Детские фото пушкина александра сергеевича

Детские фото пушкина александра сергеевича thumbnail

Прошлым летом исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина показало редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект был подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.

В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана.

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Подросток Александр

Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.

Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением:

«Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Это первая часть материала, продолжение следует.

Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

Источник

Боря Бугаев, Саша Пушкин, Юлиан Скрябин, Карина Васильева, Сережа Соловьев и Витя Кусакин. Знакомимся с детьми, вдохновившими художников, скульпторов и фотографов.

В Международный день защиты детей рассматриваем детские портреты из собрания Музея обороны Москвы, Мемориального музея А.Н. Скрябина, Государственного музея А.С. Пушкина и Музея героев Советского Союза и России. Пять историй о детях, вдохновивших художников и фотографов, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Портрет Саши Пушкина

Существует множество портретов Александра Пушкина кисти отечественных и зарубежных живописцев. Художники часто изображали взрослого Александра Сергеевича, но маленький Саша оказался на полотне лишь один раз, в 1802 году.

Автор работы, французский художник Ксавье де Местр, был частым гостем в доме Пушкиных. Он давал уроки рисования сестре поэта Ольге. Ксавье увлекался не только живописью — он любил поэзию и читал свои произведения семье воспитанницы. Поговаривают, что он был одним из людей, побудивших Пушкина на сочинительство.

Детские фото пушкина александра сергеевича

В коллекции Государственного музея А.С. Пушкина портрет работы Ксавье де Местра оказался в 1961 году. Это был дар Всеволода Якута, актера Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой, сыгравшего поэта в спектакле «Пушкин», не выходившего из репертуара театра с 1949 по 1969 год. Артисту эту картину подарила одна из зрительниц, чей прапрадед был врачом Пушкиных. Среди литературоведов долго обсуждался вопрос подлинности работы: действительно ли на ней изображен Александр Сергеевич в детстве? После многочисленных проверок оригинальность была подтверждена. Портрет кисти де Местра до сих остается единственным известным детским изображением Пушкина.

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

Фотография Бори Бугаева

Пятилетний мальчик Боря Бугаев, запечатленный на фотографии, вырос и стал одним из самых известных поэтов Серебряного века. Не старайтесь вспомнить поэта Бориса Бугаева — прославится он не под своим именем, а под псевдонимом Андрей Белый.

Он родился в семье математика профессора Императорского московского университета Николая Бугаева. Родители будущего поэта стремились всячески развить таланты ребенка: отец культивировал в нем интерес к точным наукам, а мать занималась гуманитарной стороной образования — обучала сына чтению и музыке, рассказывала об искусстве. Мальчик долго не мог определиться с делом жизни, боясь разочаровать маму или папу. Это стало одной из причин, по которым он писал свои стихотворения под псевдонимом. Его произведения выходили в свет под разными именами — от Студента-естественника до Леонида Ледяного, пока однажды близкий друг Сергей Соловьев не предложил ему взять звучный псевдоним Андрей Белый.

Детская фотография поэта находится в экспозиции Мемориальной квартиры Андрея Белого.

Детские фото пушкина александра сергеевича

Фотография Юлиана Скрябина

12 февраля 1908 года в семье Александра Скрябина и Татьяны Шлецер-Скрябиной родился мальчик, которого назвали Юлианом. Сын композитора довольно рано начал играть и сочинять музыку сам, проводя за инструментом по несколько часов в день. В 1913 году Юлиан стал ходить в школу Гнесиных. Уже тогда его талант был очевиден всем. Кроме музыки, юного гения интересовала поэзия (он сам писал стихи), а через два года Юлиан увлекся философией и архитектурой.

Читайте также:  Старшенбаум анна и

Следующий год принес Татьяне Шлецер-Скрябиной и детям тяжелейшее испытание: в апреле от заражения крови скончался Александр Николаевич. Смерть отца семейства поставила семью в трудное материальное положение. Кроме того, так совпало, что договор на аренду квартиры, в которой жили Скрябины, истек в день смерти композитора. На помощь вдове пришли близкие друзья, организовавшие Скрябинские общества в Петрограде и Москве и собиравшие средства на выплату арендной платы за квартиру.

Фото: Музей А.Н. Скрябина

Через два года в России началась Гражданская война, и в 1918-м Шлецер-Скрябина приняла решение увезти детей в Киев. Там 10-летний Юлиан поступил в Киевскую консерваторию. Учеба давалась легко, другие студенты ему завидовали, а преподаватели любили его. В июне 1919 года, успешно сдав экзамены, Юлиан отправился на Днепр. Там произошла трагедия: мальчик, подававший большие надежды, утонул.

Юлиан прожил всего 11 лет, но успел оставить творческое наследие, его произведения до сих пор с восхищением исполняют пианисты по всему миру. Широкая публика знает несколько прелюдий, сочиненных юным композитором.

Фото: Музей А.Н. Скрябина

Фотография сынов полка Сергея Соловьева и Виктора Кусакина

До сих пор точно неизвестно, сколько детей участвовало в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Среди юных героев были Сергей Соловьев и Виктор Кусакин. Их совместная фотография хранится в Государственном музее обороны Москвы.

Оба мальчика родились в подмосковном Наро-Фоминске. Когда на СССР напали немцы, Вите было 11 лет, а Сереже — 10. Во время войны мальчики потеряли родителей и решили присоединиться к красноармейцам. Сначала солдаты не поверили в искренность ребят и заподозрили в них вражеских лазутчиков. Витя и Сережа ночью ушли из лагеря, а наутро принесли немецкий пулемет, делом доказав, что они не предатели. Мальчики попали в 1-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, которая сражалась за их родной Наро-Фоминск. Судьбы юных защитников Родины сложились по-разному: Сережа Соловьев пережил войну и после ее окончания поступил в Суворовское училище, а судьба Вити Кусакина сложилась трагически.

На войне Витя разносил листовки и занимался разведывательной деятельностью: маскировался под беспризорника и узнавал расположение военной техники врага. Во время одной из таких вылазок его заметили немецкие солдаты. Заподозрив что-то, они задержали мальчика. Витя попытался бежать, но был пойман. На все вопросы мальчик отвечал молчанием. На фотографии, которая хранится в Музее обороны Москвы, видно, что Витя прячет правую руку — она была изуродована во время допроса. Ночью юный солдат смог выбраться из сарая, где его держали. До своего полка он добирался восемь дней, последние 30 километров ему пришлось ползти.

Мальчика хотели эвакуировать, но поправившийся Витя снова оказался в строю. 17 декабря 1943 года он погиб при освобождении Белоруссии, уничтожив перед этим девятерых фашистов.

Детские фото пушкина александра сергеевича

Скульптурный портрет Анатолия Ляпидевского и Карины Васильевой

«Трагедия, ставшая триумфом» — так описывают эпопею со спасением экипажа застрявшего во льдах парохода «Челюскин». События 1933–1934 годов остались в истории Советского Союза как пример мужества команды корабля и героизма пилотов-спасателей. Около 100 человек ждали своего спасения более полугода. Незадолго до того, как пароход оказался зажат льдами Чукотского моря, на борту появился очень маленький пассажир: в семье Васильевых родилась дочка Карина.

Ее мама Доротея Васильева могла не попасть на пароход «Челюскин» — судовой врач опасался брать в плавание беременную женщину. Однако на ее присутствии в команде настоял сам начальник экспедиции Отто Шмидт. Доротея родила девочку еще до того, как судно попало в ледовый плен, 31 августа 1933 года, и это стало большим событием не только для молодых родителей, но и для экипажа.

Детские фото пушкина александра сергеевича

Имя новорожденной выбирали всем миром. Привычные уху советского человека имена Маша, Таня, Оля после недолгого обсуждения отвергались. Кто-то предложил назвать девочку Кариной: во время рождения ребенка «Челюскин» находился в акватории Карского моря. Имя всем понравилось, и капитан собственноручно заполнил свидетельство. В графе «место рождения» он указал координаты и написал: «Карское море, пароход “Челюскин”».

На скульптурном портрете, хранящемся в Музее героев Советского Союза и России, помимо новорожденной, изображен и один из летчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев, — Анатолий Ляпидевский. Именно он первым заметил лагерь выживших и перевез нескольких пассажиров в безопасное место.

Источник

Где родился

Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года. Небогатая дворянская семья будущего поэта проживала в Москве. Период детства в биографии Александра считается с 1799 года по 1811 год.

Как проходило детство Пушкина

В семье Пушкиных было трое детей: Ольга, Александр и Лев.

Отношение родителей было слегка отстраненным, дети не получали от них нежности и ласки. Близкие отношения связывали поэта с сестрой Ольгой. Отец, хоть и редко уделял время сыну, но старался обеспечить всестороннее образование.

Воспитание

Основным языком в семье был французский. В библиотеке Пушкиных было множество книг французских классиков. Дядя Александра, Василий Львович, был известным в определенных кругах поэтом. Он старался прививать племяннику любовь к книгам и стихам. В окружении будущего поэта было много писателей и творческих личностей. 

Воспитание не отличалось регулярным подходом. Гувернеры постоянно менялись, большинство из них были французами. Русскому же языку Александр обучался у бабушки и няни Арины Родионовны. Кроме того Пушкин изучал английский и немецкий языки. Священник А. И. Беликов — литератор и переводчик — был одним из немногих русских учителей.

Летние месяцы у бабушки

С 1805 года на протяжении пяти лет маленького Сашу на летние месяцы привозили к бабушке в подмосковную усадьбу Захарово. В деревне он знакомился с народным бытом, обычаями и традициями. В 1811 году усадьба была продана другим владельцам. Александр сохранил теплые воспоминания об этом месте и в 1816 году посвятил Захарово стихотворение «К Юдину».

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, отзывалась о внуке как об умном и начитанном мальчике, но не желающем учиться. По её мнению, он был склонен к крайностям, не придерживался золотой середины. Его или сложно было склонить к играм, или, наоборот, было не успокоить. Мария Алексеевна учила Александра письму и русской грамоте, была его первым учителем и с любовью и вниманием относилась к внуку. Пушкин посвятил бабушке несколько теплых произведений. 

Читайте также:  Захарова мария с дочерью

Отношение Пушкина к литературе и чтению

В детстве Саша не любил подвижные игры, его больше привлекала роль наблюдателя. Более активным он стал после 7 лет. Его увлекало проводить время за чтением книг. Любимым занятием было зачитывание комедийных произведений по ролям.

Благодаря своей феноменальной памяти, Пушкин знал практически наизусть всю библиотеку отца. Гостями в семье Пушкиных были В. А. Жуковский, Д. В. Фонвизин, Н. М. Карамзин. Слушая их литературные произведения, в Александре формировалась потребность в собственном творчестве.

Первые пробы пера

В 9 лет Пушкин начал пробовать писать на французском языке. В 10 лет его привлек басенный жанр. Под влиянием «Генриады» Вольтера Пушкин сочиняет свою поэму с комедийным уклоном «Толиада», в которой описывает войну между карликами и карлицами. Произведение попало на глаза гувернеру, который его высмеял. Раздосадованный Александр сжег своё первое внушительное по объему творение. Однако, весь текст он помнил наизусть. Учебе Пушкин предпочитал написание эпиграмм в адрес своих гувернеров.  

Советы по стихосложению поэту давал дядя, Василий Львович, который заметил талант племянника и развивал его.

Юность в Царскосельском лицее

Лицей в Царском Селе (Петербург) при дворце императора Александра I был задуман как привилегированное учебное заведение. Благодаря связям отца, Пушкину было обеспечено поступление.

12 августа 1811 года Александр сдал экзамен и был зачислен в ученики. 19 октября была проведена церемония открытия лицея, в стенах которого должны были обучаться 30 учеников. 

Время обучения Пушкина в лицее приходится на годы войны с Наполеоном. Военный дух, проходящие через Царское Село войска порождали либеральные настроения в среде лицеистов. Политические взгляды Александра во многом сформировались под влиянием дружбы с Чаадаевым, который нес службу в гусарском полку. Первое из своих политических стихотворений Пушкин посвятил Чаадаеву.

В лицейский период получили развитие поэтические таланты Александра. Во внутренних соревнованиях между лицеистами он почти всегда одерживал победу. 

Любимыми поэтами Пушкина были Вольтер и Батюшков. На творчестве поэта отразилось влияние Жуковского и Вяземского, с которыми он общался в Царском Селе. 

Первое общественное признание Пушкин получил в 15 лет после публикации в «Вестнике Европы» стихотворения «К другу стихотворцу». Его талант высоко оценил деятель и поэт Державин, которому Пушкин зачитал «Воспоминания о Царском Селе». Это стихотворение впоследствии было опубликовано в журнале «Российский музеум».

В лицейский период Александр посещал и поддерживал идеи литературного кружка «Арзамас», который существовал с 1815 по 1817 годы. 

Лицейское творчество поэта характеризуется наличием подражания, штампов. Однако, прослеживаются задатки своего стиля и литературного пути.

9 июня 1817 года Пушкин выпустился из лицея, зачитав на экзамене написанное им стихотворение «Безверие». После окончания лицея Александра зачислили в Коллегию иностранных дел, где он получил статус чиновника десятого класса. Однако молодого человека больше привлекала литературная деятельность.

Как детство отразилось на творчестве будущего поэта

Большую роль в творчестве поэта сыграла его няня, Арина Родионовна. Она рассказывала ему пословицы, поговорки и сказки, которые впоследствии легли в основу таких произведений, как «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане». Няня послужила прототипом для некоторых литературных героев Пушкина. Описывая няню Татьяны в «Евгении Онегине», поэт наделил её чертами близкого ему человека.

Особенность становления поэтического таланта Александра Сергеевича кроется в двойственном воспитании:

  1. Семья Пушкиных была вхожа в литературные столичные круги. Его с детства окружали творческие личности. С ранних лет проявилась тяга к чтению, которая вылилась в любовь к французскому языку и литературе. Именно она определяла первый кругозор юного Саши. Вольтеровские взгляды нашли отражение в душе поэта.
  2. Влияние няни и бабушки Марии Алексеевны было направлено на привитие интереса к родному языку и народу, его истории. Бабушка была дочерью Ганнибала, арапа Петра Великого. Её рассказы впечатляли мальчика, вызывали любопытство к событиям того исторического периода. Впоследствии Пушкин изучил множество архивных документов и воспроизвел исторические факты в романе «Арап Петра Великого». 

Даже в период молодости (1820-е годы) Пушкин вспоминает в поэтических строках времена своего детства. Семья, детские годы и окружение сформировало неповторимый стиль и направленность поэзии Пушкина.

Источник

Из цикла “Жизнь наша лицейская”

В предыдущих статьях я касалась, в основном, «открытий», сделанных в последнее время некими «исследователями», стремящимися переписать по-своему и историю нашей родины, и биографию великих.

А сейчас хочу немного представить себе (и, если позволите, вам), каким же был в те далёкие годы будущий великий поэт.

В те дни, когда в садах лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Елисея,
А Цицерона проклинал…
…Когда в забвенье перед классом
Порой терял я взор и слух,
И говорить старался басом,
И стриг над губой первый пух…

… Существует красивая легенда: 26 мая 1799 года, в день рождения Пушкина, в Москве был салют и звонили во все колокола. Так «первопрестольная» отмечала полученное известие о рождении дочери цесаревича Александра Марии. Трудно сказать, так ли было на самом деле: Мария родилась 18 мая, а когда известие было получено в Москве, мы не знаем. Но так хочется поверить в торжественную встречу новорождённого поэта…

О детстве Пушкина, семейных отношениях я в своё время писала (читайте здесь). Хочу остановиться на одной детали: сейчас широко известен портрет юного Александра, подаренный в 1960 году музею Народным артистом В.С.Якутом, прославленным исполнителем роли Пушкина на сцене (автору этих строк посчастливилось его видеть – пусть я была ещё мала, а Якут уже явно староват для поэта, но впечатление незабываемое).

Детский портрет А.С.Пушкина. Справа – В.С.Якут в роли Пушкина

Вот об истории этого изображения – два слова. Артисту портрет был подарен восхищённой его игрой зрительницей – потомком семейного врача Пушкиных М.Я.Мудрова. А Мудровы получили его от Н.О.Пушкиной в начале 30-х годов XIX века, когда имя Александра Сергеевича было уже широко известно. Мне как-то трудно представить себе мать, расстающуюся с единственным (ведь фотографию то время ещё не изобрели!) детским изображением сына… Видно, действительно мало нежности было в семье Пушкиных!

Читайте также:  Фото эмина и алены гавриловой

И.И.Пущин вспоминал о «неприятном распоряжении»: «Через несколько дней после открытия… входит директор и объявляет нам, что получил предписание министра, которым возбраняется выезжать из Лицея, а что родным дозволено посещать нас по праздникам. Это объявление категорическое… сильно отуманило нас всех своей неожиданностию. Мы призадумались, молча посмотрели друг на друга, потом начались между нами толки и даже рассуждения о незаконности такой меры стеснения, не бывшей у нас в виду при поступлении в Лицей». Для многих мальчиков, несомненно, это было очень горько. А что почувствовал Пушкин? Приходится только догадываться, так ли уж хотелось ему «выехать» домой.

Хотя, справедливости ради, укажу, что, поступив в Лицей, Пушкин не был «забыт» домашними. Почему-то принято считать, что к Пушкину родители приехали в первый раз в 1814 году. Однако в ведомостях Лицея указано, что 21 января 1812 года здесь побывала «действительная статская советница Пушкина с детьми» (а дядя Василий Львович навещал племянника неоднократно)

… И всё же, каким он был – двенадцатилетний Саша Пушкин?

Известно, что к началу обучения он был очень начитан. Л.С.Пушкин рассказывал: «Библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой. Пушкин был одарён памятью необыкновенной и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу». П.И.Бартенев в «Материалах для биографии Пушкина» указывает: «Летом 1811 г. дядя Василий Львович повёз его в Петербург. Ещё и теперь некоторые помнят, как он, вместе с 12-летним племянником, посещал московского приятеля своего, тогдашнего министра юстиции И.И.Дмитриева; раз, собираясь читать стихи свои, – вероятно, в роде “Опасного Соседа”, – он велел племяннику выйти из комнаты; резвый, белокурый мальчик, уходя, говорил со смехом: “Зачем вы меня прогоняете, я всё знаю, я всё уже слышал” (сообщено одним очевидцем)». С.Д.Комовский вспоминал об «огромном запасе любимой им тогда французской литературы», привезённом Пушкиным из Москвы.

Обычно указывают, что по приезде в Лицей у Пушкина были изъяты эти книги из-за непозволительного содержания. Несколько сомневаюсь в причине: 22 декабря 1811 года А.М.Горчаков напишет дяде, что Александр I подарил Лицею свою библиотеку, которой он пользовался в молодости, и что у воспитанников отняли все бывшие у них книги. Видимо, тогда и произошло «изъятие» книг у Пушкина.

Практически сразу Пушкин получает первое лицейское прозвище – Француз. Снова обращаюсь к воспоминаниям Комовского: «Сами товарищи его, по страсти Пушкина к французскому языку (что, впрочем, было тогда в духе времени), называли его в насмешку французом, а по физиономии и некоторым привычкам обезьяною и даже смесью обезьяны с тигром». И хотя М.Л.Яковлев отреагирует достаточно резко: «Как кого звали в школе, в насмешку, должно только оставаться в одном школьном воспоминании старых товарищей; для читающей же публики и странно и непонятно будет читать в биографии Пушкина, что его звали обезьяной, смесью обезьяны с тигром», – мне всё же кажется, что нам это читать не «странно и непонятно», а довольно интересно. Да и сам поэт писал:

Когда французом называли
Меня задорные друзья…

А в протоколе празднования лицейской годовщины 1828 года, написанном рукой поэта, мы прочитаем, что «собралися… 8 человек скотобратцев», и в их числе – «Пушкин – Француз (смесь обезьяны с тигром)».

Впрочем, было и ещё одно прозвище – Егоза.

Но о чём говорят практически все, – уже в те годы Пушкин много сочинял. По свидетельству брата поэта, «страсть к поэзии проявилась в нём с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей».

А в Лицее? Комовский много лет спустя будет вспоминать: «Пушкин [по приезде из Москвы] начал ребяческую охоту свою – писать одни французские стихи и переводить на чисто-русскую, очищенную им самим почву. Затем, едва познакомившись с юною своею музою, он стал поощрять и других товарищей своих писать… Сам же поэт наш, удаляясь нередко в уединённые залы лицея или тенистые аллеи сада, грозно насупя брови и надув губы, с искусанным от досады пером во рту, как бы усиленно боролся иногда с прихотливою кокеткою музою, а между тем мы все видели и слышали потом, как всегда лёгкий стих его вылетал подобно “пуху из уст Эола”». Есть и свидетельства, что называется, «по горячим следам»: А.Д.Илличевский напишет своему приятелю П.Н.Фуссу: «В моих стихотворческих занятиях я успел чрезвычайно, имея товарищем одного молодого человека (Пушкина), который, живши между лучшими стихотворцами, приобрёл много в поэзии знаний и вкуса, и, читая мои прежние стихи, вижу в них непростительные ошибки. Хотя у нас запрещено сочинять, но мы с ним пишем украдкою». А немного позже сообщит ему же, что лицеистам «позволили теперь сочинять».

Линогравюра А.З.Иткина

И – знаменитый фрагмент из «Записок о Пушкине» И.И.Пущина: «При самом начале он – наш поэт; как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, кончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: “Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами”. Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочёл два четырёхстишья, которые всех нас восхитили. Кошанский взял рукопись к себе. Это было чуть ли не в 1811 году, и никак не позже первых месяцев 1812 г.» В Лицейской тетради Пушкина сохранилось стихотворение 1815 года (позднее, с некоторыми правками, оно было напечатано):

Где наша роза?
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя зари!…
Не говори:
Вот жизни младость,
Не повтори:
Так вянет радость,
В душе скажи:
Прости! жалею…..
И на лилею
Нам укажи.

То ли это стихотворение? Или же те стихи юного поэта, увы, не дошли до нас? Не знаем…

А ведь идёт только первый год обучения…

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Источник