Евгения смольянинова биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Смольянинова.
Евгения Валерьевна Смольянинова (род. 29 февраля 1964) – русская певица, исполнительница русских народных песен, романсов и авторской песни, композитор, заслуженная артистка РФ[1].
Биография[править | править код]
На концерте в Тольятти, 2015
Евгения Смольянинова родилась в Новокузнецке и прожила здесь свои первые три года. Потом семья переехала в Кемерово, где будущая певица и выросла. Мать преподавала иностранный язык. Отец – Валерий Дмитриевич Юделис (род. 19.07.1937, Прокопьевск), профессиональный спортсмен, педагог-тренер, основатель ХК «Шахтер» г. Прокопьевска, играл за Новокузнецкий хоккейный клуб «Металлург». Занималась в музыкальной школе, в 18 лет поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение. За время учёбы Евгения Смольянинова успела поработать во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы, в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра. Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России.
Также в тот период Евгения Смольянинова занималась изучением ленинградских музыкальных архивов, благодаря чему открыла и дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен XIX – начала XX веков. Важной вехой в музыкальной судьбе Евгении Смольяниновой явилось знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольги Федосеевны Сергеевой, которые были записаны на случайно попавшую в руки Смольяниновой аудиокассету. Ольга Федосеевна была известна также тем, что спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия». Через некоторое время Смольянинова смогла услышать эти песни в живом исполнении: Ольга Федосеевна была приглашена в Ленинград и пела народные песни во Дворце молодёжи.
Евгения Смольянинова вспоминает:
И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении – о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла. Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей. Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет – пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз
.
Из воспоминаний Е. В. Смольяниновой:
Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины – я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою». Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: «Только никому наши песни не нужны»
.
В 1986 году Евгения Смольянинова впервые выступила перед телеаудиторией, а годом позже в экранизации одноименного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов) озвучила героиню фильма певицу Дуняшу.
Широкую известность в исполнении Е. Смольяниновой получил романс русского композитора и поэта Евгения Юрьева «В лунном сиянии», прозвучавший в фильме «Вход в лабиринт» (1989).
В 2005 году Евгения Смольянинова была удостоена премии «Национальное Достояние России» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты Столетия». В 2007 – награждена орденом «Святой княгини Ольги» Русской Православной Церкви и орденом «Торжество Православия» Общественного фонда «Народная награда».
Дискография[править | править код]
На концерте в Тольятти, 2015
- 1997 – В лунном сиянии
- 1997 – Молитва
- 1998 – Я помню чудное мгновенье…
- 2001 – Старинные романсы
- 2002 – Красота
- 2004 – Две слезы
- 2004 – Золотые сады
- 2006 – Концерт в Большом зале Политехнического музея (DVD)
- 2007 – Былые радости
- 2007 – Концерт «Зимний вечер в зале Чайковского» (DVD)
- 2007 – Юбилейный концерт в Политехническом (VHS)
- 2007 – Александру Вертинскому – Классические Розы.
- 2008 – Концерт «Гори гори моя звезда». Концерт в КЦ им. Л.Орловой (DVD)
- 2009 – Чудное мгновенье
- 2010 – Как у нашем у раю
Фильмография[править | править код]
- 1987 – Жизнь Клима Самгина (телесериал) – вокал Дуняши-Евдокии Стрешневой
- 1987 – Садовник – вокал, Тоня (полное имя – Антонина)
- 1988 – Красота (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
- 1988 – Сияет мне (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
- 1988 – Поделиться добротой (Лентелефильм, реж. Олег Ерышев)
- 1988 – Игра с неизвестным (реж. Пётр Солдатенков)
- 1988 – Штаны – вокал (исполнение русской песни в конце фильма)
- 1989 – Вход в лабиринт – вокал («В лунном сиянии»)
- 1989 – Молодой человек из хорошей семьи
- 1992 – Пустельга
- 1993 – Счастливый неудачник – певица
- 1995 – Мусульманин – вокал («Мой миленький дружок»)
- 1995 – киноальманах «Прибытие поезда», фильм «Дорога» – Шура (подруга Яшки)
- 1999 – Китайский сервиз – вокал (исполнение романсов)
- 2009 – Братья
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- smoljaninova.ru – Официальный сайт Евгении Смольяниновой
- russianvoice.ru – Е. Смольянинова на сайте «Русский голос»
- Видеоканал Евгении Смольяниновой на YouTube
- Биография
- Евгения Смольянинова на сайте Песни русского вокресенья
- Е. В. Смольянинова на ресурсе «Ой вы, кумушки…»
- Евгения Смольянинова: «Пока не заплачешь – не научишься радоваться…» – интервью газете «Вечерний Петербург».
- Имя в истории Новокузнецка
- Кинофильмы и киномнения
- Валерий Юделис
- Прокопьевская хоккейная команда «Шахтер»
- Учитель физической культуры Юделис Валерий Дмитриевич
Источник
Евгения Валерьевна Смольянинова родилась в 1964 г. в Новокузнецке. Семья переехала в Кемерово. Мать преподавала иностранный язык и прекрасно пела. Евгения признавалась, что голос у нее от матери и от бабушки по отцовской линии. Отец – профессиональный спортсмен, педагог-тренер. Училась в музыкальной школе, затем в музыкальном училище в Ленинграде. Во время учебы она впервые выступала как певица. Во время фольклорных экспедиций собирала народные песни. В архивах открыла множество забытых романсов.
Певческая судьба Евгении Смольяниновой началась со знакомства с народными песнями, которые исполняла Сергеева Ольга Федосеевна. Девушка была потрясена ее исполнением, и наступил такой момент, когда в течение 3 лет она не могла успокоиться и жила желанием спеть так же, чтобы слушатели светлели душой и не стыдились плакать. И Евгения сумела перевоплотиться. Когда она приехала к этой старушке и поставила диск со своими песнями, та сказала, что это поет она сама. Когда открылась правда, женщина была рада, а потом сказала, что такие песни никому не нужны. Нет в живых уже этой старушки, а песни Евгении востребованы.
В какой-то степени известности ей добавило кино. Она стала петь романсы, озвучивая роли исполнительниц. Снялась в фильмах:
Но полюбила она пение для открытой аудитории, где ее выступление – это эмоциональное представление и она именно так чувствует себя актрисой. Именно в зале она чувствует в своей душе гармонию. Для нее важен живой человек, важно то, что передается от одной души к другой, важны очищающие слезы, такие, которые у нее появились, когда она слушала старушку, окрылившую ее.
Самобытным и ярким явлением в музыкальной культуре первых двух десятилетий 20 века делает Е. Смольянинову ее колокольчиковый, серебристый, нежный и трепетный голос и исполнительская манера. Слушая ее, человек задумывается – откуда она: из Древней Руси или из Серебряного века, из потерянной России или из России-мечты. Репертуар ее богат и разнообразен: народные песни, романсы, духовные стихи и баллады, танго и др. В голосе ее слышится и цветение растений, и звездный свет в окне, и молитва, и благословение, и колыбельная. Слушающие ее пение представляют все краски жизни: как мчится тройка удалая, как метелица метет, как плещут волны, как звонко заливается жаворонок, как мать успокаивает младенца, и ему снятся чудеса. Она поет саму жизнь народа. А русская песня и жизнь не отделимы.
Произведения о материнской любви и молитве – традиционная песенная тема, потому что мать – это жизнь, это наше все, что у нас есть. Без нее, без ее опеки в детстве плохо. Став взрослым, человек в большей степени начинает понимать значимость этого родственника в своей жизни. Человеку легче, если у него есть мать, которая за него, даже за взрослого, молится.
Зимней лунной ночью и ранней весной звук колокольчика напоминает не только радостные встречи двух влюбленных. Жизнь может измениться внезапно, и они расстаются, потому что судьба сложилась по-другому: любимая досталась сопернику.
А.С. Пушкин пишет об А.П. Керн, в которую он был влюблен. Встречу с ней он называет «чудным мгновением». Поэт уехал в свои края, он снова в светском обществе, но по-прежнему думает о ней. Потом события, которые произошли в его жизни, затуманили ее образ. В глухой ссылке жизнь его была мрачной. Когда автор снова встретился с женщиной, чувства пробудились вновь.
О человеческой тоске тяжело писать, петь, думать. Как сбывшиеся мечты существуют, так и несбывшиеся мечты никуда не исчезнут. Они часто проглядывают в душе человека как воспоминания и тают, как снежинки.
Известно, что кума – это крестная мать, женщина, ставшая матерью ребенка, которого окрестили. В сельской местности, где население небольшое, многие люди становятся кумовьями – близкими людьми, почти родственниками. В песне кумушка обращается к остальным с просьбой не забывать ее: взять ее в сад за цветами, чтобы она тоже могла сплести венок. Она жалуется, что ее венок, пущенный на воду, утонул. Жалуется на свое одиночество и просит кумушек не обделять ее любовью.
Память сердца, память души человека так устроена, что она неоднократно возвращает его к прошлому. Это и мучительно, и порой странно. Часто человек упрекает себя в чем-то. Наверное, так и должно быть, ведь человек – не искусственный интеллект. Вопрос – зачем возникают воспоминания? – будет существовать всегда. Ибо человек – памятливое существо.
Сын Е. Смольяниновой – Святослав. Как музыкант-профессионал и преподаватель школы гитарного мастерства, сценарист, принимает участие в концертной деятельности. Он аккомпанирует Евгении Валерьевне. С детства полюбивший игру на гитаре, в настоящее время он стал преподавателем, как он говорит, в третьем поколении. Преподавание как умственный и эмоциональный процесс наравне с выступлением на сцене ему нравится.
Е. Смольянинову, в детстве мечтавшую стать пианисткой, судьба сделала знаменитой продолжательницей традиций народного пения, от которого, как она говорит, получает удовольствие. М. Цветаева писала, что она слушает не музыку, а свою душу. Эти слова поэтессы – кредо певицы. Творчество «хрустального голоса России» продолжается.
Источник
Евгения Смольянинова родилась в семье учителей в Новокузнецке, потом семья переехала в Кемерово.
Занималась в музыкальной школе, поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение.
За время учёбы Евгения Смольянинова успела поработать во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы, в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра.
Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России. Также в тот период Евгения Смольянинова занималась изучением ленинградских музыкальных архивов, благодаря чему открыла и дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен XIX – начала XX веков. Важной вехой в музыкальной судьбе Евгении Смольяниновой явилось знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольги Федосеевны Сергеевой, которые были записаны на случайно попавшую в руки Смольяниновой аудиокассету. Ольга Федосеевна была известна также тем, что спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия».
Через некоторое время Смольянинова смогла услышать эти песни в живом исполнении: Ольга Федосеевна была приглашена в Ленинград и пела народные песни во Дворце молодёжи. Евгения Смольянинова вспоминает: И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении – о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла. Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей. Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет – пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз .
Из воспоминаний Е. В. Смольяниновой: Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины – я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою». Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: «Только никому наши песни не нужны» .
В 1986 году Евгения Смольянинова впервые выступила перед телеаудиторией, а годом позже в экранизации одноименного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов) озвучила героиню фильма певицу Дуняшу.
В 2005 году Евгения Смольянинова была удостоена премии «Национальное Достояние России» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты Столетия».
В 2007 – награждена орденом святой княгини Ольги Русской Православной Церкви и орденом «Торжество Православия» Общественного фонда «Народная награда».
Источник
Сегодня хочу рассказать про замечательную певицу, исполнительницу русских песен и романсов. Имя этой певицы скорее всего не известно не только широкому кругу слушателей, но и любителям русской песни. И зря! Заслуженная артистка России Евгения Смольянинова – это настоящий бриллиант народной песни.
Евгения Смольянинова родилась в Новокузнецке в 1964 году. Детство семья девочки провела в Кемерово, где девочка упорно занималась в музыкальной школе.
В 18 лет Евгения переезжает в Ленинград, где где поступает в музыкальное училище на фортепианное отделение. В том же, 1982 году Евгения Смольянинова впервые выходит на сцену в качестве певицы, в спектакле “Картинки с выставки” на музыку Мусоргского в театре Вячеслава Полунина и “Муму” Малого драматического театра.
Во время учёбы в музыкальном училище Евгения Смольянинова открывает для себя русскую песню – она знакомится с крестьянской певицей, хранительницей русских песен Ольгой Сергеевой. Практически в это же время Ольга Федосеевна Сергеева записывает песни для фильма Андрея Тарковского “Ностальгия”.
Благодаря Ольге Сергеевой впоследствии Евгения Смольянинова даёт вторую жизнь многим забытым городским романсам и русским народным песням.
Евгения Смольянинова © фото Роман Данилин’ 2015 / www.RomanDanilin.ru
Стать известной Евгении Смольяниновой помогло телевидение. В 1986 году советский телезритель увидел “Жизнь Клима Самгина” по роману Максима Горького в постановке Виктора Титова.
Евгения Смольянинова исполнила в фильме романс “Утро туманное”, песняю “Ухарь-купец” и озвучила героиню фильма – певицу Дуняшу.
В 1989 году на телеэкраны вышел пятисерийный детектив “Вход в лабиринт” по роману братьев Вайнеров “Лекарство от страха”. В фильме прозвучал романс Евгения Юрьева “В лунном сиянье” в исполнении Евгении Смольяниновой.
Евгения Смольянинова исполняет песни в многих кинофильмах. Её голос можно услышать в передачах Центрального телевидения Советского Союза.
Сегодня Евгения Смольянинова активно гастролирует. Она частая гостья в концертных залах Москвы и Петербурга. Её сольные концерты проходят при полном аншлаги, а билеты на них раскупаются задолго до назначенной даты.
Евгения Смольянинова © фото Роман Данилин’ 2015 / www.RomanDanilin.ru
В 2015 году музыкальный проект ИМЕНА НА ВСЕ ВРЕМЕНА организовал пасхальный концерт Евгении Смольяниновой “Драгоценный ларец” в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Евгения Смольянинова © фото Роман Данилин’ 2015 / www.RomanDanilin.ru
Мне посчастливилось присутствовать на этом концерте. Евгения Смольянинова пела в сопровождении уникального музыкального коллектива – Иркутского филармонического русского ансамбля под руководством Бориса Бикбова и петербургского пианиста Михаила Бенедиктова.
Евгения Смольянинова © фото Роман Данилин’ 2015 / www.RomanDanilin.ru
Невероятная атмосфера лёгкости и хрустальной прозрачности царила в этот вечер в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. А зритель встречал каждую песню Евгении Смольяниновой овациями.
Евгения Смольянинова © фото Роман Данилин’ 2015 / www.RomanDanilin.ru
В концерте “Драгоценный ларец” прозвучали песни и романсы на стихи русских поэтов прошлого века, поэтов русской эмиграции, в том числе малоизвестных – Ильи Бриттана, Валентина Горянского, Натальи Ануфриевой, песни из репертуара Александра Вертинского, редко исполняемые крестьянские народные песни и конечно же, любимые зрителями песни «В лунном сияньи», «Мама», «Не обмани», «Белой акации гроздья душистые», «Бай-бай-бай», «Я ехала домой».
Евгения Смольянинова и продюсер проекта “Имена на все времена” Иван Ильичёв © фото Роман Данилин’ 2015 / www.RomanDanilin.ru
Остаётся сказать огромное спасибо моим читателям за внимание, музыкальному проекту ИМЕНА НА ВСЕ ВРЕМЕНА за организацию таких удивительных концертов и, конечно же, Евгении Валерьевне Смольяниновой за её талант!
Посвящается Алёне Валерьевне…
Друзья! Подписывайтесь на мой канал в Дзене, ставьте палец вверх, комментируйте и обязательно заходите на мой сайт RomanDanilin.ru – там кладезь фото и видео известных и любимых артистов, певцов и просто интересных людей!
Источник
.
Смольянинова открыла вечер исполнением песни «Динь-динь», которая считается ее визитной карточкой.
В манере певицы поражала естественность, как в вокале, так и в общении с ведущим, в роли которого выступил главный редактор Russia Profile, Андрей Золотов, и с публикой. Андрей Золотов сделал акцент на том, что вечер приурочен к приближающемуся Дню любви, семьи и верности.
Андрей Золотов и Евгения Смольянинова
Состав исполнителей, находившихся на сцене, как нельзя более наглядно иллюстрировал реализацию этих идей в жизни: Смольяниновой аккомпанировал струнный квартет юных Ружавинских, состоящий из трех братьев и сестры; сын Виктории Смольяниновой Святослав подыгрывал ей на гитаре.
Прежде всего разговор с певицей коснулся наиболее самобытной части ее творчества – народных песен. В качестве свой главной «учительницы» певица назвала народную исполнительницу Ольгу Сергееву из Псковской области, к которой она ездила на полтора месяца учиться. Была показана раритетная съемка 1987 года, где Смольянинова и Сергеева поют вместе.
«Она пела, а я слушала, вникала, растворялась, – рассказывала певица. – Я настоящий, честный продолжатель традиции русского пения, бытового, крестьянского, салонного. Я исполняю все то, что наши предки любили петь в 17-19 веках».
В продолжение этой темы исполнительница спела две народные песни, каждую из которых она прожила, словно маленькую жизнь. В ее исполнении не было ни ярких жестов, ни бурной эмоциональности – только правда переживания. Образы, которые проходили перед ее глазами во время исполнения, захватывали и зал, вовлекая его в процесс со-творчества, со-чувствия.
Еще один яркий аспект творчества Смольяниновой – обширная фильмография. Она участвовала в создании таких фильмов как «Жизнь Клима Самгина», «Садовник», «Игра с неизвестным» и другие. Певица отметила, что больше ей приходилось работать за кадром, чем в кадре, больше озвучивать, чем играть самой. Нередко происходило так, что фильм с ее пением выходил на экран, а она узнавала об этом только позже.
Как рассказал звукорежиссер Владимир Виноградов, который очень много работал со Смольяниновой: «Мы не расстаемся с «Мусульманина», той картины, где Женя пела. Все, что с тех пор было записано, сделано совместно. То, что делает Евгения Смольянинова с песней, не делает никто. Так никто никогда не пел и вряд ли будет петь… Она еще и звукорежиссер, потому что умеет слышать себя со стороны, умеет, как говорил Меерхольд, «себя зеркалить». Вот сейчас она работает с двумя микрофонами, в каждом из которых звучит по-разному, но обращается с ними так, что ее голос через две фразы снова становится ее настоящим голосом. Как она это делает? Великая тайна».
«Люблю микрофон, это мой инструмент», – заметила певица, складывая подаренные цветы к его подножию.
«Мое человеческое творческое счастье заключается в том, что она пришла, и мы стали работать», – сказал Виноградов. «Перед вам воплощенная в жизнь русская национальная идея», – добавил он в заключение своего выступления. В свою очередь режиссер Валерий Золотуха, выступая после Виноградова, высказал надежду, что однажды сможет снять о Смольяниновой фильм.
Среди кинематографических работ Смольяниновой было озвучивание мультфильма «Русалка». «Песню для этого мультфильма я записывала со сломанной рукой и насморком. Я должна была еще и играть на лире. Она была нужна, так как содержание мультфильма требовало странных звуков высшего мира. Однако когда вся съемочная группа увидела меня, то все подумали, что это злая шутка и музыки в фильме не будет. Но все произошло. Когда человек делает что-то по-настоящему, он доходит до сердцевины своего дела, и вступают в силу совершенно другие законы. И тогда сломанная рука не может ни на что повлиять», – рассказала певица.
На вопрос корреспондента «Правмира» о том, по какому принципу она выбирает песни для репертуара, артистка ответила, что руководствуется словами Нонны Мордюковой: «Если мурашки побежали, значит твое».
«Прежде, чем что-то петь, нужно очень много выплакать в своей мастерской над песней, нужно ее пережить до боли, тогда она становится совершенно твоей. В песне в сжатый временной отрезок нужно пережить то, что люди переживают всю жизнь. По-другому не может быть. Я могу только так», – пояснила певица.
Вспомнив о Нонне Мордюковой и поприветствовав ее родную сестру, которая находилась в зале, Смольянинова спела в память ушедшей от нас актрисы песню «Большак».
После того как артистка заявила, что спела все, что исполняли в 17 и 18 веках, разговор неизбежно зашел о жанре романса, с которым у Смольяниновой непростые отношения.
«Что такое романс, я так и не поняла», – ответила она на вопрос ведущего. «Вообще, я не люблю романсы», – заявила певица, но затем добавила, что, коль скоро их довольно много в ее творчестве, для нее этот жанр стал «особым языком», с помощью которого ей есть, что сказать.
Смольянинова исполнила несколько романсов, среди которых были «Не обмани», романс пушкинской поры «Она молилась» и всем известный «Не уходи, побудь со мною». Случайно или специально исполнительница сохранила в произношении черты северного говора, и это своеобразно вступало в диалог с «классичностью» произведений.
Смольянинова выбрала своими учителями в исполнении романсов певцов дореволюционной эпохи, так как, по ее мнению, именно они делают это наиболее аутентично. Среди них – Вяльцева, Плевицкая, Дулькевич, Полякова, Вертинский, Обухова.
Отдельная страничка в творчестве Смольяниновой – духовные стихи. По ее признанию, первый духовный стих она услышала от народной исполнительницы Евдокии Боровиковой, которая происходила также из Псковской области. Тогда, в 80-е годы, этот жанр в «культурной» среде был совсем забытым, кассеты с записями иеромонаха Романа еще не были так широко известны.
Услышав духовные стихи, Смольянинова поняла, что столкнулась с чем-то необычным и очень глубоким по содержанию. Интересно, по ее словам, было и то, что Боровикова исполнила сначала все тропари двунадесятых праздников, а затем и духовные стихи. Вероятно, в ее сознании они существовали как произведения одного порядка.
Исполнительница спела философский духовный стих «О грешном человечке», в котором темы смерти, веры, раскаяния причудливо переплетаются, вызывая размышления о смысле жизни. Далее прозвучал стих «Слово «мама» дорогое…» Как рассказала Смольянинова, ноты этого стиха ей дал сам архимандрит Матфей (Мормыль), благословив ее на пение.
Говоря о своей роли в музыкальной жизни современности, исполнительница отметила:
“Если говорить образно, то я больше в тени, чем на свету. Положительная сторона – это помогает мне сохраниться, не засохнуть, не завянуть. Однако меня знают те люди, которым тоже важно не разменяться и не завянуть. Эти люди помогают мне жить. Возможно, если бы я не встретила Ольгу Сергееву и этих чудесных бабушек, я бы увлеклась славой, успехом, ведь артистическая душа увлекающаяся. Может быть, я бы направила свои силы и торила дорогу до невозможности, чтобы только выйти на поверхность. Однако я увидела своих бабушек, которые совершенны в том, что они делают и при этом остаются совершенно скромными людьми. Лишь немногие могли их увидеть. И тогда я поняла, что самое необычайное, самое дорогое находится в тайне”.
«С точки зрения моих творческих амбиций, наверное, мне бы хотелось большей славы, но нельзя же так глупеть…», – с улыбкой под аплодисменты зала заключила Смольянинова.
В завершение вечера прозвучали две песни ее собственного сочинения и снова «Динь-динь», которую певица спела вместе со всем залом.
Источник