Дача ольги остроумовой

Дача ольги остроумовой thumbnail

Не секрет, что в последние годы Валентин Гафт испытывает серьезные проблемы со здоровьем

Фото: Борис КУДРЯВОВ

Валентин Гафт 2 сентября отметил 85-летие. Актер за свою жизнь сыграл множество ролей. Но его главная роль – отца – обернулась настоящей трагедией. А сейчас, в свой юбилей, звезда театра и кино прикован к постели, мало кого узнает и не говорит. Врачи бессильны помочь парализованному Валентину Иосифовичу.

Не секрет, что в последние годы Валентин Гафт испытывает серьезные проблемы со здоровьем. Он разбит инсультом и частично парализован. 85-летие актер, обожаемый всей страной за его роли в фильмах “Чародеи” и “Гараж”, отметил на даче, в узком кругу.

“Присутствие множества людей его раздражает. Это лежачий больной. Мы за ним ухаживаем, в кресле вывозим гулять. Он не разговаривает. Все понимает, порой что-то говорит – без звука. Но мы его научились понимать”, – цитирует Собеседник.Ru жену юбиляра Ольгу Остроумову.

За 85-летним артистом ухаживает супруга и помощница. Часто приезжают дети Остроумовой, которым Гафт стал отцом, и внуки. Сама Ольга Михайловна сейчас передвигается при помощи костылей. Не так давно актриса перенесла тяжелую операцию.

В свою очередь, режиссер Роман Виктюк заявил, что врачи ничем не могут помочь больному Гафту. Слишком тяжелое состояние, потому медики бессильны. “Врачи ничего не знают. Они не знают, что с ним, чем он болен, как ему помочь. Я тем более не знаю, я не врач. И они не знают”, – с болью в сердце говорит мэтр.

Он отметил, что всю жизнь Гафта окружали женщины. “Вокруг него царила энергия обожания и любви. Он женщин любил, разыгрывал… Он уже играл в театре, а я должен был снимать для телевидения «Игроков» Гоголя. Я собрал самых блестящих артистов того времени! Александр Калягин, Александр Лазарев, Магарита Терехова! Маргарита Терехова, эта дьявольская красота, сидела здесь, и Гафт посылал ей такие сексуальные пассы, что она заводилась и кричала: «Перестань, еще рано! Ну не надо, Валя! Ты видишь, я боюсь!». И это правда, она боялась. Потому что у него была просто бешеная энергия. А теперь…”, – вспоминает Виктюк.

Как отмечают коллеги Гафта, здоровье артиста подкосила трагедия всей его жизни. 18 лет назад, в 2002 году трагически умерла его единственная дочь Ольга. Ей было всего 29 лет. Девушка после расставания родителей осталась жить с матерью, балериной Инной Елисеевой. Та была второй супругой народного артиста. У Елисеевой был тяжелый характер, о скандалах в семье знали даже соседи.

Для Гафта смерть дочери стала настоящим ударом. Он заболел и на несколько лет оставил профессию. В одном из последних интервью актер сказал о смерти дочери: “Я часто разговариваю с ней. Считаю, что в ее смерти виноват только я, тут даже не нужно ничего объяснять”.

Валентин Иосифович был близок с Ольгой, насколько это возможно. Дочь актера получила прекрасное образование, мечтала попробовать себя на сцене. Однако этим планам не суждено было сбыться. В личной жизни у Ольги также не все ладилось. Предсмертную записку она посвятила возлюбленному.

“Все, что случилось, очень несправедливо по отношению к моей умной и красивой девочке. Мы часто встречались с Оленькой, и она мне жаловалась, что мать ей покоя не дает. Вот и затравила, – констатировал Валентин Иосифович. – Жалею только, что дочь Инне оставил. Теперь ничего не изменишь…”. Артист был категорически против, чтобы его бывшая жена приходила на похороны дочки. Впрочем, она и не пришла.

Источник

Они стали близки, когда уже и не думали, что личное счастье возможно. Валентин Гафт и Ольга Остроумова стали идеальной парой, пережив до этого четыре официальных развода на двоих. Их бракосочетание состоялось в больничной палате без свидетелей, а они и сегодня вспоминают о нём, как об одном из самых ярких событий в жизни. И самое главное, что их поздняя любовь – настоящая.

У Ольги за плечами было тоже два официальных брака. Впервые она выходила замуж по большой студенческой любви в 1969 году. Ее мужем стал однокурсник Борис Аннабердыев, с которым она довольно быстро рассталась, влюбившись в Михаила Левитина. Он в это время тоже был женат и не спешил разводиться со своей супругой. Они встречались несколько лет прежде, чем стали мужем и женой. В 1975 у Михаила Левитина и Ольги Остроумовой родилась дочь, которую супруг назвал Ольгой, а в 1983 уже актриса дала сыну имя Михаил.

Валентин Гафт: жизнь до счастья

Валентин Гафт в молодости. / Фото: www.stuki-druki.com
Первой женой Валентина Гафта была очаровательная советская манекенщица Алена Изоргина. Брак был интересным, но совсем недолгим. Юная супруга очень любила животных. Гафт мог ходить в шерсти и перьях и восхищаться при этом своей красавицей-женой. Оба были слишком молоды, чтобы осознавать ценность семьи. Валентин продолжал увлекаться женщинами, да и Алена тоже не была обделена вниманием мужчин, а вскоре встретила мужчину, который стал ее вторым мужем.

После развода с Аленой последовал брак с Инной Елисеевой. Валентин Иосифович, слегка посмеивается над собой, вспоминая этот период своей жизни. У его второй жены были очень обеспеченные родители, папа – лауреат Сталинской премии. Гафт мечтал завести себе на даче укромный уголок, где бы он смог писать. Но кроме вздорного характера супруги, актеру пришлось столкнуться еще и с неприязненным отношением к себе ее родственников. В результате даже рождение дочери Ольги не помогло избежать развода.

Валентин Гафт с дочерью Ольгой. / Фото: www.7days.ru

Долгое время Валентин Гафт, которого с лёгкой руки Ролана Быкова величают “нервным гением”, не стремился устраивать свою личную жизнь. Были кратковременные связи, но до серьезных отношений дело не доходило. Плодом одного из скоротечных романов стало рождение сына Вадима, о существовании которого он узнал, когда мальчику было уже три года. Мама мальчика сообщила ему о сыне накануне своего отъезда в Бразилию. Через 46 лет она же написала Валентину Иосифовичу о том, что Вадима сильно избили. Актёр решил помочь сыну встать на ноги, поддерживая его, как мог.

Встреча с сыном. / Фото: www.rusevik.ru

Много позже в жизни Валентина Гафта появилась прекрасная Алла, виолончелистка. Официально они не расписывались, но жили вместе. При всей своей красоте и хозяйственности, дама была ужасно ревнива. Даже постельные сцены с участием Гафта в фильмах приводили ее в ярость. Естественно, что долго жить на вулкане Гафт не смог, и этот неофициальный его союз распался.

Ольга Остроумова: жизнь до счастья

У Ольги за плечами было тоже два официальных брака. Впервые она выходила замуж по большой студенческой любви в 1969 году. Ее мужем стал однокурсник Борис Аннабердыев, с которым она довольно быстро рассталась, влюбившись в Михаила Левитина. Он в это время тоже был женат и не спешил разводиться со своей супругой. Они встречались несколько лет прежде, чем стали мужем и женой. В 1975 у Михаила Левитина и Ольги Остроумовой родилась дочь, которую супруг назвал Ольгой, а в 1983 уже актриса дала сыну имя Михаил.

Читайте также:  Мать детей киркорова впервые вышла в свет

Ольга Остроумова любила своего мужа и даже представить себе не могла, что он с ней нечестен. 23 года она не обращала никакого внимания на слухи о его романах, доходившие до нее, на присылаемые анонимки с грязью и угрозами в адрес их семьи.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

Ольга Остроумова с первым мужем и детьми. / Фото: www.myvehicle.ru

У нее были дела важнее: она старалась быть не только хорошей женой и мамой, но еще и обеспечивать их семью. Ее супруг брался только за интересные ему проекты, которые встречались нечасто. А все заботы по обеспечению семьи лежали на плечах Ольги, и она с энтузиазмом бралась за любую работу.

Михаил Левитин. / Фото: www.7days.ru

Разочарование в любви было невероятно горьким. Открывшиеся измены она расценила как предательство. Было страшно оставаться одной, но еще страшнее казалась перспектива жизни во лжи. И Ольга подала на развод, указав причиной безудержную любовь мужа к свободе. После развода у актрисы, казалось, закончились силы. Справиться с пустотой и разочарованием ей помогли дети. Ради них она решила жить и быть счастливой, не обращая внимания на одиночество.

Ольга Остроумова и Валентин Гафт: позднее счастье

Они долго искали друг друга. / Фото: www.itd.lv
Они уже пересекались на съемках фильма «Гараж», но фактически даже не были знакомы. Ольга пугалась всех этих именитых актеров, с которыми пришлось работать, она вместе с Игорем Костолевским пряталась от них в дальний угол.

Но однажды ей позвонили и предложили поучаствовать в концерте в Сокольниках. Когда Ольга узнала, что в этом мероприятии принимает участие Гафт, она тут же согласилась, решив, что такой актер в сомнительном проекте участвовать не будет. Гафт же сразу дал согласие на участие, узнав, что там будет Ольга Остроумова.

Ольга Остроумова с внуком Захаром. / Фото: www.woman.ru

Он уже знал, что эта женщина ему глубоко симпатична. Он помнил ее по съемкам, но больше всего затронуло телевизионное интервью актрисы, в котором Ольга сказала, что будет ждать того, кому будет нужна она одна.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

После корпоративной вечеринки, на которой они оба выступали, Валентин назначил Ольге свидание. В ресторане он так волновался, что предложил женщине полюбоваться его мышцами. Ольге был симпатичен этот мужчина с грустными глазами. Казалось бы, все должно было сложиться сразу, но Гафт неожиданно пропал на долгих четыре месяца. Ольга особенно по этому поводу не печалилась и даже удивилась, когда он ей позвонил. Позвонил сказать, что без нее не может жить.

Знаю, что очень люблю, что люблю тебя очень – сегодня… / Фото: www.woman.ru

Они стали встречаться, все больше узнавая друг друга. Расписались только через несколько лет в больничной палате, где актер находился после сложной операции. Вспоминая свое третье бракосочетание, Валентин Иосифович и сегодня радуется, как ребенок. Не банальный ЗАГС и третья в жизни скучная церемония, а пижама жениха и белый халат невесты. После росписи действительно случилось чудо: актер очень быстро стал выздоравливать, он будто тянулся к жизни.

Он очень подружился с детьми Ольги, искренне считая их родными людьми. Когда покончила с собой родная дочь актера Ольга, Гафт винил себя в том, что не заметил, не распознал надвигающейся беды, что мало времени уделял дочери, не забрал ее от матери, которая истериками и скандалами довела Олю до самоубийства. Помогли справиться с депрессией ему Оля и ее дети, они буквально вытащили его из пропасти.

Позднее долгожданное счастье. / Фото: www.hit-host.net

Ольга Остроумова и Валентин Гафт уже двадцать лет живут вместе. Уже в зрелом возрасте они научились быть счастливыми, находить в отношениях компромиссы. Оля не перестает удивляться какой-то детской непосредственности своего взрослого мужа, а он неустанно восхищается своей красивой, открытой и очень мудрой женой.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<

Валентин Гафт и Ольга Остроумова не сразу обрели свое счастье. Так и Михаил Пришвин встретил свою настоящую любовь уже на закате жизни.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030617/34792/

Источник

У талантливой советской актрисы Ольги Остроумовой достаточно много интересных ролей. Но любимицей миллионов она стала в конце 60-х, после премьеры картины «Доживем до понедельника».

Покорила же своей красотой актриса в военной драме «А зори здесь тихие». Далее невероятный успех ждал Остроумову после выхода на экраны художественного фильма «Любовь земная», где её партнером был замечательный актер и режиссер Евгений Матвеев.

Ольга Остроумова (фотореставрация – vkuspo.info)

21 сентября Ольге Михайловне исполнилось 73 года. Она по-прежнему прекрасно выглядит, служит в родном театре имени Моссовета. А также снимается в детективе «Глаза в глаза», который пока находится в производстве.

Остроумова любима поклонниками, и конечно своим блистательным мужем Валентином Гафтом. Совсем недавно, 2 сентября, он отметил юбилей – 85 лет. Супруги вместе почти четверть века. Но к своему счастью шли долго. И их путь был достаточно тернистым.

Покорение столицы и любовь

Покорять столицу Остроумова приехала из Оренбургской области в 1966-м году. Родители, узнав, что их дочь хочет стать артисткой, не были в восторге. Никто из близких не принадлежал к миру искусства. Да и сама Ольга даже не принимала участия в художественной самодеятельности.

Несмотря на это, поступила в ГИТИС с первого раза. А вскоре выскочила замуж за веселого и задиристого сокурсника Бориса Аннабердыева. Так что, когда Остроумова играла роль школьницы в мелодраме «Доживем до понедельника», в её паспорте стоял штамп о браке.

Кадр из фильма “Доживем до понедельника”, 1968 год

Правда, после распределения Борис уехал в Ашхабад, и это сыграло определенную роль в их отношениях. Вскоре Ольга заметила, что совершенно не скучает по своему избраннику.

Судьбоносная встреча

А потом была судьбоносная встреча с Михаилом Левитиным. Остроумову пригласили в Московский ТЮЗ, где и начался их роман.

На тот момент режиссер тоже был не свободен. По воспоминаниям Остроумовой: “Он был очень магнетическим человеком. И имел какую-то сверхъестественную власть надо мной. Как-то мы уехали в Ленинград, и провели там прекрасное время. Когда же вернулись в Москву, поклялись, что все расскажем своим половинкам”.

Олга Остроумова с Михаилом Левитиным и детьми. Источник: stuki-druki.com

Читайте также:  Батурин юрий актер инстаграм

Ольга буквально «с порога» призналась Борису, что у неё есть другой мужчина. Смелости же Левитину на такой же шаг не хватило. Прошло достаточно много времени, прежде чем он рассказал все жене.

В 1973-м году Михаил и Ольга расписались, а через пару лет у них родилась дочь. В 1983-м году актриса подарила супругу наследника. По её словам, родить двоих детей решила совершенно осознанно. Думала, что сумеет со всем справиться, совместить работу и семейные заботы. Была уверена – она семижильная.

Предательство и развод

И все же, когда на свет появился меленький Миша, Остроумова поняла – надо чем-то жертвовать. И это «чем-то», стало любимое дело. Хотя по-другому и быть не могло. На первое место актриса всегда ставила семью.

Михаил же ничем не хотел жертвовать. Ко всему прочему заводил романы на стороне. Об этом Ольге тут-же докладывали «доброжелатели». С каждым годом боль накапливалась. А вот любовь не прошла, а вдребезги разбилась об измены.

Ольга Остроумова в фильме “Варвары”, 1979 год

Не выдержав предательства, Остроумова предложила мужу уйти из дома. А он в ответ: «Давай подадим в суд и все разрушим…». И они разрушили. После всех неприятных событий актриса была в депрессии. Вспоминала: “Моя любовь – разбилась. Было такое отчаяние, что жизнь потеряла смысл… дети остановили”.

Но в какой-то момент Ольга Михайловна по-настоящему испугалась и запаниковала. Она переживала, что не справится сама, не сможет поставить их на ноги. Зарплата была небольшая, а оставлять маленьких детей одних и идти на подработку не могла.

Ольга Остроумова и Евгений Матвеев в фильме “Варвары”, 1974 год

На поклон к мужу Остроумова не пошла. Решила, что во лжи больше жить не будет. Иначе просто умрет. Вот как сама говорила актриса: «Я поняла: либо останусь человеком и личностью, либо буду растоптана». (источник информации: https://www.eg.ru/culture/34639/).

Счастливый третий брак

Третьим супругом Ольги Михайловны стал Валентин Гафт. Визуально актеры знали друг друга. Но поближе познакомились на съемках комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Гафт сразу оценил по достоинству Остроумову, но зная, что она замужем, не стал предпринимать решительных действий.

Ольга Остроумова и Валентин Гафт в фильме “Гараж”, 1979 год

В середине 90-х Ольгу Михайловну пригласили на вечер в честь праздника 8 Марта. Уточнив у организаторов, кто там будет, и услышав: «Гафт», согласилась. Практически такой же диалог был и у Валентина Иосифовича.

Приятным сюрпризом для Гафта было то, что праздничный концерт состоялся в Сокольниках. Именно там прошли детство и юность актера. Когда все закончилось Валентин Иосифович предложил Остроумовой прогуляться по его родному району. Тогда же актриса узнала, что Гафт недавно развелся с женой Аллой, и его семейная жизнь, как, впрочем, и её, лежит “в руинах”.

Их встречи начались чаще. А потом Гафт пропал на целых четыре месяца. Ольга недоумевала, почему это произошло. Звонок в её доме раздался также неожиданно, как и исчезновение актера. Она подняла трубку и услышала взволнованный голос Валентина: «В общем… Я не могу без Вас».

Ольга Остроумова и Валентин Гафт. Источник: kino-teatr.ru

Вот так закончился четырехмесячный антракт, и начался второй акт, который привел к свадьбе и счастливой семейной жизни. Конечно, их жизнь нельзя назвать безоблачной и спокойной. Но уважение, доверие и любовь помогают этим прекрасным людям преодолевать любые препятствия. Спасибо, что дочитали статью, пишите комментарии. Мы благодарны за лайк. Подписаться просто – жмите желтую кнопку.

Источник

21 сентября юбилей отметила народная артистка России Ольга Остроумова. В интервью «ВМ» актриса вспомнила, как начинала работу на сцене, рассказала, какое место в ее жизни занимает семья.

Ольга Остроумова призналась, что ей совершенно неинтересно играть тупых и недалеких, а вот сложных, коварных и даже злодеев — безумно интересно

В кинорепертуаре Остроумовой — семь десятков ролей, в том числе в таких культовых советских фильмах, как «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Гараж», «Василий и Василиса». Театралы же знают ее по блистательным работам в спектаклях «Варвары», «Враги», «Волки и овцы», «Вдовий пароход», «Мадам Бовари», «Учитель танцев», «Белая гвардия» и многих других. А разговор с актрисой начался с вопроса о ее отношении к личному юбилею. По словам Ольги Михайловны, «юбилеи хороши для театров».

— Говорю так не потому, что мне исполняется 70 лет, я свой возраст не скрываю, но сам факт юбилея меня напрягает. А вот для театра 95 лет — это возраст. Считается, что продолжительность активной жизни театра составляет 10–12 лет, потом надо что-то кардинально менять. У нас в Театре имени Моссовета столько раз все менялось — и режиссеры, и поколения артистов, благодаря чему он продолжает жить до сегодняшнего дня.

Актриса рассказала, что не скрывает свой возраст
Фото: Александр Алпаткин/РИА Новости

— Когда вы приходите в театр в качестве зрителя, вы наблюдаете за происходящим на сцене профессиональным взглядом или как обычный зритель?

— Я абсолютно не слежу за спектаклем с позиции актрисы. Такое случается редко, лишь в том случае, если спектакль меня не захватывает. Тогда невольно начинаешь видеть, что красиво, что нет, как это технически сделано и как можно было бы сделать по-другому.

— Были ли в вашей жизни театральные потрясения?

— Дважды в жизни я рыдала в театре. Навзрыд. Один раз — на спектакле Юрия Еремина «Счастье мое», где очень сильно сопереживала героям. Правда, я в тот момент была беременна, возможно, сказалось мое состояние. А второй раз это случилось в БДТ. Работая еще в московском ТЮЗе, я оказалась на гастролях в Питере и в свой выходной пошла в Театр Товстоногова.

Надо сказать, в спектакле, который в тот день шел на его сцене, никакого сантимента не было. По сюжету пьесы на день рождения к герою не приходит ни один из его учеников. И вот двое персонажей — в исполнении Сергея Юрского и Эммы Поповой — садились за рояль, который на глазах зрителей поднимался из оркестровой ямы, и начинали играть в четыре руки. Они играли так, что мне их было неимоверно жалко, их так хотелось защитить, что… я разрыдалась. Вот такое сильное возникло сопереживание.

— Не зря, видимо, про хороших актеров говорят, что они «люди без кожи»… Интересно, а другие зрители реагировали так же эмоционально?

— В зале стояла такая тишина, что муха не пролетит! Зрители сидели не шелохнувшись, вжавшись в кресла. Потому что в такие моменты невероятная энергия хлещет со сцены, а по залу разлита такая душевность, что не передать словами.

Ольга Остроумова в фильме “А зори здесь тихие…”

Читайте также:  С кем поет любовь успенская

— А как в театре относились к тому, что вы часто покидали сцену ради съемочной площадки? У вас же по нескольку фильмов выходило за год…

— Первый раз меня отпустили еще из театрального училища к Станиславу Ростоцкому на съемки «Доживем до понедельника» (фильм 1969 года. — «ВМ»). Я училась на курсе Павла Осиповича Хомского. Это было для всех странно, но я ничего не пропустила и сдала все экзамены. И потом Павел Осипович частенько ставил меня в пример новым студентам: «Вот почему Остроумова тогда умудрилась ничего не пропустить и все сдать?!»

— Действительно, почему?

— Возможно, потому что для меня театр всегда был на первом месте.

— Вы несколько раз меняли театры. Переходы происходили болезненно?

— Нет. Павел Осипович взял нас, пять выпускников своей гитисовской мастерской, в ТЮЗ, который тогда возглавлял. А потом, когда Хомский ушел в Театр Моссовета, я в какой-то момент почувствовала, что мне в ТЮЗе делать нечего. Андрей Мартынов, с которым мы снимались в фильме «А зори здесь тихие», работал тогда на Малой Бронной и, встретив меня, предложил: «Переходи к нам». Я перешла. Вероятно, если бы к тому времени я не снялась в «Зорях…», то пришлось бы проходить кастинг. А так меня просто взяли, чему я очень рада. Десять лет я проработала на Малой Бронной, играла в спектаклях Анатолия Эфроса и Александра Дунаева. Много играла. Эти два режиссера — Дунаев и Эфрос — кроме профессиональных открытий подарили мне и открытия чисто человеческие. Александр Леонидович Дунаев прекрасно понимал, что дарование Эфроса, может быть, больше, чем его собственное. Но как он при этом его защищал, как достойно себя вел, когда был главным режиссером театра! Понимаете? Подобное человеческое товарищество очень влияет на становление молодых людей и на людей вообще, где бы ты его ни встречал — в театре, в кино, в жизни.

Актриса Ольга Остроумова в фильме “Доживем до понедельника” (режиссер Станислав Ростоцкий)
Фото: РИА Новости

— «Новый режиссер» — что это для вас означает?

— Я всегда с интересом отношусь к новым режиссерам. Особенно к молодым. Потому что они часто предлагают то, чего я не знаю, не умею, или то, что мне непривычно. Но я сознательно стремлюсь к соприкосновению с этим новым.

— У вашего супруга Валентина Гафта в стихотворении «Театр» есть строки: «Кому-то говорим — удача, кому-то говорим — провал». Как вы относитесь к провалам? Были ли они у вас?

— А как же?! У меня был пример не очень удачного спектакля. Уже на стадии репетиции мне стало понятно, что это будет провал. Один молодой актер, который тоже работал в нем, все время нашептывал: «Надо валить ».

А я ему отвечала: «Да погоди ты! Ну интересно же репетировать». Ну и пусть будет провал, ничего страшного.

Помните пастернаковское «но пораженья от победы ты сам не должен отличать» ? Это хороший принцип. Хотя когда потом Валентин Гафт посмотрел этот спектакль, то задумчиво произнес: «Это что-то из жизни колобков ».

Нет, это не было бездарно, но было сделано с немыслимым перехлестом. И провал был сильнейший…

— Вы всегда играете роли, которые вам нравятся?

— В молодости актерам приходится, и мне тоже, играть то, что не нравится. Потому что твое мнение никого не интересует. Сегодня, конечно, уже спрашивают. К счастью, я даже в советском репертуаре соцреализма практически не играла персонажи, которые мне совсем уж претили. То, во что не верю, играть не пришлось.

Ольга Остроумова в роли Бабушки и Александр Бобровский в роли Иллариона в сцене из спектакля “Я, бабушка, Илико и Илларион” в театре имени Моссовета
Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

— Если сравнивать современную театральную молодежь с актерами вашего поколения в годы молодости — сильно заметна разница?

— Если я начну говорить, молодежь поменялась, вот мы в наше время были совсем другими, это будет выглядеть как старческое брюзжание. Догадываюсь, что и мы, наверное, у своих стариков тоже вызывали недоумение и недовольство.

Приходит новое поколение, и оно привносит в театральный процесс что-то свое. Я могу этого не понимать, не принимать, хотя…

У нас в театре очень много молодых ребят, с которыми мы говорим на одном языке, с которыми у меня одинаковое восприятие окружающего мира.

— Как вы отдыхаете? Хочется ли вам после отпуска возвращаться в театр?

— Я отдыхала три недели на море с внуком. А потом были бытовые хлопоты. Например, надо было на даче котел поменять. Никогда у меня не было переживаний вроде: вот, надо плестись на работу, а так не хочется! Наоборот, всегда хотелось, чтобы в театре скорее наступил новый сезон. Хотя с годами пришло осознание, что это «скорее бы» нас часто обкрадывает, ворует личное время, которое можно провести с семьей. Не надо спешить: вот есть свободное время и стоит посвятить его семье, хлопотам и заботам.

Потому что никто, кроме меня, этого не сделает, хотя, конечно, мне помогают все.

Так что я сейчас очень много времени провожу с внуками, с детьми. Я живу семьей.

— Это как-то сказывается на творчестве?

— А у актера все идет в работу, все на творчестве сказывается. Мы же играем людей, а не роботов. Хотя есть люди, которых играть не хочется. Вчера смотрела какую-то передачу по телевизору и ужаснулась. Там все время не людей, а каких-то питекантропов показывают. Раньше было стыдно выносить сор из избы, а сейчас на экран тащат все.

— Вам таких людей играть неинтересно?

— Мне совершенно неинтересно играть тупых и недалеких. Сложных, коварных, даже злодеев — безумно интересно! А если герой положителен на протяжении всей пьесы, если он хороший и прямолинейный — ну что с таким персонажем делать артисту? Значит, надо искать, где он плохой. Если персонаж отрицательный, ищи в нем хоть какие-то положительные качества. Это заповедь Станиславского.

— Ваш сын Михаил Левитин младший собирается ставить на сцене Театра имени Моссовета спектакль «Путешествие с тетушкой» Грэма Грина. Что у вас там за роль?

— Роль авантюристки. Неплохо для моих лет, не правда ли?

Источник