Ванька-Встанька;
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера – Вурм;
- «Потоп» Ю. Бергера – Стрэттон;
- «Ревизор» Н. В. Гоголя – Земляника;
- «Обрыв» по А. А. Гончарову – генерал Тычков;
- «Король-Арлекин» («Шут на троне») Ф. Лотара – Панталоне;
- «Тёмное пятно» Г. Кадельбурга и Р. Пресберга – Фон Кукрот;
- «Псиша» Ю. Д. Беляева – помещик Борщ;
- «Вторая молодость» П. М. Невежина – Купавин;
- «Оболтусы и ветрогоны» С. Пржебыльского – Житов;
- «Трактирщица» К. Гольдони – граф д`Альбафьорита;
- «Соломенная шляпка» Э. Лабиша – Тардиво;
- «Нельская башня» Александра Дюма и Ф. Гайярде – Андри;
- «Дурак» Л. Фульды – Эльшлегер;
- «Страсть» по С. Цвейгу – чиновник;
- «Овод» по Э. Войнич – синьор Грассини;
- «Трильби» Гр. Ге – Томас Бегот;
- «Из любви к искусству» (французский водевиль) – Индюков;
- «Голь на выдумки хитра» (французский водевиль) – Шарль.
Осенью 1925 года Тенин оказался в театре Вс. Мейерхольда, где, впрочем, задержался недолго. Сыграл в постановке «Д. Е.» по И. Г. Эренбургу роль Твайфта.
Далее играл в Московском театре современной буффонады, среди его работ: «Королева ошиблась» М. Д. Вольпина и К. Я. Листова – Папаша; «Вредный элемент» В. В. Шкваркина – Чубчик; «Женитьба», пародия Д. Г. Гутмана – Степан; «Солистка его величества» Л. В. Никулина – Курортник.
Затем был актером Московского театра Дома печати (Театр обозрений), был задействован в спектаклях: «Тщетные огорчения» В. З. Масса по Мольеру – Гожибюс; «Емельян Чернозёмный» В. П. Катаева – Емельян; «Опустите занавес» Н. А. Адуева – пять ролей (трансформация); «Со своей колокольни» В. Типота (пародия на спектакль Бронепоезд 14-69 Вс. В. Иванова в МХАТ) – Китаец.
В 1932-1936 годах – артист эстрадного театра Мюзик-холл, играл в спектаклях: «Артисты варьете» Н. О. Волконского – Клоун Боцо; «Как 14-я дивизия в рай шла» Д. Бедного – Кашевар; «Под куполом цирка» В. П. Катаева, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова – Мартынов; «Севильский обольститель» Т. де Молина – Слуга Пастрано; «Святыня брака» Э. Лабиша – Мюзерель.
В 1933 году преподавал в Московском цирковом техникуме клоунаду.
В 1935 году выступал клоуном на манеже Московского цирка.
В 1937-1946 годах – артист Ленинградского театра Комедии. С 1941 по 1944 год труппа ленинградского Театра Комедии работала в эвакуации в Таджикистане.
Работы Бориса Тенина в Ленинградском театре Комедии:
- «Терентий Иванович» Ю. М. Свирина; режиссёр и художник Н. Акимов – Сухарев;
- «Весенний смотр» В. В. Шкваркина; режиссёры С. Юткевич, Х. Локшина – Страхов;
- «Двенадцатая ночь» У. Шекспира; режиссёр и художник Н. Акимов – Тоби Бэлч;
- «Сын народа» Ю. П. Германа; режиссёр Э. Гарин – учитель Пархоменко;
- «Опасный поворот» Д. Пристли; режиссёр Г. Козинцев, художник Н. Акимов – Стентон;
- «Тот, кого искали» А. Б. Раскина и М. Р. Слободского; режиссёр Н. Рашевская – Врач-полярник Женечка;
- «Тень» Е. Л. Шварца; постановка Н. Акимова – людоед Пьетро;
- «Похищение Елены» Л. Вернейля; постановка Н. Акимова – Жермон;
- «Питомцы славы» («Давным-давно») А. К. Гладкова; режиссёр Н. Акимов – поручик Ржевский;
- «Братишка» В. А. Дыховичного; режиссёр П. Суханов – близнецы Василий и Виктор;
- «Дорога в Нью-Йорк» Л. А. Малюгина; режиссёр С. Юткевич – Питер Уорн;
- «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского и А. М. Бонди; режиссёр и художник Н. Акимов – Синичкин;
- «Человек с того света» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского; режиссёр Н. Рашевская – Педро Лангара;
- «Малыш» Ж. Летреза; режиссёр Ф. Флоринский – Огюстен;
- «Преступление в улице Лурсен» Э. Лабиша; режиссёр П. Суханов – Ляглюме.
С 1946 года – актёр Театра-студии киноактёра в Москве, среди его работ: «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва – Лишев; «Русский вопрос» К. М. Симонова – Пигалкин; «Софья Ковалевская» братьев Тур – Жермон; «Флаг адмирала» А. П. Штейна – Потёмкин; «Раки» С. В. Михалкова – Ленский; «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина – Прокофий Пазухин.
В 1955-1962 годах – актер Московского театра сатиры.
Работы Бориса Тенина в Московском театре сатиры:
- «Лира напрокат» В. В. Шкваркина; режиссёр Э. Краснянский – Комик;
- «Баня» В. В. Маяковского; режиссёры В. Плучек, Н. Петров, С. Юткевич – Понт Кич;
- «Вредный элемент» В. В. Шкваркина; режиссёр П. Поль – Наважин;
- «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу; режиссёры Э. Краснянский, Н. Слонова – Джордж Крофтс;
- «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета; постановка В. Плучека – Петров;
- «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского; постановка В. Плучека – Человек-просто;
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского; постановка А. Лобанова – Крутицкий;
- «Смейся, паяц!» В. Стрекопытова; режиссёр Г. Георгиевский – Подсосов;
- «Чужой ребёнок» Б. Шоу; режиссёр О. Солюс – Караулов;
- «Яблоко раздора» М. А. Бирюкова; постановка В. Плучека – Коваль;
- «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу; режиссёры В. Плучек и А. Крюков – Капиан Шатовер;
- «Ночь перед рождеством», пародия В. З. Масса и В. Я. Типота; режиссёр В. Сушкевич – Чуб;
- «Республика на колёсах» Я. А. Мамонтова; режиссёр Э. Краснянский – Печёный;
- «Склока» В. Е. Ардова и Л. В. Никулина; режиссёр Д. Гутман – Предправления Госпримус, Мягкий;
- «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо; режиссёр Г. Георгиевский – Бенедетто;
- «200 000 на мелкие расходы» В. А. Дыховичного; режиссёр Э. Краснянский – Лобашков.
С 1962 года – актёр Московского драматического театра на Малой Бронной.
Работы Бориса Тенина в театре на Малой Бронной:
- «Мать» К. Чапека; режиссёр А. А. Гончаров – Отец;
- «Мятеж неизвестных» Г. А. Боровика; режиссёр А. А. Гончаров – Питер Калишер;
- «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта; режиссёр А. А. Гончаров – Альфред Илл;
- «Беспокойный юбиляр» В. А. Раздольского; режиссёр В. Монюков – Академик Щеглов;
- «Братская ГЭС» по Е. А. Евтушенко; режиссёр А. Паламишев – Разин, Ленин, Карцев;
- «Золотая карета» Л. М. Леонова; режиссёр А. Дунаев – Березкин;
- «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова; режиссёр А. Эфрос – Балясников;
- «Временный жилец» В. С. Полякова; режиссёр С. Баркан – Долотов.
С 1974 года – актёр Академического театра имени Владимира Маяковского.
Актер всегда кропотливо и ответственно подходил к каждой мелочи во время работы над ролью. Известно его возмущение по поводу качества грима: «Как можно сыграть Марка Твена, Карла Маркса, Льва Толстого или царя Берендея без бороды? Сыграть их побритыми меня можно было заставить только по приговору Верховного трибунала! Нельзя подходить к роли как к безразмерным носкам, они должны быть по размеру».
Борис Тенин в кино
Еще в 1927 году, сразу после ухода из Театра Мейерхольда, Борис Тенин встретился с молодым театральным художником и режиссёром Сергеем Юткевичем, готовившимся снимать свой полнометражный художественный фильм «Кружева». Приглашения сняться в этом фильме было для Тенина большой неожиданностью. Свой дебют в кино Тенин счел неудачным.
В 1930-е он одну за другой исполнил главные роли в популярных для своего времени фильмах «Изящная жизнь» (матрос британского флота Фрэд), «Флаг стадиона» (архитектор Тарасов), «Вражьи тропы» (Роман Каргаполов), «Тайга золотая» (Саша Мраморов).
Борис Тенин в фильме “Вражьи тропы”
По-настоящему звездной стала для него роль солдата Ивана Шадрина в историко-революционном фильме «Человек с ружьем» режиссера Сергея Юткевича (первый фильм кинотрилогии по произведениям Николая Погодина: «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» и «Третья Патетическая»).
События происходят в России в 1917 году во время Октябрьской революции. Бывший крестьянин, а ныне солдат Иван Шадрин отправлен однополчанами с германского фронта в революционный Петроград, чтобы вручить Ленину письмо с вопросами своих товарищей. Центральная сцена в фильме – первая встреча Шадрина и Ленина. Солдат с винтовкой и чайником бродит по Смольному в поисках кипятка. Он случайно натыкается на невысокого роста мужчину в костюме-тройке, который уделяет ему время, проявляет большое участие к его нуждам и отвечает на все вопросы. Сам Шадрин еще не знает, с кем только что беседовал, но охранник сообщает ему, что этим собеседником был В.И. Ленин. Шадрин приходит в неописуемый восторг, и из его уст звучит фраза: «Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!». После этого солдат возвращается на фронт. Во время разведывательного рейда в Царское Село Шадрин чуть не берет в плен белого генерала, но упускает его. Во время случайной встречи с Лениным и Сталиным Дымов рассказывает им об этом эпизоде, чем немало потешает вождей. Здесь же случайно оказывается и Шадрин. Ленин и Сталин ободряют его, говоря, что «в другой раз солдат перед генералом не оробеет!». Шадрин вновь сражается на фронте, защищая Петроград. По возвращении в город он присутствует на Путиловском заводе во время выступления там Ленина.
Борис Тенин в фильме “Человек с ружьем”
В 1943-м сыграл солдата Швейка в ленте «Новые похождения Швейка».
В 1949-м снялся в роли генерал-лейтенанта Василия Чуйкова в военном фильме «Падение Берлина».
Борис Тенин в фильме “Падение Берлина”
Далее были успешные работы в картинах «Русский вопрос» (Боб Мерфи), «Об этом забывать нельзя» (следователь Марьян Максимович), «Нестерка» (Нестерка), «Яблоко раздора» (Герой Советского Союза и кавалер 15-ти орденов, гвардии полковник в отставке Ларион Иванович Коваль).
Борис Тенин в фильме “Яблоко раздора”
Очередной звездной ролью Бориса Тенина комиссар Мегрэ, исполненный им в лентах «Сесиль умерла», «Мегрэ и человек на скамейке», «Мегрэ и старая дама» и «Мегрэ колеблется». Стоит отметить, что писатель Жорж Сименон (создатель образа сыщика) называл Бориса Тенина лучшим исполнителем роли комиссара Мегрэ.
Борис Тенин в фильме “Мегрэ и человек на скамейке”
Автор книги «Фургон комедианта», изданной в 1987 году.
Борис Тенин скоропостижно скончался в Москве 8 сентября 1990 года от остановки сердца. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок № 29).
11 сентября 2015 года в Кузнецке Пензенской области была открыта мемориальная доска Борису Тенину на доме по ул. Калинина, 159, где родился актер.
Существует Почетный диплом имени народного артиста СССР Б.М. Тенина, который вручается «За сохранение русской классики на Отечественной сцене».
Личная жизнь Бориса Тенина:
Четыре раза был женат.
Первая жена – Клавдия Петровна Коренева (1902-1972), театральная актриса, народная артистка РСФСР (1970).
Борис Тенин и Клавдия Коренева
Вторая жена – Ольга Иванова, актриса (первая жена кинорежиссера Г. В. Александрова).
Третья жена – Галина Дмитриевна Степанова (26.10.1911 – 12.07.2006), актриса театра и кино, Народная артистка Таджикской ССР (1943). Они поженились в начале 1930-х годов.
В этом браке у них родился сын Михаил.
Внук – Борис Михайлович Тенин (родился 20 ноября 1969), советский и российский актер театра и кино.
Борис Тенин и Галина Степанова
Четвертая жена – Лидия Петровна Сухаревская (1909-1991), актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1990).
Борис Тенин и Лидия Сухаревская составляли один из самых ярких и известных семейных театральных дуэтов на советской сцене. Также они часто вместе снимались в кино. Самым известным является телеспектакль «Старомодная комедия», поставленный в 1975 году, в котором они исполнили главные роли. Критики в их дуэте называли Сухаревскую мозгом, а Тенина – душой.
Они всегда были неразлучны: вместе приходили в театры, вместе уходили. В то время частые переходы из театра в театр совсем не приветствовались ни высоким руководством, ни общественным мнением, но они не обращали на это внимания. Известен ответ Сухаревской министру культуры: «Мы не быдло, мы актеры. Не вам выбирать главных режиссеров». Они могли себе это позволить. Тенин любил говаривать: «В театре есть два профессионала: сапожник и я. Мы все делаем точно, качественно и вовремя».
У супругов было одно общее увлечение – библиотека. У Тенина их было три, до наших дней дожила последняя, третья – по завещанию она отошла в дар музею (первая потерялась при переезде в Ленинград, вторая погибла в годы войны). Книги были его большой любовью, по его собственным словам, его увлечение прошло три периода: «накопительство», затем «увлечение» и, наконец, «изучение темы». Библиотека содержала большое количество классики и особый раздел юмористической литературы, от классической до наших дней.
Лидия Михайловна пережила мужа всего лишь на один год: 10 октября 1991 года ее не стало. Они оба похоронены на Ваганьковском кладбище.
В 2007 году была открыта мемориальная доска Борису Тенину и Лидии Сухаревской на фасаде дома номер 49 на Большой Никитской улице в Москве.
Борис Тенин и Лидия Сухаревская
Фильмография Бориса Тенина:
1928 – Кружева – завклубом
1931 – Златые горы – Борис (“Вихрастый”), кочегар
1932 – Изящная жизнь – Фрэд, матрос британского флота
1932 – Встречный – Вася (Василий Васильевич), секретарь парткома Турбинного завода
1934 – Песнь о счастьи – Горох / Цыбуля, вор-карманник
1935 – Флаг стадиона – Тарасов, архитектор
1935 – Вражьи тропы – Роман Каргаполов, бывший пастух
1936 – Бесприданница – Вожеватов Василий Данилыч
1937 – Шахтеры – чекист (нет в титрах)
1937 – Тайга золотая – Саша Мраморов
1938 – Человек с ружьём – Иван Шадрин, солдат-окопник, “серый гусар”
1938 – Профессор Мамлок – участник закрытого собрания (нет в титрах)
1940 – Яков Свердлов – куплетист, на нижегородской ярмарке (нет в титрах)
1942 – Швейк готовится к бою – Луи Гавар, авторитетный вор
1942 – Боевой киносборник “Лесные братья” (короткометражный) – полковник из Москвы
1943 – Новые похождения Швейка – Швейк
1943 – Лермонтов – Апполон Васильевич Голофеев, генерал
1945 – Здравствуй, Москва! – писатель
1947 – Русский вопрос – Боб Мерфи
1949 – Падение Берлина – генерал-лейтенант Чуйков
1949 – Алитет уходит в горы – Чарли Томсон
1951 – Пржевальский – Егоров, казак-переселенец
1953 – Великий воин Албании Скандербег (Great Warrior Skanderbeg, The / Skënderbeu) – Дин, албанский воин-силач
1954 – Об этом забывать нельзя – Марьян Максимович, следователь
1955 – Фонтан (короткометражный) – Логинов
1955 – Нестерка – Нестёрка
1955 – За витриной универмага – Егор Петрович Божко, отец Сони
1956 – За власть Советов – Жора Колесничук
1960 – Сизиф и смерть (фильм-спектакль) – Сизиф
1960 – Драма (короткометражный) – писатель
1962 – Яблоко раздора – Ларион Иванович Коваль, гвардии полковник в отставке
1968 – Гибель “Эппи Нийбур” (фильм-спектакль) – капитан Нийбур
1968 – Актриса (фильм-спектакль) – Яблоков
1969 – Сесиль умерла (фильм-спектакль) – Мегрэ
1970 – Дело мертвого тигра (фильм-спектакль) – лейтенант Шоу
1971 – Золотая карета (фильм-спектакль) – Берёзкин
1973 – Райские яблочки – Сократ, мудрец, пожилой человек 2400 лет
1973 – Мегрэ и человек на скамейке – Мегрэ
1974 – Мегрэ и старая дама (фильм-спектакль) – комиссар Мегрэ
1978 – Старомодная комедия (фильм-спектакль) – Родион Николаевич, главврач санатория
1979 – Следствие ведут Знатоки – Анатолий Кузьмич Боборыкин, отец Музы
1982 – Мегрэ колеблется (фильм-спектакль) – комиссар Мегрэ
1986 – Жизнь Клима Самгина (фильм-спектакль) – Яков Акимович Самгин, дядя Клима
1987 – Вспомним, товарищ (Let’s Remember, Comrades)
1989 – В поисках правды (документальный)
Награды и звания Бориса Тенина:
– Заслуженный артист РСФСР (11.03.1939);
– Народный артист Таджикской ССР (05.01.1944);
– Народный артист РСФСР (06.03.1950);
– Народный артист СССР (1981);
– Сталинская премия первой степени (1948) – за исполнение роли Боба Мерфи в фильме «Русский вопрос» (1947);
– Два ордена Трудового Красного Знамени (1939 – за исполнение роли Ивана Шадрина в фильме «Человек с ружьём»; 1985);
– Медаль «За оборону Ленинграда» (1946);
– Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);
– Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948);
– Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970);
– Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
– Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
– Медаль «В память 250-летия Ленинграда»;
– Медаль «Ветеран труда» (1985)
последнее обновление информации: 25.06.2020
Источник