Фото юного пушкина

Прошлым летом исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина показало редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект был подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.

В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана.

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Подросток Александр

Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.

Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением:

«Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Это первая часть материала, продолжение следует.

Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

Источник

«Имеет более блистательные, чем основательные дарования, более пылкий, нежели глубокий ум. Замысловат и остроумен, но крайне неприлежен. Способен только к тем предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его невелики, особливо по части логики» – вот какие отзывы писали лицейские учителя о «зерцале русской поэзии» и основателе русского литературного языка 13-летнем лицеисте Пушкине.

Своенравный мальчишка, лентяй и драчун. Вопреки приглаженной и «причесанной биографии» «идола» русской литературы Пушкин-поэт и Пушкин-реальный человек – это будто два разных персонажа. Пушкин – Моцарт нашей поэзии. Гениально одаренный «плохой мальчик». Взглянем на него беспристрастным взором с высоты фактов и малоизвестных свидетельств современников.

Безрадостное детство

Радостного детства у Пушкина и не было. Мать не любила его. Светская кокетка, взбалмошная и властная к Александру относилась деспотически. Часто не разговаривала с ним месяцами, а однажды, заметив, что мальчик частенько трет ладошки одна об другую, чтобы отучить его от этого, на день завязала ему руки за спиной и не давала есть. Ее раздражала неповоротливость пухлого малыша, и она заставляла его бесконечно играть и прыгать. Когда ребенок уставал, то убегал от нее и прятался в бельевой корзине.

Эгоистичный, двуличный и напыщенный отец Пушкина вообще не интересовался детьми и не проявлял к ним никаких чувств. Попав по протекции дяди, который очень жалел мальчика, в элитный лицей, маленький Саша в отличие от своих сверстников вздохнул с облегчением и домой никогда не рвался. Нет ни одного стихотворения Пушкина, посвященного матери или отцу.

Лень и рыдание над арифметикой

Учился он откровенно плохо. Над четырьмя действиями арифметики часами рыдал. Преподаватели отзывались о нем как о ленивом ученике, неспособном к умственному напряжению. Именно в лицее, вырвавшись от деспотичных родителей, он начал держаться с начальством независимо и вызывающе. На него бесконечно строчили жалобы надзиратели учебного заведения: «16 числа оскорбительно шутил с Мясоедовым насчет 4-го департамента, 18 числа толкал Пущина и Мясоедова, говоря, что если они будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вывертеться сумею». Впоследствии уже в Петербурге, будучи болезненно обидчив, Пушкин по любому поводу будет вызывать на дуэль и врагов, и друзей.

Читайте также:  Снаткина анна и ее семья фото

Пылкость африканской природы

Учась на старших курсах, Пушкин сводит знакомство с офицерами гусарского полка, где служит герой войны 1812 года, философ и вольнодумец Чаадаев. Его влияние на Пушкина оказалось более значительным, чем вся учеба в лицее. Чаадаев был гусар и кроме вольнодумных и прогрессивных мыслей познакомил Пушкина с неумеренными попойками и публичными домами Царского Села. Завсегдатаем проституток Александр Сергеевич будет до конца своих дней.

Даже в школьные годы Пушкин уже пользовался успехом у женщин. Чрезвычайно некрасивый и, как многие отмечали, даже уродливый, но хорошо и изящно сложенный, он выработал свою тактику словесного блеска и неудержимого напора. О его быстрой нервной возбудимости и особом эротизме рассказывали все его знакомые. «Пушкин любил приносить жертвы Бахусу и Венере», – писал С. Комовский, лицейский друг поэта. – Волочился за хорошенькими актрисами гр. Толстого, в нем проявлялись вся пылкость и сладострастие африканской природы. Пушкин был до того женолюбив, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей во время лицейских балов взор его пылал, и он пыхтел и сопел, как ретивый конь».

К 19 годам Пушкин уже несколько раз переболел венерическими заболеваниями, а поэма «Руслан и Людмила» была закончена именно тогда, когда доктора лечили его ртутными препаратами, обрили наголо и запретили выходить из дома. «Венера пригвоздила Пушкина к постели и поэме», – писал Н. Тургенев Вяземскому.

Многие годы воспоминания лицейского одноклассника Пушкина барона (а впоследствии графа) М. Корфа не печатались. Его воспоминания и оценки, жесткого и слишком «правильного» человека, почти нигде не цитировались. Друзья и собутыльники были к поэту более снисходительны.

Но Корф был на стороне здравого смысла, и вот что он писал о Пушкине: «В лицее он превосходил всех чувственностью, а после предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий. Должно дивиться, как и здоровье и талант его выдержали такой образ жизни, с которым сопрягались и частые гнусные болезни, низводившие его часто на край могилы. У него господствовали только две стихии – удовлетворение чувственным страстям и поэзия. И в обоих он ушел далеко. В нем не было ни внешней, ни внутренней религии, ни высших нравственных чувств, и он полагал даже какое-то хвастовство в отъявленном цинизме по этой части: злые насмешки над всеми религиозными верованиями и обрядами, над уважением к родителям, над родственными привязанностями – это было ему нипочем. Вечно без копейки, вечно в долгах, без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями, в близком знакомстве со всеми трактирщиками, непотребными домами и прелестницами петербургскими Пушкин представлял тип самого грязного разврата».
Источник

Источник

Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и дети. Портреты Пушкина в школах имеют специально выделеннные места и гвозди.

“Портрет Пушкина”, Томас Райт, 1837. Один из последних прижизненных портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Этот портрет Пушкина пользовался огромной популярностью. Оттиски, сделанные в 1837 г., вскоре стали чрезвычайно редки.

«Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель»

– так шутливо отозвался поэт на работу английского живописца Дж. Доу, к сожалению, пушкинский портрет, нарисованный Доу, не сохранился. Пушкин с юности осознавал необычность своей внешности и трудности характера.

Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг. или 1820 г., или 1823 г.

«Еще в Лицее в 1814 году на французском языке он написал стихотворение-шутку «Мой портрет»:

В проказах – настоящий бес,
Лицом похож на обезьяну,
Во всем повеса из повес –
Вот Пушкин, отрицать не стану!»

Современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. Речь поэта и его живой взгляд завораживали современников. Многие современники отмечали изменчивость его облика, способность резко преображаться в зависимости от смены настроения, от душевного состояния. Об этих качествах поэта писала в своих воспоминаниях А.П.Керн: «Он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту».

Три автопортрета рядом, в прическах и костюмах эпохи Великой Французской революции:1780-х гг. (слева) и 1790-х гг. (в середине и справа). В черновиках стихотворения «Зачем ты послан был…». 1824.

Но как быть нам? Есть графические и живописные портреты портреты, скульптура. Доля субъективности в них найдется обязательно: где больше, где меньше, но есть. Образ, художник изображает образ. Хорошо, если он создается с “натуры”, при жизни, а если уже много лет спустя, после смерти?

Посмертная маска Пушкина из собрания Государственного Исторического музея, 1837.

Попытки восстановить внешность Пушкина при помощи посмертной маски и портретов продолжаются по сей день и в научных кругах, и в творческих. Мы смотрим на картины и привыкаем к мысли, что именно так и выглядел поэт. И множатся заблуждения. А может и не страшно? Давайте разбираться!

Самой ценной частью иконографического наследия являются прижизненные изображения поэта. Именно они дают нам сегодня возможность увидеть, как выглядел поэт в разные периоды своей жизни, каким он хотел казаться и каким его запечатлели художники – профессионалы и дилетанты, русские и иностранцы.

1. “Пушкин-ребёнок”

Первый из известных портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру (1763 – 1852). Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает будущего поэта ещё малышом. Портрет этот, выполненный маслом на металлической доске, светловолосый малыш лет двух-трех, золотистые кудри заметно приглажены, видимо, для портрета, большие, выпуклые серо-голубые глаза серьезны и вдумчивы, очень живой и естественный образ.

Ксавье де Местр. Пушкин-ребёнок, 1802

Читайте также:  Грачевская галина яковлевна

Интересно, что об этом портрете Пушкина-ребенка более чем 150 лет никто не знал. Его передал в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве актер Всеволод Семенович Якут, прославившийся исполнением роли Пушкина в одноименном спектакле. Надежда Осиповна, мама поэта подарила миниатюру своей доброй знакомой, дочери известного врача Матвея Яковлевича Мудрова. Долгое время он хранился в семье наследников врача, пользовавшего семью Пушкина. Последняя наследница династии врачей Мудровых и передала актеру миниатюру.

2. “Пушкин – подросток”

В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старухи акварельный портрет мальчика Пушкина. Он был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении.

С.Г. Чириков. Портрет Пушкина, 1810

Эксперты признали его прижизненным портретом Пушкина, сделанным с натуры художником-любителем, предположительно учителем рисования и гувернёром в Царскосельском лицее С.Г. Чириковым. Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет лица, русые волосы и кудрявая голова» — написал он в 15 лет. Волосы его немного потемнели после перенесённого в 1819 году тифа, когда пришлось остричься наголо. «В нём ничего нет негритянского», — отмечала фрейлина А.О. Смирнова-Россет.

Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822

Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822

Нельзя не увидеть большую схожесть этого акварельного портрета с гравюрой Егора Гейтмана (1798—1829) , приложенной к первому изданию поэмы «Кавказский пленник» 1822 г. В послесловии книги писалось: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный». Гейтман делал гравюру с рисунка, это был не рисунок Чирикова. Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К. П. Брюллова.

3. “Вершина славы”

И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.

И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.

Первый портрет ( см. выше) выполнен карандашом в 1826 – начале 1827 гг. Оригинал картины находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Второй – миниатюра на костяной пластине, выполненная акварелью и гуашью. Пушкин пребывал на вершине поэтической славы, после его «триумфального возвращения» из Михайловской ссылки. На портрете Пушкин изображен в счастливый период жизни – он наконец свободен от жандармского надзора, признан императором и публикой.

4. “Классика жанра” – Тропинин

«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.).

В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

Тропинин изобразил Пушкина в три четверти, в халате, сидящим возле столика. Этот портрет домашний и романтичный. Несколько парадна только белая рубаха поэта. Халат не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека, напоминают свободную драпировку римской тоги. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его любимый «мистический» перстень.

С 1889 по 1937 год истинный портрет работы Тропинина экспонировался в Третьяковской галерее, а затем и по сей день – в Царскосельском пушкинском музее. Он стал широко известен с 1860 года, когда с него были сделаны фоторепродукции, распространившиеся по всей России.

5. “Классика жанра” – Кипренский

“Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей.” – так описывал своего Онегина Пушкин. Так можно описать и самого поэта. “Парадный” портрет Пушкина отличают длинные, холеные ногти поэта. Особенное очарование и привлекательность этого портрета ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять.

О. А. Кипренский. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

Заказал картину ближайший друг Пушкина, поэт Антон Дельвиг. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. На полотне Пушкин изображен настоящим щеголем. Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма картины достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких темных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. Может Пушкин позируя сочинял? Самому Пушкину этот портрет понравился, что он отметил в стихотворении «Кипренскому» 1827-го года. После смерти Дельвига (в январе 1831 года) Пушкин купил портрет у вдовы за 1000 рублей. В Третьяковскую галерею, где он находится и сейчас, портрет перешел из семьи старшего сына поэта в 1916 году.

Читайте также:  Личная жизнь елены прокловой сегодня

6. “Суровый” Пушкин – взгляд иностранца.

Взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением дал нам этот портрет. Мне кажется, что это не Пушкин. Может наши глаза “забиты” стереотипами? Возможно, что в портретах Вивьена и Гиппиуса изображение поэта ближе к реальному его облику, чем в тропинино-кипренской серии.

Г. А. Гиппиус. А.С. Пушкин, 1828

Художник Густав Адольф Гиппиус (1792-1856) превосходно владел техникой литографии и выполнил серию портретов знаменитых современников, среди которых был и портрет Пушкина. Рисовал сразу на камне с натуры. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического налета и лоска. Суровый человек всматривается в даль,черты лица скульптурно четки, сухи. Взгляд пристален и тревожен.

7. “Во цвете лет…”

Соколов П.Ф. Портрет А.С. Пушкина. 1836 г.

Художник-акварелист Петр Федорович Соколов (1791–1848) создал один из самых знаменитых прижизненных портретов Пушкина. Портрет работы П. Ф. Соколова известен в оригинале, подписанном художником, и в авторской неподписной реплике с него. На акварельном портрете поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался.

8. “Странный” портрет

Рисунок художника, скрывающегося за инициалами “И.Л.” (предположительно Ивана Линева), считается последним прижизненным изображением поэта, однако высказывалась и версия, что портрет был нарисован уже после гибели Александра Сергеевича по литографическому изображению. Указывают на то, что голубоглазый Пушкин предстает на нем кареглазым, а его сюртук застегнут с левой стороны, что может свидетельствовать о  характерной для литографированных оттисков зеркальной путанице.

И.Л. Линёв. Портрет Пушкина,1836-1837

Есть предположение, что организовал написание этого портрета В. А. Жуковский (приблизительно в январе – марте 1836 года), пригласивший к себе на обед Пушкина и Линева. Следует подчеркнуть, что Иван Логинович Линев не был художником-профессионалом. Странный портрет. Похож – не похож? На голове залысины – поговаривают. что Пушкин потерял былое богатство своей шевелюры к 35 годам. Есть версия, что Линев рисовал картину с поэта лежащего на смертном одре: приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами. Однако это только версия.

Пушкин неплохо рисовал, он оставил множество зарисовок на полях рукописей, в текстах. Встречается множество автопортретов. Но… Это уже другая история.

Галерея автопортретов А.С. Пушкина, относящихся к разным периодам его творчества: 1 — на полях рукописи поэмы “Кавказский пленник” (инвентарный № 46, лист 6), дата рисунка — май 1821 г. в период южной ссылки, Кишинев; 2, 5, 4, 6, 11 — на полях черновой записи рукописи романа “Евгений Онегин” (инв. № 834,834,835, 834. 834), даты — май-ноябрь 1823 г. в период южной ссылки, Кишинев-Одесса; 3 — на листке с записями турецких слов (инв. № 698, первый лист обложки), тогда, же; 8 — на листке с автографом стихотворения “Н.Д. Киселеву” (инв..№ 905), 14 июня 1828г., Москва; 9 — зарисовка Пушкина в альбоме Ушаковой (инв. № 1723 ), 1827- 1830 гг., Москва; 7, 10 — два автопортрета на одном листе, на первом — так автор видел себя до ссылки, на втором — после возвращения (инв. № 715), сентябрь – октябрь 1826 г., Москва; 12 — один из последних автопортретов на черновике письма к В.А. Соллогубу (инв. № 343):, 20-28 февраля 1836 г., Петербург. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html

Это все, что касается прижизненных портретов Пушкина. Кроме того, известны пять зарисовок лица умершего Пушкина.

Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html

Пушкин умер 29 января /10 февраля 1837 года в 14:45. Пушкин умер, а поколения художников старались сохранить ускользающий облик поэта, остановить мгновение.

Художники, поставив в передней мольберты, делали эскизы, наброски, запечатлевая Пушкина на смертном одре. За те 2 дня, что гроб с телом Пушкина находился в квартире на Мойке, — 30 и 31 января 1837 года, Пушкина рисовали три художника и два писателя: А.Н. Мокрицкий, Ф.А. Бруни, А.А. Козлов, В.А. Жуковский, А.И. Струговщиков.

А.Н.Мокрицкий. А.С.Пушкин на смертном одре. 29-30 января 1837 г. На обороте подложки: «Снят с натуры академиком Аполлоном Николаевичем Мокрицким вечером 30 января 1837 года и подарен им Петру Андреевичу Каратыгину». Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html

Одним из первых пришёл Аполлон Николаевич Мокрицкий. Его рисунок, выполненный 29 января, вы видите наверху (обратите внимание: на рисунке отчётливо видны печати на дверях кабинета Александра Сергеевича).

Рисунок неизвестного художника. В некоторых источниках упоминается А.Г. Мокрицкий.

Рисунок В.А. Жуковского

«На другой день, — вспоминал Жуковский, — мы, друзья, положили его своими руками в гроб». Рисунки второго дня – поэт лежит уже в гробу.

Пушкин в гробу. Рисунок Федора Антоновича Бруни, 1837 г. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html

Козлов Александр Алексеевич (1818-1884). Пушкин на смертном одре. 1837. Картина Александра Козлова написана по собственному эскизу художника, сделанному 30 января 1837 года.Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html

Еще и посмертная маска, она была снята с лица в первый день после смерти. По инициативе В. А. Жуковского в день смерти поэта была снята посмертная маска скульптором и формовщиком Полиевктом Балиным под руководством скульптора Самуила Гальберга. По снятой форме будет выполнено пятнадцать гипсовых отливов маски, которые В. А. Жуковский распределит между родными и близкими. Эти 15 копий – самые ценные.

Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из Государственного исторического музея до реставрации. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.

Источник