Ефремов олег николаевич актер

Ефремов олег николаевич актер thumbnail

Основатель театра «Современник» и главный режиссер МХТ имени Чехова, доктор Айболит и таксист Саша из фильма «Три тополя на Плющихе» — таким запомнили Олега Ефремова коллеги и зрители. Он сыграл около 100 ролей в кино, поставил множество спектаклей и стал родоначальником актерской династии. «Я буду главным режиссером МХАТа», — еще в юности решил Ефремов — и добился этой цели.

Ефремов олег николаевич актер

Олег Ефремов родился в Москве 1 октября 1927 года. Первые годы его жизни прошли в большой коммунальной квартире на Арбате. Еще в детстве будущий актер и режиссер увлекся театром: вместе с двоюродным братом Германом Меньшениным он вырезал из бумаги фигурки людей и животных, а потом разыгрывал разные сценки в простых декорациях из подручных материалов.

Отец Олега Ефремова работал бухгалтером в Главном управлении лагерей и мест заключения — ГУЛАГе. По службе ему вместе с женой и сыном пришлось в 1941 году переехать под Воркуту. В поселке Абезь Воркутинского района семья прожила до августа 1943 года. Николаю Ефремову не нравилось, что его 16-летний сын общается с уголовниками, поэтому он решил уйти с работы и вернуться с семьей в Москву.

Будучи школьником, Олег Ефремов играл в драмкружке при Доме пионеров на старом Арбате. Руководила кружком Александра Кудашова — ученица театрального режиссера и педагога Михаила Чехова. В то время Ефремов близко общался с Александром Калужским — внуком известного в то время мхатовского актера Василия Лужского. Именно Калужский уговорил друга в 1945 году сдать экзамены в Школу-студию МХАТ. Ефремова приняли с первой попытки на курс к педагогам Михаилу Кедрову и Василию Топоркову.

В 1949 году, получив диплом о высшем образовании, он надеялся попасть во МХАТ. Но в прославленный театр Ефремова не взяли даже на должность статиста. Однако почти сразу же молодого актера пригласили в Центральный детский театр, которым руководила тогда актриса МХАТа Ольга Пыжова. На сцене ЦДТ состоялся актерский дебют Олега Ефремова — он сыграл Володю Чернышева в спектакле «Ее друзья» по произведению драматурга Виктора Розова.

Одновременно актер вел занятия в Школе-студии МХАТ: на его курсе учились Игорь Кваша, Галина Волчек, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев. В 1955 году Ефремов попробовал себя и в театральной режиссуре — поставил музыкальную комедию «Димка-невидимка». Однако и актерскую деятельность он не оставлял: в том же году в репертуаре ЦДТ появился спектакль молодого режиссера Анатолия Эфроса «В добрый час!», где Ефремов сыграл юношу из Сибири, который приехал учиться в Москву.

Как многие талантливые люди, он с трудом принимал чужие творческие предложения. Во время постановки пьесы «В добрый час!» мы иногда спорили все четыре репетиционных часа. Остальные актеры, так и не начав репетировать, уходили домой, а когда возвращались вечером на спектакль, заставали нас стоящими в той же позе и продолжающими спор.

В ЦДТ Олег Ефремов прослужил до 1957 года и за это время исполнил более 20 ролей — Митрофанушку в «Недоросле», Молчалина в «Горе от ума», Самозванца в «Борисе Годунове» и других. Постепенно вокруг него объединилась группа молодых актеров — в основном его же студентов. Первоначально объединение называлось «Студия молодых актеров», но вскоре его переименовали в театр-студию «Современник».

Ефремов олег николаевич актер

Олег Ефремов. Фотография: aif.ru

Первой постановкой нового театра, которым руководил Олег Ефремов, стал в 1956 году спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Зрители, судя по отзывам, ожидали от молодых актеров большего: «Спектакль замечательный, конечно, но ведь вы показали нам просто хороший МХАТ». Однако Ефремов воспринял подобные высказывания как похвалу: традиции старого МХАТа как раз и были главным его идеалом.

В свое время Олег собрал нас ради единственной идеи: заниматься театром психологическим — таким, в котором будет нерв, мысль, душа. Разумеется, в формах самых различных, но при непременном условии: чтобы за формой не потерялось содержание. И настолько зажег этой идеей, такой мощный дал нам старт, так вдохновленно верил в нас и столь безжалостно был требователен, что этого заряда хватает до сих пор.

Уже в 1960 году труппа отправилась на гастроли в Ленинград — завоевывать популярность за пределами Москвы. Следующий год был для актеров «кочевым»: собственного здания у театра еще не было, хранить реквизит и костюмы было негде, постоянно перевозить громоздкие и хрупкие декорации — слишком сложно и дорого. Играли все время на разных площадках. Когда в 1961 году «Современнику» выделили здание на площади Маяковского, актеры сохранили привычки, которым вынужденно следовали на гастролях. Так, в театре не было занавеса, а спектакли оформлялись крайне лаконично.

В 1964 году «Современник» признали профессиональным театром — из его названия исчезло слово «студия». К этому времени в репертуаре было уже более десятка спектаклей на произведения современных авторов — «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, «Продолжение легенды» и «Два цвета» Анатолия Кузнецова, «По московскому времени» Леонида Зорина и другие. Одним из любимых драматургов Олега Ефремова по-прежнему оставался Виктор Розов: в репертуар «Современника» входили его пьесы «В день свадьбы», «В поисках радости», «Вечно живые».

Искусство театра современно по своей сущности, потому что сегодня оно происходит — вот сию секунду, — его нельзя зафиксировать никаким образом. Это тогда уже будет другое искусство.

Ефремов руководил «Современником» до 1970 года. Последней его постановкой на этой сцене стала чеховская «Чайка».

Ефремов олег николаевич актер

Второй шанс попасть во МХАТ представился Олегу Ефремову спустя 21 год: 7 сентября 1970 года его назначили главным режиссером МХАТа. Вслед за ним пришли из «Современника» и некоторые его ученики — Евгений Евстигнеев, Андрей Попов, Александр Калягин. Знаменитый театр переживал тогда не лучшие времена: в труппу входили около 150 артистов, часть из которых вообще не бывала занята в спектаклях, но получала зарплату наравне с часто играющими актерами. Зрители шли во МХАТ неохотно, предпочитая «Таганку» или «Ленком». В развитии театра наступила эпоха застоя.

За первый год работы Ефремов лично поговорил с каждым актером и сделал вывод: «Я понял, что многие мхатчики имеют одну сверхзадачу — сохранить собственный покой». После этого начались реформы: новый художественный руководитель вводил в репертуар пьесы, которые раньше не ставили, учредил «совет старейшин», состоявших из наиболее опытных актеров, старался занять в спектаклях как можно больше артистов. В первых девяти постановках обновленного театра участвовала почти вся труппа.

Главное, к чему стремился Олег Николаевич, — чтобы на сцене был живой человек, а не фигляр, изображающий жизнь, чтобы в театре царила жизнь человеческого духа, как завещал великий Станиславский, верным и неотступным поклонником которого до конца своих дней был сам Ефремов.

В 1971 году Ефремов поставил спектакль «Дульсинея Тобосская» по пьесе Александра Володина. Эта постановка еще соответствовала традициям «Современника» — простоте восприятия, иллюзии непосредственного общения со зрителем. Во МХАТе тогда появлялись другие пьесы — острые, злободневные истории из советской жизни. К ним относились произведения драматурга Александра Гельмана, к которым позже обращался Ефремов, — «Обратная связь», «Заседание парткома», «Наедине со всеми».

Не уходила из репертуара и классика — «Чайка», «Дядя Ваня» и «Три сестры» Антона Чехова, «Последние» Максима Горького. Ефремов не боялся экспериментировать с постановками: менял местами эпизоды, смещал акценты, выводил на первый план второстепенных героев. Часто с ним работали приглашенные режиссеры: Анатолий Эфрос ставил во МХАТе «Тартюфа», Лев Додин — «Господ Головлевых» по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина. Ефремов сотрудничал не только с именитыми театральными деятелями, но и с начинающими режиссерами — Камой Гинкасом, Романом Виктюком, Марком Розовским.

Тем временем в театре назревал раскол. Труппа снова стала слишком многочисленной, Ефремову приходилось ставить множество мелких проходных спектаклей, которые мало интересовали публику, но позволяли занять большую часть актеров. Артисты с небольшой занятостью считали, что их несправедливо оценивают. Для некоторых это стало причиной ухода из театра: так покинули МХАТ Георгий Бурков и Алексей Петренко.

Постепенно труппа разделилась. Чтобы сгладить конфликт, в 1987 году Олег Ефремов предложил создать два автономных подразделения театра — основной МХАТ в Камергерском переулке и филиал на улице Москвина. Но в результате образовались два независимых друг от друга коллектива: МХТ имени Чехова, руководителем которого остался Ефремов, и МХАТ имени Горького, который возглавила Татьяна Доронина.

Ефремов олег николаевич актер

Первое время в новом театре Олега Ефремова царила сумятица: слишком трудно оказалось гармонично разделить на две части не только коллектив, но и репертуар. Ефремов отказался ставить проходные, неактуальные спектакли и произведения, которые были ему не интересны, и это вызвало новые протесты в труппе. МХТ имени Чехова покинули Анастасия Вертинская, Екатерина Васильева, Александр Калягин и другие именитые актеры. Большой трагедией стала смерть Иннокентия Смоктуновского в 1994 году.

Найти нового интересного драматурга из современных авторов Ефремову также не удалось, поэтому он сосредоточился на постановках классических произведений. На сцене МХТ имени Чехова шли «Вишневый сад», «Борис Годунов», «Чайка», некоторые произведения Александра Гельмана и Леонида Зорина из старого репертуара.

Последней постановкой Олега Ефремова стал спектакль «Три сестры» в 1997 году. Он вызвал восторг публики и критиков. Режиссер отступил от привычных канонов этого спектакля: так, финальная сцена, по его задумке, происходила в парке, дома на заднем плане не было видно. «Спектакль о доме, а дома нет, это ведь глубокий пессимизм». — высказалась по этому поводу журналистка из Великобритании. «Это не пессимизм, это жизнь», — ответил ей Ефремов.

Ефремов олег николаевич актер

Кадр из художественного фильма Татьяны Лиозновой «Три тополя на плющихе» (1968)

В отличие от многих коллег-режиссеров, Олег Ефремов никогда не оставлял актерскую деятельность. Он играл почти во всех спектаклях «Современника», исполнил 14 ролей во МХАТе и МХТ имени Чехова. Параллельно он снимался в кино, хотя поначалу с сомнением относился к этому виду искусства, считая, что такая работа губительна для таланта театрального актера.

Кинокарьера Ефремова началась в 1955 году: он сыграл Алексея Узорова в фильме «Первый эшелон». Это была роль идеального советского человека — комсомольца, примерного советского гражданина. После этого Ефремов не раз перевоплощался в подобных «правильных» героев — чекистов, партийных деятелей, сотрудников уголовного розыска. Сыграл он даже Феликса Дзержинского в фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине».

Однако зрители больше запомнили и полюбили лирические образы Ефремова. В 1965 году он сыграл в «Войне и мире» Федора Долохова — разжалованного офицера, красавца, повесу и любителя зло подшутить над окружающими. Следующей знаменитой ролью стал добрый доктор Айболит из детской сказки «Айболит-66».

В 1966 году вышла комедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» В ней Ефремов исполнил роль следователя Максима Подберезовикова, который в свободное от службы время играет в самодеятельном театре, а в кабинете у него вместо портрета Дзержинского висит изображение Станиславского. «С одной стороны, его актерской индивидуальности присущи черты, которые положено иметь следователю, то есть стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо. С другой стороны, в актере присутствовала самоирония, позволявшая ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу», — говорил Рязанов. А годом позже появился фильм «Три тополя на Плющихе», в котором актер сыграл таксиста Сашу.

Коллеги отмечали, что все свои роли Ефремов исполнял естественно и просто, легко вживаясь в образ. В театре он почти не пользовался гримом. Зрители ошибочно считали, что во всех героях-современниках актер просто играет самого себя, однако в кино он так же естественно «вошел» в образ Долохова. Это была собственная художественная традиция Ефремова — играть, практически не играя.

Последней работой Олега Ефремова в кино стал десятисерийный фильм «Чехов и Ко», вышедший в 1998 году. В нем актер исполнил сразу две роли — отца Саввы Жезлова в новелле «Святая простота» и помещика Камышова в истории «На чужбине».

Ефремов олег николаевич актер

Олег Ефремов считался человеком привлекательным и влюбчивым. В разное время у него были короткие романы с Анастасией Вертинской, Галиной Волчек, Ириной Мирошниченко, Ниной Дорошиной. Однако ни с кем из них не сложилось семьи.

Первой женой Ефремова стала актриса Лилия Толмачева. Их брак продлился недолго, общих детей не было. Однако и после развода супруги сохранили теплые отношения, даже образовали прочный творческий союз: Ефремов пригласил Толмачеву в «Современник», и вскоре она стала ведущей актрисой.

В 1955 году Ефремов познакомился с 19-летней журналисткой Ириной Мазурук. Официально они брак не заключали, но прожили вместе три года. У них родилась дочь Анастасия, которая стала впоследствии театральным критиком.

Третьей и последней женой Ефремова стала актриса Алла Покровская. Они поженились в 1962 году, и вскоре у супругов родился сын Михаил — будущий актер.

Олег Ефремов умер 24 мая 2000 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Константина Станиславского.

Ефремов олег николаевич актер

1. В детстве Олег Ефремов дружил с приемным сыном Михаила Булгакова — Сергеем Шиловским. Актер вспоминал, что часто бывал в доме писателя, но не осознавал всей значимости подобных встреч: «Самого хозяина дома, конечно, не помню, но осталась в памяти атмосфера прекрасной, веселой, интеллигентной семьи… Не имел я тогда никакого понятия ни о «Днях Турбиных», ни о «Мольере», ни о самом главе этого дома… Просто булгаковский дом оказался частью жизни, «предвестием» встречи с Художественным театром».

2. В пьесе «Декабристы» Ефремов играл императора Николая I. Однажды на сцене он оговорился: вместо реплики «Я в ответе за всех!» — произнес: «Я в ответе за свет!». Партнер Ефремова — Евгений Евстигнеев — не растерялся и ответил: «Тогда уж и за газ, ваше величество!»

3. В фильме «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов сначала видел Ефремова в роли главного героя — «благородного вора» Юрия Деточкина. Однако, посмотрев результаты проб, соавтор Рязанова Эмиль Брагинский воскликнул: «Это же волк в овечьей шкуре!» В итоге Ефремов сыграл следователя Подберезовикова, а главную роль отдали Иннокентию Смоктуновскому.

4. Ефремов был влюблен в Нину Дорошину. Несколько раз они расставались, возобновляли отношения, пока, наконец, актрисе не сделал предложение Олег Даль. Оскорбленный Ефремов вызвал Даля на настоящую дуэль. К счастью, все закончилось вполне мирно: соперники смогли договориться без применения силы.

Источник

Биография

Олег Ефремов говорил, что покатился бы по наклонной, если бы не стал актером. И став им, он гипнотизировал публику, не допуская ни грамма фальши. Как режиссер он реформировал театр, придав этому виду искусства неведомой глубины психологизм.

Ефремов мог быть добрым и чутким, жёстким и крайне категоричным, не приемлющим чужого мнения, даже семье отводилась второстепенная роль. Но каждый, кто сталкивался с Олегом Николаевичем в жизни или профессии, отзывается о нем с благоговением и восхищением.

Детство и юность

Олег Ефремов родился в октябре 1927 года в русской семье, но версия о еврейской национальности муссировалась постоянно. «Искать в заметных людях евреев или хотя бы какую-то “евреинку” – это особенность России. Так как интеллигент и еврей – это если не абсолютное равенство, то большое сходство. Поэтому люди, которые никак не могли быть заподозрены в этом, все равно подозревались», – говорил Сергей Юрский, вспоминая о выступлении Олега Николаевича на вечере памяти худрука Московского еврейского театра Соломона Михоэлса.

Родители Анна Дмитриевна и Николай Иванович жили скромно, потому детство легендарного актера, режиссера, педагога и основателя театра «Современник» прошло в большой московской коммуналке на Арбате. Его лучшими друзьями были внук советского артиста Василия Калужского, Александр Калужский, и приемный сын писателя Михаила Булгакова Сергей Шиловский.

Олег частенько бывал у Булгаковых дома в Нащокинском переулке, впитывал интеллигентную творческую атмосферу как губка, даже не подозревая, с каким великим человеком ему повезло общаться. Маленький Ефремов тогда еще ни одной булгаковской книжки не успел прочесть. Но потом, конечно, наверстал упущенное, поставив не одно произведение писателя в театре.

Олег Ефремов в молодости

Школьные годы Ефремов провел в Воркуте. Его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе, так что сын достаточно близко увидел настоящую лагерную жизнь.

Сразу после войны Олег пошел сдавать экзамены в Школу-студию МХАТ. Желающих поступить на актерский факультет было неимоверное количество, но 18-летний юноша, не красавец, умудрился покорить приемную комиссию и пройти по конкурсу с первого раза. Ефремову повезло попасть на курс выдающегося театрального режиссера, лауреата четырех Сталинских премий Михаила Кедрова и не менее знаменитого актера и режиссера, лауреата двух Сталинских премий Василия Топоркова.

Со всей юношеской пылкостью первокурсник Ефремов влюбился в учение Станиславского, да так сильно, что вместе с друзьями поклялся ему в вечной верности. Для пущей серьезности будущие актеры скрепили клятву собственной кровью. И Олег Николаевич был ей верен до конца своих дней.

Молодой человек ушел в учебу с головой, мечтая о МХАТе. Амбициозный студент писал в дневнике, что станет главным режиссером знаменитого театра, но после окончания Школы-студии его не взяли туда даже статистом. Это был полный провал. Но Ефремов не отчаялся и поступил на службу в Центральный детский театр.

Театр

В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем актера, а только живого настоящего школьника, при том, что рост у Олега был отнюдь не детским – 180 см.

Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-невидимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.

Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, вскоре стал немоден в театральных кругах, но, верный обещанию, актер нашел себе единомышленников среди учеников Школы-студии МХАТ. Окончив училище, Ефремов остался в нем преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».

Олег Ефремов и Екатерина Фурцева

Posted by Елена Ким on Tuesday, October 1, 2019

Олег Ефремов и Екатерина Фурцева

«Современник» полностью оправдывал свое название. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли пьесы современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и опальный Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.

Ефремов, будучи режиссером «Современника», оставался и его актером, задавал тон и определял стиль театра, а остальные коллеги ему подражали. В 1970 году Олега пригласили художественным руководителем в МХАТ. Амбициозная мечта, зафиксированная в молодости на бумаге, стала реальностью. Поговаривали, что должность Ефремову досталась не без протекции Екатерины Фурцевой.

Министра культуры не зря называли «железной леди СССР», она лично поручилась перед горкомом партии за человека, которого взяли на карандаш за злоупотребление алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, минимум дважды Ефремов обязан Екатерине Алексеевне своим спасением перед власть имущими.

Жена Олега Ефремова хотела покончить с собой, узнав об изменах. Кого на самом деле любил актер?

Олег Ефремов // Фото:…

Posted by Real-lifes on Sunday, September 30, 2018

Олег Ефремов в фильме «Ширли-Мырли»

Правда, реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась. Ефремова позвали в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризисного менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти на новые подмостки, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.

Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов, Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени Чехова.

Настоящим ударом для Олега Ефремова стала смерть его близкого друга Иннокентия Смоктуновского. После этого режиссер поставил в МХТ только одну пьесу – «Три сестры». А 6 лет спустя Ефремов ушел вслед за Смоктуновским. Театр находился в этот момент за тысячи километров от него – на гастролях в Тайване. Поклонники таланта без преувеличения великого актера и режиссера принесли ему на прощание столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке невозможно было подойти.

Фильмы

Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, когда сыграл комсорга Алексея Узорова в мелодраме «Первый эшелон» Михаила Калатозова, снявшего через пару лет всемирно признанный киношедевр «Летят журавли», который получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». После удачного кинодебюта фильмы с Ефремовым стали выходить чуть ли не каждый год.

Киногерои Ефремова были совершенно разноплановыми, но каждый раз зрителю казалось, что актер как будто играет самого себя. И Долохов в «Войне и мире», и доктор Айболит в «Айболите-66», и следователь Максим Подберезовиков в фильме «Берегись автомобиля!», и, конечно, таксист Саша в «Трех тополях на Плющихе» получались у Олега Николаевича такими живыми, как будто он не играет, а живет перед камерой.

Кстати, Эльдар Рязанов первоначально видел Ефремова в роли Юрия Деточкина, но на кинопробах выяснилось, что великий актер не может скрыть волевой характер, и играть главного героя пригласили Иннокентия Смоктуновского.

Татьяна Доронина и Олег Ефремов в мелодраме "Три тополя на Плющихе"Татьяна Доронина и Олег Ефремов в мелодраме «Три тополя на Плющихе»

Рассказывают, будто Александра Пахмутова не хотела писать саундтрек к фильму «Три тополя на Плющихе», пока не увидела уже отснятые кадры. Героиня Татьяны Дорониной пела, а герой Ефремова слушал. Актер смотрел так, что его взгляд как будто из глубины души вдохновил Пахмутову написать музыку.

Так появилась одна из самых пронзительных советских песен «Нежность». А этот эпизод стал самым сильным моментом в фильме.

В Санкт-Петербурге сегодня живет тезка знаменитого артиста, тоже Олег Ефремов. На фото времен 70-х между молодыми коллегами наблюдается некоторое сходство. Творческая биография этого человека сложилась, возможно, не столь ярко, и тому виной производственная травма: на съемках он получил контузию, с годами стал плохо слышать.

В 90-е Олег Владимирович почти не снимался. Тем не менее, в фильмографии «петербургского» Ефремова есть запоминающиеся проекты: «Улицы разбитых фонарей», «Золотая мина», «Государственная граница», «Жизнь Клима Самгина».

Личная жизнь

Олег Ефремов был очень влюбчивым человеком. Друзья шутили, что перед его молчаливым взглядом не может устоять ни одна женщина. Первая любовь настигла будущего актера еще в школе. Ее звали Таня Ростовцева. Она была на 2 года младше Олега. Пытаясь привлечь внимание дамы сердца, влюбленный мальчишка кидал в ее окно детские соски, наполненные водой, пока однажды снаряд не попал в тетю девочки. На этом «роман» закончился, не успев начаться. Таня Ростовцева, когда выросла, вышла замуж за Юрия Никулина.

В Школе-студии МХАТ Ефремов незамедлительно влюбился в первую красавицу театрального Ирину Скобцеву, но девушка вышла замуж за другого. Отвергнутый влюбленный, не особенно переживая, отдал сердце однокурснице Лилии Толмачевой, на которой вскоре женился. Брак просуществовал полгода. Актер влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла Димку в его дебютном спектакле «Димка-невидимка», к тому же злоупотреблял алкоголем. Законная жена не выдержала и ушла. Олег потом жалел об этом.

Вскоре после развода артист обнаружил у себя симпатию к еще одной коллеге. Антонина Елисеева была примой ЦДТ, в котором в тот момент служил Ефремов, к тому же старше актера на 10 лет, да еще и замужем за исполнителем роли принца в знаменитом советском фильме «Золушка». Но сердцу не прикажешь.

Олег Ефремов и его сын Михаил Ефремов

В 1955 году Галина Волчек познакомила Олега Ефремова с 19-летней внучкой полярного летчика Ириной Мазурук. Официально регистрировать отношения пара не стала, но свадьбу сыграли. Вскоре Ирина родила дочь Анастасию. Правда, это не помешало артисту продолжать влюбляться во всех по очереди актрис собственного театра.

Во время первых же съемок в кино у Ефремова вспыхнул страстный роман с партнершей Ниной Дорошиной. В конце концов, Ирина не выдержала и тоже стала принимать ухаживания посторонних кавалеров, с некоторыми из них Олег Николаевич даже познакомился лично. Когда супруг окончательно ушел из семьи, Ирина попыталась покончить с собой. К счастью, женщину спасли.

С Ниной Дорошиной Олег Ефремов расставался не раз, но потом отношения опять возобновлялись. После одного из таких расставаний Дорошина вышла замуж за Олега Даля. Ефремов пришел к ним на свадьбу и объявил, что невеста любит его больше, чем жениха. Даль развелся с Дорошиной через пару месяцев.

В числе любимых женщин Ефремова значились Ирина Мирошниченко и Анастасия Вертинская. Последнюю актер впервые увидел в Ташкенте, на гастролях, и был так поражен красотой “вечной Ассоль”, что залез к избраннице в номер по балконам.

Анастасия сделала ремонт в квартире Ефремова и даже купила новую мебель, но Олег так на ней не женился и не дал главных ролей в театре. Роман с Мирошниченко тоже просуществовал недолго.

На ТВЦ – д/ф “Женщины Олега Ефремова”.

Смотрите в 23:25 на https://www.tvc.ru/channel/onair/

Казалось бы, ну что в нём…

Posted by ТВ Центр on Tuesday, May 7, 2019

Олег Ефремов и Анастасия Вертинская

После картины «Продлись, продлись очарованье» народная молва женила Олега на Ие Саввиной. В фильме Ефремов сыграл директора завода на пенсии, а Саввина – его случайную знакомую.

Последней официальной спутницей Ефремова в личной жизни в 1962 году стала Алла Покровская, дочь знаменитого театрального деятеля Бориса Покровского. Она родила сына Михаила и терпела измены своего знаменитого мужа дольше всех – целых 12 лет.

Михаил Ефремов долго не мог выйти из тени своего знаменитого отца, но теперь он популярный и узнаваемый актер. Его сын Никита, внук Олега Ефремова, также пошел по тернистому пути служения Мельпомене.

Анастасия Ефремова работает в Союзе театральных деятелей с Александром Калягиным, организовывает фестивали, редактирует журнал «Страстной бульвар, 10». Своим детям она поменяла фамилии после развода с мужем.

Сын Олег погиб в 2002 году. Дочь Ольга окончила Щукинское училище, снялась в картинах «Метод Фрейда», «Русский бес», «Корабль». Младший Викентий не дает СМИ повода говорить о себе.

Смерть

По словам сценариста и поэтессы Людмилы Петрушевской, в театре все знали, что Олег Николаевич смертельно болен, при том что сам худрук никогда не жаловался. На рабочем месте, дома и в поездах Ефремов возил аппарат, поддерживающий дыхание. Дочь рассказывала, что ни один курс лечения отец не доводил до конца – бросал, как только чувствовал облегчение. И в больнице он не давал спуску окружающим, постоянно работал. За год до смерти для канала АТВ артист читал чеховскую повесть «Моя жизнь».

Режиссер проекта позже поделился впечатлениями:

«Ефремов, являясь главным и единственным центром этой работы, невероятно интересен и загадочен сам по себе. Не деланным внешним выражением, не актерской позой, не „взятой“ ролью или умно рассчитанным поведением. Он интересен своим открытым взглядом, мудрой интонацией, ефремовской манерой говорить и реагировать на собственные мысли и ощущения. От его лица трудно отвести взгляд».

Могила Олега Ефремова

Posted by Елена Ким on Tuesday, October 1, 2019

Могила Олега Ефремова

Олега Николаевича не стало в мае 2000-го. Причина смерти – рак легких. Творческим завещанием Ефремова считается спектакль «Три сестры», но напоследок он успел поставить «Сирано де Бержерака», который до логического конца доводил уже Николай Скорик. Следующие 18 лет бразды правления МХТ имени Чехова держал в руках Олег Табаков.

Основатель «Современника» похоронен на Новодевичьем кладбище. Могила расположена в так называемом мхатовском некрополе, рядом с Антоном Чеховым, чье имя носил возглавляемый им театр, и с Константином Станиславским, чьему искусству он поклонялся.

Фильмография

  • 1963 – «Живые и мертвые»
  • 1966 – «Берегись автомобиля»
  • 1967 – «Три тополя на Плющихе»
  • 1969 – «Мама вышла замуж»
  • 1969 – «Гори, гори, моя звезда»
  • 1970 – «Случай с Полыниным»
  • 1972 – «Здравствуй и прощай»
  • 1977 – «Рудин»
  • 1979 – «Мнимый больной»
  • 1982 – «Инспектор ГАИ»
  • 1985 – «Батальоны просят огня»
  • 1988 – «Полет птицы»
  • 1998 – «Сочинение ко Дню Победы»

Источник