Фотографии пушкина и его семьи

Фотографии пушкина и его семьи thumbnail

Жизнь Пушкина во всем ее богатстве и многообразии всегда привлекала и будет привлекать к себе внимание миллионов почитателей гениального поэта. Семья Пушкина – его отец и мать, сестра и брат, жена и дети, – близкие ему люди, составляют как бы частицу его самого, многое в их судьбах обусловлено его судьбой. Портреты родных поэта, его вещи, вещи его близких – документы эпохи, документы своеобразной семейной биографии Пушкиных.

Графические и жиоееевчукписные изображения членов семьи поэта помогают изучающим жизнь и творчество Пушкина глубже понять их, проникнуть в атмосферу его повседневной жизни. Портретное творчество самого Пушкина – рисунки на полях рукописей и на листах черновых тетрадей – дополняет наши представления о его близких и помогает раскрыть иногда сложные и противоречивые отношения поэта с родными. Портреты детей Пушкина, в том числе фотографические, удивляют фамильным сходством.

Изображения, созданные профессиональными и непрофессиональными художниками, являются одновременно и ценным источником для изучения искусства портрета XIX века.

С семьей поэта тесно связана судьба сохранившихся доныне отдельных памятных вещей А. С. Пушкина. Многие предметы, окружавшие Александра Сергеевича при жизни, остались у его родных и близких. От них вещи Пушкина и предметы, связанные с памятью о нем, переходили к друзьям, знакомым и родственникам. Н. Н. Пушкина, с согласия которой некоторые вещи ее мужа передавались современникам, заботилась о судьбе их, понимая их ценность.

Портреты Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных, Ольги Сергеевны Пушкиной-Павлищевой и Льва Сергеевича Пушкина, Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, Марии Александровны Пушкиной-Гартунг, Александра Александровича и Григория Александровича Пушкиных, Натальи Александровны Пушкиной-Дубельт-Меренберг, а также личные и памятные вещи Пушкина входят в число культурных сокровищ нашей страны и являются ценнейшем фондом в собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде.

С. Л. Пушкин. Рисунок Сент-Обена. 1807
С. Л. Пушкин. Рисунок Сент-Обена. 1807

С. Л. Пушкин. Рисунок А. С. Пушкина
С. Л. Пушкин. Рисунок А. С. Пушкина

С. Л. Пушкин. 1810-е годы. Пастель
С. Л. Пушкин. 1810-е годы. Пастель

Н. О. Пушкина. Миниатюра Ксавье де Местра. 1800-е годы
Н. О. Пушкина. Миниатюра Ксавье де Местра. 1800-е годы

С. Л. Пушкин. Рисунок Н. И. Фризенгоф. 1841
С. Л. Пушкин. Рисунок Н. И. Фризенгоф. 1841

С. Л. Пушкин. Рисунок к. Гампельна. 1824
С. Л. Пушкин. Рисунок к. Гампельна. 1824

Н. О. Пушкина. 1820-е годы
Н. О. Пушкина. 1820-е годы

Н. О. Пушкина. Рисунок Ксавье де Местра. 1810-е годы
Н. О. Пушкина. Рисунок Ксавье де Местра. 1810-е годы

О. С. Павлищева. Акварель Е. А. Плюшара. 1830-е годы
О. С. Павлищева. Акварель Е. А. Плюшара. 1830-е годы

О. С. Павлищева. Рисунок. 1833
О. С. Павлищева. Рисунок. 1833

О. С. Павлищева. Акварель В. Ф. Черновой. 1844
О. С. Павлищева. Акварель В. Ф. Черновой. 1844

О. С. Павлищева.Фотография. 1862
О. С. Павлищева.Фотография. 1862

С. Павлищева кругу семьи. 1860-е голы
С. Павлищева кругу семьи. 1860-е голы

Л. С. Пушкин. Рисунок А. О. Орловского. 1820-е годы
Л. С. Пушкин. Рисунок А. О. Орловского. 1820-е годы

Лев Сергеевич. Рисунок А. С. Пушкина. 1829
Лев Сергеевич. Рисунок А. С. Пушкина. 1829

Л. С. Пушкин. Рисунок Ксавье де Местра. 1824-1825
Л. С. Пушкин. Рисунок Ксавье де Местра. 1824-1825

Л. С. Пушкин. Миниатюра. 1849
Л. С. Пушкин. Миниатюра. 1849

Л. С. Пушкин. Шарж. 1820-1830
Л. С. Пушкин. Шарж. 1820-1830

Л. С. Пушкин. Рисунок А. С. Пушкина. 1836
Л. С. Пушкин. Рисунок А. С. Пушкина. 1836

Н. Н. Пушкина. Акварель А. П. Брюллова. 1831 - 1832
Н. Н. Пушкина. Акварель А. П. Брюллова. 1831 – 1832

Наташа Гончарова. Рисунок. 1810-е годы
Наташа Гончарова. Рисунок. 1810-е годы

Н. Н. Пушкина. Рисунок А. С. Пушкина. 1832
Н. Н. Пушкина. Рисунок А. С. Пушкина. 1832

Н. Н. Пушкина. Акварель В. Гау. 1842
Н. Н. Пушкина. Акварель В. Гау. 1842

Н. Н. Пушкина. Рисунки Н. И. Фризенгоф. 1841
Н. Н. Пушкина. Рисунки Н. И. Фризенгоф. 1841

Н. Н. Пушкина. Рисунки Н. И. Фризенгоф. 1841
Н. Н. Пушкина. Рисунки Н. И. Фризенгоф. 1841

Н. Н. Пушкина. Акварель Т. Райта. 1844
Н. Н. Пушкина. Акварель Т. Райта. 1844

Н. Н. Ланская. Акварель В. Гау. 1849
Н. Н. Ланская. Акварель В. Гау. 1849

Н. Н. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1844
Н. Н. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1844

Н. Н. Ланская. Портрет, приписываемый И. К. Макарову
Н. Н. Ланская. Портрет, приписываемый И. К. Макарову

Н. Н. Ланская. Акварель В. Гау. 1849
Н. Н. Ланская. Акварель В. Гау. 1849

Н. Н. Ланская. Фотография 1850-х годов
Н. Н. Ланская. Фотография 1850-х годов

Н. Н. Ланская. Рисунок Н. П. Ланского. 1852
Н. Н. Ланская. Рисунок Н. П. Ланского. 1852

Маша Пушкина. Акварель Т. Райта. 1844
Маша Пушкина. Акварель Т. Райта. 1844

Дети А. С. Пушкина. Рисунок Н. И. Фризенгоф. 1841
Дети А. С. Пушкина. Рисунок Н. И. Фризенгоф. 1841

М. А. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1852
М. А. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1852

М. А. Гартунг. Фотография. 1861
М. А. Гартунг. Фотография. 1861

М. А. Гартунг. Фотография. 1863
М. А. Гартунг. Фотография. 1863

М. А. Гартунг в группе учеников и преподавателей Московского реального училища. 1916
М. А. Гартунг в группе учеников и преподавателей Московского реального училища. 1916

Александр Пушкин. Акварель Т. Райта. 1844
Александр Пушкин. Акварель Т. Райта. 1844

Александр Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1844
Александр Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1844

Александр Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1851
Александр Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1851

А. А. Пушкин. Фотография. 1860-е годы
А. А. Пушкин. Фотография. 1860-е годы

А. А. Пушкин. Фотография. 1870-е годы
А. А. Пушкин. Фотография. 1870-е годы

А. А. Пушкин. Фотография. 1880-е годы
А. А. Пушкин. Фотография. 1880-е годы

А. А. Пушкин. Портрет работы Ф. Сычкова. 1898
А. А. Пушкин. Портрет работы Ф. Сычкова. 1898

А. А. Пушкин в Святых Горах. 1899
А. А. Пушкин в Святых Горах. 1899

А. А. Пушкин. Фотография. 1900-е годы
А. А. Пушкин. Фотография. 1900-е годы

А. А. Пушкин. Фотография. 1910-е годы
А. А. Пушкин. Фотография. 1910-е годы

Гриша Пушкин. Рисунок Т. Райта. 1844
Гриша Пушкин. Рисунок Т. Райта. 1844

Григорий Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1851
Григорий Пушкин. Рисунок Н. П. Ланского. 1851

Г. А. Пушкин. Фототипия. 1890-е годы
Г. А. Пушкин. Фототипия. 1890-е годы

Г. А. Пушкин. Фотография. 1860-е годы
Г. А. Пушкин. Фотография. 1860-е годы

Г. А. и В. А. Пушкины. Фотография. 1880-1890
Г. А. и В. А. Пушкины. Фотография. 1880-1890

Н. А. Дубельт. Портрет работы И. К. Макарова. Конец 1850-х годов
Н. А. Дубельт. Портрет работы И. К. Макарова. Конец 1850-х годов

Н. А. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1852
Н. А. Пушкина. Рисунок Н. П. Ланского. 1852

Н. А. Дубельт. Фотография. 1850-е годы
Н. А. Дубельт. Фотография. 1850-е годы

Н. А. Дубельт. Фотография. 1860-е годы
Н. А. Дубельт. Фотография. 1860-е годы

Н. А. Дубельт. Фотография. 1850-е годы
Н. А. Дубельт. Фотография. 1850-е годы

Н. А. Меренберг. Фотография. 1870-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1870-е годы

Н. А. Меренберг. Фотография. 1860-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1860-е годы

Н. А. Меренберг. Фотография. 1870-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1870-е годы

Н. А. Меренберг и принц Нассауский. Фотография. 1880-е годы
Н. А. Меренберг и принц Нассауский. Фотография. 1880-е годы

Н. А. Меренберг. Фотография. 1880-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1880-е годы

Н. А. Меренберг в кругу семьи. Фотография. 1895
Н. А. Меренберг в кругу семьи. Фотография. 1895

Н. А. Меренберг. Фотография. 1890-е годы
Н. А. Меренберг. Фотография. 1890-е годы

Письменный стол  А. С. Пушкина
Письменный стол А. С. Пушкина

Чернильница с арапчонком
Чернильница с арапчонком

Конторка красного дерева
Конторка красного дерева

Рабочее кресло
Рабочее кресло

Рабочее кресло. Рисунок Л. И. Поливанова. 1880
Рабочее кресло. Рисунок Л. И. Поливанова. 1880

Настольная лампа
Настольная лампа

Нож для бумаги
Нож для бумаги

Шкатулка и колокольчик
Шкатулка и колокольчик

Гусиное перо Пушкина
Гусиное перо Пушкина

Сабля Пушкина
Сабля Пушкина

Прибор рубинового стекла
Прибор рубинового стекла

Разливательная и столовая ложки
Разливательная и столовая ложки

Курительная трубка
Курительная трубка

Джордж Байрон
Джордж Байрон

Фридрих Шиллер
Фридрих Шиллер

Е. А. Баратынский
Е. А. Баратынский

В. А. Жуковский
В. А. Жуковский

А. А. Дельвиг
А. А. Дельвиг

Ножницы Пушкина
Ножницы Пушкина

Оттиск печатки перстня-талисмана и пуговица с мундира Петра I
Оттиск печатки перстня-талисмана и пуговица с мундира Петра I

Пресс-грифон
Пресс-грифон

Сафьяновый бумажник
Сафьяновый бумажник

Трости и палка
Трости и палка

Каминные часы
Каминные часы

Перстень и кольцо
Перстень и кольцо

Серебряные часы
Серебряные часы

Золотые часы
Золотые часы

Кошельки А. С. и Н. Н. Пушкиных
Кошельки А. С. и Н. Н. Пушкиных

Бархатный жилет
Бархатный жилет

Пресс К. К. Случевского
Пресс К. К. Случевского

Ларец-подголовник
Ларец-подголовник

Щепки с места казни декабристов
Щепки с места казни декабристов

Локон волос Пушкина
Локон волос Пушкина

Кресло из Михайловского
Кресло из Михайловского

Рука с перстнем-талисманом. Рисунок поэта
Рука с перстнем-талисманом. Рисунок поэта

Источник

Семья Пушкина – одна из наиболее интересных для изучения тем, ведь род был одним из древних России. Схема родословной, упоминаемой в Государевым родословце, относится к XVI веку. Фамилия происходила от прозвища некоего Григория Пушки. Род имеет дворянский герб.
дворянский герб.
Содержание:
Предки А. С. Пушкина Родители А. С. Пушкина Дети в семье Пушкиных Семья А. С. Пушкина Потомки А. С. Пушкина Интересные факты

Предки А. С. Пушкина
Генеалогическое древо рода Пушкиных венчает имя великого поэта. Но корни уходят в средневековую Русь. В своем стихотворении, которое так и называется “Моя родословная”, А. С. Пушкин упоминает своих предков, служивших Александру Невскому и Ивану Грозному. Самый известный – прадедушка по материнской линии, Абрам Петрович Ганнибал. Биография этого человека была богатой. По происхождению он был арап, родом из Византии. Его подарили императору как некую экзотику. Арап стал любимцем Петра Великого, ему дали имя и отчество. Абрам Петрович служил при дворе: изучал инженерное дело, фортификацию. После смерти императора Ганнибал попал в опалу.

Долгое время Абрам Петрович жил в Прибалтике, где и познакомился со своей второй женой, прабабкой поэта, немкой по происхождению – Христиной-Региной фон Шеберг. Брак был удачным. Со второй женой у прадеда было 11 детей. Третий сын, Осип Абрамович – дед поэта. Он был военным, карьера складывалась удачно. А вот семейная жизнь не удалась. Женился Осип на богатой и родовитой Марии Алексеевне Пушкиной. Но что-то не заладилось, и он уехал в Михайловское, где провернул брачную аферу: женился на Устинье Толстой, объявив свою первую жену умершей. Вскоре обман раскрылся. Последовало наказание – галерные работы на Черноморском флоте. Уйдя в отставку, Осип Абрамович доживал в Михайловском, обустраивая имение. Его первая жена, Мария Алексеевна Ганнибал, посвятила себя дочери Надежде и ее семье, матери поэта.

Родители А. С. Пушкина Отца поэта звали Сергей Львович Пушкин. Он был сыном Льва Александровича Пушкина и Ольги Васильевны Чичериной. Интересно, что Чичерина была второй женой Льва Александровича. Сергей Львович обладал актерскими способностями, писал стихи. В 1817 году Сергей Львович приобщен к масонскому обществу. Еще в детстве, он был приписан к военной службе и в отставку ушел майором. Женился он на своей племяннице – Надежде Осиповне. Она была знаменитой красавицей, блистала в свете, имела хорошее образование. Супруги прожили в согласии долгие годы. Домом и семьей занималась мать – Надежда Осиповна. Муж вел светскую жизнь, в тратах был несдержан. Семье приходилось экономить.

Читайте также:  Мария захарова мид компромат

Дети в семье Пушкиных

Александр Сергеевич был старшим ребенком в семье. Всего у Надежды Осиповны и Сергея Львовича было восемь детей, но дожили до взрослого возраста только трое. Родители мало уделяли внимание воспитанию детей. Надежда Осиповна была строга с ними. Однако в семье царила творческая обстановка. Папа и мама общались со знаменитыми людьми.
Александр Сергеевич часто гостил у своей бабушки Марии Алексеевны в селе Захарово. Она учила его русскому языку. Воспитывал будущего поэта приставленный к нему дядька Козлов Никита Тимофеевич. А знаменитая няня Арина Родионовна нежно заботилась о нем, лучше чем родная мать. Значительное влияние на поэта оказал дядя – Василий Львович, который сам был талантливым стихотворцем. У поэта была сестра Ольга и братья Лев и Николай. Николай умер в детском возрасте.

Источник

Предки А. С. Пушкина

Генеалогическое древо рода Пушкиных венчает имя великого поэта. Но корни уходят в средневековую Русь. В своем стихотворении, которое так и называется “Моя родословная”, А. С. Пушкин упоминает своих предков, служивших Александру Невскому и Ивану Грозному. Самый известный – прадедушка по материнской линии, Абрам Петрович Ганнибал. Биография этого человека была богатой. По происхождению он был арап, родом из Византии. Его подарили императору как некую экзотику. Арап стал любимцем Петра Великого, ему дали имя и отчество. Абрам Петрович служил при дворе: изучал инженерное дело, фортификацию. После смерти императора Ганнибал попал в опалу.

Рис. 1. Александр Сергеевич Пушкин. Автор О. А. Кипренский

Долгое время Абрам Петрович жил в Прибалтике, где и познакомился со своей второй женой, прабабкой поэта, немкой по происхождению – Христиной-Региной фон Шеберг. Брак был удачным. Со второй женой у прадеда было 11 детей. Третий сын, Осип Абрамович – дед поэта. Он был военным, карьера складывалась удачно. А вот семейная жизнь не удалась. Женился Осип на богатой и родовитой Марии Алексеевне Пушкиной. Но что-то не заладилось, и он уехал в Михайловское, где провернул брачную аферу: женился на Устинье Толстой, объявив свою первую жену умершей. Вскоре обман раскрылся. Последовало наказание – галерные работы на Черноморском флоте. Уйдя в отставку, Осип Абрамович доживал в Михайловском, обустраивая имение. Его первая жена, Мария Алексеевна Ганнибал, посвятила себя дочери Надежде и ее семье, матери поэта.

Рис. 2. Сергей Львович Пушкин, отец поэта. Гравюра К. Гампельна

Рис. 2. Сергей Львович Пушкин, отец поэта. Гравюра К. Гампельна

Родители А. С. Пушкина

Отца поэта звали Сергей Львович Пушкин. Он был сыном Льва Александровича Пушкина и Ольги Васильевны Чичериной. Интересно, что Чичерина была второй женой Льва Александровича. Сергей Львович обладал актерскими способностями, писал стихи. В 1817 году Сергей Львович приобщен к масонскому обществу. Еще в детстве, он был приписан к военной службе и в отставку ушел майором. Женился он на своей племяннице – Надежде Осиповне. Она была знаменитой красавицей, блистала в свете, имела хорошее образование. Супруги прожили в согласии долгие годы. Домом и семьей занималась мать – Надежда Осиповна. Муж вел светскую жизнь, в тратах был несдержан. Семье приходилось экономить.

Дети в семье Пушкиных

Александр Сергеевич был старшим ребенком в семье. Всего у Надежды Осиповны и Сергея Львовича было восемь детей, но дожили до взрослого возраста только трое. Родители мало уделяли внимание воспитанию детей. Надежда Осиповна была строга с ними. Однако в семье царила творческая обстановка. Папа и мама общались со знаменитыми людьми.

Важно! В доме частыми гостями были Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский.

Александр Сергеевич часто гостил у своей бабушки Марии Алексеевны в селе Захарово. Она учила его русскому языку. Воспитывал будущего поэта приставленный к нему дядька Козлов Никита Тимофеевич. А знаменитая няня Арина Родионовна нежно заботилась о нем, лучше чем родная мать. Значительное влияние на поэта оказал дядя – Василий Львович, который сам был талантливым стихотворцем. У поэта была сестра Ольга и братья Лев и Николай. Николай умер в детском возрасте.

Читайте также:  Медведев и его жена

Рис. 3. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта. Художник Ксавье де Местр. 1800-е гг.

Рис. 3. Надежда Осиповна Пушкина, мать поэта. Художник Ксавье де Местр. 1800-е гг.

Сестра Ольга

С Ольгой Пушкин был очень дружен, он ей доверял свои тайны. Ольга Сергеевна была образованной девушкой, как и многие из Пушкиных, обладала волевым и решительным характером. В 1828 году она втайне от семьи обвенчалась с другом Александра Сергеевича – Павлищевым Николаем Ивановичем. В 1834 году у сестры родился сын. Жизнь в браке не принесла ей семейного счастья. Она долго болела, муж был постоянно в отъезде. В итоге брак распался. Ольга Сергеевна Павлищева доживала свою жизнь в одиночестве. Ее сын Лев оставил воспоминания о своем знаменитом дяде.

Брат Лев

Младший брат Лев был любимцем в семье Пушкиных. Любил его и Александр Сергеевич. Привязанность была взаимной. Лев Сергеевич служил в армии, участвовал в военной кампании 1827-1829 гг. Знакомство с передовыми офицерами привело его на Сенатскую площадь, где в 1825 году со своими требованиями против самодержавия выступили декабристы. Однако в заговоре против царя он замешан не был. Лев Сергеевич был секретарем у своего знаменитого брата, занимался его бумагами. После гибели поэта чуть было не отправился на дуэль с Дантесом.

Семья А. С. Пушкина

В 1828 году Александр Сергеевич познакомился со своей будущей женой, Натальей Гончаровой. Он долго добивался согласия на брак, на ком-то другом жениться не собирался. Главным препятствием была позиция матери Натальи. Семья Гончаровых не могла дать за невестой приданого. Пришлось Пушкину искать средства, чтобы обустроить будущую свадьбу. 18 февраля 1831 года Пушкин и Гончарова обвенчались. Молодые счастливо и беззаботно проводили дни своей семейной жизни. Проблемы начались, когда Наталью представили императору. Супруга Николая Первого приблизила юную красавицу ко двору. Начались выходы в свет. Жена Пушкина очаровала придворных, хотя отмечали, что она сдержанна и холодна.

Рис. 4. Арина Родионовна, няня Пушкина

Рис. 4. Арина Родионовна, няня Пушкина

Рождались дети, практически друг за другом: сначала Мария, затем Александр. Ну а потом последовала запутанная история с Дантесом. Биографы пытаются до сих пор разобраться в сложной ситуации, которая привела к роковому исходу семейной жизни и гибели великого поэта. Жену то называют виноватой в дуэли, то оправдывают. Наталья Николаевна страдала по погибшему мужу, но время лечит.  Спустя семь лет после смерти А. С. Пушкина судьба Натальи Николаевны резко изменилась. Она стала супругой генерала Петра Петровича Ланского. Новый муж принял на себя заботу о ней и ее детях. В браке родились еще три дочери. Из четырех детей А. С Пушкина наиболее многодетным был Александр. Его дети, внуки поэта, продолжали основную родовую ветвь. Их было 13 человек. Мария Александровна – одна из его дочерей, породнилась с потомком Н. В. Гоголя.

Потомки А. С. Пушкина

В 2009 году в Москве состоялся Первый съезд потомков поэта. Приглашалось более 200 родственников, приехали чуть больше 60. Преобладала женская линия. В основном все проживают за границей.

Рис. 5. «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу». Художник Н. Ульянов. 1936 год

Рис. 5. «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу». Художник Н. Ульянов. 1936 год

Последний потомок А. С. Пушкина по прямой мужской линии родился в 1942 году. Его зовут так же, как и великого предка – Александр. Александр Александрович живет в Бельгии. По профессии он электрик. Внешность на фото даже отдаленно не напоминает великого поэта. Но те, кто с ним общался, говорят, что характер такой же, какой был у великого предка. Женат он на своей троюродной сестре Марии Александровне.

Важно! С 1999 года они занимаются фондом Пушкина и стремятся пропагандировать творчество поэта за рубежом.

Интересные факты

  • Дочь Мария стала прототипом Анны Карениной для одноименного романа Л. Н. Толстого;
  • Старший сын Александр был награжден орденами Австрии, Италии и Черногории за участие в военной кампании в 1877-1878 гг.;
  • Младший сын Григорий обустроил в имение Михайловское “кабинет Онегина”, в котором хранился архив поэта;
  • Младшая дочь Наталья после неудачного первого замужества обрела свою любовь с германским принцем Николаем Вильгельмом Нассуаским.

Краткая биографическая справка не может раскрыть в полном объеме содержание жизненного пути представителей всех ветвей рода Пушкиных. Их судьбы отражали не только историю рода, но и историю Российского государства. В видео ниже, с которым мы также рекомендуем вам ознакомиться, больше раскрыта тема детей А. С. Пушкина.

Источник

Как выглядит «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин – знают и взрослые, и дети. Портреты Пушкина в школах имеют специально выделеннные места и гвозди.

“Портрет Пушкина”, Томас Райт, 1837. Один из последних прижизненных портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Этот портрет Пушкина пользовался огромной популярностью. Оттиски, сделанные в 1837 г., вскоре стали чрезвычайно редки.

«Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель»

– так шутливо отозвался поэт на работу английского живописца Дж. Доу, к сожалению, пушкинский портрет, нарисованный Доу, не сохранился. Пушкин с юности осознавал необычность своей внешности и трудности характера.

Автопортрет в круге на заштрихованном фоне; погрудный. Предполагаемые датировки: 1817—1818 гг. или 1820 г., или 1823 г.

«Еще в Лицее в 1814 году на французском языке он написал стихотворение-шутку «Мой портрет»:

В проказах – настоящий бес,
Лицом похож на обезьяну,
Во всем повеса из повес –
Вот Пушкин, отрицать не стану!»

Современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. Речь поэта и его живой взгляд завораживали современников. Многие современники отмечали изменчивость его облика, способность резко преображаться в зависимости от смены настроения, от душевного состояния. Об этих качествах поэта писала в своих воспоминаниях А.П.Керн: «Он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту».

Три автопортрета рядом, в прическах и костюмах эпохи Великой Французской революции:1780-х гг. (слева) и 1790-х гг. (в середине и справа). В черновиках стихотворения «Зачем ты послан был…». 1824.

Читайте также:  Михаэль шумахер последние новости фото

Но как быть нам? Есть графические и живописные портреты портреты, скульптура. Доля субъективности в них найдется обязательно: где больше, где меньше, но есть. Образ, художник изображает образ. Хорошо, если он создается с “натуры”, при жизни, а если уже много лет спустя, после смерти?

Посмертная маска Пушкина из собрания Государственного Исторического музея, 1837.

Попытки восстановить внешность Пушкина при помощи посмертной маски и портретов продолжаются по сей день и в научных кругах, и в творческих. Мы смотрим на картины и привыкаем к мысли, что именно так и выглядел поэт. И множатся заблуждения. А может и не страшно? Давайте разбираться!

Самой ценной частью иконографического наследия являются прижизненные изображения поэта. Именно они дают нам сегодня возможность увидеть, как выглядел поэт в разные периоды своей жизни, каким он хотел казаться и каким его запечатлели художники – профессионалы и дилетанты, русские и иностранцы.

1. “Пушкин-ребёнок”

Первый из известных портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру (1763 – 1852). Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает будущего поэта ещё малышом. Портрет этот, выполненный маслом на металлической доске, светловолосый малыш лет двух-трех, золотистые кудри заметно приглажены, видимо, для портрета, большие, выпуклые серо-голубые глаза серьезны и вдумчивы, очень живой и естественный образ.

Ксавье де Местр. Пушкин-ребёнок, 1802

Интересно, что об этом портрете Пушкина-ребенка более чем 150 лет никто не знал. Его передал в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве актер Всеволод Семенович Якут, прославившийся исполнением роли Пушкина в одноименном спектакле. Надежда Осиповна, мама поэта подарила миниатюру своей доброй знакомой, дочери известного врача Матвея Яковлевича Мудрова. Долгое время он хранился в семье наследников врача, пользовавшего семью Пушкина. Последняя наследница династии врачей Мудровых и передала актеру миниатюру.

2. “Пушкин – подросток”

В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старухи акварельный портрет мальчика Пушкина. Он был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении.

С.Г. Чириков. Портрет Пушкина, 1810

Эксперты признали его прижизненным портретом Пушкина, сделанным с натуры художником-любителем, предположительно учителем рисования и гувернёром в Царскосельском лицее С.Г. Чириковым. Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет лица, русые волосы и кудрявая голова» — написал он в 15 лет. Волосы его немного потемнели после перенесённого в 1819 году тифа, когда пришлось остричься наголо. «В нём ничего нет негритянского», — отмечала фрейлина А.О. Смирнова-Россет.

Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822

Е. И. Гейтман. А.С. Пушкин, 1822

Нельзя не увидеть большую схожесть этого акварельного портрета с гравюрой Егора Гейтмана (1798—1829) , приложенной к первому изданию поэмы «Кавказский пленник» 1822 г. В послесловии книги писалось: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный». Гейтман делал гравюру с рисунка, это был не рисунок Чирикова. Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К. П. Брюллова.

3. “Вершина славы”

И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.

И.Е. Вивьен де Шатобрен (1793 – 1852). Портрет А.С.Пушкина. 1826 – нач. 1827 г.

Первый портрет ( см. выше) выполнен карандашом в 1826 – начале 1827 гг. Оригинал картины находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Второй – миниатюра на костяной пластине, выполненная акварелью и гуашью. Пушкин пребывал на вершине поэтической славы, после его «триумфального возвращения» из Михайловской ссылки. На портрете Пушкин изображен в счастливый период жизни – он наконец свободен от жандармского надзора, признан императором и публикой.

4. “Классика жанра” – Тропинин

«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.).

В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

В. А. Тропинин. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

Тропинин изобразил Пушкина в три четверти, в халате, сидящим возле столика. Этот портрет домашний и романтичный. Несколько парадна только белая рубаха поэта. Халат не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека, напоминают свободную драпировку римской тоги. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его любимый «мистический» перстень.

С 1889 по 1937 год истинный портрет работы Тропинина экспонировался в Третьяковской галерее, а затем и по сей день – в Царскосельском пушкинском музее. Он стал широко известен с 1860 года, когда с него были сделаны фоторепродукции, распространившиеся по всей России.

5. “Классика жанра” – Кипренский

“Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей.” – так описывал своего Онегина Пушкин. Так можно описать и самого поэта. “Парадный” портрет Пушкина отличают длинные, холеные ногти поэта. Особенное очарование и привлекательность этого портрета ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять.

О. А. Кипренский. Александр Сергеевич Пушкин, 1827

Заказал картину ближайший друг Пушкина, поэт Антон Дельвиг. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. На полотне Пушкин изображен настоящим щеголем. Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма картины достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких темных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. Может Пушкин позируя сочинял? Самому Пушкину это?