Франко корелли биография личная жизнь

Франко корелли биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Корелли.

Франко Корелли (итал. Franco Corelli, полное имя Дарио Франко Корелли; 8 апреля 1921, Анкона, Италия — 29 октября 2003, Милан, Италия) — итальянский оперный певец (тенор).

Биография[править | править код]

Родился в семье, два предыдущих поколения которой дали несколько певцов-полупрофессионалов (в частности, два дяди Корелли пели в хоре оперного театра в Анконе). После учёбы в школе и прохождения военной службы поступил в Болонский университет, чтобы получить специальность инженера-кораблестроителя, однако затем изменил своё решение и поступил на вокальное отделение Консерватории Пезаро. Непродолжительное обучение в консерватории в 1946—1947 гг. у Умберто Макне закончилось отчислением Корелли, который так и не перебрался в Пезаро, время от времени приезжая для занятий из Анконы. После этого он недолгое время учился в Анконе частным образом, в дальнейшем же предпочёл самостоятельные занятия, ориентируясь на педагогические принципы Артуро Мелокки, продуктивность которых в глазах Корелли доказывалась успехом его ученика Марио дель Монако.

Дебютировал в 1951 году в Сполето (партия Хозе). На фестивале «Флорентийский музыкальный май» в 1953 году пел партию Пьера Безухова в европейской премьере «Войны и мира» С. Прокофьева. 2 июля 1953 года исполнил партию Канио в опере Р. Леонкавалло «Паяцы» на сцене римского театра Термы Каракаллы. Вместе с ним выступали Клара Петрелла и Альдо Протти. Всё оставшееся лето он пел в «Кармен» в Больцано, Энне и Неаполе, а в сентябре вернулся в Сполето, чтобы снова выступить в «Паяцах». С 1954 года — в труппе «Ла Скала» (дебют в партии Лициния в «Весталке» Спонтини), среди лучших ролей в этом театре также Гуальтьеро в «Пирате» В. Беллини (1958), Полиевкт в одноимённой опере Г. Доницетти (1960), Рауль в «Гугенотах» Дж. Мейербера (1962).

С 1957 года пел на сцене театра «Ковент Гарден» (дебют в партии Каварадосси), с 1961-го — в Метрополитен-опере (дебют в партии Манрико).

Последний спектакль с его участием прошёл в 1976 году, это была опера «Богема» в Торре-дель-Лаго. Окончательное прощание со сценой состоялось в ноябре 1981 года в Стокгольме, по случаю концерта в честь Биргит Нильссон. В 1982 году был сделан фильм о его карьере, используя многочисленные записи.

В его родном городе Анкона, в сотрудничестве с местным театром Муз, был организован вокальный конкурс, где Франко Корелли являлся президентом. Обладая сдержанным и добрым характером, он никогда не хвастался своими выдающимися качествами и, говоря о себе, в большинстве случаев ограничивался заявлениями, что просто счастлив.

Он умер в Милане в 2003 году в результате инсульта. После кремации прах Франко Корелли был помещён на монументальное кладбище Милана.

Личная жизнь[править | править код]

Франко Корелли был женат на Лоретте, дочери известного по тем временам баса Умберто Ди Лелио. О детях в браке практически ничего не известно, известно только, что с Лореттой они прожили вместе до смерти Франко. Он умер осенью от осложнений инсульта, который случился в начале года.

Литература[править | править код]

  • Булыгин А. К. Принц в стране чудес. Франко Корелли. М.: Аграф, 2003.

Ссылки[править | править код]

  • О творчестве Франко Корелли
  • Джулио Фаббри о Франко Корелли. Журнал «Кругозор» (№ 8, 1964)

Источник

Эксперт + Котовод со стажем

302

4 подписчика

Спросить

19 мая 2019

«Принц теноров» Франко Корелли отличался необыкновенно красивым голосом, работоспособностью и эффектной внешностью. Его жизнь была наполнена музыкой, феноменальной славой и обожанием поклонников, но абсолютно лишена скандалов и интриг, которые часто сопутствуют творческим личностям.

Дарио Франко Корелли родился в 1921 году в итальянском городке Анкон. Семья мальчика была очень музыкальной: дед будущего певца пел в опере и имел неплохой драматический тенор. Старшему брату Альдо тоже повезло с голосом: у него оказался красивый баритон, из-за которого молодой человек оставил учебу и тоже поступил на сцену. Прекрасно пели и оба дяди Франко. В такой атмосфере оставаться равнодушным к музыке было невозможно.

Несмотря на обилие певцов в родне и явный талант к музыке, сам Франко мечтал о совсем другой карьере. Он хотел стать моряком, повторив путь отца. Закончив школу, молодой человек поступил в Болонский университет на факультет корабельной инженерии. Учеба шла вполне успешно, но от судьбы уйти не удалось – неожиданно для себя Франко принял участие в музыкальном конкурсе. Призового места ему не досталось, но атмосфера музыки и очарование сцены подействовали магическим образом. Несостоявшийся инженер бросил занятия и поступил в консерваторию Пезаро. Мечта стала иной: Франко решил стать оперным певцом.

С первой трудностью он столкнулся вскоре после начала занятий. У молодого человека был очень необычный голос: глубокий, драматический, с широким диапазоном. Начинающий певец никак не мог решить, выступать ему в качестве тенора или баритона. В тоге он выбрал первое – тенора всегда находились на вершине музыкальной иерархии, особенно в Италии с ее традициями бельканто. Однако певческая карьера началась не слишком удачно: молодой человек не переехал в Пезаро, бывал в консерватории эпизодически и через пару лет был отчислен. Он начал брать частные уроки, шлифуя голос, доставшийся от природы.  

Читайте также:  Биография алины кабаевой личная жизнь

Толчком для карьеры стал музыкальный конкурс, состоявшийся во Флоренции. Усилия Франко увенчались успехом – он стал победителем. На конкурсе состоялась и судьбоносная встреча: молодого певца заметил директор Римской оперы и пригласил его выступить на прославленной сцене. Дебютом для Корелли стала партия Хозе в опере «Кармен». Успех был бешеным, стало понятно – родилась новая звезда, а основные победы и достижения еще впереди.

По мнению критиков, Франко был просто обречен на бешеную популярность. У него был очень красивый и сильный голос, сочетающийся с феноменальной работоспособностью и тончайшим музыкальным чутьем. Еще один беспроигрышный козырь, необходимый успешному оперному певцу: невероятно привлекательная внешность. Корелли выглядел как настоящая звезда кино: высокий, стройный, с безупречно правильными чертами и неотразимым обаянием. Он пользовался невероятной популярностью у женщин, рассказывают, что во время спектаклей и концертов восторженные поклонницы бросали к ногам певца не только букеты цветов, но и собственные драгоценности.

В 1954 году состоялся еще один триумф: Корелли пригласили выступить в «Ла Скала». Это мечта любого оперного певца, к тому же его партнершей по сцене была великая Мария Каллас. Предполагалось, что именно она станет героиней вечера, но на этом выступлении публика видела только Корелли. После единственного выступления он стал звездой «Ла Скала». Его одинаково любили обычные зрители и искушенные ценители оперного искусства. Критики тоже были благосклонны к Корелли, хотя и позволяли себе небольшие нападки, называя его дилетантом и самоучкой. Однако такие мелочи не расстраивали певца, ведь его мечта сбылась. Франко в одночасье стал одним из самых желанных исполнителей, которого с нетерпением ждали лучшие сцены мира.

В 1961 году Корелли дебютировал на сцене «Метрополитен Опера». Здесь он будет петь целых 15 лет, получив почетное звание «Принца теноров» (королем, разумеется, называли непревзойденного Энрико Карузо). Певец блистал в «Тоске», «Кармен», «Доне Карлосе», «Богеме», «Эрнани». Франко много гастролировал, выступая на лучших оперных сценах Парижа, Вероны, Флоренции, Пармы, Вены и Лиссабона.

В конце 70-х знаменитый певец принял решение уйти со сцены в зените славы. Он занялся преподавательской деятельностью, но несколько раз выступил в концертах, собирая полные залы. Франко очень строго относился к себе, выступая самым суровым критиком собственного творчества. После ухода со сцены он не жалел о славе и поклонниках, единственное, что угнетало – невозможность петь так же прекрасно, как раньше.

О личной жизни самого красивого тенора известно немного. Имеется всего одна официальная биография, но в основном она повествует о творческом пути, музыке, пении – о том, что всегда было для Корелли самым главным. Несмотря на успех, богатство и необыкновенно красивую внешность, Франко не стал разбивателем сердец. Поклонницы влюблялись в певца десятками, но он не баловал их своим вниманием.

Корелли женился на девушке из привычного и знакомого оперного мира. Сама она не выступала, но происходила из музыкальной семьи: отцом Лоретты был известный оперный бас Умберто Ди Лелио. Брак оказался очень гармоничным, супруги прожили вместе до самой смерти Франко в 2003 году. Причиной кончины певца стали тяжелые последствия инсульта, на момент смерти ему было 82 года. О детях Корелли ничего не известно, официальных наследников он не оставил.     

Источник

Франко Корелли (Franco Corelli, полное имя – Dario Franco Corelli) — одна из оперных легенд двадцатого века. Одного его имени было достаточно, чтобы заполнить оперные театры или вызвать бурный энтузиазм публики. Он был подлинным, настоящим носителем того типа голоса, что принято называть “героическим” тенором, отличаясь при этом красотой и эффектной внешностью настоящего сценического героя. Его интерпретации ролей Ромео, Радамеса и Хозе остаются непревзойденными. Герберт фон Караян, говоря о Франко Корелли, однажды выразился так: “Голос героической силы и необычайной красоты, исполненный мрачной чувственности и таинственной грусти, но прежде всего голос грома и молнии, огня и крови…”

Рассказать биографию этого легендарного тенора – задача не из легких. Имя Франко Корелли всегда было окружено ореолом из всевозможных мифов, далеко не всегда соответствовавших действительности. Он и сам во многом этому способствовал, – открытый, великодушный и щедрый по отношению к друзьям, певец ревниво охранял свою частную жизнь от непрошенных вторжений и расспросов все годы, что был знаменитостью.

Возьмем для начала хотя бы то, с чего начинаются все биографии – дату рождения. По более или менее официальной версии Корелли родился 8 апреля 1921 года в Анконе, Италия. Впрочем город никогда ни у кого не вызывал сомнений, но в качестве дня рождения неоднократно называют 23 августа 1923.

Читайте также:  Elvira t биография личная жизнь

Семья его была весьма музыкальной – несмотря на то, что родители Франко прямого отношения к музыке не имели, его дед Аугусто по отцовской линии был довольно успешным оперным тенором. Старший брат Альдо даже забросил учебу и пел баритоном в опере, а два его дядюшки пели в хоре театра Delle Muse в Анконе. Сам же юный Дарио Франко грезил морем и мечтал стать моряком, как и его отец-кораблестроитель; учиться он отправился в Университет Болоньи (University of Bologna), изучая морскую инженерию. Его друг, певец-любитель, вовлек Дарио в участие в музыкальном конкурсе. Победа досталась тогда не ему, однако судьи разглядели в молодом человеке искру таланта и убедили его не бросать попыток петь. Советы друзей, наследственная предначертанность и любовь к музыке и пению взяли верх, и Дарио, оставив морскую инженерию, поступил в Консерваторию Пезаро (Pesaro Conservatory of Music) для обучения оперному пению.

В консерватории Дарио обучался у Риты Павони, но остался недовольным, чуть было не сорвав себе голос, лишившись верхних нот. Тогда он решил, что ему необходимо самообразование, чем он активно и занялся. Он собрал записи своих великих предшественников – Энрико Карузо, Бенджамина Джильи, Джакомо Лаури-Вольпи, Аурелиано Пертилье, – и начал учиться сам, периодически прибегая к советам своих бывших одноклассников. Через некоторое время не очень успешных начинаний он узнал от своего друга Карло Скаравелли, учившегося у Артуро Мелокки, о новой технике пения, которая состояла главным образом в том, чтобы при пении гортань оставалась в как можно более низком положении. Артуро Мелокка имел репутацию “разрушителя голосов”, самым известным учеником его был Марио Дель Монако. Корелли внимательно принялся изучать записи и технику Дель Монако, начав с простой имитации его пения. Эта техника заинтересовала его, несмотря на то, что голосовые связки подвергались чрезмерному напряжению. Корелли смог приспособить ее для себя, выработав технику «плавающей гортани», что позволило ему сделать звучание своего голоса менее одноцветным, чем у Дель Монако и петь “mezza voce” и свои легендарные “diminuendo” на высоких нотах.

В 1951 году Корелли повезло выиграть конкурс вокалистов во Флоренции – Maggio Musicale Fiorentino. Сам директор Римской оперы (Rome Opera) услышал тогда Корелли и предложил молодому музыканту спеть в знаменитом театре Spoleto. В 1951 году Франко Корелли дебютировал в роли Хозе в опере “Кармен” (роль Кармен пела Лючия Даниеле). Дебют оказался по-настоящему успешным, Корелли тут же провозгласили (причём, совершенно справедливо!) тенором с необычайным голосом, полным силы и блеска. Но импресарио не заспешили к нему с контрактами: пришлось ещё долго убеждать дирекцию Римской оперы, чтобы она ангажировала “неизвестного тенора”. Тридцать первого декабря 1952 года он спел Ромео в “Джульетте и Ромео” Р. Дзандонаи с Мерчедес Фортунати; за дирижёрским пультом стоял его друг и наставник, маэстро Дзино. Три спектакля собрали необычайный урожай хвалебной критики.

9 апреля 1953 Корелли впервые поет с Марией Каллас. Это была “Норма” В. Беллини в Римской опере. Спектакль имел грандиозный успех как у публики, так и у критиков. Пути и роли двух ярчайших звёзд оперной сцены – Корелли и Каллас – будут постоянно переплетаться на протяжении всей их творческой жизни. Они вместе пели в “Аиде”, “Тоске”, “Норме”, “Весталке”, “Федоре”, “Пиратах” и “Полиевкте”, – в Риме, в Милане, в Париже. В жизни они также были друзьями. Каллас восхищалась Корелли, Франко поддерживал её в трудные моменты сценической жизни.

Франко Корелли и Мария Каллас.
M. Callas (Tosca) and F. Corelli (Cavaradossi) from “Tosca” by G. Puccini. New York, 1965.
В 1954 году Корелли дебютировал в Ла Скала (La Scala) – он открывал сезон в опере Спонтини “Весталка”, вместе с Марией Каллас. Кстати, публика устроила тогда овацию возвращавшейся на сцену после перерыва Марии еще в фойе театра, однако позже стало очевидно, что истинным героем вечера стал все-таки Корелли. Вообще, говорили, что Корелли буквально ворвался на оперный олимп Италии, став ведущим тенором театра Ла Скала.
В роли Хозе (“Кармен” Ж. Бизе). 1956.
Последующие годы стали для певца периодом постоянного триумфа. Его очень тепло принимала публика. Франко стал одним из самых желанных гостей на всех ведущих оперных сценах мира, исполнив все основные лирические партии оперного репертуара. Его партнершами на сцене были самые знаменитые певицы того времени – Мария Каллас, Рената Тебальди и Биргит Нильсон. Чтобы освободить театр после его выступлений, организаторам часто приходилось гасить в зале свет, поскольку восторженная публика не прекращала рукоплескать артисту.
В роли Радамеса (“Аида” Дж.Верди).
Позже его назвали Золотым голосом эпохи “бельканто”.
“Vesti la giubba”, from “I Pagliacci” by Leoncavallo. 1960.
“O Lola Ch’ai Di Latti La Cammisa” from “Cavalleria Rusticana” by P. Mascagni.
“Celeste Aida”, from “Aida”, Act I, by Giuseppe Verdi.
За свою насыщенную творческую жизнь Франко Корелли исполнил 39 оперных партий. Среди наиболее часто исполнявшихся с самого начала творческого пути и горячо любимая самим Франко – партия Хозе в “Кармен” Ж. Бизе.
“Carmen”, Act I: “Parle-moi de ma mère!”. Franco Corelli & Mirella Freni (1964?).
Франко Корелли, благодаря его внешним данным (которым могли бы позавидовать звёзды кинематографа) в сочетании с уникальным талантом, часто с удовольствием приглашали в оперные экранизации. Первым фильмом-оперой с участием Корелли стали “Паяцы”, записанные для итальянского ТВ в 1954 году. Затем последовали две “Тоски” – одна за другой. Первый спектакль (1955) был снят в черно-белом варианте, но играли там оперные артисты. В следующей – цветной – экранизации (1956) из оперных артистов остался только Корелли, а его партнёрами были просто артисты. Роль Тоски играла Франка Дюваль (голос – Марии Канилья).

Читайте также:  Маша город 312 биография личная жизнь

В 1961 году состоялся его дебют в Метрополитен-опера, и многие последующие годы Франко Корелли были связаны с этим театром – он пел там с 1961 по 1976 год. Его голос сравнивали с голосом блистательного Энрико Карузо, при этом Корелли получил титул Принца теноров, в то время как Карузо считался Королем теноров. При всем этом Франко был настоящим красавцем, его очарование, сила эмоций и накал чувств не оставляли равнодушных – Корелли был попросту непревзойденным.

“Quale d’armi fragor…Ah, si, ben mio…Di quella pira” from “Il Trovatore” by Giuseppe Verdi. Leonora – Gabriella Tucci. 1965.
“Come un bel dì di maggio” from “Andrea Chénier” by U. Giordano.
В годы выступлений на сцене Корелли был очень похож на принца. И внешне, и по тому особому статусу, который занимал среди коллег. Не случайно именно принц — главный герой оперы Джакомо Пуччини «Турандот» — по праву считается одной из лучших партий Франко. По сюжету этой оперы, принц Калаф, рискуя жизнью, отгадывает загадки неприступной принцессы и побеждает. Однако, достигнув всего, о чем можно мечтать, он внезапно отказывается от завоеванного счастья и предлагает дочери могущественного Альтоума свой вопрос, вызывающий смятение и растерянность в императорском дворце.

Если говорить о творчестве Франко Корелли, то и в образе принца из «Турандот», и в самом сюжете можно увидеть особое, символическое значение. Как и Калаф, влекомый тягой к абсолютному совершенству, воплощенному для него в образе принцессы, Корелли был также одержим одной идеей — идеей совершенного вокала. Отвечая на вопрос итальянского музыкального критика Джанкарло Ландини, что такое Корелли и его голос, сам певец сказал: “Это история завоевания, долгого и ежедневного. Постоянная работа с целью получить финальный продукт из материала, который дала мне природа”. Несмотря на многие преграды: отсутствие полноценного музыкального образования, довольно позднее по сравнению с другими певцами начало артистической карьеры, наличие могущественного соперника в лице Марио Дель Монако, — Корелли, как и герой оперы Пуччини, достиг своей цели. Он проник в сокровенные тайны вокального мастерства и завоевал исключительное положение в мире оперы. Но, став победителем, — опять же, как его любимый принц Калаф, — певец предложил свои загадки, ответ на которые знает только он сам.

В роли Калафа (опера “Турандот” Дж. Пуччини).
Не вполне понятны и причины, по которым Франко в какой-то момент ограничил свой репертуар до, в общем, небольшого числа партий, так и не выступив в тех, которые, казалось, прекрасно подходили для его голоса (например, в роли Отелло). Загадочен и внезапный уход Корелли со сцены в момент, когда он еще находился в прекрасной вокальной форме и был признан лучшим (spinto) лирико-драматическим тенором мира. После ухода с сцены во второй половине 70-х Корелли преподавал вокал; впрочем, в 1980-м и 1981-м он дал несколько концертов. В одном из интервью Франко сказал по поводу своего ухода: “Я не тоскую по тому постоянному давлению, которое я испытывал в течение моей карьеры, но я тоскую по радости пения”.

Франко Корелли был женат на дочке известного по тем временам баса Умберто Ди Лелио – Лоретте. О детях практически ничего не известно, но было известно то, что прожили они вместе с Лореттой до смерти Франко. Он умер в Милане, 29 октября 2003 года, в возрасте 82-х лет, от осложнений после перенесенного в начале года инсульта. Великий тенор был похоронен в Милане в Cimitero Monumentale.

Известно, что сам Франко Корелли очень строго относился к своему творчеству: “Публика требует от тебя каждый раз все больше и больше, и если ты в один прекрасный вечер не сможешь ей этого дать, тебя спросят – почему?”.

Выпуск программы “Абсолютный слух”, посвященный творчеству Франко Корелли:
Интервью с Франко Корелли

Источники: facecollection.ru; musbooks.ru; ru.m.wikipedia.org.

Источник