Бывший муж это святой человек
Святые Иоаким и Анна с маленькой Девой Марией. Фрагмент иконы
Христианский брак имеет два глубинных смысла. Первый из них заключается в искусстве или если хотите науке, ежедневно из года в год видеть в своём спутнике жизни Образ Божий. В умении поступаться ради него частью собственных интересов и сглаживать ради близкого негативные черты характера, постепенно избавляясь от последних. В желании постигнуть его внутренний мир. То есть в воспитании в себе личности.
Второй смысл брака заключается в исполнении заповеди Божией “плодитесь и размножайтесь”. В выращивании потомства, воспитании его в христианском духе и передаче ему своего бесценного жизненного опыта, опыта любви друг ко другу и к Господу.
Святые благоверные князья Пётр и Феврония Муромские, в день памяти которых отмечается “православное 8 марта” – “День семьи, любви и верности”, совершенно не реализовали второе предназначение брака, но очень хорошо исполнили первое, за что и почитаются в лике святых.
Эта статья будет посвящена им и другим святым семействам, у которых можно поучиться строить свою семейную жизнь по-христиански, а также тем святым, которым молятся об успешном заключении брака.
Святые супруги Пётр и Феврония Муромские
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.
Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь изгнал её. Тогда Пётр отказался от княжеской власти и супруги вместе отправились в изгнание. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре призвали князя обратно смирившись с тем, что Феврония останется их княиней.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, несмотря на то что не имели детей, и прославились благочестием и милосердием.
В преклонных летах святые приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час 25 июня 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день тела святых оказались вместе. Больше разлучать их не дерзнули. Позже к мощам святых потянулись паломники, желающие испросить благословения на брак.
Семья святых Богоотцов Иоакима и Анны
Святые Иоаким и Анна являются наиглавнейшими покровителями супружества, потому что своим благочестием и надеждой на Бога превысили всякую меру и настолько угодили Ему, что сподобились чести стать родителями величайшей из людей – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Иоаким и Анна жили праведной жизнью, творили добрые дела, однако люди презирали их за бездетность, которая считалась у израильтян наказанием за грехи, ведь из каждой семьи мог произойти давно ожидаемый еврейским народом Мессия и все хотели, чтобы он появился на свет именно в их роду.
Святые супруги не теряли надежды, ежегодно ходили в храм молиться Богу о даровании чада, а между собой имели глубокое понимание, уважение и согласие. В преклонном возрасте Господь даровал Иоакиму и Анне дитя – архангел Гавриил возвестил Анне, что она родит девочку.
Предание гласит, что Господь этим укреплял веру других людей, которые могли видеть, что Бог не оставил праведников даже тогда, когда все решили что надежды не осталось. Дочь благочестивой четы была названа Марией, как повелел Ангел и стала самой значимой женщиной в человеческой истории.
Теперь праздник Рождества Пресвятой Богородицы служит великим утешением для бездетных супругов.
Семья святых Захария и Елисаветы
Родители святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праведные супруги долгое время страдали бесплодием, что, как уже отмечалось выше, считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим.
Елисавета была родственницей Девы Марии, а её муж Захария служил священником. Однажды, служа в храме, Захария увидел ангела, который предсказал ему рождение сына-пророка.
Помня о семейном горе, Захария усомнился в ангельском предсказании о рождении у его пожилой супруги сына и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она объявила, что назовет младенца Иоанном, cпросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. После этого к нему возвратился дар речи и он стал славить Бога.
Семья святых праотцев Авраама и Сары
Их история похожа на две предыдущие. Долгое время у Сары не было детей, пока явившийся Аврааму в образе трех странников Господь не предсказал ей в скором времени рождение Исаака.
При этом Авраам и Сара пережили вместе множество трудностей и испытаний в ходе своих путешествий по чужим странам. Всё время вместе Сара ободряла и поддерживала своего мужа Авраама, а Авраам защищал свою супругу и часто прислушивался к её советам.
Когда у праотцев израильского народа родился сын, они также постарались воспитать его в духе любви к Богу и передать ему на своём примере искусство семейной жизни. Им это удалось и Исаак также построил счастливый брак со своей женой Ревеккой, которую нежно любил.
Семья святых Кирилла и Марии Радонежских
Боярин Кирилл служил сначала Ростовскому князю Константину II Борисовичу, а потом Константину III Васильевичу, которых не раз сопровождал в Золотую Орду. Несмотря на боярский достаток святой со своей супругой жил довольно просто и часто работал в поле вместе с крестьянами.
Преподобные Кирилл и Мария очень любили богослужения и за всёблагодарили Бога, так что подобно святым Иоакиму и Анне дали обещание посвятить Богу очередного ребёнка. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем – будущего великого подвижника, ставшего известным под монашеским именем Преподобного Сергия Радонежского. Помимо будущего святого у четы было ещё двое сыновей, также воспитанных ими в христианской вере и благочестии.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным и странникам и тому же учили детей.
Под старость, по распространенному на Руси обычаю, Кирилл и Мария приняли иночество в Хотьковском монастыре и там провели остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к вечной жизни.
Святые супруги Адриан и Наталья
Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми. Они жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане (305-311), который начал очередное гонение на христиан.
Язычник Адриан был чиновником и возглавлял судебную палату императора. Его жена Наталия тайно исповедовала христианство. Восхищаясь мужеством христиан, страдающих за веру, Адриан сам решил стать христианином, объявил об этом и был схвачен палачами. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, поспешила в темницу и стала ободрять мужа.
Святого Адриана вместе с другими мучениками подвергли жестоким истязаниям и убили. Святая Наталия скрылась в Византию, чтобы избежать нового насильственного замужества и вскоре умерла, воссоединившись со своим супругом.
Семья святителя Василия Великого
Мать святого, Эмилия, была дочерью мученика, нежно любила своего мужа и воспитывала в благочестии своих десятерых детей. Отец святого, Василий, был известным христианским адвокатом, оратором и законоведом. Его родители тоже мученически пострадали во время Диоклетианова гонения.
Супруги регулярно посещали храм Божий и старались во всём помогать друг другу, за что Господь наградил их обильным потомством. Муж и жена относились к своим детям со вниманием и старались развить в них лучшие склонности характеров.
Пятеро из десяти детей Василия и Эмилии также стали святыми и глубоко почитаются Церковью – это сам святитель Василий, его брат Григорий Нисский, сестра Макрина, брат Петр Севастийский и сестра Феозва.
Семья царственных страстотерпцев Николая II и Александры Фёдоровны
Семья последнего русского императора Николая Второго также может служить наилучшим примером христианского брака.И сам император и императрица и их дети всегда нежно любили друг друга и старались облегчать друг другу общие труды.
Многое об их удивительной семейной идиллии можно узнать из дневников царственной четы и их детей, а также из их личной переписки и сохранившихся мемуарных свидетельств ближайшего окружения.
Дочери царя настолько любили друг друга, настолько желали всегда быть вместе, что даже придумали для своей компании общую аббревиатуру “ОТМА” – “Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия”. Они были единодушны всю жизнь и остались едиными и после смерти, разделив печальную судьбу отца-государя и матери.
Дети императора проявляли искреннее благочестие по отношению к святыням и заботу о бедных и больных, например служили сёстрами милосердия в Первую мировую. Цесаревич Алексей также принимал участие в делах милосердия, несмотря на тяжелейшее генное заболевание, которым страдал, а также был очень скромен в быту.
Сами царь и царица постоянно слали друг другу нежные письма и старались максимально большее время проводить вместе, особенно в храме или совершая домашнюю молитву. Самые сложные решения в жизни государь также принимал, советуясь со своей супругой.
Святой Иоанн Кронштадтский и его супруга Елизавета
Иоанн Кронштадтский был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Свою проповедь о Господе Иисусе Христе он направил к людям со сложной судьбой, среди которых много было отчаявшихся людей, подверженных страсти пьянства, насилия, жестокости. Помощью Божией и большими трудами добился он того, что многие принесли Богу искреннее покаяние и исправили свою жизнь.
В юности, собираясь принять священный сан, святой Иоанн женился на Елизавете Константиновне Несвицкой, дочери протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. Вступив в брак они совместно решили принять на себя обет девства и посвятить себя молитве и служению ближним.
При этом чета воспитывала, как своих детей, двух дочерей сестры Елизаветы Константиновны, Анны – Елизавету и Руфину. Последняя впоследствии вышла замуж за мичмана Николая Николаевича Шемякина, получив от святого Иоанна хорошее приданое.
Семья святых Ксенофонта и Марии
Преподобный Ксенофонт и Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут.
Братья пережили кораблекрушение и, думая что каждый из них погиб, приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях, однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом.
Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные, они возблагодарили Господа и тоже приняли монашество. Позже и родители и дети сподобились дара чудотворений. Им тоже молятся о помощи в семейных делах.
Апостол Симон Кананит
Православное предание гласит, что именно с этим апостолом было связано благословение брака самим Господом. Речь идёт о первом чуде Спасителя в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино. Женихом на этой свадьбе как раз и был апостол Симон Кананит, которому другие женихи теперь молятся о ниспослании хороших невест.
После этого апостол Симон так уверовал во Христа, что стал его верным учеником. Он жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Умер мученической смертью на Кавказе.
Мученики Гурий, Самон и Авив
Проповедники Слова Божия Гурий и Самон умерли страшной мученической смертью во времена гонений на христиан в третьем веке нашей эры.
Через много лет император-язычник Ликиний (311-324) повелел схватить диакона Едесской церкви по имени Авив, но тот сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Он был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Он был похоронен рядом со святыми Гурием и Самоном.
После смерти святые стали совершать многочисленные чудеса. Однажды они помогли благочестивой девушке Евфимии из Едессы, освободив ее от издевательств супруга-клятвопреступника. Тот женился на ней, уже имея в своей стране жену и скрыв это от родных Евфимии и священника. Позже он увёл жену на свою родину, где сделал рабыней своей первой жены.
Тогда она стала молиться Гурию, Самону и Авиву и была чудесным образом перенесена домой. С тех пор этим святым молятся в трудных обстоятельствах замужние женщины молятся, “аще муж безвинно возненавидит жену свою”.
Блаженная Ксения Петербугская
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII. В юности она вышла замуж за придворного певчего полковника Андрея Фёдоровича Петрова, который вскоре внезапно умер.
После смерти мужа Ксения продала дом и раздала все свое имущество бедным и приняла подвиг юродства ради Христа, частенько появляясь перед людьми в мундире своего мужа и называя себя Андреем Фёдоровичем. Молодую женщину, которая беспрестанно молилась и говорила иносказательно, вначале сочли сумасшедшей, но вскоре заметили, что её молитва помогает в трудных обстоятельствах, а пророчества сбываются.
Блаженная Ксения предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, и замужество одной бедной девицы. После кончины у ее гроба совершалось много знамений и чудес.
Так, по молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника, поэтому невесты молятся ей о ниспослании благочестивых женихов.
Святитель Николай Чудотворец
Святитель Николай – один из самых почитаемых на Руси святых. Он родился в 258 году в Малой Азии. Позже благочестивый христианин Николай стал епископом портового города Миры Ликийские, много проповедовал, благотворил и даже, как гласит Предание, принял участие в Первом Вселенском соборе.
В родном городе Николая Чудотворца жил разорившийся торговец, имевший трех дочерей-красавиц. Он впал в такую нищету, что не имел денег на приданое и, соответственно не надеялся обеспечить дочерям достойную жизнь.
Чтобы спасти красавиц от ожидавшего их занятия проституцией ради куска хлеба, святитель три ночи тайно подбрасывал в окно несчастным мешочки с золотом. На чудом полученные деньги отец удачно выдал дочерей замуж. Так святитель Николай также стал покровителем супружеского счастья.
Святая великомученица Параскева
Святая великомученица Параскева родилась в III веке в Римской империи. Ее семья особо чтила пятницу – день страданий и крестной смерти Иисуса Христа, поэтому для дочери было выбрано имя Параскева, что в переводе и означает “пятница”.
Параскева в юности приняла обет девства и много сил посвятила распространению веры Христовой среди язычников. Она отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям и казнена.
На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов и хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и многие получали помощь и заботливых мужей.
Святая великомученица Екатерина
Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской. Она получила блестящее образование, отличалась редкими умом и красотой.
Екатерина хотела, чтобы её жених во всём её превосходил. Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовнику, который сказал, что такового она обретёт только в лице Христа.
После крещения она стала молиться Господу и в чудесном видении получила от него обручальный перстень. Вскоре она сумела засвидетельствовать верность небесному жениху и веру в Него через страдания и смерть. Это произошло во время гонения императора Максимина, прибывшего в Александрию на языческие торжества.
Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Юстинианом.
Святая дева Екатерина стремилась встретить самого прекрасного жениха и встретилась с таковым в лице Спасителя, поэтому ей также молятся о замужестве многие девушки.
Святая преподобная Афанасия Эгинская
Эта святая женщина не хотела и первого брака, желая посвятить свою жизнь только служению Богу, но родители настояли на замужестве. После гибели первого мужа на войне, ей пришлось снова выйти замуж.
Супруги вели счастливую богоугодную жизнь, молились и во всём помогали друг другу. И лишь когда ее второй муж принял монашеский постриг, Афанасия и сама удалилась в монастырь. Поэтому преподобной игуменье Афанасии Эгинской православные молятся о благополучии второго брака.
Заключение
В этой статье упомянуты те святые, кому удалось создать дружные и боголюбивые семьи, могущие служить примером для построения христианских семей каждому из нас.
Также в ней представлены и те подвижники, жития которых дают нам пример заботы о семьях и которым в силу этого молятся как покровителям христианского брака.
Однако помните, что покровителем вашей семьи может стать совершенно любой святой, к которому вы обращаетесь с молитвой и верой! Главное не то, покровителем чего святого считает людская молва, а то, насколько глубоко вы доверяетесь его благодатной помощи!
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!
Источник
Часто брак как бы подготавливает известных нам святых
к пути полного отречения от мира, дает им созреть –
как это было в жизни преподобномученицы Елисаветы или
праведного отца Алексия Мечева. Известны случаи, и немало,
когда супруги по обоюдному согласию расходились по
монастырям, как родители преподобного Сергия –
Кирилл и Мария, как князь Петр и княгиня Феврония. А
некоторым из таких пар Господь судил встретиться снова в
конце жизни, как преподобному Серафиму Вырицкому и его
жене, принявшей великую схиму. Другие святые супруги
прошли по жизни бок о бок и встретили смерть вместе, как,
например, священномученик Владимир Джуринский и его жена
Евфросиния, расстрелянные в 1920-м году, или царственные
страстотерпцы Николай и Александра.
Эти судьбы убеждают, насколько промыслительно Господь
посылает людей навстречу друг другу и дает им пройти
отрезок жизни вместе – в супружестве.
Супруги-мученики
Апостол Акила и его жена Прискилла
Древние времена изобилуют примерами мученичества христиан,
поэтому неудивительно, что одни из первых прославленных
супругов были мучениками. Это апостол Акила –
епископ Гераклейский, ученик апостола Павла
– и его жена Прискилла, вместе проповедовавшие в
Азии, Ахайе, Ираклии и убитые язычниками. Это мученики Зоя
и Еспер, бывшие рабами и замученные за свою веру вместе с
сыновьями Кириаком и Феодулом во времена гонения
императора Адриана во II веке. Это святые мученики
Терентий и Неонилла Сирийские и их семеро детей: они жили
в III веке и были истязаемы и в конце концов обезглавлены
за безбоязненное исповедание Христа.
Это мученик Хрисанф и его жена Дария, вступившая в брак
языческой жрицей, но принявшая веру мужа. По обоюдному
согласию они решились на фактически монашеский образ жизни
и, будучи в браке, жили как брат и сестра – и были
замучены и живыми зарыты в землю язычниками.
Это супруги Адриан и
Наталия Никомидийские – в их семье, наоборот,
муж уверовал следом за женой. Будучи чиновником, он
собственноручно вписал себя в список христиан,
приговоренных за веру в Христа к смерти, и был подвергнут
мучительной казни. Но и Наталия, хоть ее не тронули,
почитается мученицей. На ее глазах истязали Адриана, и
жена укрепляла его, а после его смерти отказалась повторно
выйти замуж и вскоре после этого скончалась на гробе
супруга. Обоим было не более 30 лет.
Современность дает нам такие же примеры мученичества, как
и первые века христианства. Так, вместе окончили свою
жизнь, не отрекшись от Христа, протоиерей Владимир
Джуринский (1885–1920), настоятель храма села
Сергеевка Семиреченской области, и его жена Евфросиния
(1888–1920). Их расстреляли в городе Верный (сегодня
– Алма-Ата).
Но если сведений о многих мучениках и их жизни почти не
осталось, то всю красоту брака одной прославленной во
святых пары мы сегодня можем видеть в сохранившейся
переписке и дневниках. Конечно, это святые царственные
страстотерпцы император Николай и его жена Александра.
Царь Николай и царица Александра
Царь Николай и царица Александра
Все
искусства в мире воспевают влюбленность, страсть, но
мало кому удается пронести нежные, полные любви
отношения через всю жизнь. Последний российский
император и его супруга стали таким редким примером.
Читая их переписку 1894 года, мы не удивляемся обилию
нежных слов: они – жених и невеста, находящиеся
в разлуке и в напряженной ситуации, когда их брак мог
и не состояться, ведь против него изначально был
император Александр III. Но вот они – муж и
жена уже на протяжении 20 лет, у них пятеро детей, и
письма этого периода – письма зрелой любви
– вызывают удивление и восхищение.
«Завтра утром в 9 ч. пойду в церковь, постараюсь
сходить туда и в четверг. Молиться за тебя – моя
отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый
короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять
сокровищ. Спи спокойно, мое солнышко, мой драгоценный,
– тысячу нежных поцелуев шлет тебе твоя старая
Женушка. Да благословит и хранит тебя Бог!»
«Молиться за тебя – моя отрада, когда мы
разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок
быть без тебя…»
«Возлюбленная моя, часто-часто целую тебя,
потому что теперь я очень свободен и имею время подумать о
моей женушке и семействе. Странно, но это так. Надеюсь, ты
не страдаешь от этой мерзкой боли в челюсти и не
переутомляешься. Дай Бог, чтобы моя крошечка была совсем
здорова к моему возвращению! Обнимаю тебя и нежно целую
твое бесценное личико, а также всех дорогих детей.
Благодарю девочек за их милые письма. Спокойной ночи, мое
милое Солнышко. Всегда твой старый муженек
Ники».
По этикету на людях Николай и
Александра должны были вести себя довольно холодно, и
только личная переписка, ставшая сравнительно недавно
достоянием широкой общественности, могла показать
атмосферу этой семьи. Неудивительно, что в последний
момент земной жизни Господь сподобил их быть вместе.
Праведный отец Алексий Мечев
Праведный отец Алексий Мечев с семьей
В
несравнимо меньшем объеме, но все же история
сохранила переписку еще одного святого XX века
– праведного
отца Алексия Московского (Мечева), прозорливого
московского старца, – с его женой Анной
Петровной Молчановой. «Я верю вполне, что ты
глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел,
чтобы и я был тоже таковым», – пишет
будущий старец своей жене. Оба они происходили из
семей священников, свадьбу сыграли в почти юном
возрасте (Анне только исполнилось 18) и прожили
необыкновенно счастливо до самой ее смерти в
36-летнем возрасте. В сохранившихся письмах отца
Алексия своей супруге, которые он писал в отлучке,
– нежность, деликатность, забота и большая
любовь:
Супруг твой «хоть и в 25-верстном расстоянии от
тебя, драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и
чувствует, что ты думаешь и делаешь…»
«Золотое мое солнышко…»;
«Красавица моя милая… драгоценная женушка
Нюшенька… жизнь моя, принимай лекарство и пей
больше молока»; «Забудь обо всем в мире, думай
только, чтоб тебе поправиться скорее, утешайся мыслью о
том, что о тебе непрестанно думает твой муж»;
«Он хоть и в 25-верстном расстоянии от тебя,
драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и чувствует,
что ты думаешь и делаешь…»
В семье родилось пятеро детей. Анна Петровна, тяжело
страдая от болезни, просила своего мужа перестать ее
вымаливать. И он послушал ее – из огромной любви и
жалости. 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы
Иоанна Предтечи, матушка скончалась. А отцу Алексию, чья
скорбь была безмерной, в скором времени откроется путь
старчества: со своим опытом любви и скорби он войдет в
скорбь тысяч людей, которые будут стекаться к московскому
священнику со всей России.
Преподобный Серафим Вырицкий
Василий и Ольга Муравьевы с сыном
Еще
более удивительна история супругов Василия и Ольги
Муравьевых. Православному миру они более известны как
схимонахиня Серафима и старец Серафим
Вырицкий. Оба с детства мечтали о монашестве,
однако духовник будущего старца мягко отклонил это
желание Василия на время, сказав, что ему еще нужно
жениться и прожить трудную мирскую жизнь.
Супруги занимались коммерцией и благотворительностью,
Василий Муравьев в начале XX века входил в число самых
богатых людей России. Огромные суммы они жертвовали на
монастырское и храмовое строительство, бесплатно кормили и
одевали бедных, содержали и сами посещали несколько
богаделен. У супругов родилось двое детей. Но смерть
дочери становится для них неким рубежом: по благословению
духовника они начинают своего рода подготовку к
монашеству, сперва живя по-прежнему вместе, но как брат и
сестра. И после 30 лет счастливого брака расходятся по
обителям… чтобы снова встретиться уже в пожилом
возрасте.
В келье старца висела картина – могила схимонахини
Серафимы, его супруги в миру. Это была и память
смертная, и память о подруге
В конце 1930-х годов здоровье схимонаха Серафима, ставшего
к тому времени духовником Александро-Невской Лавры,
настолько ухудшается, что настоятель вызывает матушку
Серафиму с повелением увезти старца в деревню. Матушка до
конца своих дней ухаживала за отцом Серафимом, сама была
великой подвижницей, молившейся по ночам, и первой отошла
в вечность. Некоторые из посетителей прозорливого старца
вспоминают, что, когда он уже не мог вставать с постели, у
него в келье висела картина с изображением могилки его
супруги в миру – схимонахини Серафимы. Это была и
память смертная, и память о подруге, с которой они
оказались по Промыслу Божиему неразлучны и после пострига.
Андроник и Афанасия
Андроник и Афанасия
Интересно, что чем-то похожую историю мы находим в
древности – в судьбе ремесленника Андроника и его
жены Афанасии, живших в V веке в Антиохии. Заработанные
своим трудом деньги супруги делили на три части: одну
отдавали в церковь, другую – бедным, третью
оставляли себе. Рубежом их жизни стала смерть обоих их
детей. Пережив это горе, муж и жена решили целиком
посвятить себя служению Богу и ближним и через некоторое
время отправились в Александрию, чтобы разойтись по
монастырям: Андроник ушел в скит, а Афанасия – в
женский Тавеннисиотский монастырь.
Порознь они подвизались на протяжении 12 лет, не думая
больше встретиться на земле. Однажды, не сговариваясь,
супруги в миру отправились из своих монастырей в
паломничество в Иерусалим и случайно встретились в дороге.
Афанасия была одета в мужскую одежду, чтобы оградить себя
от недоброжелателей в опасной и долгой дороге; к тому же
внешность обоих сильно изменилась после стольких лет
подвижничества в пустыне, поэтому они не узнали друг
друга. Вернувшись из паломничества, «иноки»
решили подвизаться вместе и еще много лет провели в одной
келье в безмолвии. Когда преподобная Афанасия умерла, у
нее нашли записку, которая объясняла, кто такой на самом
деле «инок Афанасий». Андроник отошел ко
Господу вскоре после своей жены и сотрудницы.
Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские
Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские
Узнав, что ливонцы утопили его прихожан, отец Иоанн,
потрясенный, решил основать монастырь. Супруга
поддержала его начинание
Так же необычен был путь священника Иоанна и его жены
Марии, положивших начало знаменитому Псково-Печерскому
монастырю. Они могли бы прожить жизнь обычной
священнической семьи, но случилось иначе. Иоанн служил в
Юрьеве (нынешний эстонский город Тарту), окормляя русское
православное население, однако вынужден был с семьей
бежать оттуда, чтобы спастись от преследования
католиков-ливонцев. Его сослуживец, священник Исидор,
остался… В один из зимних дней он был схвачен
ливонцами и за отказ отречься от Православия вместе со
всем своим приходом численностью более 70 человек утоплен
в озере. Когда вести об этом дошли до отца Иоанна, он,
потрясенный, вместе с женой Марией решил основать
монастырь как оплот Православия. Так они оказываются в
«Богом зданных пещерах» под Псковом. Жизнь там
была трудная, и в этих трудах заболела и умерла Мария,
перед смертью приняв иноческий постриг с именем Васса.
Большую часть жизни ее подвиг заключался не в иноческих
обетах, а в заботе о семье и готовности следовать за
мужем, куда бы он ни отправился.
Ее супруг принял постриг и известен сегодня как
преподобный Иона. А «Богом зданные пещеры»
– не что иное, как Псково-Печерский монастырь.
Преподобные
Иона и Васса так же почитаются православными как
покровители брака.
Преподобномученица великая княгиня
Елисавета
Преподобномученица великая княгиня Елисавета с мужем Сергеем Александровичем
Супружеская жизнь еще одной – уже почти современной
нам – подвижницы несправедливо остается в тени.
Однако она могла бы и не стать даже просто православной
христианкой, не вступив в счастливый, но недолгий брак,
– и это часто упускается из виду. Речь о
преподобномученице Елисавете
Феодоровне Романовой и о ее муже генерал-губернаторе
Москвы Сергее Александровиче Романове.
«С утра я в церкви, жена – на складе (имеется
в виду склад пожертвований в пользу воинов, организованный
при содействии Елисаветы Феодоровны. –
Ред.). Господи, за что мне такое счастье?»
– записал в 1904 году в дневнике великий князь. Его
всегда отличала большая религиозность, он с детства
по-настоящему любил службу, часто причащался, начинал и
заканчивал свои дневниковые записи словами:
«Господи, благослови», «Господи,
помилуй». И, конечно, не без его влияния на седьмом
году их совместной жизни Елисавета Феодоровна –
немецкая принцесса, лютеранка – приняла Православие.
«Было бы грехом… принадлежать к одной Церкви
по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и
верить так, как и мой муж», – напишет она об
этом и найдет поддержку у своей бабушки, королевы Англии
Виктории, которая скажет так: «Быть со своим
супругом одной веры – это правильно».
Испытанием их брака была бездетность. Великий князь
страдал костным туберкулезом, что тщательно старался
скрывать от всех. Но жена-то видела страдания мужа…
В феврале 1905 года великого князя разорвет бомба,
брошенная террористом. Примерно за месяц до смерти, после
известия о гибели от рук террориста одного
государственного деятеля, Сергей Александрович записал в
дневнике: «Господи, сподобиться бы такой
кончины!»
И сподобился… А его супруга с этого времени
устремляется душой туда, где ее муж, без остатка посвящая
себя Богу и ближнему. Сохранились такие ее слова,
написанные в письме вскоре после смерти великого князя:
«Я хочу быть достойна водительства такого супруга,
как Сергий»…
***
Так, в брак вступали, не зная, как причудливо сложится их
совместный путь к спасению, многие и многие люди, которых
мы сегодня почитаем как святых. Молясь им как старшим
братьям и сестрам перед лицом Божиим, будем помнить, что
– как и преподобные Петр и Феврония Муромские
– о семейной жизни с ее радостями и трудностями они
знали не понаслышке. А отделенные от нас немногими веками
или даже десятилетиями – оставили и наставления о
браке, небесполезные в любые времена.
Святой праведный Алексий Мечев:
«Брачующиеся должны, главным образом,
преследовать не красоту внешнюю, как малоценную, но
красоту душевную, которая дороже всего. Умудренный опытом
жених старается отнестись к себе возможно строже, а к
новой подруге жизни более внимательно, и если замечаются
некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к
родителям ее и стараться все покрыть любовью. Видя любовь
и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена
старается платить тем же и, заметив шероховатость
характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все
любовью, незаметно старается исправить эти недостатки,
шероховатости и действует руководительницей сердца очень
искусно, и через это взаимное любовное отношение друг к
другу два существа, может быть поначалу бывшие и
совершенно противоположны друг другу, сближаются и
делаются близкими и доживают до того, что образуется одно
сердце и един дух».
Источник