Фото дети армянские
Российский ресурс “vashevse.ru” опубликовал статью, посвященную воспитанию армянских детей.
Несомненно, самой главной отличительной чертой армян является отношение к детям.
Обычно эта черта плохо видна представителям других народов. Более того, почти любой армянин сталкивался с трудностями объяснения этой своей черты. Она невероятно трудно переводится в контекст других культур. Трудно привести аналоги из литературы, тяжело найти слова для передачи важных для армян чувств и переживаний. Армянин может встретить понимание собеседника в разных своих увлечениях: футболом, рыбалкой, живописью и т.п., но к его большой печали не найдет понимания в своей важнейшей теме жизни – в своем интересе к детям.
Попытки объяснить кому-то, в чем отличие армянской любви к детям от чадолюбия других народов, пожалуй, набили оскомину любому армянину…
Эта любовь абсолютна: дети – цель жизни и богатейший источник мотивации для армянина.
Во-первых, она реализована в виде личной черты характера. Это осознаваемое переживание, часть национального самосознания и содержание жизни.
Во-вторых, эта любовь совершенно одинакова у армян всех стран, в любых общинах, не зависит от пола, возраста, деления детей на “своих” и “чужих”, на маленьких детей и на детей уже повзрослевших. Для армянского подростка, например, непонятно высокомерное отношение его сверстников из других стран к “малышне”: он, как и все, беззаветно обожает детей! Точно так же, мужчины увлечены детьми никак не меньше женщин, и не в состоянии понять, почему другие народы считают эту любовь чуть ли не женской чертой характера.
Дети – цель жизни и богатейший источник мотивации для армянина. Фото socialland.net
В-третьих, любовь к детям у армян полноценно социализована. Она находит свой выход в огромном ассортименте типичных занятий и поступков, смысл которых, порой, еще труднее перевести на иной язык. Армяне общаются с детьми, дружат с ними, посвящают им время, силы. Армяне беседуют о детях, делятся способами еще большего служения им, рассказывают друг другу об их успехах и достижениях.
Вряд ли можно представить армянина, который каким-то путем пришел бы к сравнению своих личных интересов и интересов детей: если есть возможность отдать (шанс ли, силы ли, средства ли) детям, то он их отдаст им полностью.
Особо стоит отметить, что речь идет обо всех детях. О своих, конечно – в первую очередь, но и о любых других – тоже. Все дети красивы, умны, они – хозяева в доме, в городе, в жизни!
Фото https://itd0.mycdn.me
Воспитание в армянской семье (и об этом армяне любят рассказывать) в корне отличается от воспитания в семьях европейских народов. В отличие от них, дети в армянской представляют вершину, “господствующий класс”. Семья сама по себе понимается как организация удовлетворения желаний детей.
В России, как и в европейских странах, ребенок зависим от старших, по той “естественной причине”, что он мал. Его воспитание начинается с запретов и с ответственности перед родителями за соблюдение общих правил. С возрастом он начинает искать, с боем добывать себе право самостоятельности, право оторваться от родителей. Наконец, право осуществлять свои собственные желания, которые в детстве оттеснялись желаниями родителей (“ты мал еще!”).
Родители, преследуя цель “не избаловать, чтобы на шею не сел”, добиваются своего: ребенок, повзрослев, уходит из семьи, а родители сосредотачиваются на своей личной жизни (“мы еще молоды”).
В Армении ребенка не приучают к трудностям. Не без основания считают, что трудное детство может приучить его к плохому, к грубым, обедненным отношениям с людьми, к воспроизводству в будущем недостатков нынешней жизни. Поэтому детей старшие тщательно оберегают от любых трудностей, стремятся сохранить их чистое, доброе отношение к окружающим. При этом старшие в общении с детьми перенимают для себя их детское отношение к жизни, фактически, перенося его из желаемого будущего в свое собственное далекое от совершенства настоящее. Поэтому общение с детьми приносит старшим чувство, схожее с облегчением: оно лирично и мечтательно. Для мечты армянину нужны дети, с которыми он дружит: младшие братья и сестры, племянники, свои дети и внуки. За неимением их – ученики, соседские дети: тогда они становятся для него “своими”.
Ребенок растет в обстановке почти полного отсутствия слова “нельзя”, каких-нибудь ограничений, связанных с возрастом. Даже в тех случаях, когда его неразумные действия могут стать опасными (например, ребенок лезет под машину), его вряд ли резко осадят. Старшие постараются либо пресечь опасность не привлекая к участию ребенка, отвлекут его, даже обманут – лишь бы не создать в нем дополнительного (даже полезного!) рефлекса опасности, страха.
Наставление ребенку делается очень осторожно, чтобы он, часом, не воспринял это как “командование” старших. Вообще армянские “разъяснения” – особое искусство. Они всегда личностны и иносказательны (“Я бы огорчился, если бы узнал, что кто-то из наших знакомых сделал так-то и так-то”). В них принципиально избегают апелляции к “общим принципам” (Например, сказав “Нельзя этого делать, и все!”, или “Что будет, если все будут нарушать правила?!”, человек рискует больше “не отмыться” от метки “чужака”).
Что терпят старшие армяне от юных соотечественников, трудно передать! Хотя как “измывательство” это воспринимает только человек извне. Например Андрей Битов описал свои “ужасные мучения” от “невоспитанных” армянских детей в книге “Уроки Армении”.
Хотя тот же Битов первым из неармян обратил внимание, что с возрастом, как это ни странно после “балованного” детства, армяне приобретают все большую ответственность, связываются все большим числом ограничений и рамок.
На самом деле взрослея, армянин все чаще выступает в роли старшего, берет на себя бремя заботы о любимых людях, становится мягче и заботливее с окружающими. Если же этого не происходит, то это воспринимается как личное несчастье, неуспех. Это в равной мере глубоко переживают и мужчины и женщины.
В Армении практически нет “переходного”, “трудного” возраста, когда подросток рвется обрасти свободу от родительской опеки. Из того детства, которое дарят армянину его родители и другие старшие не хочется бежать сломя голову. Взрослеет армянин постепенно, по мере необходимости принятия на себя новой и новой ответственности, по мере роста своих сил и угасания сил старших. Это не очень радостный процесс, и только любовь к младшим подвигает его на взросление. Любовь, радостью общения платящая за его усилия.
“Взаимоотношения взрослых и детей” в Армении лучше было бы назвать “взаимоотношениями всех людей и детей”. Еще точнее – “взаимоотношения старших и младших”, поскольку какой-то четкой грани между взрослыми и детьми не существует. Зато четко соблюдаются отношения старшинства, зависящие только от физического возраста и не зависящие от социального положения, должности. Порядок возраста, пожалуй, единственный порядок, который соблюдается неукоснительно.
Что несет с собой положение “младшего”? Максимальную свободу, отсутствие даже частичной доли ответственности за что-либо, если рядом есть “старший”. Старший не только отвечает за все, но и почти все делает сам за младшего. Он не вносит организации в их общую деятельность: скорее, сам делает все за двоих. Ни о каком “командовании” не может быть и речи. За привилегированное положение младший платит доверием к старшему, вниманием к его советам.
Фото Эммы Марашлян. barev.today/news/detitaraz
В семье и в “большой семье” отношения старшинства заданы раз и навсегда, и сохраняются в любом возрасте. Более того, они очень общественно значимы как для старших, так и для младших. Они важны для их социализации в среде сверстников. Важно иметь хороших детей и самых замечательных маму и папу. Например, взрослый человек, сделавший в квартире ремонт, в разговоре с друзьями подчеркнет (может даже немного слукавив), что всем заправлял его отец (т.е. он все так же силен и умен), а дети ему во всем помогали (они растут преданными семье), хотя он им и не позволил ничего серьезного делать (успеют еще, пусть их детство продлится подольше).
Дружбу старших и младших, конечно, в каждой семье наполняют совершенно различным содержанием. Это не только вопрос культуры, но и просто личностный, интимный вопрос. По отношению к социуму играет роль внешняя “оболочка” – сама значимость наличия межвозрастного общения: “успешный” человек это тот, которому есть к кому обратиться за советом.
Схема взаимодействия “старший-младший” практически полностью описывает и отношения супругов, в которых женщина, с одной стороны, свободна от многих обязанностей лежащих на женщинах в России или в европейских странах, а с другой – очень несамостоятельна. Хотя и соблазна обрести самостоятельность в европейском смысле у нее чаще всего не возникает.
Если конфликты в семье приводят к тому, что женщина или мужчина остаются одни, то окружающие реагируют на это острой жалостью: потеря заботящегося, как и потеря предмета заботы – это самая глубокая трагедия.
Традиции воспитания армянских детей
Источник
Российский ресурс “vashevse.ru” опубликовал статью, посвященную воспитанию армянских детей.
Несомненно, самой главной отличительной чертой армян является отношение к детям.
Обычно эта черта плохо видна представителям других народов. Более того, почти любой армянин сталкивался с трудностями объяснения этой своей черты. Она невероятно трудно переводится в контекст других культур. Трудно привести аналоги из литературы, тяжело найти слова для передачи важных для армян чувств и переживаний. Армянин может встретить понимание собеседника в разных своих увлечениях: футболом, рыбалкой, живописью и т.п., но к его большой печали не найдет понимания в своей важнейшей теме жизни – в своем интересе к детям.
Попытки объяснить кому-то, в чем отличие армянской любви к детям от чадолюбия других народов, пожалуй, набили оскомину любому армянину…
Эта любовь абсолютна: дети – цель жизни и богатейший источник мотивации для армянина.
Во-первых, она реализована в виде личной черты характера. Это осознаваемое переживание, часть национального самосознания и содержание жизни.
Во-вторых, эта любовь совершенно одинакова у армян всех стран, в любых общинах, не зависит от пола, возраста, деления детей на “своих” и “чужих”, на маленьких детей и на детей уже повзрослевших. Для армянского подростка, например, непонятно высокомерное отношение его сверстников из других стран к “малышне”: он, как и все, беззаветно обожает детей! Точно так же, мужчины увлечены детьми никак не меньше женщин, и не в состоянии понять, почему другие народы считают эту любовь чуть ли не женской чертой характера.
Дети – цель жизни и богатейший источник мотивации для армянина. Фото socialland.net
В-третьих, любовь к детям у армян полноценно социализована. Она находит свой выход в огромном ассортименте типичных занятий и поступков, смысл которых, порой, еще труднее перевести на иной язык. Армяне общаются с детьми, дружат с ними, посвящают им время, силы. Армяне беседуют о детях, делятся способами еще большего служения им, рассказывают друг другу об их успехах и достижениях.
Вряд ли можно представить армянина, который каким-то путем пришел бы к сравнению своих личных интересов и интересов детей: если есть возможность отдать (шанс ли, силы ли, средства ли) детям, то он их отдаст им полностью.
Особо стоит отметить, что речь идет обо всех детях. О своих, конечно – в первую очередь, но и о любых других – тоже. Все дети красивы, умны, они – хозяева в доме, в городе, в жизни!
Воспитание в армянской семье (и об этом армяне любят рассказывать) в корне отличается от воспитания в семьях европейских народов. В отличие от них, дети в армянской представляют вершину, “господствующий класс”. Семья сама по себе понимается как организация удовлетворения желаний детей.
В России, как и в европейских странах, ребенок зависим от старших, по той “естественной причине”, что он мал. Его воспитание начинается с запретов и с ответственности перед родителями за соблюдение общих правил. С возрастом он начинает искать, с боем добывать себе право самостоятельности, право оторваться от родителей. Наконец, право осуществлять свои собственные желания, которые в детстве оттеснялись желаниями родителей (“ты мал еще!”).
Родители, преследуя цель “не избаловать, чтобы на шею не сел”, добиваются своего: ребенок, повзрослев, уходит из семьи, а родители сосредотачиваются на своей личной жизни (“мы еще молоды”).
В Армении ребенка не приучают к трудностям. Не без основания считают, что трудное детство может приучить его к плохому, к грубым, обедненным отношениям с людьми, к воспроизводству в будущем недостатков нынешней жизни. Поэтому детей старшие тщательно оберегают от любых трудностей, стремятся сохранить их чистое, доброе отношение к окружающим. При этом старшие в общении с детьми перенимают для себя их детское отношение к жизни, фактически, перенося его из желаемого будущего в свое собственное далекое от совершенства настоящее. Поэтому общение с детьми приносит старшим чувство, схожее с облегчением: оно лирично и мечтательно. Для мечты армянину нужны дети, с которыми он дружит: младшие братья и сестры, племянники, свои дети и внуки. За неимением их – ученики, соседские дети: тогда они становятся для него “своими”.
Ребенок растет в обстановке почти полного отсутствия слова “нельзя”, каких-нибудь ограничений, связанных с возрастом. Даже в тех случаях, когда его неразумные действия могут стать опасными (например, ребенок лезет под машину), его вряд ли резко осадят. Старшие постараются либо пресечь опасность не привлекая к участию ребенка, отвлекут его, даже обманут – лишь бы не создать в нем дополнительного (даже полезного!) рефлекса опасности, страха.
Наставление ребенку делается очень осторожно, чтобы он, часом, не воспринял это как “командование” старших. Вообще армянские “разъяснения” – особое искусство. Они всегда личностны и иносказательны (“Я бы огорчился, если бы узнал, что кто-то из наших знакомых сделал так-то и так-то”). В них принципиально избегают апелляции к “общим принципам” (Например, сказав “Нельзя этого делать, и все!”, или “Что будет, если все будут нарушать правила?!”, человек рискует больше “не отмыться” от метки “чужака”).
Что терпят старшие армяне от юных соотечественников, трудно передать! Хотя как “измывательство” это воспринимает только человек извне. Например Андрей Битов описал свои “ужасные мучения” от “невоспитанных” армянских детей в книге “Уроки Армении”.
Хотя тот же Битов первым из неармян обратил внимание, что с возрастом, как это ни странно после “балованного” детства, армяне приобретают все большую ответственность, связываются все большим числом ограничений и рамок.
На самом деле взрослея, армянин все чаще выступает в роли старшего, берет на себя бремя заботы о любимых людях, становится мягче и заботливее с окружающими. Если же этого не происходит, то это воспринимается как личное несчастье, неуспех. Это в равной мере глубоко переживают и мужчины и женщины.
В Армении практически нет “переходного”, “трудного” возраста, когда подросток рвется обрасти свободу от родительской опеки. Из того детства, которое дарят армянину его родители и другие старшие не хочется бежать сломя голову. Взрослеет армянин постепенно, по мере необходимости принятия на себя новой и новой ответственности, по мере роста своих сил и угасания сил старших. Это не очень радостный процесс, и только любовь к младшим подвигает его на взросление. Любовь, радостью общения платящая за его усилия.
“Взаимоотношения взрослых и детей” в Армении лучше было бы назвать “взаимоотношениями всех людей и детей”. Еще точнее – “взаимоотношения старших и младших”, поскольку какой-то четкой грани между взрослыми и детьми не существует. Зато четко соблюдаются отношения старшинства, зависящие только от физического возраста и не зависящие от социального положения, должности. Порядок возраста, пожалуй, единственный порядок, который соблюдается неукоснительно.
Что несет с собой положение “младшего”? Максимальную свободу, отсутствие даже частичной доли ответственности за что-либо, если рядом есть “старший”. Старший не только отвечает за все, но и почти все делает сам за младшего. Он не вносит организации в их общую деятельность: скорее, сам делает все за двоих. Ни о каком “командовании” не может быть и речи. За привилегированное положение младший платит доверием к старшему, вниманием к его советам.
Фото Эммы Марашлян. barev.today/news/detitaraz
В семье и в “большой семье” отношения старшинства заданы раз и навсегда, и сохраняются в любом возрасте. Более того, они очень общественно значимы как для старших, так и для младших. Они важны для их социализации в среде сверстников. Важно иметь хороших детей и самых замечательных маму и папу. Например, взрослый человек, сделавший в квартире ремонт, в разговоре с друзьями подчеркнет (может даже немного слукавив), что всем заправлял его отец (т.е. он все так же силен и умен), а дети ему во всем помогали (они растут преданными семье), хотя он им и не позволил ничего серьезного делать (успеют еще, пусть их детство продлится подольше).
Дружбу старших и младших, конечно, в каждой семье наполняют совершенно различным содержанием. Это не только вопрос культуры, но и просто личностный, интимный вопрос. По отношению к социуму играет роль внешняя “оболочка” – сама значимость наличия межвозрастного общения: “успешный” человек это тот, которому есть к кому обратиться за советом.
Схема взаимодействия “старший-младший” практически полностью описывает и отношения супругов, в которых женщина, с одной стороны, свободна от многих обязанностей лежащих на женщинах в России или в европейских странах, а с другой – очень несамостоятельна. Хотя и соблазна обрести самостоятельность в европейском смысле у нее чаще всего не возникает.
Если конфликты в семье приводят к тому, что женщина или мужчина остаются одни, то окружающие реагируют на это острой жалостью: потеря заботящегося, как и потеря предмета заботы – это самая глубокая трагедия.
Источник
Во время Геноцида армян значительная часть армянских детей испытала невероятные трудности. Согласно приказу Министра внутренних дел Османской Империи Талаата, который гласил: «Все армяне, являющиеся подданными Османской Империи, от пяти лет и старше, должны быть высланы из городов и уничтожены», — некоторых детей сжигали заживо, других отравляли или топили в реках; дети гибли от голода и болезней во время депортации. В результате Геноцида сотни тысяч детей остались сиротами, многие были насильственно обращены в ислам.
Самая масштабная операция по массовому сжиганию детей была осуществлена в Битлисской провинции. Шведская миссионерка Альма Йоханасон, управляющая немецким приютом для сирот в Муше, в частности, сообщала, что были сожжены заживо многие беззащитные армянские женщины и дети, укрывавшиеся в их приюте. Массовое сожжение также имело место в Дейр Зоре, где сирот сначала собрали и загнали в огромное здание приюта, после чего их группами уводили в место, находившееся в часе ходьбы от города, там обливали керосином и жгли. Этот метод убийства детей применялся также в провинциях Харберд и Диарбекир.
В течение этих лет турецкими врачами для умерщвления армянских детей также применялся метод отравления. Выжившие свидетельствовали, что в провинциях Агн и Харберд при участии местного фармацевта и врача было отравлено около 500 армянских сирот. Разнообразными способами Геноцид осуществлялся в провинции Трапезунд. Два турецких врача — инспектор службы здравоохранения д-р Зия Фуад, и руководитель службы здравоохранения города д-р Аднан, — свидетельствовали, основываясь на достоверных фактах, полученных от местных турецких врачей, о том, что д-р Али Салиб, руководитель службы здравоохранения Трапезундской провинции, систематически отравлял армянских младенцев, которых доставляли в городскую больницу Красного Креста, и приказывал топить в Черном море тех детей, которые отказывались принять его «лекарство». В помещении, заполненном армянскими младенцами, д-р Салиб применял еще один способ отравления, называемый «паровой баней».
Большое число армянских детей было уничтожено путем массового сбрасывания их в воды реки Евфрат в ее нижней месопотамской части, особенно в районе Дейр Зор. По свидетельству оставшегося в живых армянина, начальник полиции Дейр Зора Мустафа Сидки 24 октября 1916 г. приказал отвезти к берегу реки Евфрат около 2 тыс. армянских сирот со связанными руками и ногами. Затем их сбросили по двое в реку — к явному удовольствию начальника полиции, получавшего особое наслаждение, наблюдая за этой драмой. Другим местом, где в массовом порядке топили армян, в основном детей, стало Кемахское ущелье, по которому протекает река Евфрат. Американский посол в Турции Генри Моргентау сообщал, что в Кемахском ущелье «сотни детей были заколоты турками и брошены в реку Евфрат».
После депортации, когда множество сирот остались беззащитными, политика турецких властей по истреблению армянских детей стала более откровенной. Турецкое правительство открыло несколько приютов для этих детей, причем Талаат приказал собрать и оставить в них только тех сирот, которые не могли помнить, как их родителей подвергали пыткам. Остальные должны были быть высланы с караванами депортируемых. Датская миссионерка, сестра Хансима Марчер, посетила один из таких приютов и была удивлена: она нашла в нем около 700 армянских детей — все были хорошо одеты и накормлены, — но, когда она вновь посетила приют спустя несколько дней, то из 700 детей осталось только 13, остальные исчезли. Их сбросили в озеро, в котором в течение одного лета были утоплены десять тысяч армянских детей.
Следует отметить, что многие сироты в течение этих лет были подобраны турками, курдами и арабами. Они стали приемными детьми в их семьях и были обращены в ислам. Сироты в некоторых приютах, таких как в Айнтуре, также подверглись смене религии. В течение нескольких следующих лет усилиями различных организаций и отдельных людей тысячи детей были освобождены. Тем детям, которым удалось выжить в Геноциде, пришлось столкнуться с множеством трудностей и испытаний на пути сохранения своей религиозной и национальной идентичности.
По материалам книги В. Дадряна «Дети как жертвы геноцида: пример армян». Вопросы истории и историографии Геноцида армян. Том 7, МИГА, Ереван, 2003.
Турки сдирают кожу с армянского ребенка, Стамбул
Литография Бурина де Ван Луйкена (1649-1712), Амстердам, XVII век
Резня армян
Набросок, сделанный очевидцем ужасающей резни армян софтами (фанатичные мусульманские студенты) близ Св. Софии
«Turkey and the Armenian Atrocities», прп. Эдвин М. Блисс
Edgewood Publishing Company, 1896, стр. 432
Избиение армян в Сасуне
Набросок, сделанный очевидцем
«Turkey and the Armenian Atrocities» прп. Эдвин М. Блисс
Edgewood Publishing Company, 1896, стр. 306
Армянские дети – жертвы резни в Эрзеруме. Фото 1895 года
Библиотека Нубарян, Париж
Армянские сироты после гамидовских погромов 1896 года
Фото Д. Ермакова
Из собрания Армянского национального архива
Армянские дети из Аданы. От их тел были отрезаны куски плоти, а колени сломаны
Ernst Jaeckh, Der Aufsteigende Halbmond
“Images that Horrify and Indict: Pictorial Documents on the Persecution and Extermination of Armenians from 1877 to 1922” Tessa Hofmann & Gerayer Koutcharian,
Armenian Review, Весна/Лето, 1992, том 45, № 1-2/177-178, стр. 78, рис. 13
Хатун Вануджян, 4 года. Получила ранение от турецкой пули, убившей еe бабушку
Адана, 1909
Из коллекции М. Пабуджяна
Армянские сироты Аданы, 1909
Армянский ежегодник Х. Нерсисяна «Amenun Tarecuyc 1910», Константинополь, с. 378
Умирающие от голода армянская женщина и ее сын в пустыне Сирии, 1916
Коллекция Музея-Института Геноцида армян
Депортированные армянские дети на пути из Вана в Эриванскую губернию (Россия), лето 1916
Из собрания Российского этнографического музея
Армянка и двое ее детей, умершие от голода, 1915
Из собрания Общества Армина Вегнера
Армянские дети-беженцы
Из собрания Конгрегации мхитаристов острова Св.Лазаря, Венеция
Замученная армянка и ее ребенок
Опубликовано в русскоязычной газете «Искра», 18 октября 1915
Умирающие от голода армянские дети, депортированные в пустыню, 1915
Из собрания Конгрегации мхитаристов острова Св. Лазаря, Венеция
Армянский ребенок, погибший от голода, 1916
Из собрания Общества Армина Вегнера
Так выглядели десятки тысяч людей к тому моменту, когда подошла первая помощь
“Story of Near East Relief”, Джеймс Л. Бартон, Нью-Йорк, 1930, стр. 22
Из собрания Комитета помощи Ближнему Востоку
Армянские дети – жертвы турецких зверств
Опубликовано на главной странице еженедельника «Армянский вестник», 27 ноября 1916 года
Похороны семьи беженцев из Западной Армении в Эриванской губернии. Лето 1915
Из собрания Армянского национального архива
Останки армянских детей, утопленных в Черном море, Трапезунд, 1916
«Альбом беженцев 1915-1916 гг.»
Сбор сирот и потерявшихся детей во время исхода из Вана, 1915
«Альбом беженцев 1915-1916 гг.»
Семья армянских беженцев, 1915
Из собрания библиотеки Конгресса
Скончавшийся от изнеможения депортированный армянский ребенок, Харберд, 1915
Jacobsen, DIARY 1907-1919, KHARPUT, TURKEY
Tessa Hofmann & Gerayer Koutcharian
Armenian Review, Весна/Лето, 1992, том 45, № 1-2/177-178, стр. 124, рис. 61
Армянские сироты в Вагаршапате (Эчмиадзин), лето 1915
Из собрания Армянского национального архива
Семья армянских беженцев
“Story of Near East Relief”, Джеймс Л.Бартон, Нью-Йорк, 1930, стр. 242
Из собрания Комитета помощи Ближнему Востоку
Армянка Арек Манукян с детьми, Муш, 1916
Из коллекции Бодиль Бьорн
Норвежский государственный архив
Вдова Реяс Арутюнян с детьми, Муш, 1916
Из коллекции Бодиль Бьорн
Норвежский государственный архив
Вдова Вардуи Петросян с детьми, Муш, 1916
Из коллекции Бодиль Бьорн
Норвежский государственный архив
Живой скелет
“Story of Near East Relief”, Джеймс Л.Бартон, Нью-Йорк, 1930, стр. 262
Из собрания Комитета помощи Ближнему Востоку
Дети, подобранные Комитетом помощи Ближнему Востоку
Maria Jacobsen, DIARY 1907-1919, KHARPUT, TURKEY
Tessa Hofmann & Gerayer Koutcharian
Armenian Review, Весна/Лето, 1992, том 45, № 1-2/177-178, стр. 119, рис. 56
Армянские сироты в Дейр Зоре, 1919
Из коллекции Давида Адамяна
Из собрания Армянского национального архива
Один из множества армянских детей, истощенных до состояния скелета, Харберд, 1915
Maria Jacobsen, DIARY 1907-1919, KHARPUT, TURKEY
Tessa Hofmann & Gerayer Koutcharian
Armenian Review, Весна/Лето, 1992, том 45, № 1-2/177-178, стр. 121, рис. 58
Мушегик из деревни Дизи провинции Ван демонстрирует следы от распятий на руках, 1915
Из собрания Армянского национального архива
Армянские сироты, подобранные в пустыне Дейр Зор (в центре Давид Адамян), 1919
Из коллекции Давида Адамяна
Из собрания Армянского национального архива
Отуреченные армянские сироты в приюте Айнтура (в центре Халиде Эдип), 1917
Арам Антонян «Воспоминания Наим бея», 1920, стр. 9
Джемаль паша осматривает отуреченных армянских сирот в Дамаске, 1917
Арам Антонян «Воспоминания Наим бея», 1964, с. 24
Отуреченные армянские сироты в турецком приюте Айнтура
Из коллекции Мисака Келешяна
Армянские сироты в Александрополе. Они получают в день полфунта хлеба и кусочек сахара
Из коллекции журнала “National Geographic”, том XXXVI, № 5, ноябрь 1919, стр.409
В 1922-1923 годах Комитет помощи Ближнему Востоку эвакуировал 22 тыс.
детей из сиротских приютов в центре Турции в Сирию и Грецию
На этой фотографии – часть детей из пятитысячной колонны, движущейся по дороге из Харберда пешком и на ослах
“Story of Near East Relief”, Джеймс Л. Бартон, Нью-Йорк, 1930, стр. 152
Из собрания Комитета помощи Ближнему Востоку
Эвакуация Якобом Кюнцлером около 8 тыс. христианских сирот из Турции, 1922
“In the land of blood and tears. Experiences in Mesopotamia during the World war (1914-1918)”,
Якоб Кюнцлер, 1999, стр. 126 (немецкое издание)
Результат спасательной операции одного дня, Ереван. Фото сделано Мельвиль Чатер
Из коллекции журнала ” National Geographic”, том XXXVI, №5, ноябрь 1919, стр. 408
Дети, ожидающие под снегом приема в «Город Сирот». Ежедневное зрелище с раннего утра до позднего вечера
“Story of Near East Relief”, Джеймс Л.Бартон, Нью-Йорк, 1930, стр. 124
Из собрания Комитета помощи Ближнему Востоку
Армянские сироты
Армянские дети, освобожденные из арабских семей
Из коллекции Карен Еппе
Просящие крова
Армянские сироты перед дверью приюта в Гюмри
Из собрания Комитета помощи Ближнему Востоку
Tessa Hofmann & Gerayer Koutcharian
Armenian Review, Весна/Лето, 1992, том 45, № 1-2/177-178, стр. 144, рис. 81
Вернувшиеся в Адану армянские дети, 1918
В 1920 многие из них были убиты, другие повторно депортированы
Из собрания Армянского национального архива
Группа девочек-сирот в летнем лагере Комитета помощи Ближнему Востоку
Октябрь 1925
“Story of Near East Relief”, Джеймс Л. Бартон, Нью-Йорк, 1930, стр. 21
Один из классов дневной школы города Муша с учительницей Маргарит.
Учительница Маргарит Налбандян и большая часть из 120 детей школы были убиты в 1915
Эта приписка к фотографии была сделана Бодиль Бьорн:
«Все они убиты в 1915»
Норвежский государственный архив
Армянские сироты, освобожденные из курдских и турецких семей,
в сирийском беженском пункте с дневной порцией хлеба в руках
Из коллекции Карен Еппе
Надпись на фотографии: alla de varå innebrända — все наши сожжены заживо.
“Ett folk i landsflykt: Ett år ur armeniernas historia” (Alma Johansson, 1930)
Источник