Геннадий рождественский биография личная жизнь

Геннадий рождественский биография личная жизнь thumbnail

Биография

Дирижер, пианист и композитор Геннадий Рождественский больше 50 лет руководил отечественными и зарубежными коллективами, а также вел активную музыкально-просветительскую и педагогическую деятельность. Маэстро прожил яркую творческую жизнь, несмотря на сложные периоды в биографии.

Детство и юность

Геннадий Николаевич Рождественский появился на свет 4 мая 1931 года. Его отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мама Наталья Рождественская – солистка Всесоюзного радио. Родители с ранних лет приобщали мальчика к искусству, разучивая с ним ноты.

Геннадий РождественскийГеннадий Рождественский

Ярчайшими впечатлениями детства стало объявление о начале войны, эвакуация, а после – возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, где жила семья до войны, зарыла инструмент в землю, чтобы он не достался немцам. Как оказалось, пианино отлично сохранилось.

После великой Победы Геннадий учился в музыкальной школе имени Гнесиных, у самой Елены Гнесиной. После поступил в Московскую консерваторию к профессору Льву Оборину. В то же время отец помогал Геннадию совершенствовать навыки в дирижерском мастерстве. Николай Петрович научил сына управлять оркестром одними только глазами.

Геннадий Рождественский в молодостиГеннадий Рождественский в молодости

К дирижированию Рождественского привёл случай в музыкальной школе. Идя по коридору, он услышал, как в классе разучивают секстет Чайковского. Зайдя туда, юноша увидел, что у учеников возникли трудности. Он начал дирижировать и вдруг осознал, что помогает. Ощущение этой помощи поглотило будущего маэстро, в тот момент он осознал, что профессия дирижера будет делом жизни.

Музыка

Ещё во времена обучения в консерватории Рождественский возглавлял студенческий оркестр, с которым много выступал на больших сценах. В возрасте 20 лет Геннадий стажировался в Большом театре, где после жесткого отбора он занял пост балетного дирижера. Дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского, за 5 лет работы в Большом театре оркестр исполнил 40 опер и балетов. Параллельно Рождественский возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.

Дирижер Геннадий РождественскийДирижер Геннадий Рождественский

Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который работал в Европе. В 70-х годах его выпустили с гастролями в Стокгольм, после чего маэстро получил приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр Швеции.

Изначально Министерство культуры перечеркнуло мечты дирижера, но вскоре после предложения с официальным визитом в Швецию отправился председатель Совмина СССР. На приеме премьер-министр Швеции попросил отпустить Рождественского. По возвращении в Москву было отдано распоряжение выпустить дирижера. Такого никто не ожидал, больше того – случай стал прецедентом.

Геннадий Рождественский во главе оркестраГеннадий Рождественский во главе оркестра

В 1974 году главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Николаевич ушел с должности. Причиной стало крайне негативное отношение к музыкантам еврейской национальности. Когда началась волна эмиграции евреев в Израиль, 3 музыканта из оркестра вернулись на родину. Тогда председатель Гостелерадио Сергей Лапин вызвал Рождественского в кабинет и склонял к тому, чтобы заменить евреев в коллективе на русских музыкантов.

У Лапина даже имелась цифра – 42 человека, которых нужно было уволить за нарушение дисциплины или погрешности в исполнении. Дирижер достойно держался во время аудиенции, а через 2 дня получил анонимку. Её автор говорил, что оркестр Рождественского – не музыкальная команда, а сионистский центр, где он «потакает жидам» и «пренебрегает русскими музыкантами».

Председатель Гостелерадио Сергей ЛапинПредседатель Гостелерадио Сергей Лапин

Дабы не быть участником этих неприятных событий, Рождественский подал заявление на увольнение, которое через 2 недели было подписано Лапиным. Вскоре новое руководство «очистило» оркестр от лиц неугодной национальности.

Намечающиеся перспективы были не радужные, но случайная встреча с режиссером Борисом Покровским стала для маэстро знаменательной. Оказалось, что режиссер в то время занимался подготовкой постановки оперы Шостаковича «Нос». Покровский не отказал дирижеру в присутствии на репетиции, больше того – предложил совместный проект на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела успех и резонанс в обществе.

Опера Дмитрий Шостаковича «Нос». Дирижер Геннадий Рождественский

После Рождественский на несколько лет стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре BBC. Также Геннадий возглавлял Венский симфонический оркестр, а позже создал оркестр Минкультуры СССР, руководя им до 1992 года.

За это время зрителям посчастливилось посмотреть уникальные концертные программы, сделаны коллекции записей выдающихся композиторов. Дирижер объехал с выступлениями весь мир, у него был удивительный репертуар из 2000 сочинений. Рождественский стал авторитетным дирижером мира. Под взмахи палочки Геннадия выступали знаменитые коллективы, а наградам, званиям и премиям нет счета.

Дирижер Геннадий РождественскийДирижер Геннадий Рождественский

Он исполнял только особенную музыку, не боялся осуждения и критики. Рождественский всегда выбирал у композиторов такие произведения, которые не играет никто другой: он доставал сокровища из музыкальных недр.

Именно по этой причине Геннадия Николаевича часто называли музыкальным археологом, ведь он не боялся приобщать зрителей к композиторам XX века: исполнил больше 150 произведений в первый раз. По мнению маэстро, призвание театров – воспитывать публику репертуаром, а не следовать её запросам.

Рождественский выпустил диски с записями симфоний композиторов. За многолетнюю службу маэстро не изменял художественным убеждениям своего сердца – этот критерий считался для Геннадия главным. Статистика творческой жизни дирижера зашкаливает, подобных достижений нет ни у кого. Геннадий – разносторонний человек, поэтому, помимо дирижерской деятельности, он успевал писать книги.

Личная жизнь

Первой женой Геннадия стала Нина Тимофеева, но брак с артисткой балета распался. Тем не менее, любовная история дирижера сложилась спокойно и счастливо с другой женщиной. Рождественский в 1969 году женился на Виктории Постниковой – популярной пианистке. Для женщины это второй брак, первым её мужем был Владимир Спиваков, Виктория ушла от него к Рождественскому.

Геннадий Рождественский и Нина ТимофееваГеннадий Рождественский и Нина Тимофеева

Дирижер принял и усыновил сына жены, Александра, от первого брака, который впоследствии стал скрипачом. Известное семейство раньше часто радовало зрителей совместными концертами. А сама Виктория не раз говорила о том, что выступление под руководством мужа проходит приятно и легко.

Геннадий Рождественский и Виктория ПостниковаГеннадий Рождественский и Виктория Постникова

Геннадий Рождественский старше супруги на 13 лет, общие дети у них так и не появились. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что личная жизнь дирижера сложилась наилучшим образом, фото счастливой пары есть в Интернете. Семья жила в мире и любви, даже несмотря на пожилой возраст, Виктория и Геннадий с нежностью относились друг к другу. Супруги редко давали интервью относительно взаимоотношений, поэтому подробности их семейной жизни неизвестны.

Смерть

Геннадий Рождественский скончался 16 июня 2018 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. Отпевание и кремация прошли 19 июня, а урну с прахом захоронили на Введенском кладбище, в могиле матери Рождественского.

Читайте также:  Анастасия смоктуновская биография и семья личная жизнь

Библиография

  • 1974 – «Дирижёрская аппликатура»
  • 1975 – «Мысли о музыке»
  • 1989 – «Преамбулы»
  • 2001 – «Треугольники»

Источник

Геннадий Рождественский родился в 1931 году. Сейчас мало кто не знает (или хотя бы не слышал) это громкое имя. Человек, который настолько любит свою работу, встречается очень редко, ведь такая преданность своему делу поражает. Подумать только, более 60 лет он посвятил дирижерству! Как строилась его карьера? Была ли хоть капелька времени у Геннадия Рождественского на личную жизнь? Есть ли у Геннадия жена и дети?

Биографические данные

С самого детства мальчик рос творческим и интеллигентным, ведь с такими родителями иначе быть не могло. Мама – солистка радио и отец-дирижер с младенчества прививали маленького Гене любовь к искусству – учили ноты, пели песенки… Затем война, разруха, эвакуация. «Самое большое впечатление детства», — признается Геннадий – «Это то, что хозяйка их съемной квартиры спрятала от фашистов пианино в земле, просто закопала его. По возвращению в город мы его откопали. И Кстати, оно до сих пор в рабочем состоянии».
В 1945 году по собственному желанию Гена пошел в музыкальную школу, затем поступил в консерваторию. Отец, конечно, времени зря не терял и учил сына дирижерскому искусству. Именно благодаря ему Рождественский может управлять многочисленным оркестром абсолютно без помощи рук, одними лишь глазами.

Начало карьеры

Толчком к тому, чтобы посвятить себя дирижерству, стал один случай. В музыкальной школе, идя по коридору, он услышал, что учащимся сложно дается произведение. Он зашел в аудиторию, начал дирижировать и понял, что его помощь нужна им. Это ощущение нужности и значимости захватило Геннадия. Именно в тот момент он понял, что значит слово «призвание» и какое оно в жизни у него.
Еще в консерватории он начал дирижировать, а всего лишь в 20 лет он стал балетным дирижером в Большом театре. Дебютом стал балет «Спящая красавица».

Во времена правления партии Рождественский стал единственным, которому разрешили работать в Европе.
В 1974 году он немного повздорил с руководством, так как на него пришло анонимное письмо с доносом, что он якобы потакает евреям. Геннадий не стал ждать, когда его уволят, и сам написал заявление. Безработная жизнь его совсем не прельщала, но и тут ему улыбнулась удача. На прогулке он встретил режиссера Покровского, который и пригласил его на репетицию одной из известных опер, а после и вовсе предложил сотрудничество в Театре камерной оперы.
На протяжении долгих лет он работал и снова в Большом театре, и в симфонических оркестрах, и даже сам создал свой собственный оркестр.
На его счету более двух тысяч собственных сочинений, он объездил с концертами весь мир, а о премиях, званиях и наградах даже страшно говорить, ведь их просто невозможно сосчитать!
Рождественский особен тем, что исполняет не чужие композиции, делает это не так, как все, а особенно, по-другому. Его даже прозвали «музыкальным археологом» за то, что он любил исполнять не популярные композиции, а неизвестные шедевры и доносить их к публике. Более 150 композиций он исполнил первым в мире.

Геннадий Рождественский сейчас

В настоящее время дирижер не прекращает своей профессиональной деятельности, он развивается и растет. Он выпускает диски с симфониями разным композиторов, проводит авторские циклы, занимается педагогической деятельностью и иногда пишет книги. Личная жизнь Геннадия Рождественского хоть и спокойна, но не менее счастлива – у Геннадия есть жена и ребенок. Жена, Виктория Постникова, также музыкант, она успешная пианистка. У нее огромный репертуар, она с легкостью сыграет все, что душа пожелает.

У пианистки это второй брак (первый муж – Владимир Спиваков). Виктория Постникова и Геннадий Рождественский очень любят друг друга и до сих пор, несмотря на возраст, трепетно относятся к своей второй половинке.
Известная семья иногда радует зрителей совместными выступлениями со своим сыном скрипачом Александром. Виктория признается, что выступать под руководством мужа безумно приятно и легко.
Главным своим достоинством Геннадий считает то, что он ни разу за всю жизнь не изменял своих убеждений в художественной сфере. Это действительно редкость, когда человек не поддается влияниям извне, а слушает только себя и свое сердце.
Рождественский – гениальный человек. Он дирижировал в 37 странах, более 200 городах. На его счету сотни оркестров, неисчислимое количество концертов и выступлений. Ни один из дирижеров не может похвастаться даже половиной из них. Геннадий заслуживает счастья. В своей профессии он состоялся на двести процентов, поэтому остается ему пожелать, чтоб личная жизнь Геннадию Рождественскому приносила уют, взаимопонимание и поддержку.

Источник

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июня 2018 года стало известно, что на 88-м году жизни скончался российский дирижер Геннадий Рождественский.

Геннадий Николаевич Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова (1900-1962) и солистки Всесоюзного радио Натальи Петровны Рождественской (1900-1997).

С 1945 по 1947 год учился в Московской музыкальной школе им. Гнесиных (ныне – Московская средняя специальная музыкальная школа – колледж им. Гнесиных) по классу фортепиано у Елены Гнесиной.

В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского как пианист. После этого поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классу фортепиано у Льва Оборина. Параллельно учился по классу дирижирования под руководством отца. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году – аспирантуру при ней.

В годы обучения в консерватории Геннадий Рождественский руководил студенческим оркестром, тогда же началась его гастрольная деятельность. В 1951 году оркестр под его управлением участвовал в III Фестивале молодежи и студентов (Берлин, ГДР), а в 1953 году стал победителем конкурса в рамках IV Фестиваля молодежи и студентов (Бухарест, Румыния).

В 1951-1960 годы был дирижером Государственного академического Большого театра (ГАБТ), руководил музыкальным сопровождением балетов “Бахчисарайский фонтан” Бориса Асафьева, “Лебединое озеро” Петра Чайковского, “Золушка” и “Сказ о каменном цветке” Сергея Прокофьева и др.

В 1965-1970 годы, занимая пост главного дирижера Большого театра, участвовал в постановках балетов “Щелкунчик” Петра Чайковского (1966), “Кармен-сюита” на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина (1967), “Спартак” Арама Хачатуряна (1968) и др., а также впервые на отечественной сцене поставил оперы “Человеческий голос” Франсиса Пуленка (1965) и “Сон в летнюю ночь” Бенджамина Бриттена (1965).

Читайте также:  Филипп брусникин биография личная жизнь

В 1961-1974 годы являлся главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

В 1974-1985 годы занимал должность музыкального руководителя Московского камерного музыкального театра Бориса Покровского (ныне – Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского).

Работу в СССР Геннадий Рождественский совмещал с дирижерской деятельностью в зарубежных странах. Разрешение на это он получил от председателя Совета министров Алексея Косыгина.

В 1974-1977 годы Рождественский работал дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма (Швеция), в 1978-1981 годы – главным дирижером симфонического оркестра вещательной корпорации Би-би-си (Лондон, Великобритания), в 1980-1982 годы руководил Венским симфоническим оркестром (Австрия).

Параллельно, в 1978-1982 годы дирижировал в ГАБТ, принимал участие в постановках оперных спектаклей “Катерина Измайлова” Дмитрия Шостаковича (1980) и “Обручение в монастыре” Сергея Прокофьева (1982).

В 1983-1991 годы возглавлял Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР, объединенный по его инициативе с Государственным камерным хором под руководством Валерия Полянского в Симфоническую капеллу.

В 1991-1995 годы работал главным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма.

В сезоне 2000-2001 годов был художественным руководителем ГАБТ.

Геннадий Рождественский в разные годы сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром (Германия), Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам, Нидерланды), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго (США), Токио (Япония), Исландским симфоническим оркестром и другими коллективами.

Вместе с различными оркестрами Рождественский записал более 700 пластинок и музыкальных дисков.

Дирижер внес заметный вклад в освоение творческого наследия Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, стал первым в России и за рубежом исполнителем многих произведений Альфреда Шнитке. Кроме этого, он познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Белы Бартока, Бенджамина Бриттена, Мориса Равеля, Леоша Яначека, Арнольда Шенберга и других композиторов.

Рождественский создал несколько музыкальных сочинений, среди которых наиболее известна оратория “Заповедное слово русскому народу”, написанная на слова Алексея Ремизова. Ее премьера состоялась в 2001 году в Большом зале Московской консерватории.

С 2012 года работал в качестве музыкального руководителя Московского государственного академического Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. 15 апреля 2016 года на его сцене при участии Рождественского в качестве дирижера-постановщика состоялась премьера оперы Николая Римского-Корсакова “Сервилия”.

С 1974 года Рождественский преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, с 1976 года являлся профессором, а с 2001 года – заведующим кафедрой.

В июне 2017 года открыл цикл “Истории с оркестром” с Государственным академическим оркестром России им Светланова.

Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1970) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1981) и “За заслуги перед Отечеством” IV (2001), III (2007), II (2011) и I (2017) степеней. Кавалер орденов “Кирилл и Мефодий” (Болгария, 1972), Восходящего солнца (Япония, 2002). Офицер ордена Почетного легиона (Франция, 2003). Почетный командор ордена Британской империи (2014). Почетный член Шведской королевской академии (1975), почетный академик Британской Королевской академии музыки (1984). В 1969 г. ему был вручен диплом Академии Шарля Кро (Париж, Франция) за исполнение всех симфоний Сергея Прокофьева.

Геннадий Рождественский – автор ряда сочинений по искусству дирижирования (“Дирижерская аппликатура”, 1974), эссе о музыке (“Мысли о музыке”, 1975, “Преамбулы”, 1989), аналитических работ об оркестровке, а также книг “Треугольники” (2001) и “Мозаика” (2010).

Был женат на пианистке Виктории Постниковой (род. в 1944 году).

Жизни и творчеству музыканта посвящены документальные фильмы Бруно Монсенжона “Геннадий Рождественский. Дирижер или волшебник?” (Франция – Германия – Австралия, 2003), Татьяны Андреевой “Геннадий Рождественский. Треугольники жизни” (Россия, 2011) и др.

Источник

В истории культуры XX века в списке крупнейших дирижеров мира стоит имя русского композитора и пианиста Геннадия Николаевича Рождественского. По виражам его удивительной жизни можно узнать об основных этапах формирования музыкальной культуры.

геннадий рождественский

Свыше 60 лет преданно отдает свою жизнь музыке Геннадий Рождественский. Фото и биография дирижера представлены вашему вниманию в этой статье. Его прошлое и настоящее – отражение истинного художественного творчества с проявлением высочайшего вкуса и убеждений, закаленных временем.

Геннадий Рождественский (дирижер): биография

Выдающийся музыкант современности появился на свет в столице 04 мая 1931 года в семье профессиональных музыкантов: Николая Аносова, известного дирижера Московской консерватории, и Натальи Рождественской, солистки, певицы на Всесоюзном радио. Из выше сказанного уже возможно понять, почему связал свою жизнь с музыкой Геннадий Рождественский. Семья столичных интеллигентов приобщала сына к музыкальному искусству с самого раннего детства. Среди воспоминаний о детстве: начало войны, эвакуация и пианино, которое закопали в землю, чтобы оно не досталось врагам. На нем после возвращения в Москву он продолжил обучение.

В год окончания войны Геннадий Рождественский приступил к обучению игре на фортепиано под руководством Елены Гнесиной в авторской школе, а затем перешел в класс профессора Льва Оборина в ЦМШ при московской консерватории, с которой в 1950 г. началось его музыкальное взросление. Тогда же отец давал уроки дирижерского мастерства, передавал сыну навыки управлять оркестром одними глазами, без помощи рук. В эти годы пришло убеждение, что быть дирижером – это его истинное призвание.

геннадий рождественский дирижер

Первые рубежи

Годы, проведенные в консерватории, были очень насыщены событиями:

  • исполнительский дебют в Ленинграде с исполнением произведений Чайковского,
  • стажировка в Большом театре и должность балетного дирижера (1951-1960),
  • участие оркестра студентов под руководством Рождественского в Берлине в рамках Фестиваля молодежи и студентов,
  • победа в Бухаресте на творческом конкурсе.

В 20 лет молодой дирижер Рождественский впервые в Большом театре руководил оркестром на балете Чайковского «Спящая красавица». С этого времени начался его путь театрального, а позже симфонического дирижера, а также открылись страницы творческой биографии в Большом театре.

После окончания консерватории в 1954 году обучение продолжилось в аспирантуре до 1957 года. Дирижерское искусство оттачивалось в балетных постановках («Война и мир» Сергея Прокофьева, «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Конек-горбунок» Родиона Щедрина).

Талант служения искусству

Рождественский транслировал свое прочтение музыки через разные оркестры, но в начале пути вехами стали периоды работы главным дирижером в Большом театре и, почти в то же время, в оркестре на Всесоюзном радио и телевидении.

Читайте также:  Светлана камынина биография личная жизнь

Почти 40 балетов и опер прозвучали в театре под руководством мастера за пять лет. В это время проявилось стремление дирижера не только исполнять классику оркестрового репертуара, но и возрождать лучшие произведения авторов из прошлого, за что позже его стали называть музыкальным археологом. Благодаря подвижнической работе Рождественского слушателям открывалась также прекрасная музыка вернувшихся из опалы соотечественников или композиторов-авангардистов. Его дирижерской технике присущ индивидуальный художественный почерк, благодаря которому он способен донести до слушателя почти зримо образность музыкальных шедевров.

геннадий рождественский дирижер личная жизнь

Размах творческой деятельности и проявления могучего таланта привлекали западные коллективы к сотрудничеству с Геннадием Рождественским.

Прорыв в Европу

В советское время искусство жестко контролировалось партийными органами. Дирижер Рождественский стал первым, кому разрешили работать в Европе и выпустили в 1972 году в Стокгольм на гастрольный тур. Успех был высочайшего уровня, в итоге – приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр. Потребовалось время и решение на уровне первых лиц государств, чтобы министр культуры Фурцева открыла дорогу музыканту к работе в Швеции с одним из лучших мировых оркестров. Это был настоящий прорыв не только в судьбе Рождественского, но и в советской культуре.

Политический аспект

В 1974 году произошло событие, которое стало испытанием личностных качеств как руководителя, так и человека Геннадия Николаевича Рождественского.

Председатель Гостелерадио С. Г. Лапин настоятельно рекомендовал дирижеру провести очищение в Симфоническом оркестре центрального телевидения и всесоюзного радио от лиц еврейской национальности под любым формальным предлогом. Следующим шагом стала анонимка о создании в оркестре сионистского центра. Но оказанное давление не заставило дирижера следовать рекомендациям сверху.

Его отказ от должности руководителя был быстро принят, время неопределенности стало тягостным испытанием для человека, который жил творчеством и работой. Но встреча с режиссером Борисом Покровским открыла музыканту новые возможности.

Вдохновенное творчество

Совместная работа с Б. Покровским в Театре камерной оперы над постановкой Д. Шостаковича «Нос» привела к небывалому успеху и многочисленным приглашениям маэстро к работе в различные отечественные и зарубежные коллективы. Это был период творческого взлета музыканта, о котором восторженно писали в Москве, Ленинграде, Амстердаме, Лондоне, Кливленде, Чикаго, Стокгольме, Токио и других городах мира. Более 100 мировых оркестров исполняли музыку, когда за дирижерским пультом стоял Рождественский.

геннадий рождественский дирижер биография

Перечень коллективов, с которыми работал маэстро, отражает размах творческой деятельности дирижера и огромную самоотдачу одного из наиболее востребованных музыкантов эпохи.

Исполнение произведений под управлением Г. Рождественского вернуло почитателям музыку Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Имя композитора А. Г. Шнитке неразрывно связано с дирижером, который первым стал представлять публике его оркестровую музыку.

Широкая концертная деятельность, записи выдающихся композиторов отражали талант как первооткрывателя, так и историка культуры, собиравшего музыкальные жемчужины прошлых эпох: симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, И. Брамса, Й. Гайдна, А. Глазунова, С. Губайдуллиной, Я. Сибелиуса, В. Флейшмана и др.

Гастрольная деятельность

В репертуаре Рождественского, по примерным подсчетам, более 2000 произведений разных эпох и музыкальных стилей. Практически все лучшие мировые коллективы – филармонические оркестры Лондона, Берлина, Исландский симфонический оркестр и другие – трудились под взмахи дирижерской палочки Рождественского. Умение донести оркестрантам замысел автора, убедить в идее композитора и следовать ее воплощению – в этом проявлялось великое мастерство дирижера.

37 стран и более двух сотен различных городов принимали маэстро. Такой географии гастролей нет ни у одного современника.

Более 150 произведений были представлены мировой музыкальной публике впервые. Глубокое убеждение Рождественского в том, что театр должен формировать вкусы зрителя, воспитывать музыкальную культуру, а не следовать запросам публики, в полной мере воплощалось в подборе репертуара и постановке уникальных концертных программ.

Геннадий Рождественский: личная жизнь

Успешная и необычайно насыщенная музыкальная деятельность дирижера не была бы возможной без поддержки семьи. В этом уверен сам Геннадий Рождественский. Жена дирижера – известная пианистка и сценический партнер Виктория Постникова. Сын Александр – продолжатель музыкальной династии, скрипач.

Сегодня их можно увидеть на одном выступлении. Семейное творчество нашло отражение не только в традиционных жанрах, но и в почти позабытых мелодекламациях, в рамках которых открылся талант Рождественского как блистательного чтеца.

 геннадий рождественский фото

Геннадий Рождественский – дирижер, личная жизнь которого, можно сказать, сложилась наилучшим образом, потому что все в семье – его единомышленники.

Критика и время

Отношения с музыкальными критиками и представителями прессы не всегда были объективными и дружелюбными. Ощущение творческой и личностной свободы никогда не покидало дирижера, это препятствовало его соответствию стандартам времени и формализованным требованиям. Следовала целенаправленная журналистская травля. Выполнение прессой политических заказов и поток необоснованных обвинений привел к тому, что Геннадий Николаевич не всегда лестно отзывается о работниках пера. Он убежден в том, что конструктивно писать о музыке могут те авторы, кто, по крайней мере, хорошо знаком с партитурой.

геннадий рождественский жена

Время меняет оценки прежних лет: то, что было вчера объектом осуждений, сегодня становится предметом гордости. Тому подтверждение – постановка мировой премьеры оперы С. Прокофьева «Игрок». Рождественский, вопреки всем критиканам, лауреат многочисленных российских и международных наград и премий самого высокого уровня.

Уникальное дарование

Талант Рождественского-интерпретатора раскрылся в разных симфонических, оперных и балетных жанрах. Более 300 произведений впервые было представлено отечественной публике. Мастерское исполнение зарубежной и русской классической музыки, произведений композиторов-авангардистов, способность транслировать разные стили с пониманием авторской сути отразили уникальное дарование музыканта, имя которого стало яркой страницей мировой культуры.

Несомненной заслугой дирижера стало налаживание культурных связей между странами, среди которых Швеция, Англия, Германия, Япония и др.

Миссия просветителя в сфере музыкальной культуры сопровождала творческий путь Геннадия Рождественского. Благодаря его усилиям возвращено наследие И. Стравинского, открыты неизвестные публике творения Брукнера, Бартока, Мийо, Шенберга. Стало традицией предварять исполнение рассказами и пояснениями к программе выступления, что, несомненно, усиливает восприятие художественных образов, созданных словом и звуком.

Рождественский – автор циклов передач на телевидении и радио о выдающихся режиссерах 20 века, лучших мировых оркестрах.

Литературное творчество музыканта представлено несколькими изданиями об искусстве дирижирования, книгой воспоминаний.

геннадий рождественский личная жизнь

Сегодня Г. Рождественский ведет педагогическую деятельность как профессор Московской консерватории и продолжает оставаться неповторимым медиумом между творцами в музыке и новым поколением слушателей.

Геннадий Рождественский – дирижер с большой буквы. Его таланту нет границ. Давайте пожелаем ему удачи и вдохновения!

Источник