Евгений герасимов архитектор биография личная жизнь

Евгений герасимов архитектор биография личная жизнь thumbnail
Герасимов, Евгений Львович
Дата рождения 25 октября 1960 (60 лет)
Место рождения Бийск
Гражданство РФ
Род деятельности архитектор
Награды и премии

Обладатель почетного звания «Заслуженный архитектор Российской Федерации», член Градостроительного совета Санкт-Петербурга, лауреат множества профессиональных премий.

Сайт egp.spb.ru

Герáсимов, Евгéний Львóвич (25 октября 1960, Бийск) — российский архитектор. Генеральный директор, учредитель и руководитель проектов архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» (Санкт-Петербург). Обладатель почетного звания «Заслуженный архитектор Российской Федерации», член Градостроительного совета Санкт-Петербурга[1], лауреат множества профессиональных конкурсов.
Награжден медалью Российского Союза Архитекторов «За высокое зодческое мастерство» им. В. Баженова, а также почетными дипломами Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Всемирного клуба петербуржцев. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры, премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за произведение архитектуры и премии «Дом года».

Биография[править | править код]

Родился в городе Бийске Алтайского края, куда родители-инженеры были направлены по распределению после окончания ВУЗов.
Учился в художественной школе, в 1977 году закончил среднюю образовательную школу № 16 г. Самары.
В 1983 г закончил ЛИСИ (мастерская проф. Лаврова Л.П.)[2].
В 1983—1990 годах работал архитектором, ведущим архитектором, руководителем группы в проектном институте «ЛенНИИПроект».
В 1991 г. основал в Санкт-Петербурге «Персональную творческую архитектурную мастерскую под рук. Е.Л. Герасимова», а в 1999 году — ООО «Евгений Герасимов и партнеры».

О мастерской[править | править код]

Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» — одна из старейших и наиболее крупных в Санкт-Петербурге.
За годы работы коллективом создано более 70 проектов и построек в разных стилях. Спектр типологий — от концептуальных «бумажных» проектов до масштабных градостроительных концепций.
Портфолио мастерской составляют правительственные комплексы, жилые дома, офисные центры, отели, выставочные и музейные здания, объекты реставрации.
Многие работы мастерской удостоены престижных архитектурных наград в России и за рубежом.
Сейчас в коллективе около 120 человек: это 5 групп архитекторов, 4 группы конструкторов и группа генплана. Мастерская сотрудничает с ведущими застройщиками Северо-Запада РФ: компаниями LEGENDA, RBI, «ЛенСпецСМУ», «ЛСР», SetlCity и другими.
Многие знаковые постройки созданы в соавторстве с архитектором С.Э. Чобаном, его московским бюро SPEECH и германским — nps tchoban voss.

Основные постройки и проекты[править | править код]

Подавляющее большинство построек находятся в Санкт-Петербурге.

2000 — эстакада Ушаковской развязки
2003 — школа-студия АБДТ им. Г.А. Товстоногова
2004 — жилой дом на Тверской ул., 6
2004 — жилой дом на Невском пр., 133-137
2005 — Еврейский Санкт-Петербургский общинный дом ЕСОД
2007 — жилой дом Stella Maris
2007 — отель «Введенский» (реконструкция и новое строительство)
2008 — жилой комплекс «Дом у моря» (совместно с nps tchoban voss)
2008 — офисное здание на пл. Островского
2009 — победа в международном конкурсе на проект «Набережная Европы»[3] (совместно с nps tchoban voss)
2010 — апартамент-отель в Зеленогорске
2011 — многофункциональный деловой комплекс с головным офисом ПАО «Банк Санкт-Петербург» (совместно со SPEECH и nps tchoban voss)
2011 — реконструкция дома Лобановых-Ростовских под гостиницу Four Seasons
2013 — жилой дом «Ковенский, 5»
2013 — жилой дом «Венеция»
2014 — жилой дом «Победы, 5»
2014 — Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» (совместно со SPEECH nps tchoban voss)
2015 — жилой дом «Мегалит»
2015 — концепция реконструкции Большого Гостиного двора
2015 — концепция Парламентского центра Российской Федерации (проект — финалист международного конкурса)
2015 — жилой комплекс «Царская столица»
2016 — административный и деловой комплекс «Невская Ратуша». 1 очередь (совместно со SPEECH и nps tchoban voss)
2016 — проект административно-жилого комплекса зданий Верховного суда РФ и театра танца Бориса Эйфмана (совместно со SPEECH)
2016 — концепция расширения Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского[4]
2017 — жилой дом «Верона»
2018 — жилой комплекс «Европа Сити» (совместно со SPEECH и nps tchoban voss)
2018 — жилой комплекс «Русский дом»
2019 — жилой комплекс Art View House.

Выставки[править | править код]

Евгений Герасимов — инициатор, куратор либо участник ряда выставок. Как правило, он предоставляет для экспозиции предметы из своей коллекции искусства, в некоторых случаях является также куратором и автором дизайна (см. выставки графики Соломона Юдовина в Русском музее и Музее блокады Ленинграда).

2016, Государственный Русский музей, Мраморный дворец — «Квартира №5. К истории петроградского авангарда. 1915-1925»[5] (выставлено несколько работ из коллекции)
2019, Государственный Русский музей, Строгановский дворец — «Соломон Юдовин. Блокадная графика из собраний Русского музея и Евгения Герасимова»[6] (при поддержке компании «Интерформ дизайн»)
2019, Центральный выставочный зал «Манеж» — «Дейнека / Самохвалов» (выставлено несколько работ Александра Самохвалова)
2020, Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Онлайн-выставка «Соломон Юдовин. Графика» из коллекции Музея и собрания Евгения Герасимова[7]
2020, Государственный Эрмитаж — «Мелкая пластика Ар Деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова»[8]

Издательская деятельность[править | править код]

«Архитекторы-ветераны. Участники Великой отечественной войны» — СПб, 2005
Städte in Europa: Architekturzeichnungen von Leonid Lavrov[9] — Berlin, DOM publishers, ISBN 978-3-86922-113-7, 2011
«Борис Костыгов. Графика» — СПб: «Пропилеи», 2011
«Левиаш. Проекты. Постройки. Графические композиции. Портреты» — СПб: 2011
«Борис Костыгов. Иллюстрированные комментарии и примечания к роману Ф.М. Достоевского «Идиот» — СПб: 2015
«Борис Костыгов. Иллюстрированные комментарии и примечания к роману Ф.М. Достоевского «Идиот». Рисунки Б.Г. Костыгова из коллекции Евгения Герасимова — СПб: «Пропилеи», 2016
«Борис Костыгов. Иллюстрированные комментарии к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и текстовые примечания к ним» Рисунки Б.Г. Костыгова из коллекции Евгения Герасимова — СПб: «Пропилеи», 2016
«Соломон Юдовин. Блокадная графика» — СПб: Palace Editions[10], 2018
«Владимир Попов. Графика» — СПб, «Пропилеи», 2019
«Государственный Эрмитаж — «Мелкая пластика Ар Деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова». Каталог выставки – СПб: «Пропилеи», 2020
«Архитектор Александр Лишневский» — СПб: «Пропилеи», 2020

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Официальный сайт архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»
Евгений Герасимов на сайте Archi.ru
Журнал Tatlin Mono
Интервью «Агентству строительных новостей»

Источник

Евгений Львович ГЕРАСИМОВ (р.1960)

Евгений Герасимов родился в городе Бийск Алтайского края. В 1983 г. окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, после окончания которого до 1990 года работал в институте «ЛенНИИПроект» в должности руководителя группы архитекторов.

В 1991 г. основал одну из первых в городе независимых архитектурных мастерских «Евгений Герасимов и партнеры» (два других партнера- это Виктор Хиврич и Зоя Петрова). Сегодня это один из самых успешных застройщиков современного Петербурга, на счету которого более 30 построенных объектов и множество проектов, находящихся в разработке. На данный момент компания насчитывает более 100 человек — шесть групп архитекторов, отдел конструкторов и группа генерального плана. Постоянным партнером мастерской является известный российский и немецкий архитектор Сергей Чобан, совместные проекты с которым начались с 2002 года.

Евгений Герасимов известен своей многостильностью: как работами на темы классики и историзма, так и чисто модернистскими проектами, со сплошным остеклением и торжеством современных технологий. Отвечая на вопрос, каким является собственный фирменный стиль его бюро , Е.Герасимов в одном из интервью ответил: «У нас нет стиля, наше кредо: Больше проектов хороших и разных».

Среди реализованных проектов мастерской Е.Герасимова преобладают жилые дома, удачно вписанные в окружение. Первая работа его мастерской- жилой комплекс на Бухарестской ул., 59 (1992-94)- один из первых кондоминиумов в России, состоящий из комплекса отдельных коттеджей и многоквартирного дома. Затем были построены выставочный комплекс ОАО “Кировский завод” на пр.Стачек (1998-2000), жилой дом на Каменноостровском пр., 56 (1998-2000), отель «Эмеральд» на углу Суворовского проспекта и 6-й Советской улицы (2001-03).

Жилой дом на Каменноостровском пр., 56

Отель «Эмеральд» на углу Суворовского проспекта и 6-й Советской улицы

Несколько жилых комплексов было возведено в 1990-2000е годы на Крестовском и Каменном островах — «Пятый элемент», «Стелла Марис», «Дом у моря», «Зеленый остров», комплекс для судей Конституционного суда. Среди них особо выделяется жилой дом «Венеция» (2011-13, Депутатская ул., 26)- хорошая вариация на тему итальянской архитектуры.

Жилой дом «Венеция»

К работам мастерской Герасимова относятся как крупные жилые комплексы Петербурга- “Морской каскад” на ул. Кораблестроителей (2003-05), «Царская столица» рядом с Московским вокзалом (2014-16), жилой район Кудрово «Семь столиц» и комплекс «Европа-сити», которые еще строятся, так и отдельные жилые дома- «Мегалит» на месте бывшей гостиницы «Речная» , комплекс YE’S на ул.Хошимина.

Жилой район Кудрово «Семь столиц»

Однако, были на счету мастерской Герасимова и скандальные проекты, вызывавшие неоднозначную, а иногда и резко отрицательную реакцию общественности. Так, резко отрицательно оценила общественность строительство сразу трех новых домов на Невском проспекте: это дом 133-135 (2003-04), дом 152 «Ле Грандъ» (2005-07) и отель на площади Островского (2005-08), стоящий прямо напротив Александринского театра.

Невский проспект дом 133-135

Отель на площади Островского

После сдачи бизнес-центра «STELS» на Боровой улице, 32/19 (2006) архитектор сам обратился в надзорные органы и суд по причине грубых нарушений в проекте со стороны застройщика- зданию был надстроен лишний этаж, нарушивший строительный регламент, были сделаны незапроектированные входы, козырьки и колонны.

Не менее скандальный оказался построенный годом позже жилой комплекс “Финансист” на площади Собчака (2007-09), который уже в процессе строительства был назван властями «градостроительной ошибкой» по причине того, что испортил вид стрелки Васильевского острова.

Наконец, бизнес-центр «Санкт-Петербург Плаза» (2008-10) на Малоохтинском проспекте с башней офиса банка «Санкт-Петербург» выпукло-вогнутой формы даже получил от петербуржцев ироничное прозвище «дом-чайник» за свой не совсем уместный для центра города вид.

Но все таки главное, что отличает мастерскую Герасимова это то, что именно ей поручается в последнее десятилетие реализация очень значимых для города проектов:
– Еврейский Санкт-Петербургский общинный дом (2004-06 , Большая Разночинная ул., 25А), завоевавший не только архитектурные награды, но и премии Правительства Санкт-Петербурга и Правительства РФ в области культуры.
– Реконструкция зданий Невской бумагопрядильной мануфактуры на ул.Красного Текстильщика под размещение “Единого центра документов” (2009)
– Административно-деловой комплекс «Невская Ратуша», второе административное здание города после Смольного (2010-16, Дегтярный пер.)
– Конгрессно- выставочный комплекс «Экспофорум» в Шушарах (2011-14)
– Застройка «Набережной Европы», где должны появиться здания Верховного Суда РФ и Дворец танца Бориса Эйфмана.

Еврейский Санкт-Петербургский общинный дом

Административно-деловой комплекс «Невская Ратуша»

Конгрессно- выставочный комплекс «Экспофорум» в Шушарах

Евгения Герасимова часто обвиняют в том, что он позволяет себе вмешиваться в исторические ансамбли и «открыточные виды» Петербурга, однако сегодня он- один из самых титулованных современных архитекторов: заслуженный архитектор России, лауреат Всемирного Архитектурного Биеннале 1987 г., обладатель гран-при конкурса «Архитектон» 2004 и 2006 годов, многократный дипломант международного смотра-конкурса «Зодчество», обладатель медали Российского Союза Архитекторов – «За высокое зодческое мастерство», обладатель золотой медали Международной Ассоциации Союзов Архитекторов. Является Герасимов и членом Градостроительного совета Санкт-Петербурга, при этом один из немногих современных зодчих, которые никогда не находились на административной работе в Смольном.

источник

Источник


Скандально известный архитектор Евгений Герасимов публично оскорбил журналиста «Санкт-Петербургских ведомостей». Герасимов должен принести извинения.

Фото: Евгений Асмолов / ИНТЕРПРЕСС

Инцидент произошел 27 сентября на выходе из Дома архитектора после презентации скандального проекта нового здания музея Достоевского. Евгений Герасимов в присутствии свидетелей оскорбил журналиста «Санкт-Петербургских ведомостей» Вадима Кузьмицкого (аудиозапись есть в распоряжении нашей редакции). Причина резкого выпада архитектора — критическая статья «Предлагают жуткие варианты. Пугают» про методы расселения Фондом Достоевского простых небогатых жильцов дома № 5 по Кузнечному переулку.

Редакция главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» выражает возмущение недопустимым и циничным поведением Герасимова. Мы расцениваем это, как вопиющий факт хамского отношения к СМИ, факт нетерпимости и агрессии по отношению к неугодным журналистам.

Мы требуем, чтобы архитектор Евгений Герасимов незамедлительно принёс письменные и публичные извинения в адрес газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и лично Вадиму Кузьмицкому.

Напомним, архитектор Евгений Герасимов родился в городе Бийск Алтайского края в 1960 году. Известен петербуржцам как автор ЖК «Финансист», нарушившего небесную линию Санкт-Петербурга. Проекты Герасимова часто вызывали резкую реакцию в обществе. Достаточно вспомнить «Невскую ратушу» (проект которой мы уже называли скучным), отвергнутый проект Никольского рынка с паркингом, элитный ЖК на улице Короленко, застройку проспекта Маршала Блюхера, которую теперь придется переделывать. Или как археологические раскопки и детский сад не помешали Герасимову согласовать и возвести массивный безобразный новодел: «Смольный разрешил Ованесьян и Свиньину новодел на Мойке».

Сегодня особый протест горожан вызывает напористое продавливание Герасимовым и его коллегами по частному фонду уничтожения последнего сквера на Кузнечном переулке. Деструктивную идею создания безвкусной бетонной новостройки вместо сквера мы с нашими читателями оценивали отрицательно на разных стадиях ее воплощения: «Петербург Стеклоевского», «Достоевский не знал слова “инвестор”», «Скверно, Федор Михалыч», «”Предлагают жуткие варианты. Пугают”». 

«Санкт-Петербургские ведомости» — главная городская газета Петербурга, старейшее российское печатное издание. Мы уважаем наших читателей, публикуем для них только объективные и честные материалы. Некоторым это не нравится. Но никакими оскорблениями им не остановить наших журналистов, которые вскрывают язвы города и называют вещи своими именами.

Редакция газеты «Санкт-Петербургские ведомости»

Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова. 

И, конечно, «История “Санкт-Петербургских ведомостей” от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!

Источник

Одни считают его дерзким архитектором, который не боится строить по соседству с великими зодчими. Другие видят в нем прежде всего талантливого бизнесмена. Мастерской Герасимова принадлежит множество успешных проектов, неоднократно отмеченных архитектурными наградами и премиями.

В октябре апарт-отель и жилой комплекс «Дом у моря» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, спроектированный мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» совместно с nps tchoban voss GbR (Берлин), получил Золотой диплом XVI международного фестиваля «Зодчество-2008», организованного Союзом архитекторов России. Размышлениями о том, какими личными и профессиональными качествами должен обладать современный зодчий, работая в таком уникальном городе, как Петербург, Евгений Герасимов поделился с «Ведомостями».

– Ваш совместный с Сергеем Чобаном проект «Дом у моря» получил Золотой диплом «Зодчества-2008». Победа для вас была ожидаемой?

– Пожалуй, да: заказчик – Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга» – здорово потратился! (Улыбается.) А если говорить серьезно, то в отделке, например, использован беспрецедентный для России объем натурального камня. Но, я думаю, затраты быстро окупятся. Это эксклюзивный проект в уникальном месте, второго такого нет и не будет.

– В чем же уникальность?

– «Дом у моря» (апарт-отель и жилой комплекс) расположен в парковой зоне Крестовского острова и обращен к реке Невке и Гребному каналу. Это 12 зданий высотой от четырех до шести этажей с квартирами класса люкс. Все корпуса объединены единым цоколем, в котором располагаются подземные парковки и технические помещения. Есть свой фитнес-центр. Мы развернули весь комплекс «лицом к воде». Гребной канал «втянут» внутрь комплекса, благодаря этому открывается красивый панорамный вид на воду – основное достоинство этого места.

– Я слышала, этот комплекс в народе уже прозвали «Доллар», потому что цены кусаются.

– Свое название он получил за S-образную конфигурацию. Композиционное решение позволяет создать два различных по характеру незамкнутых внутренних пространства, одно из которых представляет собой центральную парадную прогулочную эспланаду с аллеей и фонтанами как продолжение оси Гребного канала. Другое, более камерное, – тихая зона отдыха с прогулочными дорожками и ландшафтными посадками.

– Архитектура получилась строгая – так и было задумано?

– Да, мы старались, чтобы современная стилистика органично сочеталась с архитектурными традициями Санкт-Петербурга. Хотя в отделке использованы элементы из южной архитектуры – французской и итальянской, например жалюзи, накладные ставни и др. Нового звучания мы старались достичь также за счет применения новейших фасадных технологий и материалов. Это, например, вентилируемая навесная система фасадов с панелями из португальского доломитизированного известняка разного вида обработки – шлифованного, тесаного и профилированного. Этот материал отличается богатством цветовых оттенков и фактурностью, а по своим физическим свойствам сопоставим с гранитом, и ни повышенная влажность, ни перепады температур не оказывают на него разрушительного действия. Это самый подходящий для Питера камень.

Еще один прием – большой объем остекления, использование различных типов витражных конструкций и профилей. За счет разнообразия объемно-планировочных и фасадных решений «Дом у моря» при всей его масштабности лишен монотонности.

– Этот заказ вы получили на конкурсе?

– Нет, это совместный проект, который в 2002 г. поручался мне, а я пригласил Сергея Чобана. Это наш первый совместный объект, но не последний. Сейчас многие клиенты приглашают нас вдвоем, именно как творческий тандем.

– У вас есть какое-то разделение труда?

– Нет. Мы оба рисуем по нескольку эскизов генплана, потом отбираем лучшие. Например, так было с «Невской ратушей». И Сергей, и я сделали по семь картинок, а потом ранжировали: эти первый сорт, эти второй, эти третий. В результате отобрали лучшие, с ними и продолжили работу. К счастью, мы легко находим общий язык, поэтому быстро приходим к решению, ведь скорость в работе архитектора – это главное.

– А в отношениях заказчика и архитектора возможно такое же сотрудничество или это всегда улица с односторонним движением?

– Есть группа заказчиков в городе, с которыми я принципиально не работаю. То, что они делают, мне совершенно неблизко, и они, видимо, не собираются делать ничего другого.

– То есть деньги для вас в этом вопросе не на первом месте?

– Нет, деньги как результат важны, но только если они заработаны в процессе создания чего-то приличного. Делать абы что, по принципу «деньги не пахнут», – к счастью, я уже в этом не нуждаюсь. Не в деньгах, а в таком отношении к ним. Я могу позволить себе выбирать, за что браться, за что – нет.

– Все равно, наверное, взаимоотношения «архитектор – заказчик» – история довольно драматическая?

– Конечно, как история всей мировой архитектуры. Архитектор – это же сфера услуг, ты работаешь за деньги заказчика, ты должен делать то, что ему нравится, облизывать его.

– Даже когда заказчик – полный профан в архитектуре?

– Если человек хочет чего-то хорошего, но не совсем понимает, как это сделать, то какой-то потенциал в наших отношениях есть. Ситуация, когда заказчик говорит: делай что хочешь, я тебе доверяю полностью и в деньгах не стесняйся, – это исключение. В моей жизни такое было только один раз.

– Когда строилась гостиница на Островского, да?

– Да, это отель-бутик на Островского, 2. И это был единственный случай, когда заказчик, сингапурский миллиардер, ни в чем не ограничивал мою фантазию. Единственное условие – надо было сделать «дворец резной»! Когда я сказал: «Ренессансное палаццо подойдет?» – они ответили: «Да, подойдет!» Это, конечно, шанс, о котором мечтает любой архитектор: миллиардер хочет построить «дворец», и никаких ограничений по смете.

– Архитектурные критики считают вас типичным представителем питерской архитектурной школы. Вы с этим согласны или вам хотелось бы уйти от этого определения?

– Безусловно, я – питерский архитектор: воспитание, мировоззрение и ощущение города неизбежно накладывают отпечаток на творчество. Москва и Петербург – это разные города, по-разному зародившиеся, по-разному развивавшиеся. Никакой из городов не хуже, не лучше – просто они разные.

Москва – это город с азиатским мышлением, сущностным: какой купец богаче – у того и дом лучше, красивее. То есть Москва строилась усадьбами, домами. Питер – это европейский город, он строился пустотами – это мышление абстрактное. В Москве важен каждый дом, пространства нет как такового, в Питере, наоборот, важно пространство, каждый дом ничего не значит. От площади до площади идет улица, каждый дом – это просто один в ряду, дома стоят, плотно прижимаясь плечом друг к другу. Важна перспектива, важна пустота, важна абстрактная идея. Каждый дом особенно ничем не выделяется, если это не церковь там или что-то сверхуникальное.

– И как тогда быть с творческим самолюбием, чем его удовлетворить?

– Тем, что ты в ряду домов делаешь не самый плохой, ты делаешь современный дом, и в то же время он хорошо ложится в общий контекст, и это тоже важная задача.

– И чтобы достойно выглядеть рядом с Карлом Росси?

– Да, это должно быть, с одной стороны, «вещью в себе», на которую можно смотреть отдельно; с другой – это должно быть частью целого, таким винтиком в системе. Эта задача, может быть, и тебя немножечко подавляет, но в то же время одновременно и возвышает, если ты способен стать правильным винтиком в сложившейся системе – это тоже задача, она интересная, трудная и не всем под силу, у некоторых все-таки происходит нервный срыв.

– Писали, что вы выиграли конкурс по «Невской ратуше», потому что подняли купол, нарушив высотный регламент.

(Общественно-деловой квартал «Невская ратуша» планируют построить между ул. Моисеенко, Новгородской и Дегтярным переулком. Общая площадь комплекса – 400 000 кв. м. Из них 100 000 кв. м будут переданы администрации города частично по себестоимости. Сдать «Невскую ратушу» планируют в три этапа – в 2010, 2011 и 2012 гг.)

– Мы выиграли потому, что мы предложили четкую, ясную идеологию этого квартала и девелоперу, и власти. Мы предложили решение, из которого видно, что здания органов власти должны отличаться от обычного офиса. Благодаря идеологии мы победили, а не потому, что нарушили регламент и предложили стеклянный купол, который вылезает за регламент; тем более что последний градсовет подтвердил нашу правоту и одобрил такое нарушение регламента, т. е. отступление для стеклянного купола.

– Получается, кому-то регламент все-таки можно нарушать?

– Скажем так: из него бывают исключения. Есть специальная процедура, проект проходит через общественные слушания.

– Ну а вообще как вы к градостроительному регламенту относитесь?

– Хорошо. Чем жестче регламент, чем он понятнее, однозначнее, тем проще работать архитектору, тем легче жить девелоперу, тем меньше возможностей для коррупции. И нам не нужно ни с кем бороться, давать взятки, звонить по телефону, заказывать какие-то экспертизы. Однозначные и понятные правила игры, единые для всех, – это то, что необходимо нашему городу.

– А вот злые языки говорят, что у вас крепкий административный ресурс, поэтому вы свои даже самые смелые проекты утверждаете на раз. Потому, мол, к вам и заказчики идут.

– Нет никакого административного ресурса, за последние четыре года я ни разу не позвонил главному архитектору города, потому что это, собственно говоря, и не нужно. У нас есть неадминистративный ресурс – у нас есть хорошее реноме у заказчиков, у девелоперов, у строителей, и это главное. Какими бы связями ни обладал человек, но если он не умеет работать, не способен в срок выдавать качественную проектно-сметную документацию, которой можно было бы пользоваться и которая не вызывала бы тошнотворного эффекта у окружающих, то административный ресурс не поможет.

– Но все равно нельзя исключать вкусовщины: этому нравится, этому не нравится.

– Разные мнения – нормальная ситуация при защите любого проекта. Но если ты убедителен, то даже те, кому что-то не нравится в твоем проекте, признают, что это имеет право на жизнь. Надо уметь ясно доводить свою идею до окружающих – до заказчиков, до согласующих инстанций.

– То есть рисовать красивую картинку – это далеко не все, что требуется от архитектора?

– Бумага все терпит, можно нарисовать любые, самые завлекательные картинки. А вот объяснить заказчику, зачем это нужно, сколько это стоит, как это построить, как это эксплуатировать, и выдать в срок приемлемую для строительства сметную документацию – в этом и проявляется профессионализм архитектора.

– На какой стадии находится сейчас проект делового квартала «Невская ратуша»?

– Сейчас идут подготовительные работы, расчистка площадки, готовятся котлован рыть, делаются пробные сваи. Надеюсь, что мы будем делать рабочую документацию. Мы сейчас заканчиваем стадию проекта вместе с архитектурным бюро Сергея Чобана. В этом году, надеемся, проект будет сдан на экспертизу, и весной появится рабочая документация и начнется строительство: котлован, сваи и т. д.

– Получается, вы отходите от проектирования жилья?

– Отчасти сейчас есть некоторый крен в сторону офисных зданий. Но все равно мы не бросаем тему жилья. В жилом доме интересны фактура, материал, детали, чтобы было на что посмотреть: «мясо» стены, пластика стены, толстая, сочная – чтобы глаз задерживался на деталях, на цвете, а не просто такая посверкивающая стекляха.

– Кроме жилья и офисов вам приходилось строить что-нибудь еще? Может, какие-то общественные здания?

– Да, например, Еврейский центр мы практически строили себе в убыток, но сделали, получили за него кучу наград всяких разных. Конечно, интересно проектировать театры, музеи, библиотеки, культурные центры. В случае с Еврейским центром нам повезло – нас выбрали, по-моему, из 20 претендентов. Но строительство общественных зданий в нашей стране – единичные случаи, тем они ценнее.

– Часто архитекторы жалуются, что их гениальные идеи в процессе строительства упростили, исказили, что у заказчиков одна цель – построить быстро и дешево. А вы работаете с дорогими материалами, почти все ваши объекты облицованы натуральным камнем. Как вам удается дожимать клиентов и воплощать в жизнь свои, прямо скажем, роскошные проекты?

– Стараемся. (Улыбается.) А что толку плакать, жаловаться? Если результат «не очень», кого интересует, почему так произошло, ты же потом наколку себе не сделаешь на лбу «Я не виноват!». Если ты принимаешь на себя ответственность, значит, ты должен сделать все, что можешь. Посмотрите на Сергея Чобана. Он иногда заказчикам говорит: «Будет не так, как у меня в проекте, я сам ломом на стройке все разломаю».

– Ничего себе угроза!

– Ну а как с ними еще поступать? У меня на Невском, 152, объект – жилой дом. И вдруг подрядчик говорит: «Не будем подсветку делать». А я говорю: не приму здание в эксплуатацию, не подпишу комиссии, можете меня на куски разрезать, если не будет там, где должно быть, архитектурной подсветки. В результате делают подсветку.

– У вас, наверное, уже соответствующая репутация сложилась.

– Заказчики понимают, что да, с Герасимовым не так просто, он не соглашается на всякое фуфло, зато есть шанс добиться некоего результата. Кому это нужно, тот с нами сотрудничает; кому нужны послушные чертежники, которые обрисовывают их замыслы и вкусовые пристрастия, тот найдет сговорчивых архитекторов.

– Есть какая-нибудь заветная мечта?

– Конечно, есть. Построить музей в Петербурге, библиотеку или там въездной комплекс в город – такое общественное здание городского масштаба. Театр новый.

– И чтобы его через 50-100 лет взяли под охрану.

– Почему через 100? Лучше сразу после строительства. Вот гостиницу на пл. Островского, я считаю, можно сразу вписывать в памятники.

– Финансовый кризис на вас как-то уже сказывается?

– Пока никак. Есть некоторая озабоченность у клиентов, поэтому мы, конечно, опасаемся, что это скажется на судьбе больших офисных комплексов, которые, понятно, строятся на заемные деньги. А рынок жилья, по-моему, от кризиса только выиграет. Русский человек привык беречь деньги в чулке. Но доллар падает, и одно средство – вкладывать в недвижимость. Квартирку купил – сдавай в аренду. Поэтому люди бросятся сейчас покупать жилье, недвижимость. Это то, что можно пощупать! Это олигархи на курсах акций в один день теряют по $6 млрд, а простой человек понимает, что у него квартирка как была, так и есть и, сдавая ее в аренду, он всегда детишкам на молочишко заработает. Поэтому рынок жилья – он был, есть и, слава богу, будет, я надеюсь, а значит, и мы не останемся без работы.


Елена Березина для «Ведомостей», 01.12.2008,
№227 (2249)

Источник