Фернандель биография личная жизнь

Фернандель биография личная жизнь thumbnail

Французский киноактер. Один из величайших комиков театра и кино Франции и Италии. Принимался Папой Римским. Обладатель престижной премии Куртелена: высшей награды комика.

Фернан Жозеф Дезире Контанден родился 8 мая 1903 года в городе Марсель, Франция. Его отец, скромный служащий банка, свободное время посвящал выступлениям в концертном кафе под псевдонимом Сине. В пять лет мальчик дебютировал на сцене старого театра «Шав» в третьесортных мелодрамах, в пасторалях, театрализованных сценах из Евангелия, в древних фарсах, сопровождая своего отца во всех турне, участвуя в массовых сценах.

    В возрасте девятнадцати лет Фернан подписал свой первый профессиональный контракт с кабаре «Эльдорадо» в Ницце взяв псевдоним «Фернандель». С этого периода начал странствовать по всей Франции, играя в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках. В труппе за ним закреплено амплуа первого комика. В кино Жозеф первый раз снялся в 1930 году в короткометражном комедийном фильме «Лучшая нянюшка».

     В 1931 году режиссер Марк Аллегре предложил ему роль «неопытного налетчика» в экранизации пьесы Саши Гитри «Белое и черное». С этого фильма началась слава Фернанделя как киноактера. Артист сыграл более чем в 150 фильмах. Правда, большинство из них мало запомнилось, но фильм «Бальная записная книжка» Жюльена Дювивье на Венецианском фестивале в 1937 году получил приз «лучший иностранный фильм».

     Фернандель в 1942 году пробовал себя в роли режиссера и даже снял три фильма, однако понял, что у него лучше получается самому играть в фильмах, чем снимать их. В 1951 году снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье «Маленький мир дона Камилло», который положил серию из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившуюся на протяжении девятнадцати лет.

     В 1952 году Фернандель получил розетку «Почетного легиона» и медаль «За гражданские заслуги». В это время совершил турне по Европе, Америке и Канаде, где завоевал ироническое прозвище «первого посла французской культуры». У актера даже состоялась встреча с Папой Римским, а также стал многократным обладателем премии Куртелена: высшей награды комика.

     Многие почитатели таланта Фернанделя помнят его игру в фильмах: «Шутки в сторону», «Добрый король Дагобер», «Неблагодарный возраст», «Расслабься, любимая», «Дон Камилло в России», «Поездка отца», «Кошелек или жизнь», «Париж стоит поездки», «Улыбка Фернанделя».

     В 1963 году Фернандель на паях с знаменитым актером Жаном Габеном создал кинофирму «ГАФЕР» с чисто коммерческими целями, котоаря давала неплохой доход его создателям.

    Фернандель скончался 26 февраля 1971 года от рака в Париже. Похоронен великий киноартист на маленьком кладбище Пасси в центре французской столицы.

Фильмография

1930 – Самая лучшая хозяйка (Лучшая нянюшка) / La meilleure bobonne
1930 – Черное и белое – Белое и черное / Le blanc et le noir
1931 – Лавка старьевщика и Ko (другое название: Хлам и Ko) / Bric à Brac et Compagnie
1931 – Мне надо вам что-то сказать / J’ai quelque chose à vous dire
1931 – Ни слова моей жене / Pas un mot à ma femme
1931 – Ночная атака / Attaque nocturne
1931 – Остроумный план (другое название: Хитроумная комбинация) / La fine combine
1931 – Парижское развлечение / Paris-Beguin
1931 – Ребенку дают слабительное (Слабительное для малыша) / On purge bébé
1932 – Сердце Сирени / Coeur de Lilas
1932 – Да здравствует увольнение в запас! / Vive la classe, Les gaietés de l’escouade
1932 – Забавы эскадрона / Les gâités de l’escadron
1932 – Избранник мадам Юссон (Садовник госпожи Юссон) / Le roisier de Madame Husson
1932 – Как рыба (другое название: Немой из Марселя) / Comme une carpe
1932 – Когда мы влюблены / Quand tu nous tiens, amour
1932 – Пикантная брюнетка / Une brune piquante, La femme à barbe
1932 – Полуночный суд (другое название: Приговор полуночи) / Le jugement de minuit
1932 – По привычке / Par habitude
1932 – Пощечина / La claque
1932 – Прекрасный день свадьбы / Un beau jour de noces
1932 – Распоряжение вопреки его воле / L’ordonnance malgre lui
1932 – Только не женщина / Pas de femmes
1932 – Ужас пампасов / La terreur de la Pampa
1932 – Человек без имени / Un homme sans
1932 – Останьтесь поужинать (Оставайтесь обедать, Маруш) / Restez dîner, Maruche
1933 – Дело идет на лад / Ça colle
1933 – Адемай-авиатор / Adémaï aviateur
1933 – Влюбленный гарнизон / La garnison amoureusee
1933 – Лидуар / Lidoire
1933 – Полковой петух – Медард / Le coq du réqiment
1933 – Рецепт (другие названия: Ординарец, Денщик) / L’ordonnance, Helene
1933 – С милым рай в шалаше (другое название: Любовь и свежая вода) / D’amour et d’eau
1933 – Удача Анатоля / Le gros lot, La Viene d’Anatole
1934 – Анжела / Angèle
1934 – Голубые бушлаты / Les bleus de la marine
1934 – Гостиница свободного обмена / L’hôtel du libre échange
1934 – Любовник его консьержки (Любимчик консьержки) / Le chéri de sa concierge
1934 – Ночь безумств / Une nuit de folies
1934 – Поезд в 8.47 (по роману Жоржа Куртелина Le Train de 8h 47
1934 – Разносчица хлеба / La porteuse de pain
1934 – Шевалье Лафлёр / Le cavalier Lafleur
1935 – Джим-Пастуший Посох (Джим-бродяга) / Jim la houlette, Roi des voleurs
1935 – Забавы финансистов / Les gâités de la finance, Berngali VII
1935 – Фердинанд-гуляка (Фердинанд-кутила) / Ferdinand le noceur
1936 – Один из легиона / Un de la légion
1936 – Жозетта / Josette
1937 – Бальная записная книжка / Un carnet de bal
1937 – Короли спорта / Les rois du sport
1937 – Возвращение (Оживление) / Regain, Arsule
1937 – Игнас / Ignas
1937 – Геркулес (Неподкупный) / Hercule, L’incorruptible
1937 – Франциск Первый / François Premier
1937 – Ловкачи из одиннадцатого округа / Les Dégourdis de la onziéme
1938 – Трикош и Каколе / Tricoche et Cacolet
1938 – Эрнест-мятежник / Ernest le rebelle
1938 – Татуированный Рафаэль / Raphaël le tatoué, C′était moi
1938 – Шпунц / Le Schpountz, La Fausse Vocation
1938 – Барнабэ / Barabé
1939 – Кража со взломом (Ограбление) / Fric-Frac
1939 – Пять су Лавареда / Les cinq sous de Lavarède
1939 – Берлинго и Ко / Berlingot et compagnie
1940 – Шляпка из итальянской соломки (Соломенная шляпка) / Un chapeau de paille d’Italie
1940 – Наследник Мондезира / L’heritier des Mondesir, C’est un mystère
1940 – Господин Гектор / Monsieur Hector, Le Nègre du Negresco
1940 – Акробат / L’acrobate
1940 – Чудесная ночь (другое название: Удивительная ночь) / La nuit merveilleuse
1941 – Собачья жизнь / Une vie dechen, Médor
1941 – Мелочи / Les petits riens
1941 – Дочь землекопа / Le fille du puisatier
1941 – Клуб воздыхателей / Le club des soupirants
1942 – Простак / Simplet
1942 – Не кричите об этом на крышах / Ne le criez pas sur les toits
1942 – Счастливая звезда / La bonne étoile
1943 – Кавалькада часов / La cavalcade des heures
1943 – Адриен / Adrien
1945 – Наис / Nais, Toine
1945 – Тайна Сен-Валя / Le mystère Saint-Val
1945 – Нищие в раю / Les gueux au paradis
1946 – Петрюс / Pétrus
1946 – Приключение Кабассу / L’aventure de Cabassou
1947 – Эмиль-африканец / Emile l’africain
1947 – Петушиное сердце / Coeur de coq, Affaires de coeur
1948 – Если это может доставить вам удовольствие / Si ça peut vous faire plaisir
1948 – Летающий шкаф / L’armoire volante
1949 – Нужен убийца! / On demande un assassain
1949 – Героический господин Бонифас / L’héroïque Monsieur Boniface
1950 – Удар и ответ! / Je suis dela revue, итал.: Botta e risposta
1950 – Ты спас мне жизнь / Tu m’as sauvé la vie
1950 – Казимир / Casimir
1950 – Убийства / Meurtres
1950 – Мундиры и большие маневры / Uniformes et grandes manoeuvres
1951 – Бонифаций-сомнамбула – Виктор Бонифас
1951 – Маленький мир Дона Камилло / Le Petit monde de Don Camillo, итал.: Don Camillo
1951 – Топаз / Topaze
1951 – Красная таверна – Монах
1951 – Стол для заморышей (Поле на краю леса) / La table aux crevé
1951 – Адемар, или игрушка судьбы / Adémar or le jouet de la fatalite
1952 – Запретный плод / Le fruit dé fendu
1952 – Булочник из Валорга / Le boulanger de Valorgue
1952 – Дамский цирюльник / Coiffeur pour dames
1953 – Мадемуазель Нитуш
1953 – Враг общества № 1 / L’Ennemi public numéro un
1953 – Карнавал / Carnaval, или Dardamelle
1953 – Возвращение дона Камилло / Le retour de Don Camillo, итал.: Il ritorno di Don Camillo
1954 – Али-Баба / Ali-Baba et les quarante voleurs
1954 – Баран с пятью ногами / Le mouton à cinq pattes
1955 – Большая драка дона Камилло (Дон Камилло и почтеннейший депутат Пеппоне)
1955 – Весна, осень и любовь / Le Printemps, l’automne et l’amour
1956 – Под небом Прованса (Была пятница 17-го) / Sous le ciel de Provence
1956 – Оноре из Марселя / Honoré de Marseille
1956 – Новый Дон Жуан / Don Juan, или El Amor de Don Juan
1956 – Вокруг света за 80 дней – кучер
1956 – Дамский портной – Портной этих дам / Le couturier de ces dames
1957 – Человек в непромокаемом плаще / L’Homme à l’imperméable
1957 – Сенешаль Великолепный / Sénéchal le magnifique
1957 – Безработный из Клошмерля / Le chômeur de Clochemerle
1958 – Вдвоём в Париже / A Paris tous lex deux
1958 – Закон есть закон / La loi, c’est la loi? итал.: Le legge e legge
1958 – Жизнь вдвоём / Le vie à deux
1958 – Виноградники господа Бога / Les vinges du seigneur
1959 – Корова и солдат / La vache et le prisonnier
1959 – Большой начальник (Вождь краснокожих) / Le grand chef, итал.: Noi gangster
1959 – Доверенное лицо этих дам (Психоаналитик для дам) / Le confident de ces dames
1960 – Крез / Créus
1960 – Лафа / Cocagne
1960 – Атаман (Крутой) / Le Caid
1961 – Динамичный Джек / Dynamite Jack
1961 – Убийца из телефонного справочника / L’assassin est dans l’annuaire
1961 – Страшный суд / Le jugement dernier, Il giudizio universale
1961 – Дон Камилло, монсеньор / Don Camillo… Monsigneur!, итал.:Don Camillo monsignore
1962 – Дьявол и десять заповедей — Бог / Le diable et les dix commandements
1962 – Играй, музыка (Смена караула) / En avant la musique, итал.: Il cambio della quardia, Avanti
1962 – Путешествие в Биарриц / Le Voyage à Biarritz
1963 – Муж моей жены (Стряпня на сливочном масле) / La cuisine au beurre
1963 – Шутки в сторону (Джефф Бёрлингтон) / Blaque dans le coin
1963 – Добрый король Дагобер / Le bon roi Dagobert
1964 – Неблагодарный возраст / L′âge ingrat
1964 – Расслабься, любимая (Комплекс Филемона) / Relaxe-toi, Chérie
1965 – Дон Камилло в России / Don Camillo in Russie, итал.: Il campagno Don Camillo
1966 – Поездка отца / Le voyage du père – Кантен
1966 – Кошелек или жизнь / La bourse et la vie
1966 – Париж стоит поездки (ТВ) / Paris ist eine Reise wert (TV)
1967 – Улыбка Фернанделя (ТВ), сезон 1 / L’amateur ou S.O.S., Fernand (TV)
1967 – Это Франк (ТВ) / Tel est Frank (TV)
1968 – Человек в бьюике / L’Homme à la Buick, Cher Voyou
1968 – Приключения Фернанда в Риме (ТВ), сезон 2 (Сегодня вечером Фернандель)
1968 – Фредди / Freddy
1969 – Счастлив тот, кто подобно Улиссу…

Источник

Фернанде́ль (фр. Fernandel, настоящее имя Ферна́н Жозе́ф Дезире́ Контанде́н, фр. Fernand Joseph Désiré Contandin; 8 мая 1903, Марсель — 26 февраля 1971, Париж) — французский актёр, один из величайших комиков театра и кино Франции и Италии.

Авторский пост

Ссылки по теме:

Фернандель биография личная жизнь

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник

«Партнер» №6 (153) 2010г.

Когда известного комедианта Луи де Фюнеса не стало, французская пресса писала, что “этот гений вывел французскую комедию из спячки, куда ее загнала политика”.

Это так, но будем откровенны – во французском кино и до Луи де Фюнеса было кому смешить людей. Когда он только начинал свою карьеру, зрителей уже давно смешил гениальный Фернандель – “самый тонкий комедийный актер Франции”.

Конечно, в Европе шли фильмы Чаплина, Бастера Китона, Макса Линдера и Гарри Ллойда, на которых царило безумное веселье, но секреты их комедий заключались в эксцентрике и трюках. Фернандель был малоподвижен, он смешил лицом. Ему достаточно было улыбнуться свой неподражаемой “лошадиной” улыбкой или закатить глаза к небу, как зрители начинали хохотать, понимая, в какую нелепую ситуацию попал его герой. И потом, Фернандель был французом, “национальным достоянием Франции”, как позже Бурвиль и Луи де Фюнес. Комедии с участием Фернанделя смешили всю Европу. При этом Фернандель был прекрасным драматическим актером, а последняя его роль в фильме “Дьявол и десять заповедей” (1963) была сыграна просто гениально.

Фернандель прожил всего 68 лет (родился 8 мая 1903 г. – умер 26 февраля 1971 г.). Мало для человека, мало для артиста!

В жизни Фернанделя было предостаточно парадоксов. К примеру, в юности он стал банковским служащим, испугавшись своего призвания: смешить людей. Призвание, которое он обнаружил в себе еще в детстве.

Впервые он насмешил отца, затем всех родственников, потом учителей, одноклассников и друзей. Последним важным человеком, которого Фернандель насмешил в своем доактерском прошлом, был директор банка, где он служил. Задымился рукав, куда была спрятана запрещенная на рабочем месте сигарета. Это увидел проходивший мимо шеф. Он тут же вызвал Фернанделя в кабинет и распрощался с ним. При этом, глядя на грустную физиономию служащего, заключил: “Ха-ха-ха… простите… ха-ха… вы уволены, – и добавил вслед, – паяц”.

Тогда его звали просто Фернан Жозеф Контанден. Впоследствии Фернандель говорил, что был благодарен тому директору, – он определил его судьбу. С того момента он окончательно решил стать комиком. А играть и петь Фернан начал в детстве, и его театральный дебют состоялся в пять лет на сцене старого марсельского театра “Шав”, находившегося неподалеку от дома, где жили Контандены. Затем, сколотив вдвоем с братом веселый дуэт “Фернан и Марсель”, он с успехом выступал на сцене местного кабаре.

Али-Баба и 40 разбойников

Спустя года три парижская газета “Комедия” объявила конкурс шансонье-любителей. Париж – это карьера, и по всей Франции шли отборочные туры. Претендентов было больше ста, Фернан оказался вторым. Ему было тогда двенадцать лет. Теперь потешного “маленького Сине” знал весь Марсель. “Я знал, – вспоминал Фернандель, – что славу обретают в Париже, но в Марселе завоевывают популярность, а популярность – это слава без пиджака, с засученными рукавами”.

А дальше началась война, и Фернану пришлось зарабатывать на жизнь разными профессиями: докера, бакалейщика, банковского клерка… он их ненавидел и упрямо пел в кабаре по вечерам. Ему было всего девятнадцать, когда он подписал свой первый профессиональный артистический контракт (по сто франков в день!) с кабаре “Эльдорадо” в Ницце. Тогда-то Фернан Жозеф Контанден и стал Фернанделем. И понял, что такое настоящий актерский труд.

Фернандель много работал, играл в опереттах, пел в мюзик-холле, и слава его росла пропорционально опыту и мастерству. Он удачно дебютировал в кино, снявшись в комедии “Лучшая нянюшка” в 1930 году, получив отличную прессу и отзывы публики. “Французская комедия засияла “лошадиной” улыбкой Фернанделя!” – состязаясь в остроумии, вещали газеты. И на Фернанделя посыпались предложения. Параллельно он устроил личную жизнь: влюбился в Анриету – сестру своего друга, сценариста Жана Мансе, легко женился на ней и через пару лет стал отцом крошки Жозе, которого любил так же пылко, как и жену. Словом, популярность артиста росла, в семье он был счастлив, и ничто не могло ему помешать вершить свою карьеру, даже армия, куда он призывался дважды. Благодаря известности и связям, служба оказалась для него “легкой прогулкой, во время которой он даже не научился стрелять”. Фернандель был талантлив, но прагматичен, – входил только в те двери, из которых выходил победителем.

Во время первой службы он добился перевода в Марсель, ночевал не в казарме, а дома, на бульваре Жореса, продолжал выступать на сцене и брал длительные отпуска для съемок в фильмах. Но после службы, повздорив с директором мюзик-холла, Фернандель оказался… на мыловаренном заводе рабочим. Он знал, что так надо, веря в счастливый поворот судьбы, который не даст ему “закончить жизнь в мыле”. И “поворот” совершился. Директор известного театра “Парамаунт”, случайно оказавшись в Марселе, предложил артисту контракт на турне по Франции и за рубежом. В труппе Фернандель сразу стал звездой, его выступления собирали полные залы. А через два месяца, по возвращении из гастролей, его ждало письмо – знаменитый парижский театр “Бобино” открыл перед ним свой занавес. Вот чего добивался Фернандель! Теперь он живет в “мекке искусств” – Париже, и успешно выступает на парижской сцене. И тут же одно за другим следуют предложения от известных кинорежиссеров.

Кошелёк или жизнь

До войны Фернандель сыграл около тридцати киноролей, но самыми значительными, принесшими ему большую популярность, стали роли в фильмах Марка Аллегре, Жана Сорено и Кристиана-Жака – “Белое и черное” (1931), “Любовник его консьержки” (1934), “Соломенная шляпка”(1940), а фильм “Бальная записная книжка” получил даже приз Венецианского кинофестиваля в 1937 году. В этих картинах, как и во многих других, полностью раскрылся комедийный и актерский талант Фернанделя. И если уж мы коснулись хроники, то добавим, что послевоенные комедии – бриллианты французского кино с участием Фернанделя, которые мы знаем и которые часто показывают по телевизору: “Казимир” (1951), “Закон есть закон” (1957), “Дьявол и десять заповедей” (1963), принесли актеру всеобщее европейское признание.

Впрочем, таких успехов в кинокарьере Фернанделя было не так уж много, но это немудрено – ведь комик снялся всего в ста пятидесяти фильмах! И строго его не судили даже тогда, когда мэтр, уверовав в свой талант, неудачно выступил как режиссер, сняв три картины, полностью провалившиеся в прокате. Больше нерасчетливыми экспериментами Фернандель не занимался, а выступал как артист, успешно ведя свою актерскую и общественную карьеру, а заодно и французское кино к олимпу.

В 1951 году Фернандель снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье “Маленький мир дона Камилло”, который положил начало целой серии картин о смешном и грустном сельском пасторе доне Камилло, длившейся на протяжении девятнадцати лет. В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века Фернандель – в зените славы, в центре внимания прессы и любви поклонников. Он получает розетку Почетного легиона и медаль “За гражданские заслуги”. Он совершает творческое турне по Европе, ЮжнойАмерике, Соединенным Штатам и Канаде, где получает ироническое прозвище “Первый после французской культуры”. Он был принят Римским Папой, не раз становился обладателем премии Куртелена – высшей награды французского комика. Голос Фернанделя, читающий радиопередачи и литературные произведения, звучит во всех школах Франции. Он становится одним из богатейших французских актеров, что тоже входило в его планы. Но сам артист почему-то год от года улыбался всё реже, а его герои становились всё печальнее. Почему? Может быть, возраст, а может – неудовлетворенность, возникающая у художников, когда они оглядываются на пройденный путь?

В 1963 году Фернандель на паях с Жаном Габеном создал собственную студию “Gafer” и с головой ушел в продюсерскую работу. Ничего значительного на экране не появляется, лишь ремейки его старых картин. Время шло, в кино приходили новые комедианты – Бурвиль, Луи де Фюнес, и “золотую лошадиную улыбку” Фернанделя зрители стали забывать… Мудрый и прагматичный Фернандель предвидел это и в конце шестидесятых решил сняться еще “в фильмах десяти” и уйти на покой, в забвение…

Но мэтр рассчитал не всё. 26-го февраля 1971 года знаменитого французского комика Фернанделя не стало.

Источник