Есть ли совесть у бывших мужей

Чем отличаются мужчина и женщина по структуре личности, не в поверхностном плане (характер), а именно по структуре?
Вспомним следом за Фрейдом его триаду – три составляющих человека компонента: духовное, душевное (эмоциональное), телесное.
Известно, что женщинам присуща некая цельность, монолитность восприятия. Пользуясь вышеупомянутой триадой, можно сказать, что женская монолитность выражается в том, что у них сфера эмоций (душа) как бы переплетена с телом, слита, едина. Например, когда женщина ест что-то вкусное (ту же шоколадку), то радуется не только её тело, но и душа. У мужчин это тоже есть, но менее развито, поскольку опосредуется сознанием. Поэтому женщины такие сладкоежки, для них так важно съесть что-нибудь вкусненькое, а если вкусненького нет, то начинается грусть, хандра.
У меня есть несколько знакомых женщин, жалующихся на лишний вес. Когда я говорю им, что сижу на строгой диете – не позволяю мучного, сладкого, они говорят: “О, я тоже сяду на такую диету”. Я отвечаю: не нужно, без сладкого найдет такая тоска, что уж лучше быть толстой, чем обозлённой на весь мир. Что интересно, ни одна не оспаривает мою фразу.
Но самое главное не это. Главное то, что воздействие на женскую душу порождает воздействие и на тело. Верно и обратное: воздействие на тело порождает воздействие на душу. Потому, что они, тело и душа, переплетены воедино, и где начинается одно и кончается другое, выяснить практически нереально.
Теперь стоит объяснить, почему же так, и как это связано с темой совести.
Осознание у женщин, то самое рациональное, разум, находится как бы в стороне от диполя “душа-тело”, не довлеет над ним. Для женщины слова служат чаще всего для сокрытия истинных
«Для женщины слова служат чаще всего для сокрытия истинных намрений и чувств»
намерений и чувств. Именно поэтому есть фраза “Я же девушка, я передумала” – для мужчины, как правило, невозможная, ведь он же мужчина, и должен отвечать за свои слова.
Использование слов типа “Я же девушка, я передумала” уже показывает, что сознание идёт на втором месте. Мало ли что она там наобещала. Если же мужчина пообещал, то это уже серьёзно, за невыполнение обещаний его могут обвинить: как он может не сдержать своё слово? Мужчина должен твёрдым, в отличие от женщины, у которой эмоции на первом месте, а не твёрдость.
Возникает вопрос – а почему же мужчины твёрдые? Что делает их такими? Дело в том, что у мужчин сознание разрывает между собой тело и эмоции. Оно является своеобразным шарниром между ними, позволяющим иметь достаточно свободы. Благодаря этому тело и душа получаются как бы сами по себе. Именно поэтому возникает повергающая в ступор женщин ситуация, когда мужчина может любить одну женщину, но тем не менее без особы угрызений совести переспать с другой.
Для женщины это немыслимо. Если она любит данного мужчину, то может переспать только с ним. С другим будет противно. Мужскую измену женщина оценивает со своей колокольни потому, что у неё тело и душа как бы слиты. У мужчин такого нет, у мужчин они разделены сознанием.
В связи с этим уместно вспомнить мнение, что у женщин “оргазм в голове”. Но напрасно приписывать женщинам в этом деле голову, головы у женщин в мужском понимании нет. У них есть душа, и оргазм – именно там. Когда женщина привыкла к мужчине, доверяет ему или влюбилась – тогда может быть в сексе с ним удовольствие и будет, и никак иначе. Это лучший пример, показывающий взаимопроникновение эмоциональной и физической областей, недоступное мужчинам.
Так вот, сознание у мужчин (до некоторых пределов, разумеется) разделяет эмоции и тело. За счёт этого и возникает то, что мы называем “внутренней свободой” – явление по преимуществу мужское. Благодаря ней мужчина может сдержать кипящие эмоции, а может и не сдержаться – именно потому, что в сознании есть какие-то идеалы, установки, механизмы, придающие характеру выдержанность, зрелость.
У женщин такой внутренней свободы чаще всего нет, она свои эмоции выплеснет обязательно.
«У женщин внутренней свободы чаще всего нет, она свои эмоции выплеснет обязательно. Она, как была эмоциональной в детстве, так и остаётся на всю жизнь. Это мужчина способен постепенно эволюционировать, учиться брать верх над эмоциями, пропускать ситуацию через голову.»
Она как была эмоциональной в детстве, так и остаётся на всю жизнь. Это мужчина способен постепенно эволюционировать, учиться брать верх над эмоциями, пропускать ситуацию через голову.
Этим объясняется и женская упёртость – ей невозможно переделать, перевоспитать. Женщина – внутренне несвободный человек, практически животное. Но у неё есть выход из этого эволюционного тупика – найти себе правильного мужчину, прилепиться к нему, и за счёт этого приобщиться к внутренней свободе, как бы отражённо светить ею. Женщина может слушаться, признавая мужчину лидером. Но перевоспитаться – нет, у неё нет внутренней свободы. Она такая, какая есть. Кстати, они чаще всего сами об этом пишут: “ищу человека, который примет меня такой, какая есть”. Вместо того, чтобы стремиться стать лучше. Вспоминается Фаина Раневская: “Если ты ждёшь, что кто-то примет тебя «таким, как ты есть», то ты просто ленивое мудло. Потому что, как правило, «такой, как есть» — зрелище печальное. Меняйся, скотина. Работай над собой. Или сдохни в одиночестве…”
В этом и заключается принципиальное отличие мужской структуры личности и женской. У мужчины сознание, расположенное меж душой и телом, может их либо соединить, либо разъединить, а у женщины сознание в стороне, а душа и тела соединены напрямую, как бы входя друг в друга.
Конечно, у женщин есть нормальное человеческое сознание, но оно не настолько автономно и массивно, как у мужчин. В лучшем случае, женское рацио может обслужить диполь “душа – тело”. Но чтоб женщина пошла за сознанием, начала реализовывать некие сознательные установки – да упаси Христос, она всегда идёт за своими желаниями. В реальности сознание и мужчину не всегда подчиняет, в связи с чем следует напомнить, что рассматривается модель, “сферический человек в вакууме”.
Мужское сознание существует как автономная система, подчиняющая мужчину себе. Именно оно связано с Высшими Ценностями. Сознание слито с этими ценностями, с сферой духа подобно тому, как у женщины слиты душа с телом. Ни там, ни там особой свободы, в общем, нет. Мужское сознание несвободно по отношению уже к Высшим Ценностям. Оно подчинено им в любом случае, чуть не слитно с ними воедино.
Именно поэтому мужчина может судить самого себя: он берет Высшие Ценности, направляет их на самого себя и смотрит, что получается. Здесь работают ценности и сознание вместе.
Тем самым, совесть у мужчины с такой структурой личности – из постоянной ориентации на Высшие Ценности. Если мужчина развивается нормально, он совестливый человек, то он будет испытывать стыд за некоторые поступки – так как сравнивает свой поступок с некими идеалами. У нормального человека такое сравнение происходит всегда. Именно за счёт этого сравнения мужчина может духовно расти.
Женщина же духовно чаще всего не растёт. Она дорастает до некоего нормального уровня – 18, 20, 23, 25 лет, сохраняя свою изначальную душевную чистоту. Она должна прилепиться к мужчине и с ним быть, он же должен быть её защитой. Именно тогда, вместе с ним, она будет расти.
Если же вовремя не удалось найти такого мужчину, то начинается деградация: она попадет в одни, в другие руки – впору вспомнить пример со скотчем и бумагой: женская душа, как скотч, прилепляется первый раз хорошо, потом всё хуже и хуже. Она начинает становиться менее доверчивой, более требовательной, менее уступчивой, менее уживчивой, и т.д. и т.п. В конце концов к 30-35 получается чёрт знает что. Вот что значит не попасть в хорошие мужские руки.
Это современная либеральная абстрактная иллюзия, что женщина развивается так же, как и мужчина. Самое главное развитие – не интеллектуальное, не расширение кругозора и карьерный рост. Суть человеческого развития – в усовершенствовании личности. И в этом смысле женщина, оставшись одинокой, после определённого возраста уже не развивается. Она совершенно другое существо.
Развиваясь по мужскому пути (в любовной сфере), женщина, как правило, теряет свою чистоту, так как полученный через тело опыт сразу сказывается на её эмоциональном мире. Есть такое выражение – “изношенное лицо”. Применимо оно прежде всего к женщинам. У мужчин тоже бывает потасканное лицо, но это другой разговор. Изношенное лицо – результат эмоциональных переживаний женщины от множества контактов с мужчинами. От невоздержанной жизни, вообще от нехранения своей чистоты.
Вернёмся к теме свободы. У мужчины, в отличии от женщины, есть внутренняя свобода, благодаря
«У мужчины, в отличии от женщины, есть внутренняя свобода, благодаря которой он может себя судить. Именно поэтому мужская совесть довлеет над мужчиной. Мужчина себя судит с точки зрения Высших Ценностей, автономных от него самого. Мужчина напрямую контактирует с Высшими Ценностями, разворачивает их против себя и себя судит. У женщин такой схемы нет»
которой он может себя судить. Именно поэтому мужская совесть довлеет над мужчиной. Мужчина себя судит с точки зрения Высших Ценностей, автономных от него самого. Он, грубо говоря, таким образом напрямую контактирует с Богом. Мужчина напрямую контактирует с Высшими Ценностями, разворачивает их против себя и себя судит. У женщин такой схемы нет.
Тогда возникает вопрос – есть ли у женщин совесть вообще, как таковая? На первый взгляд, исходя из такой схемы строения личности – нет и быть не может, женщина должна быть совершенно бессовестным существом. Именно это подметил читатель, Алексей К. Но на самом деле это не так.
У женщин есть некий механизм, похожий на совесть. Внешне его работа выглядит как совесть нормального человека. Однако реализуется этот принцип совести совершенно на другом материале.
Что происходит у мужчины? Допустим, ему стыдно за какой-то проступок. Друзья ему говорят: “не закисай, это нормально, посмотри на это дело по-другому”. Но если мужчина чувствует, что совершил нечто дурное, то, невзирая на поддержку друзей, он продолжает переживать. Что бы ему об этом ни говорили.
Женщина же со своей совестью всегда может договориться. У неё нет автономной совести, как у мужчины. Дело в том, что как здоровому, сильному человеку не нужна внешняя опора, чтобы стоять или ходить, так и мужчине с присущей ему внутренней совестью не нужны внешние “подпорки”. Он судит сам себя вне зависимости от того, что думают об этом другие люди. Не всегда удаётся договориться с совестью – если он, конечно, нормальный человек. Я не могу простить себе некий проступок и спустя 30 лет.
У женщины же эта опора не изнутри, но вовне – другие люди. Именно женское окружение создаёт то, что можно назвать “принципом совести”. Если у мужчин это внутри, связанное с Высшими Ценностями, то у женщин это снаружи, связанное с её окружением – родителями, подругами, знакомыми, её мужчиной.
Так вот, если уже женщина переживает по поводу неправильного поступка, то она не переживает его так, как это делаем мы. Она не мучается от ощущения, что сделал зло другому. Каково ему сейчас? На первое место выходит страх пасть в собственных глазах, что о ней подумают плохо.
И тогда она идёт к своему мужчине или подругам, чтобы поделиться переживаниями. Чтобы ей снова сказали, что она хорошая. Обратите внимание, что женщины чаще всего пишут во всяких психологических форумах и сообществах. Полагаете, им нужно решение? Нет! Если окружение говорит ей “Забей!”, то она с легкостью забивает. Или наоборот – если подруги стыдят, то она тоже начинает стыдиться. Женское “эго” в значительной степени зависит от её окружения.
Уместно вспомнить церковь – куда женщина может пойти исповедоваться. Подавляющее большинство христианских авторов полагает, что женские плач и слёзы на исповеди – признак серьёзного переживания при покаянии. Даже призывают брать с них пример – типа, учитесь у женщин подлинному сердечному сокрушению.
На самом деле женщины льют слёзы по совершенно иному поводу. Они по большей части не переживают по-настоящему. Женщина всё время ориентирована на внешнее, ориентирована на других людей. Она лишь переживает, что другие люди узнали о её грехе, священник узнал – ведь он же для неё статусное лицо на исповеди. Ещё присутствует чувство умиления: её, такую грешную, выслушивает этот статусный мужчина. Тем самым она как бы приобщается к его величию.
Вообще, это отдельная тема – женское христианство, недобитая. Но нам сейчас важно то, что в данной ситуации работает мощный, интересный, разнообразный эмоциональный комплекс, но – совершенно не имеющий отношения к совести. Разумею – к совести нормального человека.
Если у женщины какой-то элемент совести, типа мужского есть, то он настолько слаборазвит, что можно просто от него абстрагироваться. Так же, как у мужчин душа, в принципе, входит в тело, но не настолько, как у женщин. Здесь, как всегда, нормальное распределение Гаусса – 20 на 80.
Итак. Ориентироваться на других – внутренняя потребность женской души. У мужчин же внутренняя потребность – ориентироваться на Высшие Ценности, благодаря чему мужчина может пренебречь окружением, так как Высшие Ценности важнее для мужчины, чем он сам и другие. всём.
Для женщин же Высших Ценностей вообще нет. Это непонятная и ненужная для неё абстракция – ни надеть, ни съесть. Высшие ценности женщины суть её эмоции. И ещё другие люди, на
«Для женщин же Высших Ценностей вообще нет. Это непонятная и ненужная для неё абстракция – ни надеть, ни съесть. Высшие ценности женщины суть её эмоции. И ещё другие люди, на которых она ориентируется, которые заставляют вести себя совестливо. Она очень часто ведёт себя совестливо, но не нужно обманывать себя – совесть, связанная с высшими ценностями, у неё по большей части отсутствует. Есть многообразие внешних “подпорок”. Например, “что про неё скажут”. Именно поэтому женщина панически боится пасть в глазах любимого человека»
которых она ориентируется, которые заставляют вести себя совестливо. Она очень часто ведёт себя совестливо, но не нужно обманывать себя – совесть, связанная с высшими ценностями, у неё по большей части отсутствует. Есть многообразие внешних “подпорок”. Например, “что про неё скажут”. Именно поэтому женщина панически боится пасть в глазах любимого человека. Потому, что у них любовь заведена по этому принципу. У мужчин же другой тип отношения – они боятся потерять саму любовь, но пасть в глазах? Нет, мужчины обычно не парятся по этому поводу. А у женщин есть даже такое понятие, что пасть в глазах любимого человека.
В качестве иллюстрации хочу привести панические девичьи сообщения на форумах. Герои повести – молодые парни, которые вслух волнуются по поводу лишнего веса девушки, и даже угрожают бросить при увеличении размеров. (Простейшее рассуждение могло бы дать понять, что такой парень девушку не любит. Когда любят – такие вещи не говорят. Раз девушка это написала, то признала парня за лидера, которого в таком случае надо бы менять надо бы. Это не лидер, к таким вещам, как небольшой избыток веса относятся с пониманием…) Сам факт, что вся паника – из-за мнения парня, показателен, он доказывает, что механизм женской совести связан прежде всего с оглядкой на других, “что люди скажут/подумают”.
Совесть как у мужчины женщине не нужна – принимая во внимание тотальную женскую лживость, ей придётся постоянно мучиться от угрызений совести, а потом будет изношенное лицо, её любить никто не будет… Зачем? Пусть лучше по-бабски договаривается с совестью и остаётся весёлым жизнерадостным солнышком.
Женщина всегда может договориться со своей совестью, ей проще, чем мужчине, так как разные структуры личности. Женщина ориентирована на внешнее, на мужчину, чтобы к нему прилепиться. В свою очередь мужчина же ориентирован на самые Высшие Ценности. Он растёт, и женщина растёт вместе ним, если женщина к нему вовремя прикрепилась. По отдельности – женщина будет в одиночку деградировать, мужчина же будет расти, деградируя только в эмоциональном плане, становясь учёным сухарём. Ну, может, спиваться начнёт или что-то в этом роде – женщины от таких непотребств удерживают.
Женщина же, даже если сделает блестящую карьеру – все равно не спасётся этим от деградации, а лишь заполнит внутреннюю пустоту, отсутствие любви – что её никто не любит. Потому что у женщины должна быть эмоциональная наполненность, у неё должно быть чувство, что она любима. Для мужчины это не так важно, как, например, уважение или востребованность.
Конечно, современные испорченные либерализмом тётки будут считать, что они ничуть не хуже мужчин. Они, конечно, восстают против этих рассуждений. Но это уже проблемы этих дур, что сказать ещё?
В общем, всё серьёзно с женской и мужской совестью, это кроется в структуре личности.
Напоминаю, что в виду имеются нормальные мужчина и женщина с нормальным развитием и нормальной совестью. Есть и примитивные мужчины, живущие телом и эмоциями, довольно грубыми – что обычно видно по лицу. Есть тот процент мужчин, которые могут договориться со своей совестью, и есть процент, скажем, мужеподобных женщин, которые терзаются своей совестью. К этим терзаниям тоже есть вопросы, естественно. Взять в пример изумительный фильм “Другая земля”, американский (рано на Америке ставить крест, они тоже людьми бывают, раз могут такое снять. Причём фильм малобюджетный). По сюжету героиня вступила в отношения с человеком, у которого погибла семья по её вине. После первой их совместной ночи, когда она возвращается домой на поезде, её рвёт в туалете от совестных терзаний. Тем самым показано, что внутренний конфликт вышел уже на психосоматический уровень.
Это может быть просто кино, но показан-то пример довольно совестливой женщины, но в большинстве своём они с совестью договариваться умеют, так что в жизни следует иметь в виду не исключения, а типичных мужчину и женщину с их общими чертами и разным личностным устройством.
Благоданости:
Диме – за набор и полную редактуру текста
inessa_ph – за волшебный пендель. Текст был наговорён в январе, тогда же набран, но я про него забыл.
На ту же тему:
“Мужское и женское счастье”
“Женская и мужская любовь”
“Мужской и женский типы ума”
“Женское и мужское саморазвитие”
“Женская и мужская логика”
“Мужская и женская тупость”
“О женском и мужском блядстве”
“Целомудрие мужское и женское”
“Женское и мужское творчество”
“Женский и мужской телефонный трёп”
“Женская и мужская уборка”
“Мужская и женская справедливость”
“Мужскя и женская сексуальность”
“Зрелый мужчина vs зрелая женщина”
“Женская жалостливость vs мужская гуманность”
Источник
Áåññîâåñòíûå ëþäè
×åëîâåê, êîòîðûé íå èìååò ñîâåñòü, â îáùåñòâåííîé æèçíè îðèåíòèðóåòñÿ íà îáùåñòâåííîå íàêàçàíèå ïî çàêîíó. Ýòî çàêîíîïîñëóøíûå ãðàæäàíå â ëþáîé ñèòóàöèè, êîòîðàÿ íðàâñòâåííî îñóæäàåòñÿ âñåìè, íî íå çàêîíîì.
Îòñóòñòâóþùàÿ ñîâåñòü.
Íîëü ïðîöåíòîâ ñîâåñòè
×åëîâåê ñ ñîâåñòüþ 0 %, â ïðîöåññå ñâîåé æèçíè íå ìåíÿåòñÿ, ïî óðîâíþ ñîöèàëüíîé ìîðàëè. Íî ó òàêîãî ÷åëîâåêà âîçðàñòàåò ñóììà ñîöèàëüíûõ çíàíèé, îí ëó÷øå çíàåò çàêîíû, ñ ãîäàìè îí ëó÷øå àäàïòèðóåòñÿ, îí îòðàáàòûâàåò ñòàíäàðòíûå íàâûêè ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå îáëåã÷àþò åãî æèçíü è îáùåíèå â êîëëåêòèâå.
Âëèÿíèå îáùåñòâî íà ÷åëîâåêà è ÷åëîâåêà íà îáùåñòâî
Åñëè ó ÷åëîâåêà 0 % áèîëîãè÷åñêîé ñîâåñòè òî, îáùåñòâî âëèÿåò íà òàêîãî ÷åëîâåêà íà âñå 100 %. Ó ÷åëîâåêà áåç ñîâåñòè íåò îðãàíà ñîâåñòè è ïîýòîìó âîñïèòàòü ñîâåñòü è ìîðàëüíîå ÷óâñòâî ó íåãî íåâîçìîæíî. Íî ÷åëîâåêà áåç ñîâåñòè ìîæíî íàó÷èòü òðåáîâàíèÿì çàêîííîãî ïîâåäåíèÿ è èçó÷èâ çàêîíû, òàêîé ÷åëîâåê ïîëüçóåòñÿ èìè âìåñòî ñîâåñòè.
Ïîíèìàíèå ÷åëîâåêà áåç ñîâåñòè
×åëîâåê ñëåäóåò óñòàíîâëåííûì òðåáîâàíèÿì, ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ, èíñòðóêöèè, çàêîíó, äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáåæàòü íàêàçàíèÿ îêðóæàþùèõ åãî ëèö.
Ñîâåñòü, ïðè å¸ îòñóòñòâèè, íå ñóäèò, íå êðèòèêóåò è íå îöåíèâàåò. È óæ òåì áîëåå íå äèêòóåò. Åé íå÷åãî èñïîëíÿòü, òàê êàê îíà íå äàâàëà ðàñïîðÿæåíèé. È åé íå÷åì áëîêèðîâàòü ïîòðåáíîñòü. Îíà íè÷åãî íå çàïðåùàåò êîðå è ïîäêîðêå, îíà íè÷åãî íå ñêðûâàåò è íå ìàñêèðóåò, è íå âëèÿåò íà êîðó è íà ïîäêîðêó, èáî îíà íå ïîíèìàåò äëÿ ÷åãî çàïðåùàòü, ìàñêèðîâàòü è âëèÿòü. Îíà íå ñîçäàåò íîðìû, ïîòîìó ÷òî íå ñïîñîáíà èõ ñîçäàòü. Îíà íè÷åãî íå âûïîëíÿåò, òàê êàê íè÷åãî íå ïðèíèìàåò. È ðåãóëèðîâàòü îíà íå ìîæåò, ïîòîìó ÷òî íå ÷óâñòâóåò ñòåïåíè ðåãóëèðîâêè. Îíà íå ôîðìèðóåò ÷óâñòâ, òàê êàê èõ íå èìååò. Îíà íå ïîîùðÿåò è íå íàêàçûâàåò, è òåì áîëåå íå êàðàåò, åé íå÷åì ïîîùðÿòü è íàêàçûâàòü. Îíà íå âîñïèòûâàåò ìîðàëü, òàê êàê ïðîñòî íå ïîíèìàåò, ÷òî ýòî òàêîå. Ê ñîæàëåíèþ, ñî÷óâñòâîâàòü è ñîïåðåæèâàòü ÷óæîìó è ñâîåìó ãîðþ, îíà íå ìîæåò, åé íå÷åì ñî÷óâñòâîâàòü è ñîïåðåæèâàòü. È íå ñîãëàñîâûâàåò, òàê êàê îíà îòñóòñòâóåò è íå ñ êåì ñîãëàñîâûâàòü. È íå ðåêîìåíäóåò è íå ñîâåòóåò. À ïðîÿâëÿòü äåëèêàòíîñòü, òåì áîëå, îíà íå ñïîñîáíà. Äàæå ìîë÷àòü îíà íå ñïîñîáíà, îíà ïðîñòî îòñóòñòâóåò, âåäü ìîë÷àòü ìîæåò òîò, êòî ìîæåò ãîâîðèòü. Åå íåò. Ñîâåñòè íåò! È íåò ãîëîñà ñîâåñòè.
À ÷òî æå èìååò òîãäà ÷åëîâåê â ñåáå è ÷òî æå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ýòîò ÷åëîâåê íå èìåþùèé ñîâåñòè?
Êàê îí ïîíèìàåò ìîðàëü, ñîâåñòü, óáåæäåíèÿ
Îí íå èìååò íè âíóòðåííèõ, íè âíåøíèõ óáåæäåíèé (ÌÎÐÀËÈ). Îí ìîðàëüíî ñëåï, íåò ìîðàëüíûõ êðèòåðèåâ “÷òî òàêîå õîðîøî è ÷òî òàêîå ïëîõî. Òàêîé ÷åëîâåê, äàæå ïîñòàâèâ ïåðåä ñîáîé óñòàíîâêó, ïîñòóïèòü ìîðàëüíî õîðîøî, íå çíàåò, êàê ýòî ñäåëàòü, êàê ïîñòóïàòü. Ó íåãî íå ïîëó÷àåòñÿ, îí íå ÷óâñòâóåò ãðàíè ìîðàëüíûõ ïåðåõîäîâ, ó íåãî íàïðî÷ü îòñóòñòâóåò ÷óòêîñòü.
Ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ
Íåñïîñîáíîñòü ñîâåðøàòü ïîñòóïêè, èìåþùèå ìîðàëüíóþ öåííîñòü, çàñòàâëÿåò åãî ïðÿòàòüñÿ çà ñòàíäàðòíûì, åäèíîîáðàçíûì ïîâåäåíèåì. Ýòî àäàïòàöèÿ äàííîãî ÷åëîâåêà â îáùåñòâå. Ýòî åãî ñîöèàëüíàÿ çàùèòà.
Âëèÿíèå, óïðàâëåíèå, ðåàêöèè
-ëåãêî îáìàíûâàåò,(-ñÿ), ñåáÿ è îêðóæàâøèõ, åñëè ýòî êàñàåòñÿ ìîðàëüíî-ýòè÷åñêèõ íîðì ïîâåäåíèÿ
– âåðèò îêðóæàþùèì, ëåãêî îáìàíûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé ñîâåñòüþ, ãðóïïîâîé èëè êëàññîâîé èäåîëîãèåé
– ìîðàëüíûå îöåíêè âîñïðèíèìàåò íà âåðó
– íåîñîçíàííî ëþáèò ñòàíäàðòû äâîéíîé ìîðàëè, ìîðàëü äëÿ ñåáÿ, ìîðàëü äëÿ ëþäåé, ìîðàëü äëÿ îáùåñòâà, ìîðàëü äëÿ íà÷àëüíèêà, ìîðàëü äëÿ ïîä÷èíåííîãî.
– äëÿ îðèåíòèðîâ â æèçíè, èíîãäà, îêðóæàåò ñåáÿ ÷åñòíûìè ëþäüìè (ñ ñîâåñòüþ), â çàâèñèìîñòè îò îáñòàíîâêè, îðèåíòèðóÿñü íà ÷åñòíûõ ëþäåé ïðèíèìàåò ðåøåíèå.
Äëÿ ýòèõ ëþäåé ñîâåòü ôèëîñîôñêàÿ àáñòðàêöèÿ, êîòîðàÿ íå èìååò íèêàêîé îáúåêòèâíîé îñíîâû, êîòîðàÿ íå ñóùåñòâóåò, ëþäè åå âûäóìàëè, ÷òî áû áûëî ëåã÷å óïðàâëÿòü äðóã äðóãîì. Ñîâåñòü ñäåðæèâàåò, ïîðàáîùàåò ñâîáîäíûé äóõ ÷åëîâåêà. Ñîâåñòü õèìåðà, îò êîòîðîé íàäî ÷åëîâåêà îñâîáîäèòü.
Ñîâåðøèâ â ïîâñåäíåâíîì áûòó îøèáêè ìîðàëüíîãî ïëàíà, îáðóãàííûé æåíîé, ñîñåäîì, äðóãîì, îí íå îáèæàåòñÿ. Îí âûãëÿäèò êàê ñëîí íà êëóìáå: ß íå õîòåë íè÷åãî ïëîõîãî, íî òàê ïîëó÷èëîñü. Íå çíàþ, êàê áûòü. Õîòåë êàê ëó÷øå, à ïîëó÷èëîñü êàê îáû÷íî. Îí èñêðåííå îãîð÷åí (Îí ðàññòðîåí, ýòî íå ñîâåñòü, ðàññòðîåíà ïîòðåáíîñòü, îíà íå óäîâëåòâîðåíà, âåäü îí ñîâåðøàë äåéñòâèå, ÷òî áû ïîëó÷èòü óäîâëåòâîðåíèå, íî íå ïîëó÷èë, ïîýòîìó ïîòðåáíîñòü ðàññòðîåíà.). Îí äàæå íå ïîíèìàåò, ÷òî ïðîèçîøëî. Åãî ðóãàþò, íî çà ÷òî îí íå ïîéìåò. Îí ïîíèìàåò, ÷òî ÷òî-òî íàðóøèë, íî ÷òî è êàê íå çíàåò, íå ïîíèìàåò, íå îùóùàåò.
Ðàáîòàòü ñ ëþäüìè òàì, ãäå òðåáóþòñÿ ïðîÿâëÿòü ìîðàëüíî-ýòè÷åñêèå àñïåêòû, ÷óòêîñòü, äåëèêàòíîñòü, âíèìàíèå, òàêîé ÷åëîâåê íå ñïîñîáåí. Îíè ñïîñîáíû íàéòè ñåáå ïðèìåíåíèå â ñôåðå òðóäà, ãäå äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà ÷åòêî ðåãëàìåíòèðîâàíà äî ìàëåéøèõ äåòàëåé. Òàêèõ ëþäåé äàæå íà ñïåöèàëèçèðîâàííîì òåõíè÷åñêîì ïðîèçâîäñòâå, íàçûâàþò áåçäóøíûå àâòîìàòû. Åñëè â íèõ íåò ïñèõîòèïà ñàäèñòà, äàæå åñëè îíè ñîäåðæàò â ñåáå íîðìàëüíûé ïñèõîòèï, îíè íå æåñòîêè è íå èñïûòûâàþò óäîâîëüñòâèÿ îò æåñòîêîñòåé, îíè íå óáèâàþò, è íå ñòðåìÿòñÿ óáèâàòü, îíè ïðîñòî áåçäóøíû, áåçðàçëè÷íû. Ó íèõ íåò èíñòðóìåíòà îöåíêè äóøåâíîé òåïëîòû, èíñòðóìåíòà ñîçäàþùåãî äóøåâíóþ òåïëîòó è ïðèíèìàþùåãî åå. Îíè äóøåâíî è ìîðàëüíî ñëåïû, îíè íå ñïîñîáíû ñàìîñòîÿòåëüíî, áåç èíñòðóêöèè, äàòü ìîðàëüíîé îöåíêè íè îäíîìó ÿâëåíèþ.
Íà ÷òî îðèåíòèðóþòñÿ ëþäè áåç ñîâåñòè
Ëþäè íå èìåþùèå ñîâåñòè îðèåíòèðóþòñÿ íà âíåøíèé àâòîðèòåò:
– îíè ïîä÷èíÿþòñÿ ãîëîñó áîëüøèíñòâà
– øàáëîííû
-áàíàëüíû
– ñêëîííû ê õîäÿ÷åé ìîðàëè
– âñå ÷òî ê íèì ïîñòóïàåò â ãîëîâó – èñòèíà. Äàæå èíôîðìàöèÿ íå ñîîòâåòñòâóþùàÿ, ïðîâåðåííûì åãî îïûòîì, çíàíèÿì âîñïðèíèìàåòñÿ êàê äîñòîâåðíàÿ.
– Âíåøíå áëàãîíðàâíûå, çàêîíîïîñëóøíûå, ñòðåìÿòñÿ æèòü â ñîîòâåòñâèè ñ òðåáîâàíèÿìè çàêîíîâ ïðèíÿòûìè â äàííîì îáùåñòâå. Èõ þðèäè÷åñêèé ïðèíöèï æèçíè «âñå ÷òî íå çàïðåùåíî çàêîíîì ðàçðåøåíî».
– ñòðåìÿòñÿ íàõîäèòñÿ â îäíîì è òîì æå îáùåñòâå, ê ëþáîìó èçìåíåíèþ îòíîñÿòñÿ îòðèöàòåëüíî, òàê êàê èì òÿæåëî ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê ýòèì èçìåíåíèÿì.
– íåñïîñîáíû ê ñàìîñòîÿòåëüíîìó ìîðàëüíîìó ìûøëåíèþ, îíè âñåãäà ðàçäåëÿþò ÷üþ-òî òî÷êó çðåíèÿ.
– îíè âåäóò ñåáÿ òàê, êàê òðåáóåò ñðåäà, â êîòîðîé îíè íàõîäÿòñÿ. Îíè ïðîäóêò ñâîåé ñðåäû. Òÿæåëî àäàïòèðóþòñÿ â íîâîé ñðåäå, íî, àäàïòèðîâàâøèñü, ñòðåìÿòñÿ íè÷åãî íå ìåíÿòü, èì òàê ëåã÷å, îíè êîíñåðâàòîðû.
– îíè íå ñïîñîáíû ïðîòèâîñòîÿòü êîëëåêòèâó, îáùåñòâó, íåïðàâåäíîìó çàêîíó
Ïîíèìàíèå äðóæáû è òîâàðèùåñòâà
 ëþáîé ñðåäå îíè óñâàèâàþò âíåøíèå çàêîíû ýòîé ñðåäû è äîáðîñîâåñòíî èõ âûïîëíÿþò îò óãîëîâíîé, äî âûñîêîèíòåëëåêòóàëüíîé ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì ñîâåñòè. Ïðèíöèï äåÿòåëüíîñòè Îò çàáîðà äî îáåäà. Íå ñìóùàåò èõ, îíè åãî äîáðîñîâåñòíî âûïîëíÿþò.
– çà êîìïàíèþ ñïèâàþòñÿ, ñîâåðøàþò ïðåñòóïëåíèÿ, èäóò â òóðèñòè÷åñêèå ïîõîäû, ïîêóïàþò ìîäíóþ æåâàòåëüíóþ ðåçèíêó, èäóò íà âîéíó, ïîäæèãàþò äîì, ñïàñàþò ðåáåíêà èç îãíÿ, ïîñòóïàþò â òîò ÂÓÇ, êóäà ïîñòóïàþò âñå.
Íàèáîëåå òÿæåëîå íàêàçàíèå äëÿ íèõ – èçîëÿöèÿ îò êîëëåêòèâà (ïðè ïñèõîòèïå íîðìà), èçãíàíèå èç ñðåäû, â êîòîðîé îíè àäàïòèðîâàëèñü, íåâûíîñèìà. Îíè òÿæåëî ïåðåíîñÿò ýòî íàêàçàíèå.
Îñíîâíîå, ÷òî èõ îáúåäèíÿåò – ñîâåðøàåò ïîñòóïêè, ïðèíîñÿùèå âðåä ÷åëîâåêó.
×óâñòâà è îöåíêà êîðîé
Íèêîãäà íå ïåðåæèâàåò, íå ìó÷àåòñÿ òåðçàíèÿìè ñîâåñòè, ïðîñòî íå ïîäîçðåâàåò î åå ñóùåñòâîâàíèè, îòñóòñòâóåò ïîíÿòèå óãðûçåíèÿ ñîâåñòè, âíóòðåííåå îùóùåíèÿ ñîâåñòè. Íåâîçìîæíî îùóùàòü òî, ÷òî íå ñóùåñòâóåò – ìîðàëüíûå ñîìíåíèÿ, êðèòèêà ñåáÿ ñ ïîçèöèé âíóòðåííåé ìîðàëè. Îòñþäà èäåò íàðîäíîå âûðàæåíèå “÷åëîâåê áåç ñîâåñòè”.
Ïîëíîå îòñóòñòâèå êðèòè÷íîñòè
Ïîëíàÿ íå êðèòè÷íîñòü, íåçàâèñèìî îò óðîâíÿ èíòåëëåêòà â îöåíêå ñîáûòèé, ëþäåé è ïîñòóïêîâ. ×åëîâåê ìîæåò áûòü âûñîêîèíòåëëåêòóàëüíûì, íî íå ñïîñîáíûì ïîíèìàòü ìîðàëü. Çà ñ÷åò çíàíèé îí ÷àñòè÷íî êîìïåíñèðóåò îòñóòñòâèå ìîðàëüíîãî ÷óòüÿ.
Íàëè÷èå èíòåëëåêòà ïîçâîëÿåò äîñòîâåðíî îöåíèòü òåõíè÷åñêèå äåòàëè, íî íå íðàâñòâåííûå. Îíè â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì, ìîãóò áûòü ïðåêðàñíûìè òåõíè÷åñêèìè èñïîëíèòåëÿìè. Ñïîñîáíû ìíîãî è ïëîäîòâîðíî ðàáîòàòü òàì, ãäå íå òðåáóåòñÿ ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ ìîðàëüíîãî ïëàíà.
 ïîâñåäíåâíîé ðå÷è îí ÷àùå âñåãî ïîëüçóåòñÿ òàêèìè ñëîâàìè – íàäî, íóæíî, òðåáóåòñÿ, äîëã – óïîòðåáèòåëüíûå òåðìèíû òàì, ãäå íàäî ãîâîðèòü î ñîâåñòè.
Ïîäîáíûé ÷åëîâåê, ïðè âûñîêîì óðîâíå èíòåëëåêòà, ìîæåò áûòü õèòåð, äèïëîìàòè÷åí, êîâàðåí, ëèöåìåðåí, ñïîñîáåí íà ïðèòâîðñòâî (ñ ó÷åòîì ïñèõîòèïà).
Ðàöèîíàëüíî ñïîñîáåí ïðîâåðÿòü òîëüêî äîñòîâåðíîñòü òåõíè÷åñêîé èíôîðìàöèè, ìîðàëüíûå íîðìû ñïîñîáåí òîëüêî ñâåðÿòü â èõ ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîì, åñëè çàêîí îòñóòñòâóåò, ðåøåíèå ïðèíÿòü, â ñîîòâåòñòâèè ñ èíñòðóêöèåé, åñëè ýòîãî íåò, îí ÷óâñòâóåò ñåáÿ î÷åíü òÿæåëî. Ïðèíÿòü ðåøåíèå íà îñíîâå ñîâåñòè îí íå ñïîñîáåí. Ðåøåíèÿ ïðèíèìàþòñÿ ñ ïîçèöèé âîçìîæíîãî íàêàçàíèÿ.
Èíòåëëåêò ïîçâîëÿåò ïåðâîå âðåìÿ ñêðûòü äåôåêò, íî ïðè îáùåíèè è ðåøåíèè æèçíåííûõ çàäà÷, ãäå íóæíà ñîâåñòü, ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ è áûñòðî çàìå÷àåòñÿ.
Óáåæäàòü, âîñïèòûâàòü, ïûòàòüñÿ äîñòó÷àòüñÿ, ïûòàòüñÿ ïðîáóäèòü ñîâåñòü ó ýòèõ ëþäåé íåâîçìîæíî, áåññìûñëåííî. Ñîâåñòü äëÿ íèõ – íàêàçàíèå. Òîëüêî òàê îíè ïîíèìàþò ñîâåñòü, òîëüêî ñ òàêèõ ïîçèöèé ìîæíî áåñåäîâàòü ñ ýòèìè ëþäüìè. Òàêàÿ ìîðàëüíàÿ óñòàíîâêà, ïîëó÷åííàÿ îò ïðèðîäû ÷åëîâåêîì, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî îí íå îñóæäàåò ïðåñòóïëåíèÿ è íå ñîâåðøàåò, îí ñëåïî ïîä÷èíÿåòñÿ è âûïîëíÿåò. Îí ìîë÷èò, è ñ åãî ìîë÷àëèâîãî ñîãëàñèÿ è ñîó÷àñòèÿ ñîâåðøàþòñÿ ìíîãèå ïðåñòóïëåíèÿ â îáùåñòâå. Ñàìîå ãëàâíîå – îí íå îñîçíàåò ýòîãî, íå ïîíèìàåò. Ó íåãî íåò îðãàíà ñïåöèàëèçèðîâàííîãî íà ðåøåíèè ýòèõ ïðîáëåì. Åãî íåâîçìîæíî êðèòèêîâàòü, ðàçóáåæäàòü, äîêàçûâàòü. Îí íå ïîíèìàåò, çà ÷òî åãî ðóãàþò. Ïðè âûñîêîì èíòåëëåêòå îí ñïîñîáåí ñ ðàöèîíàëüíîé òî÷êè çðåíèÿ îöåíèòü ñâîå ïîâåäåíèå, íî íå ìîæåò äàòü åìó ìîðàëüíóþ îöåíêó. Åãî ìûøëåíèå – ìûøëåíèå áåçäóøíîãî àâòîìàòà. Ýòî áèîëîãè÷åñêèé ðîáîò. Îí ñïîñîáåí ãîâîðèòü, ðåøàòü óìñòâåííûå çàäà÷è, ðàáîòàòü, ðàçìíîæàòüñÿ, èñïûòûâàòü âëå÷åíèå. Îí íå ñïîñîáåí áûòü ÷åëîâåêîì. Ó íåãî íåò äóøè. Ýòî ìîðàëüíûé òðóï. Ýòî îøèáêà ïðèðîäû, åå ïðîèçâîäñòâåííûé áðàê.
Åñëè âû ïîäíèìèòå âîïðîñ ïåðåä íèì, åñòü ëè ñîâåñòü? Îí òâåðäî îòâåòèò, ÷òî íåò. Îí îòâåòèò: – «Åñòü ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ îáÿçàòåëüíûå äëÿ âñåõ. Îíè íåîáõîäèìû äëÿ óïîðÿäî÷èâàíèÿ îáùåíèÿ è ðàáîòû ëþäåé».
Ïðè îòñóòñòâèè ñîâåñòè, êàê ïðîÿâëÿþò ñåáÿ ïîòðåáíîñòè
Îòñóòñòâèå ñîâåñòè ïîçâîëÿåò áåç îãðàíè÷åíèÿ ðåàëèçîâàòü åìó ïàòîëîãè÷åñêèå âëå÷åíèÿ èçâðàùåííîé ïîòðåáíîñòè. Òàêèå ëþäè ëåãêî ñîâåðøàþò îáìàí, óáèéñòâî, íàñèëèå, âîðîâñòâî, ïðè ýòîì äëÿ íèõ íåïðèíöèïèàëüíî áåçðàçëè÷íî, êòî ýòî; ÷ëåí ñåìüè èëè ïîñòîðîííèé ÷åëîâåê. Åñëè õî÷åòñÿ, îí óáèâàåò, îáìàíûâàåò, íàñèëóåò, âîðóåò. Ó íåãî íåò ñäåðæèâàþùèõ âíóòðåííèõ òîðìîçîâ (ñîâåñòè). Åãî ñäåðæèâàåò òîëüêî ñòðàõ íàêàçàíèÿ óãîëîâíûì çàêîíîì, ñòðàõ ëèøåíèÿ æèçíè. Îí õî÷åò ñîâåðøàòü ïðåñòóïëåíèå, íî óìèðàòü îí íå õî÷åò è î÷åíü ÿðîñòíî è èçîùðåííî ñïàñàåò ñâîþ æèçíü. Ìîðàëü îáùåñòâà äëÿ íåãî íå ñóùåñòâóåò è íå ñäåðæèâàåò åãî ïîýòîìó. Îí íå ïîäîçðåâàåò ÷óâñòâîì âåðû, íå ÷óâñòâóåò, ÷òî îí ïîñòóïàåò àìîðàëüíî. Íî îí ÷óâñòâóåò, ïîä âëèÿíèåì èçâðàùåííîé ïîòðåáíîñòè, ÷òî õî÷åò óáèâàòü, âîðîâàòü íàñèëîâàòü îáìàíûâàòü è ò.ä. è äðóãîãî ÷óâñòâà ó íåãî íåò. È îí ðóêîâîäñòâóåòñÿ ýòèì âåëåíèåì ïîòðåáíîñòè.
Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî åñëè åìó áóäåò ïðèêàçàíî óáèòü ñâîåãî îòöà, ìàòü, æåíó, ñûíà (äîñòàòî÷íî îôèöèàëüíîãî äîâîäà: îí âðàã òâîé), òî îí óáüåò. Íàäî – çíà÷èò íàäî, ïðèêàç – åñòü ïðèêàç, ìíå ïðèêàçàëè, ÿ èñïîëíèòåëü, ÿ ìàëåíüêèé âèíòèê, íàâåðõó ëþäè äóìàþò, à ÿ èñïîëíÿþ – ýòî îñíîâíûå ëîçóíãè è óðîâåíü ìîðàëüíîãî ìûøëåíèÿ äëÿ ýòîãî ÷åëîâåêà.
Êîãäà íåò íåîáõîäèìîñòè ðåøàòü çàäà÷è, ãäå íå òðåáóåòñÿ âëèÿíèå ñîâåñòè, îíè ïðèíèìàþò ðåøåíèÿ, êàê âñå íîðìàëüíûå ëþäè îíè äåéñòâóþò è ðåàëèçóþò áèîëîãè÷åñêóþ ïðîãðàììó íîðìà.
Ïðî÷åå îñîáåííîñòè:
– íóæäàþòñÿ â îáùåíèè
– â þíîñòè âîññòàþò ïðîòèâ ðîäèòåëåé, åñëè îíè ëèøàþò èõ âîçìîæíîñòè áûòü êàê âñå, ëèøàþò ìîäíûõ óâëå÷åíèé, íàìåðåíèé, ìóçûêè, êîìïàíèè.
Õîðîøî ó÷àòñÿ, ïîëó÷àþò óñïåøíî îáðàçîâàíèå.
Íàäî ïîäóìàòü, êàê çäåñü îòðàçèòü öåííîñòè è èíòåëëåêò. Êàê ýòî áóäåò îòðàæàòüñÿ â ïîâåäåíèè. Èëè ýòî îòðàæàòü â êàæäîì ïñèõîòèïå.
Êîëè÷åñòâî òàêèõ ëþäåé â îáùåñòâå, êîëåáëåòñÿ â ïðåäåëàõ 0,05 – 0,1% ñ íîðìàëüíûìè öåííîñòÿìè. Íî ñòðóêòóðà ëè÷íîñòè è ïîâåäåíèÿ áóäåò ìåíÿòüñÿ, åñëè ïðè îòñóòñòâèè ñîâåñòè äîáàâëÿåòñÿ è ïàòîëîãè÷åñêèé ïñèõîòèï.
Ïðîôåññèîíàëüíîå ïðèìåíåíèå:
– îõðàíà;
– òåõíè÷åñêàÿ ðàáîòà è äðóãèå ïîäîáíûå âèäû ðàáîò;
– âîåííûå;
– þðèñòû, èõ îñíîâíîé ëîçóíã – çàêîí ýòî ñîâåñòü, ïóñòü ïîãèáíåò ìèð, íî çàêîí òîðæåñòâóåò;
– ïðîêóðàòóðà, ïðîêóðîð, ñëåäîâàòåëè, îíè íå ìîãóò ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ â ñâîåé ðàáîòå ñîâåñòüþ, åñëè îíè áóäåò ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ñîâåñòüþ, îíè áóäåò íàðóøàòü çàêîí. Îíè îáÿçàíû äåéñòâîâàòü ïî áóêâå çàêîíà. Ñðåäè ýòîé ñîöèàëüíîé ãðóïïû ëþäåé áîëüøå âñåãî ëþäåé áåç ñîâåñòè.
Î÷åíü ìíîãî ëþäåé áåç ñîâåñòè ñðåäè ïîëèòèêîâ, ãîñóäàðñòâåííûõ äåÿòåëåé, áèçíåñìåíîâ, àäìèíèñòðàòîðîâ âûñøåãî óðîâíÿ óïðàâëåíèÿ. Îáû÷íî ýòî ëþäè ñ âûñîêèì óðîâíåì èíòåëëåêòà.
Ïðîêóðîð ìîæåò âûéòè ñ ïðåäëîæåíèåì ïåðåñìîòðåòü çàêîí, êàê ïðîòèâîðå÷àùèé ÷åëîâå÷åñêîé ñîâåñòè, íî èñïîëíÿòü, äåéñòâóþùèé çàêîí, îí îáÿçàí. À âîò ñóäüÿ äîëæåí ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ñîâåñòüþ è ðàññìàòðèâàòü ÿâëåíèå ñî âñåõ ñòîðîí è ñî ñòîðîíû çàêîíà è ñî ñòîðîíû ñîâåñòè.
Источник