Ефим копелян биография личная жизнь дети
Биография
Ефим Копелян – советский актер театра и кино, ведущий артист труппы Ленинградского БДТ (руководитель Георгий Товстоногов). Всесоюзную известность получил после появления на экране в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Судьба резидента», «Вечный зов».
Ефим Копелян родился в белорусском городе Речица в апреле 1912 года в зажиточной семье. По национальности Копеляны были евреями. Дед по матери владел лесопильным заводом. Отец работал заготовителем леса. Мама заботилась о семье, в которой росло шестеро детей, и все – сыновья.
Актер Ефим Копелян
Родные Ефима были поклонниками искусства. Отец и двое старших братьев рисовали. Позднее старший брат Исаак даже стал знаменитым художником-оформителем. Владел кистью и будущий артист. Ефим мечтал о профессии архитектора.
Мир искусства манил Копеляна с ранних лет. Однажды Ефиму попался в руки томик Уильяма Шекспира. Мальчик прочитал «Короля Лир» и был сражен красотой произведения. Вряд ли в столь юном возрасте он понял философский подтекст трагедии, но в считанные дни перечитал все, что написал великий британец. Тогда Ефим Копелян даже не догадывался, что придет время, и он сам сыграет на подмостках театра героев, которые вызвали бурю эмоций в детстве.
Ефим Копелян
После окончания «семилетки» в родном городке юноша отправился в Ленинград. Здесь некоторое время трудился токарем на «Красном Путиловце», присматривался к новому городу. А присмотревшись, отнес документы в Академию художеств, где был архитектурный факультет. На тот момент Ефиму исполнилось 17 лет.
Однажды парень с целью заработать карманные деньги пришел в Большой драмтеатр. Здесь как раз требовались юноши его возраста для массовки. Копелян навсегда остался в БДТ.
Театр
В 1935 году молодой артист окончил Театральную студию при БДТ и был принят в труппу театра. Дебютировал в постановке «Не сдадимся», рассказывавшей героическую эпопею челюскинцев. В первые годы работы в театре Копеляну доверяли эпизодические роли.
Актер Ефим Копелян
А потом грянула Великая Отечественная война. Ефим Копелян сразу записался в народное ополчение. Но на фронт попасть не удалось. Из артистов сформировали Театр народного ополчения, который гастролировал по линии фронта. Со временем его переименовали в Ленинградский фронтовой агитвзвод. Иногда труппе приходилось срочно заменять выбывшего артиста, погибшего от пули или осколка во время бомбежки.
После окончания войны Ефим Копелян опять вернулся в родной БДТ. Артисту по-прежнему доверяли играть малозначительных персонажей. Но в 1956 году в театр пришел Георгий Товстоногов, сумевший увидеть в Копеляне скрытый потенциал. Ефим Захарович сыграл множество интересных и сложных персонажей. Товстоногов задействовал актера в лучших постановках, среди которых оказались спектакли «Пять вечеров» Александра Володина, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Три сестры» Антона Чехова, «Ханума» Авксентия Цагарели. За непревзойденное мастерство Копеляна даже называли «нашим Габеном».
Фильмы
Кинематографическая биография Ефима Копеляна началась в начале 30-х годов. Кинодебют состоялся в картине «Ошибка героя», где артист предстал в роли балалаечника. Но второе появление на экране состоялось только спустя 9 лет. Это были эпизодические роли в спортивном фильме «Боксеры» и приключенческой ленте «Танкер «Дербент».
Ефим Копелян в фильме «Балтийская слава»
С началом войны кинокарьера Ефима приостановилась. Нового предложения пришлось ждать 8 лет. В начале 50-х фильмография уже признанного театрального актера пополнялась участием в телевизионных спектаклях, таких как «Разлом», «Любовь Яровая». Затем последовали работы в экранизации «Овод», историко-революционном фильме «Пролог».
Благодаря колоритной внешности артисту поручают роль попа Гапона, бурового мастера из Баку, казачьего есаула. В военном фильме Яна Фрида о революции 1917 года «Балтийская слава» Копелян сыграл одного из вершителей переворота. Главные роли в картине достались Иосифу Кутянскому, Павлу Кадочникову. Еще в двух лентах, посвященных революционному движению, актер предстал в образе Льва Троцкого («В дни Октября») и Григория Орджоникидзе («Кочубей»). Во втором фильме главного героя представил зрителям Николай Рыбников.
Ефим Копелян в фильме «До свидания, мальчики»
В начале 60-х военные и революционные фильмы сменились социальными драмами и киноповестями. В фильме о космонавтах «Самые первые» Копелян сыграл научного сотрудника, в киноленте «713-й просит посадку» предстал пассажиром самолета.
Первые яркие роли достались артисту в конце 1960-х и в начале 1970-х. В военной киноповести «До свидания, мальчики», где главных героев сыграли Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Виктория Федорова, актеру досталась эпизодическая роль жестянщика. Фильм посмотрела 13-миллионная зрительская аудитория, что сразу повлияло на популярность артистов, участвующих в фильме.
Ефим Копелян в фильме «Даурия»
Затем последовали «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых», «Опасные гастроли», «Преступление и наказание», «Николай Бауман», «Даурия» – эти картины принесли Ефиму Копеляну настоящую известность. Актер играл настолько многогранно и талантливо, что даже в крошечной роли запоминался зрителю навсегда.
Актер обладал замечательным голосом, за что Копеляна ценили многие режиссеры. Негласно актера называли Ефим Закадрович. Этот проникновенный голос звучал во многих фильмах как закадровый текст автора. Самая знаменитая работа Копеляна в озвучивании – лента «17 мгновений весны».
Ефим Копелян в фильме «Ольга Сергеевна»
В 1973 году Ефим Захарович Копелян получил звание Народного артиста Советского Союза. Последней работой актера стала роль Михаила Лукича Кафтанова из популярного телесериала середины 70-х годов «Вечный зов». Копелян снимался в фильме до последних дней, пока был здоров. Помимо этого, Ефим Захарович появился еще в двух значимых проектах времени – водевиле «Соломенная шляпка» и драме «Ольга Сергеевна».
Личная жизнь
Первый брак Ефима Копеляна на артистке Татьяне Певцовой оказался коротким: пара прожила вместе 5 лет и рассталась в 1940-ом. А через год артист встретил любовь всей жизни – актрису Людмилу Макарову. Молодые люди познакомились в БДТ. Поженились за месяц до начала войны.
Ефим Копелян и Людмила Макарова
Личная жизнь Ефима Копеляна сложилась счастливо. С женой актера связывали нежные и трогательные дружеские отношения. На публике артист не любил проявлять чувства, но супруга всегда была уверена, что Фима обожает ее. Актеры прожили вместе 34 года. В этом браке родился единственный сын Кирилл Копелян, продолживший актерскую династию. Сын ушел из жизни в 2005 году, Людмила Макарова – в 2014.
Смерть
Последние годы жизни Ефим Копелян много работал. Актер был востребован в кинематографе и театре. Постоянные гастроли, переезды и плохие бытовые условия во время поездок измотали силы и подорвали здоровье.
Смерть Ефима Копеляна стала внезапной. Артист умер от второго инфаркта. Первый он сумел пережить, помогли врачи. Но после лечения в больнице Ефима Захаровича направили поправлять здоровье в санаторий в Мельничном Ручье. 6 марта 1975 года артисту стало плохо. Но так как у медперсонала уже начинались выходные перед Международным женским днем, то скорую помощь пришлось вызывать из Ленинграда. Сердце актера не выдержало нагрузки, и врачи по приезду только констатировали смерть.
Могила актера находится на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В 2012 году к столетию со дня рождения артиста были выпущены почтовые марки с портретным фото Копеляна.
Фильмография
- 1955 — «Овод»
- 1957 — «Хождение по мукам»
- 1964 — «До свидания, мальчики!»
- 1965 — «Двадцать шесть бакинских комиссаров»
- 1966 — «Неуловимые мстители»
- 1967 — «Николай Бауман»
- 1968 — «Новые приключения неуловимых»
- 1968 — «Интервенция»
- 1968 — «Ошибка резидента»
- 1969 — «Опасные гастроли»
- 1971 — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
- 1973-1983 — «Вечный зов»
- 1973 — «Крах инженера Гарина»
- 1974 — «Соломенная шляпка»
- 1975 — «Ольга Сергеевна»
Источник
Ефим Копелян
Ефим Захарович Копелян. Родился 30 марта [12 апреля] 1912 года в Речице (ныне – Гомельская область, Белоруссия) – умер 6 марта 1975 года в Ленинграде. Советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1973).
Ефим Копелян родился в Речице, ныне – Гомельская область, Белоруссия, в еврейской семье.
Отец – лесозаготовитель и бракёр Залман Давидович Копелян (1874-1956).
Мать – Маша Мордуховна Копелян (урождённая Френкель; 1878-1954).
Его деду по материнской линии, лесопромышленнику и одному из самых состоятельных людей города Мордуху Френкелю, принадлежал лесопильный завод, поставлявший древесину для мостов военного ведомства.
В семье было шесть сыновей. Один из старших братьев, Исаак, стал известным художником, двое погибли на фронте в годы Великой Отечественной войны: Абрам (1902-1945) под Ленинградом, Евгений (1908-1945) в Польше.
С 1912 по 1929 год жил в Речице на улице Карла Маркса, дом 25.
После окончания школы в 1929 году приехал в Ленинград и некоторое время работал токарем на заводе «Красный Путиловец», а затем поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где ранее обучались его два брата.
Ради заработка участвовал в массовках в спектаклях Большого драматического театра и в конце концов поступил в студию при театре, где его наставником был Константин Тверской (в то время главный режиссёр БДТ).
Ещё студийцем сыграл лорда Грея в спектакле Тверского «Жизнь и смерть короля Ричарда III».
По окончании студии (в 1935 году) был принят в труппу театра, в котором работал до конца жизни. С приходом в 1956 году Г. А. Товстоногова на пост главного режиссёра стал одним из ведущих актёров БДТ.
В годы Великой Отечественной войны Ефим Копелян был актёром фронтового Театра народного ополчения (1941-1943).
Работы Ефима Копеляна в театре:
1935 – «Жизнь и смерть короля Ричарда III» по трагедии У. Шекспира «Ричард III» – лорд Грей;
1938 – «Кубанцы» В. Ротко. Постановка Б. А. Бабочкина – Зозуля, Чернышенко;
1946 – «Под каштанами Праги» К. М. Симонова. Постановка Л. С. Рудника – Юлий Мачек;
1948 – «Давным-давно» А. К. Гладкова. Постановка П. К. Вейсбрёма – Фош;
1949 – «Девушка с кувшином» Лопе де Вега. Постановка А. В. Соколова – Мартин, слуга;
1951 – «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Постановка И. С. Ефремова – Елисатов, Швандя;
1952 – «Яблоневая ветка» B. А. Добровольского и Я. Смоляка. Постановка А. В. Соколова и Е. З. Копеляна – Блицын;
1952 – «Достигаев и другие» М. Горького. Постановка Н. С. Рашевской – Мокроусов;
1952 – «Рюи Блаз» В. Гюго. Постановка И. С. Ефремова – дон Сезар де Базан;
1953 – «Пролог» А. П. Штейна ; постановка А. В. Соколова – Игнатий;
1956 – «Шестой этаж» А. Жери. Постановка Г. А. Товстоногова;
1956 – «Когда горит сердце» В. П. Кина; режиссёр И. П. Владимиров – Майба;
1958 – «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи. Постановка Г. А. Товстоногова – Марио Арманди;
1959 – «Пять вечеров» А. М. Володина. Постановка Г. А. Товстоногова – Александр Петрович Ильин;
1960 – «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Постановка Г. А. Товстоногова – Балтиец;
1961 – «Не склонившие головы» по пьесе Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью». Постановка Г. А. Товстоногова – Джексон;
1962 – «Горе от ума» А. С. Грибоедова; . Постановка Г. А. Товстоногова – Платон Михайлович Горич;
1963 – «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Постановка Э. Аксера – Эрнесто Рома;
1965 – «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе. Постановка Р. С. Агамирзяна – Илларион;
1965 – «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногов – Александр Игнатьевич Вершинин;
1967 – «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила. Постановка Г. А. Товстоногова – Джеймс Тайрон;
1970 – «Третья стража» Г. А. Капралова и С. Туманова. Постановка Г. А. Товстоногова – Савва Тимофеевич Морозов;
1972 – «Ханума» А. А. Цагарели. Постановка Г. А. Товстоногова – Микич Котрянц;
1975 – «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова. Постановка Г. А. Товстоногова – Евгений Тулупов.
Много снимался в кино, исполнил множество ярких характерных ролей в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Даурия», «Вечный зов», «Соломенная шляпка».
Ефим Копелян в фильме “Неуловимые мстители”
Ефим Копелян в фильме “Интервенция”
Ефим Копелян в фильме “Даурия”
Ефим Копелян в фильме “Вечный зов”
Одна из наиболее известных работ – авторский текст в телесериале «Семнадцать мгновений весны».
Обладал замечательным голосом, за который его даже прозвали Ефимом Закадровичем – он озвучивал многие картины, в том числе и иностранные, очень хорошо интонационно попадал в образы, созданные другими актерами.
Коллеги шутили, что он может сыграть даже телефонную книгу.
Принимал участие в дубляже иностранных фильмов на киностудии «Ленфильм». Одновременно много работал на телевидении.
Как режиссёр поставил несколько спектаклей на Ленинградском телевидении.
С 1962 до конца своих дней жил в Ленинграде на Бассейной улице в доме 47.
Умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Вдова Копеляна рассказывала: “В последние годы он очень много снимался. Случалось, месяцами ночевал в поезде, а дорога в Москву и обратно давалась ему тяжело. Я очень из-за этого переживала, все время просила его отдохнуть, но Фима только отшучивался: «Артиста, как волка, ноги кормят. Пока зовут, надо работать». Закончилось это инфарктом. Муж долго лежал в больнице.
Потом его перевели на реабилитацию в санаторий в Мельничном Ручье. Шикарных здравниц тогда еще не было, пациенты жили в простых деревенских домиках. Утром 6 марта 1975 года я приехала его навестить, увидела, что он очень бледный, и предложила: «Давай я заберу тебя домой. И Пеле (так звали нашу собаку) очень по тебе скучает». Но Фима отказался: «Не надо, доживу уже тут до конца».
Я уехала в три часа, а в шесть он умер. Когда ему стало плохо, помочь было некому – медперсонал уже вовсю праздновал 8 Марта. От единственной дежурной – барышни с халой на голове, врача лечебной физкультуры, – никакого толку не было. Реанимационную бригаду пришлось вызывать из Ленинграда, но Ефим ее не дождался. После его смерти все говорили, что нужно подать в суд на персонал санатория, в котором он лечился, но я не видела в иске смысла: мужа бы мне это не вернуло”.
Ефим Копелян
Личная жизнь Ефима Копеляна:
С 1935 по 1940 год был женат на актрисе Татьяне Певцовой (1909-2000).
Татьяна Певцова – первая жена Ефима Копеляна
Вторая жена (с 1941 года) – актриса Людмила Макарова (1921-2014), народная артистка СССР (1977). В браке родился сын Кирилл Ефимович Копелян (1948-2005), актер.
“Фима был на 10 лет старше меня, поэтому, когда я поступила учиться в студию при БДТ, он уже работал там актером. Однажды мы столкнулись в коридоре – навстречу мне шел симпатичный чернявый парень с усиками. У меня же так растут волосы, что есть баки. И вот он, проходя мимо, подкручивал усы, а я – свои бачки. Так и влюбились друг в друга. Всю финскую войну мы с ним гуляли по городу и разговаривали обо всем на свете”, – вспоминала Людмила Макарова.
Ефим Копелян и Людмила Макарова
Фильмография Ефима Копеляна:
1932 – Ошибка героя
1941 – Танкер «Дербент» – рулевой
1941 – Боксёры – Кандахчан
1949 – Александр Попов – маркиз Соляри
1952 – Джамбул – А. И. Микоян
1955 – Овод – начальник погранзаставы
1956 – Пролог – поп Гапон
1956 – Без вести пропавший – командир (в титрах не указан)
1956 – Старик Хоттабыч – буровой мастер Джафар Али Мухаммедов
1956 – Искатели – Воронин
1957 – Хождение по мукам – казачий есаул
1958 – Балтийская слава – Сусликов
1958 – Кочубей – Г. К. Орджоникидзе
1958 – В дни Октября – Л. Д. Троцкий
1958 – Мистер Икс – поклонник Теодоры (в титрах не указан)
1960 – Третья, патетическая (телеспектакль) – Лавруха Куманин
1961 – Гром на улице Платанов (телеспектакль) – Блейк
1961 – Самые первые – Рубен Григорьевич
1962 – 713-й просит посадку – фармацевт
1962 – В мёртвой петле – Анатра
1962 – Молчат только статуи – Смит
1963 – Всё остаётся людям – Филимонов
1963 – Далёкое (телеспектакль) – Малько
1963 – Зима тревоги нашей (телеспектакль) – Марулло
1963 – Рембрандт (телеспектакль) – Рембрандт
1964 – Совесть не прощает (телеспектакль) – Нурдин
1964 – До свидания, мальчики! – жестянщик
1964 – Сон – Прехтель
1965 – Авария – Григорий Иванович, главный прокурор области
1965 – Время, вперёд! – Налбандов
1965 – Как вас теперь называть? – Кольвиц
1965 – На одной планете – испанский посол
1965 – Жизнь Галилея (телеспектакль) – Галилео Галилей
1965 – Обещание счастья (телеспектакль) – рассказчик
1965 – Страх и отчание в Третьей империи (телеспектакль) – муж
1966 – Расточитель (телеспектакль) – Князев
1966 – Неуловимые мстители – атаман Бурнаш
1966 – Двадцать шесть бакинских комиссаров – генерал Бачхаров
1966 – Залп «Авроры» – Л. Д. Троцкий и полковник Радомыслов
1967 – Бабье царство – Каспар
1967 – Николай Бауман – меценат С.Т. Морозов
1967 – Особое мнение – Ключарёв
1967 – Софья Перовская – министр М. Т. Лорис-Меликов
1967 – Новые приключения неуловимых – атаман Бурнаш
1967 – Доктор Стокман (телеспектакль) – Стокман
1968 – Гроза над Белой – Ханжин
1968 – Интервенция – Филипп
1968 – Крах – Вячеслав Рудольфович Менжинский
1968 – Мёртвый сезон – Смит (дублирование)
1968 – Наши знакомые – Дорн
1968 – Ошибка резидента – Сергеев, генерал КГБ
1969 – Её имя – Весна – Тураханов
1969 – Смерть Вазир-Мухтара (телеспектакль) – Алаяр-хан
1969 – Опасные гастроли – Бобруйский-Думбадзе
1969 – Преступление и наказание – Аркадий Иванович Свидригайлов
1970 – Судьба резидента – Сергеев, генерал КГБ
1970 – Сердце России – Рябцев
1970 – Мир хижинам – война дворцам – Гервасий Драгомирецкий
1970 – Чайка – Евгений Сергеевич Дорн
1971 – Даурия – Елисей Каргин
1971 – Корона Российской империи, или Снова неуловимые – Бурнаш
1971 – Егор Булычов и другие – Василий Достигаев, компаньон Булычова
1972 – Хроника ночи – Лунс
1972 – Тайник у Красных камней – Джафар
1972 – Свеаборг – полковник Александр Дмитриевич Нотара
1972 – 31-й отдел (телеспектакль) – Иенсен, комиссар полиции
1973 – Гроссмейстер – Учитель
1973 – Семнадцать мгновений весны – голос за кадром
1973 – Докер – Старшой
1973 – Вечный зов – Михайло Лукич Кафтанов
1973 – Крах инженера Гарина – Гастон Леклер, Утиный Нос
1973 – Старая крепость – отец Григоренко
1973 – Открытая книга – Максимов
1973 – Это сильнее меня – Стармех
1974 – Исполняющий обязанности – архитектор Бадалян
1974 – Повесть о человеческом сердце – Николай Николаевич Бурцев, ректор
1974 – Ты мне только пиши (телеспектакль) – Гервасий Васильевич
1974 – Последний день зимы – Маврин
1974 – Соломенная шляпка – Бопертюи
1974 – Северный вариант – министр
1975 – Ольга Сергеевна – директор института
1975 – Ярослав Домбровский – Князь Бейбутов
Источник
Ефим Копелян — биография
Этого актера всегда ставили в один ряд с прославленным французом Габеном. Выразительное молчание Ефима Копеляна на сцене иногда говорило больше, чем слова. Он был сдержанным, простым и очень талантливым. Именно эти качества разглядел в нем Г. Товстоногов, и оставил Копеляна в театре, тогда как с многими актерами труппы безжалостно распрощался.
Фильмография Ефима Копеляна насчитывает несколько десятков фильмов. Ему редко доставались главные роли, но его второстепенные герои были яркими и незабываемыми. Даже отрицательные герои в его исполнении выглядели не такими плохими, как к примеру атаман Бурмаш из «Неуловимых мстителей».
Детство и юность
Родился Ефим Копелян 12.04.1912 года в небольшом городишке Речица, в Белоруссии. У них была зажиточная еврейская семья. Дед по материнской линии был владельцем лесопильного завода, отец заготавливал лес, а мама окружала заботой свое многочисленное семейство, в котором подрастало шестеро сыновей.
Фото: Ефим Копелян в молодости
Мужчины в семье были творческими личностями. У отца и двоих братьев был явный талант к рисованию, для старшего брата Исаака рисование стало впоследствии профессией — он выучился на художника-оформителя. Двоих братьев унесла безжалостная война – Абрам сложил голову под Ленинградом, Евгений погиб в Польше. Ефим тоже любил рисовать и мечтал стать архитектором.
Искусство нравилось мальчику с детства, а еще он очень любил читать, причем все подряд – от классики до современных произведений. Однажды он наткнулся на книжку сочинений Шекспира и на одном дыхании прочел «Короля Лира». Ефима поразила красота изложения, и он не отрываясь прочел все, что принадлежало перу великого британца. В те времена он не мог знать, что в недалеком будущем он будет изображать на сцене тех героев, которые так поразили его воображение.
Окончив семь классов в родной Речице, Ефим уезжает в Ленинград. Крепкого парня взяли на работу на завод «Красный Путиловец» токарем. Попутно он осматривается в незнакомом месте и решает поступать учиться.
Вскоре Копелян стал студентом архитектурного факультета Академии художеств. Парню было всего семнадцать лет.
Чтобы заработать деньги на карманные расходы, Ефим не отказывается от любой работы. Как-то он узнал, что в Большом драматическом театре нужны молодые люди для участия в массовке. Он пришел… и остался в этом театре на всю жизнь.
Театр
После этого в биографии Ефима Копеляна наступают большие перемены. Он бросает свою архитектуру и начинает учебу в Театральной студии при Большом драмтеатре. По окончании учебы талантливого парня приняли туда же на работу. Дебютной работой стала постановка «Не сдадимся», в которой речь шла о героях-челюскинцах. Копелян был задействован в основном в эпизодах.
Когда началась война, Ефим сразу пошел в военкомат и оказался в народном ополчении. Но до фронта дело не дошло. Было принято решение собрать всех артистов во вновь созданном Театре народного ополчения и отправить его с концертами на фронт. Вскоре этот театр стал называться Ленинградским фронтовым агитвзводом. Часто артистам приходилось выступать вместо своего погибшего или раненого коллеги.
Когда война осталась позади, Копелян снова стал служить в родном БДТ. В его репертуаре ничего не изменилось – персонажами актера так и остались второстепенные герои. В 1956-м сменилось руководство театра. На эту должность был назначен Г.Товстоногов, который по достоинству оценил талант Ефима Копеляна и оставил его в труппе, тогда как большинству актеров он указал на дверь. Товстоногов стал доверять актеру очень сложные роли, репертуар Копеляна стал интересным и разнообразным. Ефим играл в «Пяти вечерах», «Горе от ума», «Трех сестрах», «Хануме». Его умение держать многозначительную паузу отметили и зрители и критики, единогласно назвавшие актера «наш Габен».
Фильмы
Свою биографию в кинематографе Копелян начал еще в 30-х годах. Его первой работой стала картина «Ошибка героя», в которой он стал балалаечником. Потом Ефима не видно было на экране на протяжении девяти лет. И только в 1939-м он сыграл второстепенных персонажей в фильмах «Боксеры» и «Танкер»Дербент».
Во время войны Копелян не снимался вообще. Первые киноработы датированы 50-ми годами, когда уже известный театральный актер был приглашен на съемки картин «Разлом» и «Любовь Яровая». После этого он снимался в «Оводе» и «Прологе».
Артист обладал колоритной внешностью, поэтому его герои были очень разноплановыми – поп Гапон, буровой мастер, казачий есаул. В картине «Балтийская слава» Ефиму досталась роль одного из организаторов революционного переворота 1917 года. В фильме «В дни Октября» актер стал Львом Троцким, в «Кочубее» — Григорием Орджоникидзе.
В 60-е годы на экраны вместо фильмов о войне и революции стали выходить социально-психологические картины и киноповести. В картине «Самые первые», посвященной советским космонавтам, актер стал научным сотрудником, а в ленте «713-й просит посадку» Ефим сыграл пассажира самолета.
Заметными стали персонажи Копеляна только в 60-х, 70-х годах. Его пригласили на съемки киноповести о войне под названием «До свидания, мальчики». В главных ролях можно было видеть Евгения Стеблова, Н.Досталя, Михаила Кононова, В.Федорову. Копеляну досталась роль второго плана – жестянщик. После выхода картины ее посмотрели 13 миллионов зрителей, и актерский состав сразу приобрел популярность и узнаваемость.
После этого Копелян снимается в культовых проектах «Неуловимые мстители», «Преступление и наказание», «Даурия», «Николай Бауман», после которых к нему пришла настоящая слава. Игра актера была настолько талантливой, что даже самые незначительные персонажи оставались в памяти навсегда.
Еще одно достоинство актера – его голос, с незабываемыми выразительными оттенками. Он озвучил множество фильмов и даже получил прозвище Ефима Закадровича. Когда снимались «17 мгновений весны», режиссер Т. Лиознова хотела дать роль Копеляну. Но не дала, и как оказалось впоследствии, очень правильно поступила. Зато его голос звучит постоянно, голос, который не похож ни на чей другой. Ефим озвучивал внутренний голос разведчика Штирлица, он был взвешенным и спокойным, даже когда над Штирлицем надвигалась явная угроза. Он говорил, когда Штирлиц спал, ел, брился и даже молчал.
Заслуги актера Ефима Копеляна были отмечены в 1973 году, когда он стал Народным артистом СССР. Его последняя заметная работа в кинематографе — картина «Вечный зов», где его герой Кафтанов. Актер продолжал сниматься в кино до тех пор, пока позволяло здоровье. Перед самой смертью он снялся еще в двух фильмах «Соломенная шляпка» и «Ольга Сергеевна».
Личная жизнь
Первой женой Ефима Копеляна стала актриса Татьяна Певцова. Их брак длился всего пять лет, развелись они в 1940 году. Спустя год в жизнь Ефима навсегда вошла Людмила Макарова. Их знакомство состоялось в театре, а свадьбу они сыграли буквально перед самой войной.
Фото: Ефим Копелян — личная жизнь
Свою личную жизнь актер считал счастливой. Они не только любили друг друга, но и были настоящими друзьями, сумели понести свои чувства через 34 года совместной жизни. Ефим никогда не давал волю чувствам в присутствии посторонних, но жена всегда знала, что муж ее просто обожает. Они родили сына Кирилла, который тоже стал актером. Сына не стало в 2005-м, Людмилы Макаровой в 2014-м.
Смерть
Ефиму Копеляну было немногим за 60, а он уже был очень больным человеком. Сказались фронтовые будни, многочисленные гастрольные поездки и отсутствие нормальных бытовых условий. Он умер внезапно, после того, как случился второй инфаркт. После первого приступа он поехал на восстановление в санаторий. И вдруг актеру снова стало плохо. Карета скорой помощи, вызванная из Ленинграда, не успела, и докторам осталось только констатировать смерть. Это случилось 06.03.1975 года.
Фото: Могила Ефима Копеляна
Похоронили известного актера на Волковском кладбище в Ленинграде. В память о великом артисте, и в связи со столетием его рождения, в 2012-м появились почтовые марки, на которых изображен неподражаемый Ефим Копелян.
Избранная фильмография
- 1941 — Танкер «Дербент»
- 1956 — Искатели
- 1958 — Мистер Икс
- 1963 — Два воскресенья
- 1967 — Бабье царство
- 1967 — Софья Перовская
- 1968 — Интервенция
- 1969 — Её имя — Весна
- 1970 — Чайка
- 1973 — Вечный зов
- 1975 — Ярослав Домбровский
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник