Дочь пушкина наталья краткая биография

Бесенок Таша

Так называли в семье младшую дочь Пушкина — Наталью Александровну.
Когда случилась трагедия на Черной речке, Наташе было всего 8 месяцев.
После несчастья Наталья Гончарова сразу же увезла детей из Петербурга в свое родовое имение в Калужской губернии. Там и росла Наташа, окруженная любовью и заботой родных. Из четверых детей она была самой непоседливой и озорной. Впрочем, девочка отличалась хорошими манерами, прекрасным знанием русского и французского и уже в 13 лет поражала окружающих красотой, которую запечатлел известный русский художник И. Макаров.

Когда ее мать, Наталья Николаевна Гончарова, решилась вновь выйти замуж, Таше было уже 8 лет. Избранником Гончаровой стал командир лейб-гвардии Конного полка генерал-адъютант Петр Петрович Ланской.

В день бракосочетания произошел курьез. Юный граф Николай Орлов из желания увидеть свадебное торжество своего командира забрался на колокольню церкви, в которой проходило венчание. Но, хотя и пробрался он туда тихо, обнаружил себя очень громко: задел большой колокол. Раздался удар, и Орлов от испуга и растерянности не знал, как остановить звон. Когда дело объяснилось, он, страшно сконфуженный, извинился перед новобрачными.

Время шло, Таша росла. Николай Орлов все больше времени проводил в семье Ланских, особенно летом на даче в Стрельне. Постепенно дружеские чувства сменились обоюдной пылкой влюбленностью. Когда Таше исполнилось 16, а Николаю 24, влюбленный без памяти юноша сделал попытку посвататься. Но отец Николая, глава Третьего отделения граф А. Ф. Орлов (преемник Бенкендорфа), был категорически против этого брака. «Правда состояла в том, что лучезарная красавица Натали была для него всего лишь «дочерью какого-то сочинителя, убитого на дуэли», — писала Александра Ланская-Арапова, сестра Натальи Александровны. Пользуясь своим положением, вельможа-отец под благовидным предлогом отослал сына из России.

ИИз огня да в полымя

Наташа скрывала от посторонних глаз печаль. Младшая дочь поэта была горда и своенравна, характером — вся в отца. Ошеломительно скоро после растоптанного жара первой любви она выбрала себе в кавалеры игрока и повесу Михаила Дубельта. Это был сын начальника штаба корпуса жандармов генерала Дубельта, подчиненного… отца Николая Орлова. Удивительное сходство с молодым Пушкиным и одновременно светящуюся красоту, доставшуюся от матери, подмечали в Наташе многие ее современники.

«Красота ее меня поразила. В жизнь мою не видел я женщины более красивой. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, она сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на мало правильные черты лица, напоминавшего африканский тип лица ее отца, она могла называться совершенной красавицей, и, если прибавить к этому ум и любезность, то можно легко представить, как она была окружена на балах и как за ней увивалась вся щегольская молодежь, а старички не спускали с нее глаз»,

— писал сын известного романиста М. Н. Загоскина.

Подполковник Дубельт был в этой «свите» и мгновенно потерял голову. С отчаянья, в отместку Орловым, без особой любви — а, впрочем, кто теперь знает? — Наташа приняла предложение руки и сердца Михаила Леонтьевича Дубельта. По свидетельству современников, Дубельт-младший славился невоздержанным нравом и пристрастием к картежной игре. Но ни мать, ни горячо любивший Ташу отчим не смогли отговорить ее от этого союза. Они оттягивали согласие на брак почти год. С присущей ей резкостью и напором Натали-младшая укоряла мать, что та нарочно противится ее счастью… И тем сломила сопротивление родных.

6 января 1853 года, накануне свадьбы, Наталья Николаевна Гончарова обреченно написала графу Петру Вяземскому:

«Быстро перешла бесенок Таша из детства в зрелый возраст, но делать нечего — судьбу не обойдешь. Вот уже год борюсь с ней, наконец покорилась воле Божьей и нетерпению Дубельта».

Между помолвленными не раз возникали недоразумения, заканчивавшиеся ссорами и размолвками. Но Дубельт, человек выдающегося ума и обладавший к тому же даром красноречия, клялся Таше в безумной любви. А зрелость возраста жениха (он на 13 лет был старше невесты) внушала надежду, что Михаил станет для нее опытным наставником. Увы, чаяния эти не оправдались, хотя внешне все складывалось блестяще. В феврале 1853 года состоялась свадьба.

ППод покровом темной вуали

Как при жизни опальному поэту Пушкину общение с шефом корпуса жандармов Леонтием Дубельтом приносило огорчения и неприятности, так и его дочери построить семейное счастье с сыном Дубельта не удалось. Михаил, заядлый картежник и мот, быстро проиграл в карты все приданое жены — 28 тысяч рублей, с Наталией был груб, бешено ревновал, скандалил и бил ее. И все чаще Ее Превосходительство госпожа Дубельт выходила из дома в темной густой вуали и закрытом платье с длинными рукавами. Даже летом. Под покровами она скрывала синяки. На ее теле на всю жизнь остались следы шпор. В пьяной, бешеной ярости Дубельт тогда топтал жену ногами и кричал: «Вот для меня цена твоей красоты!»

Наталья родила троих детей, содержала один из лучших домов в столице и блистала на балах и раутах. Но слухи о семейных бесчинствах генерала Дубельта дошли до ушей императора Александра II, и 16 июля 1862 года Михаил Леонтьевич был внезапно отчислен из полка, отстранен от должности и отправлен в бессрочный отпуск.

В том же году, после 9 лет совместной жизни, Наталья Александровна с двумя старшими детьми приехала к тетушке, родной сестре своей матери. Та жила с мужем, австрийским бароном Фризенгофом, в словацком селении Бродзяны. В это время у Фризенгофов гостила и ее мать, Наталья Николаевна. Туда же не замедлил явиться и Дубельт. Он заявил, что затевает бракоразводный процесс. Нынешнее положение Натали было безвыходным, будущность казалась беспросветной.

ННеисповедимы пути любви

Оставив детей на попечение матери и родственников, Наталья Александровна скрылась от Дубельта, уехав из Словакии. Молодая женщина производила настоящий фурор в любой стране, где бы ни появлялась, но молчало ее сердце. Несколько лет прошли в бесконечных скитаниях: Швейцария, Италия, Австрия, Франция. Не было постоянного пристанища, дома, положение Натальи Александровны было на тот момент неопределенным и безрадостным. Наконец она осела в Германии.

…Когда это случилось, и как они встретились впервые? Десять лет назад принц Николай Вильгельм Нассауский, приехав в Россию на коронацию Александра II как представитель прусского королевского двора, увидел на балу двадцатилетнюю дочь Пушкина. Они не могли тогда оторвать друг от друга глаз и протанцевали всю ночь напролет. И присутствие Дубельта, законного супруга, не остановило их. Даже разразившийся потом скандал не заставил Наталью пожалеть о головокружительном вальсе.

И вот спустя годы они встретились вновь. Николай Вильгельм попросил руки Натальи Александровны. Принц хотел жениться на разведенной женщине с тремя детьми! Незнатного рода, иностранке… 1 июля 1867 года в Лондоне они обвенчались. Ради своей любви принц отказался от прав на престол. Муж выхлопотал для супруги титул графини Меренберг — по названию крепости, являющейся родовым владением принцев Нассау, – и они поселились в Висбадене.

Документы о разводе Наталья Александровна Дубельт получила только в 1868 году, будучи уже морганатической женой принца Нассауского. Новый брак Натали был долгим и счастливым. Принц Николай Вильгельм, добродушный немец, обожал свою жену. Она родила ему сына и двух дочерей.

Принцессой она, конечно, не стала — брак был неравным и не давал ей прав на вступление в семейство герцогов Нассау. Но родственники мужа тепло приняли ее (хотя и не сразу), и Наталья Александровна в своих новых владениях чувствовала себя легко и комфортно. Дворец, где они жили с принцем, ее стараниями был превращен в музей. Натали окружала атмосфера любви и почитания.

Говоря о Наталье Александровне, все современники отмечали, что она унаследовала нрав отца — страстный, вспыльчивый и гордый. За словом в карман не лезла. И сейчас еще в Висбадене ходят легенды о ее острословии. В их дом были вхожи литераторы и музыканты, в галерее собрана богатая коллекция редких картин, садовые цветы знали прикосновение ее рук. Она много читала почти на всех европейских языках, путешествовала, была отличной наездницей — это уже в породу Гончаровых.

ТТургенева — на дуэль!

В истории литературы графиня Меренберг осталась как хранительница писем А. С. Пушкина к Гончаровой. Когда Наталья Александровна решилась опубликовать их, она обратилась за помощью к Тургеневу. Не от острой материальной нужды — ее уже не было тогда.

Лучшего посредника, чем Иван Сергеевич, трудно было найти. Писатель почел для себя за честь заняться изданием пушкинского наследия. «Это один из почетнейших фактов моей литературной карьеры, — говорил Тургенев. — В этих письмах так и бьет струей светлый и мужественный ум Пушкина, поражает прямота и верность его взглядов, меткость и невольная красивость выражения. Писанные со всей откровенностью семейных отношений, без поправок, оговорок и утаек, они тем яснее передают нам нравственный облик поэта». Иван Сергеевич искренне и сердечно благодарил графиню Меренберг за поступок, на «который она, конечно, решилась не без некоторого колебания», и выразил надежду, что «ту же благодарность почувствует и окажет ей общественное мнение».

Но, когда в первых номерах «Вестника Европы» за 1878 год появились эти письма, на дочь поэта обрушилась вовсе не лавина признательности, а кипящая лава негодования. Даже родные братья Натали, Александр Александрович и Григорий Александрович Пушкины, не были на стороне сестры и… собирались вызвать Тургенева на дуэль за оскорбление чести семьи! Не будем забывать, что в XIX веке шкала моральных ценностей была совсем иной. Это сейчас мы не можем себе представить истории литературы без пушкинских писем, а тогда предание гласности интимной жизни поэта почли поступком вопиющим!

С оригиналами этих писем Наталья Александровна рассталась только в 1882 году, передав их на хранение в Румянцевский музей. Да и то не со всеми. Письма Пушкина к Натали Гончаровой, написанные им еще до их венчания, так и остались у нее. Потом по наследству перешли к ее дочери, графине Софии Торби (морганатической супруге Великого князя Михаила Романова). Когда зять Натальи Александровны продал бесценные письма Дягилеву, она пришла в негодование, но что-либо предпринимать было уже поздно… В 1882 году письма Пушкина к Натали Гончаровой наконец-то попали в Румянцевский музей после долгих и мучительных переговоров.

Недоступность части пушкинских архивов, принадлежащих потомкам со стороны его младшей дочери, объясняется еще и тем, что ее внуки, правнуки и праправнуки породнились не только с родом Романовых, но и с английской правящей династией Виндзор.

Прапраправнучка Александра Сергеевича, герцогиня Вестминстерская Натали, — крестная мать принца Чарльза, сына царствующей королевы Елизаветы II.

Источник

        Ìëàäøàÿ äî÷ü Ïóøêèíà Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà.23.05.1836 – 10.03.1913ãã.ïîòðåò È. Ê. Ìàêàðîâà (1849)

       Íàòàøà ðîäèëàñü â Ïåòåðáóðãå íà Êàìåííîì îñòðîâå 23 ìàÿ 1836 ãîäà, ïîñëå åå ðîæäåíèÿ ìàòü äîëãî áîëåëà, à äî÷ü ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ íåâàæíî, ïîýòîìó êðåñòèíû ïðèøëîñü îòëîæèòü íà öåëûé ìåñÿö. Êðåñòèíû åå ñîñòîÿëèñü òîëüêî 27 èþíÿ. Åå êðåñòíûìè áûëè äðóã ïîýòà êîìïîçèòîð Ìèõàèë Þðüåâè÷ Âèëüåãîðñêèé è Åêàòåðèíà Èâàíîâíà Çàãðÿæñêàÿ.

          Åùå äî ðîæäåíèÿ ñâîåé ïîñëåäíåé äî÷åðè À.Ñ. Ïóøêèí ïèñàë ñâîåìó äðóãó Ï.Â. Íàùîêèíó: «Ìîå ñåìåéñòâî óìíîæàåòñÿ, ðàñòåò, øóìèò îêîëî ìåíÿ. Òåïåðü, êàæåòñÿ, è íà æèçíü íå÷åãî ðîïòàòü, è ñòàðîñòè íå÷åãî áîÿòüñÿ. Õîëîñòÿêó â ñâåòå ñêó÷íî: åìó äîñàäíî âèäåòü íîâûå, ìîëîäûå ïîêîëåíèÿ; îäèí îòåö ñåìåéñòâà ñìîòðèò áåç çàâèñòè íà ìîëîäîñòü, åãî îêðóæàþùóþ. Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî ìû õîðîøî ñäåëàëè, ÷òî æåíèëèñü».

      Âåñåëàÿ è îçîðíàÿ äåâ÷óøêà, ñ êîòîðîé ñëîæíî áûëî ñïðàâèòüñÿ âçðîñëûì, âîñïèòûâàëàñü ìàòåðüþ è íÿíüêàìè.Îòöà îíà íå ïîìíèëà – âåäü ïîýò óìåð, êîãäà åãî ìëàäøåé äî÷åðè åäâà èñïîëíèëîñü 8 ìåñÿöåâ.

        Îáðàçîâàíèå äåâî÷êà ïîëó÷èëà õîðîøåå, è ê îòðî÷åñòâó îòëè÷íî âëàäåëà êàê ðóññêèì òàê è íåìåöêèì, ôðàíöóçñêèì. 16 Íàòàëüÿ çàêîí÷èëà ïàíñèîíàò è íà÷àëà âûõîäèòü â ñâåò.

            Êàê ÷àñòî ìëàäøàÿ äî÷ü Ïóøêèíà Òàøà íàïîìèíàëà ìàòåðè îòöà – ñâîåé íåïðåêëîííîñòüþ, óïðÿìñòâîì, ïîðûâèñòîñòüþ äâèæåíèé è ñòðàñòíîñòüþ, ãîðäîñòüþ è âñïûëü÷èâîñòüþ, êîòîðûå ñìåíÿëèñü ïîòîì ðåäêèì äîáðîäóøèåì è îòêðûòîñòüþ, óìåíèåì çàäîáðèòü ìàìåíüêó è î÷àðîâàòü.

            Ê òîìó æå ñõîäñòâî ñ îòöîì áûëî è âíåøíåå. Êîãäà åé óæå áûëî ñîðîê ëåò, ñ Íàòàëüåé Àëåêñàíäðîâíîé ïîçíàêîìèëñÿ È.Ñ. Òóðãåíåâ è áûë ïîðàæåí èõ ñõîäñòâîì, íàïèñàâ áðàòó, ÷òî îíà êàê äâå êàïëè âîäû ïîõîæà íà îòöà.
Ñ þíîñòè Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà áëèñòàëà â ñâåòå, êàê è åå ìàòü. Îíà ïîðàæàëà ñîâðåìåííèêîâ ñâîåé íåîáûêíîâåííîé ïðèâëåêàòåëüíîñòüþ, åå íàçûâàëè «ïðåêðàñíîé äî÷åðüþ ïðåêðàñíîé ìàòåðè», «î÷åíü ýôôåêòíîé áðþíåòêîé», «ýêçîòè÷åñêè êðàñèâîé æåíùèíîé». Ìíîãèå óòâåðæäàëè, ÷òî êðàñîòà «Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû åùå îáàÿòåëüíåå êðàñîòû åå ìàòåðè», ÷òî äî÷ü Ïóøêèíà «â ñâîè ìîëîäûå ãîäû ÿðêîé çâåçäî÷êîé ñèÿëà â ñòîëè÷íîì ñâåòå».

         Ñûí èçâåñòíîãî ðîìàíèñòà Çàãîñêèíà ðàññêàçûâàë: «Â æèçíü ìîþ ÿ íå âèäàë æåíùèíû áîëåå êðàñèâîé, êàê Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà, äî÷ü ïîýòà Ïóøêèíà. Âûñîêîãî ðîñòà, ÷ðåçâû÷àéíî ñòðîéíàÿ, ñ âåëèêîëåïíûìè ïëå÷àìè è çàìå÷àòåëüíîþ áåëèçíîþ ëèöà, îíà ñèÿëà êàêèì-òî îñëåïèòåëüíûì áëåñêîì. Íåñìîòðÿ íà ìàëî ïðàâèëüíûå ÷åðòû ëèöà, íàïîìèíàâøåãî àôðèêàíñêèé òèï åå çíàìåíèòîãî îòöà, îíà ìîãëà íàçâàòüñÿ ñîâåðøåííîþ êðàñàâèöåé, è åñëè ïðèáàâèòü ê ýòîé êðàñîòå óì è ëþáåçíîñòü, òî ìîæíî ëåãêî ïðåäñòàâèòü, êàê Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà áûëà îêðóæåíà íà âåëèêîñâåòñêèõ áàëàõ è êàê îêîëî íåå óâèâàëàñü âñÿ ùåãîëüñêàÿ ìîëîäåæü â Ïåòåðáóðãå».

         Â þíîñòè áûëà âëþáëåíà â êíÿçÿ Í. À. Îðëîâà (1827—1885), ñòðàñòíî å¸ ëþáèâøåãî è æåëàâøåãî íà íåé æåíèòüñÿ, íî îòåö åãî À. Ô. Îðëîâ íå äîïóñòèë ýòîãî áðàêà, ñ÷èòàÿ äî÷ü Ïóøêèíà íåïîäõîäÿùåé íåâåñòîþ äëÿ ñûíà.

          Â 17 ëåò ïðèíÿëà ïðåäëîæåíèå îò Ì. Ë. Äóáåëüòà.

            Â òðåâîæíûõ ïðåä÷óâñòâèÿõ ïèøåò Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà ïåðåä ñâàäüáîé Âÿçåìñêèì: «Áûñòðî ïåðåøëà áåñåíîê Òàøà èç äåòñòâà â çðåëûé âîçðàñò, íî äåëàòü íå÷åãî – ñóäüáó íå îáîéäåøü. Âîò óæå ãîä áîðþñü ñ íåé, íàêîíåö, ïîêîðèëàñü âîëå Áîæüåé è íåòåðïåíèþ Äóáåëüòà. Îäèí ìîé ñòðàõ – åå ìîëîäîñòü, èíà÷å ñêàçàòü – ðåáÿ÷åñòâî». Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà ïðîñèò ó÷àñòèÿ ó äðóçåé ïîýòà â ñâÿçè ñ ýòîé ñâàäüáîé, òàê êàê ïîíèìàåò, ÷òî îíà â íåêîòîðîì ðîäå îñêîðáëÿåò åãî ïàìÿòü.

          Îò÷èì òîæå áûë ïðîòèâ ýòîãî áðàêà, åãî ñäåðæàííûé, ðàññóäèòåëüíûé õàðàêòåð íå ìåðèëñÿ ñ íåîáóçäàííûì íðàâîì Äóáåëüòà, ñ ñòðàñòíûì òåìïåðàìåíòîì èãðîêà, êîòîðûé æåíèõ è íå ïûòàëñÿ ñêðûòü. «Áóäü Íàòàøà ðîäíàÿ äî÷ü, îòåö íèêîãäà íå äàë áû ñâîåãî ñîãëàñèÿ, ÿñíî ïðåäâèäÿ ãîðüêèå ïîñëåäñòâèÿ; íî òóò îí ìîã òîëüêî îãðàíè÷èòüñÿ ñîâåòîì è ïðåäîñòåðåæåíèÿìè», – ïèñàëà ñâîäíàÿ ñåñòðà Òàøè.

         Åå ìóæ áûñòðî ïðîäâèãàëñÿ ïî ñëóæåáíîé ëåñòíèöå: ÷åðåç 3 ãîäà îí áûë óæå ôëèãåëü-àäúþòàíòîì, à â 1861 ãîäó ïîñëå «óäà÷íîãî» óñìèðåíèÿ êðåñòüÿí â ßðîñëàâñêîé ãóáåðíèè ïîëó÷èë ÷èí ãåíåðàë-ìàéîðà.Ì. Ë. Äóáåëüò áûë ÷åëîâåêîì ñ î÷åíü òÿæåëûì õàðàêòåðîì.

           Ïðåä÷óâñòâèÿ ìàòåðè îïðàâäàëèñü. Ñðàçó ïîñëå ñâàäüáû ìîëîäîæåíû óåõàëè ê ìåñòó ñëóæáû ìóæà â Ïîäîëüñê, ïîòîì â Åëèçàâåòãðàä, ïîòîì â Íåìèðîâî Æèòîìèðñêîé ãóáåðíèè. Ñ ïåðâûõ æå äíåé ìåæäó ñóïðóãàìè íà÷àëèñü ðàçëàäû è ññîðû, à ýòî è «çàãóáèëî íàâåê äóøåâíûé ïîêîé ìàòåðè».

          Çàÿäëûé êàðòî÷íûé èãðîê, Ìèõàèë Äóáåëüò ïðîìîòàë âñå ñîñòîÿíèå, äàæå ïðèäàíîå Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû (28 òûñÿ÷ ñåðåáðîì). Îí áåøåíî ðåâíîâàë æåíó, âñÿ÷åñêè èçäåâàëñÿ íàä íåé, äàæå áèë. Ïî åå ñîáñòâåííûì ñëîâàì, «ó íåå íà òåëå îñòàëèñü ñëåäû åãî øïîð, êîãäà îí ñïüÿíó â ÿðîñòè òîïòàë åå íîãàìè. Îí õâàòàë åå çà âîëîñû è, òîëêàÿ îá ñòåíó ëèöîì, ãîâîðèë: «Âîò äëÿ ìåíÿ öåíà òâîåé êðàñîòû». Èõ æèçíü ïðåâðàòèëàñü â ñóùèé êîøìàð, è â 1862 ãîäó îíè ðàçúåõàëèñü.
             
           ×åðåç 8 ëåò Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà, èìåÿ 3-õ äåòåé – 2-õ äî÷åðåé è ñûíà, òâåðäî ðåøèëà ðàññòàòüñÿ ñ ìóæåì, õëîïîòàòü î ðàçâîäå.  Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà ïîêèíóëà Ðîññèþ, îñòàâèâ ñòàðøèõ äåòåé íà ïîïå÷åíèå îò÷èìà Ï.Ï. Ëàíñêîãî.

         ïîñëåäíèå ìåñÿöû ïðåáûâàíèÿ â Ïåòåðáóðãå åå âèäåëè íà áàëåòíîì ñïåêòàêëå â Áîëüøîì òåàòðå, îäèí ãåíåðàë ïèñàë îá ýòîì â ñâîåì äíåâíèêå: «Â áåëüýòàæå çàìåòèë ÿ ïðåëåñòíóþ ìàäàì Äóáåëüò, äî÷ü íàøåãî ïîýòà Ïóøêèíà… Ñèäÿ â ëîæå, ïðèíèìàëà îíà ñàìûå ãðàöèîçíûå ïîçû – è ÷àñòî óëûáàëàñü è êëàíÿëàñü ñî çíàêîìûìè â ïàðòåðå è ëîæàõ, ïîñûëàÿ èì ñàìûå óìèëüíûå âçãëÿäû è óëûáêè».

         Íà÷àëñÿ äëèòåëüíûé, óíèçèòåëüíûé äëÿ Í. À. Äóáåëüò áðàêîðàçâîäíûé ïðîöåññ.
        Íàêîíåö áðàê ñ Äóáåëüòîì ðàñòîðãíóò, è Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà âûõîäèò çàìóæ çà ïðèíöà Íèêîëàÿ Íàññàóñêîãî.
       Ñ áóäóùèì âòîðûì ìóæåì Í. À. Ïóøêèíà-Äóáåëüò âïåðâûå âñòðåòèëàñü â Ðîññèè íà îäíîì èç áàëîâ âî âðåìÿ êîðîíàöèè íà ïðåñòîë èìïåðàòîðà Àëåêñàíäðà II.Ïðèíö áûë ïîêîð¸í åþ.

               Ïðè âåí÷àíèè ñ Íèêîëàåì Íàññàóñêèì (áðàòîì ãåðöîãà Àäîëüôà Íàññàó) Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà ïîëó÷èëà òèòóë ãðàôèíè Ìåðåíáåðã – ïî èìåíè îäíîãî èç ãðàôñòâ Íàññàóñêîãî ãåðöîãñòâà.
Íåðàâåíñòâî îáùåñòâåííîãî ïîëîæåíèÿ, 3-å äåòåé, áûâøèé ìóæ – âñ¸ ýòî íå èìåëî äëÿ ïðèíöà íèêàêîãî çíà÷åíèÿ.

             Ìîðãàíàòè÷åñêèé, òî åñòü, íåðàâíûé, áðàê Íèêîëàÿ è Íàòàëüè áûë íà ðåäêîñòü óñïåøåí.Ðîäñòâåííèêè Íèêîëàÿ Âèëüãåëüìà ê íåé áëàãîâîëèëè, ÷òî äëÿ ïîäîáíûõ ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ âåñüìà ðåäêèì ÿâëåíèåì, îäíàêî íåëüçÿ áûëî íå çàìåòèòü òîãî, êàê ñ÷àñòëèâ áûë ñ íåþ ïðèíö.

          Áîëåå ñîðîêà ëåò ñâîåé æèçíè Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà ïðîâåëà â Âèñáàäåíå, â Ðîññèè áûâàëà ðåäêî. Íî ïî-ïðåæíåìó îñòàâàëàñü «âñå òàêîé æå õîðîøåþ, äîáðîþ, ïðîñòîþ ðóññêîé æåíùèíîþ», êàê åå âèäåëè îêðóæàþùèå, è ïî-ïðåæíåìó áûëà êðàñèâà íåîáû÷àéíî.
        À. Ï. Ôèëîñîôîâà ïèñàëà â ïèñüìå Ô. Ì. Äîñòîåâñêîìó: «Òàê ñòðàííî âèäåòü äåòèùå íàøåãî ïîëóáîãà çàìóæåì çà íåìöåì. Îíà äî ñèõ ïîð êðàñèâà… î÷åíü îáõîäèòåëüíà, à ìóæ íåìåö — äîáðÿê, ÷ðåçâû÷àéíî äîáðîäóøíûé ãîñïîäè텻

        Ïðèíö îáîæàë ñâîþ æåíó! Îíà ðîäèëà åìó ñûíà è äâóõ äî÷åðåé. Äâîðåö, ãäå îíè æèëè ñ ïðèíöåì, å¸ ñòàðàíèÿìè áûë ïðåâðàù¸í â ìóçåé. Õîçÿéêó îêðóæàëà àòìîñôåðà ëþáâè è ïî÷èòàíèÿ.  èõ äîì áûëè âõîæè ëèòåðàòîðû è ìóçûêàíòû, â ãàëåðåå ñîáðàíà áîãàòàÿ êîëëåêöèÿ ðåäêèõ êàðòèí, ñàäîâûå öâåòû çíàëè ïðèêîñíîâåíèå å¸ ðóê. Îíà ìíîãî ÷èòàëà ïî÷òè íà âñåõ åâðîïåéñêèõ ÿçûêàõ, ïóòåøåñòâîâàëà, áûëà îòëè÷íîé íàåçäíèöåé.

   Åå áëèçêàÿ çíàêîìàÿ âñïîìèíàëà: «Ïðî êðàñîòó åå ñêàæó ëèøü îäíî: îíà áûëà ëó÷åçàðíà. Åñëè áû çâåçäà ñîøëà ñ íåáà íà çåìëþ, îíà ñèÿëà áû òàê æå ÿðêî, êàê îíà.  Áîëüøîé çàëå ñòàíîâèëîñü ñâåòëåå, êîãäà îíà âõîäèëà, îñàíêà ó íåå áûëà öàðñòâåííàÿ, ïëå÷è è ðóêè î÷åðòàíèé áîãèíè… Ê òîìó æå îíà áûëà äî òîãî ìîëîæàâà, ÷òî êîãäà âûâîçèëà ñòàðøóþ äî÷ü, ìîþ ïðèÿòåëüíèöó, òî íà êàêîì-òî îáùåñòâåííîì áàëó ê íåé ñòàë ïðèñòàâàòü ìîëîäîé îôèöåð, ïðèãëàøàÿ åå íà âàëüñ. «Òàíöóéòå ñ ìîåé äî÷åðüþ», – ñêàçàëà îíà. «Êàê, íåóæåëè ó âàñ äî÷ü?» – âîñêëèêíóë îí, óäèâëåííûé. Âñå ìû çàñìåÿëèñü».

         Ïðîæèâ âñþ æèçíü çà ãðàíèöåé, Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà íå ïðåâðàòèëàñü â èíîñòðàíêó, îíà õîðîøî ãîâîðèëà ïî-ðóññêè, ëþáèëà è öåíèëà âñå ðóññêîå, äîñòîéíî ÷òèëà è ïîíèìàëà çíà÷åíèå ñâîåãî îòöà äëÿ Ðîññèè.  1878 ãîäó ãðàôèíÿ Ìåðåíáåðã îáðàòèëàñü ê È.Ñ. Òóðãåíåâó ñ ïðîñüáîé ñòàòü ðåäàêòîðîì è èçäàòåëåì ïèñåì Ïóøêèíà ê æåíå. Îíè ïîÿâèëèñü â æóðíàëå «Âåñòíèê Åâðîïû» çà 1878 ãîä.

         Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà ïðèåçæàëà, êàê è âñå äåòè ïîýòà, íà îòêðûòèå ïàìÿòíèêà îòöó â Ìîñêâó â 1880 ãîäó. Ôðàíöóçñêèé ïèñàòåëü Ëóè Ëåæå âèäåë åå çäåñü è ïèñàë, ÷òî îíà, «ýëåãàíòíàÿ è âåëè÷åñòâåííàÿ, íàïîìèíàëà ñâîþ ìàòü, Íàòàëüþ Ãîí÷àðîâó, êðàñîòà êîòîðîé áûëà ãîðäîñòüþ è áåäîé ïîýòà».

           Ïîçæå çà ãðàíèöåé ñ íåé âñòðå÷àëñÿ ðåäàêòîð «Ðóññêîé ñòàðèíû» Ì.È. Ñåìåâñêèé, ñ êîòîðûì ýòà «âûñîêàÿ, âèäíàÿ äàìà ñ êàøòàíîâûìè âîëîñàìè, ñèíèìè ãëàçàìè è ñ ãðîìêèì ãîëîñîì», êàê îí åå îïèñàë, íåñêîëüêî ðàç áåñåäîâàëà î Ïóøêèíå.

       Óìåðëà ãðàôèíÿ â 1913 ãîäó âî ôðàíöóçñêîì ãîðîäå Êàííå(åé áûëî 76 ëåò) â äîìå äî÷åðè – ãðàôèíè Ñîôèè Òîáè.

         Ïîñëåäíèå äíè åå æèçíè áûëè îìðà÷åíû îäíèì îáñòîÿòåëüñòâîì. Ïîñëå ñìåðòè ìóæà Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû öàðñòâóþùèé ãåðöîã Íàññàóñêèé çàÿâèë, ÷òî íå äîçâîëèò ïîõîðîíèòü ìîðãàíàòè÷åñêóþ æåíó â èõ ðîäîâîì ñêëåïå. Íàòàëüÿ Àëåêñàíäðîâíà, âîçìóòèâøèñü, âçÿëà îáåùàíèå ñ çÿòÿ, ÷òîáû åå ñîæãëè è ïåïåë âûñûïàëè â ñêëåï íàä ãðîáîì ìóæà. Òàê è áûëî ñäåëàíî.
        Åå äî÷ü â Ðîññèè, óçíàâ î ïðåäñòîÿâøåé êðåìàöèè, ÷åðåç äèïëîìàòè÷åñêèå êàíàëû îáðàòèëàñü ê ãåðìàíñêîìó ïðàâèòåëüñòâó ñ ïðîñüáîé äàòü åé è ÷ëåíàì ñåìüè ïîõîðîíèòü ìàòü ïî ïðàâîñëàâíîìó îáðÿäó. Íî åé áûëî îòêàçàíî íà òîì îñíîâàíèè, ÷òî íåëüçÿ íàðóøèòü çàâåùàíèå.

     Îò âòîðîãî, ñ÷àñòëèâîãî, áðàêà ó Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû îñòàëîñü òðîå äåòåé – Ñîôèÿ, Àëåêñàíäðà, Ãåîðã Íèêîëàé. Ïîòîìêè Ïóøêèíà ïî ýòîé ëèíèè è ñåé÷àñ æèâóò çà ðóáåæîì.

      Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî êðàñîòà ìëàäøåé äî÷åðè íå ïðèíåñëà, êàê è åå ìàòåðè, ñ÷àñòüÿ è ïîêîÿ, ñêîðåå, îíà áûëà ñ÷àñòëèâà âîïðåêè êðàñîòå. Õîòÿ, êòî çíàåò, ÷òî â ýòîì óòâåðæäåíèè ïðàâäà?

        Òàê îò ýòîé âåëèêîé æåíùèíû íàì íå îñòàëîñü äàæå ìîãèëû – òîëüêî êàðòèíû è âîñïîìèíàíèÿ ñîâðåìåííèêîâ.
         Íî òàêîâà áûëà ñèëà åå ëè÷íîñòè, ÷òî èõ îêàçàëîñü äîñòàòî÷íî äëÿ òîãî, ÷òîá ïàìÿòü î íåé îñòàëàñü æèòü íà âåêà!

Источник