Галина данелия биография личная жизнь
Галина Юркова-Данелия
Галина Ивановна Данелия (урожденная Юркова). Родилась 13 марта 1944 года в Руденске Минской области. Советская и российская актриса театра и кино, режиссер, галерист. Третья жена Георгия Данелия.
Галина Юркова родилась 13 марта 1944 года в Руденске Минской области.
Своего отца Галина не знала. Ее мать была певицей. После ареста деда, бывшего офицера царской армии, мать отправили в ссылку.
В юности увлекалась гимнастикой, училась в балетной школе, посещала музыкальную школу по классу на фортепьяно. Участвовала в самодеятельности, играла в школьных спектаклях.
После окончания школы переехала в Москву, где поступила в театральное училище им. Б. Щукина, окончила в 1970 году.
В 1970-1972 годах – актриса московского Академического театра имени Вл. Маяковского.
В 1972-1974 годах – корреспондент Комитета по радиовещанию и телевидению.
В возрасте 19 лет познакомилась с известным французским мимом Марселем Марсо. Их познакомил кинодокументалист Виктор Горохов.
Галина Юркова и Марсель Марсо
В 1979 году окончила режиссерский факультет ВГИК, мастерская И. Таланкина.
С 1979 – режиссер киностудии имени М. Горького.
Как актриса сыграла небольшие роли в лентах «Нервы, нервы», «Остановился поезд», «Кин-дза-дза!», «Француз».
В качестве режиссера сняла картины «Шутка?!..», «Француз» и «Божья тварь».
Сняла мультипликационный сериал «Лелик и Барбарики».
Занимается Фондом Георгия Данелия.
Владеет одной из ведущих российских галерей «Пан-Дан».
Личная жизнь Галины Данелия:
Имеет сына Кирилла, он художник.
Муж – Георгий Николаевич Данелия, советский и российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, публицист, Народный артист СССР.
Галина вспоминала: “Мы познакомились, когда я была еще несовершеннолетней. Потом я занималась журналистикой и брала у него интервью для радио. По окончании Щукинского училища начала работать в Театре имени Маяковского. И вдруг один мой знакомый говорит: «Я поступаю на режиссерский во ВГИК. Почему бы вам тоже не попробовать?» В самом деле, почему нет? И поступила. Курс набирали Данелия и Таланкин. Но Георгий Николаевич подошел ко мне и сказал: «К себе я тебя не возьму». Я ответила: «Ну и не надо, не больно-то и хотелось». Потом уже, после окончания института, мы встретились с ним на «Мосфильме». Сначала я его даже не узнала! Он только вышел из больницы. Врачи долго не могли поставить диагноз, в результате Данелия пережил клиническую смерть. Еле вытащили с того света. Он окликнул меня: «Галина! Не узнаешь?» Я смотрю на него: «Вам бы поправиться немножко». Во мне проснулась сестра милосердия, и я отвела Георгия Николаевича к Джуне – она пыталась его лечить. Честно говоря, Данелия, с его мощнейшей энергетикой, сам мог бы ее лечить. А позже мы поженились”.
Галина Данелия и Георгий Данелия
Фильмография Галины Данелия:
1972 – Нервы, нервы – эпизод
1982 – Остановился поезд – Галина Ивановна
1986 – Кин-дза-дза! – Людмила (Люсенька), жена Машкова (в титрах – Г.Юркова)
1988 – Француз – покупательница в аптеке (нет в титрах)
2008 – Фильм о фильме. Кин-дза-дза! Территория Данелии (документальный)
2012 – Георгий Данелия. Между вымыслом и реальностью (документальный)
Озвучивание Галины Данелия:
2013 – Ку! Кин-дза-дза (анимационный) – Люська из Гомеля
Режиссерские работы Галины Данелия:
1981 – Шутка?!.. (короткометражный)
1988 – Француз + автор текста песни
1991 – Божья тварь
Источник
Известного режиссёра считали по-кавказски любвеобильным и не склонным к созданию стабильной семьи. С первой женой он расстался спустя год после заключения брака, и его не остановило даже высокое положение тестя. Любовь Соколову, внимания которой он долго добивался, Георгий Данелия так и не повёл в ЗАГС, хотя женой она была практически идеальной. И лишь Галина Юркова, никогда не мечтавшая о браке с Данелией, сделала из него примерного семьянина.
«Она идёт по жизни, смеясь…»
Галина Юркова. / Фото: www.kino-teatr.ru
Кажется, ей всё и всегда давалось с невероятной легкостью. В минской школе, где она училась, Галина всегда играла роль Золушки. И никто не смел перечить девочке, хотя её внешние данные совершенно не соответствовали образу миниатюрной героини. А школьнице просто нравилась эта роль, которую она примеряла на себя, точно зная: пройдёт время, и она из простой школьницы превратится в королеву.
После получения аттестата она отправилась в Москву, с лёгкостью поступила в Щукинское училище и сразу же завела массу полезных знакомств, даже не задумавшись об этом ни разу. Одним из первых её приятелей в столице стал Миша Калинин, внук «всесоюзного старосты». Миша не питал в её отношении никаких романтических чувств, но при этом предложил малознакомой девчонке поселиться в его огромной квартире на улице Алексея Толстого, где Галина прожила впоследствии несколько лет.
Георгий Данелия. / Фото: www.lisa.ru
Галине Юрковой было всего 18, когда в её жизни впервые появился Георгий Данелия. Это было на кинофестивале в баре гостинцы «Москва». Режиссёр мгновенно заметил симпатичную девушку и тут же решил с ней познакомиться. Но она отреагировала на знаки внимания с его стороны весьма категоричною. Галина попросила его отстать, так как Данелия был ей не очень симпатичен.
После они встретились спустя какое-то время, когда Галина работала журналисткой на радио и брала у Данелии интервью. И потом они постоянно пересекались, встречались на мероприятиях и в гостях у общих знакомых.
Галина Юркова и Марсель Марсо. / Фото: www.advert-journal.ru
Галина вышла замуж, родила сына, развелась и по-прежнему не рассматривала Георгия Данелию в качестве мужчины. Когда же она собралась поступать во ВГИК, он, увидев Галину в числе абитуриенток, сразу же предложить поступать не на его курс, а на курс к Игорю Таланкину.
К тому времени жертвой красоты и обаяния Галины Юрковой успел пасть даже легендарный Марсель Марсо. Он не раз предлагал девушке руку и сердце, писал ей трогательные письма и считал своим ангелом-хранителем. Правда, на его ухаживания Галина так и не ответила, хотя письма из Франции она получала едва ли не до последнего дня жизни великого мима.
Андрей Тарковский. / Фото: www.dommuseum.ru
Впрочем, круг покорённых Галиной мужчин был очень широк. Иностранные журналисты, дипломаты, операторы, даже сам Андрей Тарковский, с которым у Галины Юрковой был непродолжительный роман. И только Георгий Данелия долгое время проходил где-то по краешку, не напрягая и не особенно напоминая о себе.
Любовь, которая не кончается
Галина Юркова и Георгий Данелия. / Фото: www.7days.ru
Однажды она встретила его на «Мосфильме» и буквально ужаснулась внешнему виду Георгия Данелии. Он очень похудел, постарел и будто стал ниже ростом. Незадолго до этой их встречи режиссёру удалили жёлчный пузырь, и Галина поняла: его нужно срочно спасать. Она вообще была сестрой милосердия и бросалась на помощь каждому, кто в ней нуждался. В этот раз она повела Георгия Николаевича к Джуне, которая в то время находилась на пике популярности и без устали лечила сильных мира сего.
Георгий Данелия. / Фото: www.games-of-thrones.ru
Правда, Данелии Джуна не помогла, а вот совместные походы двух людей поспособствовали их сближению. Галина и Георгий Николаевич стали много общаться, постепенно сближаясь, после уже начали встречаться. Он приходил к ней после съёмок, даже когда её самой не было дома, играл с её сыном, пел песни под гитару… А однажды пришёл, выложил на стол свои нехитрые пожитки и велел принимать таким, какой он есть. И лишь позже, словно между делом, заявил: забыл сказать, чтобы она выходила за него замуж. И надел на её палец серебряное колечко, доставшееся от матери.
Галина Данелия. / Фото: www.gazetauzao.ru
Галине было по-женски жаль Любовь Соколову, но она не хотела приносить себя в жертву чужим чувствам и тем более, жалости. Данелия свой выбор сделал сам, без всякого давления со стороны Галины. Почему-то решение режиссёра жениться больше всех задело Викторию Токареву, убеждавшую Георгия Николаевича в ошибочности его выбора. Впрочем, сам Данелия слушать никого не собирался.
Он знал об этой женщине всё и даже немного больше. И его в ней всё устраивало: необыкновенная притягательность, готовность быть покорной женой, стремление достичь вершин в профессии. Она была не похожа ни на кого и оказалась самой лучшей из всех, кого Данелия знал до неё.
Галина и Георгий Данелия. / Фото: www.blogspot.com
Первое время их семья была похожа на оплот грузинских традиций, с самым строим патриархатом. Данелия велел жене выглядеть скромно, и она надевала наглухо застёгнутые костюмы с юбками. Никаких высоких каблуков, яркого макияжа и, самое главное, никаких съёмок в кино. А ведь Галина Данелия ко времени своего замужества уже зарекомендовала себя, как перспективного режиссёра!
Галина и Георгий Данелия. / Фото: www.youtube.com
В результате она какое-то время была послушной женой, после попробовала работать вместе с мужем вторым режиссёром на фильме «Кин-дза-дза», мгновенно оценив бесперспективность и даже губительность для отношений такого семейного подряда. Строгому мужу пришлось уступить, и Галина стала снимать кино. А после открыла собственную студию звукозаписи, стала хозяйкой художественной галереи и вице-президентом киностудии.
Георгий Данелия. / Фото: www.sputniknews.ru
В браке с Галиной Данелия отказался от спиртного, стал почти идеальным мужем, но на первом месте семья, жена и дети для него никогда не стояли. У него была работа, а всё остальное было просто необязательными составляющими жизни. Галина Ивановна не собиралась отказывать мужу в праве увлечённо заниматься работой и не настаивала на своём главенстве в его жизни. Впрочем, у неё тоже была другая жизнь, в которой была работа, увлечённость и, конечно, семья.
Галина и Георгий Данелия. / Фото: www.mir46.ru
Они могли спорить и доказывать свою правоту, могли заниматься своими делами, но было в их жизни самое главное: они были друг у друга и друг для друга. Галине никогда не приходило в голову обижаться на странные поступки мужа. К примеру, он мог взять из её рук букет, который пять минут назад сам же ей подарил, и тут же передарить случайно встреченной знакомой. Впрочем, это касалось всего: цветов, книг, подарков, даже свадебных.
Галина и Георгий Данелия. / Фото: www.beicon.ru
Но это совсем не мешало двум талантливым людям любить друг друга на протяжении 37 лет. Но кто сказал, что чувства исчезают вместе с жизнью? Георгий Николаевич ушёл из жизни в апреле 2019 года, а Галина Ивановна продолжает говорить о нём в настоящем времени. Всё с той же любовью и нежностью, как и в тот год, когда она согласилась стать женой гения.
Георгий Данелия – один из деятелей российского кинематографа, которого по праву можно назвать «легендарным режиссёром». Он снял любимые миллионами комедии «Мимино» и «Кин-дза-дза», написал сценарии к знаменитым «Джентльменам удачи», играл небольшие роли в своих фильмах, а многие режиссёры и актёры с благодарностью называют его учителем.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Галина Юркова и Георгий Данелия.
Невероятным образом пересеклись судьбы этих двух людей. Когда Галина Юркова и Георгий Данелия стали мужем и женой, это вызвало множество обсуждений в творческой среде. Но их звезды уже сошлись в одной точке.
Георгий Данелия: встречи и расставания
Георгий Данелия.
Как любой талантливый человек, Георгий Николаевич обладал необъяснимой силой притяжения талантов. Это касалось не только профессии, но и личной жизни режиссера.
Ирина Гинзбург с дочерью Светланой.
В первый раз он женился очень рано, в 21 год, увлекшись Ириной Гинзбург. И хотя их браку было суждено просуществовать всего лишь один год, на свет успела появиться дочь Светлана. С ней Георгий Николаевич всегда поддерживал отношения, принимал участие в ее воспитании и становлении. До сих пор они обязательно созваниваются каждую неделю.
Любовь Соколова с сыном Николаем в фильме Георгия Данелия “Тридцать три”.
Второй судьбоносной любовью режиссера стала актриса Любовь Соколова. Он долго добивался внимания актрисы. К моменту встречи с режиссером она успела пережить потерю любимого человека в блокадном Ленинграде. Но ухаживания Данелия были столь красивыми, слова убедительными и чувства казались такими искренними.
Николай Данелия.
Увлекающийся гений Данелия заставлял его спешить вперед. Казалось, что семейная жизнь совсем не для него. Любовь Соколова признавалась, что многое прощала гениальному режиссеру ради сына Николая, который родился в 1959 году. Сын режиссера и актрисы трагически погиб в 1985 году.
Георгий Николаевич в 1984 году ушел из семьи, влюбившись в Галину Юркову. Именно встреча с ней превратила стремительного горячего Данелия в примерного семьянина.
Галина Юркова
Галина Юркова.
Ее жизнь никогда не стояла на месте. Провинциальная девушка из Беларуси приехала покорять столицу, надеясь поступить в театральное училище имени Щукина. Девочка, едва попав в столицу, случайно познакомилась с Михаилом Калининым, внуком известного советского политика, долгое время жила в его квартире, сохраняя дружеские отношения. Именно с этого момента в жизни простой белорусской девушки стали появляться именитые знакомые.
Галина с Марселем Марсо, 1971.
Кинодокументалист Виктор Горохов познакомил Галину со знаменитым французским мимом Марселем Марсо. Талантливый француз был влюблен в эту синеглазую очаровательную красавицу и даже делал ей предложение руки и сердца. Переписка актера с Галиной Юрковой продолжалась многие годы. Она до сих пор хранит дома сотни нежных посланий от Марселя, подписанных лаконично «Твой Бип». Когда во время гастролей в Москве мима увезли в больницу с жесточайшим обострением язвы, девушка часами просиживала у его постели, помогая снова встать на ноги.
Эрнст Неизвестный.
Великий скульптор Эрнст Неизвестный нашел в Галине Юрковой ту моральную поддержку, которая ему требовалась в момент перелома его судьбы, перед отъездом из Советского Союза. Она сняла о нем фильм, который уничтожили с огромным скандалом, едва не отчислив девушку из ВГИКа, где она в то время училась на режиссерском отделении.
Андрей Тарковский.
Галина Юркова долгие годы была дружна с Андреем Тарковским. Он был в нее влюблен, но отношения их так и не перешли границы братски-сестринских. Галине Тарковский казался очень холодным, практически человеком-севером.
А вот Георгий Данелия стал для нее человеком-югом. Впрочем, до того, как связать себя узами брака со знаменитостью, Галина успела выйти замуж за своего однокурсника по режиссерскому факультету ВГИКа, родить сына Кирилла и разойтись.
Громкий брак
Георгий и Татьяна Данелия.
Впервые они встретились, когда Галина была еще юной студенткой Щукинского, а Георгий переживал творческую драму из-за запрета снимать серьезный драматический фильм «Хаджи-Мурат» по Толстому. Но первая встреча в баре гостиницы «Россия» судьбоносной не стала. Потом она брала у него интервью, в период своего увлечения журналистикой. А при поступлении во ВГИК она могла бы стать его студенткой, но пошла на курс к Игорю Таланкину.
Георгий Данелия и Галина Юркова.
Когда Галина Юркова встретила Георгия Данелия на «Мосфильме» после тяжелейшей болезни, она его едва узнала. Изможденный, исхудавший, измученный, он едва напоминал того Георгия, с которым она когда-то познакомилась. И она бросилась спасать режиссера. Она водила его по врачам и больницам, самозабвенно ухаживала, сама не замечая, что ее роль сестры милосердия постепенно превращается в роль любимой, в роль музы.
Георгий и Татьяна Данелия.
Он приезжал к ней домой после съемок, даже если ее самой не было дома. Георгий сидел с сыном Галины Кириллом, развлекая его игрой на гитаре и рисованием. А потом пришел к ней и предложил принимать его такого, какой он есть. С бритвой и зарплатой. Чуть позже, уже в лифте, он вспомнил, что не сделал ей предложения. И надел на ее палец серебряное колечко, доставшееся от мамы.
Георгий Данелия.
Брак Георгия Данелия с Галиной Юрковой вызвал множество слухов, обсуждений, даже трагедий. Коллектив «Мосфильма» пытался объявить режиссеру бойкот.
Но со временем страсти улеглись. А любовь осталась. Даже скептически настроенные коллеги Данелия признали, что он сделал правильный выбор. Галина Ивановна стала настоящей женой гения, хранительницей домашнего очага и замечательным другом своего супруга.
Две звезды
В их доме причудливым образом уживаются два талантливых человека, два лидера. При этом каждому из них довольно комфортно.
Сразу после заключения брака Георгий Данелия проявил себя заправским домостроевцем: он заставил жену практически полностью изменить имидж. Она из светской львицы вдруг превратилась в застегнутую на все пуговицы скромницу. А еще он категорически запретил ей снимать кино. Опыт сотрудничества в роли второго режиссера мужа в фильме «Кин-дза-дза» Галине совершенно не понравился.
Галина Юркова-Данелия во время съемок фильма
Правда, позже Данелия сменил гнев на милость, и она сняла два фильма. Но настоящим ее увлечением стала галерея живописи. Здесь проявились потрясающие менеджерские способности супруги режиссера. Да и предложения о новых проектах, связанных с кино, поступают регулярно.
В кругу семьи. Георгий Николаевич с внуком Микой, за ним жена Галина Ивановна, слева – внучка Маргарита с дочерью Сашей и другие.
Они оба очень заняты, каждый своим делом. Они встречаются за столом и понимают, как сильно соскучились друг по другу. Надоесть друг другу они попросту не успевают.
Может быть, именно в этом и состоит секрет их счастливого брака?
Источник
Опубликовано: 24 мая 2002 г.
Жизнь этой женщины удивительно романтична, загадочна и в то же время абсолютно органична. Она из тех, кому практически все удается. Таинственная цепь ее жизненных приключений напоминает увлекательнейший роман. И как порой ни фантастичны его страницы, он заставляет верить в происходящее, ибо все документально: действующие лица, события, факты. И, наконец, сама героиня, от лица которой я веду этот рассказ.
Где мои семнадцать лет?
На столичной площади Восстания сумасшедший “Жигуленок” вылетел навстречу “Волге”, таксист рванул тормоз… Но удар не состоялся, и Галя, брошенная лицом к стеклу, успела подумать, что еще жива. Как выбралась из разбитой машины и уехала домой – не помнила. Дома, стремясь унять дикое возбуждение, взялась мыть полы. Потом, не раздеваясь, упала на тахту.
Друзья, заехавшие к Юрковой, отвезли ее, ничего не помнящую, в Институт нейрохирургии, к известному хирургу Эдуарду Канделю. Он сделал рентгеновские снимки, нашел гематому затылка, сказал: “В реанимацию”. Спустя несколько часов мозговая лихорадка прошла и – словно выключили мотор – Галя надолго лишилась памяти, забыла даже все слова.
Почти год психологи заново учили ее языку, начав с самых простейших, букварных слов: стол, стул, нога, рука… Затем, когда язык вновь стал родным, началось возвращение памяти…
– Я всегда хотела быть первой, – рассказывает она. – Когда жила в Минске, дружила с мальчишками и презирала девчонок, игравших в куклы. Отбирала у них кукол, бросала под потолок с криком: “Глупости, глупости!”
У Феллини в “Казанове” есть эпизод: женщина-великанша, состязаясь с мужчинами, побеждает их. А по ночам, когда ее никто не видит, играет в куклы. Метаморфозы этой великанши вызывают у меня ассоциации с судьбой Галины. Живя в постоянном окружении мужчин, борясь и дружа с ними, став женщиной, которой всегда сопутствует успех, она вернулась в “нормальное” детство: в доме и в офисе ее окружают куклы и меховые зверюшки. И даже спит она с любимой троицей – обезьяной, зайцем и собакой.
– В юности я увлекалась гимнастикой, запросто делала “склепки” и “солнышко” на турнике; училась в балетной школе, но сбежала оттуда. Бренчала на фортепьяно. А в школьном спектакле играла Золушку. Да ведь и в самом деле была вроде Золушки. Не падчерицей. Но девочкой, остро переживающей судьбу своей семьи. Мама была певицей. Когда ее отца, бывшего офицера царской армии арестовали, маму отправили в ссылку. Вернувшись, она начала с нуля. Я не люблю трагедий. А потому сделала все, чтобы у моей Золушки был хэппи-енд.
– Хотите сказать, что у вас был принц?
– У меня сразу был король.
– И как же его звали?
– Марсель Марсо.
Ее путь к своему “королю” лежал через Москву, куда Галя сбежала из Минска сразу после школы – в театральное училище имени Щукина. Семнадцатилетняя девчонка, она явилась в столицу эдаким Растиньяком – без связей, без знакомых, даже без адреса, где можно остановиться. Но, оказавшись совершенно одна в бурлящем городе, ни дня не была одинока. У нее сразу появились друзья. Миша Калинин (внук Всесоюзного Старосты) предложил прекрасной юной незнакомке остановиться в его огромной квартире. Тут-то и начались встречи и знакомства, благодаря которым вчерашняя провинциалка легко вошла в престижную среду.
– Опишите себя в свои семнадцать.
– Я была “синеглазка” – как в детстве. Только в детстве меня, словно куклу, всяк пытался взять на руки. И я, никогда не видевшая отца, всем мужчинам кричала: “Папа!” А в семнадцать я уже слишком хорошо понимала жизнь. Помню, как в Минске мне признался в любви одноклассник – сын школьной директрисы, и у них на семейном совете очень серьезно обсуждался вопрос: можно ли ему со мной дружить – такой “взрослой”. А в Москве я поражала своих “опекунов” умением вести себя в очень непростых ситуациях, общаться с мужчинами любых возрастов. Впрочем, не скрою, всегда предпочитала “старших”.
Вскоре Галя уже училась в Щукинском, где никто не знал, что ей, полумосковской девчонке, пишет сам великий Марсель Марсо. Да если бы и знали – вряд ли бы поверили.
И сам Марсель Марсо ей что-то говорил…
Галина с Марселем Марсо. 1971г. |
---|
Признаюсь, я тоже не сразу поверил в эту фантастическую дружбу, пока своими глазами не увидел целый ящик писем Марселя к Галине. Десятистраничные письма с летящим почерком, фотографии, вдоль и поперек испещренные словами любви и дружбы, символические рисунки Марсо… Тут же телеграммы: “Жду в Париже”, “Прилечу в Москву на два дня”.
По официальной культурной хронике Марсель Марсо приезжал в Москву трижды. Но, оказывается, появлялся здесь куда чаще. Об этом знают, пожалуй, только Ростропович и Вишневская, у которых он останавливался.
А познакомил Галину с Марселем кинодокументалист Виктор Горохов. У них была назначена деловая встреча в “Пекине”, где Марсо жил во время своих московских гастролей. Горохов предложил ей: “Хочешь увидеть великого мима?” Как оказалось, на свою беду – увидев ее, Марсель Марсо начисто забыл о делах. Пригласил на свой спектакль в Театр Сатиры. Сам встретил у входа. Вечер закончился ужином с розами…
– Вам было тогда 19. А ему?
– Я и теперь не знаю точно, сколько ему лет.
(Из энциклопедии: Марсель Марсо, 1923 года рождения, всемирно известный мим, национальный герой Франции)
В одном из писем, адресованных Галине и, как всегда, подписанном “Твой Бип”, нахожу автопортрет: крылатый Марсель, летящий над Миром.
– Так он стал рисовать себя после страшной болезни, когда чуть не умер от внезапного прободения язвы. Это случилось, когда Марсель приезжал на гастроли с сыном Батистом. В тот же день прямо со спектакля в Театре Эстрады его увезли в Боткинскую. Его спасение – чудо русских врачей.
Думаю, не обошлось тут и без “чуда” Галины. Она дежурила у его постели, отдавая Марселю свою энергию (кроме нее, в палату пускали только французского посла и сына Батиста). Позже, из Парижа, Марсель Марсо писал ей: “Сижу в бассейне. Потерял все силы. Но стараюсь плыть”. И он выплыл.
“Дети” Неизвестного
После окончания Щукинского Галину пригласили в театр Маяковского. Но в это же время один знакомый актер поступал на режиссерский во ВГИК. Она откровенно завидовала ему, а он вдруг предложил: “Слушай, а почему бы и тебе не попробовать? Ты же все можешь!”
И она поступила. Вопреки негласному вгиковскому канону, согласно которому женщин, (за редчайшими исключениями) на режиссерский не брали. Уже на втором курсе решила снять фильм об Эрнсте Неизвестном. В одном из писем Марсель Марсо сообщил ей: “Во Франции говорят, что скульптор Неизвестный покидает СССР”. В институте об этом еще не знали.
С Неизвестным Галя была слегка знакома, как-то Марсель водил ее к тогда уже опальному скульптору, в его студию-мастерскую на проспекте Мира. Студия была огромна. Поразило количество работ, создававшихся одновременно, их были десятки – камерных и монументальных. Сам Эрнст жил рядом со своими “детьми” (так он называл скульптуры) в крошечном закутке. Из скульптур запомнился “Страдающий Кентавр” – автопортрет мастера.
– Я тогда не очень-то понимала в изобразительном искусстве. Эрнст интересовал меня, как личность. Он ведь оказался не только скульптором, но и потрясающим оратором: говорил и рассказывал вдохновенно. Помню его “Крик”, созданный перед самым отъездом, который я про себя окрестила “Глас вопиющего в пустыне”. Эта вещь была сделана человеком, который ни до кого не мог докричаться. Он хотел, чтобы ему разрешили ездить по миру с “детьми”. Запретили. Тогда он часть своих работ уничтожил, часть роздал друзьям. Но я все успела снять.
Снимать Неизвестного, покидавшего страну, было совсем не безопасно. Но старшекурсники-операторы с азартом откликнулись на предложение Юрковой. Эрнст дал ей ключи от мастерской и разрешил приходить, когда угодно. Уходил по делам, оставляя студентов наедине со скульптурами. Идея была такова: снять “детей” Неизвестного и их связь с внешним миром. Поэтому снимали всех, кто заходил в мастерскую.
– Можете вспомнить, кто приходил?
– Господи, сколько их было! Приходили рабочие, печатавшие литографии графических работ Эрнста, были Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко… Все эти посетители попали в наш фильм. И хотя речь шла о человеке, с болью покидавшего свою страну, фильм получился совсем не грустный. В компании, собиравшейся на этих съемках, много шутили и смеялись.
Эрнст уехал. Спустя время Галя показала во ВГИКе свою курсовую “Неизвестный”. И разразился скандал. Старшекурсников-операторов, снимавших картину, грозили выгнать из института. Галина пришла с повинной, заявив, что это она втянула ребят в свою авантюру. И, если уж на то пошло, пусть выгоняют ее.
Фильм уничтожили. А Юрковой предложили сделать другую курсовую – торжественный фильм ко Дню Победы. Но она не успела его снять – угодила в автокатастрофу, ту самую, после которой потеряла память. Все подробности, о которых повествуется в этой главе, она собирала несколько лет по крупицам. Что касается “блока Неизвестного”, тут больше всех помог он сам. В 1989 году Галина впервые прилетела в Нью-Йорк по делам своей “Гала-галереи”. Эрнст Неизвестный (все эти годы писавший ей из изгнания) встречал ее в аэропорту. Они проговорили двое суток подряд.
Тарковский: человек – север
Как-то Галина рассказала мне любопытную историю об Андрее Тарковском. Он ехал в такси со сценарием “Андрея Рублева”. Вышел на углу у “Националя”. И уже на Пушкинской площади с ужасом обнаружил, что рукописи нет. Единственный экземпляр! Его прошиб холодный пот. В состоянии, близком к безумию, Тарковский вернулся к “Националю” и простоял там пять часов. Пока не подъехало то самое такси. Шофер протянул ему забытую в машине рукопись.
– Я встретилась с Андреем в самом прозаическом месте – в кабинете у стоматолога, моего приятеля. Тарковский только что кончил снимать “Сталкера”. Выглядел очень изможденным, твердил, что ему нужны положительные эмоции. Наверное, я ему их давала – почти каждый день мы встречались, всякий раз на Бородинском мосту. Андрей задумывал тогда “Ностальгию” и размышлял, кто бы мог сыграть главного героя. Он, конечно, хотел снимать своего “единственного” – Толю Солоницына, но тот уже был смертельно болен. Андрей знал об этом и ужасно мучился. А я вдруг сказала: “Твой актер – Олег Янковский”. Он возразил, что Янковский “не Бог весть какой актер”. А спустя несколько дней сообщил, что встретился с Олегом и, кажется, будет его снимать.
Она стала для Тарковского необходимой. Они бродили по старой Москве, сидели в уличных кафешках. И наступил день, когда Андрей сказал ей: “Мне надоела эта платоника. Что, так и останемся братом и сестрой?”
– И что же?
– Остались братом и сестрой.
Через год она вышла замуж за Георгия Данелию.
– Почему не за Тарковского?
– Я бы за него никогда не вышла. Он ведь, в сущности, был ледяной король: человек-север. Все его страсти кипели только вокруг кино.
Данелия: человек – юг
Они встретились в первый же год ее жизни в Москве, в баре гостиницы “Россия”, в одном из тех мест, где кипела богемная жизнь. Данелия – в зените своей “киношной” славы: за плечами были уже “Я шагаю по Москве”, “Путь к причалу”, “33”… И подлинный шедевр – “Не горюй!”
Однако, и у знаменитостей бывают драмы. Режиссер умных, обаятельных, грустных и смешных лирических комедий, Георгий Данелия вдруг решил снять трагического толстовского “Хаджи-Мурата”. Желание это оказалось столь сильным, что когда ему запретили “садиться не в свои сани”, он какое-то время глушил свое горе в барах. И юная Галя Юркова (которая, конечно, ничего об этом не знала) была сильно удивлена, увидев создателя жизнелюбивых комедий в весьма “трудном” состоянии. Однако, подсев за столик к “синеглазке”, Данелия вдруг успокоился.
Галина с мужем Георгием Данелия |
---|
В тот момент Галя и представить не могла, что пройдут годы, и в один прекрасный день она станет женой этого человека. Более того, в тот вечер они даже не стали друзьями. И все же “роковая” встреча произошла.
После съемок “Осеннего марафона”, отнявшего у режиссера много сил и эмоций, Данелия серьезно заболел. Положили в больницу с серьезным диагнозом. И однажды Георгий Данелия …умер. То была клиническая смерть. Его чудом вытащили с того света. Когда он вышел из больницы, весил чуть более сорока килограммов.
– Как-то, идя по “Мосфильму”, я услышала рядом с собой почти шепотом: “Здравствуй…” Я оглянулась и, увидев его, совершенно изможденного, в первое мгновение не узнала. – “Что, не узнаешь?” – спросил Гия. И тут я с ужасом поняла, что это он.
Люди, хорошо знавшие их обоих, уверяют, что Георгия Данелию спасла энергия Галины, своей у него уже просто не было. Через месяц они поженились.
Я не раз задавался вопросом: что же так притягивает к этой женщине не просто таланты – героев нашего времени? Думаю, что и Марселю Марсо, и Эрнсту Неизвестному, и Андрею Тарковскому (да и многим другим) нужна была ее необыкновенная энергия. Знаменитый экстрасенс Джуна, к которой Галину привели из больницы после автокатастрофы, мгновенно подружилась с ней. И не скрывала, что пользуется ее энергией на своих сеансах.
Все эти люди – главные в ее жизни – встречались Галине в моменты их душевных и жизненных переломов: стареющему Марселю понадобился “эликсир молодости”; Неизвестному, который с трудом покидал Россию, нужна была моральная поддержка; Тарковский, опустошенный бесконечными конфликтами, черпал у нее силы, чтобы осуществить невозможное; Джуна нашла в Галине сильную родственную душу; и, наконец, Георгий Данелия…
“Кормящая мать”
Художник Юрий Кононенко, написавший сотни женских портретов (из которых Галина незадолго до его смерти создала изумительную выставку), говорил мне: “Галина из тех женщин, которые не столько берут, сколько отдают – свою энергию, свою нежность, свою любовь. И все это возвращается к ней сторицей”.
Она давно уже имеет практически все, что нужно женщине: дом, поставленный на широкую ногу, мужа – знаменитого кинорежиссера (да и сама сняла не один фильм), поездки за рубеж к друзьям и на фестивали… Что же снова заставило ее пуститься в поиск? Главным стимулом стал стремительно выраставший сын. Однажды она обнаружила, что Кирилл становится хорошим художником.
В 17 лет он поступил на постановочный факультет студии МХАТ. На вопрос – почему не во ВГИК, отвечал: “Мне блат не нужен”. В 18 стал гвоздем первой выставки молодых русских художников творческого объединения “Фурманный переулок” в Беверли Хилз, организованной Галиной Данелия. Одну из картин Кирилла приобрела для своей коллекции королева Великобритании. В двадцать лет Кирилл уже имел выгоднейший контракт в Англии. С двадцати одного года живет и работает в Нью-Йорке, уйдя на “вольные хлеба”.
Впрочем, теперь Галина опекает не только сына. Три-четыре десятка московских и петербургских живописцев называют ее “кормящей матерью”. Я наблюдал ее на вернисажах, где, окруженная художниками, Галина ведет себя так, будто не столько она нужна им, сколько они, любимые дети, нужны ей.
Удивительна ее менеджерская гибкость. Когда бум на русское искусство в США и Европе стал утихать, Галина начала обратный процесс: возвращение современных российских художников в Отечество, где уже созрели условия для их приема. В этом процессе приняли участие и самые знаменитые, имеющие репутацию на Западе: Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Михаил Шемякин, Оскар Рабин, Илья Кабаков… Она привезла в Россию грандиозную выставку “Нью-Йорк – Лондон – Москва – транзит”, поразившую знатоков глубиной содержания и блестящим распределением ролей: молодые художники, “играя” рядом с ветеранами, набирали вес; уставшие гореть “звезды” обретали второе дыхание.
“Пан-Дан”
В это же время Галина Данелия стала хозяйкой одн?