Дживан гаспарян биография личная жизнь

Когда Дживан Гаспарян начинает играть, по залу льется чарующая и захватывающая музыка, не оставляющая в зале равнодушными никого: она берет за сердце, трогает самые чувствительные струны человеческой души. Его талантом восхищаются жители всех стран, где гастролировал и давал концерты маэстро. Музыка Гаспаряна покоряет людей разных рас, культуры и вероисповедования. Даже ЮНЕСКО в 2005 году объявило музыку армянского дудука объектом всемирного нематериального наследия.
Давайте разберемся, что такое дудук?
На армянском языке дудук называют «душой абрикоса»: именно из этого дерева мастера делают инструмент. Когда он появился? Историки еще спорят, но сходятся во мнении, что это произошло в первые века новой эры, а возможно – еще раньше. Внешне инструмент напоминает обычную флейту или дудку с семью или восемью игровыми отверстиями. Нечто похожее на дудук встречается и среди народных духовых музыкальных инструментов других стран, но больше всего – на Кавказе.
Армянский дудук очень «певучий», с мягким и нежным, теплым звуком. Мастера говорят, что такой лиричный звук получается благодаря материалу – абрикосовому дереву. В первой половине ХХ века инструмент улучшили, сейчас в ходу три размера по длине и три регистра соответственно. Обычно на концертах «основной» дудук сопровождает еще два: так виртуоз игры дает слушателям возможность услышать музыку народных инструментов во всей полноте.
Лучшие в России армянские духовые инструменты изготавливают знаменитые кавказские мастера – Аркадий и Армен Каграманяны (отец и сын), жители древнего Дербента:
Кстати, изделия Аркадия Каграманяна представлены в магазине KavkazSuvenir.ru. Будут вопросы – звоните, специалисты проконсультируют вас и помогут с выбором.
Богатая биография Дживана Гаспаряна
Кто только не играл на этом удивительном инструменте! Но всемирно признанным мастером стал именно Д. Гаспарян, слушать которого – истинное наслаждение. Он родился в маленькой деревушке неподалёку от Еревана в 1928 году. Удивительно, у мальчика не было музыкального образования, но был несомненный талант, дар с небес. В шесть лет он впервые взял в руки инструмент и начал осваивать его, подражая игре старых музыкантов, давно покинувших этот мир.
После войны в СССР регулярно проводились фестивали мастеров игры на народных инструментах. В столицу приезжали коллективы самодеятельности со всех уголков страны, от Чукотки до Молдавии. Юному таланту из Армении повезло: в 1848 году он сыграл на сцене Большого театра. На концерте присутствовал сам Сталин: родом с Кавказа, он был поражен игрой юноши.
Кто знает, возможно Отец народов вспомнил свое детство, был растроган чарующей музыкой. После концерта Иосиф Виссарионович подозвал молодое дарование и вручил ему часы из чистого золота. Забавно, но такой знаковый подарок не сохранился: времена тогда были голодные, поэтому нетрудно догадаться, что подарок вождя был обменен на продукты…
Дальше были конкурсы и фестивали, на которых песни Дживана Гаспаряна неизменно побеждали и брали «золото». В 1973 году постановлением правительства Армянской ССР музыкант был удостоен звания «народного артиста Армении»: пришло признание и всенародная любовь к талантливому исполнителю.
Всемирная слава, покорившая Голливуд
Настала перестройка, подули ветры перемен. Крестный отец «эмбиент» стиля британец Брайан Ино приехал в Москву и мгновенно попал под очарование народного инструмента. Музыка Гаспаряна зазвучала в Лондоне, где музыкант записывает в известной студии свой диск, в который вошли старинные армянские мелодии.
Он посвятил свою работу невинным жертвам природной катастрофы – землетрясения. Лучшую эпитафию трудно было придумать! Щемящая музыка полна светлой грусти по тысячам земляков, погребенных под завалами Спитака и Ленинакана 7 декабря 1988 года. Политические события на Родине вынуждают Гаспаряна переехать в США. Здесь он пишет саундтрек к блокбастеру «Последнее искушение Христа» режиссёра Мартина Скорсезе.
Четыре долгих года он проводит в Америке, но при первой же возможности возвращается в родную Армению. Дживан занимается активной педагогической деятельностью в Ереванской консерватории, дает концерты. За годы профессорской работы он подготовил свыше семи десятков мастеров игры на этом удивительном инструменте: можно сказать, заново создал школу исполнителей, бережно и по крупицам сохраняя музыкальное наследие своего народа.
Развивается сотрудничество с такими известными артистами, как Дэвид Брук, Питер Гэбриел, Лайонел Ричи, Борис Гребенщиков. Была написана потрясающая музыка к фильму Гладиатор, сам Дживан Гаспарян считает это одним из лучших своих достижений. Мелодии к фильму были написаны в соавторстве с Хансом Циммером, саундтрек получил приз «Золотой Глобус» в 2001 году. Всего в активе артиста саундтреки к более чем полутора десяткам кинофильмов: «Игра Престолов», «Мюнхен», «Код да Винчи», «Хроники Нарнии», «Халк» и другим.
Слушая дудук мастера, миллионы кинозрителей и посетителей его концертов узнали об армянском народном фольклоре. Для кого-то экзотика, но ведь звучит здорово! Маэстро даже давал частный концерт в Букингемском дворце, при этом поразив королевскую семью возвышенной и грустной музыкой.
Очень красивые композиции были созданы Ванессой Мэй и Дживаном Гаспаряном: синтез скрипки и армянского инструмента звучит совершенно фантастично! Советую посмотреть этот дуэт в онлайне:
Артист спокойно относится к славе, к известности и к восторженным почитателям его творчества. Видимо, это как раз то, что называют вековой кавказской мудростью.
Прощание в Москве
Возраст берет свое… Поразительно, но Король дудука на сцене более 70 лет! В 2015 году он дал прощальный концерт в Москве, куда приехал не один, а со своим внуком.
Кстати, внук тоже играет на этом удивительном инструменте, а знаменитый дед посвящает каждую свободную минуту, чтобы обучить его приемам и тонкостям, привить ему основную мысль творчества «играть нужно душой» – только тогда можно выразить вселенскую грусть, эмоции.
Слушать волшебный дудук Дживана Гаспаряна – это означает сопереживать, любить, грустить.
Конечно же, с любимым инструментом великий артист не расстанется: мы еще сможем насладится его творчеством. Оставлено богатое наследие: диски, фильмы, записи концертов. Здоровья вам и долгих лет, маэстро!
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2018; проверки требуют 11 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гаспарян.
Дживан Гаспарян | |
---|---|
Ջիվան Գասպարյան | |
Дживан Гаспарян в 2009 году | |
Дата рождения | 12 октября 1928 (92 года) |
Место рождения | село Солак, Армянская ССР, СССР |
Страна |
|
Профессии | музыкант, композитор |
Годы активности | 1948 — наст. время |
Инструменты | дудук |
Жанры | этническая музыка |
Лейблы | Warner Bros., Central Asian Music, Network Germany, Ryko/Rhino, Rerooted, United States Dist, World Network, Rounder Records, IODA, Mazur, EMI, Loudeye, Hollywood Music Cent, Audio Acoustical Collage |
Награды | |
Медиафайлы на Викискладе |
Джива́н Арамаи́сович Гаспаря́н (арм. Ջիվան Գասպարյան; 12 октября 1928, село Солак недалеко от города Раздан, Армянская ССР) — армянский музыкант и композитор, знаток армянской национальной музыки, мастер игры на дудуке. Народный артист Армянской ССР (1978). Профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Даёт концерты по всему миру. Живёт и работает в Ереване.
Биография[править | править код]
Дживан Арамаисович Гаспарян родился 12 октября 1928 года в маленькой армянской деревушке под названием Солак, неподалеку от города Раздан . Когда Дживан был еще совсем мальчишкой, его мать скончалась, а отец ушел на фронт (годы Великой Отечественной Войны). Так он попал в детдом.
В шесть лет начал самостоятельно играть на дудуке — армянском музыкальном духовом инструменте. Играет также на зурне и шви.
“Почему я начал играть на дудуке, даже не знаю. У меня в семье не было музыкантов. Разве что отец хорошо пел старые песни. Голос у него был очень хороший. Но это все. А когда я в первый раз услышал дудук, мне очень понравилось, как звучит этот инструмент, какой у него красивый тембр. И я начал учиться играть. Дудук – это же душа человека, его история, его молитва”, – говорит Дживан Гаспарян.
Азы старинного армянского инструмента маленький Дживан постигал в одиночку. Мальчик просто прислушивался к игре старых мастеров и пытался что-то повторить. Первыми его слушателями были детдомовские товарищи.
В 1948 году стал участником ансамбля национальной песни и танца. В том же году состоялось его первое профессиональное выступление с Ереванским филармоническим оркестром в качестве солиста.
В 1948 году, Гаспарян в составе самодеятельного ансамбля выступил в Москве на смотре мастеров искусств республик СССР. В зале Большого театра сидел сам Сталин.
В 1956 году Дживан Гаспарян получил свою первую в жизни премию на конкурсе исполнителей на дудуке.
В 1957 году Гаспарян, вместе с ансамблем «Берёзка» впервые отправился на зарубежные гастроли в Америку.
Обладатель четырёх золотых медалей ЮНЕСКО: 1959, 1962, 1973, 1980 годов[источник не указан 3251 день].
Профессор Ереванской консерватории, обучил и подготовил многих профессиональных исполнителей на дудуке.
С конца 1980-х работал в США, где написал тему на дудуке для кинокартины Последнее искушение Христа, в 1990-х работал в США со своим внуком, продолжателем дела, Дживаном Гаспаряном-младшим. В 2000 году стал одним из исполнителей музыки в саундтреке к картине «Гладиатор»[1].
В 1988 году Гаспаряна пригласили на несколько концертов в Лондон. Причём вместо запланированных двух, тогда он дал целых пять. После этого его пригласили в США.
В 2002 году получил награду WOMEX (англ. World Music Expo) «За заслуги перед музыкальным искусством».
В 2003-ем Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана, «Фрески», повествующего о жизни Армении после развала СССР и последовавшего почти сразу страшного землетрясения. Музыка Гаспаряна из этого фильма была позднее издана на одноименном альбоме.
Несколько раз гастролировал по всему миру с небольшим ансамблем, исполняющим армянскую народную музыку.
Работал со многими музыкантами, включая таких, как Серж Танкян, Андреас Волленвейдер, Лайонел Ричи, Питер Гэбриел, Ханс Циммер, Брайан Мэй, Борис Гребенщиков[2], Ирина Аллегрова, Владимир Пресняков, Роман Мирошниченко, Игорь Крутой, Майкл Брук и Дерек Шериньян.
27 мая 2010 года выступил с Евой Ривас на конкурсе песни «Евровидение-2010», где исполнил партию дудука, 29 мая выступил в финале.
29 апреля 2011 года принял участие в концерте «Три легенды в Кремле», где играл с Президентским оркестром России и мужским хором Московского Сретенского монастыря. В концерте приняли участие также Дживан Гаспарян-младший, певцы Ксения Титовченко и Липарит Аветисян, скрипачка Инга Родина, мастер песочной анимации Артур Кириллов и другие артисты.
В 2015 году он дал прощальный концерт в Москве, куда приехал не один, а со своим внуком. Кстати, внук тоже играет на этом удивительном инструменте, а знаменитый дед посвящает каждую свободную минуту, чтобы обучить его приёмам и тонкостям, привить ему основную мысль творчества «играть нужно душой» – только тогда можно выразить вселенскую грусть, эмоции.
На его концерты собираются многотысячные залы по всему миру , ему аплодируют миллионы, он всегда востребован и любим. Но для дяди Дживана, именно так он просит обращаться к нему , все это признательность, за которую он благодарен и ради которой он творит.
Слушать волшебный дудук Дживана Гаспаряна – это означает сопереживать, любить, грустить.
Сейчас Гаспарян проживает в США и Армении одновременно. «У меня есть дом в Америке, есть дом Ереване, я живу понемногу и там и тут», – говорит он.
В конце августа 2017 года Дживану Гаспаряну довелось испытать большую трагедию , из жизни ушла его супруга – балерина Астхик Заргарян, они прожили вместе больше полувека.
Награды[править | править код]
- Народный артист Армянской ССР (1978).
- Орден Святого Месропа Маштоца (31.03.2001) — за значительные достижения в области армянского национального музыкального искусства[3].
- Орден «За заслуги перед Отечеством» 1 степени (15.09.2017)[4].
- Медаль «За трудовое отличие» (27.06.1956).
- Почётный гражданин Еревана (2000).
Дискография[править | править код]
- I Will Not Be Sad in This World (1990)
- Moon Shines at Night (All Saints, 1993)
- Armenian Romances (1994)
- Romantic Songs (1994)
- The Art of Armenian Duduk (1995)
- Ask me no questions (Traditional Crossroads 4268, 1996)
- Apricots from Eden (Traditional Crossroads 4276, 1996)
- Doudouk (Hollywood Music Centre, 1996)
- Ceremonies – Djivan Gasparyan & Armen Chakmakian (1998)
- The Crow — саундтрек
- Black Rock (Realworld 46230, 1998) — совместно с Майклом Бруком
- Nazeli Djivan Gasparyan Quartet (Libra Music, 1998)
- The Siege, саундтрек (1998)
- Salute (Musicrama, 1998)
- Heavenly Duduk (Network, 1998)
- From The Soil (1998)
- Sound of Duduk (Parseghian records, 1998)
- Armenia: Heavenly Duduk (Network, 1999)
- Armenian Fantasies (Network 34801, 2000)
- Gladiator — саундтрек
- Fuad (2001) — совместно с Эрканом Огуром (народные турецкие и армянские песни), Kalan Ses
- Nazani (2001)
- The Art of Armenian Duduk (2001)
- Serenity (2001)
- Duduk (2002)
- In My World, I Have No Pain 2CD (2002)
- Armenian Duduk (2003)
- Isaac: Sacred choral works… (2003)
- Not Be Sad (2003)
- Музыка к фильму Фрески (2003)
- Spirit Simfony 2CD (2004)
- Magical Music From Mount Ararat (2004)
- Магия армянского дудука (2004)
- Apricots from Eden (Traditional Crossroads, 2005)
- Ask me no questions (Traditional Crossroads, 2005)
- Endless Vision [Live] — совместно с Hossein Alizadeh (World Village, 2005)
- I Will Not Be Sad in This World (Ryko/Rhino, 2006)
- Moon Shines at Night (Ryko/Rhino, 2006)
- Hin U Nor Husher (2006)
- Nazeli (Jet Plak Kaset, 2007)
- ARMENIE :The Soul of Armenia (Network Medien, 2007)
- Penumbra (2008) — совместно с Майклом Бруком
Клипы[править | править код]
- Дживан Гаспарян на youtube.com
DVD[править | править код]
- Дживан Гаспарян[5] (2005)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт
- Все о Дживане Гаспаряне: биография, музыка, интервью, статьи, видео, концерты.
- Элеонора Мандалян: Дудук Дживана на саундтреках Голливуда, журнал «Чайка»
- Борис Тарасов. Дживан Гаспарян: Ничто так не звучит, как дикий абрикос (недоступная ссылка). Новые Известия (4 декабря 2006). Дата обращения: 5 мая 2011. Архивировано 13 февраля 2012 года.
- «Антропология»: Дживан Гаспарян (1999)
См. также[править | править код]
- Армянская народная музыка
- Дудук
Источник
msm023
Эксперт
+ Психолог
3379
4 подписчика
Спросить
20 ноября 2019
Дживан Гаспарян известен в мире как пропагандист армянской музыкальной культуры. Мастерски владея необычным инструментом, получившим название «дудук», Дживан Арамаисович всю свою долгую, предельно насыщенную событиями жизнь совершенствовал исполнительское мастерство. Подвижническая деятельность Гаспаряна принесла мастеру всемирную известность.
Армянский композитор и музыкант родился 12 октября 1928-го года в селении Солак. Тяжелым было детство армянского мальчика. Мама умерла, отец ушел на фронт. Дживану было лишь шесть, когда он освоил игру на национальном инструменте – дудуке. Впоследствии он также выучился играть на шви и зурне.
Азы игры на национальных инструментах Дживан постигал сам, никакого специального образования у юноши не было. Он старался слушать выступления знаменитых дудукистов, пытаясь постичь таинство извлечения звуков из необычного духового инструмента. Чтобы изучить национальный инструмент, ему понадобилось около года. Все остальное время он совершенствовал и оттачивал мастерство. Природный талант исполнителя был ему в этом подспорьем.
На протяжении столетий дудук был украшением армянских торжеств: на нем играли в дни народных праздников, на свадьбах и торжественных церемониях. Принято считать, что дудук очень тонко отражает настроения армянского народа и строй его языка.
С 1948-го года Гаспарян – участник ансамбля песни и танца Армении. Тогда же Дживан впервые выступил с филармоническим оркестром Еревана. Последующие годы жизни Гаспаряна были целиком заполнены музыкальным творчеством, которому он отдавал все свое свободное время.
После войны Дживан был в столице СССР и поучаствовал в концерте, где присутствовал сам Иосиф Сталин. Глава государства тогда подарил Гаспаряну часы марки «Победа». Об этом событии говорили все вокруг. Тот знаменательный день Дживан называет судьбоносным.
В конце перестроечных 80-х, а также в последующие 90-е годы Гаспарян трудился в Соединенных Штатах. На другой континент он приехал, имея в кармане всего сотню долларов. Деньги на билет помогли собрать друзья. С собой Дживан Арамаисович взял внука, ставшего продолжателем дела своего дедушки. Благодаря Гаспаряну армянскую национальную музыку узнали во многих уголках планеты. Некоторые из композиций армянского автора превратились в саундтреки к кинолентам.
Дживану Гаспаряну довелось плодотворно сотрудничать с Лайонелом Ричи, Хансом Циммером, Питером Гэбриелом, Борисом Гребенщиковым, Игорем Крутым, Владимиром Пресняковым.
Америка с ее внешним благополучием никогда не радовала армянского музыканта. Гаспарян сохранил любовь к родному краю. Как только предоставилась возможность, он возвратился к истокам своей культуры.
Сейчас музыкант живет в столице родной республики. Д. Гаспарян – профессор консерватории Еревана. Опытный педагог подготовил немало профессиональных исполнителей. В активе народного артиста республики и почетного гражданина столицы Армении немало весьма престижных наград.
Источник
Его
звуки хотят слышать талантливые режиссеры в своих фильмах, для него пишут
музыку известные композиторы, с ним играют замечательные музыканты.
Подсказка: армянский национальный инструмент. Догадались? Правильно, дудук. При
одном упоминании «души абрикосового дерева» в воображении каким-то
чудесным образом вырисовывается фигура музыканта, который не просто играет на
этом инструменте, а живет им. Подсказка: он исполнил саундтреки
к фильмам «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Доктор Живаго»,
«Онегин», «Ворон». Да, это знаменитый мастер дудука Дживан Гаспарян.
К сожалению,
на свой концерт 9 ноября в Сургуте музыкант приехать не смог по состоянию
здоровья. В автокатастрофе дедушка Дживан повредил ногу, и теперь он
проходит лечение в больнице в Ереване. Но, несмотря на серьезные
обстоятельства, обещанный концерт все-таки состоялся — на нем играл внук
маэстро (кстати, с таким же именем) Дживан
Гаспарян-младший. Он и ансамбль музыкантов подарил зрителям шикарный
концерт с чарующим армянским колоритом.
Выступление началось с трио. Затем присоединились гитарист (он же играл на
таре), барабанщик и пианист. За время концерта прозвучали народные
армянские композиции, классические произведения для дудука и даже русские
народные песни. В общем, эта дудочка не так проста, как кажется на первый
взгляд. Наверное, те, кто послушал его хоть раз вживую, уже никогда не смогут
остаться равнодушным к этому инструменту.
Дживан Гаспарян-младший любезно поговорил с корреспондентом СИА-ПРЕСС
о своей жизни в Лос-Анджелесе, поведал о том, как он довольно
в зрелом для исполнителя возрасте пришел в мир музыки,
и, конечно, рассказал о дедушке Дживане.
— Наверняка, дудук на котором вы играете, делал ваш дедушка? Знаю, что
у него их большая коллекция и сам он играет на одном инструменте уже
40 лет.
— Да, конечно, дудук мне делал дедушка Дживан. Он учил играть меня
с самого первого дня, когда мне было 15 лет — он мой учитель. Когда
дедушка был в Америке и записывал саундтрек к фильму «Гладиатор»,
я был у него в гостях. Будучи в гостинице, попросил
инструмент, чтобы поиграть. Он подумал, что уже поздно, что не нужно становится
плохим музыкантом, а если играть, то обязательно нужно хорошо играть.
В конце концов, я получил от него в подарок дудук и начал
заниматься на нем. И только позже дедушка подарил мне уже хороший
профессиональный дудук.
— Почему у вашего дедушки возникла необходимость делать дудук? Ведь можно
просто его купить в магазине.
— Вообще каждый музыкант должен делать инструмент для себя сам. Так как дедушка
сам делает инструмент из дикого абрикосового дерева, то и тональности
внутри этого инструмента он создает сам.
— То есть дудук с таким звучанием, как у вас, нигде не встретить
и не купить?
— Да. Можно, конечно, купить дудук, но такого звучания, которое мы хотим
извлечь, на нем не добиться.
— Помимо игры, у вас есть что-то общее с дедушкой? Черты характера,
например? Предпочтения в музыке? Какие-то общие взгляды на жизнь?
— С дедушкой мы похожи, у нас одинаковые музыкальные предпочтения: мы
любим классическую и народную музыку, джаз, блюз. С ним я уже 14
лет выступаю вместе на гастролях по всему миру.
— Как думаете, национальный характер как-то отражается в исполнении на
дудуке? Нет такой точки зрения, что только истинный армянин сможет хорошо
сыграть на дудуке?
— Есть такое. Дудук — это армянский национальный инструмент, которому
более 3000 лет, он отражает армянскую историю. Сейчас этот инструмент известен
во всем мире.
— Как вы понимаете, хорошая эта музыка или плохая? Может быть, лично у вас
есть какой-то критерий?
— Это зависит не от известности музыканта. Не хочу сказать плохое, но есть
известные музыканты, которые из себя ничего и не представляют. Когда
сотрудничаешь с другими музыкантами, очень важно, чтобы он был
профессионален и умел созвучно играть с другими инструментами.
Наша музыка — очень серьезная музыка, которая всем нравится. Мы везде
играем, и нам всегда аплодируют зрители, они любят нашу музыку.
— У нас в Сургуте был как-то концерт электронного органа. В его
рамках было выступление на дудуке (играл Мушег Микаелян). Сочетание органа
и дудука оказалось очень удачным и невероятно красивым. На ваш
взгляд, с каким инструментом лучше всего сочетается дудук
в исполнении?
— С классическими и народными инструментами. Например,
с балалайкой (мы играли с национальным академическим
оркестром народных инструментов России им. Н.П. Осипова). Также
дудук очень хорошо звучит с симфоническими оркестрами и в дуэте
с акустической гитарой.
— За какое сочинение вы бы дали еще один «Золотой глобус» вашему дедушке? Что
можете выделить из его произведений?
— Мне очень нравится его первый диск I Will Not Be Sad in This World (1990
год), который записывали в Лондоне. Запись он посвятил жертвам землетрясения
в Армении. Послушав этот диск, я захотел играть на этом инструменте.
— Был такой момент, когда ваш дедушка в Америке имел успех
и популярность, но в России про него мало кто знал. Как вы думаете,
почему такая проблема существует? Почему хорошие российские музыканты
востребованы больше за рубежом, чем у нас в стране?
— Это не так. В Америке очень большая эстрада. И в Армении, кстати,
тоже. Но музыканты не могут пойти и сделать голливудские записи, потому
что эти записи никто не будет слушать. В России ведь тоже есть много музыки
к фильмам и ее не слушают у вас.
— Вы упомянули про саундтрек к «Гладиатору», который исполнил ваш дедушка.
А к вам поступали предложения исполнить музыку к фильмам?
— Поступали. Я уже играл музыку к фильмам, но они не такие известные,
как «Гладиатор», например.
— На какой музыке вы выросли?
— До 15 лет я слушал иностранную музыку — американскую
и европейскую. Армянскую вообще не слушал, но знал про нее
с детства — мой дед все-таки музыкант и у него были записи.
Когда жил в Америке, то в 15 лет от скуки начал слушать его дудук
и поэтому начал играть. После этого я купил армянские диски
(классические и народные) и все время их слушал дома и в машине.
— А где вы сейчас живете?
— В Ереване.
— Не жалеете, что переехали?
— Нет, я так захотел. Я стал фармацевтом, начал играть, оставил все
и переехал на родину дудука — Армению, в Ереван.
— Воспитание у вас было строгое?
— Да, родители меня очень хорошо воспитывали. Я очень благодарен им. Не
хвалю себя, но люди говорят, что я хороший человек.
— Как-то отразилось на вашем характере, что вы долгое время жили
в Америке?
— Нет. Но там я общался с гангстерами, наркоманами, и я не
выбрал эту дорогу, мне это не надо, у них жизнь коротка. Зачем нужны эти
наркотики? Я вышел из этого круга и начал заниматься музыкой.
— Расскажите про ваших родителей. Чем они занимаются?
— Мой папа великолепный кулинар, мама — преподает английский язык
в Америке.
— О чем вы думаете или какие картины видите в воображении, когда
играете?
— К разным произведениям у меня разные образы. Даже если брать
какое-то одно произведение, то картинки постоянно меняются. Я играю
с закрытыми глазами, потому что, когда видишь весь народ в зале, то
начинаешь нервничать. Ты должен сам для себя играть хорошо, и тогда эта
музыка понравится всем.
— За время музыкальной карьеры с кем уже удалось посотрудничать из
известных исполнителей или певцов?
— Я играл с известной рок-группой System of a Down, также записал
четыре диска с группой VIZA (очень интересный коллектив). Записывал треки
с разными артистами, выступал на многих концертах, играл два раза на дне
рождении Нельсона Манделы, сотрудничал с Дзуккеро, Майклом Бруком,
Андреасом Фолленвайдером, а также с разными симфоническими
оркестрами.
— С кем бы вы мечтали сыграть на одной сцене?
— Честно говоря, я не хочу мечтать об этом. Если нужно, чтобы я играл
с этим человеком, тогда это случится, если нет — то нет. Я всю
жизнь мечтал сыграть со своим дедом. И вот сейчас я всегда выступаю
рядом с ним на концерте.
— Уже выпустили свой сольный диск?
— Да, он называется «ROOTS» и в декабре уже поступит в продажу.
На нем записаны старинные армянские мелодии в сегодняшней обработке.
— Знаю, что ваш дедушка был намерен открыть благотворительную музыкальную школу
для воспитанников детдомов. В прошлом году для этого выкупили землю.
Строительство уже завершилось?
— Нет, сейчас идет стройка.
— Когда ждать открытия школы?
— Надеюсь, что скоро все будет готово, может быть через год-два.
— Ваш дедушка выделял японцев как хороших слушателей, а вы выделяете
какой-нибудь народ? За время гастролей уже что-то хочется отметить?
— Вот сегодня хочется отметить (улыбается). До выступления я очень
нервничал, потому что сегодня в первый раз взял целый концерт на
себя.
Источник