Фото пушкина и биография
Биография Александр Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин – литературный гений, создатель чистой поэзии, основатель русского литературного языка, обогативший его стилистикой народных былин, песен, преданий, обычаев, просторечьем и романтическими мотивами.
Александр Сергеевич Пушкин
Его произведения знакомы каждому, многие экранизированы, по ним поставлены оперы и спектакли. Среди них – «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Дубровский», «Руслан и Людмила», «Каменный гость». Широко известна его любовная лирика – «Я помню чудное мгновенье», «Признание», «Я вас любил», «Ты и вы» и герои сказок – кот ученый, золотая рыбка, царь Салтан, царевна Лебедь.
Детство и семья
Будущий писатель, ставший гордостью и славой отечества, появился на свет 6 июня 1799 года в Москве. На тот момент его отец, потомственный дворянин Сергей Львович вышел в отставку в звании майора. Позже он состоял в штате Военного Комиссариата, окончательно покинув службу в 1817-м в чине статского советника. Мама, Надежда Осиповна, внучка крестника Петра I – Абрама (Ибрагима) Ганнибала и внучатая племянница собственного мужа была хорошо образована, умна и начитанна, свободно владела французским языком. В светском обществе ее называли «прекрасной креолкой».
Родители Александра Сергеевича
Из восьмерых детей семейной пары выжили трое – старшая дочь Ольга (1797 года рождения), Александр и младший сын Лев, появившийся на свет в 1805-м. Рос Саша в поэтической атмосфере. В их доме бывали многие корифеи словесности, включая Карамзина, Батюшкова, Фонвизина, Вяземского. Его отец, как и дядя, поэт Василий Львович, был всеобщим любимцем, остроумным собеседником и первоклассным шутником. Своим детям он часто читал вслух Мольера и Вольтера, влияние которых на творчество поэта позже отмечали пушкиноведы.
Воспитание мальчика ряд историков считает безалаберным, он часто был предоставлен сам себе. Им занимались сменявшиеся французы-гувернеры, бабушка со стороны матери, у которой он летом гостил в имении, знаменитая няня Арина Родионовна, пленявшая его чудесными сказками.
Александр Пушкин с няней Ариной Родионовной
Начальное образование Саша получал дома под руководством случайных учителей. Но с 7 лет он уже взахлеб читал книги из отцовской библиотеки на французском языке, писал стихи и эпиграммы. Ему нравилось также разыгрывать перед домашними маленькие занимательные комедии. Но увы, любимым ребенком в семействе был не он, а младший на 6 лет сын Левушка.
Период Лицея
В 1811 году Александра отправили в открывшийся императорский Царскосельский лицей. В стенах заведения, созданного для наилучшего образования дворянских детей, он провел 6 лет, обретая новые знания, совершенствуя поэтическое дарование и регулярно публикуя свои стихи в лицейских журналах.
Царскосельский лицей
В 1815 году, на выпускном экзамене с младшего трехлетнего курса на старший, Пушкин прочел свои «Воспоминания о Царском Селе», удостоившись восторженной похвалы патриарха русской литературы Державина.
Пушкин в лицее
Вскоре Пушкин был принят в закрытый кружок «Арзамас», где проводились оригинальные заседания по борьбе с литературной реакцией, привлекшие юное дарование своим авангардизмом и протестным духом. Все члены сообщества получали шутливые прозвища – его называли Сверчком (по одной из версий – за болтливость), а Жуковского – Светланой (по наименованию баллады поэта «Раз в крещенский вечерок…»).
Негласным главою данного общества был историограф Карамзин. В его доме талантливый воспитанник любил проводить все вечера. В 1815 году по его рекомендации Александр получил почетное задание – помочь видному поэту Нелединскому-Мелецкому (автору композиции «Выйду ль я на реченьку») в написании кантаты по случаю бракосочетания дочери Павла I Анны с голландским наследным принцем Оранским, впоследствии королем Вильгельмом II. Он был невероятно смущен и польщен оказанным доверием, написав уже через 2 часа прекрасный торжественный стих на указанную тему.
На последнем году обучения, в 1816, Пушкин познакомился у Карамзина с 22-летним гусарским корнетом Чаадаевым, слышавшим о нем как о многообещающем поэте-лицеисте. Александр завязал приятельские отношения с ним и другими молодыми офицерами лейб-гвардии, проникся их настроениями ненависти к тиранству, уверенности в неизбежности политического переворота силами прогрессивно настроенных военных, и создал цикл «гусарских стихов».
Александр Пушкин, Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер
Впоследствии поэт с теплотой вспоминал время, проведенное в Лицее, и всю жизнь испытывал чувство сердечной привязанности к своим друзьям тех лет, включая Дельвига, Яковлева, Малиновского, Горчакова, Пущина, Кюхельбекера. Двое последних из упомянутых товарищей по учебе стали декабристами и были осуждены. Сам поэт, которого они справедливо считали достоянием России, за эпиграммы в адрес Александра I чудом избежал их участи.
Государственная служба
В 1817 году Пушкин был выпущен из Лицея, получив в свидетельстве превосходную оценку своих знаний по истории, классической литературе, поэтического искусства, теории художественного перевода, словесности… и весьма скромные баллы по математике, географии и статистике. В чине коллежского секретаря молодой человек поступил на госслужбу в Иностранную коллегию Российской империи.
Александр Пушкин в молодости
Но карьера чиновника мало интересовала Александра Пушкина. После долгого пребывания в закрытом учебном заведении со строгими правилами его влекла шумная суета столичной жизни, попойки в компании молодого офицерства, карты, сердечные увлечения. Он посещал театры, светские салоны и литературные кружки, печатался в журналах, писал политические умеренно-либеральные стихи («Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву»), работал над поэмой «Руслан и Людмила». В тайные общества не вступал. Однако его перу приписывалось множество ходивших среди офицерства эпиграмм против Аракчеева и Александра I.
Ссылка
В 1820 году поэту грозила высылка в Сибирь, но благодаря ходатайству Карамзина, он был отправлен на Юг: вначале в Екатеринослав (ныне Днепр, Украина), позже на Кавказ, в Крым, Кишинев и Одессу. В ссылке он сочинил стихи «Кокетке», «Черная шаль», «Демон», работал над «Бахчисарайским фонтаном», «Гавриилиадой», начал сочинять «Евгения Онегина» и пр.
Пушкин у Чёрного моря
В 1824 году из-за разногласий с начальством светоч русской поэзии был уволен со службы и сослан в родовое имение Михайловское. Два последующих года деревенской жизни были временем его усиленного творчества. Он создал «На Воронцова», «Давыдову», несколько глав «Евгения Онегина», приступил к работе над «Борисом Годуновым», завершил поэму «Цыганы».
Восстание 14 декабря 1825 года
В январе 1825 года к нему приезжал приятель Пущин, познакомил его с комедией Грибоедова «Горе от ума», рассказал о тайном обществе. Доподлинно неизвестно, был ли поэт посвящен в планы друзей о готовящемся в декабре восстании. Историки полагают, что Пушкину намеренно не сообщили точной даты, чтобы исключить возможность участия и сохранить его жизнь для России. В их поддержку он написал и передал в Сибирь послание «Во глубине сибирских руд…» и посвящение Пущину «Мой первый друг, мой друг бесценный!».
Возвращение
В 1826 году взошедший на престол Николай I позволил опальному гению вернуться из ссылки. В день прибытия в Москву Александр Сергеевич был удостоен личной аудиенции самодержца, обещавшего ему покровительство и освобождение от цензуры, но с условием, что все сочинения поэта будут публиковаться или читаться только с его императорского разрешения.
Александр Пушкин и Николай I
В этот период поэт начал писать роман «Арап Петра Великого», продолжил работу над «Евгением Онегиным», написал «Полтаву», читал на собраниях литературных кружков свои произведения, включая главы из «Бориса Годунова». Публика вначале восторженно встречала поэта, однако вскоре все изменилось.
Пушкин получил выговор от властей за то, что осмелился знакомить общество с драмой, не просмотренной государем. Так «Борис Годунов» оказался под запретом. Затем поэму «Полтава», высоко оцененную Жуковским, Вяземским и Дельвигом, читатели приняли критически. В 1827 году его ожидали разбирательства и допросы по поводу стихов «Гаврилиады» и негласный надзор полиции. В 1829-м без разрешения властей Пушкин съездил на Кавказ, создав ряд произведений («Обвал», «На холмах Грузии») и вызвав очередное резкое недовольство императора. Гений словесности начал тяготиться своим положением и жаждать перемен.
Женившись в 1831-м, он перебрался с молодой супругой в город не Неве, где снова поступил на госслужбу, намереваясь написать историю Петра Великого. В 1833-м он еще больше углубился в прозаический жанр, работал над историей пугачевского бунта. В том же году его избрали членом Российской академии. Из-за стесненности в средствах и с целью развития русской словесности в 1835-м он начал издавать журнал «Современник», но несмотря на высокий художественный уровень, дохода он не приносил.
Личная жизнь Александра Пушкина
В 1829 году поэт, искавший семейного счастья, встретился с Натальей Гончаровой, пленившей его своей молодостью и красотой. Он сделал ей предложение, которое было отклонено (мать девушки была не в восторге от материального положения и репутации жениха).
Александр Пушкин и Наталья Гончарова
Спустя год Пушкин все же получил желаемое согласие, но свадьба состоялась не сразу. Из-за карантина в связи с эпидемией холеры осенью 1830 года он не смог выехать из Болдино и провел там в состоянии душевного подъема и вдохновения 3 месяца, ставшие одной из самых продуктивных страниц его творчества. Он написал около трех десятков стихотворений, завершил «Евгения Онегина», написал «Домик в Коломне» и пр.
Пушкин с женой
В 1831 году в Москве молодые люди обвенчались. В 1832-м у них родился первенец – дочь Мария, через год – сын, названный в честь отца Александром, в 1835-м – Григорий и в 1836-м – Наталья, которую звали в семье Бесенком Ташей.
Смерть
Последние годы выдающегося литератора были омрачены враждой со стороны двора. Он отдыхал душою только в кругу друзей – Нащокина, Жуковского, Гоголя, Вяземского. В 1836 году большим ударом для него стала смерть матери, были невыносимы сплетни об отношениях его жены и барона Жоржа Шарля Дантеса, ходившие в ненавидимом Пушкиным светском обществе.
Барон Дантес
Затяжной конфликт с Дантесом и привел к гибели поэта в 1837-м на дуэли. 27 января соперники встретились в районе Чёрной речки. Первый выстрел сделал Дантес. Пуля ранила поэта в область чуть ниже живота. Из последних сил Александр сделал ответный выстрел и попал, но рана оказалась несмертельной.
Секундант отвез дуэлянта домой, на набережную Мойки, 12. Восемь светил медицинской науки боролись за жизнь поэта двое суток, но тщетно. Александр Пушкин скончался от сильной потери крови, осложненной начавшимся от пулевого ранения некрозом. Это время поэт был в сознании и, понимая, что осталось ему недолго, завершал незаконченные дела. В частности, попросил прощения у Николая I за нарушение запрета на дуэли.
«Дуэль Пушкина с Дантесом». Художник А. А. Наумов, 1884 год
29 января, в 14:45, сердце Александра Сергеевича Пушкина остановилось навсегда. Опасаясь волнений, император приказал тайно вывезти его тело из столицы. Похоронили светило русской литературы недалеко от Михайловского на кладбище Святогорского монастыря.
Могила Александра Сергеевича Пушкина
Существует интригующая гипотеза, что в действительности поэт не погиб на дуэли, но в силу ряда причин (склонность к авантюрам, прохладные отношения с царским двором, слухи о неверности жены, большие долги, смерть матери) инсценировал свою смерть и уехал навсегда во Францию, где продолжил жить и творить как Александр Дюма. В качестве доводов ее правдивости авторы приводят внешнее сходство обоих литераторов, одинаковые африканские корни, отсутствие таланта к точным наукам, буйный нрав, неравнодушие к прекрасному полу, интерес к политике.
Источник
Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и дети. Портреты Пушкина в школах имеют специально выделеннные места и гвозди.
“Портрет Пушкина”, Томас Райт, 1837. Один из последних прижизненных портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Этот портрет Пушкина пользовался огромной популярностью. Оттиски, сделанные в 1837 г., вскоре стали чрезвычайно редки.
«Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель»
– так шутливо отозвался поэт на работу английского живописца Дж. Доу, к сожалению, пушкинский портрет, нарисованный Доу, не сохранился. Пушкин с юности осознавал необычность своей внешности и трудности характера.
Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный. Предполагаемые датировки: 1817-1818 гг. или 1820 г., или 1823 г.
«Еще в Лицее в 1814 году на французском языке он написал стихотворение-шутку «Мой портрет»:
В проказах – настоящий бес,
Лицом похож на обезьяну,
Во всем повеса из повес –
Вот Пушкин, отрицать не стану!»
Современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим – курчавые волосы. Речь поэта и его живой взгляд завораживали современников. Многие современники отмечали изменчивость его облика, способность резко преображаться в зависимости от смены настроения, от душевного состояния. Об этих качествах поэта писала в своих воспоминаниях А.П.Керн: «Он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту».
Три автопортрета рядом, в прическах и костюмах эпохи Великой Французской революции:1780-х гг. (слева) и 1790-х гг. (в середине и справа). В черновиках стихотворения «Зачем ты послан был…». 1824.
Но как быть нам? Есть графические и живописные портреты портреты, скульптура. Доля субъективности в них найдется обязательно: где больше, где меньше, но есть. Образ, художник изображает образ. Хорошо, если он создается с “натуры”, при жизни, а если уже много лет спустя, после смерти?
Посмертная маска Пушкина из собрания Государственного Исторического музея, 1837.
Попытки восстановить внешность Пушкина при помощи посмертной маски и портретов продолжаются по сей день и в научных кругах, и в творческих. Мы смотрим на картины и привыкаем к мысли, что именно так и выглядел поэт. И множатся заблуждения. А может и не страшно? Давайте разбираться!
Самой ценной частью иконографического наследия являются прижизненные изображения поэта. Именно они дают нам сегодня возможность увидеть, как выглядел поэт в разные периоды своей жизни, каким он хотел казаться и каким его запечатлели художники – профессионалы и дилетанты, русские и иностранцы.
1. “Пушкин-ребёнок”
Первый из известных портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру (1763 – 1852). Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает будущего поэта ещё малышом. Портрет этот, выполненный маслом на металлической доске, светловолосый малыш лет двух-трех, золотистые кудри заметно приглажены, видимо, для портрета, большие, выпуклые серо-голубые глаза серьезны и вдумчивы, очень живой и естественный образ.
Ксавье де Местр. Пушкин-ребёнок, 1802
Интересно, что об этом портрете Пушкина-ребенка более чем 150 лет никто не знал. Его передал в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве актер Всеволод Семенович Якут, прославившийся исполнением роли Пушкина в одноименном спектакле. Надежда Осиповна, мама поэта подарила миниатюру своей доброй знакомой, дочери известного врача Матвея Яковлевича Мудрова. Долгое время он хранился в семье наследников врача, пользовавшего семью Пушкина. Последняя наследница династии врачей Мудровых и передала актеру миниатюру.
2. “Пушкин – подросток”
В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старухи акварельный портрет мальчика Пушкина. Он был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении.
С.Г. Чириков. Портрет Пушкина, 1810
Эксперты признали его прижизненным портретом Пушкина, сделанным с натуры художником-любителем, предположительно учителем рисования и гувернёром в Царскосельском лицее С.Г. Чириковым. Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет лица, русые волосы и кудрявая голова» – написал он в 15 лет. Волосы его немного потемнели после перенесённого в 1819 году тифа, когда пришлось остричься наголо. «В нём ничего нет негритянского», – отмечала фрейлина А.О. Смирнова-Россет.
Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822 Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822
Нельзя не увидеть большую схожесть этого акварельного портрета с гравюрой Егора Гейтмана (1798-1829) , приложенной к первому изданию поэмы «Кавказский пленник» 1822 г. В послесловии книги писалось: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный». Гейтман делал гравюру с рисунка, это был не рисунок Чирикова. Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К. П. Брюллова.
3. “Вершина славы”
И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г. И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.
Первый портрет ( см. выше) выполнен карандашом в 1826 – начале 1827 гг. Оригинал картины находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Второй – миниатюра на костяной пластине, выполненная акварелью и гуашью. Пушкин пребывал на вершине поэтической славы, после его «триумфального возвращения» из Михайловской ссылки. На портрете Пушкин изображен в счастливый период жизни – он наконец свободен от жандармского надзора, признан императором и публикой.
4. “Классика жанра” – Тропинин
«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.).
В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827 В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827 В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827 В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
Тропинин изобразил Пушкина в три четверти, в халате, сидящим возле столика. Этот портрет домашний и романтичный. Несколько парадна только белая рубаха поэта. Халат не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека, напоминают свободную драпировку римской тоги. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его любимый «мистический» перстень.
С 1889 по 1937 год истинный портрет работы Тропинина экспонировался в Третьяковской галерее, а затем и по сей день – в Царскосельском пушкинском музее. Он стал широко известен с 1860 года, когда с него были сделаны фоторепродукции, распространившиеся по всей России.
5. “Классика жанра” – Кипренский
“Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей.” – так описывал своего Онегина Пушкин. Так можно описать и самого поэта. “Парадный” портрет Пушкина отличают длинные, холеные ногти поэта. Особенное очарование и привлекательность этого портрета ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять.
О. А. Кипренский. Александр Сергеевич Пушкин, 1827
Заказал картину ближайший друг Пушкина, поэт Антон Дельвиг. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. На полотне Пушкин изображен настоящим щеголем. Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма картины достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких темных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. Может Пушкин позируя сочинял? Самому Пушкину этот портрет понравился, что он отметил в стихотворении «Кипренскому» 1827-го года. После смерти Дельвига (в январе 1831 года) Пушкин купил портрет у вдовы за 1000 рублей. В Третьяковскую галерею, где он находится и сейчас, портрет перешел из семьи старшего сына поэта в 1916 году.
6. “Суровый” Пушкин – взгляд иностранца.
Взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением дал нам этот портрет. Мне кажется, что это не Пушкин. Может наши глаза “забиты” стереотипами? Возможно, что в портретах Вивьена и Гиппиуса изображение поэта ближе к реальному его облику, чем в тропинино-кипренской серии.
Г. А. Гиппиус. А.С. Пушкин, 1828
Художник Густав Адольф Гиппиус (1792-1856) превосходно владел техникой литографии и выполнил серию портретов знаменитых современников, среди которых был и портрет Пушкина. Рисовал сразу на камне с натуры. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического налета и лоска. Суровый человек всматривается в даль,черты лица скульптурно четки, сухи. Взгляд пристален и тревожен.
7. “Во цвете лет…”
Соколов П.Ф. Портрет А.С. Пушкина. 1836 г.
Художник-акварелист Петр Федорович Соколов (1791-1848) создал один из самых знаменитых прижизненных портретов Пушкина. Портрет работы П. Ф. Соколова известен в оригинале, подписанном художником, и в авторской неподписной реплике с него. На акварельном портрете поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался.
8. “Странный” портрет
Рисунок художника, скрывающегося за инициалами “И.Л.” (предположительно Ивана Линева), считается последним прижизненным изображением поэта, однако высказывалась и версия, что портрет был нарисован уже после гибели Александра Сергеевича по литографическому изображению. Указывают на то, что голубоглазый Пушкин предстает на нем кареглазым, а его сюртук застегнут с левой стороны, что может свидетельствовать о характерной для литографированных оттисков зеркальной путанице.
И.Л. Линёв. Портрет Пушкина,1836-1837
Есть предположение, что организовал написание этого портрета В. А. Жуковский (приблизительно в январе – марте 1836 года), пригласивший к себе на обед Пушкина и Линева. Следует подчеркнуть, что Иван Логинович Линев не был художником-профессионалом. Странный портрет. Похож – не похож? На голове залысины – поговаривают. что Пушкин потерял былое богатство своей шевелюры к 35 годам. Есть версия, что Линев рисовал картину с поэта лежащего на смертном одре: приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами. Однако это только версия.
Пушкин неплохо рисовал, он оставил множество зарисовок на полях рукописей, в текстах. Встречается множество автопортретов. Но… Это уже другая история.
Галерея автопортретов А.С. Пушкина, относящихся к разным периодам его творчества: 1 – на полях рукописи поэмы “Кавказский пленник” (инвентарный № 46, лист 6), дата рисунка – май 1821 г. в период южной ссылки, Кишинев; 2, 5, 4, 6, 11 – на полях черновой записи рукописи романа “Евгений Онегин” (инв. № 834,834,835, 834. 834), даты – май-ноябрь 1823 г. в период южной ссылки, Кишинев-Одесса; 3 – на листке с записями турецких слов (инв. № 698, первый лист обложки), тогда, же; 8 – на листке с автографом стихотворения “Н.Д. Киселеву” (инв..№ 905), 14 июня 1828г., Москва; 9 – зарисовка Пушкина в альбоме Ушаковой (инв. № 1723 ), 1827- 1830 гг., Москва; 7, 10 – два автопортрета на одном листе, на первом – так автор видел себя до ссылки, на втором – после возвращения (инв. № 715), сентябрь – октябрь 1826 г., Москва; 12 – один из последних автопортретов на черновике письма к В.А. Соллогубу (инв. № 343):, 20-28 февраля 1836 г., Петербург. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Это все, что касается прижизненных портретов Пушкина. Кроме того, известны пять зарисовок лица умершего Пушкина.
Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Пушкин умер 29 января /10 февраля 1837 года в 14:45. Пушкин умер, а поколения художников старались сохранить ускользающий облик поэта, остановить мгновение.
Художники, поставив в передней мольберты, делали эскизы, наброски, запечатлевая Пушкина на смертном одре. За те 2 дня, что гроб с телом Пушкина находился в квартире на Мойке, – 30 и 31 января 1837 года, Пушкина рисовали три художника и два писателя: А.Н. Мокрицкий, Ф.А. Бруни, А.А. Козлов, В.А. Жуковский, А.И. Струговщиков.
А.Н.Мокрицкий. А.С.Пушкин на смертном одре. 29-30 января 1837 г. На обороте подложки: «Снят с натуры академиком Аполлоном Николаевичем Мокрицким вечером 30 января 1837 года и подарен им Петру Андреевичу Каратыгину». Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Одним из первых пришёл Аполлон Николаевич Мокрицкий. Его рисунок, выполненный 29 января, вы видите наверху (обратите внимание: на рисунке отчётливо видны печати на дверях кабинета Александра Сергеевича).
Рисунок неизвестного художника. В некоторых источниках упоминается А.Г. Мокрицкий. Рисунок В.А. Жуковского
«На другой день, – вспоминал Жуковский, – мы, друзья, положили его своими руками в гроб». Рисунки второго дня – поэт лежит уже в гробу.
Пушкин в гробу. Рисунок Федора Антоновича Бруни, 1837 г. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html Козлов Александр Алексеевич (1818-1884). Пушкин на смертном одре. 1837. Картина Александра Козлова написана по собственному эскизу художника, сделанному 30 января 1837 года.Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Еще и посмертная маска, она была снята с лица в первый день после смерти. По инициативе В. А. Жуковского в день смерти поэта была снята посмертная маска скульптором и формовщиком Полиевктом Балиным под руководством скульптора Самуила Гальберга. По снятой форме будет выполнено пятнадцать гипсовых отливов маски, которые В. А. Жуковский распределит между родными и близкими. Эти 15 копий – самые ценные.
Посмертная маска Александра Сергеевича Пушкина из Государственного исторического музея до реставрации. Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/66178.html
Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
А.Житков.
Источник