Елена гоголева актриса личная жизнь

Елена гоголева актриса личная жизнь thumbnail
19.01.2006

Когда в сезоне 1986 – 87 гг. Елена Николаевна Гоголева после длительного перерыва вновь появилась на сцене Малого театра, это было похоже на чудо. 86-летняя актриса, нашедшая в себе силы подняться после тяжелейшей травмы, вызывала удивление и восхищение. И поэтому зрители аплодировали не только ее неувядающему таланту, благородной, величественной красоте, но и человеческому мужеству.

Елена Гоголева навечно осталась актрисой Малого театра / Когда в сезоне 1986 - 87 гг. Елена Николаевна Гоголева после длительного перерыва вновь появилась на сцене Малого театра, это было похоже на чудо. 86-летняя актриса, нашедшая в себе силы подняться после тяжелейшей травмы, вызывала удивление и восхищение. И поэтому зрители аплодировали не только ее неувядающему таланту, благородной, величественной красоте, но и человеческому мужеству.

«Вопреки обстоятельствам, прогнозам медиков я на сцене, – говорила Гоголева. – Опять в атмосфере родного театра. Если бы я не верила в себя, в своих товарищей, мое возвращение не состоялось бы. Я по-прежнему актриса Малого театра. Это моя судьба».

С раннего детства театр для Гоголевой был не мечтой, а реальностью. Вместе с матерью, провинциальной актрисой, она с шести лет выходила на сцену. Впервые выйдя на подмостки, маленькая Елена громко заявила суфлеру: «Вы мне, пожалуйста, не подсказывайте, я сама все знаю».

Дочь офицера царской армии, участника Русско-японской войны Николая Гоголева, 8-летняя Елена была зачислена в Институт благородных девиц, причем ее приняли на казенный счет как дочь раненого офицера. Учеба была весьма напряженной: иностранные языки, музыка и танцы, а еще кулинария, кройка и шитье. Последний предмет ей явно не давался – Гоголева так и не научилась даже пришивать пуговицы, хотя в нарядах толк знала.

В 1916 году она поступила на драматические курсы к знаменитому актеру А. Южину. Студенткой ее приглашали в Художественный театр, но она грезила только о Малом и 1 августа 1918 года подписала свой первый контракт с этим театром. В первый сезон она сыграла три роли в спектаклях «Венецианский купец», «Старик» и «Электра».

Совсем юной актрисой Гоголева сыграла в «Холопах» Дуню Веточкину, а главную роль исполняла Мария Николаевна Ермолова. И спустя 70 лет круг замкнулся: эту роль блестяще сыграла Е. Гоголева. Возможно, ей помог ее вечный талисман – овальная брошь с маленьким портретом М. Ермоловой. В театре до самого последнего появления Елену Николаевну никто не видел без этой броши на груди.

В 1920 году Ермолова отмечала 50-летие сценической деятельности. Шел спектакль «Горе от ума», и Гоголева, игравшая Софью и ждавшая ребенка, долго «драпировалась», чтобы скрыть от зрителей свою беременность. Она не могла даже помыслить об отказе от участия в юбилее Ермоловой -Малый театр и его корифеи были для Елены Николаевны святы. А через несколько дней она родила сына Игоря.

В голодные годы гражданской войны актриса в свободное от театра время играла в антрепризах, чаще в летних театрах, парках и садах.

Расплачивались за спектакли деньгами редко, чаще – мукой, селедкой или вязанкой дров, которую приходилось тащить на себе, ведь транспорт не работал.

В 1925 году Гоголева вместе с театром отправилась в длительные гастроли в Иркутск, Читу, Харбин и Владивосток. Она играла серьезный репертуар: Настасью Филипповну в «Идиоте» Достоевского – молодую, красивую, страстную. В Хабаровске восторженные почитатели были так покорены Гоголевой, что несли ее до гостиницы на руках.

Напряженный график работы в театре и на гастролях требовал постоянной заботы о хорошей физической форме: Гоголевой всегда помогали в этом спорт и танцы. Она любила плавать, ездила на велосипеде, играла в теннис, занималась фехтованием и верховой ездой. Порой это впрямую использовалось в спектаклях.

В 20 – 30-е годы актриса немало играла в русской классике, в пьесах главного драматурга Малого театра А. Островского. В ее репертуар вошли Негина в «Талантах и поклонниках», Юлия Тугина в «Последней жертве», Лариса в «Бесприданнице» и многие другие.

В конце 30-х годов напряженность работы и переживания в личной жизни спровоцировали у Гоголевой тяжелую болезнь. В 1938 году ей поставили диагноз «переутомление связок». У нее внезапно прыгал голос, и вскоре она узнала страшный диагноз – «туберкулез», причем в скоротечной форме. Ее лечила лучшая профессура Москвы. Процесс удалось затормозить, но потом были долгие месяцы молчания в туберкулезных санаториях. Все это время Гоголева рвалась в театр, а по возвращении ей пришлось столкнуться с тем, что многие ее роли были переданы другим актрисам. «В театре меня уже считали несуществующей, – с горечью вспоминала она. – Ходили слухи, что Гоголева умрет не сегодня-завтра, а если и выживет, то у нее повреждены голосовые связки, значит, ей как актрисе конец». И она вопреки всему вернулась на сцену, сыграв Монахову в «Варварах» Горького. Премьера состоялась в 1941-м.

Впереди были годы войны, наполненные для актрисы постоянной тревогой за сына и, что самое страшное, полной неизвестностью. Военный летчик, в 1940 году Игорь уехал на западную границу. После начала войны отправил матери телеграмму: «Жив, здоров, не волнуйся». И все. Елена Николаевна разыскивала его, выезжая с концертами на фронт, расспрашивала о нем, обращалась к сыну по радио, прочитав горьковские слова из «Старухи Изергиль» о горящем сердце Данко.

До нее доходили лишь отрывочные сведения, что он попал в плен и его видели в фашистском концлагере, откуда он несколько раз бежал. Но главное для нее было то, что сын жив. Она верила в это, хотя в 1942 году уже пришла похоронка.

Наконец в июле 45-го она получила письмо: «Дорогая мамуля! 9 июля 42-го года меня сбили фашисты, потом попал к нашим, прохожу так называемую фильтрационную комиссию. Что будет дальше – не знаю. Как мне хочется тебе рассказать о всем пережитом в фашистском аду. Я сильно обожжен, покалечен, но ни в чем не виноват, моя совесть чиста».

Читайте также:  Вероника кастро актриса личная жизнь

Но доверие в те годы было не в моде, и даже великая Гоголева, народная артистка СССР и трижды лауреат Сталинских премий, не вступалась за сына, считая, что он расплачивается, как и все русские люди. По возвращении в Москву Игорю не позволили служить в его любимой военной авиации, и он работал режиссером в Доме звукозаписи, а в 1969-м скоропостижно умер. Актриса завещала похоронить себя рядом с сыном на Ваганьковском кладбище, хотя по статусу и заслугам ее должны были похоронить на Новодевичьем.

В начале 80-х Гоголева сыграла роль 106-летней француженки Селины Муре в спектакле «Мамуре» Сармана. Она имела оглушительный успех в этой ролию. Но в 1985 году случайно упала на скользком паркете, сломав шейку бедра. И далее – месяцы лечения, необходимость двигаться, превозмогая сильную боль (впоследствии до конца жизни ее день начинался с 40-минутной гимнастики). В 1986-м, победив болезнь, Гоголева снова вышла на сцену. Ее последней ролью стала княжна Плавутина-Плавунцова в «Холопах» П. Гнедича. Четыре часа актриса почти постоянно находилась на сцене, сидя в глубоком кресле, но на поклонах обязательно поднималась, чтобы поприветствовать и поблагодарить партнеров. Гоголева без запинки произносила громаду сложнейшего текста и проживала огромную сложную судьбу, в которой были предательство и раскаяние, радость и боль. И восхищенные зрители кричали ей после спектакля: «Браво», «Будьте здоровы», «Живите долго».

Елена Николаевна жила, пока играла.

«Я иногда думаю: через два дня спектакль – не пора ли уходить, бросать? Уже тяжело. А потом думаю: как же я брошу? Как? Что я буду делать? А театр? Я не могу себе этого представить, не могу», – говорила она незадолго до ухода.

И все же настал тот день, когда 93-летняя Гоголева приняла такое решение. 22 октября 1993 года она сыграла последний спектакль. Через три недели ушла из жизни. Проститься с ней пришли тысячи людей. Один из выступавших на панихиде сказал, что «смерть Гоголевой – это гордый уход жрицы, окончившей свое святое служение».

Возрастная категория материалов: 18+

  • Александр Федоров

  • Амурская правда
    от 19.01.2006

Источник

7 апреля исполнилось  111 лет со дня рождения знаменитой актрисы Малого театра Елены Николаевны Гоголевой (1900-1993). Имя Гоголевой я услышал, когда впервые попал на спектакль “Царь Федор Иоаннович”. Представление почему-то не начиналось, но вдруг откинулся занавес и на авансцену вышел Евгений Самойлов. Он объявил, что в тот день, 15 ноября, исполнялось 2 года со дня смерти старейшей актрисы театра Елены Николаевны Гоголевой, и предложил почтить ее память. Позже по телевизору я увидел запись спектакля “Стакан воды”, в котором Гоголева играла свою коронную роль герцогини Мальборо. Актриса поражала тем, что обычно называют породой: незабываемый глубокий голос, осанка, выразительный взгляд, исключительная стильность исполнения.

Малый театр полюбился Гоголевой с юных лет, и, участь в Филармоническом училище у одного из корифеев театра Ивана Андреевича Рыжова, она мечтала попасть в прославленную труппу, семью, как писала впоследствии сама Елена Николаевна. “…Однажды весной 1918 года после одной из репетиций “Огней” Рыжов отозвал меня в сторону и сказал: “Я должен передать вам, голуба моя, что вам предлагают вступить в труппу Художественного театра. Вас смотрели Станислав¬ский и Немирович-Данченко, приглашение исходит от них”. Я онемела. “Так что мне им ответить?” — продолжает Иван Андреевич. И вдруг я слышу внутри себя какой-то голос: “А Малый?!” Вижу, Иван Андреевич улыбается: “Ну, насчет Малого ничего не могу сказать, а вот Художественный вас приглашает”. Вслед за слезами и мучительными размышлениями последовал отказ. Но молодая актриса не прогадала – несколькими месяцами позднее, летом 1918 г., она была приглашена в Малый театр. Гоголевой довелось играть в спектаклях, в которых блистали Ермолова, Лешковская, Южин Остужев, Ленин, Яблочкина, Турчанинова, Садовский, Давыдов и другие.

В 1938 г. актриса отдыхала с мужем в Кисловодске, где врачи обнаружили у нее туберкулез голосовых связок, от которого она потеряла голос. После болезни голос не прорезался долго. “Вернется ли он? А если нет? Что будет со мной? Нет голоса – значит, нет театра. Я не актриса, даже не смогу преподавать… Однажды я стояла на своем втором этаже, опираясь на балюстраду. Внизу, в холле, сидела сестра, принимавшая приехавших больных. Кажется, уже приехали все. И она куда-то отлучилась. Однако в это время прибыл еще один больной. Не видя никого в холле, он заметил наверху меня и стал довольно нервно требовать сестру. Что я ему могла сказать? Мои жесты злили его еще больше. И вдруг я невольно звучно произнесла: “Она вышла”. Голос! Голос! У меня голос! И он, этот человек, там, внизу, услышал меня! Это было невероятно! Это было и страшно и радостно. Я побежала в палату и, стоя перед зеркалом, чуть не плача и смеясь, говорила, говорила, пока еще тихо, несмело, но говорила себе “здравствуй”. Голос зву¬чал еще хрипло и слабо, но звук был. Была и чистая нота. В Москву полетела сумасшедшая телеграмма: “Голос прорезался, голос есть!”

Читайте также:  Актриса маргарита терехова личная жизнь фото

28 лет Гоголева возглавляла военно-шефскую комиссию Малого театра, генералы называли ее маршалом. Сын Елены Николаевны – Игорь, закончив летное училище, был направлен в 1940 г. служить на западную границу. Началась война, долгое время от него не было весточки. “Уверенная, что он в партизанах, я по радио обратилась к нему с письмом. Я прочла о горящем сердце Данко. И он услышал меня, в госпитале, лежа, вернее, повиснув на ремнях, после страшной катастрофы. Он весь был поломан, обожжен и решил, что останется калекой и будет мне в тягость. Поэтому не писал, молчал. А тут, услышав мой голос, не выдержал. Откликнулся, но ни словом не обмолвился о своих ранах. И лишь когда, шесть раз обманув медкомиссию, он опять стал в строй, написал вскользь, что был в госпитале”.

Гоголева была актрисой на роли сильных, обуреваемых страстями людей. Это ее свойство в театр хорошо понимали и использовали в полной мере. Большинство постановок пьес Шиллера и Шекспира в советское время шли с участием Елены Николаевны и имели большой успех. Актриса получала множество писем – и от своих постоянных зрителей и от людей, лишь раз видевших ее на сцене.

С творчеством Елены Николаевны Гоголевой любители театра сегодня могут познакомиться по многочисленным телеспектаклям. Кроме “Стакана воды”, о котором говорилось в начале статьи, на пленке запечатлены “Холопы”, “Макбет”, “Пучина”, “Мамуре”, “Варвары”, “Волки и овцы”, “Горе от ума”, “Гроза”, “Перед заходом солнца” и другие.

Поделиться воспоминаниями о Елене Николаевне я попросил двух ее партнеров по сцене, народных артистов России Виталия Анатольевича Коняева и Анатолия Михайловича Торопова.

Виталий Коняев: Удивительна актриса, один из столпов Малого театра. Она родилась в очень удобном году – 1900, поэтому отсчитывать даты легко. В 18 лет она сыграла Софью в “Горе от ума”, и с этого все пошло. Красивая, очень хорошо двигалась, с удивительным голосом. Жизнь в Малом театре у нее была очень хорошая. Она из тех удачливых актрис, которые очень много сделали за время своей работы в театре. Малому театру она была верна всегда, никуда отсюда не уходила, в отличие от Веры Николаевны Пашенной, которая одно время работала в МХТ. К концу жизни Е.Н. Гоголева успела побывать и парторгом, и профоргом, вела очень активную общественную работу.

Все мы в молодости играли в массовке в “Стакане воды”, и тогда я в первый раз увидел, как Елена Николаевна улыбалась на сцене. Мы играли лордов, пажей – свиту. Однажды вместо девочки в роли пажа вышел на сцену молодой человек. Он не успел в этот день сбрить щетину, явно мал ему был костюм пажа. Он вышел, все его кружева и оборки торчат, лицо грустное, красного цвета, заросшее такое. “Вот и пажи!” Когда Елена Николаевна увидела его, то прыснула и смеялась очень долго, и мы вместе с ней.

В “Варварах” Горького она играла Надежду Монахову, а Николай Александрович Анненков Черкуна. И вот в одной сцене Анненков-Черкун говорит в присутствии Гоголевой-Монаховой своей жене Анне: “Анна, это была минутная всписка!” (имея ввиду “вспышку”). Гоголева не удержалась и стала смеяться. Анненков потом вспоминал: “Я думал тогда: мне поправиться или не поправиться? Нет, я не поправился, я пошел смело дальше. Но Елене Николаевне было невозможно дальше работать, она ушла со сцены!”

Очень любила она свою брошь – подарок Марии Николаевны Ермоловой. Так уж вышло, что многие роли Ермоловой перешли к Гоголевой. Елена Николаевна очень трепетно относилась к своей работе, волновалась перед выходом на сцену, подсказывала актерам, как играть. Сама была мудрой актрисой.

Вспоминает Анатолий Торопов: Знакомство мое с Еленой Николаевной началось еще со студенческой скамьи, со “Стакана воды”. “Удовлетворены ли вы милорды и джентльмены?” – “О да, Ваше величество!” – отвечали мы – худые милорды и джентльмены (смеется). В роли герцогини Мальборо она была очень эффектна и имела большой успех, потому что все ее актерские и человеческие качества очень хорошо подходили к этому образу.

Одну из своих первых ролей в Малом театре в 1953 г. я сыграл в спектакле “Шакалы” по антиамериканской пьесе эстонского драматурга Якобсона. Елена Николаевна Гоголева играла в нем негритянку-служанку. Старшего брата по пьесе играл М.И. Царев, отца – С.Б. Межинский, мать – Н.А. Белевцева – звездный состав. Нам все тогда говорили: “Ковыряйте дырки!” (для орденов), потому что вскоре Ермилов написал на второй странице “Правды” огромную статью про то, какие американцы сволочи и гнусные люди.

Виталий Коняев: Конечно, существовала огромная разница между ней и Верой Николаевной Пашенной, которая была наделена диким темпераментом и энергией. Гоголева была более изящная, тонкая. Подчас они бывали партнершами по сцене. Иногда они были и соперницами в жизни. И все это делало их отношения довольно сложными, будем так говорить.

Вот что пишет в своей книге по этому поводу сама Елена Николаевна Гоголева: “Посмотрев генеральную (генеральную репетицию “Шакалов”. – К.Ц.), Вера Николаевна очень метко отозвалась о моем исполнении. Передернув плеча¬ми, она сказала: “Гоголева? Аида под фикусом”. Все. Больше ничего и не надо было добавлять. Но один ее отзыв доставил мне много тяжелых минут. Вера Николаев¬на любила говорить: “Ах, какая Гоголева красавица, какая красавица! Я всегда любуюсь ею, ее чудным профилем! Какая красавица! — И вдруг скороговоркой, как бы между прочим: — Актриса, конечно, никакая! Но какая краса¬вица!” Как часто я буквально проклинала свою внешность, за которой не хотели видеть моего труда, моей работы актрисы. Я всегда преклонялась перед талантом Пашен¬ной… она действительно была актрисой Малого театра, свято чтив¬шей его традиции. И не признавала она меня открыто, честно. Низкой пошлости, закулисных, провинциальных интриг никогда не было в ее борьбе против меня. И я уважала Пашенную, понимала и, как бы ни было мне горько, прощала ей многое”.

Читайте также:  Актриса акиньшина личная жизнь

Анатолий Торопов: Десять лет вместе с Еленой Николаевной Гоголевой я играл Мурзавецкого в “Волках и овцах”. Потом в театр пришел Борис Александрович Львов-Анохин – замечательный режиссер и человек высокой культуры. К 80-летию Гоголевой он поставил для нее французскую пьесу не ахти какого класса в переводе Ксении Александровны Куприной, дочери А.И. Куприна, “Мамуре”. Спектакль имел успех. Но потом случилось несчастье – Гоголева сломала шейку бедра и года два не играла.

Прошло какое-то время, и стали подумывать о том, что Елене Николаевне нужно выступить в достойной и приличествующей ее званию и положению пьесе. Львов-Анохин, питающий к Елене Николаевне большие человеческие симпатии, точно так же как и она к нему, нашел для нее пьесу “Холопы” Гнедича. Гоголева играла старую княжну Плавутину-Плавунцову, которую все время возят в кресле-каталке, и только в самом конце она очень эффектно встает. Это была звездная пора старой актрисы – в почтенном возрасте она сыграла две такие яркие, выигрышные роли, сделанные с таким замечательным режиссером, как Львов-Анохин. Что бы он ни говорил, она верила ему безгранично. Когда Борис Александрович делал какое-либо замечание, то она мгновенно своим авторитетом его подтверждала. Трепет был от этого тандема – Львов-Анохин и Гоголева. Так что финал жизни Елены Николаевны Гоголевой был творчески насыщенным.

Елена Николаевна была достаточно смешливым человеком. Когда мы играли “Волки и овцы”, то в четвертой картине Владимир Александрович Владиславский, который играл роль Чугунова без грима и только вынимал вставную челюсть, говорил, причмокивая: “Ай-ай-ай!”. Я начинал смеяться, мгновенно заражалась Елена Николаевна, выходила из образа, а потом за кулисами так строго мне говорила: “Толя! Сколько же можно! Как Вам не стыдно!”

Источник

Она впервые вышла на сцену Малого театра в 1918 году и прослужила ему до конца своих дней, пережив две мировые войны, хрущёвскую оттепель, брежневский застой, горбачёвскую перестройку и развал Советского Союза.

7 апреля исполняется 120 лет со дня рождения великой русской актрисы, лауреата трёх Сталинских премий, Героя Социалистического Труда, народной артистки СССР Елены Гоголевой.

Елена гоголева актриса личная жизнь

Елена Гоголева с легендарной брошью от Марии Ермоловой

Будущая легенда Малого театра родилась 25 марта (7 апреля) в Москве в семье офицера и актрисы. Окончила Александро-Мариинский институт благородных девиц и в 1917 году поступила на отделение драмы Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (будущего ГИТИСа).

После окончания второго курса 18‑летняя актриса была принята в труппу Малого театра.

За 75 лет карьеры Елена Гоголева сыграла на сцене театра более 70 ролей. Её Софья и Хлёстова в «Горе от ума», Дездемона в «Отелло», Полина и Вишневская в «Доходном месте», Лидия в «Бешеных деньгах», Глафира и Мурзавецкая в «Волках и овцах», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Ольга в «Нашествии», Кручинина в «Без вины виноватые», Леди Макбет в «Макбете», Анна Устиновна в «Пучине», полусумасшедшая барыня в «Грозе», княжна Плавутина-Плавунцова в «Холопах» вписаны золотыми буквами в историю русского театрального искусства.

Елена гоголева актриса личная жизнь

Эсмеральда в спектакле «Собор Парижской Богоматери». Малый театр, постановка 1926 года

Елена гоголева актриса личная жизнь

Панова в спектакле «Любовь Яровая». Малый театр, постановка 1926 года

Елена гоголева актриса личная жизнь

Анна Устиновна в спектакле «Пучина». Малый театр, постановка 1972 года

Елена гоголева актриса личная жизнь

Селина Муре в спектакле «Мамуре». Малый театр, постановка 1978 года

Елена Гоголева была признанным мастером художественного слова. Сегодня в архиве Гостелерадиофонда хранится более 150 записей литературных произведений в её исполнении.

Любителям кино легендарная актриса знакома по фильмам «Анджело», «Гобсек», «Об этом забывать нельзя», «Две жизни», «Пиковая дама». Около 15 спектаклей Малого театра с участием Гоголевой продолжают жить в телевизионных версиях.

Елена гоголева актриса личная жизнь

Графиня де Ресто в фильме «Гобсек», 1936 год

Елена гоголева актриса личная жизнь

Мария Спиридоновна Бантыш в фильме «Об этом забывать нельзя», 1954 год

Елена гоголева актриса личная жизнь

Графиня в фильме «Пиковая дама», 1982 год

За яркие и высокоморальные образы в пьесах советских драматургов «За тех, кто в море!», «Великая сила» и «Московский характер» актриса была трижды награждена Сталинской премией. В 1937 году Елене Гоголевой присвоили звание «Народная артистка РСФСР», в 1949‑м она стала народной артисткой Советского Союза.

Среди других наград актрисы – золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, три Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, «Знак Почёта» и Октябрьской революции.

В последний раз одна из величайших «старух» Малого театра вышла на родную сцену в 93‑летнем возрасте за три недели до ухода из жизни. Скончалась Елена Гоголева 15 ноября 1993 года, её похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.

Надгробный памятник народной артистки представляет собой бюст, изображающий начинающую актрису Гоголеву в роли грибоедовской Софьи.

Елена гоголева актриса личная жизнь

Могила Елены Гоголевой

Фото. Эдуард Песов, Борис Приходько / РИА Новости, maly.ru, kino-teatr.ru, teleguide.info

Елена гоголева актриса личная жизнь

Источник