Евгений светланов биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 сентября 2020; проверки требуют 2 правки.
Евге́ний Фёдорович Светла́нов (6 сентября 1928, Москва, РСФСР, СССР — 3 мая 2002, там же) — советский и российский дирижёр, композитор, пианист, публицист. Народный артист СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1986). Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1975) и Премии Президента Российской Федерации (1999).
Биография[править | править код]
Евгений Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве.
Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкальном училище имени Гнесиных (1944—1946), затем в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) у М. А. Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера. Позже занимался композицией у М. Ф. Гнесина. Будучи студентом института, начал свой творческий путь как пианист. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования А. В. Гаука и композиции — Ю. А. Шапорина.
В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского).
С 1955 года — дирижёр, в 1963—1965 — главный дирижёр Большого театра. Дебютировал в 1955 году постановкой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Эта же опера спустя 45 лет стала последней его работой в театре.
В 1962 году был назначен музыкальным руководителем Кремлёвского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра.
С 1965 по 2000 год — художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года — России).
В 1992—2000 годах — главный дирижёр гаагского оркестра Резиденси (Нидерланды).
В 2000—2002 годах вновь работал в Большом театре.
Работая в Большом театре, осуществил ряд постановок русских и зарубежных опер: «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Не только любовь» Р. К. Щедрина.
Искусство дирижёра получило признание не только в СССР, но и за границей: его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» П. И. Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). В 1964 году дирижировал спектаклями труппы Большого театра на сцене театра «Ла Скала» (Милан, Италия).
Также дирижировал многочисленными западными коллективами, такими как Симфонический оркестр Би-би-си, Филармонический оркестр Би-би-си, Лондонский симфонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр в Англии, Филадельфийский оркестр в Соединённых Штатах Америки, Оркестр де Пари, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Радио Франции, Страсбургский филармонический оркестр и Филармонический оркестр Монпелье во Франции, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Италии, Берлинский филармонический оркестр и Мюнхенский филармонический оркестр в Германии, Венский симфонический оркестр в Австрии, Оркестр Королевского театра де ла Моннэ в Бельгии, Королевский Оркестр Консертгебау Амстердама в Нидерландах, Симфонический оркестр Шведского радио, Хельсинкский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Финского радио, Симфонический оркестр Датского радио, Филармонический оркестр Осло, Гётеборгский симфонический оркестр, Симфонический оркестр NHK в Японии и т. д.
С Госоркестром СССР, под его управлением играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители — С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, А. Я. Эшпай, Т. П. Николаева, М. А. Фёдорова, Т. Н. Хренников, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, А. К. Фраучи, Ф. П. Лузанов, Ф. Кемпф.
Под его управлением состоялись премьеры многих симфонических произведений советских композиторов, впервые в СССР прозвучали мистерия «Жанна д’Арк на костре» А. Онеггера, «Турангалила» О. Мессиана, «Уцелевший из Варшавы» А. Шёнберга, 7-я симфония Г. Малера, ряд сочинений И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, А. Веберна, Э. Вила-Лобоса и др.
В 1980—1983 годах провёл цикл концертов «Избранные шедевры западноевропейской музыки».
Творческое наследие огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Первый дирижёр, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром записал почти все симфонические произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, А. К. Глазунова, В. С. Калинникова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, а также Р. Вагнера, И. Брамса, Г. Малера, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, А. Я. Эшпая и многих других композиторов. Некоторые их произведения под его управлением прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение симфонических произведений П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Существует также ряд записей как пианиста.
Гастролировал за рубежом (выступал более чем в 20 странах).
Могила Светланова на Ваганьковском кладбище.
Автор ряда оригинальных сочинений: Симфонии h-moll, симфонических поэм «Даугава» и «Калина красная», Поэмы для скрипки с оркестром памяти Д. Ф. Ойстраха, Арии для ансамбля виолончелей, Фортепианной музыки, Романсов и других сочинений. Стиль его, как композитора перекликается с творчеством С. В. Рахманинова.
Выступал в печати, по радио и телевидению по различным вопросам музыкальной жизни. Его статьи, очерки, эссе, рецензии (более 150) переизданы в сборнике «Музыка сегодня» (М., 1976).
С 1974 года — секретарь правления Союза композиторов СССР.
Евгений Фёдорович Светланов скончался на 73 году жизни 3 мая 2002 года в Москве.
Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с могилой отца.
Семья[править | править код]
Отец — Фёдор Петрович Светланов (1897-1976). Мать — Татьяна Петровна Кругликова (1890-1981), сестра Веры Петровны Кругликовой (1889-1972). Отец происходил из рода Светлановых, а мать из знаменитого дворянского рода Кругликовых. Родители были солистами оперы Большого театра. Младшая сестра Анна Фёдоровна Зубова (1933), живёт в Кемерово.
- Первая жена — Лариса Ивановна Авдеева (1925—2013), оперная певица, народная артистка РСФСР.
- Сын Андрей (род. 1956).
- Вторая жена — Нина Светланова (Николаева) (умерла 18 сентября 2019)[1] — журналист, окончила вокальное отделение Московской консерватории.
Награды и звания[править | править код]
- Герой Социалистического Труда (25 апреля 1986 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность[2].
- Заслуженный артист РСФСР (15 сентября 1959 года) — за заслуги в области советского искусства[3][4].
- Народный артист РСФСР (25 февраля 1964 года) — за заслуги в области советского искусства[5].
- Народный артист СССР (3 октября 1968 года) — за большие достижения в развитии советского музыкального искусства[6].
- Народный артист Киргизской ССР (1974)[7].
- Ленинская премия (1972) — за концертные программы (1969—1971).
- Государственная премия СССР (1983) — за концертные программы (1979—1982).
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1975) — за концертные программы (1973—1974) и концерты, посвящённые симфоническому творчеству С. В. Рахманинова.
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года)[8].
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 октября 1998 года) — за выдающиеся заслуги в развитии мирового музыкального искусства[9].
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 июля 1996 года) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в мировую музыкальную культуру[10].
- Три ордена Ленина:
- первый (1971).
- второй (5 сентября 1978 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения[11].
- третий (25 апреля 1986 года).
- Орден Трудового Красного Знамени (1967).
- Орден Дружбы народов (1977).
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ)[12].
- Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (НРБ, 1971).
- Офицер ордена Почётного легиона (Франция).
- Командор ордена Нидерландского льва (Нидерланды).
- Благодарность Президента Российской Федерации (6 сентября 1998 года) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства[13].
- Почётная грамота Правительства Российской Федерации (8 октября 1998 года) — за выдающийся личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность[14].
- Почётный академик Шведской Королевской академии.
- Почётный академик Академии искусств США.
- Почётный профессор МГУ и музыкальной академии имени Гнесиных.
- Почётный член Шведской королевской музыкальной академии (1992).
- Почётный дирижёр Большого театра (1999).
- Почётный член музыкальной Академии Вагнера.
- Почётный член Шубертовского общества.
- Лауреат «Гран при» (Франция) — за запись всех симфоний П. И. Чайковского.
- Лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1994).
- Медали.
Постановки[править | править код]
Оперы
Балеты
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского
- «Тропою грома» К. А. Караева (1959)
- «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1960)
- «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1962)
- «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1963).
Некоторые сочинения[править | править код]
Для оркестра[править | править код]
- Симфония h-moll (1956)
- Праздничная поэма (1951)
- Прелюды (1966), симфонические размышления
- «Калина красная», симфоническая поэма (памяти В. М. Шукшина, 1975)
- «Даугава», симфоническая поэма (1952)
- «Сибирская фантазия» на темы А. Оленичевой (совместно с И. В. Якушенко, 1954)
- Рапсодия № 1 («Картины Испании») (1955)
- Рапсодия № 2 («Еврейская», посвящённая болгарскому композитору П. Владигерову[15])
- «Романтическая баллада» (1974)
- «Рассвет в поле», симфоническая картина
- Монолог Арбенина для баритона и симфонического орккестра
- Скерцо для фортепиано и оркестра
- Лирический вальс для струнного оркестра
- Китайский танец
- «За мир», хореографическая картина
- Концертные вариации для дуэта гуслей и оркестра русских народных инструментов (редакция Т. Городовской)
Для солистов, хора и оркестра[править | править код]
- Кантата «Родные поля» (1949)
Концерты[править | править код]
- Концерт для фортепиано с оркестром c-moll (1976)
- Поэма для скрипки с оркестром (памяти Д. Ойстраха) (1974)
- Русские вариации для арфы и струнного оркестра
Камерная музыка[править | править код]
- Квартет для двух скрипок, альта и виолончели
- «Деревенские сутки», квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны: «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь»
- Сонатины для скрипки и фортепиано
- Соната для виолончели и фортепиано
- Ария для альта и фортепиано
- Прелюдия и скерцо для кларнета с фортепиано
- Вальс для камерного оркестра
Для фортепиано[править | править код]
- Прелюдии
- Сонаты (№1 (неоконченная), №2 №3) и сонатины (№1, №2, №3 «Новогодняя», №4 «Вечорницы», №5 «Сказка»)
- Два этюда высшей трудности: «Полдень на базарной площади», «Двойные ноты»
- Детский альбом: Русская песня, Вальс, Колыбельная, Марш
- Наброски: «Загадка», «Усмешка», «Сумерки», «На деревенском кладбище», «Танец»
- «Ориент», рапсодия.
- 24 прелюдии (во всех тональностях), «Салонные отрывки»
Для скрипки[править | править код]
- «Два простых напева»: Песня, Песенка
- Вальс
- Ария
- Соната (посв. Н. Я. Мясковскому)
- Сонатина № 1
- Сонатина №2 (Сонатина-элегия)
- Пять мелодий (посвящается М. Ф. Гнеcину): Русская, Якутская, Персидская, Еврейская, Бурятская
Для голоса и фортепиано[править | править код]
- Романсы
- Два романса на cлова Ф. Тютчева: «Есть в осени», «Еще томлюсь»
- «Приди ко мне» на cлова А. Кольцова
- «Ноченька», обработка русской народной песни
- Три романса на cлова В. Кругликовой: «Я шла одна», «По золотому листопаду», «В красках закатных»
- Две новогодние песни на слова С. Михалкова: «Под Новый год» (колыбельная), «За ёлкой»
- Три романса на слова С. Щипачёва: «Своей любви», «Люблю тебя», «Весенний дождь»
- Ариэтта (Вокализ)
- «Средь шумного бала» на cлова А. Толстого, «Девушка пела в церковном хоре» на слова А. Блока, «Нет, не тебя так пылко я люблю» на cлова М. Лермонтова, «Давно в любви» на cлова А. Фета, «Следить твои шаги» на слова А. Фета, «Я помню» на cлова Н. Огарёва, «Березка» на слова С. Щипачёва, «Над свежей могилой» на cлова С. Надсона
- Романсы на стихи А. Пушкина: «Я вас любил», «В Сибирь», «Поэт», «Узник», «В поле чистом», «Няня», «Что в имени тебе моем»
- Песня Нагаши (из армянских песен)
- Песня-романс «Когда я слышу голос твой» на слова Е. Светланова, «По-над берегом затона» на cлова Я. Журавлева, «Песня мира и дружбы» на cлова В. Захарченко, «Гимн Родине» на cл.ова Е. Светланова, «Родной стране» на cлова В. Лебедева-Кумача, «Пою Россию» на cлова С. Щипачева, «С неба звездочка упала» на cлова А. Жарова, «Про любовь» на cлова В. Шефнера, «Два влюбленных» на cлова Е. Светланова
- «Эстонская песня»
- «Песня о молоте», обработка английской народной песни
Для голоса и оркестра[править | править код]
- Три русские песни для голоса и оркестра («Не велят Маше», «Уродилась сильна ягода», «Катенька веселая»)
Для хора[править | править код]
- «Воспоминание», постлюдия для хора а сарpеlа (светлой памяти А. А. Юрлова)
- «Вышивала до рассвета» на слова В. Бокова: обработка для женского хора а саррelа
- «Кукушечка», обработка для женского хора а саррelа
- «Чайка», обработка для женского хора а саррelа
Фильмография[править | править код]
Участие в фильмах[править | править код]
- 1972 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
- 1972 — Дирижер (документальный)
- 1984 — Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)
- 1991 — Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
- 1995 — Партитура жизни (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 2005 — И есть, и будет (документальный)
- 2008 — Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный)
Память[править | править код]
- В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру России было присвоено имя Е. Светланова.
- В честь дирижёра назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году.
- Имя Е. Светланова получила малая планета № 4135.
- С 2007 года проводится международный конкурс дирижёров имени Е. Светланова[16].
- В 2012 на доме, где дирижёр жил с 1984 года (Елисеевский пер., 11), открыта мемориальная доска.[17]
- Имя Е. Ф. Светланова присвоено самолёту Airbus A330 компании «Аэрофлот»[18].
- Имя Е. Ф. Светланова носит улица в Раменках[19].
- С 2003 года имя Е. Ф. Светланова носит Детская Школа искусств в СВАО (Москва)
- С 2014 года имя Е. Ф. Светланова носит Калининградская областная филармония.
- Имя Е. Ф. Светланова носит Детская Школа Искусств №11 (Екатеринбург)
Литература[править | править код]
- Светланов. Вчера. Сегодня. Всегда: к 80-летию Евгения Светланова (альбом).
- Нина Николаева-Светланова[20]. Неожиданый Светланов[21][22]
- Светланов Е. Ф. Музыка сегодня. — М., 1976, 1979, 1986.
- Андрусенко Е. Духовное творчество музыканта // Играем с начала. Da capo al fine : Газета. — М., 2013. — № 9 (13). — С. 8.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Евгений Фёдорович Светланов. Сайт «Герои страны».
- Официальный сайт, посвящённый Евгению Светланову
- Евгений Светланов. Статья Петра Соловьёва
Источник
Биография
Евгений Светланов — дирижер, который, помимо музыкальной и композиторской деятельности, также занимался литературной работой. Пианист был лауреатом правительственных наград. За вклад в развитие музыки и за творчество он получил Ленинскую и Государственную премии, звание народного артиста.
Дирижер 45 лет управлял оркестром Большого театра, совмещая с руководством Государственным оркестром СССР.
Детство и юность
Евгений Светланов появился на свет 6 сентября 1928 года. Связать биографию с музыкой юному москвичу оказалось предначертано свыше, ведь мальчик рос в творческой семье. Его родители были оперными певцами и солистами Большого театра, поэтому в детстве Евгений часто оставался на репетициях и за кулисами постановок, как и его сестра Анна.
Евгений Светланов в молодости / Svetlanov Evgeny
Музыкой мальчик стал заниматься с шести лет. Он был хористом, участвовал в пантомимах и всячески проявлял интерес к искусству. В 1944 году Светланов стал учеником Музыкально-педагогического училища. Затем поступил в институт им. Гнесиных, а в 1951-м оказался студентом Московской консерватории.
В молодости композитор демонстрировал невероятный потенциал, поэтому уже на 4-м курсе консерватории получил приглашение выступить дирижером-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.
Личная жизнь
Музыкант был женат 2 раза. В первый брак он вступил с Ларисой Авдеевой, солисткой Большого театра. В 1956 году жена родила ему сына. Личная жизнь пары складывалась удачно до тех пор, пока в 1974-м в квартире супругов не оказалась журналистка радио «Маяк» по имени Нина. Музыковед посетила пианиста, чтобы взять интервью, и в тот же вечер влюбилась в мужчину.
В разговоре выяснилось, что оба участника беседы обожают рыбалку, а в завершении общения дирижер пригласил девушку встретиться после работы. Она не верила своему счастью и боялась, что это пустые слова.
8 сентября, 15.45, канал «Культура». Ко дню рождения Евгения Федоровича Светланова.
Опубликовано Elena Alexandrova Пятница, 6 сентября 2019 г.
Евгений Светланов и Нина Светланова
Но свидание состоялось в небольшом ресторане за ужином. Нина была разведена и не подозревала, каким удивительным образом сложатся ее отношения со Светлановым. На следующий день он остался у нее на ночь и просто отсыпался, а затем пропал на год.
Случайный звонок расставил все на места. Евгений приехал к журналистке, и спустя время она стала его супругой. Нина Светланова посвятила мужу всю жизнь, дети в их браке не появились.
Музыка
Светланов реализовался в профессии с 1955-го. С 1963-го он 2 года занимал пост главного дирижера в Большом театре и за это время провел за пультом 16 опер и 9 балетных постановок. Из них в 12 он выступил постановщиком. Среди них были «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова, «Чародейка» Петра Чайковского, «Иван Сусанин» Михаила Глинки и другие.
В 1962 году Светланов получил назначение на должность музыкального руководителя Кремлевского дворца съездов. Площадка стала прокатным пространством для выступлений, принадлежащим Большому. Спустя 2 года состоялись первые итальянские гастроли оперного коллектива театра. В Милане Евгений Светланов дирижировал в «Ла Скала» в трех оперных спектаклях и управлял симфоническими оркестрами.
Вернувшись на родину, композитор был назначен худруком Государственного симфонического оркестра СССР. Он совмещал работу с контрактной деятельностью, поэтому с 1992 по 2000 год управлял гаагским Резиденц-оркестром. Большой театр продлил сотрудничество с музыкантом с 2000 по 2002 год.
Первыми авторскими произведениями композитора стали кантата «Родные поля», рапсодия «Картины Испании», симфония си-минор и три русские песни. Этими работами он привлек к себе внимание публики и профессионального сообщества, а в 1970-е представил на суд слушателей крупноформатные симфонии, а также ряд рапсодий и сочинения для исполнения на духовых инструментах. Светланов создавал и камерные произведения.
Владимир Спиваков и Евгений Светланов
В своем творчестве композитор сочетал традиции классической русской музыки, развивая их как гениальный интерпретатор. Музыковеды отмечают, что стиль Евгения Светланова перекликался с творчеством Рахманинова.
Мужчина завоевал признание на родине и за рубежом. Руководя иностранными коллективами, он дирижировал, например, «Щелкунчика» Чайковского в лондонском «Ковент-Гардене». Госоркестр СССР под его управлением исполнял произведения советских и иностранных авторов.
Смерть
Евгений Светланов столкнулся с онкологическим заболеванием — на его бедре появилась опухоль. Вместо одной операции, которую рекомендовали врачи, пришлось провести 10 хирургических вмешательств, за которыми последовали 25 сеансов химиотерапии.
К 11-й операции дирижер уже использовал для ходьбы костыли и мучился от сильных болей. Музыкант скончался 3 мая 2020 года в Москве. Причиной смерти стали последствия заболевания.
Память
Евгений Светланов оставил после смерти богатое творческое наследие, состоящее из записей музыкальных произведений, концертов и спектаклей. Ему удалось создать «Антологию русской симфонической музыки», записав почти все произведения знаменитых композиторов от Дмитрия Шостаковича и Людвига ван Бетховена до Рихарда Вагнера и Антона Рубинштейна и других. Некоторые произведения впервые звучали в исполнении оркестра под управлением Светланова.
В числе композиций львиную долю составляли произведения Чайковского, такие как «Полонез», «Вальс цветов», «Лебединое озеро» и «Времена года». Но нашлось место и малоизвестным сочинениям вроде «Мадемуазель Нитуш» композитора Флоримона Эрве.
Память о Светланове хранится поколениями. В его честь названы Госоркестр России, Большой зал в Международном доме музыки в Москве, несколько улиц, музыкальных школ и даже самолет Airbus А330 и малая планета № 4135.
Сегодня фото дирижера размещены в книгах о музыке и учебниках для профильных направлений.
Постановки
- 1955 — «Псковитянка»
- 1958 — «Чародейка»
- 1959 — «Тропою грома»
- 1961 — «Не только любовь»
- 1963 — «Паганини»
- 1964 — «Октябрь»
- 1978 — «Отелло»
- 1983 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
- 1988 — «Золотой петушок»
- 1999 — «Псковитянка»
Источник