Бывший муж пошел к батюшке
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка.
Я с мужем 10 лет вместе, 6 из них мы женаты и венчаны. Недавно он резко ушел, бросил меня. Сказал, что больше не любит, что я ему не нужна, а при попытке его вернуть он позже добавил, чтоб я отстала от него: у него есть женщина другая.
Когда я вышла замуж и повенчалась с ним, его родители были категорически против меня, объясняя это тем, что я из бедной семьи. Они постоянно его настраивали против меня, чтоб бросил меня и угрожали всячески. И так все это время. Дальше, приходя от них накрученный, он мог избить меня. Еще была проблема – он смотрел на всех женщин с вожделением, флиртовал со всеми, ему звонили и писали женщины, он давал поводы им.
Я после такого обращения ходила одно время в церковь, но потом сломалась и впала в депрессию, появилась зависимость к еде сильная. Я хотела убить себя очень часто, поддержки никакой не было от мужа, только эти поступки, женщины, избиения, после которых я год не могла встать с постели. И его родители вечно накручивающие его против меня. Сейчас он бросил меня в трудной ситуации болеющую. Я недавно вышла из больницы, работать не могу, ничего не могу.
Батюшка, посоветуйте, пожалуйста, что в такой ситуации нужно делать – молиться о его возвращении и исправлении или жить без него как получится и начинать позже новую жизнь? Благодарю.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Тяжело Вам пришлось, дорогая читательница!
Дай Бог залечить теперь все раны душевные, духовные и телесные и найти силы жить дальше. Прежде, чем мы поговорим о Вашей ужасной ситуации, хочу сказать, что в Церковь для человека нужно и нормально приходить вообще в принципе. Человек ведь создан по образу и подобию Божию, призвание всякого человека – уподобиться Создателю настолько, насколько только возможно, наполнить свое сердце любовью и светом и научиться с миром в сердце переносить все, с чем он сталкивается в жизни. Это очень трудно – Вы и на собственном горьком опыте видите, как трудно. И одному человеку справиться с этим невозможно. Поэтому Господь, зная это, установил Церковь – создал такое сообщество людей, через которое действием Святого Духа изливается Его особая сила – благодать Божия, которая помогает человеку жить и переносить то, что случается в жизни, а еще трезво и ясно видеть, что творится в его душе. Благодать обильно подается человеку в Таинствах – Таинстве исповеди, когда, каясь в своих неправильных поступках и мыслях, человек получает благодать, которая лечит, врачует его душу от ран и последствий греха. В Таинстве Причастия человек таинственным образом соединяется с Самим Богом. Есть и другие Таинства, и все они – источники Божией благодати. Существует многовековая церковная традиция, в которой сохраняется опыт людей, которые смогли достичь этой цели, которые на собственном опыте поняли, что для этого нужно от человека, что этому мешает, какие внутренние движения души могут завести не туда… Все это, такое нужное каждому человеку, записано в многочисленных творениях церковных писателях, которые проверены временем. Подумайте об этом и расставьте акценты в Вашей жизни правильно. Когда Вы вернете на место главное – свои отношения с Богом, когда Вы воспользуетесь и будете регулярно прибегать к тому, что дается человеку в Церкви, то очень многое станет на свои места. От Вас потребуется серьезная работа над собой – и тут надо будет спрашивать советов священника, как и что Вам с собой делать в духовном плане.
А теперь давайте о Вашей ситуации. Давайте вместе попробуем посмотреть на Вашу ситуацию. Поскольку писали письмо Вы, а не Ваш муж, то и говорить мы будем о Вас. Так правильнее. Мне кажется, что Вы не совсем верно видите и оцениваете то, что происходит в Вашей жизни. Вы пишете, что муж ушел к другой и бросил Вас внезапно. Но ведь на самом деле в Вашей семье уже много лет все было очень ненормально: муж имел отношения с другими женщинами, доходило до того, что они открыто звонили ему домой, муж избивал Вас. Согласитесь, хотя это и очень больно, что по факту муж оставил Вас очень давно. И, если и продолжал жить с Вами, то не поддерживал Вас, не помогал, не любил и даже не уважал. Увы. К сожалению, это так. Больше того – он Вас избивал! Вы пишете, что его настраивали против Вас родители. Но ведь это был выбор мужа – слушать их слова или не иметь свое мнение о своей, простите, законной жене. Что же выбирал муж? Он выбирал избивать Вас, да еще и так, что довел до больницы. Вы пишете, что он оставил Вас без помощи сейчас – но это все случилось гораздо раньше, тогда, когда он позволял себе так обращаться с Вами. Это ужасно. Согласно “Основам социальной концепции Русской Православной Церкви”, одним из оснований для развода является “посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей”. Это об избиениях в том числе. А уж измена (прелюбодеяние) – это вообще самый первый повод для развода. Иными словами, расторжение брака в Вашей ситуации более чем возможно.
Ждать или не ждать мужа – это теперь уже личный Ваш выбор. Помолитесь Богу, попросите дать Вам мудрости и сил, и решите для себя, чего Вы хотите. Только имейте в виду, как мне кажется, у Вас есть склонность не видеть реальность и сглаживать те противоречия и конфликты, которые на самом деле есть. По факту, насколько я могу судить по письму, Ваш муж Вас не любил и не любит, не уважает, стремится быть с другими женщинами, Вас ни во что не ставит и избивает сильнейшим образом. Не надейтесь, что он изменится, что почему-то вдруг его отношение к Вам поменяется. Если вдруг такое случится – это будет чудо. Но это чудо должно быть мужем засвидетельствовано, он должен своими делать хотеть доказать Вам, что любит Вас, что Вы для него дороги. Как кажется, муж Ваш к этому не стремится, поэтому оставляйте иллюзии. Восстанавливайте здоровье, ищите работу, вставайте на ноги. И далее, если Бог пошлет Вам человека, какую-то встречу, очень внимательно смотрите на то, как он к Вам относится. Не закрывайте глаза ни на что. Вы и так слишком дорого поплатились за это. Хорошо? Берегите себя!
Сил Вам, крепости, мудрости и здравия!
Мы публиковали отрывок из книги о домашнем насилии, там совершенно четко описано в том числе то, что происходило с Вами:
О чем думает домашний тиран?
Я еще подобрал Вам наши материалы о церковной жизни, посмотрите:
Причастие: что это?
Причастие. Таинство Радости
Причастие: благодарность Богу
Исповедь
Как подготовиться к исповеди?
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке: фрагмент фото x1klima
Загрузка…
Источник
В канун дня памяти святых Петра и Февронии, которых в русской православной традиции считают покровителями брака, официальный представитель Московского патриархата священник Михаил Дудко в беседе с корреспондентом портала “Интерфакс-Религия” Еленой Соболевой рассказал о том, как смотрит Церковь на разные аспекты личной жизни современных людей.
– В последние годы в России возобновилась традиция венчания. Как Вы к этому относитесь?
– Некоторые считают, что возобновление традиции венчаться – это дань моде. Я же полагаю, что даже если в этом и присутствует элемент моды, это, тем не менее, хорошо. Потому что человек, который прибегает к таинству венчания, пусть даже имея несколько другие соображения, чем те, которыми принято руководствоваться православным христианам в церковном браке, приобщается Благодати Божией. Она ниспосылается Богом на приступающих к этому таинству, когда Он касается душ будущих мужа и жены. Даже те, кто не очень хорошо понимает, что именно происходит во время венчания, а больше следуют моде, тоже получают Благодать Божию. Они приобщаются не только к великой церковной традиции, но и начинают глубже понимать православную веру, нередко начиная потом исповедовать ее по-настоящему. То есть венчание – пусть даже как дань моде – все-таки приближает человека к реальной жизни в церкви.
– Случается такое, что венчанные люди все-таки решают развестись. Насколько это трудно? Каково отношение церкви к такому решению?
– Сказать, что церковь может “развенчать”, я не могу, потому что церковь признает таинство брака неразрушимым. Сказано “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. И мы, один раз соединив супругов по Закону Божиему, разлучить их уже не можем. Любой развод есть нарушение святого обета, который муж и жена дали не только друг другу, но и Богу; это преступление против семьи и Бога.
Однако, к сожалению, в наше смутное время разводы происходят все чаще и чаще. Поэтому Церковь все же не оставляет супругов, которые в силу определенных причин не живут друг с другом. Если семья разрушилась, и фактически возник новый брак, необходимо обратиться к епархиальному архиерею – только он может разрешить возникшую ситуацию с церковных позиций. Но в любом случае развод – это грех.
– А если развод происходит по причине того, что один из супругов пьет, принимает наркотики, изменяет или занимается рукоприкладством?
– Да, есть причины, которые Церковь считает уважительными и принимает во внимание, когда рассматривает вопрос о вступлении человека в новый брак и решении расторгнуть прежний. Причины эти изложены в “Основах социальной концепции Русской православной церкви”, принятом Архиерейским Собором в 2000 году. В частности, причинами для расторжения брака признаются: прелюбодеяние (супружеская измена), противоестественные пороки, неспособность к брачному сожительству (наступившая до брака), заболевание серьезными болезнями – такими, например, как проказа или сифилис; длительное безвестное отсутствие, посягательство на жизнь или здоровье супруга(и) или детей, неизлечимая тяжкая душевная болезнь. К этому списку необходимо добавить медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркоманию. Все эти причины являются серьезным основанием для того, чтобы Церковь допустила снисхождение к супругам и расторгла брак.
– Что делать, если, женившись или выйдя замуж, человек через какое-то время влюбляется, и ему кажется, что он ошибся в выборе первого партнера и только сейчас встретил настоящую любовь?
– С точки зрения церкви, так называемая “несовместимость характеров” или тот факт, что один из супругов понял, что “ошибся”, и “нашел новую любовь”, не является достаточным основанием для развала семьи. Ведь брак, кроме того, что он призван освящать любовь супругов, также узаконивает и их обязательства по отношению друг к другу, и в особенности – обязательства по отношению к детям, которые в православной семье появляются очень быстро и которых бывает много – как правило, больше, чем в светском браке. Поэтому нужно, создавая семью, осознавать всю ответственность, которую накладывает этот очень серьезный шаг.
Разумеется, бывают случаи, когда у человека появляется новая влюбленность, и он думает, что ошибся в первом браке, и новая его семья окажется путем к счастью – а оставшись с прежним супругом, он будет несчастен, упустит что-то то светлое и важное, без чего немыслима его жизнь. Я как священник могу сказать, что человек, ушедший из семьи, нового счастья как правило не находит. И чаще всего такие люди через очень короткое время начинают понимать, что, оставив одно, другого они так и не нашли. Зато к тому, что страсть ушла, прибавляется еще и раскаяние оттого, что он нанес серьезную травму – и бывшему супругу, и своим детям. Иногда в таком случае человек даже решает уйти из жизни, не вынеся мук разочарования.
Поэтому самый правильный путь, как мы считаем, это путь следования Закону Божиему: нужно помнить об ответственности и оставаться в семье, как бы трудно ни было. Бог награждает мужа и жену, которые сумели преодолеть препятствия, неизбежно встречающиеся на пути любой супружеской пары, гармонией в конце пути. Вы, наверное, замечали, что люди, преодолевшие трудности вместе, зачастую к концу жизни становятся похожими друг на друга? И это серьезное доказательство того, насколько общие радости и трудности, а также совместное преодоление неизбежных препятствий делает супругов “единой плотью”. Они становятся неотделимы друг от друга, как Христос и Церковь – так учит Священное Писание.
– Можно ли оправдать измену в браке?
– В этой ситуации невиновная сторона – та, которой изменили – свободна от своих обязательств. Измена – это фактически единственная, указанная в Священном Писании причина, по которой брак может быть безусловно расторгнут, потому что его фактически уже расторгла одна из сторон. Следовательно, вторая сторона вольна либо расторгнуть этот брак, либо простить человека, который покаялся в грехе, пообещал, что впредь этого не повторится, и попросил принять его обратно. В этом случае брак возобновляется и нередко длится до конца жизни. Конечно, это накладывает определенный отпечаток, такое нельзя забыть – но, тем не менее, жизнь продолжается, и брак вновь может стать счастливым. Но это только в том случае, если супруг или супруга готовы простить, а у изменившей стороны есть глубокое осознание собственной вины. Это не должно превращаться в систему, когда человек и говорит: “Ну, случилось – с кем не бывает!”, а на вопрос, не повторится ли это впредь, отвечает: “А кто ж может знать? Ведь человек слаб!”. Такое отношение к семье – это грех, нарушение святости брака. А прегрешения против Бога никогда ненаказанными не остаются.
– Раньше на Руси жениха с невестой выбирали родители, и нередко молодые до свадьбы даже не видели друг друга. Сейчас же, напротив, случается и такое, что мужчины и женщины решают свою судьбу полностью самостоятельно, не интересуясь тем, одобряют ли родители их выбор. Каково мнение Церкви на этот счет?
– Конечно, в наше время нельзя признать нормой ситуацию, когда родители выбирают детям супруга или супругу. Сейчас такого фактически уже и нет. Но, с другой стороны, мы верим в то, что благословение отца и матери укрепляет основание дома, прочность брака. Поэтому если родители не дают своего благословения новобрачным, если они категорически против свадьбы – надо подумать о том, чем же заслужить это благословение, и попытаться сделать так, чтобы родители все-таки согласились с вашим выбором. Это очень важно. Но, конечно, в итоге решают все-таки не родители, а новобрачные, будущие муж и жена.
– Сейчас в России, как во многих западноевропейских странах, набирают все большую популярность гражданские браки – когда молодые люди просто живут вместе, не расписываясь и не разделяя никаких имущественных обязательств. Как относится к этому Церковь?
– У нас наблюдается некоторая путаница в терминах. Гражданским браком Церковь называет брак, зарегистрированный в ЗАГСе, а церковным браком живут супруги, венчанные в церкви. В свою очередь, светское общество называет гражданским браком брак, который не зарегистрирован в ЗАГСе. Таким образом, получается, что пара, венчавшаяся в церкви, но не зарегистрированная в ЗАГСе, проживает, с точки зрения светского общества, в гражданском браке. Кроме того, гражданским, или “пробным”, браком называется в светском обществе незаконное, по церковным канонам, сожительство двух людей, которое, собственно, и браком-то назвать нельзя. Чаще всего результаты такого сожительства, несмотря на то, что люди предпринимают его с целью узнать друг друга получше, оказываются плачевными. Такие потенциальные супруги нередко живут вместе, пока не наступят первые трудности, и потом говорят: “Ну, не получилось!”, и вступают в новую связь. В результате очень часто они не находят того, что могли бы найти в крепком браке.
Мы считаем, что множество попыток “попробовать” якобы семейную жизнь нисколько не улучшают потенциальной возможности счастливого брака. Наоборот, по статистике видно, что все больше и больше браков распадается, несмотря на то, что растет и количество тех, кто успел пожить вместе перед их заключением. То есть результат, которого такие люди хотят достичь, становится не ближе, а, напротив, дальше, и Церковь, безусловно, осуждает практику внебрачного сожительства. Тем более что это часто провоцирует человека уже даже после того, как он заключит брак, продолжать искать своего счастья на стороне – и это делает семью менее крепкой.
Церковь сейчас старается, чтобы браки, которые заключаются по церковной традиции – венчанием – уже имели бы справку о регистрации в ЗАГСе. Конечно, это не принципиально, и теоретически наличие штампа в паспорте не добавляет и не уменьшает шансы супругов на создание полноценной семьи. Но, с другой стороны, категорический отказ регистрироваться наводит на размышления о причинах такого решения. Они, эти причины, бывают разными, и иногда мы идем навстречу, потому что считаем их удовлетворительными – жизнь так разнообразна, что всего не предвидишь. Но как правило это связано с совершенно неуважительными причинами. Например, один из супругов решает венчаться, чтобы успокоить свою сожительницу, но при этом не взять на себя никаких обязательств перед законом.
Случаются и совершенно вопиющие случаи – когда в Россию приезжают работать граждане других стран, у которых там остались семьи, и, работая здесь, они вступают в отношения, которые хотят называть браком. Для того, чтобы не быть двоеженцами, что карается по закону, первый брак они оформляют у государства, а другой пытаются освятить в церкви. Естественно, мы отказываем таким людям. Это, конечно, редкость, но и такое, к сожалению, встречается. Поэтому мы очень тщательно подходим к вопросу о венчании людей, у которых нет штампа в паспорте, и призываем их сначала заключить брак, узаконенный государством.
– Сейчас наблюдается тенденция, при которой все больше семейных пар рожают детей или достаточно поздно, или вовсе отказываются от наследников. Как Вы думаете, это объясняется социальными условиями или какой-то идеологией? Насколько это опасно для государства? Нужно ли, и если да, то как именно переломить эту тенденцию?
– Церковная позиция по этому вопросу неоднократно высказывалась, но я повторю: мы бьем тревогу, потому что народ у нас вырождается. Убыль населения столь серьезна, что каждый год мы теряем по миллиону граждан: смертность значительно превышает рождаемость. Это очень серьезная проблема – и экономическая, и государственная, и, в первую очередь, моральная. К сожалению, в обществе сейчас преобладает гедонистический подход к жизни: люди хотят наслаждаться, получать удовольствие. Они живут под лозунгом: “Бери от жизни все!”. А рождение детей – это серьезное испытание для родителей, большая ответственность. О ребенке нужно заботиться, во многом себе отказывая: будут и бессонные ночи, и материальные затраты, и нервы. А люди не привыкли, чтобы их спокойствие было чем-то ограничено. И очень часто этим ограничителем, по мнению многих, является самое невинное существо – ребенок. Казалось бы, материнский инстинкт является сильнейшим, ничто не в силах его преодолеть. Но, тем не менее, миллионы женщин отказываются от счастья рождения и воспитания детей, добровольно совершая недозволенные операции по прерыванию беременности, и мы считаем это страшным грехом. Если такая тенденция не прекратится, это может кончиться полным вырождением народа.
Сегодня Русская православная церковь регулярно напоминает о проблемах демографии, снова и снова говорит о том, что надо ответственно подходить к своему долгу – перед семьей, перед будущими поколениями, перед своей страной. Также мы призываем государство создать все условия для того, чтобы семьи имели возможность рожать детей. Потому что, конечно, несмотря на то, что главная причина отказа от наследников моральная, но большая часть ответственности лежит и на государстве, которое не поддерживает рождение детей, в результате чего появление ребенка ставит молодые семьи зачастую буквально на грань нищеты. А это немногие могут вынести, и мало кто хочет терпеть.
– Любовь – одно из главных составляющих семейной жизни. Но чтобы действительно семья была крепкой и муж с женой могли прожить много лет, вырастив детей и внуков, нужна не только любовь. Что еще, по Вашему мнению (какие качества, черты характера супругов) необходимо для того, чтобы сохранить крепкую семью?
– В этом помогает, в первую очередь, вера в Бога. Сейчас я, конечно, отвечаю как священник, но я уверен в том, что именно вера помогает супругам прожить долгую и счастливую жизнь. Мы уже говорили о том, что в жизни каждой пары встречаются трудности. И люди, которые ориентированы только на потребление, только на удовлетворение собственных потребностей, не привыкли себе в чем-то отказывать. Напротив, люди верующие принимают жизнь как некий долг – перед Богом, перед людьми, перед самими собой. В исполнении этого долга Бог помогает, награждает людей, которые выполняют свою миссию в мире, наполняет жизнь смыслом и счастьем. Это проявляется во всех сторонах жизни верующего человека, и, конечно, не в последнюю очередь в жизни супружеской.
https://www.interfax-religion.ru/print.php?act=interview&id=30
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Источник