Фото гончаровой натальи

Фото гончаровой натальи thumbnail

Наталья Николаевна Гончарова.Фрагмент портрета современного художника Т.А. Духановой

Давайте поговорим о женщинах 19 века. Распространенное мнение таково – они были гораздо менее значительны и самостоятельны, чем мужчины. Однако не надо забывать, что весь прошедший век 18 – прошел под знаком женщин : Елизавета, Анна Иоанновна, Екатерина Великая.

А что мы знаем о Наталье Николаевне Гончаровой?

Прежде всего то ,что она была удивительно красива. Тонкие черты лица, большие нежные глаза, тонкие брови, блестящие длинные завитые по тогдашней моде буклями волосы.

И еще все портреты, даже и те, что писались в годы, когда молодость Натальи Николаевны уже миновала, показывают замечательный цвет и бархатистость ее кожи.

А еще – многие считают ее злым гением Пушкина и виновницей его смерти.

Так ли это?

Александр Сергеевич впервые встречает 16-летнюю красавицу Натали на детском балу Йогеля в 1828 году. В те времена 16 летняя девушка – уже невеста, замуж выдавали и с 15-и лет. Пушкину – 29, он уже нагулялся, перебесился и мечтает о семейном счастье.

Так что не одна красота пленила поэта в юной прелестнице.

Не ее вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня остается загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Все в ней самой и манере держать себя было проникнуто глубокой порядочностью. Все было „comme il faut“ — без всякой фальши…

Так о Наталье писала современница, Надежда Еропкина.

Наталья Гончарова стала мадам Пушкиной в марте 1831 года, спустя три года после того первого детского бала. Пушкин счастлив и желает только одного – чтобы ничего в его жизни не менялось.

Летом молодые супруги живут в Царском селе. Наталья вовсе не мечтает о блестящей светской жизни и “вращении в высшем свете”. Наоборот, она занимается хозяйством и активно помогает мужу – переписывает для него от руки (пишущая машинка еще не изобретена!) фрагменты из тайного дневника Екатерины Второй, “Домика в Коломне”. Попробуйте каждый день написать от руки несколько десятков страниц, да еще красивым, хорошо читаемым почерком!

Мать Александра Сергеевича, кстати свидетель беспристрастный (она больше любила брата поэта Льва ), рассказывает удивительную историю. В июле в Царское перебирается император Николай Первый с семьей. Наталья Пушкина, не желая столкнуться с царской четой на прогулке, выбирает дальние дорожки парка, так как ей уже говорят, что император желал бы с ней познакомиться.

Тем не менее, где то в сени аллей происходит эта встреча – государь император Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной и поэт Александр Сергеевич со своей Натальей Николаевной.

Две пары любезно общаются, как воспитанные люди, и императрица просит молодую жену Пушкина хоть иногда бывать при дворе, что та и делает практически против своей воли.

А уже осенью Наталья беременна, В мае 1832 года у Пушкиных рождается первый ребенок – дочь Мария. Она прожила долгую жизнь и скончалась в 1919 году, уже при Советской власти.

Всего у Пушкиных четверо детей. После Машеньки Наталья рожает Сашеньку (июль 1833 года), Гришеньку (май 1835 года) и Наташу-младшую (май 1836 года) .

Кстати, даже по датам рождения детей любому здравомыслящему человеку становится понятна вся нелепость легенды о якобы легкомыслии Натальи Николаевны и ее увлечении Дантесом.

Давайте расскажем и о нем.

потрет Жоржа Дантеса

Несомненно красивый молодой человек.Большие голубые глаза, гладкая кожа, брови дугами, завитые волосы – ну просто девушка, если бы не аккуратные военные усики,

Жорж Дантес был третьим сыном французского барона Дантеса. Нет. герой Дюма тут совершенно не причем.

Юноша поступил в военное училище, но вскоре был из него исключен. Несколько лет жил в имении родителей ничем не занимаясь, Наконец папа выпихнул его на военную службу в Пруссию. Там он быстро находит покровителя -принца Вильгельма Прусского, но ни чинов ни богатства ему это не приносит.

Наш корнет перебирается в Россию, где можно найти себе или богатого покровителя или богатую невесту. С 1834 года Жорж служит в кавалергардском полку, причем во время экзамена на офицерский чин по предмету “российская словесность” получает “двойку”.

В 1836 году происходит судьбоносная встреча красавца офицера с дипломатом бароном Геккереном, в результате которой очарованный молодым французом барон формально усыновляет нежного юношу.

А теперь – вернемся к истории с Натальей Гончаровой.

Встреча жены известного поэта Пушкина с известным вертопрахом Жоржем Дантесом происходит в 1835 году. Обратите внимание – практически весь этот год Натали беременна – сперва Гришей. который родился в мае 1835 года, затем Наташей, родившейся всего через год после брата. Вы можете себе представить женщину, едва оправившуюся после родов и через три месяца опять забеременевшую – флиртующую с посторонним мужчиной, тем более офицером сомнительной репутации?

Не проще ли предположить, что только слухи о связи с красивой светской женщиной могли помешать распространению мнения, что красавец Жорж сам исполняет роль женщины при влиятельном и богатом дипломате Геккерне?

Сказав “А” надо говорить и “Б”. После того, как Пушкин решительно вступается за честь своей жены и делает невозможным дальнейшее развитие сплетни о связи Натальи с Жоржем Дантесом, тот делает “ход конем” и женится на сестре Натальи Екатерине.

Казалось бы, конфликт исчерпан, можно жить-поживать, добра наживать и даже ходить друг к другу в гости. Но не таков наш офицерик и в особенности его приемный папА барон Геккерн.

Уже через две недели после венчания с Екатериной, 23 января 1837 года, встретив свою, теперь уже родственницу, на балу у Дашковых, Жорж развязно спрашивает у Натали – когда же она наконец оставит своего мужа, ведь всем известно, что она ему неверна.
Сейчас бы муж, узнав что какой то наглый офицер сказал его жене такие слова, просто пригласил бы его выйти во двор и надавал бы по мордасам.

Пушкин пишет резкое письмо барону Геккерну, в котором указывает на характер отношений между бароном и корнетом, а также утверждает, что у Дантеса – венерическая болезнь. Геккерн вспоминает, что в 1835 году Пушкин уже вызывал его на дуэль, но тогда дело удалось замять.

В этот раз страсти доходят до края. Пушкин стреляется с Дантесом на Черной речке, получает тяжелое ранение в живот, от которого и умирает. Дантес легко ранен в руку.

Дальнейшая судьба Дантеса так же грязновата, как и в начале жизни. Известно, что он вскоре покинул Россию с супругой, сестрой Натали Пушкиной. В 1843 году Екатерина умирает от родильной горячки ( а всего она родила этому красавцу четверых детей, троих девочек и мальчика) и Жорж начинает тяжбу с Гончаровым-братом Натальи и Екатерины за алименты на детей! На полном серьезе, он пишет Николаю Первому о желании получать содержание из части своей покойной жены в имении Гончаровых,

Читайте также:  Елена романова актриса жена костолевского фото сейчас 2016

Вернемся еще раз к Наталье Николаевне.

Оставшись в двадцать пять лет с четырьмя детьми на руках и с долгами покойного мужа – как она жила? Как воспитывала детей, чем занималась сама, с кем общалась?

Год семья пробыла в родовом поместье Гончаровых – Полотняном заводе (теперешняя Калужская область).

В 1838 году Наталья Николаевна возвращается в С-Петербург, живет там семейной жизнью. Не появляется при дворе. Не блистает на балах. Общается только со знакомыми семействами – у своей тетки Загряжской, Карамзиных и Вяземских.

Петр Петрович Ланской и Наталья Николаевна Пушкина-Ланская

Только в 1843 году, спустя пять лет после гибели мужа, Наталья Николаевна начинает появляться при дворе. Там встречается с генералом Ланским и он почти сразу делает ей предложение. Генерал, по тогдашним представлениям, уже немолод: 45 лет. Наталье Николаевне пошел 32 год и у нее четверо детей.

И все таки это был брак по любви! Никакой материальной выгоды ни Наталья, ни ее генерал Петр Петрович от этого брака не приобрели.

Сам Петр Петрович был честный служака и старый холостяк: с 18-летнего возраста в кавалергардском полку, с 35 лет в свите Государя. Всего братьев Ланских трое – еще Сергей и Павел, и все пошли по военной стезе,

Узнав о предстоящем браке между своим адъютантом и женщиной, красотой которой он всегда восхищался, Николай Первый желает быть посаженным отцом на свадьбе. Не знаю, как вывернулись Ланские и Гончаровы, но царя на свадьбе не было.

В браке с генералом Ланским Наталья Николаевна рожает еще троих дочерей – Александру (1845 год), Софью (1846 год) и Елизавету (1848 год). И это еще не все дети, росшие в семье Петра и Натальи Ланских!

В конце 1844 года (Наталье 33 года и она беременна пятым ребенком) умирает младший брат Петра и супруги берут к себе на воспитание троих его детей.

Мне кажется, что они были, помимо прочего, просто хорошими и добрыми людьми, этот генерал, влюбившийся на старости лет во вдову Пушкина, и его верная супруга.

Остается рассказать еще совсем немного.

В 1855 году, во время злосчастной для России Крымской войны, Петр Ланской командируется в Вятку – собирать военное ополчение. Наталья едет с ним и деятельно помогает ему. В Вятке супруги знакомятся с Николаем Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, сосланным туда “в наказание за вольнодумие” и делают все, чтобы опальный литератор вернулся в Петербург.

Дагеротипп Н.Н. Гончаровой 1863 года

С начала 60-х годов Наталья Николаевна болеет легкими – дело нехитрое в сыром Петербургском климате. В 1862 году Наталья выезжает за границу, проводит лето на швейцарских курортах, а зиму – в Ницце, на Лазурном берегу.

Осенью 1863 года Наталья Николаевна едет в Москву, Повод – крестины внука, Александра Пушкина младшего.

На обратном пути Наталья простужается (дело было в ноябре) и 26 ноября умирает от воспаления легких на пятьдесят втором году жизни.

Бравый генерал Ланской пережил свою жену на 15 лет. Похоронить себя велел в одной могиле с Натальей, которую он не переставал любить все эти годы.

Источник : Старк В.П.Жизнь с поэтом. Наталья Николаевна Пушкина. – В 2 т. – Т.1./ Отв. ред. А. Дмитриенко – СПб.: Вита Нова, 2006.

Канал “Исторические портреты” – только факты в доступной увлекательной форме о людях минувшего. Подписывайтесь на канал, ставьте “лайк” и делайте репосты в соцсетях. Канал “Исторические портреты” – ваш верный помощник в море истории и культуры нашей страны.

Источник

А. П. Брюллов – Портрет Н. Н. Пушкиной – 1831-1832

Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором – Ланская (1812, поместье Кариан, Тамбовская губерния – 1863, Санкт-Петербург) – супруга Александра Сергеевича Пушкина. Её роль в жизни Пушкина и событиях, предшествующих его последней дуэли, является предметом дискуссий до настоящего времени. С открытием новых документальных и эпистолярных материалов представления о личности Натальи Николаевны были пересмотрены.

Ее личность и у современников, и в наше время всегда вызывала крайне противоречивые оценки: ее называли и злым гением, погубившим великого поэта, и оклеветанной жертвой. О ней судили по тем 6-ти годам, которые она провела в браке с Пушкиным, однако последующие 27 лет ее жизни позволяют составить куда более полное и верное представление о том, какой на самом деле была одна из первых красавиц высшего света начала XIX века.

В. Гау – Портрет Натальи Николаевны Ланской – 1844

Перед смертью Александр Сергеевич ее просил: “Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека”. Она выполнила его просьбу, но замуж вышла не через два года, а через семь лет. В 25 лет Наталья Пушкина осталась вдовой с 4 детьми. Многие считали ее виновной в смерти поэта и называли легкомысленной и пустой светской красавицей.

В. Гау – Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, урожденной Гончаровой – 1843

Храм Христа Спасителя в усадьбе Гончаровых. Полотняный завод – 1900

Через две недели после смерти Пушкина Наталья с детьми отправилась к брату Дмитрию, в их фамильное имение Полотняный Завод. Там она вела затворнический образ жизни и почти никого, кроме родственников, не принимала. Конечно, после столичного блеска, великосветских балов и приемов эта жизнь казалась ей скучной и однообразной, но приносила внутреннее равновесие:

“Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве, – признавалась она. – Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали”.

В. Гау – Портрет Н. Н. Пушкиной – 1842

К ней неоднократно сватались богатые и титулованные женихи, но все они получали отказ: никто из них не был готов принять ее четверых детей. Ей предлагали устроить их в престижные учебные заведения подальше от дома, но она отвечала:

“Кому в тягость мои дети, тот мне не муж”.

Через 2 года Наталья Пушкина снова приезжает в Петербург, но в свете появляется редко и занимается воспитанием детей.

В. Гау – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – 1849 (акварель)

В. Гау – Портрет П. П. Ланского – 1847 – Альбом лейб-гвардии Конного полка (акварель)

И.К. Макаров – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – около 1849

Наталья Николаевна вышла замуж через 7 лет после смерти Пушкина, в 1844 году. Ее избранником стал небогатый, но искренне любящий ее Петр Ланской – генерал-лейтенант, сослуживец ее брата. На тот момент ей было 32 года, ему – 45. Церемония бракосочетания была тихой и скромной, на свадьбу пригласили только близких родственников. Ее детей он принял, как своих. В этом браке родилось еще трое дочерей. Кроме своих семерых, Наталья воспитывала еще 4-х детей родственников.

Читайте также:  Будина ольга беременна вторым ребенком

“Мое призвание – быть директрисой детского приюта, – пишет она Ланскому. – Бог посылает мне детей со всех сторон …”.

И. К. Макаров – Портрет Наталии Николаевны Ланской – 1849

К. Лаш – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – 1856

И. К. Макаров – Портрет Натальи Николаевны Ланской – 1863

В последние годы жизни Наталья Николаевна часто болела. Она перестала выходить в свет и часто уезжала за границу на лечение. Она скончалась на 52-м году жизни от воспаления легких. Петр Ланской пережил супругу на 14 лет.

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова
Фото конца 1850-х – начала 1860-х годов

Н. Н. Пушкина-Ланская
Фото начала 1860-х годов

Наталья Николаевна Гончарова – жизнь после Пушкина

Источник

По нынешним меркам Наталья Пушкина стала вдовой в очень юном возрасте — в 24 года. В наследство от брака с поэтом ей досталась лишь дурная слава да четверо погодков — два мальчика и две девочки. Старшей дочери на тот момент было неполных пять лет, младшей — восемь месяцев.

По наказу мужа она с сестрой Александрой уезжает в деревню на два года

С сестрой Екатериной, ставшей женой Дантеса, они навеки прощаются. Сёстры плачут, понимая, что их пути расходятся навсегда.

Два года Наталья Николаевна проводит траур у матери в калужском имении Полотняный завод. За это время она лишь раз выбирается в Михайловское, чтобы поставить памятник на могиле мужа.

Спустя обещанное время Наталья Николаевна возвращается в Петербург, но не спешит появляться в свете

Покупка шляпок и шитьё модных туалетов отходит в прошлое. Опекунский совет вручает жене поэта 50 тысяч рублей за посмертное издание произведений Пушкина, и она не берёт оттуда ни копейки, желая дать на эти деньги образование детям.

Лишь спустя ещё четыре года Наталья Пушкина начнёт появляться на балу. Но теперь цели вдовы поэта не будут иметь ничего общего с прежними развлечениями. Понимая, что её усилий недостаточно, она хочет напомнить о себе и заручиться покровительством сильных мира сего.

Почти все портреты Натальи Николаевны этого времени созданы по инициативе П. А. Вяземского, в то время сильно увлечённого вдовой Пушкина. На этих акварелях, датированных 1841-1849 годами, Наталья Николаевна разная, и хоть она по-прежнему прекрасна, однако строга и холодна.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842

Когда вдовству Натальи Николаевны исполнилось пять лет (момент запечатлён на портретах выше и ниже этого отрывка текста), ей пристально заинтересовался князь Голицын. Через доверенное лицо он предложил ей руку и сердце на одном лишь условии: её дети должны были расти на отдалении от их супружеского гнезда. Материальные издержки не проблема, но наследники поэта должны были переехать в закрытый пансион.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842-1843

Наталья Николаевна раздосадована и отвечает, что кому её дети в тягость, тот ей не муж! Тут становится понятно, что жена Пушкина вовсе не холодная пустышка, которую интересуют лишь наряды и балы.

Среди поклонников вдовы был и Николай Аркадьевич Столыпин, и упомянутый выше женатый Пётр Андреевич Вяземский, и неаполитанский дипломат граф Грифео… Но выходит она за небогатого генерала Петра Петровича Ланского, сослуживца своего брата Ивана. Грязные слухи не заставляют себя ожидать. В свете говорят, что этот брак — лишь прикрытие романа вдовы с императором, а для ни разу не женатого генерала — средство продвижения по карьерной лестнице.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1844 г.

В. Гау. Портрет П. П. Ланского. 1847 г. (?)

Райт Томас, Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская), бумага, акварель, 1844 г. Примерно такой видит Наталью Николаевну убеждённый холостяк Пётр Петрович Ланской

Время расставляет всё по своим местам. Пётр Ланской оказался добр не только к жене, но и официально взял опекунство над её старшими детьми. У Натальи Николаевны и Петра Петровича одна за другой рождаются три дочери. Кроме своих семерых детей Ланские усыновляют Софью, дочь умершего родственника Ланского.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель,
1849г.

Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, картон, акварель, белила,
1849 г.

Под влиянием жены в 1847 году генерал-майор Ланской учреждает в своем полку детский приют для солдатских сирот. Другим детям из бедных семей приют помогает материально.

Дети от двух браков Натальи Николаевны дружны, а в конце 40-х годов дом Ланских часто навещают дети друзей. Наталья Николаевна дорожит семейным счастьем и не даёт ни единого повода для сплетен.

В последние годы жизни Наталью Николаевну Ланскую мучили приступы кашля. Осенью 1863 года, возвращаясь с крестин внука, Наталья Николаевна подхватила очередную простуду, которая быстро переросла в воспаление легких. Измотанная постоянными болезнями, женщина не смогла оправиться и вскоре умерла. Ей был 51 год.

Берегите близких!

Ваша К. С.

Ставьте лайк, чтобы видеть больше таких публикаций! Подписывайтесь на мой канал!

Жизнь Натальи Гончаровой и Александра Сергеевича Пушкина в пяти графических портретах

Источник

8 сентября 2012 г. – 200 лет со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

А.Брюллов.Н.Н.Пушкина. Конец 1831 – начало 1832. Бумага. акварель. Всероссийский музей Пушкина
С обликом А.С.Пушкина нам повезло больше: он запечатлен в превосходных портретах Кипренского и Тропинина. Глядя на них, мы чувствуем полное совпадение нашего внутреннего представления с видимым образом. Иначе обстоит дело с изображениями Натальи Николаевны. При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его — Александр Брюллов — смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет).

br>Единственное её изображение в детстве — рисунок неизвестного художника итальянским карандашом и сангиной, выполненный в возрасте шести-семи лет

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Наталья Гончарова. Неизвестный художник. 1810-е гг. Бумага, акварель. Всероссийский музей А.С.Пушкина

Есть несколько пушкинских рисунков. Всего в рукописях Пушкина насчитывается четырнадцать изображений Натальи Николаевны

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Портрет Н. Н. Гончаровой (?) (слева) чернила «Медный всадник» (V, 436—437) 6 октября 1833, Болдино

Все последующие ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества.

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Ш. Мазер. Наталья Николаевна Пушкина. 1839 г.К.П. Мазер. Н.Н. Пушкина во вдовьем платье. 1839. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Райт Томас (Thomas Wright) Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская) Частное собрание, Москва (1844)

Портреты Натальи Николаевны 1840-х годов почти все создавались по инициативе П. А. Вяземского, в то время сильно увлечённого вдовой Пушкина. По словам Вяземского, Пушкина в то время была «удивительно, разрушительно, опустошительно хороша». Автор большинства акварельных портретов Натальи Николаевны этого периода — придворный художник Владимир Гау. Многочисленные акварельные портреты Натальи Николаевны — более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 — 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство. Самым удачным своим изображением Пушкина считала акварель 1843 года (не сохранилась), заказанную для альбома императрицы. На ней Наталья Николаевна была изображена в костюме в древнееврейском стиле, в котором появилась на одном из дворцовых балов.

Читайте также:  Sergey bezrukov где живет

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау Портрет Натальи Николаевны Пушкиной 1841 г

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау.Н.Н.Пушкина. 1842 г. Акварель. Всероссийский музей Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау. Н.Н.Пушкина. 1842-1843 гг. Акварель. всероссийский музей Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау Портрет Натальи Николаевны Ланской 1844 г

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1849г. Бумага, акварель. Институт Русской литературы.(Пушкинский дом) РАН

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.И.Гау. Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. 1849. Картон, акварель, белила. ВМП В.Гау Портрет Натальи Николаевны Ланской 1849 г

Но, пожалуй, лучше всех передать душу Натальи Николаевны, ту, что Пушкин любил более, чем ее прекрасное лицо, удалось И.К.Макарову. Удивительна история всего семейства Макаровых, художников в нескольких поколениях и самого крупного из них — Ивана Кузьмича (1822 — 1897). В Петербург И.Макаров переехал в конце 1844 года, а с 1845-го, уже имея звание свободного художника, стал вольнослушателем Академии художеств по классу профессора А.Т.Маркова. Его отличная профессиональная подготовка вызывала удивление; отличали Макарова и человеческие качества: учась в Академии, он не забывал отца и помогал ему в работе (его отец, будучи крепостным, сам был художником и открыл в Саранске художественную школу). Вместе с пятнадцатью учениками они расписали в Пензе Спасский кафедральный собор (в 1847 и в 1849 годах). После пожара в Саранске, уничтожившего и школу и отчий дом, семейство Макаровых переехало в Пензу, и Иван Кузьмич в 1852 году помог отцу, передав ему значительную сумму, открыть новую художественную школу. Косвенно это свидетельствует о том, что еще до окончания Академии художник хорошо зарабатывал. По чьей-то рекомендации он попал в семейство Шереметевых, для которых им написаны несколько портретов. Особенно же прославился художник портретами детей и не случайно в том же 1846 году он был приглашен вел. кн. Марией Николаевной в поездку по Италии, Германии и Франции в качестве учителя рисования для ее детей (второе такое путешествие он совершил в ее свите в 1853 году). Также не случайно, что семейству Ланских он был рекомендован именно в качестве детского портретиста. А первый портрет Натальи Николаевны он написал по собственной инициативе.

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

И.Макаров. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1849г. Холст, масло. Государственный музей Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. Приписывается художнику Макарову (ранее приписывался Т. Неффу), выполнен ок. 1849, Всероссийский музей Пушкина

Наталье Николаевне Ланской на этом портрете 37 лет, она мать семерых детей. Многочисленные акварельные портреты В.Гау, а также портреты А.П.Брюллова, Райта и Мазера не смогли передать ни глубокой тонкости и одухотворенности ее красоты, ни главного выражения ее лица, запечатленного на портрете — тихой непреходящей грусти. Сама Наталья Николаевна и все ее близкие считали, что портрет очень удался: «… мне даже совестно согласиться, что портрет похож» писала она П.П. Ланскому летом 1849 года.

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Макаров И. К. Портрет Натальи Николаевны Ланской (Пушкиной) – один из последних прижизненных портретов

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Ланской Н.П. Natalia Lanskaya (Brodzany) (1852)

Исчерпана ли на сегодня портретная галерея Натальи Николаевны, все ли ее изображения известны? .. еще не найден портрет, написанный по просьбе Николая I в альбом царицы (не ранее 1843 года). Кто знает, может быть и упомянутый Пушкиным в мае 1836 года «прусак Криднер» все же успел-таки написать портрет Натальи Николаевны. Упомянут был и О.Верне. Более же других известна история создания другого — позднего — портрета Натальи Николаевны, написанного Карлом Лашем в Москве зимой 1856 года.

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

К.Лаш. Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. 1856. Холст, масло (овал). Частное собрание

История его создания широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне». В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

У кого и где хранился этот портрет, никогда не воспроизводившийся, неизвестно. Портрет принесли в Русский музей для освидетельствования и подтверждения авторства Карла Лаша относительно недавно, а предложенная атрибуция была принята на научном заседании в Музее-квартире поэта на Мойке, 12. Хозяйка портрета знала, кто на нем изображен, но не рассказала ничего об истории его бытования. После исследования никаких сомнений в авторстве не осталось: подпись и дата слева на фоне одновременны живописи; использованные материалы, техника живописи и признаки старения подтверждали указанную дату «1856». Полностью соответствовали времени прическа и костюм изображенной. На портрете Наталье Николаевне неполных 45 лет. … В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет. Карл Иоганн Лаш (1822–1888) приехал в Россию в 1847 году совсем молодым человеком. В 1856 году ему 34 года и у него, видимо, не так много заказов. Он возвратился в Европу, откуда спустя 30 лет снова приехал в Москву навестить родных и вскоре умер. К.Лаш известен в России несколькими работами лучшего качества, чем этот портрет Натальи Николаевны.

В последние годы жизни Наталья Николаевна много фотографировалась. На фотопортретах второй половины 50-х — начала 60-х годов она предстаёт женщиной немолодой и болезненной

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Конец 1850-х — начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Источник