Фишкин борис михайлович балет биография личная жизнь

Добрый день, уважаемые читатели, меня зовут Анна, спасибо, что заглянули на мой Дзен!
Я думаю, что фамилии героев этой статьи знакомы не только истинным ценителям балета, но и большинству людей, увлеченных искусством, да и историей нашей страны в целом. Барышников, Нуриев, Годунов – вокруг этих имен ходило столько слухов, что вполне можно было бы снять о каждом из танцовщиков отдельный шпионский триллер, накалом страстей не уступающий современным боевикам.
Михаил Барышников, Александр Годунов, Рудольф Нуриев
Все трое, помимо своих достижений в балете, прославились тем, что сумели просочиться за железный занавес, а если точнее, сбежать на Запад во время гастролей. А ведь тогда за артистами балета пристально следили агенты КГБ. Предлагаю поговорить о том, как сложилась судьба каждого из “героев”.
Рудольф Нуриев: сказка с грустным концом
Рудольф Нуреев | Фото: kino-teatr.ru
59 лет назад, 17 июня 1961 г. произошло событие, которое вызвало шумный международный скандал: во время парижских гастролей Ленинградского театра оперы и балета танцовщик Рудольф Нуреев (позже – Нуриев) обратился к властям с просьбой предоставить ему политическое убежище. Власти пошли навстречу.
Знаменитый артист балета Рудольф Нуреев | Фото: kino-teatr.ru
Последовали затяжные разбирательства, которые закончились тем, что в СССР Нуреева осудили за измену Родине и приговорили к 7 годам в колонии строгого режима с конфискацией имущества. Советское посольство даже пыталось убедить директора Парижской оперы убрать из программы выступления Нуреева. Но все тщетно.
Нуриева ждал оглушительный успех: слава, деньги, признание. Его называли самым богатым человеком балета. Несколько лет он был директором балетной труппы парижской Гранд-оперы и исполнял практически все ведущие мужские партии классического балета.
Он даже купил себе собственный остров!
Рудольф Нуриев в своей парижской квартире // nashizdat.com
Омрачили сладкую жизнь разве что непрекращающиеся звонки с угрозами. Но главным счастьем и “бедой” артиста стала свобода другого характера – свобода выбора сек%:?льных партнеров. Еще до побега артист был замечен в связях, характеризующих его, как человека нетрадиционной ориентации.
Рудольф Нуреев стал первым выходцем из СССР, официально сделавшим “каминг-аут”. Оказавшись за рубежом, танцовщик дорвался до возможности крутить романы с главными красавцами балета и шоу-бизнеса. Однако, и женщин он не обходил стороной: более 17 лет он сгорал от любви к Марго Фонтейн – приме лондонского Королевского балета.
Невозвращенец Рудольф Нуреев | Фото: 24smi.org
Печально, но вседозволенность привела к грустному финалу. На родину артист смог приехать только в 1987 г., в эпоху перестройки. Он успел проститься с умирающей матерью и станцевать на сцене Ленинградского театра. Уже тогда танцовщик сам был болен: последние 10 лет он жил с диагнозом “СПИД”. Скончался Нуриев в Париже, на 55 году жизни.
По поводу ностальгии, он был солидарен со своим коллегой – Михаилом Барышниковым и говорил: “Я совершенно счастлив здесь, я не скучаю ни за кем и ни за чем. Жизнь дала мне все, что я хотел, все шансы”.
Михаил Барышников – талантливый везунчик и трудяга с несгибаемым стержнем
Пожалуй, самым удачливым из этой троицы оказался Михаил Барышников. В этом году Михаилу Николаевичу исполнилось 72 года. Он по-прежнему женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт, в браке с которой родилось трое детей. Дети, как полагается, уже выросли и подарили родителям замечательных внуков.
С Лизой Рейнхарт
Чета Барышниковых владеет недвижимостью в Париже, Нью-Йорке и Доминикане, поэтому живут то там, то здесь, в зависимости от сезона и настроения.
Есть у артиста еще одна дочь – старшая Александра, которая появилась на свет в результате романа танцовщика с одной из самых ярких красоток Голливуда – актрисой Джессикой Лэнг.
С Джессикой Лэнг
Карьера за рубежом тоже сложилась, как нельзя лучше. Барышников, пожалуй, единственный из этого списка “беглец”, который действительно стал там своим. Он сделал головокружительную карьеру танцовщика, актера, и даже бизнесмен из него вышел неплохой.
Михаил Барышников и Сара Джессика Паркер (кадр из сериала «С#*с в большом городе»)
В интервью Барашников признался, что за все эти годы он ни разу не ностальгировал по России. Ему было просто некогда. В 2017 году знаменитый артист балета попал в список 100 самых влиятельных русских людей нашего времени по версии журнала Forbes.
Михаил Барышников
Что можно сказать? Титанический труд и большой талант, помноженные на невероятное везение – вот секрет успеха Михаила Барышникова. А вот судьба его однокашника по Рижскому хореографическому училищу сложилась далеко не так удачно. Может быть поэтому Барышников и не любит говорить о нем?
Александр Годунов – большой ребенок
Известный танцовщик и актер Александр Годунов | Фото: chtoby-pomnili.com
Александр Годунов и Михаил Барышников были больше, чем сокурсниками – они были конкурентами во всем. Оба невероятно талантливые, трудолюбивые и целеустремленные. Одно время танцовщики были даже похожи внешне: у обоих был недобор веса, щуплое телосложение. А вот характеры у них были совершенно разные.
Александр Годунов и Михаил Барышников
Позже Годунов вытянулся и обошел Барышникова аж на 20 см! Последнему же с трудом удалось дотянуть до балетной нормы роста. Различие в характерах и задало тот вектор, по которому следовала судьба каждого из соперников.
Годунов бежал за рубеж спустя пять лет после Барышникова, то есть в 1979 году. Нужно было догонять конкурента, который к тому времени уже стал солистом Американского театра балета. По иронии судьбы, именно туда же поступил и Годунов.
Артист балета, бежавший из СССР | Фото: chtoby-pomnili.com
К сожалению, догнать Барышникова так и не удалось. Говорят, две большие творческие личности не ладили, им было тесно в стенах одного заведения. И при первой же возможности, а точнее, как только Барышников занял пост художественного руководителя театра, он уволил Годунова.
Говорят также, что поводов для “отворота-поворота” Годунов давал немало: якобы, он перестал так щепетильно следить за физической формой, забросил строгую диету – в отличие от Союза, здесь в Америке, каждый артист должен был “делать” себя сам. Годунову же не хватило жесткости характера. Так одна из его пассий – актриса Жаклин Биссет, называла его “большим ребенком и испуганным принцем”.
Александр Годунов и Жаклин Биссет
Майя Плисецкая объяснила происходящее проще: по ее словам, Годунова разрывали внутренние противоречия, с одной стороны – он хотел строить карьеру, а с другой – делал все, чтобы ее уничтожить. Он единственный не воспринял всерьез новой должности своего бывшего однокурсника и относился к нему с прежним панибратством, порой, пропуская его требования мимо ушей.
С Майей Плисецкой в «Гибели Розы»
По официальной версии причиной увольнения стало то, что Годунову в АБТ “больше нечего танцевать”. Театр в связи с приходом нового худрука кардинально сменил репертуар: перешел на модерн. Вся старая добрая классика – “Лебединое озеро”, “Жизель” и “Дон Кихот” больше не ставилась. А именно в этих спектаклях работал Годунов.
После ухода из АБТ танцовщик с личной концертной труппой “Годунов и звезды” всего за месяц гастролей заработал свой первый миллион долларов. Но деньги него не были главным приоритетом. Годунов доказал себе, на что способен вне театра, а за его пределами увидел не менее увлекательную жизнь.
Александр Годунов
Так в 35 лет, на пике возможностей, он навсегда уходит из балета и начинает заниматься в школе актерского мастерства. Александр снимается в нескольких успешных фильмах, работает с Харрисоном Фордом и Брюсом Уиллисом. Но вот беда – за Годуновым закрепляется амплуа русских шпионов, злодеев, бандитов и танцовщиков.
Другие роли ему не предлагали, а повторяться он не хотел. Своими отказами он вызвал бурю негодования со стороны кинокритиков: ведь некоторые популярные актеры всю жизнь проводят в одном амплуа и гордятся этим.
Так Годунов, сам того не желая, опять вызвал скандал. Только теперь в киношной среде. Так его актерская карьера потихоньку заглохла.
Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек»
В апреле 1995-го он впервые после побега приехал в Ригу. Говорят, артист был полон планов и надежд, и вовсе не впадал в депрессию, которая, якобы, предшествовала его загадочной кончине.
По сути, его мечта сбылась: он многого добился, денег у него было хоть отбавляй. Тем не менее, Годунова не стало на 46-году жизни. По одной из версий, причиной стал банальный “перепой”, по другой – дело было подозрительным, и в нем была замешана бухгалтер и душеприказчица, которой артист полностью доверял. До сих пор эта история окружена ореолом таинственности.
Понравилась статья? Тогда не забудьте поставить ЛАЙК и подписывайтесь на канал! С вами была Анна и “Зеркало экрана”
Источник
О таких в те в времена говорили «невозвращенец». Так вот этот, стал самым известным. Человек повлиявший на судьбу мирового балета.
История о величайшем и талантливом танцоре, сбежавшем из союза за новой мечтой и осуществлением своих амбиций, которые увы не мог выплеснуть в стране советов. Его имя Михаил Барышников. Русский и американский артист балета и хореограф. Заслуженный артист РСФСР, номинант на премию «Оскар», оставшийся в Канаде в 1974 году. Амбиции позволили ему раскрыться еще и как талантливому актеру. Как говорится: «Если человек талантлив, он талантлив во всем.».
Михаил Николаевич родился 27 января 1948 года в Риге. Отец был военным, человек он был строгий, отношения с ним были напряженные все его детство. Мать была доброй и прививала любовь к искусству. В 10 лет он уже четко наметил планы по занятиям в балетной школе, а после в балетном училище у известных педагогов. Когда Михаилу исполнилось 12 лет, из жизни ушла его мать. Пожив какое то время с отцом, он отправился в самостоятельную взрослую жизнь, продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище.
В 1967 году, закончив училище, был принят в балетную труппу Театра оперы и балета им С.М. Кирова и вскоре исполнял ведущие классические партии. Проработал в театре 7 лет. Вершиной его карьеры было выступление в трех ролях в им же организованном творческом вечере. Находясь в Лондоне на гастролях с труппой театра, в 1970 году, он впервые увидел современную танцевальную постановку, сравнил застой для своего творчества в театре им. Кирова, и понял чего не хватает ему в жизни. А не хватало ему простора для творческого потенциала. В 1974 году, во время гастролей театра в Канаде, принял решение больше не возвращаться в СССР.
Дуэт Барышников и Макарова
Получив приглашение от своего друга в труппу «Американского театра балета», уже в июле 1974 года дебютировал в партии в балета «Жизель» в Нью-Йорке. Зрители кричали от восторга. С тех пор Михаил Барышников стал популярным танцовщиком Америки. В течение последующих четырех лет Барышников исполнил множество ведущих партий в классических и современных балетах. Он работал также как хореограф и исполнял главные партии в собственных постановках «Щелкунчика» и «Дон Кихота». Вот тут то и амбиции хлынули через край.
В 1978 году вступил в труппу Дж. Баланчина, выступал в баланчинских постановках, в таких как «Аполлон», «Блудный сын», «Орфей» и «Арлекинада». В этом же году дебютировал в кино, в роли звезды балета в фильме «Поворотный пункт». За это и был номинирован на Оскар.
В 1980-1989 годах – художественный руководитель «American Ballet Theatre». В 1985 году сыграл роль танцовщика в кассовом фильме «Белые ночи» В 1990 году принял решение приостановить деятельность в классическом балете, и на пару с хореографом Марком Моррисом основали танцевальный проект «Белый Дуб», с этого момента Михаил начал новый творческий этап – стал исполнителем танца-модерн.
После закрытия проекта занялся строительством своего центра искусств «Baryshnikov Arts Center».
Сыграл ещё в нескольких фильмах: «Танцоры», «Кабинет доктора Рамиреса», «Дело фирмы», «Секс в большом городе(6 сезон)» и последняя работа «Джек Райан: Теория Хаоса».
Во время съемок фильма с Сарой Джессикой Паркер.
В этом году Михаилу Николаевичу исполнилось 70 лет. Сейчас он увлекается фотографией, организовывает выставки. Является совладельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке. Совместно с различными фирмами запустил марку одежды для танцовщиков и даже марку одеколона под собственным именем «Misha».
Помимо творческой самореализации, Михаил Барышников состоялся и как семьянин. Несмотря на то, что ему приписывали множество романов с известными артистками. Встречался с актрисой Джесикой Лэнг, в 1981 году у них родилась дочь Александра.
Позднее он все же сумел найти ту женщину, с которой захотел связать свою судьбу. Танцовщица Лиза Райнхарт в браке с Михаилом до сегодняшнего дня. У них трое детей: Питер, Анна и София.
В прошлом году Михаилу предоставили латвийское гражданство. Он частенько посещал могилу матери в Риге. Но в Россию почему то его совсем не тянет, не испытывает ностальгии по России, не собирается возвращаться и принципиально игнорировал предложения посетить страну с гастролями.
Михаилу Барышникову
Поэт Иосиф Бродский
Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.
В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.
Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.
Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был — маршал Ней.
В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была.
Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться,
земля везде тверда; рекомендую США.
Дорогие читатели!
Подписывайтесь на канал “СССР.Назад в прошлое”
Читайте интересные статьи о истории, знаменитых людях, быте и тайнах эпохи СССР.
Источник
Михаил Барышников — один из лучших представителей советской балетной школы, который смог достичь успеха и как драматический актер. Его жизни в СССР и на Западе посвящена эта статья.
Родители
Танцовщик родился в конце января 1948 года в Риге, в семье офицера Советской Армии Николая Петровича Барышникова и его жены Александры Васильевны Григорьевой. Супруги оказались в Латвии сразу после войны, куда отца будущего танцовщика направили для прохождения дальнейшей службы.
Ранние годы
Отец Миши — человек с суровым характером — был абсолютно равнодушен к искусству и особенно не интересовался воспитанием сына. Все заботы о мальчике были возложены на Александру Васильевну. Она привила сыну любовь к театру и к классической музыке, а когда он немного подрос, отдала в балетную студию.
После ее окончания Михаил Барышников поступил в Рижское хореографическое училище, где ему преподавали Н. Леонтьева и Ю. Капралис. Там его одноклассником был будущий известный танцор и киноактер Александр Годунов, позже также эмигрировавший в США.
Саша и Миша выделялись на фоне сверстников своим талантом, поэтому Юрис Капралис старался уделять им больше времени и ставил для подростков оригинальные концертные номера.
Трагедия
Когда Михаилу Барышникову исполнилось двенадцать лет, мама отвезла его на каникулы в Поволжье, к своей матери. Вернувшись в Ригу, она покончила с собой. Почему молодая женщина совершила этот поступок, никто так и не выяснил. По возвращении домой Миша узнал о случившемся и долгое время тяжело переживал утрату матери. Ситуация усугубилась тем, что Барышников-старший очень скоро вступил во второй брак, а мальчик не смог найти общего языка с мачехой.
Учеба в городе на Неве
В 1964 году в Северную столицу приехала с гастролями Латвийская национальная опера. Миша Барышников был занят в некоторых спектаклях вместе с одноклассниками. Один из артистов Кировского театра отвел мальчика в Ленинградское хореографическое училище и показал его известному педагогу А. Пушкину. Тот проэкзаменовал юное дарование и предложил Мише поступить в училище.
Барышников сообщил об этом своему горячо любимому наставнику, и Капралис, хотя и не хотел расставаться с одним из своих лучших учеников, посоветовал ему не терять такой шанс. Парень отправился в Ленинград и совершенно отдалился от отца и его новой семьи.
В годы учебы в городе на Неве он принял участие в Международном конкурсе балетных артистов, проходившем в Варне, и завоевал первую премию.
Начало карьеры
После завершения учебы в 1967 году Михаил Николаевич Барышников стал солистом в Кировском театре оперы и балета Ленинграда.
Звезда молодого танцовщика взошла мгновенно, так как специалисты и зрители не могли не разглядеть несомненный талант артиста. Он обладал уникальными профессиональными данными, имел идеальную координацию движений, был необыкновенно музыкален и обладал редким актерским мастерством.
Эксперименты
В первые годы работы Барышникова в Кировском театре там наступила эпоха застоя. Она была связана с политикой нового худрука Константина Сергеева, который придерживался консервативных взглядов на балет и препятствовал отступлению от устоявшихся догматов.
С его приходом творческая жизнь в Кировском театре практически умерла. Барышников, будучи человеком творческим и свободомыслящим, искал выходы из создавшегося тупика. Он стремился внести новизну в классический репертуар. Кроме того, для его творчества огромное значение имела работа над балетами «Сотворение мира» и «Вестрис».
Творческий вечер
К 1973 году актер стал лучшим артистом труппы Театра им. Кирова, что позволило ему получить право организовать творческий вечер и самостоятельно выбирать свой репертуар для этого концерта. Тогда Барышников пригласил 2 современных хореографов — М.-Э. Мурдмаа и Г. Алексидзе — и попросил их поставить одноактные балеты специально для этого мероприятия. Руководству Кировского театра пришлось уступить, тем более что новый худрук труппы поддержал своего лучшего солиста.
Творческий вечер Барышникова на сцене Кировского театра стал вершиной его творчества в СССР. В программу концерта были включены «Дивертисмент» Алексидзе, а также «Блудный сын» и «Дафнис и Хлоя» Мурдмаа. Творческий вечер Барышникова сделал еще более очевидным его значение для советского искусства и культуры.
В 1973 году танцовщика удостоили звания заслуженного артиста РСФСР. Он снялся в нескольких балетных фильмах: «Город и песня», «Сказ о холопе Никишке» и пр.
Кроме того, его пригласил в свой телеспектакль «Фиеста» Сергей Юрский, доверивший балетному артисту драматическую роль Дона Педро.
Побег из СССР
Со временем Барышников стал все более ощущать, что ему в творческом плане тесно в Советском Союзе. Любые попытки сделать что-то новое воспринимались в штыки. Последней каплей в чаше терпения Михаила стал отказ руководства Кировского театра на предложение Ролана Пети бесплатно поставить на его сцене балетный спектакль специально для Барышникова.
В 1974 году, во время гастролей в Канаде артистов из разных театров СССР, артист балета Михаил Барышников решил не возвращаться на Родину. Решающим фактором стало то, что его давний знакомый, танцовщик Александр Минц, эмигрировавший в США в 1972 году, предложил советской звезде войти в труппу Американского театра балета.
Канада предоставила Барышникову политическое убежище, однако его побег на Запад означал полный разрыв со всеми, кто был ему дорог на Родине. В частности, этим своим поступком Барышников предал свою гражданскую жену Татьяну Кольцову, которая была одной из солисток Кировского театра. Танцор тяжело переживал разрыв всех связей с друзьями и родственниками, но понимал, что это та цена, которую ему придется заплатить за творческую свободу. Его «оплакивали» и зрители, для которых любимый артист был кем-то вроде Моцарта в мире танцев.
В составе труппы Американского театра балета
Впервые Михаил Барышников появился перед американской публикой летом 1974 года. Он вместе с такой же «невозвращенкой» Натальей Макаровой станцевал балет «Жизель». Труппа Американского театра балета выступала на сцене «Метрополитен опера» в Нью-Йорке. Публика обожала танцора. Ему устраивали овации и десятки раз поднимали занавес под возгласы «Миша! Миша!». В 1974 году Барышников стал премьером труппы и солировал во многих классических балетах и в музыкальных спектаклях современных хореографов. Кроме того, он поставил балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Запись этого спектакля была заснята на видеокассету, и ее тираж был быстро раскуплен любителями классического танца. В Америке Барышникову удалось поработать и с Роланом Пети, о чем он мечтал еще во времена, когда танцевал в Кировском театре.
NYCB
В 1978 году основоположник неоклассического балета Джордж Баланчин пригласил Михаила Барышникова, биография которого вам уже известна, в свою труппу New York City Ballet. Он относился к бывшему солисту Кировского театра как к сыну, но великому хореографу уже исполнилось 74 года, и у него были проблемы со здоровьем. Баланчин был не в состоянии поставить для Михаила новый балет, однако Барышников станцевал главные партии в балетах «Аполлон» и «Блудный сын» Джорджа Баланчина. Эти работы звезды мирового балета стали событием в сфере танцевального искусства, а его самого назвали лучшим исполнителем спектаклей великого хореографа.
Позже в NYCB он смог поработать и с другим знаменитым создателем балетных спектаклей – Джеромом Роббинсом. Последний поставил для Барышникова «Опус 19. Мечтатель».
Возвращение в Американский театр балета
В 1988 году танцор возглавил Американский театр балета (АВТ), который когда-то стал его первым местом работы в США. Барышников руководил его труппой в течение 9 лет. До его прихода в АВТ в качестве худрука спектакли ставились для звезд, часто – приглашенных из других стран. Барышников же создал постоянную труппу. Кроме того, он выступил в качестве хореографа для балета «Золушка» С. Прокофьева и создал новую редакцию «Лебединого озера» М. И. Петипа.
Этот счастливый творческий период Барышникова завершился в 1989 году, когда великий танцор покинул АВТ. Одной из основных причин его ухода стало нежелание постоянно согласовывать свои творческие планы с советом директоров.
В последние годы
В 1990 году Барышников и Марк Моррис создали труппу White Oak Dance Project. Проект просуществовал 12 лет. Затем Михаил занялся созданием центра искусств, который открылся в 2005 году.
Михаил Барышников: фильмы
В США Барышников снялся в нескольких художественных и музыкальных фильмах. В их числе:
- «Поворотный пункт».
- «Щелкунчик».
- «Дон Кихот».
- «Белые ночи».
- «Танцоры».
- «Кабинет доктора Рамиреса».
- «Кармен».
- «Дело фирмы».
- «Секс в большом городе (6-й сезон)».
- «Мой папа Барышников».
- «Джек Райан: Теория хаоса».
Из них наиболее знаменитой стала картина «Поворотный момент», получившая множество номинаций на «Оскар». Большой кассовый успех имела картина «Белые ночи». Кроме того, актер сыграл в бродвейском спектакле «Метаморфозы», за который был номинирован на премию «Тони».
Семья Михаила Барышникова
Вскоре после приезда в США танцор познакомился с двухкратным лауреатом «Оскара», актрисой Джессикой Лэнг. Хотя брак между звездами не был заключен, в 1981 году у них родилась дочь, Александра Барышникова. Девушка пошла по стопам отца и стала балетной танцовщицей. Спустя год Михаил и Джессика расстались.
После этого прошло немало времени, прежде чем личная жизнь Михаила Барышникова наконец-то наладилась. В конце 80-х танцор женился на бывшей балерине Лизе Райнхарт. Дети Михаила Барышникова от этого союза — Питер, Анна и София. Брак единомышленников оказался счастливым и продолжается уже почти три десятка лет.
Теперь вы знаете интересные подробности из биографии Михаила Барышникова. Семья артиста в последнее время оказалась в центре внимания прессы, так как его дети подросли и стараются доказать, что достойны носить фамилию своего знаменитого отца.
Источник