Добронравова варвара
Нужно не только гоняться за зрелищностью и кассовыми сборами, но и понимать, что фильмы должно чему-то учить, задавать зрителю вопросы и заставлять задумываться, уверен этот востребованный сегодня в кино и театре артист. Сам он рос на хороших фильмах и на примере собственного отца – актера Федора Добронравова, продюсерский центр которого в 2020 году выпускает свой второй кинопроект (первый – фильм «Жили-были»). В главных ролях трое Добронравовых – отец и два сына. Как живет и общается семья на работе и дома, рассказал «Бате» актер, музыкант и папа Виктор Добронравов.
Виктор Добронравов – актер театра, кино и дубляжа, музыкант, лидер группы «Ковер-Квартет». Родился 8 марта 1983 года в Таганроге. Сын актера Федора Добронравова, старший брат актера Ивана Добронравова. Дебютировал в кино в 1998 году. Окончил Театральное училище им. Щукина (курс Е.В.Князева, 2004 г.). Стал известен после роли Федора Короткова в сериале «Не родись красивой». Снимался в фильмах «Оттепель», «Чкалов», «Интерны», «Т-34», «Солдатик», «Мамочки» и мн. др. Артист театра им. Е.Вахтангова. Заслуженный артист России (2018). Женат на фотографе Александре Торгушниковой. Воспитывает двух дочерей – Варвару (2010 г.р.) и Василису (2016 г.р.).
Сын актера, брат актера
— Как вам работалось на площадке проекта «От печали до радости»? Сниматься с отцом и братом — сложнее или проще, чем с посторонними людьми?
— Играть семью было очень ответственно и волнительно. И с одной стороны, работать вместе сложно, потому что ты перестаешь быть сыном или братом, а становишься партнером. А партнеру иногда может что-то не понравиться, что-то неудобно, что-то вызывает эмоции. Но все прошло очень комфортно. Я, наоборот, очень жду возможности еще встретиться на площадке или на сцене с папой или братом — они замечательные артисты.
— В вашей семье присутствует профессиональная конкуренция? Вы с братом соревнуетесь?
— Нет, мы – друзья. Нам нередко предлагают роли в одних проектах, но всегда разных персонажей. Не было такого, чтобы мы пробовались на роль одного и того же героя. С Иваном мы очень похожи внешне, но отличаемся по темпераменту, да и возраст – брат младше меня. Поэтому никакой конкуренции нет – мы советуем друг другу, помогаем.
— А с папой обсуждаете профессиональные вопросы?
— Конечно. Недавно до 6 утра спорили. О чем не скажу – секрет (улыбается). Это нормально, вообще искусство – субъективно. Кому-то нравится одно кино, кому-то другое, то же с театрами и режиссерами. Естественно, начинаются обсуждения, вопросы «почему?..»
— Известно, что ваш папа помимо актерского таланта владеет еще и различными ремеслами…
— У него золотые руки — он может все! Сейчас, сидя в самоизоляции на даче он работает и по дереву, и по железу…
— Вы с братом переняли это умение?
— Так оно по наследству не передается — его надо изучать и получать! (смеется) Но я в свое время работал монтировщиком – в девятом, десятом, одиннадцатом классах школы и на первом курсе института, поэтому забить гвоздь, прикрутить шуруп, правильно поставить декорацию умею. Эти навыки мне и сейчас пригождаются…
Анти-артистическое воспитание
— У вас две дочери, у брата – дочь. Вам достаточно мужского общения в семье, есть с кем обсудить футбольный матч или фильм, такой, как, например «Т-34»?
— Да, у нас бабье царство… (улыбается) Но, с другой стороны, даже будь у меня сын, стал бы я, допустим, с четырехлетним ребенком что-то обсуждать? Для всех подобных обсуждений у меня есть папа и брат! Так что ответ – да, мужского общения хватает! (смеется)
— А воспитание дочерей представляет для вас какую-то сложность?
— Мне не с чем сравнивать. Это мои первые дети. Я их очень люблю и надеюсь, что буду всегда для них хорошим папой. Дал Бог дочерей – и хорошо, будет третий – сын, замечательно, будет еще одна девочка – отлично! (улыбается) Вот если бы сейчас у меня были дочь и сын, я бы вам ответил, сложно ли воспитывать дочек.
— Вам самому в детстве хватало общения с отцом?
— Нет, конечно. Он очень много работал: уходил, когда мы еще спали, а приходил — уже спали. Были месяцы, когда он играл по тридцать два спектакля. Естественно, это было тяжело, и, чтобы чаще видеть отца, я массу времени проводил в театре: за кулисами, на репетициях, наблюдая за спектаклями, находясь за сценой. Возможно, поэтому я и занимаюсь тем, чем занимаюсь…
— Как дочери относятся к вашему творчеству?
— Они понимают, что папа, дедушка и дядя – артисты. Деда они постоянно видят по ТВ, где регулярно повторяют «Сватов», и они также понимают – дедушка известный человек. Мне кажется, что этого достаточно. Иногда они приходят в театр, смотрят какие-то спектакли, но я стараюсь лишний раз их туда не таскать, чтобы они не думали, что это их будущее.
— То есть, вы не хотите, чтобы ваши дочери продолжили династию? Почему?
— Ни в коем случае! Потому, что они девочки. Я много раз об этом говорил: не хочу, чтобы дочки пошли по моим стопам! Если бы у меня было два мальчика, я, может быть, и хотел бы, чтобы они стали актерами, потому что вся мировая драматургия строится на мужских ролях. Мужчина имеет гораздо более длинный актерский век.
А женщина… Возьмите любую пьесу – в ней будет восемь мужских ролей и две-три женских.
— И две из них — бабуси на заднем плане…
— Да, и одна молодая героиня. А жизнь, она же длинная… Потому-то я и не хочу, чтобы мои дочери стали актрисами. Если они сами придут ко мне и скажут: «Папа, мы в театральное поступать собрались!» – это будет не моя вина, сам я их туда тащить не буду.
Но даже вот стала девушка актрисой, выпустилась из института, ей 21 год. В этот момент ей бы семью создавать, детей рожать, а надо карьеру делать. Хорошо, отодвинула она семью, детей… Вот ей уже 35, надо заводить ребенка, а ей приходится цепляться за «уходящий поезд». Все это очень сложно. Женщина, по-моему мнению, должна быть хранительницей очага, мамой, а когда ты успешная востребованная актриса, быть мамой очень тяжело.
Сильная женщина за спиной мужчины
— С вашей супругой вы долго были знакомы до того, как завязались отношения. Как это произошло – «щелчок», внезапное прозрение?
— Они развивались постепенно. Я считаю, что отношения надо закладывать как семечко: поливать, поливать и оно рано или поздно прорастет.
Естественно, на меня повлияло и то, что происходило в семье родителей. Я, например, никогда не слышал, чтобы папа повышал голос на маму. Хотя воспитывать нас им приходилось в очень тяжелые времена. Мое детство пришлось на 90-е — денег и работы не было, как и возможностей, таких как сегодня. Сейчас я представляю, как трудно было мои родителям выживать с двумя детьми, без квартиры… Но, тем не менее, у меня осталось ощущение счастливого детства.
Отец — уникальный человек, я таких не встречал, и мне в этом смысле очень повезло в жизни. Он часто мне «поднимал планку», делает это до сих пор и всегда был для меня эталоном. Мне хотелось быть похожим на него, поэтому сознательно или подсознательно я всегда стремился к тому, чтобы у меня не было кучи браков, разводов и множества детей от разных жен. Наша история с моей супругой чем-то схожа с жизнью моих родителей. Они тоже дружили со школы, вместе учились. Мы с моей женой также знакомы со школы, более двадцати лет, хотя я старше…
— А как обстоят дела с ревностью в семье, где муж – актер, которому нередко приходится играть роль в паре с симпатичной девушкой?..
— Здесь ключевое слово «играть». Саша меня знает давно, знает, какой я человек. В юности и у нее были романы, и у меня, но она в курсе, что я однолюб, а то, что происходит в кино и театре – часть профессии. В театре можно лет десять играть один и тот же спектакль, где по сюжету у тебя любовь и ты целуешься с партнером. В кино то же самое делается за один или три дубля, но все это – только работа…
— Ваша мама – педагог…
— У моей мамы два высших образования: она окончила Воронежский институт искусств, а затем изучала менеджмент. Мама кем только не работала, но в итоге посвятила себя семье. Она иногда грустит, потому, что тоже хотела кем-то стать…
— Но она воспитала таких сыновей!
— Помимо сыновей она еще и мужа воспитала (улыбается).
— А вот об этом подробнее. Вы считаете, что женщина воспитывает мужчину в браке?
— Я коротко скажу: за каждым сильным мужчиной стоит сильная женщина.
— То есть и вас Александра в семье – формирует, воспитывает, направляет?
— Направляет. Александра — мой лучший друг, причем за всю мою жизнь, и мне кажется, что это самая крепкая формула отношений – когда рядом с тобой близкий тебе по духу человек.
— Но чаще в семьях встречается другая формула, когда женщина на вторых ролях, ее мнение особо не учитывается и в основном она занимается детьми, стирает, готовит, убирает и т.д. Секрет вашей пары в равноправии?
— Я считаю, что в браке должен быть тандем. Но это мы сейчас рассуждаем о том, как у меня в семье, и я думаю, что мне повезло. А все живут по-разному: у кого-то не так, жена моет посуду, рта не открывает и довольна.
Отцовский урок
— Как вы проводите время с дочками?
— Обычно мы много путешествуем. Сейчас мы на даче и катаемся на велосипедах, гуляем. Зимой катаемся на лыжах, и я очень счастлив, потому что моя младшая встала на лыжи в 3 года, а я в 33!
— Как ваши дочери общаются со «звездным» дедушкой. Он строгий или балует их?
— Дед у нас добрый и, конечно, балует внучек. Я ругаюсь, а он говорит: «Вы родители, делайте что хотите, а я буду баловать!»
— Дед нарушает систему воспитания…
— Нарушает, постоянно, и не скрывает этого, но обычно, когда мы приезжаем к нему в гости. Сейчас в течение двух месяцев самоизоляции мы живем все вместе за городом, и контролировать процесс проще! (смеется)
— Что для вас значит «быть отцом»?
— Сложно ответить коротко. Для меня это любовь и ответственность, даже так: любовь, любовь, любовь и ответственность.
— Ваше детство очень сильно отличается от того, что окружает ваших дочек, и у вас как у отца совсем другие финансовые возможности. Вы пытаетесь как-то их ограничивать?
— Это очень актуальная тема. Я вырос с пониманием, что моим родителям жизнь давалась непросто и она тяжела. Почему-то с детства я это чувствовал, знал, хотя мне никто этого не говорил. Я просто видел, что происходит. Сейчас у нас есть возможность детей баловать, но все же надо как-то стараться делать так, чтобы они понимали, что деньги не сыплются с неба, а достаются тяжелым трудом. Я пока не знаю как, но я обязательно постараюсь донести это своим дочерям.
— Самое главное, на ваш взгляд, чему вас научил папа – в жизни, в работе?
— Я смотрю на своего отца и диву даюсь – он очень позитивный человек, добрый, светлый, открытый. Мне кажется, что именно эти качества помогают справляться с трудностями.
А что касается профессии, он мне всегда говорил, надо быть готовым к случаю, к шансу, который тебе предоставит судьба. Представь: позвонили, позвали, а ты – толстый, спившийся… Надо быть все время в готовности к какому-то испытанию, даже в жизни, не только в работе. Ты всегда должен быть в форме.
Папа всегда говорил маме: «Солнце, потерпи!» – и мама терпела, и, слава Богу, ей хватило терпения. У меня в этом плане в жизни все гораздо легче складывается: после института я сразу попал в театр Вахтангова и получил главные роли. На следующий год после выпуска у меня был большой проект – «Не родись красивой!», когда тут же стало трудно ходить по улицам. Да и потом я не чувствовал недостатка в работе. А папе было намного сложнее – не было таких крупных проектов, больших ролей в кино, он работал и стал наконец любимым артистом страны к 50 годам. Но до этого момента он пахал каждый день.
Самый значимый отцовский урок для меня в том, чтобы быть готовым к случаю. Отец говорил: «Будь в тонусе, развивайся, читай хорошие книги, изучай иностранные языки, общайся с талантливыми людьми!» Вот этот опыт я обязательно передам своим детям.
Фото (кроме кадра из к/ф) из личного архива семьи Добронравовых.
Источник
Актёр Фёдор Добронравов, заслуживший всенародную любовь благодаря сериалу «Сваты», вместе с сыновьями-актёрами Иваном и Виктором снимается в картине «От печали до радости», повествующей о перипетиях судеб рабочей династии. Фильм выйдет на экраны в 2020 году, но некоторые подробности Фёдор Викторович согласился рассказать уже сейчас.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.
О рабочих и Советском Союзе
– В фильме «От печали до радости» ваш персонаж, Владимир Трифонов, работает на вертолётном заводе. Вы тоже после армии работали слесарем на заводе. Расскажите об этом опыте, помог ли он вам в работе над ролью?
– Безусловно помог. Я был слесарем-сборщиком механосборочных работ, сварщиком, работал также оператором лаконаливочной машины. Я и не думал, что меня судьба так прокрутит и я стану артистом.
Фёдор Добронравов на съёмках фильма «От печали до радости». Фото: Космос PR
– А как вы думаете, почему сейчас в России почти перестали снимать фильмы о простых тружениках, о рабочих?
– Не знаю. Я вижу, что таких фильмов и вправду мало, потому этой темой и занимаюсь — чтобы хоть как-то баланс выправить в сторону трудовых профессий. Я хочу, чтобы мои внучки не шарахались, если вдруг у них муж будет фрезеровщиком.
– Но сможет ли фильм о рабочих привлечь широкую аудиторию?
– Надеюсь, что да. Если это будет хороший фильм, если у нас получится то, что мы задумали, то люди захотят его увидеть.
– Однако недавно был фильм «Завод» Юрия Быкова, где тоже героями выступают рабочие, и зритель на него в кино не пошёл.
– Фильм «Завод» я не видел. Сказать ничего про него не могу… Мы делаем доброе кино: про любовь, про дружбу, про судьбы людей, про рабочую династию.
Кадр из фильма «Завод»
– Вы ведь свой продюсерский центр основали именно потому, что почувствовали дефицит «доброго кино». И в качестве эталона добрых и интересных фильмов вы называете советские картины.
– Да, для меня советские картины (во всяком случае те, на которых я воспитывался) являются эталоном. Это фильмы про счастье, про что-то светлое — даже самые напряжённые. Хотя самое сильное впечатление на меня произвёл фильм «Иди и смотри», но с ним я познакомился уже в более зрелом возрасте. А до этого все фильмы были очень светлыми: и «Девчата», и «Высота», и «Весна на Заречной улице». Их можно бесконечно перечислять.
Инна Макарова в фильме «Высота». Кадр из фильма
– Однако ранее в интервью вы говорили: «Раньше было настолько строго и безысходно, что до сих пор страх просыпается во мне, даже когда документы проверяют на дороге».
– Безысходно? Не помню такого. Может, журналисты что-то от себя добавили? Я не помню безысходности. По моим ощущениям, я жил в самой счастливой на свете стране. Был октябрёнком, пионером, комсомольцем и никакой диктатуры не ощущал.
Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с Anews.
Об актёрской доле
– Вы раньше говорили, что ваш персонаж в «Сватах», Иван Будько, очень похож на вас по характеру.
– Похож, как и все персонажи, которых я в жизни играл. Они все похожи на меня, только у некоторых усы есть, или бороды. Точно так же как персонажи Миронова были похожи на Миронова, персонажи Папанова — на Папанова, персонажи Леонова — на Леонова.
Фёдор Добронравов в сериале «Сваты». Фрагмент постера к сериалу
– Но и Трифонов, которого вы играете в «От печали до радости» похож на Будько: он рубаха-парень, с хорошим чувством юмора, в самодеятельности участвует. Вы не боитесь, что вас зритель перестанет воспринимать в других образах?
– Если говорить о Ване Будько, я уже не могу сказать, кого там больше: меня или персонажа. Так что, если в любом фильме с моим участием будет такой весёлый, хороший, обаятельный персонаж, он будет похож на Будько? Или всё-таки на Добронравова? Мне кажется, что на Добронравова.
– Как и многим известным людям вам не очень нравится, когда вас исподтишка снимают на телефон, или просят сфотографироваться, когда вы уставший идёте после смены.
– Это никому не нравится. Вам бы такое тоже не понравилось, когда вы идёте грустный, а к вам подходят, мол, давайте фотографироваться. А когда так совпало, что настроение хорошее, то это здорово. Но когда у тебя горе, а люди подходят, смеются, сфотографироваться вместе хотят — тебе совсем не хочется улыбаться. Так-то, если огульно говорить, это часть актёрской профессии, оборотная сторона медали.
Фёдор Добронравов и члены съёмочной группы фильма «От печали до радости». Фото: Космос PR
– Но сейчас-то у вас съёмки идут на Казанском вертолётном заводе, где множество людей работает…
– Я перефотографировался со всеми рабочими этого завода. Со всеми, кто ко мне подходил — а там 5000 человек работает. Я снимался и с коллективом в целом, и с каждым по очереди. Нас встречали очень тепло, очень хлебосольно, так что и я никому не отказывал. Так много я не фотографировался нигде, и это было хорошо. Когда люди улыбаются, это счастье.
– Вы пробовали свои силы в качестве театрального режиссёра, но решили, что это вам не по душе, и попросили Александра Ширвиндта и Якова Ломкина закончить за вас постановку.
– Да, был такой опыт. Меня попросили, я думал, что у меня получится — но нет. У меня нет важного для режиссёра качества: умения ждать. Я хочу здесь и сейчас, а режиссёр должен уметь задачу поставить и дня два-три подождать, пока на репетициях актёры её отработают. А я такой неистовый человек, что начинаю сразу требовать результат. Наверное, это плохо, так что я попросил, чтобы с меня сняли бремя режиссёра. Я артист, и хочу быть артистом.
Фёдор Добронравов на съёмках фильма «От печали до радости». Фото: Космос PR
– Но вы также и продюсер.
– Профессия продюсера для меня ещё более неизведанная. Но жизнь так складывается, что я этим занимаюсь. Буду учиться, осваивать. К счастью, вокруг много добрых, хороших людей. Я как артист это мало замечал, поскольку был погружён в профессию, но когда стал продюсировать, заметил, что у нас в стране таких людей очень много.
– И благодаря этим людям продюсировать вам скорее нравится?
– Не могу сказать, что мне это нравится. Это большая ответственность. Артистом я пришёл, отработал и ушёл. Отвечаю только за то, чтобы выполнять задание режиссёра и хорошо знать свой текст. А когда понимаешь, что от тебя, как от продюсера, зависит, получат ли сто человек завтра свою зарплату, то это ощущение не очень приятное. Для меня, во всяком случае. Есть, наверное, люди, которые от этого получают удовольствие, но я — нет.
О предстоящем фильме
– В фильме «От печали до радости» ваш герой начинает по-новому смотреть на жену…
– Не могу сказать, что прям по-новому. Хотя может быть, зрители и углядят там нечто такое. У нас в картине идёт жизнь. Мы с вами, когда приходим домой, ведь не знаем, что случится через 10 секунд, какие новости мы получим — весёлые или трагичные. Мы просто живём, и Алексей Бородачёв написал для фильма очень хороший, жизненный сценарий, про любовь.
Фёдор Добронравов и его сын Иван на съёмках фильма «От печали до радости». Фото: Космос PR
– И основной сюжетный конфликт строится на том, что вашему герою не нравится женщина, в которую влюбился его младший сын.
– Не то чтобы не понравилась. Но мне не хочется пересказывать сейчас весь сюжет, пусть люди придут и сами увидят, зачем мы им сейчас будем удовольствие портить?
И о делах семейных
– Тогда давайте о ваших сыновьях. Вам случалось не одобрять сделанный ими выбор?
– Нет, не было такого. То есть, когда они шли в театральный вуз, я пытался их отговорить, потому что считал, они могут прекрасно себя реализовать в юриспруденции или журналистике, стать банкирами или ещё кем-то. Я попытался — у меня не получилось. На сегодняшний день они счастливы в своей профессии, и я счастлив, что они счастливы.
– И сейчас, когда вы вместе работаете на одной съёмочной площадке, что вы испытываете?
– Испытываю счастье. Они ведь замечательные, очень талантливые. Более талантливые, чем я, и мне это очень нравится.
– Я думаю, многие ваши поклонники с такой оценкой талантов могут не согласиться.
– Это уже надо поклонников спрашивать.
– Вы первый раз работаете в кадре с обоими сыновьями.
– Нет, был момент, когда они были в отпуске, и Андрюша [Яковлев] их попросил сняться в «Сватах», но это была своего рода шутка. А серьёзно работаем мы и в самом деле в первый раз.
– И как актёры они формировались независимо от вас.
– Может, мой авторитет как-то и повлиял на них, но я об этом не знаю. У них свой путь.
Фёдор Добронравов и его сын Виктор. Фото: Instagram
– А сейчас у вас не возникает разногласий на площадке?
– Никогда. Мне очень приятно с ними работать, они очень профессиональные ребята. Конечно, мы говорим друг другу порой на площадке: «А давай так — нет, давай эдак». Но это скорее я у них спрашиваю, хорошо или плохо сыграл. Они ведь уже другое поколение. Мы вот порой злимся на старые компьютеры, которые не хуже нынешних, но медленнее. Вот и я тоже немножко медленнее, чем они. Они соображают быстрее и знают больше. И я никакой ревности по этому поводу не испытываю — ничего, кроме счастья.
Фёдор Добронравов и его сын Иван. Фото: Instagram
– Вашей внучке Варваре уже 9 лет. Есть вероятность, что мы её когда-нибудь увидим на экране?
– Это надо спрашивать у её отца, у Виктора. Не знаю, по мне, так кем бы она ни стала, главное — чтобы она была хорошим человеком.
– А вот сейчас, в «От печали до радости», она не может появиться в камео?
– Нет, здесь её точно не будет.
Варвара Добронравова. Фото: Instagram
– А жаль.
– Дети должны отдыхать. Моя жена огорчается: она сейчас с внучками на море, а мы с пацанами на съёмочной площадке. И это совершенно справедливо. Получается, что внуки растут как-то вдали, и это очень грустно.
– К слову о жене. Вы с своей супругой Ириной с детства знакомы, и уже 37 лет как вместе, как вам удаётся сохранить любовь?
– *смеётся* Да никак не удаётся, я просто люблю её, и всё.
Фёдор Добронравов с женой Ириной. Фото: РИА «Новости»
– И никакого секрета?
– Никакого абсолютно. Так жили мои родители, так жили её родители. Наверное, в свете современных взглядов на семью мы кажемся старыми динозаврами, но так жили наши предки — почему мы должны что-то менять? Мне нравится, как мы живём. Это и по духу, и по вере хорошо, когда человек женится (или выходит замуж) — и на всю жизнь. Конечно, бывает всякое, но в конечном итоге жизнь и любовь все неурядицы перетирают.
По вопросам рекламы: ads@anews.com
Источник