Франсис гойя биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2020; проверки требуют 9 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гойя.
Франсис Гойя (фр. Francis Goya; имя при рождении Франсуа́ Вейе́р (фр. François Weyer); р. 16 мая 1946, Льеж, Бельгия) – бельгийский гитарист и композитор.
Биография[править | править код]
Родившись в семье музыкантов, он впервые взял в руки гитару в возрасте 12 лет. В 16 лет Франсис Гойя организовал свою первую группу (Les Jivaros) вместе со своим братом-ударником и несколькими друзьями. В 1966 году он знакомится с певцом Лу (Lou), который присоединяется к рок-группе Франсиса «The Liberty Six» (Лу позднее продюсировал исполнителя Plastic Bertrand и написал для него песню «Ça plane pour moi», которая приобрела мировой успех). В 1970 году Франсис Гойю приглашают в профессиональную группу J J Band, играющую музыку соул, с которой он записывает два альбома, продюсером второго альбома является Брайан Беннет (Brian Bennet), ударник группы The Shadows. Эта пластинка записывается в Лондоне для компании CBS. Благодаря J J Band Франсис Гойя принимает участие в турне по Европе и Африке. Также он становится студийным гитаристом и играет на сцене с такими разными исполнителями, как Демис Руссос, The Three Degrees, Вики Леандрос и другими.
«Ностальгия» («Nostalgia»)[править | править код]
В 1975 он записывает свою первую сольную пластинку «Nostalgia», которая быстро поднялась на верхние строчки хит-парадов. «Nostalgia» – это нежная и романтическая мелодия, написанная Франсисом Гойей и его отцом. Именно она послужила началом его международной карьеры. Франсис Гойя ездит в турне по всему миру: от Азии до Латинской Америки, Южной Африки, СССР и т. д. Между турами он записывает как минимум по одному новому альбому, количество которых в итоге достигает 35 грампластинок и компакт-дисков, большей части из них присваивается золотой или платиновый статус. На сегодняшний день Франсис Гойя продал более 28 миллионов своих альбомов по всему миру – ситуация довольно редкая для инструментальной музыки. В 1991 году Франсис Гойя дирижирует оркестром в выступлении Люксембурга на Евровидении в Риме, а в 1993 году – в Ирландии.
Латиноамериканское влияние[править | править код]
Всегда восхищаясь латиноамериканской музыкой, Франсис Гойя в 1991 году решает записать параллельно с инструментальной музыкой компакт-диск бразильских песен («Bahia Lady»). Тембр его голоса и пылкость его гитарного исполнения явили собой прекрасное сочетание, которое понравилось публике. Он решает продолжить данное направление и в 1992 и 1993 годах записывает два новых альбома в этом же стиле («Noche Latino» и «Festival Latino»). 1994 год становится годом возвращения к истокам и записи нового инструментального диска, а также годом турне в Голландии, где было дано около пятидесяти концертов. В 1996 записывается новый альбом («Gondwana») с музыкой в стиле нью-эйдж. В 1998 году Франсис Гойя записывает прекрасные песни Жака Бреля (Jacques Brel), которые выходят на CD и получают распространение по всей Европе. Затем записывается совместный альбом с Ричардом Клайдерманом.
Ветер с Востока[править | править код]
В 1981 году Гойя стал первым артистом «лёгкого жанра», выступившим вместе с оркестром Большого театра, под аккомпанемент русских народных инструментов и мужского хора[1]. Русские мотивы Гойе удаются как нельзя лучше, о чём свидетельствует прекрасный альбом «Moscow Nights». В этот альбом с воздушными куполами собора Василия Блаженного на обложке вошли в основном обработки народных песен – «Калинка», «Две гитары», «Очи чёрные» и необыкновенные интерпретации «Подмосковных вечеров» Соловьева-Седого и «Дорогой длинною» Раскина.
Альбом «Moscow Nights», записанный в Москве, издаётся в 1981 году во всех республиках Советского Союза, где пользуется широкой популярностью, что позволило Франсису Гойе стать западноевропейской звездой в Восточной Европе.
Март 2001 года, первые концерты в Эстонии[править | править код]
Фрэнсис Гойя играет в Брюсселе в 2005 году
Через двадцать лет после успеха в Восточной Европе Франсису Гойе было предложено дать концерт в Эстонии, в Таллиннской филармонии, в сопровождении камерного оркестра в концертном зале филармонии, под руководством Жана-Люка Дриона (Jean-Luc Drion), пианиста и дирижёра, с которым Франсиса Гойю связывает дружба на протяжении 30 лет.
Этот первый концерт был настолько успешен, что Франсис Гойя был вынужден увеличить время своего пребывания в Эстонии и дать второй концерт на следующий день в том же концертном зале филармонии. После такого первого опыта в Эстонии Франсис Гойя решил записать инструментальный альбом, включающий произведения, написанные известным эстонским композитором Раймондом Валгре.
Этот альбом также принёс ему огромную популярность в Эстонии. Ко всему прочему, российский альбом «A Tribute To Alexandra Pakhmutova», записанный в Санкт-Петербурге, получил широкое распространение в Корее, на Тайване и в Китае.
Благодаря своей популярности Франсис Гойя совершает регулярные турне по всему миру, а публика каждому его концерту оказывает исключительный приём:
- 2004, март – концерт в Джакарте (Индонезия)
- 2004, апрель – концерты в Санкт-Петербурге (Россия)
- 2005, октябрь – Дворец изящных искусств (Palais des Beaux Arts) в Брюсселе (Бельгия)
- 2006, март – концерт в зале Филармонии Санкт-Петербурга (Россия)
- 2006, апрель – концерт в Abbaye de Forest в Брюсселе (Бельгия)
- 2006, май – турне из трех концертов в Польше: Познань, Краков и Варшава
- 2006, май – участие в фестивале в Брен-л’Аллё (Бельгия). Et si on se faisait plaisir
- 2006, июнь – запись альбома, задуманного специально для Китая
- 2006, сентябрь – концерт в церкви Сен-Этьен (l’Église St Étienne) в Брен-л’Аллё
- 2006, ноябрь – гранд-турне по странам Балтии
- 2006, декабрь – концерт в Джакарте и Сингапуре. Концерт в концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге (Россия).
- 2007, март – концерты в Таллинне (Эстония), Вильнюсе (Литва), Риге (Латвия), Vameira, Тарту (Эстония), Пярну (Эстония)
- 2007, апрель – большой концерт в Москве
- 2007, май – гала-концерт в Камбодже в пользу гуманитарных организаций (Lions Club)
- 2007, май – концерт на фестивале «Мир гитары» в Калуге (Россия)
- 2007, сентябрь – концерт в Ватерлоо (Бельгия)
- 2007, октябрь – концерт в пользу Благотворительного онкологического фонда Сен-Мишель в Нивеле (Бельгия)
- 2008, февраль – гранд-турне по Южной Африке
- 2017, март – концерт в Большом Кремлевском дворце, Москва
В 2006 году рэпер Баста Раймс воспроизвёл отрывок из старой композиции Франсиса Гойи «Faded Lady», который стал № 1 в топ-100 в США под названием «New York Shit» (альбом «The Big Bang»).
В 2003 году группа Safri Duo в композиции «Fallin’ High» использовала отрывок из композиции «Tonight’s the Night», написанной Франсисом Гойей в 1976 году для «The S.S.O. Orchestra».
В январе 2008 года Франсис Гойя со своей семьёй решает переехать в Марракеш (Марокко) и продолжает давать гала-концерты в Канаде, Южной Африке, России, Эстонии.
В 2010 году Франсис Гойя открывает свою первую музыкальную школу «Ateliers Art et Musique» (Художественная и музыкальная студия) в Марракеше.
В 2011 году он создает Фонд Франсиса Гойи для культурного развития марокканских детей и подростков из неблагополучных районов при поддержке Посла Бельгии в Марокко, Консула Бельгии в Марокко и высокопоставленных чиновников Марокканского государства.
На 2012 год запланировано большое турне по основным городам стран Балтии и России.
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
«Atelier Art et Musique» (Художественная и музыкальная студия) в Марракеше (Марокко)[править | править код]
При инициативе Франсиса Гойи и его дочери Валерии и Сандрин, которая также работает в Фонде, школа-студия «Atelier Art et Musique Francis Goya» была создана 8 марта 2010 года. Благодаря моральной поддержке Консульства Бельгии, префектуры Марракеша и партнёрству с Yamaha, стало возможно начать занятия по инструментальным и вокальным дисциплинам. Atelier Art & Musique Francis Goya ориентирована на всех, от новичков до состоявшихся музыкантов, и на всё, от музыкального развития до сольфеджио, включая многочисленные занятия по игре на гитаре, пианино, скрипке, уроки танцев и пения.
Фонд Франсиса Гойи[править | править код]
Франсис Гойя на протяжении нескольких лет оказывал помощь детским домам и средним школам в Камбодже, департаменту неотложной педиатрии больницы королевы Фабиолы в Бельгии, Онкологическому фонду Сен-Мишель в Брюсселе. После поездки в Марокко он решил организовать фонд, целью которого стало бы открытие новых талантов среди детей и подростков из неблагополучных районов, помощь им в развитии их музыкальных талантов. Фонд организует бесплатные концерты для того, чтобы собрать средства на покупку музыкальных инструментов и финансировать уроки пения и танцев для детей.
Издания в СССР и России[править | править код]
В 1980 году советской фирмой “Мелодия” была выпущена долгоиграющая пластинка с записями музыки в исполнении Франсиса Гойи:
“Франсис Гойя. Гитара”.
Музыка Гойи пользовалась популярностью в СССР и России.
В 1990-е годы выходили диски с произведениями Ф. Гойи.
В мае 2002 года музыкант представил в Санкт-Петербурге свой новый альбом с музыкой Александры Пахмутовой.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт (англ.)
- Биография
- Художественная и музыкальная студия (фр.)
Источник
Natali3333
Эксперт + домашний мастер + психолог + экономист
6745
44 подписчика
Спросить
7 августа 2020
Профессиональную карьеру бельгийский гитарист и композитор Франсис Гойя начинал в рок-группе. Всемирную же известность принесло музыканту посвященное отцу произведение, вошедшее в дебютный альбом. Признанный лучшим рок- и джаз-гитаристом своего времени артист записал 35 дисков, большая часть которых получила статусы золотых и платиновых.
Заинтересовался гитарой Франсуа Вейер в 13 лет. Играть же он начал с шестнадцати в основанной им с братом рок-группе «The Jivaros».
Биография будущей знаменитости началась в 1946 году. Мальчик появился на свет в городе Льеже 16 мая в семье музыкантов. На гитаре паренек научился играть в 13, с 16-и он выступал с друзьями и братом в музыкальной группе, исполнявшей соул. В 1966 в связи с приходом в команду вокалиста Лу Деприком ансамбль сменил название на «Les Liberty Six».
Участником группы «The J.J.Band» Вейер стал в 1970. С ней он совершил несколько турне по разным странам и записал альбомы. Спустя пять лет, в 1975, Франсуа принял решение начать сольную карьеру под именем Франсиса (Фрэнсиса) Гойи.
Запись дисков дебютант начал с группой «Плюс». Первая же вещь, «Ностальгия», которую гитарист посвятил отцу, превратилась в мировой хит, принесший создателю признание, «золотые» и «платиновые» диски.
Свои концерты Гойя дает с восьмидесятых. Он превратился в известнейшего рок и джазового гитариста своего времени. В перерывах между концертами исполнитель записывал альбомы, как минимум, по сборнику между турами. Один из немногих исполнителей инструментальной музыки поставил своеобразный рекорд: его диски разошлись в количестве 28 миллионов копий во всем мире.
Вместе с оркестром Большого театра музыкант первым из артистов легкого жанра выступал на российской сцене в 1981, сопровождаемый оркестром русских народных инструментов и мужским хором. Итогом стал сборник «Moscow Nights». В него вошли сделанные маэстро непривычные аранжировки нескольких российских популярных песен.
Увлекающийся латиноамериканской музыкой автор и исполнитель в 1991 представил альбом «Bahia Lady» с бразильскими мотивами. С боливийской певицей Карминой за два года он записал продолжившие страстное направление сборники «Festival Latino» и «Noche Latino». Одновременно Гойя руководил оркестром Люксембурга на «Евровидении» в Италии. В 1993 он как дирижер предстал на «Евровидении» с оркестром Ирландии.
В 1994 состоялось гастрольное турне по Голландии. В 1996 был записан нью-эйдж альбом «Gondwana». Спустя пару лет инструменталист выпустил сборник песен Жака Бреля, завоевавший популярность в Европе. Результатом сотрудничества с Ричардом Клайдерманом стал очередной успешный сборник.
Новый сборник поклонникам представили в 2000. С филармоническим камерным оркестром в следующем году маэстро совершил гастроли по Эстонии. В память о них он записал диск с произведениями величайшего композитора этой страны Раймонда Вальгре.
В 2002 состоялась презентация альбома с аранжировками Александры Пахмутовой, любимого автора исполнителя. Представление прошло в Санкт-Петербурге. Особое признание получили записи в странах Азии. Спустя пять лет снова прошли гастроли по России.
На протяжении десяти лет музыкант постоянно в гастрольных поездках. Он, словно волшебник комбинирует различные стили, создавая ни на что непохожие авторские произведения, особенно предпочитая сочетания классики латиноамериканских мелодий.
Маэстро занимается благотворительностью. Им основана художественная и музыкальная школа «Ateliers Art et Musique» в Марракеше, где с 2008 живет с семьей виртуоз, в 2010. Ориентировано учреждение на всех, от новичков до профессионалов. Спустя год основан Фонд Франсиса Гойи для поиска талантов и развития детей из неблагополучных районов страны.
В Фонде трудится дочь музыканта, Валерия. Организация отвечает за концерты для закупки музыкальных инструментов и финансирования уроков по творческим дисциплинам для детей.
Источники:
- Франсис Гойя
- Биография Francis Goya (Франси́с Гойя)
- Гитарист Франсис Гойя
Источник
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes, 30 марта 1746, Фуэндетодес, близ Сарагосы – 16 апреля 1828, Бордо) – великий испанский художник и гравёр. Один из самых ярких мастеров романтического направления и искусстве.
Особенности живописи и графики Франсиско Гойи. Творчество Гойи сложно и глубоко противоречиво. Его экспрессивная манера, изображение разнообразных проявлений зла, насилия, образы несправедливости и страданий, несмотря на очевидную гротескность подачи, отражали реальные переживания лучшей части испанской национальной элиты, не способной вначале осуществить так необходимые Испании демократические преобразования, а затем – отстоять страну в период французской оккупации. Образы на картинах мастера часто аллегоричны и архетипичны: они опираются на глубочайшие слои народного сознания, используют народные сказания и легенды. Работам Франсиско Гойи нередко присущи отчаяние, разочарование, возможно, временами даже неверие, но иногда – и острое чувство радости жизни. В творчестве, как и в жизни, художник руководствовался высокими гуманистическими принципами. Помимо живописи, Франсиско Гойя достиг невиданных высот в графике, соединяющие техники офорта и акватинты (для этого художник покрывает металлическую пластину кислотоупорным лаком и процарапывает иглой в слое высохшего лака рисунок; следующий этап – погружение пластины в азотную кислоту; места, процарапанные иглой, протравливают кислотой, после чего заполняются краской и оттискиваются на бумагу на специальном станке).
Известные картины Франсиско Гойи: «Обнажённая Маха», «Король Испании Карл IV и его семья», «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде», «Похороны сардинки», «Сатурн, пожирающий своих детей», «Молочница из Бордо».
Мы произносим «Гойя», и перед глазами немедленно возникает «Обнажённая Маха». Он создал примерно 500 картин, 300 гравюр и тысячу рисунков, но в первый момент непременно вспоминают – её. Полулежащую, с призывным взглядом и слегка искажёнными пропорциями. Это как Леонардо и «Джоконда» – невозможно мысленно разделить их, и самые проницательные видят в «Джоконде» автопортрет. Или как Флобер, утверждавший: «Госпожа Бовари – это я!» Связь Гойи и его «Махи» – того же порядка, и мы попробуем объяснить, почему. Маха – это ведь отнюдь не имя. Махами называли девушек из испанских социальных низов, весёлых, легкомысленных и витальных (1, 2). Жадных до музыки и любви. Мужской вариант – махо – известен нам сейчас как «мачо». Произношение слегка модифицировалось, но суть осталась прежней: внутренняя сила, темперамент, пассионарность. Франсиско Гойя с его простонародными корнями, жаждой жизни и неистовым характером и был махо. Мачо. Он думал как мачо, вёл себя как мачо, и даже писал – как мачо. В биографическом романе Фейхтвангера Гойя говорит: «Я – махо, хотя иногда и почитываю Энциклопедию».
Происхождение и ранние годы
Родившийся 30 марта 1746 года Гойя (Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, исп. Francisco José de Goya y Lucientes) был одним из трёх сыновей владельца маленькой позолотной мастерской в деревушке Фуэндетодос. Его мать происходила из рода захудалых дворян – идальго, так удачно высмеянных Сервантесом в «Дон Кихоте», а вот отец был чистым батурро – простолюдином, передавшим сыну способность крепко стоять на земле и не питать лишних иллюзий.
Потом семья переехала в Сарагосу, где 13-летнего Франсиско отдали учиться в мастерскую художника Хосе Лусана. Там Гойя проведёт около семи лет, больше преуспев не на поприще живописи, а в исполнении фанданго, пении серенад и уличных драках. Консервативный живописец Лусан сам посоветует Гойе попытать счастья в Мадриде, поступив в Академию Сан-Фернандо, хотя и в Сарагосе не было недостатка в работе. Поговаривали, что учитель просто хотел сплавить с глаз долой взрывного, темпераментного смутьяна, не расстающегося даже в мастерской со своим складным ножом-навахо, коварным оружием испанских махо.
«Франчо, ты родился луком, а не розой, – беспокойно говорила мать Гойи Евграсия Люсьентес, – луком ты и помрёшь».
«Университеты» Франсиско Гойи
Академия Сан-Фернандо отфутболила Франсиско дважды. В 1763-м он не получил в свою пользу ни единого голоса, сгоряча отчаялся, но постепенно остыл и в 1766-м предпринял вторую попытку. Она тоже закончилась неудачей: Франсиско Гойя не был силён в рисунке, да и вообще ни на кого не похож – академики просто не поняли этот странный, небывалый, «деформированный» (как назовет его в ХХ веке Ортега-и-Гассет) стиль.
Кто угодно опустил бы руки. Но мастер, родившийся под огненным знаком овна, был чертовски упрям и настолько уверен в собственных силах, что решил: он всё равно перехитрит – если не судьбу, так уж Королевскую академию точно. Не получив от неё пенсиона, 23-летний Франсиско Гойя рванул в Рим за собственный счёт. Для этого он примкнул к группе матадоров, направлявшихся в Италию.
Бой быков, кураж, возбужденный гул толпы – это вообще была его стихия. Общительный и задиристый Франчо обожал шумные сборища и не раз клялся сплясать арагонскую хоту на спинах тех, кто осмеливался косо посмотреть в его сторону. Франсиско Гойя принимал участие в корриде и выступлениях уличных акробатов. Он был ловок, мускулист и отчаянно смел, а о его амурных похождениях, осложнённых многочисленными дуэлями, ходили легенды. Рассказывали, например, как Гойя, влюбившись в послушницу одного из римских монастырей, выкрал девушку из обители. Знавшие его накоротке не сомневались, что именно так оно и было.
Покорение Рима испанский художник начал с того, что забрался на купол Собора Святого Петра. Но не затем, чтобы оценить вид на «вечный город», нет – на вершине собора Франсиско Гойя выцарапал свои инициалы. Матадор и драчун из Сарагосы жаждал во весь голос заявить о себе urbi et orbi – «городу и миру», и ни секунды не сомневался, что Провидение и Пресвятая Дева Аточская приготовили для него великое будущее.
Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде
В 1771-м, постранствовав по Италии и даже получив премию Пармской академии, Гойя возвращается в Сарагосу. В городе своей юности он с успехом расписывает дворцы и церкви. Его яркая палитра, настоянная на итальянском солнце, радует глаз, а ангелы, для которых позировали уличные плясуньи, украшают плафоны соборов и обволакивают сердца испанцев непозволительно сладкой истомой. Через пару лет Франсиско зарабатывал уже в три раза больше, чем его бывший учитель.
И всё же Гойя рвётся в Мадрид. Амбиции гонят его в столицу, а еще – его зовёт туда старый приятель, придворный художник Франсиско Байеу (вот его портрет кисти Гойи), с которым Франсиско познакомился, когда безуспешно пытался поступить в Академию. Байеу сообщает, что король Карлос III покровительствует искусству, и для мастера тоже вырисовываются интересные перспективы.
В Мадриде мастер начинает создавать рисунки для королевской ковровой мануфактуры св. Варвары. Его шпалеры – безворсовые ковры с идиллическими изображениями из испанской народной жизни (1, 2, 3, 4) – очень нравятся при дворе. Коммуникабельный Франсиско Гойя быстро обрастает влиятельными знакомыми. Ему покровительствуют гранд Осуна, критик Сеан-Бермудес, придворные реформаторы Флоридабланка и Ховельянос, инфанты и сам король. Вскоре на трон восходит следующий монарх – безвольный, но чувствительный Карлос IV. Положение художника от этого только упрочилось. Гойя сумел обаять и нового короля, и его умную и властную супругу Марию Луизу Пармскую, и даже её всесильного фаворита и будущего премьер-министра Мануэля Годоя. Это тем более поразительно, что в своих портретах королевских и приближенных к ним особ мастер ни в малейшей степени не льстит: Карл IV так и остаётся на них «размазнёй», а королева – стареющей сластолюбицей.
«Так случилось, что отныне я – придворный художник. Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять более 15 тысяч реалов», – сообщает Гойя одному из друзей. Другому пишет: «Я не могу себя ограничивать так, как, может быть, себя ограничивают другие, потому что здесь, в Мадриде, я очень почитаем». Теперь Франсиско может отдаться своим слабостям – поглощению шоколада и охоте на куропаток. И он, наконец, отмщён перед Академией Сан-Фернандо: сначала избирается её членом, а потом становится директором. На этом посту он сменил скончавшегося Байеу.
Семейная жизнь Франсиско Гойи
Нужно сказать, отношения Гойи и Байеу никогда не были простыми. Франсиско казалось, что Байеу давит на него, и они часто ссорились. Классицистки настроенный Байеу поучал Гойю, что тому следовало бы быть посдержаннее в красках и поаккуратнее в линиях, а для этого брать себе за образец француза Жака Луи Давида. Можно представить, как действовали на гордеца Франсиско эти призывы. В одном из сохранившихся писем Гойя заклинает собственный гнев на Байеу словами: «Я вновь и вновь обращаюсь к Богу с просьбой осводобить меня от вспыльчивой гордости, которая овладевает мною».
Но была и еще одна причина, порождавшая напряжение: любвеобильный Гойя соблазнил сестру Байеу Хосефу. Всё открылось не сразу. На момент спешного венчания Хосефа была беременна. Байеу был возмущён, но подавил эмоции: Франсиско уже успел получить прочное положение при дворе и был далеко не беден.
Первое время Хосефа ощущала себя очень счастливой, их дом был полной чашей, а за один только парадный выезд (лошадей и карету) мастер отдал столько, сколько его отец-позолотчик не зарабатывал за год. Франсиско Гойя хвастал: «В Мадриде такая только у меня и у министра Годоя».
Испанский художник и Хосефа проживут вместе почти 40 лет. Она будет страдать от многочисленных измен мужа, бояться, когда Гойю, становящегося в своих работах всё откровеннее и критичнее, начнёт преследовать инквизиция. Хосефа потеряет (живыми и неродившимися), по некоторым сведениям, почти 20 детей: до зрелых лет доживёт только один их сын, Хавьер – тоже художник, а впоследствии ростовщик и пройдоха.
За все четыре семейных десятилетия Франсиско написал лишь один портрет Хосефы. Во всяком случае, других до нас не дошло.
«От какой болезни он умрёт?»
Гойе было 46, когда с ним приключилось нечто, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Загадочное заболевание, о котором нам достоверно известно лишь то, что оно преследовало Гойю уже много лет, заставило его просить в Мадриде официальный отпуск на пару месяцев и направиться для поправки здоровья в Андалусию.
Разумеется, за два месяца болезнь не прошла. Когда Гойя гостил у своего друга-финансиста Себастьяна Мартинеса в Кадисе, им внезапно овладело «скверное расположение духа», за которым последовал удар. Художник ощутил мучительный шум в голове, престал ориентироваться в пространстве и вскоре впал в кому. Быть может, это был инсульт? В конце XVIII века не знали действенных способов его лечения – ну, разве что кровь пустить. Франсиско Гойя некоторое время находился на грани жизни и смерти, однако выжил.
Многие сходятся на том, что загадочная болезнь могла стать осложнением перенесенного в 1777-м сифилиса, следствия бурной молодости, а один из биографов замечает: «Семейное счастье Гойи разрушила спирохета». С тех пор он страдал от сильних головных болей, шума в ушах, временной слепоты, непроизвольной дрожи мышц и паралича правой руки. Но главное: мастер потерял слух.
Другие проявления болезни бывали периодическими – глухота осталась с ним навсегда. До конца жизни (а проживёт он еще 36 лет) художник останется глухим. Он общался с людьми, читая по губам и используя записки.
«Теперь наконец я знаю, что значит жить!»
Когда-то Гойя бравировал отменным здоровьем. В юности он ради смеха подписывал свою корреспонденцию «Франсиско де Лос Таурус» – Франсиско Бычий. Теперь он признавался в письме ближайшему другу Мартину Сапатеру: «Я стал старым, на моём лице много морщин, ты меня даже, может быть, не узнал бы, если бы не мой плоский нос и не мои впалые глаза».
Изменения коснулись творчества Гойи: красочную жизнерадостность сменили гротеск и кошмары. Тогда родилась тревожащая серия офортов – знаменитые «Капричос». Призраки и злодеи, ведьмы и демоны вместо пышногрудых мах, испанских святых и королевских особ – так теперь видел и воспринимал мир испанский художник, лишённый возможности его, этот мир, расслышать.
Но одно в жизни художника осталось неизменным: его всё так же любили женщины.
Самой яркой звезде на небосклоне мадридской придворной жизни герцогине Каэтане Альбе было чуть за двадцать, когда Гойя изобразил её в рисунке для шпалер и слегка за 30, когда он написал с неё первый портрет. Она отличалась красотой, утонченностью, пылкостью, а её родословная дала бы фору даже находящимся при власти Бурбонам. Когда между нею и Гойей вспыхнул роман, ему было под пятьдесят. Он был наполовину простолюдин, к тому же совершенно глухой. Но разве это могло остановить любовь?
Уже в ХХ веке наследники герцогини Альба потребуют эксгумации её бренных останков и проведения замеров костей, чтобы доказать: бесстыдно обнажённая «Маха» – это вовсе не она, не Альба! Не с неё, дескать, писал Гойя это соблазнительное тело с приставленной к нему (чтобы не вычислила инквизиция!) чужой головой.
Но, что бы там ни заявляла их чисто испанская сословная спесь, в наследии мастера сбереглись следы того, что после смерти Хосе де Толедо, мужа Каэтаны, художник стал её кортехо (возлюбленным). Десятки рисунков изображают герцогиню обнажённой, а на одном из них приписано её рукой «Хранить такое – просто безумие». На живописном портрете Альбы в черном её руку украшают кольцо и перстень: на одном из них надпись «Гойя», а на другом – «Альба». И еще от того периода сохранилась записка Франсиско другу: «Теперь наконец я знаю, что значит жить!»
Альба дразнила его, бросала мастера, уходила от него к кому-то более молодому и знатному, потом снова возвращалась и осталась самой большой и мучительной страстью в жизни Гойи. Их отношения длились около семи лет.
Старость и радость
Казалось, под старость Франсиско Гойя останется совсем один. Кого-то из его друзей угробила инквизиция, кто-то по политическим мотивам вынужден был покинуть страну. В 1802-м году умрёт Альба, по слухам, отравленная ядом из красочных пигментов, а в 1812-м не станет ворчливой и верной Хосефы. Гойя уединится в пригороде Мадрида, выстроив там усадьбу Кинта дель Сордо («Дом глухого») и покроет её стены изображениями пугающих видений (1, 2, 3, 4). Испания переживёт «ужасы войны» и французскую оккупацию, однако Франсиско сможет сохранить положение придворного художника и при правлении французов – чего потом испанцы долго не смогут ему простить.
А когда Гойе исполнится 68 лет и можно будет подводить итоги и оплакивать потери, его жизнь вновь заиграет радугой и запахнет скандалом. Замужняя красавица Леокадия Вейс, на 40 лет его моложе, влюбится в Гойю и уйдёт от состоятельного и нестарого мужа к нему. Вместе они сбегут от политических гонений во Францию, у них родится еще двое детей – сын и дочь, а его старший возмущенный сын Хавьер, ровесник Леокадии, долго будет судиться с отцом за немалое наследство.
Великий испанский художник умрёт во французском Бордо в возрасте 82 лет.
Автор: Анна Вчерашняя
Источник