Джемма фирсова актриса личная жизнь

У этой красивой и талантливой женщины в жизни много было сложных и запоминающихся моментов: чудесное исцеление, интересные встречи, большая любовь, борьба за экологию, съемки и режиссерские работы.
Фото: pinterest.com
Эта яркая и необычная актриса выделялась среди окружающих королевской осанкой и красотой. Она всегда выглядела моложе своих лет и поражала окружающих кипучей энергией. Поклонники всегда воспринимали ее как звезду, хотя Джемма Фирсова сыграла всего нескольких персонажей в известных картинах: мать Артура Грэя в приключенческой ленте «Алые паруса», даму в ресторане в исторической экранизации «Хождение по муках», Катишь в мелодраме «Война и мир».
Детские воспоминания
Джемма Сергеевна появилась на свет двадцать седьмого декабря тридцать пятого года в далеком городе Самарканде (Узбекская Республика). Когда началась война её отец, по долгу службы, ездил по всем фронтам. Мама тоже была военнообязанной. В пятилетнем возрасте Джемма заболела туберкулезом, врачи только разводили руками. Девочке требовался уход и полноценное питание. В тылу обеспечить это было невозможно. Тогда Сергей Фирсов написал рапорт о разрешении перевести семью на фронт. Что послужило исцелением, родители и сами не знали, главное дочь через некоторое время выздоровела.
Джемма Фирсова. Фотопроба киноленты «Анна Каренина». Фото: kino-teatr.ru
Из детских воспоминаний актрисе больше всего запомнился дом в Кенигсберге, где они некоторое время жили семьей сразу после Победы. Особняк с садом напоминал девушке сказочное королевство, и, хотя она понимала, что здесь когда-то жили другие люди, считала своим.
Однажды вечером на их порог кто-то подбросил местную девочку. Мама Джеммы внесла малютку в дом. Бедняжка вся горела из-за высокой температуры, была напугана и голодна. Своими силами справиться с воспалением легких они не смогли, пришлось Грету (так звали малышку) положить в госпиталь. После выздоровления девочку Фирсовым не вернули, отправили в приют. Они пытались узнать о ее дальнейшей судьбе, но сведения были утеряны.
Джемма Фирсова. Фото: kino-teatr.ru
В сорок девятом году М. Ромма пригласил Сергея Фирсова стать военным консультантом картины «Секретная миссия», которую в последствии снимали в Кенисгберге. Михаил Ильич был частым гостем в их семье. Как-то вечером спросил Джемму, чем она увлекается. Девушка очень интересовалась живописью, историей, музыкой, но еще не задумывалась, кем хочет стать.
– Ты знаешь, все эти направления объединяет – кинорежиссура. Это даже нельзя назвать профессией, скорее – образом жизни…, – на полном серьезе, сказал великий режиссер.
Именно такой образ жизни и выбрала Фирсова. Позже окончила режиссерский факультет во ВГИКе, в основном снимала док. кинофильмы.
Съемки в кино и режиссура
По утверждению кинокритиков Джемма Сергеевна обладала «не советской», причудливой красотой. Она в основном играла странных персонажей, из другого, потустороннего мира.
Нельзя сказать, что режиссеры наперебой предлагали ей роли главных героинь. Но даже в небольших эпизодах эта женщина привлекала внимание и запоминалась. Первый раз снялась в кинотрилогии «Хождение по муках», сыграв Нину Чародееву. В новелле «Из пепла» она сыграла главную героиню – Анну Вальтер.
Кадр из киноленты «Хождение по мукам» (1957-1959 год). Фото: kino-teatr.ru
Больше всего Фирсова запомнилась в сказочной отечественной экранизации «Алые паруса», сыграв маму прекрасного юноши Артура (Василий Лановой) влюбившегося в Ассоль (Анастасия Вертинская).
Кадр из киноленты «Алые паруса» (1961 год). Фото: kino-teatr.ru
Значимой для актрисы стала также роль колдуньи Вивды в мистической драме «Белая птица с черной отметиной». В съёмках также принимали участие Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук, Леонид Бакштаев, Богдан Ступка и др. Режиссер Юрий Ильенко также искал на роль ведьмы актрису, с колдовской внешностью, для картины «Вечер на Ивана Купала» по мотивам повести Н. Гоголя. Увидев Джемму Фирсову он тут же утвердил ее на роль.
Джемма Фирсова с Георгием Шенгелая. Фото: kino-teatr.ru
Первый документальный фильм, как режиссер, Джемма Фирсова сняла в шестьдесят восьмом году под названием «Я часто спрашиваю себя». Через четыре года на экраны выйдет четырех серийный документальный фильм о Второй мировой войне «Зима и весна сорок пятого». Всего на ее счету двенадцать работ. «Покушение на будущее» было отмечено престижным призом в Карловых Варах на кинофестивале.
Кадр из киноленты «Белая птица с черной отметиной » (1970 год). Фото: kino-teatr.ru
В Госкино занимала должность главного редактора, также возглавляла ВФ женского хоккея на траве. Принимала участие в создании направления «Союз Чернобыль», руководила отделом независимых экспертов по Чернобыльской аварии. Имеет множество наград за борьбу с экологическими проблемами и за вклад в развитии искусства.
Личная жизнь
С будущим супругом Владиславом Микошей Джемма познакомилась на съемочной площадке. Сначала между ними были дружеские отношения, вместе писали сценарии, обсуждали новые проекты. Владислав прошел войну: строил переправы через Сиваш, освобождал Крым, воевал на Белорусском и Украинском фронтах. Победу встретил в Восточной Пруссии.
Владислав был на двадцать шесть лет старше актрисы, но несмотря на столь большую разницу в возрасте супруги прожили почти сорок лет душа в душу. Владислав был талантливым кинооператором, Народный артист Советского Союза, был академиком кинематографических искусств «Ника», снимал спасение экспедиции «Челюскина», а также разрушение Храма Христа Спасителя и открытие ВДНХа.
Джемма Фирсова с Владиславом Микошей. Фото: kino-teatr.ru
Джемма Сергеевна пережила супруга на восемь лет. Друзья и коллеги узнав о её кончине, не могли в это поверить. Фирсова до конца дней активно принимала участие в съемках, собиралась долго жить, строила планы, не унывала и никогда не жаловалась на здоровье.
Сердце актрисы, режиссера, сценариста, поэта остановилось в канун Дня Победы – восьмого мая 2012 года. Этой статьей мы отдаем дань уважения талантливой и красивой женщине – Джемме Фирсовой.
Кадр из киноленты «Хождение по мукам» (1957-1959 год). Фото: kino-teatr.ru
У этой красивой и талантливой женщины в жизни много было сложных и запоминающихся моментов: чудесное исцеление, интересные встречи, большая любовь, борьба за экологию, съемки и режиссерские работы.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 августа 2020; проверки требуют 6 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фирсова.
Дже́мма Серге́евна Фи́рсова (по мужу – Мико́ша; 27 декабря 1935, Самарканд, Узбекская ССР, СССР – 8 мая 2012, Москва, Россия) – советская и российская киноактриса, кинорежиссёр, общественный деятель. Лауреат Государственной (1973) и Ленинской премии СССР (1980).
Биография[править | править код]
Джемма Сергеевна Фирсова родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде, Узбекской ССР, в семье военного. Во время Великой Отечественной войны её отец, военный инженер, возил девочку по фронтам, мать работала в штабе. С детства увлекалась историей. Поступила на режиссёрский факультет ВГИК, училась на курсе Александра Довженко, в мастерских Сергея Герасимова и Михаила Ромма. В 1966 году окончила ВГИК. Вышла замуж за кинооператора Владислава Микошу.
Работала в документальном кино, разрабатывая, в основном, военную тему. Её фильмы отмечены премиями и наградами на отечественных и международных кинофестивалях.
В 1966 году сняла свой единственный художественный фильм «На полпути к Луне» по рассказу Василия Аксёнова.
Джемма Фирсова обладала, по словам киноведа Владимира Дмитриева, «странной, необычной, “несоветской” красотой, и ей предлагали играть в кино роли женщин, которые живут своей особой странной жизнью, почти ведьмы, или женщины из другого мира, почти пришельцы»[1].
В конце 1970-х – начале 1980-х годов работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. Президент Всесоюзной федерации женского хоккея на траве. В конце 1980-х – начале 1990-х годов – эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-Лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей «Современника» и др.)
После аварии на Чернобыльской АЭС участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Впоследствии была назначена руководителем одной из нескольких независимых экспертных групп по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС. Журналист по проблемам экологии, искусства, музыкальный критик; обладатель «Золотого пера», награждена премией журнала «Огонёк», международными премиями. Автор поэтических сборников «Вторая реальность» и «Сны возвращений».
Умерла 8 мая 2012 года. Похоронена на Химкинском кладбище в Москве.
Личная жизнь[править | править код]
- Муж – кинооператор Владислав Микоша.
Фильмография[править | править код]
Актриса[править | править код]
- 1957 – Хождение по мукам – Нина Чародеева
- 1960 – Русский сувенир – журналистка
- 1961 – Алые паруса – Лилиан, мать Артура Грея
- 1965 – Родник для жаждущих – Мария
- 1967 – Война и мир – Катиш
- 1968 – Вечер накануне Ивана Купала – ведьма
- 1970 – Чёрное солнце – Николь Готье, советница Мусомбе
- 1971 – Белая птица с чёрной отметиной – Вивдя, сельская колдунья
- 1971 – Озарение
- 1972 – Хроника ночи – Света Толмачёва, корреспондент ИТАР ТАСС
- 1972 – Это сладкое слово – свобода! – Эллен Каррера
- 1977 – Чёрная берёза – Антонина Ивановна
- 1979 – Пани Мария – парикмахерша Верка
Режиссёр[править | править код]
Документальные фильмы[править | править код]
- 1968 – Я часто спрашивал себя – т/о «Экран» и ЦТ
- 1969 – Поезд в Революцию (с В. Микошей)
- 1970 – Стокгольм, который помнит Ленина (с В. Микошей)
- 1972 – Зима и весна сорок пятого – четырёхсерийный фильм т/о «Экран» и ЦТ
- 1974 – Встреча с Джокондой – ЦСДФ
- 1974 – Память навсегда, ЦСДФ
- 1979 – Битва за Кавказ – в 20-серийной эпопее «Великая Отечественная» – ЦСДФ
- 1983 – Предупреждение об опасности, ЦСДФ
- 1985 – Покушение на будущее, ЦСДФ, Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах
- 2007 – Москва первопрестольная, к/с Экокультура
- 2007 – Государь Император Николай II, к/с Экокультура
- 2009 – Владислав Микоша: Остановивший время – Нижне-Волжская студия кинохроники
Художественные фильмы[править | править код]
- 1959 – Последний лист [2].
- 1966 – На полпути к Луне (киноновелла в киноальманахе «Путешествие»).
Награды и премии[править | править код]
- Главный приз «Золотой голубь» МКФ в Лейпциге (1969) – за фильм «Поезд в Революцию»
- Государственная премия СССР (1973) – за фильм «Зима и весна сорок пятого»
- Серебряная медаль имени А. П. Довженко (1975) – за фильм «Память навсегда»
- Ленинская премия (1980) – за фильм «Битва за Кавказ» в сериале «Великая Отечественная»
- Приз Всесоюзного кинофестиваля (1984) – за фильм «Предупреждение об опасности»
- Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1984) – за фильм «Предупреждение об опасности»
- Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1985) – за фильм «Покушение на будущее»
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Первая леди документального кино»
- Актриса Джемма Фирсова: «Я до сих пор считаю себя жительницей Кенигсберга» // Комсомольская правда. – 2008, 10 апреля.
- Острова. Джемма Фирсова. Телеканал «Культура». Дата обращения: 4 июля 2015.
Источник
Джемма Фирсова
Джемма Сергеевна Фирсова (Микоша). Родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде (Узбекская ССР) – умерла 8 мая 2012 года в Москве. Советская и российская киноактриса, кинорежиссер, сценарист, поэтесса, общественный деятель. Лауреат Государственной (1973) и Ленинской премии СССР (1980).
Джемма Фирсова родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде (Узбекская ССР).
Отец был военным инженером.
В пятилетнем возрасте Джемма заболела туберкулезом, ей был нужен уход и полноценное питание. Отец написал рапорт о разрешении перевести семью на фронт. Во время Великой Отечественной войны её отец, военный инженер, возил девочку по фронтам, мать работала в штабе. Джемма вылечилась от туберкулеза.
После войны семья некоторое время жила в Кенигсберге (ныне Калининград). По ее воспоминаниям, особняк с садом напоминал ей сказочное королевство. Она говорила: «Город моего детства. Кенигсберг – это практически реквием по всем погибшим в войнах, в веках, городам. Знаете, что такое импринтинг? Когда цыпленок вылупляется, то, кого первым увидит, за тем и идет, принимая за маму. Мой импринтинг – это Кенигсберг, несмотря на то что я родилась в Самарканде, которого почти не помню. А Кенигсберг даровал мне первый дом, первую весну, первый подснежник, первый сад, первые книги, которые прочла сама. Гофмана в девять лет, в пятнадцать – Канта. Город-учитель, незримый, внечеловеческий».
В 1949 году ее отца Сергея Фирсова режиссер Михаил Ромм пригласил стать военным консультантом картины «Секретная миссия», которую в последствии снимали в Кенисгберге. Михаил Ильич был частым гостем в их семье.
С детства увлекалась историей, живописью и музыкой.
После школы поступила на режиссёрский факультет ВГИК, училась на курсе Александра Довженко, в мастерских Сергея Герасимова и Михаила Ромма.
В 1966 году окончила ВГИК. Работала в документальном кино, разрабатывая, в основном, военную тему. Её фильмы отмечены премиями и наградами на отечественных и международных кинофестивалях.
В 1966 году сняла свой единственный художественный фильм «На полпути к Луне» по рассказу Василия Аксенова.
Джемма Фирсова обладала, по словам кинокритиков, необычной, несоветской красотой, и ей предлагали играть в кино роли женщин, которые живут своей особой странной жизнью, почти ведьмы, или женщины из другого мира, почти пришельцы.
Джемма Фирсова сыграла всего нескольких персонажей в известных картинах: мать Артура Грэя в приключенческой ленте «Алые паруса», даму в ресторане в исторической экранизации «Хождение по мукам», Катишь в мелодраме «Война и мир».
Значимой для актрисы стала также роль колдуньи Вивди в мистической драме «Белая птица с черной отметиной».
Джемма Фирсова в фильме “Хождение по мукам”
Джемма Фирсова в фильме “Алые паруса”
Снималась мало, хотя режиссеры часто делали ей весьма заманчивые предложения. Джемма Фирсова говорила: «Актерство не было частью жизни. Оно всегда было между делом. Когда выпадали свободные моменты. И снималась я в основном только у своих друзей – Юры Ильенко или Алеши Спешнева. У меня были потрясающие предложения – от поляков, болгар, французов. Жалакявичюс практически утвердил на главную роль в “Это сладкое слово – свобода”, но это совпало с тем, что утвердили мой сценарий, и я стала снимать кино».
В конце 1970-х – начале 1980-х годов работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. Президент Всесоюзной федерации женского хоккея на траве.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов – эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-Лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей «Современника» и др.).
После аварии на Чернобыльской АЭС участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Впоследствии была назначена руководителем одной из нескольких независимых экспертных групп по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС.
Журналист по проблемам экологии, искусства, музыкальный критик. Обладатель «Золотого пера», награждена премией журнала «Огонёк», международными премиями. Автор поэтических сборников «Вторая реальность» и «Сны возвращений».
Умерла 8 мая 2012 года. Похоронена на Химкинском кладбище в Москве.
Личная жизнь Джеммы Фирсовой:
Муж – Владислав Владиславович Микоша (1909-2004), советский российский оператор, режиссёр документального кино, сценарист, фотограф, фронтовой кинооператор, публицист. Народный артист СССР (1990), лауреат Сталинских (1943, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1976). Снимал снос Храма Христа Спасителя, открытие ВСХВ (ВДНХ-ВВЦ), спасение челюскинцев, перелёты В. Чкалова и М. Громова в Америку, визиты в Москву Б. Шоу, Р. Роллана, А. Барбюса, оборону Севастополя и Одессы. Снято им после войны: восстановление Варшавы и Днепрогэса, война Китая с Гоминьданом – съёмки в рейде Народно-освободительной армии через весь Китай, встречи И. Сталина с М. Цзедуном и Н. Хрущева с Дж. Кеннеди, съёмки Дж. Неру, Сукарно, Д. Эйзенхауэра, Г. Насера, Ф. Кастро, И. Броз Тито, Ю. Гагарина, Х. Бидструпа, В. Клиберна, Р. Нуриева, Г. Улановой и других.
Они познакомились на съемочной площадке. Некоторое время между ними были дружеские отношения, они вместе писали сценарии. Владислав был старше Джеммы на двадцать шесть лет, но несмотря на столь большую разницу в возрасте супруги прожили почти сорок лет душа в душу.
Джемма Фирсова и Владислав Микоша
Фильмография Джеммы Фирсовой:
1957-1958 – Хождение по мукам – Нина Чародеева (нет в титрах)
1958 – Из пепла (фильм-спектакль) – Анна Вальтер
1960 – Русский сувенир – журналистка (нет в титрах)
1961 – Алые паруса – Лилиан Грэй, мама Артура
1965 – Родник для жаждущих – Мария
1965 – Война и мир – Катишь
1968 – Вечер на Ивана Купала – ведьма
1970 – Чёрное солнце – Николь Готье, советница Мусомбе
1970 – Белая птица с чёрной отметиной – Вивдя, сельская колдунья и блудница
1971 – Озарение – эпизод
1972 – Хроника ночи – Света Толмачева, корреспондент ТАСС
1972 – Это сладкое слово – свобода! (Tas saldus žodis – laisvė!) – Эллен Каррера
1977 – Чёрная берёза – Антонина Ивановна
1979 – Пани Мария – Вера, парикмахер
1993 – Кинопоезд на все времена (документальный)
2011 – История киноначальников, или Строители и перестройщики (документальный)
2013 – Здравствуй папа. Роман о Роллане (документальный)
Режиссерские работы Джеммы Фирсовой:
1966 – Путешествие. На полпути к Луне (киноальманах)
1968 – Я часто спрашивал себя (документальный)
1969 – Поезд в Революцию (документальный)
1970 – Стокгольм, который помнит Ленина (документальный)
1972 – Зима и весна сорок пятого (документальный)
1974 – Память навсегда (документальный)
1974 – Встреча с Джокондой (документальный)
1975 – Город-герой Новороссийск (документальный)
1978 – Великая Отечественная (Unknown War, The). Битва за Кавказ. Фильм №12 (документальный)
1983 – Предупреждение об опасности (документальный)
1985 – Покушение на будущее (документальный)
2007 – Москва первопрестольная (документальный)
2007 – Государь Император Николай II (документальный)
2007 – Владислав Микоша: Остановивший время (документальный)
Сценарии Джеммы Фирсовой:
1973 – Как сердцу высказать себя? (документальный)
1975 – Город-герой Новороссийск (документальный)
1978 – Великая Отечественная (Unknown War, The) (документальный)
1984 – Стратегия победы (документальный)
1989 – Когда я вернусь (документальный)
Награды и звания Джеммы Фирсовой:
– Главный приз «Золотой голубь» МКФ в Лейпциге (1969) – за фильм «Поезд в Революцию»;
– Государственная премия СССР (1973) – за фильм «Зима и весна сорок пятого»;
– Серебряная медаль имени А. П. Довженко (1975) – за фильм «Память навсегда»;
– Ленинская премия (1980) – за фильм «Битва за Кавказ» в сериале «Великая Отечественная»;
– Приз Всесоюзного кинофестиваля (1984) – за фильм «Предупреждение об опасности»;
– Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1984) – за фильм «Предупреждение об опасности»;
– Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1985) – за фильм «Покушение на будущее»
последнее обновление информации: 06.01.2021
Источник