Федосеев дирижер биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2021; проверки требуют 11 правок.
Владимир Иванович Федосе́ев (род. 5 августа 1932, Ленинград, СССР) – советский и российский дирижёр, баянист, педагог. Народный артист СССР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1970). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского с 1974 года.
Биография[править | править код]
В 1948-1952 годах учился в Ленинградском музыкальном училище имени М. П. Мусоргского по классу баяна, затем ― в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных по классам баяна у Н. Я. Чайкина, и дирижирования у Н. П. Резникова.
По окончании институт в 1957 году поступил в качестве баяниста в Оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио, в 1959-1973 годах – художественный руководитель и главный дирижёр оркестра.[2]
Карьеру симфонического дирижёра начал в оркестре Ленинградской филармонии, выступив по приглашению Е. А. Мравинского с его оркестром в 1971 году.
В 1971 году прошёл аспирантуру при Московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования у Л. М. Гинзбурга, и в 1974 получил место главного дирижёра и художественного руководителя Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского), которым руководит до наших дней.
Ведёт активную концертную деятельность, выступает с ведущими симфоническими оркестрами мира (Оркестр Тонхалле (Цюрих), Гевандхаус-оркестр (Лейпциг), Филармонический оркестр Радио Франции (Париж), Симфонический оркестр Баварского радио (Мюнхен), Берлинский симфонический оркестр, Дрезденский филармонический оркестр, Кливлендский оркестр, Питтсбургский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Финского радио, Симфонический оркестр Штутгартского радио, оркестр Эссена (Германия)).
Также выступает как оперный дирижёр. Дирижировал операми, в т. ч. «Евгений Онегин» П. Чайковского (Большой театр), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
С 1997 по 2005 годы – главный дирижёр Венского симфонического оркестра. С 1997 года – постоянный приглашённый дирижёр оперного театра Цюриха. С 2000 года – главный приглашённый дирижёр Токийского филармонического оркестра. С 2017 года – музыкальный руководитель и главный приглашенный дирижер «Геликон-опера» в Москве.
С 2004 года преподаёт в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедре оперно-симфонического дирижирования. Профессор[3]. Проводит мастер-классы в Венской консерватории.
С 26 июля 2010 года – член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[4]. Член Попечительского совета общины храма Благоверного Царевича Димитрия[5].
Оперные постановки[править | править код]
Руководил постановкой опер русских композиторов в «Ла Скала» («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» и балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского), оперы «Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (1987), опер «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Алеко» С. В. Рахманинова и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в парижском зале «Плейель» (1987, 1989, 1991), опер «Кармен» Ж. Бизе, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Чудесный мандарин» Б. Бартока в Венской опере (1993, 1994, 1995), опер «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (1992), «Лисичка-плутовка» Л. Яначека (2003) на фестивале в Брегенце (Австрия), оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова совместно с режиссёром Гарри Купфером на юбилейном, 50-м фестивале в 1995 году, опер «Демон» А. Г. Рубинштейна (1997), «Любовь трех королей» И. Монтемецци (1998), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1999).
Поставил оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1996), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1999), «Аттила» Дж. Верди (1998, совместно с режиссёром Эрвином Пиплицем), «Пиковую даму» П. И. Чайковского и балет «Золушка» С. С. Прокофьев (2000), «Отелло» Дж. Верди и «Хованщина» М. П. Мусоргского (2001), «Дон Кихот» Ж. Массне (2003), «Русалка» А. Дворжака (2010) в оперном театре Цюриха («Opernhaus»).
В 2012 году на Зальцбургском Троицком фестивале дирижировал оперой «Клеопатра» Ж. Массне. В 2016 году – в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, а также исполнил в Золотом зале венского Музикферайна «Историю доктора Иоганна Фауста» А. Г. Шнитке[6].
Был музыкальным руководителем оперы П. И. Чайковского «Иоланта» в Большом театре, в постановке Сергея Женовача (премьера – 28 октября 2015 года).
Семья[править | править код]
- Жена – Ольга Ивановна Доброхотова, музыковед.
- Дети – сын Михаил (род. 1958), дочь Ирина (род. 1963).
Награды и звания[править | править код]
Владимир Федосеев на вручении ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (21 декабря 2005 года)
- Заслуженный артист РСФСР (11 июля 1968 года) – за заслуги в области советского музыкального искусства[7]
- Народный артист РСФСР (26 октября 1973 года) – за большие заслуги в области советского музыкального искусства[8]
- Народный артист СССР (9 декабря 1980 года) – за большие заслуги в развитии и пропаганде советского музыкального искусства[9]
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1970) – за концертные программы (1967-1969)
- Государственная премия СССР (1989) – за концертные программы (1986-1988)
- Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (17 декабря 2010 года)[10]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (30 мая 2018 года) – за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность[11]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 ноября 2005 года) – за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства, многолетнюю творческую деятельность[12]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 ноября 2002 года) – за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства[13]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (7 июня 1996 года) – за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[14]
- Орден Почёта (16 августа 2013 года) – за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность[15]
- Медаль Пушкина (4 июня 1999 года) – в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства[16]
- Медаль «В память 850-летия Москвы»
- Орден «За заслуги» III степени (30 сентября 1999 года, Украина) – за значительный личный вклад в развитие украинско-российских культурных связей, весомые творческие достижения[17]
- Командорский крест II степени почётного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой» (1996 год, Австрия)[18]
- Благодарность Президента Российской Федерации (9 февраля 2013 года) – за многолетнюю плодотворную работу в Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству[19]
- Орден «Почётного Креста» I степени (Австрия, 2005)
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (2000)
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2017) – во внимание ко вкладу в утверждение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения[20]
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени
- Орден преподобного Сергия Радонежского 2 степени (2007)
- Медаль святого праведного Филарета Милостивого I степени (2017)[21]
- Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997)
- Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (21 сентября 2017 года, Москва) – за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность[22]
- Национальная российская музыкальная премия «Овация» (2008)
- Специальная премия «Золотая маска» (2019) «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»[23]
- Орден «Золотой Знак Почёта за заслуги перед Веной» (магистрат Вены, 2002)
- Европейская премия «Треббия» за творческую деятельность (Прага, 2013)
- Премия Союзного государства в области литературы и искусства (2015-2016) – за проект «Песни военных лет»[6]
- Обладатель звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» (2016)
- Межгосударственная премия «Звезды Содружества» (Совет по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, 2015)[24]
- Премия «Легенда» (Ассоциация музыкальных театров России, 2017)[23]
- Золотая медаль Международного общества Густава Малера
- Орден «За трудовую доблесть»
- Знак «Жителю блокадного Ленинграда»
- Премия «Сын Отечества»
- Орден русской Академии искусствознания и музыкального исполнительства
- Памятный знак «Защитник Отечества» (Общероссийское общественное движение «Россия православная»)
- Орденский знак «За жертвенное служение» во имя святых благоверных князей московских Бориса и Глеба I-й степени (Общероссийское общественное движение «Россия православная»)
- Приз «Золотой Орфей» Французской национальной академии грамзаписи (за компакт-диск оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь»)
- Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича)(Япония)
- II премия Международного конкурса звукозаписи 20 лучших симфонических оркестров мира (Япония)
- Золотая звезда почётного гражданина Вены и Венской земли
- Академик Академии творчества
- Действительный член (академик) Международной Академии наук
- По представлению Г. В. Свиридова в честь В. И. Федосеева назван астероид (7741) Fedoseev, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 1 сентября 1983 года.
Участие в фильмах[править | править код]
- 2005 – Борис Чайковский. Он жил у музыки в плену (документальный)
- 2008 – Алексей Петренко (из телевизионного документального цикла «Острова»)
- 2011 – Владимир Федосеев. Человек и оркестр (документальный)
- 2014 – Тайна дома в Клину (документальный)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт (рус.) (англ.) (исп.)
- Владимир Федосеев: Магии имен больше не существует
- Владимир Федосеев: Оперные театры ныне превращаются в фабрики
- Владимир Федосеев: Я русский человек и верую в Бога
- Интервью 2014 года.
Источник
Федосеев Владимир Иванович – выдающийся дирижёр, прошедший сложный путь от голодного детства до известнейших оркестров мира. Благодаря своему характеру, сумел преодолеть трудности и дойти до вершин, оставаясь обычным русским человеком, любящим свою родину и культуру.
Детство
Что интересного нам поведает биография? Владимир Федосеев появился на свет в Ленинграде 5 августа 1932 года. Его отец работал на заводе, мать была домохозяйкой. Она иногда посещала церковь и пела в церковном хоре, была верующей женщиной. Отец немного играл на баяне в самодеятельности. Родители мечтали, чтобы сын стал музыкантом.
Детства у Владимира Ивановича, можно сказать, не было. Блокада, бомбежки – в определенный период невозможно было даже выходить на улицу. Единственной радостью мальчика был репродуктор, из которого доносились волшебные звуки музыки. На Владимира она действовала мгновенно, возможно, именно тогда он почувствовал, что хочет стать музыкантом.
Федосеев Владимир Иванович говорил, что пережил три рождения: второе рождение – это то, что удалось выжить во время блокады. А третье – переправа по Ладожскому озеру в Муром, когда семье удалось чудом выжить после бомбежки эшелона.
В эвакуации начал брать уроки баяна, учился с большим удовольствием. Уже тогда начал давать концерты в госпиталях. Но, к сожалению, Владимир Иванович тогда играл практически на слух, плохо владея музыкальной грамотой.
Юность и становление
По возвращении в Ленинград после войны решил пойти в музыкальное училище, но это оказалось сложно, ведь он практически не знал нот. Однако его будущий учитель – Павел Иванович Смирнов, прослушав Владимира, сказал, что будет с ним заниматься. С 1948 по 1952 год Федосеев Владимир провел в училище им. Мусоргского в Ленинграде. Там он играл на баяне и параллельно учился по классу дирижирования (у педагога Веры Николаевны Ильиной). Сбылась его детская мечта: еще мальчишкой, во время войны, он любил бежать за духовыми оркестрами и махал руками, изображая, будто дирижирует.
Окончив училище, решил пойти дальше, однако возможность обучаться по направлению народных инструментов была лишь в Москве, в Гнесинском институте. В 1952 году Федосеев Владимир сдал вступительные экзамены в Академию им. Гнесиных и был принят. За годы учебы параллельно занимался дирижированием и окончательно определился со своим дальнейшим призванием – он хотел быть дирижёром.
Играл на баяне в оркестре народных инструментов. В те же годы понял, что мечтает об аспирантуре по классу дирижирования, которую впоследствии тоже закончил. Однако на этот раз сдавать вступительные экзамены пришлось много раз, и в конце концов Федосеев поступил. Он учился у потрясающего педагога – Лео Морицевича Гинзбурга, который представлял немецкую дирижёрскую школу.
Карьера
С 1959 являлся художественным руководителем и главным дирижёром оркестра русских народных инструментов. Пробиваться в то время ему было очень тяжело, считалось, что народное искусство второсортно. Выдающийся дирижер Владимир Федосеев считал, что в музыке все взаимосвязано, и народное искусство является родоначальником для всего остального. Появилось очень много проблем, недоброжелателей, которые постоянно строчили письма в ЦК с жалобами. Его обвиняли в антисемитизме, неправильных взглядах. Но позже, благодаря вмешательству высокопоставленного начальства, все утихло, и он смог работать дальше.
С 1971 по приглашению Е. Мравинского начал работать с симфоническим оркестром ленинградской филармонии.
С 1974 руководит Государственным академическим Большим симфоническим оркестром (БСО) им. П.И.Чайковского.
БСО
Очень плодотворной стала работа Федосеева с БСО. За годы служения искусству Федосеев Владимир добился уникального особого звучания оркестра, его узнаваемости, неповторимого стиля. Коллектив приглашали на лучшие площадки мира, важнейшие фестивали – «Звучащий смычок» в Вене, фестиваль Бетховена в Бонне, Брукнера в Линце, также он много гастролирует по России.
При этом не только соблюдались традиции коллектива, но и появлялось что-то новое. Его самоотдаче и искренности в работе можно позавидовать, это не может не передаваться и музыкантам. Благодаря доброте, открытости дирижёра раскрываются новые таланты, оттачивается мастерство.
Федосеев отличается необыкновенной глубиной, темпераментностью, а также прекрасным чувством музыки, которую исполняет. Он удивительно тонко проникает в замысел композитора, его стиль. Работу дирижёра при этом можно считать сотворчеством над уже готовыми произведениями. Например, он очень хорошо чувствовал новые творения Свиридова.
Оркестром были впервые исполнены новые работы Хачатуряна, Шостаковича и др. В 90-е годы была сделана звукозапись всех симфоний Шостаковича.
В 1993 году оркестру было присуждено имя П.И. Чайковского, что стало лучшим признанием заслуг коллектива и его руководителя в распространении творчества композитора. Оркестр традиционно принимает участие в легендарном конкурсе им. Чайковского.
Владимир Иванович Федосеев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, помогает молодым исполнителям, например уже известным на сегодня Максиму Венгерову, Вадиму Репину, Михаилу Плетневу.
Оркестром организовываются «Общедоступные симфонические абонементы», чтобы каждый желающий мог посетить концерт. Оркестр также проводит множество благотворительных концертов. Дирижёр лично помогает своему оркестру, например приобретает за свой счет инструменты.
Работа за рубежом
В разные периоды Федосеев выступал дирижёром ведущих мировых оркестров: Венского симфонического (1997-2006), оперного театра Цюриха (с 1997), Токийской филармонии (с 2000). Работает и с другими музыкальными коллективами Германии, Франции, США.
Федосеев Владимир: биография, творчество, оперные постановки
Была высоко оценена работа маэстро также в оперных постановках. Федосеевым были поставлены оперы и балеты (совместно с хореографами): «Сказка о царе Салтане», «Пиковая дама», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Алеко», «Евгений Онегин», «Кармен», «Борис Годунов», «Волшебный мандарин», «Осуждение Фауста», «Демон», «Любовь трех королей», «Золотой петушок», «Жизнь за царя», «Аттила», «Отелло», «Хованщина», «Царская невеста», «Лебединое озеро».
Звукозаписи включают почти весь диапазон симфонической музыки, в том числе все симфонии Бетховена, Брамса, Шостаковича.
Звания и награды
Удостоен почетных званий Народного артиста РСФСР (1973), Народного артиста СССР (1980). Является Академиком Академии творчества, Действительным членом (академиком) Международной Академии наук.
Владимир Федосеев удостоен множества различных наград, в том числе Государственных премий СССР, РСФСР, премии Правительства РФ, Ордена Почета, зарубежных наград и др.
Профессия и характер
У своих учителей – Гинзбурга и Мравинского – Федосеев взял пример служения искусству, требовательности к себе в каждой детали. Дирижёр считает, что невозможно все сделать на сто процентов, обязательно будут какие-то недочеты. Если профессионал видел партитуру тысячу раз, значит, открыв в тысячу первый, обнаружит что-то новое, до сих пор не учтенное.
Музыкой он был увлечен с самого детства, и именно музыка, считает Владимир Иванович, должна помогать людям в их непростой жизни.
В своих интервью с сожалением отмечает, что сегодня профессия дирижера не считается чем-то уникальным, что дирижировать может чуть ли не каждый, однако это далеко не так. Ведь даже величайшие композиторы в свое время вынуждены были отказаться от того, чтобы дирижировать своими произведениями, потому что у дирижёра должно быть призвание.
Дерижер Владимир Иванович Федосеев, биография которого рассмотрена в статье, очень любит свой коллектив и считает, что нужно нести людям частичку добра, и они ответят тем же. Для оркестрантов он – учитель и друг. Всегда выступал против диктаторских замашек. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого, пусть даже молодого исполнителя. Для него оркестр – это семья.
Любит Вену – мировой центр культуры, ведь именно с Вены началось его признание как дирижёра. Отмечает, что в Испании народ близок по духу русским, а японцы очень любят русскую музыку.
Долгие годы живет в браке с Ольгой Ивановной. Она всегда помогала ему и поддерживала. Секрет семейного счастья объясняет тем, что они все время друг у друга учатся. Она у него – особому внутреннему чувству, он у нее – познаниям в области культуры, так как она очень образованная женщина, долгое время вела передачи о культуре по телевидению.
Интересное
- Только через три года Федосеев узнал, что ему присудили в Париже «Золотой Орфей» за запись оперы «Майская ночь».
- В отпуск предпочитает брать удочку, сапоги (любит рыбалку и собирать грибы) и множество партитур, потому что ни один день не обходится без музыки.
- День рождения обычно проводит в деревне, в кругу семьи.
- С природой у дирижёра связаны особые чувства. Однажды летом, когда он был в саду, прилетела галка и села рядом с партитурой. После этого несколько дней она прилетала к нему, а он ее кормил. Его поразило, что дикая птица не испугалась и доверяла ему.
- Перед выступлением Федосеев молится и обязательно кладет иконку в карман.
- Именем выдающегося дирижёра был назван астероид.
Владимир Федосеев – дирижер с мировым именем. Этот великий человек достоен многих похвал и уважения!
Источник