Бывшая жена мастера мастер и маргарита

Бывшая жена мастера мастер и маргарита thumbnail

Татьяна, Любовь и Елена – Музы мастера

Неоднократно читая роман Михаила Булгакова ‘Мастер и Маргарита’, не могла отделаться от мысли, что главный герой мне ну совсем неприятен: уж очень он поглощен собой, своими проблемами, а женщины – это у него так – ‘Манечка, Варечка, как ее, не помню..’

В этом автор полностью описал себя.

В те годы он был юным, синеглазым 16 – летним Мишей, а она была еще моложе – ее звали Таня Лаппа, она гостила в Киеве, родном городе Миши и приехала из Саратова. Их познакомили друзья, молодые люди бродили по городу, влюбленные и, разъехавшись, продолжали общение по переписке и скоро объявили родным о свадьбе.

Татьяна Лаппа

Родители Татьяны, как сказали бы сегодня, были в шоке. Отец, важный чиновник, ждал другой партии для дочери, но перечить не стал и даже выслал деньги на свадьбу. Их не ‘хватило’ даже на подвенечное платье, – на церемонии невеста была в обычной полотняной кофточке и юбке, – ведь все деньги ушли накануне на подпольный аборт (Миша как будущий врач наверняка имел нужные связи). Так начались нелегкие 10 лет их совместной жизни.

Михаила призвали на фронт как военного врача, преданная жена поехала с ним и стала санитаркой, ассистировавшей ему на операциях, – ‘держала ногу, пока он ее ампутировал’ и тому подобное.

Позже, сам заболев дифтеритом, Булгаков начал ‘лечиться’ морфием и надолго пристрастился к нему. В это время Татьяна забеременела во второй раз и снова муж настоял на аборте, – ‘я сам врач и знаю, какие у морфинистов бывают дети!’ После этого Татьяна больше не могла иметь детей.

Выздоровев и избавившись от пагубной привычки (кстати, тоже с помощью Татьяны – она колола ему морфий с добавлением воды, пока вода полностью не заменила морфий), Булгаков переехал в Москву и написал свой первый роман ‘Белая гвардия’, сделавший его знаменитым. У Михаила началась новая светская жизнь, правда, без Татьяны: уж очень ‘простой’ она была, не чета новым знакомым женщинам автора.

Любовь Белозерская

Знакомство с одной из таких женщин – блестящей дамой 29 – летней Любовью Белозерской, только что приехавшей из – за границы, переросло в серьезную связь, и Михаил оставил Татьяну – Тасю, как он ее называл, продемонстриров ей зачем – то журнал со своим новым романом с подписью ‘Моей любимой жене Любови Белозерской’.

С Белозерской Булгаков наступил на свои же грабли, – страстно желая светской ‘блестящей’ жизни, он получил ее вполне и даже с избытком. Новая жена обожала вечеринки и рауты, без конца принимала гостей и часами говорила по телефону с подругами. Когда Булгаков взмолился ‘Люба, я же работаю!’, в ответ получил лишь ‘Ничего, ты не Достоевский!’. Удивительно, что в таких условиях были созданы лучшие его произведения – ‘Собачье сердце’, ‘Кабала святош’ и другие.

Елена Шиловская

Но время самого лучшего романа было впереди. Его созданием он обязан своей третьей жене Елене Шиловской, оставившей ради Булгакова мужа, крупного военачальника: все как в ‘Мастер и Маргарита’, где прототипы были взяты из реальной жизни.

Роман увидит свет только после смерти писателя, благодаря стараниям Шиловской. А сам писатель, умирая, вспоминал почему – то свою первую жену Татьяну Лаппу и шептал ‘Найдите Тасю, мне надо попросить у нее прощения’..

Спасибо вам, что читаете мои статьи и подписываетесь на Марго & Марго, до новых встреч на канале

Источник

Елена Сергеевна была замужем за Булгаковым восемь лет. После смерти писателя в 1940 году вся ее жизнь была посвящена сохранению наследия писателя. Ее стараниями были опубликованы его лучшие произведения — только в конце 1960-х.

На втором году совместной жизни Михаил Афанасьевич попросил Елену вести дневник. В дневниках — семь тетрадей за семь лет — она описывала быт, мелкие и значительные события (впрочем, она считала важным все, что имело отношение к Булгакову), его работу, стараясь не упустить ни слова.

Елена Булгакова

Переезд в столицу

Елена Сергеевна родилась в 1893 году. Училась в рижской элитной гимназии, оставила учебу незадолго до выпуска. В 1912-м ей сделал предложение офицер Бокшанский, и Елена убедила его жениться на своей старшей сестре Ольге.

С 1915 года семья обосновалась в Москве. Елена была расчетливой в выборе мужчин. В 25 лет вышла замуж за сына известного актера, адъютанта Юрия Неелова. Вскоре познакомилась с видным военачальником Евгением Шиловским. Красивый высокопоставленный военный сразу влюбился в Елену Сергеевну. Оправил ее мужа на Западный фронт, затем на Южный и принялся ухаживать за женой подчиненного.

Благополучная жизнь

В 1921 году Елена развелась, вышла замуж на Шиловского, за пять лет родила двоих сыновей — Женю и Сережу. Девять лет второго брака были вполне благополучными: квартира в элитном доме, заботливый, добрый муж (начштаба Московского округа), хорошие дети, немка-воспитательница и домработница. С Шиловскими поселилась Ольга, сестра Елены, работавшая в МХАТе.

Среди любящих людей и материального достатка у Елены возникало ощущение пустоты, ей недоставало жизни, движения, как потом она говорила — «духа». Тогда вошло у нее в привычку (пока воспитательница гуляла с детьми) часами, задумавшись, сидеть неподвижно или бесцельно бродить по улицам.

Год катастрофы и любви

В 1929 году Шиловские и Булгаковы познакомились в гостях у Уборевичей. Большая артистическая компания, музыка, веселье. Ольгу уговорили привести известного драматурга с женой Любашей, Елену заманили именем Булгакова.

Михаил Булгаков

Оба вначале не признавали эту быструю внезапную любовь. Ему 38, ей 36, оба состояли во втором браке. Вначале Шиловские и Булгаковы дружили семьями. В Париже вышла «Белая гвардия», и Булгаков подарил Елене сперва один томик, затем другой, подписывал «милая, милая Лена», «бесценный друг».

В тот год одну за другой в целях «тематического оздоровления» из репертуара убрали все пьесы Булгакова. В начале 1930-го сняли последнюю из пьес «Кабалу святош».

Казалось, Елена обрела смысл жизни. Обладая удивительным даром радоваться в тяжелых обстоятельствах, она приезжала к Булгаковым, печатала и писала под диктовку, поддерживала любимого.

Письмо Сталину

Скорее всего, это был ее идея. Булгаков надиктовал Елене письмо к Сталину. Просил, если нет у него возможности писать на родине, позволить ему уехать за границу вместе с женой Любовью или помочь устроиться на работу в театр: режиссером, статистом, рабочим сцены наконец. Сталин позвонил Булгакову на следующий день после похорон Маяковского.

Что, мы вам надоели? — Булгаков оробел. Сказал, что не представляет себя на чужбине. Сталин советовал ему подать заявление в театр, и Михаила Афанасьевича приняли на работу. К тому времени их роман стал явным. Любаша, жена Булгакова, страдая от унизительного положения, придумала себе какого-то ухажера. И вскоре новости дошли до Шиловского.

Михаил Булгаков, Елена Булгакова

Под дулом пистолета

Шиловский пришел разбираться, устроил сцену, выхватил маузер. Требовал прекратить встречи, и Булгаков принял условия. Разлука длилась 18 месяцев. Позже Елена признавалась: уйти из семьи было очень трудно, не решалась обидеть славного Шиловского.

Была и другая причина: она не ушла, поскольку Булгаков не позвал. Не мог обеспечить ей безбедную жизнь, привычный быт. Следующий год приступы страха сменялись жуткой тоской. До постановок было далеко, в театре резали все «булгаковское», и он постепенно осознавал, насколько необходима ему была эта женщина. Их роман можно описать цитатами из пьес и «Мастера и Маргариты», сегодня известных и узнаваемых (хотя «Мастера» впервые опубликовали в 1967 году).

В конце 1931-го МХАТ вернул на сцену «Кабалу святош» с новым названием. На одной из премьер Сталин поинтересовался, почему не идут «Турбины» и приказал восстановить пьесу. Булгаков получил заказ на книгу, появилась надежда на возвращение остальных пьес. А в сентябре 1932-го Михаил и Елена случайно встретились — навсегда.

Чтобы ни строчки не пропало

Развод был болезненным. Старший сын и сестра Елены остались с Шиловским, младший Сережа ушел с мамой. В эйфории своей любви они планировали оставить жить с собой Любашу, но затем сняли ей комнату и переехали в другой дом.

Они жили в невероятной возвышенной любви, без единой размолвки и ссоры. Елена верила в гений Булгакова, восхищалась чудом его слов.

Михаил Булгаков, Елена Булгакова

В дневниках Елена Сергеевна описывала все детали творчества, каждый порыв души. Наиболее личные моменты отредактировала, передавая записи в архив. Она пережила Мастера на 30 лет, похоронила сестру, двоих братьев, старшего сына, но дожила и многое сделала для публикации великого романа своего Мастера.

Оставшиеся годы она жила памятью: беседовала с Михаилом в снах, занималась архивами. Елена умерла в 76 лет, похоронена рядом с Булгаковым под метеоритом, который раньше был надгробием на могиле Гоголя.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Вам будет интересно:

10 лет лагерей за «предательство» — как сложилась жизнь настоящей Ассоль из «Алых парусов»

И в жизни, и в книге — каким был настоящий Саня Григорьев из «Двух капитанов». Его считали героем даже враги

Источник

У Михаила Булгакова было много любопытных привычек. Одна из них — наблюдать за людьми. Для этого он любил ходить в рестораны. Там писатель находил интересного для себя человека и разглядывая его, пытался понять, что тот из себя представляет, и чем занимается в обычной жизни. У окружающих создавалось впечатление, что Булгаков видит незнакомцев насквозь. Когда Михаил Афанасьевич впервые встретил Елену Шиловскую, то точно так же с первого взгляда понял, что перед ним не просто женщина, а его судьба. 4 октября 1932 года они стали законными супругами, однако свое счастье паре пришлось построить на несчастье других.

Смертная тоска

Елена Булгакова, в девичестве Нюренберг, принадлежала к той редкой породе женщин, которые становятся центром внимания, где бы они ни появлялись. Однако несмотря на все свои достоинства, изящная, умная и образованная девушка до 25 лет находилась в статусе незамужней дамы. Когда Елене было всего девятнадцать, к ней посватался поручик Бокшанский, Нюренберг уговорила его жениться на своей старшей сестре Ольге, лишь 1918 году «искусная сваха» сама стала женой. С военным офицером Юрием Неёловым она познакомилась на похоронах его отца, известного актера Мамонта Дальского. Юрий поведал своей новой знакомой трагичную и ужасную историю гибели артиста — мужчина упал под колеса трамвая. Позже этот эпизод появится на страницах «Мастера и Маргариты». А сама Елена станет прототипом главной героини знаменитого романа.

Поручик Шиловский в годы Первой мировой войны.

Поручик Шиловский в годы Первой мировой войны. Фото: Commons.wikimedia.org

В конце 1918 года Неёлов и Нюренберг поженились, но этот брак длился всего несколько лет и затрещал по швам, когда Юрий поступил в 16-ю армию, где обязанности начальника штаба исполнял Евгений Шиловский. Последний хоть и был человеком чести, однако в делах любовных дал слабину: закрыл глаза на принципы и увел Елену Сергеевну из семьи. Пара расписалась 1921 году, в этом же году на свет появился их старший сын Евгений, а спустя пять лет младший — Сергей. Увы, Шиловскую не радовал ни любящий муж, ни дети, ни достаток. Она часто писала письма своей сестре, где рассказывала о переживаниях, душевных муках и банальной скуке. Супруг почти все время был на работе, мальчиками занималась няня, хозяйство вела домработница, а Елена откровенно не знала, чем себя развлечь. Тихая семейная жизнь и светские развлечения сводили ее с ума.

Мака и Любан

До встречи с Еленой Михаил Афанасьевич был женат дважды. Его первой избранницей стала Татьяна Лаппа. Девушка готова была родить ему наследника, однако писатель оказался не готов к отцовству и настоял на аборте. К сожалению, прерванной беременностью жертвы ради мужа не ограничились. Татьяна прошла вместе с ним непростой путь: период, когда он работал военным врачом, время зависимости от морфия и невероятной бедности. В апреле 1924 года супруги развелись, поскольку писатель поддался новой страсти в лице Любови Белозерской.

Бывшая жена мастера мастер и маргарита

Со своей второй женой Михаил Афанасьевич познакомился в особняке в Денежном переулке, где проходила встреча «сменовеховцев» с журналистами и писателями. Булгаков был одет сдержанно, но на его ногах красовались лакированные ботинки с ярко-желтым верхом, Белозерская прозвала их «цыплячьими» и заявила об этом при знакомстве с писателем. На что тот ответил: «Если бы нарядная и надушенная дама знала, с каким трудом мне эти ботинки достались, она бы не смеялась». Тогда Любовь поняла, что этого с виду строгого и сильного мужчину легко обидеть.

Михаил Булгаков.

Вторая встреча «надушенной дамы» и Михаила Афанасьевича состоялась абсолютно случайно на улице. В короткой беседе Белозерская рассказала ему, что находится в стадии развода и переехала к родственникам. Она дала свой новый адрес писателю, и с тех пор он стал часто заходить к ней в гости, а однажды сделал предложение руки и сердца. Поженившись, они скитались по съемным комнатам, пока наконец-то не обосновались на Большой Пироговской, в особняке купцов Решетниковых. Булгаков называл жену Любаня, Любинька и дорогой Любан, а она его Мака. Прозвище писатель придумал себе сам, вспомнив однажды детское стихотворение про злую обезьяну, у которой было три сына: Мика, Мака и Микуха. «Любаня», как и ее предшественница, помогала своему гению творить, однако постепенно чувства между супругами стали угасать (не без помощи Елены Шиловской). В октябре 1932 году они приняли решение расстаться.

Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. Репродукция фотографии.

Ведьма!

Елена Шиловская начала интересоваться Булгаковым, прочитав «Роковые яйца» и «Белую гвардию». В феврале 1929 года на масленичную неделю знакомые позвали ее на блины. Идти она не хотела, но увидев список приглашенных, среди которых стояло имя писателя, поменяла свое мнение. Там они и встретились. Позднее Шиловская признавалась, что для нее это была необычайно «быстрая любовь на всю жизнь». Чувства оказались взаимны, хотя первое время новоиспеченные знакомые пытались просто дружить. Однажды, получив небольшой аванс, Михаил Афанасьевич позвал Елену Сергеевну выпить с ним по кружке пива, из закуски было только сваренное яйцо. Уже тогда Елена понимала, что рядом с этим человеком ее ждет совсем другая жизнь, о соболях, французских духах и бутербродах с икрой придется забыть. Но это совсем не пугало Шиловскую, ей было интересно и весело. Булгаков любил розыгрыши и умел пошутить.

Бывшая жена мастера мастер и маргарита

Спустя три месяца после знакомства Михаил Афанасьевич впервые рассказал Елене о своей задумке написать роман «Мастер и Маргарита». Дело было на Патриарших прудах. Познакомив Шиловскую с сюжетом, он повел ее в какую-то странную квартиру. А на все вопросы таинственно отвечал, приложив палец к губам: «Тссс». Там их встретили старик и молодой человек. Вместе с этой компанией влюбленные сидели у камина за шикарно накрытым столом, и вдруг пожилой мужчина обратился к Елене Сергеевне: «Можно вас поцеловать?» Та согласилась, он поцеловал, а потом заявил: «Ведьма». Булгаков лишь воскликнул: «Как он угадал!»

Разрыв с Шиловским дался Елене Сергеевне нелегко. Муж был благородным человеком и безумно ее любил. Какое-то время она даже хотела отказаться от связи с Булгаковым, пообещав, что не примет от него ни одного письма, не подойдет к телефону, если он будет звонить, и не выйдет на улицу в одиночестве, чтобы случайно с ним не встретиться. Разлука длилась долгих 20 месяцев. Но когда они вновь столкнулись друг с другом, писатель сказал ей: «Я не могу без тебя жить». А потом добавил: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Елена поклялась выполнить просьбу, хотя в тот момент она казалась ей преждевременной и далекой от реальности — Булгакову тогда не было и сорока. В тот же день Шиловская попросила мужа отпустить ее.

Репродукция эскиза к мультфильму «Мастер и Маргарита» художника Сергея Алимова. 1979 год.

Последняя воля

Спустя несколько лет после клятвы, которую Шиловская дала супругу, он то и дело напоминал о ней. А в 1939 стал поднимать тему своей смерти в компании друзей, правда, в комичной манере: «Ну, вот пришел мой последний год» или «Да, вам всем хорошо, вы будете жить, а я скоро умру». Обычно все собравшиеся воспринимали это как шутку, в то время писатель выглядел здоровым и полным сил. Но именно в 1939 году Булгаков действительно заболел нефросклерозом. Естественно, как врач он прекрасно понимал, какой финал его ожидает, к тому же лучшие доктора Москвы подтверждали его опасения. Однако супруга после очередного визита какого-нибудь светила медицины пыталась успокоить мужа и внушить ему надежду, что он сможет победить болезнь, поскольку Булгаков очень любил жизнь и не хотел умирать. Будучи больным человеком, писатель диктовал Шиловской и правил вместе с ней «Мастера и Маргариту».

Бывшая жена мастера мастер и маргарита

В конце болезни Михаил Афанасьевич почти потерял способность говорить. За несколько дней до смерти, когда Елена Сергеевна сидела у изголовья его кровати, супруг дал понять, что ему что-то нужно. Она предложила лекарство, воду, а потом догадалась, что муж просит «Мастера и Маргариту». Когда они поняли друг друга, Михаил Афанасьевич очень обрадовался и с большим трудом произнес еле понятное: «Чтобы знали, чтобы знали». Шиловская сделала все, чтобы это и другие ранее неизданные произведения мужа увидели свет. Уже после смерти Булгакова она писала лично Сталину, но тогда это не помогло сдвинуть дело с мертвой точки. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован лишь с седьмой попытки вдовы. Она ликовала, потому что боялась умереть, не исполнив желание мужа. Своего супруга Елена Булгакова пережила на 30 лет и была похоронена рядом с ним на Новодевичьем кладбище.

Камень с могилы Н. Гоголя на могиле М. Булгакова

Надгробный камень на могиле Михаила Афанасьевича Булгакова и Елены Сергеевны Булгаковой. Новодевичье кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org

Источник

Введение

В романе «Мастер и Маргарита» тесно сплелись темы истории и религии, творчества и ежедневности. Но важнейшее место в романе занимает история любви мастера и Маргариты. Эта сюжетная линия добавляет произведению нежности и пронзительности. Без темы любви образ мастера не возможно было бы раскрыть полностью. Необычный жанр произведения – роман в романе – позволяет автору одновременно, и разграничить, и объединить библейскую и лирическую линии, развивать их полноценно в двух параллельных мирах.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Добро возвращается добром
    Единственное, что от нас остается, это наши дети и доброе имя, которое мы им оставляем. Ни счета в банках, ни золото, бриллианты, ни машины, квартиры, особняки,а именно, добрая память и доброе имя
  • Сочинение Лирика Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – самый известный российский поэт, которого знают по всему миру. Именно его образ ассоциируется с образом всей России. Глубина его философских и лирических мотивов
  • Сочинение на тему Музей
    У человека нет достойного будущего, если он не знает своего прошлого. Зная эту истину, давным-давно человек придумал музей – место, где хранятся добытые за долгую историю существования человечества знания

Роковая встреча

Любовь между мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга. «Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих!» – так рассказывает Ивану Бездомному мастер в больнице, куда он попадает после неприятия критиками его романа. Он сравнивает нахлынувшие чувства с молнией или острым ножом: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!».

Мастер впервые увидел будущую возлюбленную на пустынной улице. Она привлекла его внимание, потому что «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Этим мимозы стали, будто сигналом мастеру, что перед ним его муза, с одиночеством и огнем в глазах.

И мастер, и несчастливая жена богатого, но нелюбимого мужа, Маргарита, были совершенно одинокими в этом мире до своей странной встречи. Как оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла. А о Маргарите он помнит все, тональность голоса, то, как она говорила, когда приходила, и что делала в его подвальной комнатушке.

После их первой встречи Маргарита начала приходить каждый день к своему возлюбленному. Она помогала ему в работе над романом, и сама жила этим трудом. Впервые в жизни ее внутренний огонь и вдохновение нашли свою цель и применение, так же и мастера впервые слушали и понимали, ведь говори они с первой встречи так, «как будто расстались вчера».

Завершение романа мастера стало для них испытанием. Но уже рожденной любви суждено было пройти и его, и множество других испытаний, чтобы показать читателю, что настоящее родство душ существует.

Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» . Главы о любви

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

1.Прочитайте.Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».

Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты. Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему «Любовь в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова».

2. Письменно ответьте на вопросы

: ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ТАКУЮ ЛЮБОВЬ? ХОТЕЛИ БЫ ПОВСТРЕЧАТЬ ТАКУЮ ЛЮБОВЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ?

Мастер и Маргарита

Настоящая любовь мастера и Маргариты в романе – это воплощение образа любви в понимании Булгакова. Маргарита – не просто любимая и любящая женщина, она муза, она вдохновение автора и его же боль, материализованная в образе Маргариты-ведьмы, что в праведном гневе крушит квартиру несправедливого критика.

Героиня любит мастера всем своим сердцем, и будто вдыхает жизнь в его маленькую квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного: «она нараспев и громко повторяла отдельные фразы… и говорила, что в этом романе ее жизнь».

Отказ издать роман, а позже разгромная критика неизвестно как попавшего в печать отрывка одинаково больно ранит, как мастера, так и Маргариту. Но, если писатель сломлен этим ударом, то Маргаритой овладевает безумная ярость, она даже грозится «отравить Латунского». Но любовь этих одиноких душ продолжает жить своей жизнью.

История любви Мастера и Маргариты в романе Булгакова

Мастер и Маргарита. Это первое, что приходит на ум, когда произносят имя Михаила Булгакова. Это связано с известностью произведения, где поднят вопрос о вечных ценностях, таких как добро и зло, жизнь и смерть и т. д.

«Мастер и Маргарита» является необычным романом, ведь тема любви в нем затронута лишь во второй части. Кажется, что писатель пытался подготовить читателя к правильному восприятию. История любви Мастера и Маргаритыявляется неким вызовом окружающей обыденности, протестом против пассивности, желанием сопротивляться разным обстоятельствам.

В отличие от темы Фауста, Михаил Булгаков заставляет именно Маргариту, а не Мастера, связаться с дьяволом и оказаться в мире черной магии. Именно Маргарита, такая жизнелюбивая и беспокойная, оказалась единственным персонажем, отважившимся на опасную сделку. Чтобы встретиться со своим любимым, она была готова рискнуть чем угодно. Так и началась любовная история Мастера и Маргариты.

Испытание любви

В романе «Мастер и Маргарита» любовь сильнее смерти, сильнее разочарования мастера и гнева Маргариты, сильнее уловок Воланда и осуждения окружающих.

Этой любви суждено пройти пламя творчества и холодный лед критиков, она настолько сильна, что не может обрести покой даже на небесах.

Герои очень разные, мастер – спокоен, задумчив, у него мягкий характер и слабое, ранимое сердце. Маргарита же сильная и резкая, не раз описывая ее, Булгаков использует слово «пламя». Огонь горит в ее глазах и храбром, сильном сердце. Этим огнем она делится с мастером, это пламя она вдыхает в роман и даже желтые цветы в ее руках напоминают огоньки на фоне черного пальто и слякотной весны. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита же – действие. Она на все готова ради любимого, и продать свою душу, и стать королевой дьявольского бала.

Сила чувств мастера и Маргариты не только в любви. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. До своей встречи они не испытывали счастья, расставшись после – так и не научились бы жить отдельно друг от друга. Поэтому, наверное, Булгаков и принимает решение оборвать жизнь своих героев, взамен дав им вечный покой и уединение.

Выводы

На фоне библейской истории о Понтие Пилате история любви мастера и Маргариты кажется еще лиричнее и пронзительнее. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

Описание любовных переживаний и истории отношений главных героев романа могут быть использованы учениками 11 классов во время написания сочинения на тему «Любовь Мастера и Маргариты» Любовь Мастера и Маргариты – сочинение об истории настоящей любви в романе | источник

М.А. Булгаков Мастер и Маргарита

Источник