Екатерина никищихина актриса личная жизнь

Биография
Коронную фразу героини Елизаветы Никищихиной о высоких отношениях в «Покровских воротах» запомнили все поклонники этого киношедевра. И мало кто знает, что творческая биография у актрисы могла и вовсе не сложиться. Вчерашняя выпускница студии театра имени Станиславского сразу стала первым кандидатом на вылет из труппы. Разглядел в девушке артистку гениальный Борис Львов-Анохин, но и он же, по воспоминаниям дочери Никищихиной, нанес ей незаживающую рану.
Детство и юность
Детство Елизаветы Никищихиной прошло практически без отца и матери. Родители по окончании Великой Отечественной войны уехали восстанавливать разрушенную Германию и взяли с собой только сыновей Александра и Владимира. Маленькую Лизу оставили на воспитание у бабушки.
Елизавета Никищихина в молодости
Едва теплящуюся связь почти разорвало решение Елизаветы после 9 класса поступить в студию при театре Станиславского. Для отца девушки профессия актрисы считалась синонимом распущенности и вседозволенности. Гордая Лиза ушла из дома и жила на одну стипендию в общежитии. Примирение состоялось много позже, когда артистка сама стала матерью.
В театре Никищихина начинала во втором составе, рядом с Майей Менглет, Евгением Урбанским и Владимиром Кореневым. Со временем Елизавета заочно окончила ГИТИС.
Фильмы
В кино Елизавета попала после знаменитого спектакля «Антигона», где она сыграла вместе с Евгением Леоновым. В дни выхода постановки на улицах Москвы дежурила милиция, так зрители стремились увидеть эту работу. Но первые кинороли оказались проходными. И только в 1966 году Никищихина повстречала на своем пути творческий тандем Александра Алова и Владимира Наумова, снялась в экранизации сатирического рассказа Федора Достоевского «Скверный анекдот».
Евгений Леонов и Елизавета Никищихина в спектакле «Антигона»
До широкой публики фильм дошел только в 1987-м, и не случись так, возможно, судьба актрисы сложилась бы по-другому. Да и амплуа Никищихиной оказалось несколько однобоким. И молодой девушке, и женщине средних лет доставались героини по большей части нестандартные, отличающиеся чрезмерной простоватостью, даже экзотичностью.
Особым удовольствием Елизавета называла детский репертуар. Ее игра в «Пеппи Длинныйчулок» и «Расмус-бродяге» отличается обдуманной, тонкой передачей характера. Кикимора из сказки «Там, на неведомых дорожках» в исполнении актрисы вовсе не выглядела страшным персонажем. Еще одним заметным проектом Никищихиной стала многосерийная картина «Приключения Электроника», где она воплотила образ наивной, но такой заботливой помощницы профессора Громова – Марии.
Елизавета Никищихина в фильме «Приключения Электроника»
В промежутке между этими лентами в фильмографии артистки появились эпизоды в драме «И это все о нем» с Игорем Костолевским и Ларисой Удовиченко, в комедии «Вчера, сегодня и всегда» с участием Аркадия Райкина, Алисы Фрейндлих и Георгия Вицина. В картине «Все дело в брате» Никищихиной поручили главную роль учительницы. Партнерами актрисы по съемочной площадке выступили юные Роман Мадянов и Наталия Сеземан.
В 1963 году в комедии Владимира Грамматикова по сценарию Виктории Токаревой «Шла собака по роялю» Елизавета сыграла экранную мать Елены Кищик. В драме «Торпедоносцы» дочерью героини Никищихиной стала Вера Глаголева.
Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота»
В «Покровских воротах», снятых Михаилом Козаковым, Никищихина превратилась в жительницу коммуналки времен 50-х годов. В лирической комедии ее персонаж достойно выглядел на фоне игры Олега Меньшикова и Анатолия Равиковича, Инны Ульяновой и Елены Кореневой.
В знаменитой киносказке «Чародеи» вместе с Евгением Весником и Павлом Винником артистка перевоплотилась в члена комиссии, которой предстоит проверить действие волшебной палочки. Кинематографической удачей в карьере Никищихиной считается роль жены Собакевича в картине Михаила Швейцера «Мертвые души».
Елизавета Никищихина в фильме «Мёртвые души»
Героинь, которых предлагал кинематограф 90-х, Елизавета отвергала. Говорила, что, даже если нечего будет есть, не согласится воплощать уродство и деградацию. Последняя работа Елизаветы Никищихиной на экране – сериал Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Премьера фильма состоялась через 3 года после смерти исполнительницы роли камер-фрау Крамер.
Личная жизнь
В середине 60-х Елизавета познакомилась с музыкантом Алексеем Познанским, собиралась выйти замуж. Жених после службы в армии стал инвалидом, актриса заботилась о любимом, а вскоре забеременела. И тут женщине предлагают роль в «Антигоне». Режиссер Львов-Анохин поставил ультиматум – спектакль или ребенок. Никищихина выбрала искусство, избавилась от первенца. Алексей не простил, и пара рассталась. Елизавета заплатила за славу дорогую цену. По словам биографов, персонаж потому и получился настолько ярким, что исполнительница вложила в него всю глубину переживаний.
Елизавета Никищихина и ее дочь Катя
Первым мужем актрисы считается Анатолий Агамиров, по профессии – музыкальный критик. Но дочь Елизаветы полагает, что, возможно, имел место лишь небольшой роман, поскольку почти в этот же период мать встретила ее отца Эрнеста Лейбова. И опять перед артисткой встал выбор – Катерина в «Грозе» Александра Островского или личная жизнь. Никищихина поняла, что, если опять убьет ребенка, вообще не выйдет на сцену. Дочери дали имя несостоявшейся героини.
Елизавета Никищихина и Евгений Козловский
Супруг в 1975 году уехал в Америку, Никищихина осталась, сказав, что русской актрисе в чужом мире делать нечего. Семейное счастье застало Елизавету в браке с писателем Евгением Козловским. Творческие люди понимали друг друга с полуслова, в доме витал дух свободы и диссидентства, за что Козловский, публикуемый на Западе, на полгода попал в тюрьму.
Смерть
Пресса много писала о том, что причина смерти Елизаветы Никищихиной крылась в алкоголизме. Дочь Екатерина считает, что все гораздо глубже. Пить актриса начала после того, как перестала играть в театре, который она ставила выше кинематографа. А ходить и выпрашивать роли – не в ее характере. Отправной точкой стал приход в труппу нового режиссера Александра Товстоногова, сына легендарного педагога и постановщика Георгия Товстоногова.
Мужчина почему-то игнорировал Елизавету, не давал работу, а та не собиралась выяснять отношения. Не выдержав очередного срыва жены, Козловский ушел из семьи. После конфликта с дочерью актриса отправила Катю в Америку к отцу. Когда Екатерина вернулась, то не узнала обстановку в доме – «запах валидола и уныния».
Могила Елизаветы Никищихиной и ее мамы
Позднее, когда дочь обзавелась семьей, Елизавета разменяла квартиру и поселилась в коммуналке, поближе к театру. Потом на Никищихину напали в собственном доме, пытались ограбить и задушить, из-за чего у артистки развилась астма. В ноябре 1997 года близкие обнаружили актрису мертвой – женщина подавилась яблоком. Предположения о том, что мать свела счеты с жизнью, Екатерина отвергает. Елизавета была верующим человеком, крестила дочь и никогда не пошла бы на такой шаг.
Вопросы с похоронами решил театр. Последним пристанищем Елизаветы Никищихиной стало Востряковское кладбище. В той же могиле в 2005 году похоронили мать актрисы, Надежду Павловну.
Фильмография
- 1966 – «Скверный анекдот»
- 1970 – «Расплата»
- 1970 – «Вас вызывает Таймыр»
- 1976 – «Все дело в брате»
- 1978 – «Расмус-бродяга»
- 1978 – «Шла собака по роялю»
- 1979 – «Приключения Электроника»
- 1982 – «Покровские ворота»
- 1982 – «Там, на неведомых дорожках»
- 1983 – «Торпедоносцы»
- 1984 – «Мертвые души»
- 1984 – «Пеппи Длинныйчулок»
- 1990 – «Очарованный странник»
- 1993 – «Раскол»
- 1997 – «Принцесса на бобах»
Источник
Еще в раннем детстве Елизавета пережила предательство отца — трагедии преследовали актрису из «Приключений электроника», «Покровских ворот» и других советских лент до самой смерти.
Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота»
«Нет у тебя отца и матери»
Лиза родилась за несколько недель до войны, 17 мая 1941 года. Великая Отечественная ее семью не забрала — папы, матери и двух братьев будущая актриса «лишилась» после 45-го года. Ее отца, инженера-строителя про профессии, отправили в ГДР восстанавливать послевоенную разруху. Сергей Никищихин забрал домочадцев с собой — всех, кроме дочери. Семилетняя девочка отправилась к бабке в Ярославль и переживала первое в жизни предательство.
«Думаю, семья вообще не была для мамы основой существования, как для многих, поскольку связи с ней чуть не оборвались окончательно еще в девятом классе из-за поступления в студию при Театре имени Станиславского», — говорила годы спустя дочь Никищихиной.
Дочь и отец встретились после почти семи лет разлуки, но отношения снова оказались на грани. Лиза тогда заявила, что станет актрисой и уже выбрала место обучения, на что родитель отреагировал гневно: сначала призывал наследницу одуматься, затем кричал, что на сцене скачут лишь барышни легкого поведения. А когда аргументы иссякли, дал дочери пощечину и произнес: «Больше нет у тебя отца и матери».
Елизавета Никищихина в фильме «Приключения Электроника»
Жертва ради роли
После учебы в театральной студии (ГИТИС Елизавета окончила позднее) девушку взяли в Театр имени Станиславского. С ней служили мэтры — Владимир Коренев, Майя Менглет — дебютантка чаще сидела без ролей. Пока не пришел режиссер Борис Львов-Анохин. Поначалу Борис Александрович «наградил» Никищихину статусом бездарной артистки с массой неинтересных штампов, но в момент личной беседы вдруг разглядел в ней характер — тот, что нужен был для главной героини в «Антигоне». Елизавета взялась за роль и исполнила ее блестяще — мало кто знал, какую личную драму переживает актриса, уходя за кулисы.
В те годы ее возлюбленным стал музыкант Алексей Познанский: вернувшись из армии с переломом позвоночника, перспективный виолончелист оказался инвалидом. Никищихина, несмотря на испытания, осталась верна избраннику, мечтала о свадьбе. А накануне премьеры «Антигоны» узнала, что беременна. Ребенок и семья или главная роль и карьера — третьего варианта не было. И Елизавета выбрала работу. После аборта отношения с Алексеем завершились, а врачи говорили, что женщина больше никогда не сможет иметь детей.
Елизавета Никищихина в фильме «Там, на неведомых дорожках…»
Мечта о Екатерине
Первая большая роль принесла Елизавете славу, приглашения в кино и новые отношения.
«Эрнест Лейбов — серьезный человек, врач-психиатр, сын известного гипнотизера, пришел на спектакль и влюбился в Никищихину… точнее, в образ Антигоны, созданный ею. Стал носить охапки цветов за кулисы. Горячо и страстно убеждал, что они должны быть вместе», — вспоминала дочь актрисы.
И Елизавета уступила, согласившись выйти за Эрнеста замуж. Вскоре судьба вновь подбросила ей уже знакомое, но от этого не менее тяжелое испытание. В театре ей предлагают новую партию — главную, знаковую, характерную — роль Катерины в «Грозе». А Никищихина узнает, что… беременна. В этот раз актриса выбирает семью, отвечая на слова режиссера «Ребенок может подождать, а такая роль дается раз в жизни» твердым «Я все решила». На свет появляется дочь супругов, названная именем так и не сыгранной героини — Катей.
Елизавета Никищихина в фильме «Расскажи мне о себе»
Семейная жизнь длится три года, затем Лейбову предлагают работу в Штатах. Заграница вновь отнимает у Елизаветы мужчину, ведь она с дочерью выбирает жизнь в родной стране: «Я русская актриса, что мне делать в чужом мире?». Следующий брак, с писателем-диссидентом Евгением Козловским, также не приносит Никищихиной счастья: когда автора сажают за решетку, его супругу таскают по допросам, а после освобождения Евгений уходит от Елизаветы — не в силах смириться с ее летящей под откос жизнью.
Сумасшедшие старухи
Невостребованность в театре Никищихина восполняла спиртным. Шансы вернуться к зрителю были, но утекали сквозь пальцы. Один из ярких эпизодов: Анатолий Васильев, будучи приглашенным режиссером в театре имени Станиславского, увидел в Елизавете Вассу Железнову. Невероятное везение: раньше эту роль исполняли мощные, громкоголосые артистки, а здесь… Железнова Никищихиной получилась нестандартной, но долго не «прожила» — с уходом из театра Васильева исчезла и «Васса».
Сцена из спектакля «Васса Железнова». В роли Вассы — Е. Никищихина. Фото: Строков Михаил/Фотохроника ТАССДочь Елизаветы Никищихиной
Артистка беспрерывно снималась в кино, порой в нескольких проектах за год. Зритель знает ее как помощницу профессора Громова в «Приключениях Электроника», Нину Орлович из «Покровских ворот» со знаменитым «Высокие отношения!», очаровательную Кикимору из фильма-сказки по Успенскому. Но главных ролей, а тем более глубоких, Никищихиной не давали.
«Как ты не можешь понять?! Я устала играть сумасшедших старух!» –
кричала Елизавета в редкие моменты общения с дочерью. Ее верными спутниками стали депрессия и алкоголь. Завязать с пагубной привычкой не помогли ни мольбы Екатерины, ни появление внука, ни кодировка, устроенная бывшим мужем.
Губительная зависимость
Последние годы жизни Елизавета Сергеевна провела в коммуналке. Из собственной квартиры она выехала после трагического инцидента: в состоянии опьянения женщина пустила к себе незнакомцев. Видимо, хотела сгладить одиночество, но «гости» ее ограбили и нанесли увечья. Дочь обнаружила родительницу в крови и с рассеченным лбом, а позднее медики диагностировали проблемы с дыханием — нападавшие пытались задушить одинокую женщину. (По другим данным на Никищихину грабители напали на улице — прим. ред.).
Актриса переехала в коммуналку. С дочерью виделась редко и в каждую встречу повторяла, что скоро, наверное, умрет. Екатерина не придала значение словам родительницы — та не впервые жаловалась на жизнь — к тому же врачи уверяли, что здоровье в порядке.
Дочь Елизаветы Никищихиной
Жизнь актрисы прервалась из-за кусочка яблока — пища застряла в горле и актриса задохнулась. Ее тело нашли не сразу, а когда попали в комнату, увидели в окружении мусора и пустых бутылок 56-летнюю женщину — не старую, но забытую и покинутую.
«Говорят, Елизавету Никищихину сгубил алкоголь, — объясняла ее дочь — Это неправда. Мама ушла, потому что стала не нужна театру, который был ее самой сильной любовью».
Текст: Ксения Карпова для «Экспресс газеты»
Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал
Источник
Жизнь Елизаветы Никищихиной была полна трагизма. У нее был огромный актерский талант, но выбор профессии сыграл с ней злую шутку. Если в молодости она была просто особой со странностями, то работа в театре и кино превратила ее в постоянную пациентку психиатрической больницы.
Если кинозрителям она запомнилась по ярким комическим ролям, то театралы были в восторге от того, как актриса сыграла роль Антигоны в одноименном спектакле. Именно эта талантливо сыгранная роль нанесла удар по психике актрисы. Никищихна настолько вжилась в роль Антигоны, что потеряла себя – обычную земную женщину. На сцене она выкладывалась без остатка.
Личная жизнь актрисы была сложной. Накануне премьеры спектакля «Антигона» Никищихина узнала, что ждет ребенка. Ее жених, виолончелист Познанский был намерен узаконить отношения и растить ребенка в полной семье. Но актриса приняла другое решение – она выбрала театр и сделала аборт. На этом отношения с Познанским закончились.
Вскоре на съемках фильма она познакомилась с музыкальным критиком Анатолией Агамировым, который и стал ее мужем. По воспоминаниям Агамирова уже тогда актриса серьезно выпивала, говоря, что это помогает ей снять стресс. Естественно, мужу это не нравилось. Брак продлился семь лет.
Первый муж актрисы
Следующим мужем Никищихиной стал врач-психиатр, что символично само по себе. Несмотря на то, что после первого аборта шансы родить ребенка были равны нулю, Никищихина, вопреки прогнозам врачей, родила дочку. Однако тут началась полоса неудач, ролей не было. Никищихана начала пить еще больше, е не останавливало даже то, что маленькой дочери требовалось материнское внимание. Семья не вдохновляла актрису, ей нужна была сцена. Брак вскоре распался.
Выбраться из постоянного пьянства актрисе помог писатель Козловский. Он уговорил ее закодироваться и женился на ней. Но тут Никищихину ждал новый страшный удар – мужа посадили за книги, которые якобы порочат советский строй. Она стала женой диссидента. В трезвом состоянии она была идеальной женой и заботливой матерью, но долго продержатся актриса не смогла.
С дочкой Катей
Оставшись без мужа, она снова сорвалась. На фоне постоянного пьянства у нее начали случаться острые психозы. Выйдя из тюрьмы, муж начал водить ее по врачам, пытаясь помочь, но все было тщетно. В результате Козловский не выдержал и ушел от Никищихиной.
В начале 90-х актриса осталась не у дел – работы не было, а ей требовалось дорогостоящее лечение. Ей пришлось продать квартиру и перебраться в маленькую комнату в коммунальной квартире.
Соседи по коммуналке долго не знали, что рядом с ними живет знаменитая актриса – она ни с кем не общалась, была очень замкнутой. Видя, что она нуждается, соседи пытались хоть чем-то помочь ей, но она не желала никого пускать в душу, замыкалась в себе.
Когда у актрисы случались острые приступы депрессии, «скорая» увозила ее в психиатрическое отделение.
Вскоре с Никищихиной случилось очередное несчастье. Она редко выбиралась из дома, но в тот день решила пойти за продуктами. На улице ее настиг грабитель и, пытаясь вырвать из рук сумку, сильно сжал женщине горло. Ей быстро оказали помощь, но дыхательные пути были сильно повреждены. Актриса начала испытывать постоянные приступы удушья. Врачи категорически запретили ей есть твердую пищу. Она придерживалась рекомендаций.
Но однажды случилось необъяснимое – Никищихина, прекрасно зная о запретах, подавилась кусочком яблока. Спасти ее не удалось. Так и осталось тайной – была ли смерть актрисы роковой случайностью, или она таким странным способом свела счеты с жизнью….
Также смотрите:
Наталья Назарова: из-за нападения отморозка она лишилась и здоровья, и карьеры
Источник
Мама считала, что со мной случится что-то плохое, а она с ее образом жизни и душевным состоянием не сможет этого предотвратить
Фото: Геворг Маркосян
— Прочитаешь: «Я маленькая девочка, я в школу не хожу, я Ленина не видела, но я его люблю».
— Как это — не видела и люблю? Так не бывает! — запротестовала я. — Вот маминого брата Володю я видела, знаю и люблю! А Ленин — кто такой?
Но воспитательница настояла на своем. Что из этого вышло, знаю из рассказа мамы: «В актовом зале начинается утренник, объявляют: «А сейчас самая маленькая девочка Катенька Никищихина прочтет стихи о Ленине». И тут выходишь ты, с нелепым огромным бантом, явно недовольная происходящим, мрачно оглядываешь зал и начинаешь: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» И так — до конца».
Читала я про елочку под нарастающий хохот зрителей. Воспитательница этого не простила и накатала в Театр имени Станиславского «телегу» о том, что ребенок актрисы Никищихиной растет в обстановке вопиющей идеологической распущенности.
К счастью, в театре никакого значения письму не придали. Тем более не было ни одного упрека от мамы. Она никогда на меня не давила.
Помню, классе в четвертом моя подруга стащила у своего деда магнитофонную запись Высоцкого и дала мне послушать. Это был его ранний цикл «Городские романсы», а-ля блатные, совсем не детские песни. Я слушала и заливалась слезами — так жалко было героев Владимира Семеновича. Мама приоткрыла дверь в мою комнату, услышала что-то вроде «За меня невеста отрыдает честно, за меня ребята отдадут долги», сразу оценила обстановку и, ничего не говоря, ушла на кухню.
Да, я жила в детских садах на пятидневке, оставалась на продленке в школе, в летних лагерях проводила подряд по три смены. Зато у меня всегда было много друзей. И хотя по маме я, конечно, скучала, но домой не просилась — было очень интересно с ровесниками. Кроме того, я понимала: она очень занята.
Нашу жизнь омрачало лишь одно обстоятельство — мама иногда выпивала. Причина была проста: с уходом из театра Львова-Анохина ей почти не давали ролей, которые могли по значимости сравниться с Антигоной. От «Антигоны», которую играла без замены двенадцать лет, мама отказалась сама, сыграв триста тридцать два спектакля. Но эта героиня — с ее честностью, прямолинейностью, максимализмом — навсегда осталась с мамой, слилась с ней, как в ее любимой поэме Пастернака «Вакханалия».
Она совершенно не способна была о чем-то попросить, улыбнуться лишний раз начальству, напомнить о себе. Друзья говорили:
— Лиза, позвони режиссеру, он хорошо к тебе относится. Спроси как дела, поболтай.
— А вдруг подумает, что я хочу роль?!
— Ну и что? Ты же хочешь роль!
— Нет, я так не могу.
Театр был маминым сердцем, ее аккумулятором, и если она чувствовала свою ненужность, жизнь останавливалась. Мама впадала в депрессию, начинала пить, и видеть ее в таком состоянии, находиться рядом становилось невыносимо тяжело. Я с детства просила, умоляла, требовала: — Пожалуйста, не надо.
Мама и Женя Козловский в день их свадьбы
Фото: из личного архива Е. Никищихиной
У тебя же голова потом болит! Или я стану пить с тобой!
— Не буду больше, Катенька, — обещала она и тут же об этом забывала.
Помню, как ребенком я пришла на свой любимый спектакль «Робин Гуд», в котором у нее была роль Маленького Джона. Робин с Джоном в очередной раз кого-то удачно ограбили и открыли бутылку шампанского, чтобы отметить. И я закричала из зала: «Мамочка, ты же обещала больше не пить!» Спектакль смотрели родители с детьми, и взрослые, услышав такую реплику из уст пятилетней девочки, хохотали до конца действия…
Но как же я ее любила! В другом спектакле, «Продавец дождя», мама играла девочку Лиззи, а Владимир Коренев — старшего брата. Он говорит сестре в одной сцене: «Лиззи, посмотри на себя.
Ты некрасивая». «Неплавда, моя мама самая класивая в миле!» — возмутилась я на весь зал.
Однажды Женя уговорил ее «подшиться». Продержалась полгода. Козловский в каком-то интервью сказал, что мамины срывы, которые следовали один за другим, были ужасны и в итоге привели к их расставанию. А вот моя память сохранила о том времени много светлого.
Традиционно считается, что мамы должны сидеть дома, заботиться о детях, вести хозяйство. Но эта история не про Елизавету Никищихину. Тем не менее я уверена: все лучшее во мне — от мамы. Она дала ощущение внутренней свободы, самостоятельность, умение с юмором посмотреть на себя и неприятные ситуации.
Источник