Георгий епифанцев биография личная жизнь фото
Биография
За 53 года земного пути Георгий Семенович Епифанцев прошел дорогу от всесоюзной славы до забвения и нищеты, его судьба – печальный символ удела артиста в эпоху перемен. Актера сбил железнодорожный состав, но задолго до этого бывшую звезду перемолол молох рыночной экономики.
Детство и юность
Георгий Епифанцев родился в последний день весны 1939 года в отдаленном микрорайоне Керчи. О детстве актера, шутившего, что его назвали в честь художника Ге, известно до обидного мало. Одна из киноэнциклопедий утверждала даже, что в действительности знаменитый артист появился на свет в 1931 году. У Георгия была сестра Татьяна, не имевшая с актрисой Татьяной Леонидовной Епифанцевой ничего общего, кроме имени и фамилии.
Актер Георгий Епифанцев
В статьях об основоположнике актерской династии Епифанцевых часто проводится аналогия между трагической судьбой Георгия Семеновича и словами, адресованными его персонажу:
«Старт твоей жизни прекрасен, середина будет бурной, а финал – жутким».
Однако с учетом того, что начало биографии Епифанцева совпало с фашистской оккупацией родного города, детство Гоши вряд ли было безоблачным. По свидетельству вдовы Епифанцева, Татьяны Васильевны, Георгий, как и все дети войны, отчаянно страшился голода.
Георгий Епифанцев в молодости
Поскольку оба сына Георгия Семеновича известны крутыми нравами, Жорик, а именно так его называла мама Прасковья Кондратьевна, едва ли был пай-мальчиком.
По словам Татьяны Епифанцевой, муж, передвигаясь на велосипеде, как-то врезался в грузовик. Результатом столкновения стала неглубокая рана на лбу. Оставшийся шрам не испортил внешности будущего актера: на всех фото, сделанных как в молодости, так и в пору разочарований и неудач, Георгий Епифанцев очень красив.
Георгий Епифанцев в фильме «Фома Гордеев»
После окончания школы паренек поехал покорять столицу и преуспел в этом: поступил в Школу-студию МХАТ, в 19 лет сыграл главную роль в фильме «Фома Гордеев», женился на балерине Большого театра Лилии Ушаковой, брак с которой продлился недолго. Однако Таня, будущая мать троих детей Епифанцева, которая познакомилась с актером во время съемок в массовке, до встречи с Георгием кино, прославившее юношу, не смотрела. Девушка видела в парне не звезду, а обаятельного молодого человека высокого роста.
Театр и фильмы
Кроме Фомы Гордеева, у Георгия Епифанцева была еще одна великая актерская работа – в сериале «Угрюм-река», снимавшемся на Урале на протяжении 3-х лет, артист сыграл Прохора Громова. Первоначально этот персонаж достался Владимиру Гусеву, но он сломал ногу, и режиссер Ярополк Лапшин заменил травмированного исполнителя Епифанцевым.
Георгий Епифанцев в сериале «Угрюм-река»
Больше всего из своей фильмографии Георгий Семенович любил эпизод в картине «Девять дней одного года».
В театре большинство ролей Епифанцева были эпизодическими. В монолог Просперо в мхатовских «Трех толстяках» Георгий ухитрялся вставить слова любви, адресованные жене Тане, а в «Сталеварах» выходил на сцену вместе со своими детьми. В середине 60-х Георгий Семенович на год перешел из театрального царства Олега Ефремова в Театр на Таганке, где блеснул в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир».
Личная жизнь
Природа щедро одарила Георгия Епифанцева: актер сочинил несколько сотен стихов, создавал талантливые художественные полотна, писал пьесы, две из которых были поставлены на главной драматической сцене СССР.
Георгий Епифанцев в клинике
Многолетняя дружба связывала Георгия Семеновича со знаменитым однокурсником Владимиром Высоцким. Епифанцев во время гастролей в Закавказье спас друга, вытащив певца из бурного течения реки Куры, первым стал записывать песни барда на магнитофонную ленту. Элементом товарищества с Высоцким была своеобразная игра: Владимир изображал из себя интеллигентного москвича, а друг – грубого провинциала.
Как и многие творцы, Епифанцев сильно пил. Во хмелю артист оставался добрым и щедрым, но пьянство тормозило блестяще стартовавшую актерскую карьеру, накладывало отпечаток на личную жизнь.
Георгий Епифанцев и его жена Татьяна с сыновьями
Актер вступал в брак трижды, причем 2 раза с одной и той же женщиной Татьяной, экономистом по профессии, ставшей под влиянием мужа признанной художницей и оформителем спектаклей. Через полгода после первого развода супруги снова поженились. Семейная жизнь Епифанцевых была наполнена любовью и творчеством, переездами и гастролями, ссорами и нестабильным финансовым положением. Жена как могла боролась с выпивками мужа, но излечить супруга от алкогольной зависимости не сумела.
Дети Георгия Семеновича унаследовали его актерские таланты. Старший Михаил в детстве блеснул в фильмах «Место встречи изменить нельзя» и «Мы вместе, мама», но, не дожив до 30 лет, погиб при странных обстоятельствах.
Дети Георгия Епифанцева: Михаил, Владимир и Наталья
Средний Владимир – звезда российских сериалов, участник многочисленных телешоу, герой скандальных происшествий.
Дочь Наталья, младший и любимый ребенок Епифанцева, закончила ВГИК, но избрала судьбу, далекую от кинематографа. Женщина живет в Подмосковье, занимается разведением собак породы английский бигль. Младшего сына назвала в честь деда Георгием.
Смерть
Социальные перемены последнего десятилетия 20 века пагубно сказались на Георгии Семеновиче: артист «развелся» с театром, в котором прослужил 30 лет, роли отсутствовали, деньги тоже. Гордость и отвращение к бюрократизму не позволяли бывшей знаменитости оформить пенсию, на которую Епифанцев имел право. Чтобы прокормить семью, артист нырнул в рыночную стихию – вначале торговал написанными картинами, а потом сигаретами, алкоголем и часами на столичных улицах и вокзалах.
Могила Георгия Епифанцева
Летом 1992 года о звезде былых лет сняли документальный фильм. В кадре артист ест немудреную пищу и демонстрирует художественные полотна, пререкается с сыном по телефону и употребляет ненормативную лексику, читает свои стихи со словами «Люби других, как самого себя» и стряхивает пепел с сигареты на соседей снизу, «мешающих ему жить». Спустя несколько дней после съемок Епифанцев погиб, поэтому фильм называется «Монолог перед смертью».
Документальный фильм о Георгии Епифанцеве «Монолог перед смертью»
Трагическая кончина наступила в результате того, что актера, идущего с работы, сбил поезд. Алкоголя в крови Епифанцева не нашли, и вдова отказывается признать в качестве причины смерти самоубийство. Могила Георгия Семеновича находится на участке № 10 Троекуровского кладбища.
Фильмография
- 1959 – «Фома Гордеев»
- 1961 – «Девять дней одного года»
- 1962 – «Течет Волга»
- 1962 – «Цветок на камне»
- 1963 – «Непридуманная история»
- 1965 – «Залп «Авроры»
- 1965 – «Сердце матери»
- 1966 – «Верность матери»
- 1968 – «И снова май!»
- 1968 – «Угрюм-река»
- 1972 – «Приваловские миллионы»
- 1973 – «Истоки»
- 1975 – «Веселые жабокричи»
- 1976 – «Сибирь»
- 1976 – «Мы вместе, мама»
- 1978 – «На новом месте»
- 1979 – «Поэма о крыльях»
- 1979 – «С любимыми не расставайтесь»
- 1979 – « Свое счастье»
- 1981 – «Странный отпуск»
- 1991 – «Это я — Дурочка»
Источник
Георгий Епифанцев — биография
Георгий Епифанцев — талантливый актер, писатель, сценарист, художник, жизнь которого сложилась трагически. Родился в 1939 году, окончил Школу-студию МХАТ.
Георгий Епифанцев — талантливый актер, разносторонний человек, он проявил себя в качестве художника, автора пьес, поэта. Ему была близка идея литературного и художественного творчества, и этому он оставался верен всю жизнь.
Забегая вперёд, стоит сказать, что в конце жизни, когда наступила эпоха перемен, смена социального строя в стране, и многие актеры остались не удел, Георгий Епифанцев переключился именно на литературное творчество.
Фото: Георгий Епифанцев
Он самостоятельно организовывал моноспектакли, разъезжая по российским городам, неся культуру в массы в самом лучшем в смысле этого слова, поскольку моноспектакль, с которым он объездил глубинку, был посвящен теме крещения Руси.
Первые шаги в творчестве
Георгий Епифанцев родился на юге России в Краснодарском крае в мае 1939 года. О раннем детстве этого талантливого человека известно немного. Но в 1959 году, в возрасте 20 лет, он успешно окончил в Школу-студию МХАТ. Если учесть, что детство его прошло в провинции, а поступить в столь прославленное столичное заведение ему удалось сразу, то можно сделать вывод, что с самого детства будущий актёр четко осознавал свое призвание.
Фото: Георгий Епифанцев в молодости
Вместе с ним в группе учились будущие звезды, например, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов. Учёба давалась ему легко, и уже на последнем курсе он стал пробовать свои силы на мхатовской сцене. Да, попасть в столичный театр совсем не просто даже после окончания столь престижного учебного заведения. И это еще одна иллюстрация того, насколько органично Георгий Епифанцев вписался в столичную актерскую жизнь. Ему не пришлось ходить по театрам, доказывать актерскую состоятельность и просить о зачислении в труппу. Даже не окончив Школу-студию, он был приглашен на сцену самого главного театра России. Впоследствии МХАТу актёр оставался верен долгие годы. Фактически, вся его биография связана с работой именно в этом храме искусства.
Актерское становление, первые успехи
Георгий Епифанцев с удовольствием окунулся не только в насыщенную театральную жизнь, но и в гастроли. Он и не подозревал, что на гастролях по Закавказью спасет из бурной горной реки своего товарища Владимира Высоцкого, который на то время не был знаменит. Когда актёры, приехавшие со спектаклем, решили искупаться, то бурный поток подхватил Высоцкого и увлек за собой. Никто не заметил этого, и только Георгий Епифанцев, имея потрясающее человеческое чутье, внимательность, наблюдательность, отвагу решился на подвиг. Он, не раздумывая, нырнул, подплыл к Высоцкому и вытащил его на берег.
Пожалуй, эта ситуация, которая на первый взгляд не имеет прямого отношения к актерской деятельности, как нельзя лучше иллюстрирует железный стержень этого превосходного артиста и человека.
Чувствуя в нём железную жилку, режиссеры доверяли ему роли несгибаемых людей, отчаянных комсомольцев, честных, открытых, бросающихся навстречу трудностям. И такой характер помог актеру филигранно воплощать их образы на экране. Казалось, он не играет, он живёт ролью.
В 1959 году после окончания Школы-студии МХАТ он параллельно с игрой в театре стал сниматься в кино, что тоже довольно большая редкость и удача для молодых исполнителей. Его первым фильмом стал «Фома Гордеев», далее последовала мелодрама «Непридуманная история» и «Угрюм-река», четырехсерийный фильм, который до сих пор будоражит умы и сердца современников. Эта роль оказалась для него пророческой. По сюжету, его герою делают предсказание о том, что начало жизни будет успешным, середина жизни будет бурной, а конец — страшным. Так и случилось в судьбе актера.
Жизнь на перепутье
Когда актер находился в расцвете творческих сил в 70-ые годы, интерес режиссеров к нему пошёл на спад, хотя он продолжал появляться в эпизодических ролях, делая их по-настоящему яркими, запоминающимися. Если посмотреть фильмографию актера в 70-ых годах он был задействован в 10 картинах, которые не имели большого успеха, за исключением известного художественного фильма «Приваловские миллионы».
Но еще больший кризис случился в 80-ые годы, когда на смену старой мхатовской гвардии стала приходить новая поросль, да и сама специфика картин изменилась.
Все помнят, какой трепет в 80-ые годы вызывали картины голливудского образца, повествующие о пиратах, плюс, потихоньку снималась цензура и на демонстрацию интимных сцен. Всё больше режиссёры склонялись в сторону эпатажных фильмов наподобие двусмысленной картины «Маленькая Вера».
Поняв, что творческие возможности еще велики, но шансов проявить себя не осталось, Георгий Епифанцев старался придумать что-то свое. Он начал писать пьесы, по которым в театре ставили спектакли. Он создал свой моноспектакль, посвященный тысячелетию крещения Руси. Интерес к крещению Руси активно возрастал в обществе, люди чувствовали, что тема религии, которая долгое время была под запретом, наконец-то доступна для обсуждения.
Последние годы жизни
Спектакль о крещении Руси, которому Епифанцев посвятил много времени, отдал немало сил, не приносил финансовой стабильности. Скорее, это делалось на энтузиазме и желании актера творить. А совсем скоро наступила махровая эпоха капитализма, когда стало понятно, что интерес к кино и театру падает, людей больше интересует коммерция, выживание.
В то время многие актёры остались не удел, и Георгий Епифанцев тоже не исключение. Чувствуя ответственность за семью, он пошёл торговать на Киевский рынок. У актёра было трое детей, и жена, которая также трудилась в сфере искусства, соответственно, она не могла поддержать семью большими заработками.
По воспоминаниям самого Георгия Епифанцева и близких ему людей, работа на Киевском рынке позволила ему получить некоторую стабильность и финансовое благополучие. Эпоха рынков стремительно зарождалась, и получилось так, что люди в массе ходили уже не в театры на спектакли, а на рынки, возникающие повсюду, словно грибы под дождем.
Актёр вновь решил вернуться в театр, он искал любую возможность выступить на сцене и, надо сказать, что его друзья, которые продолжали вращаться в театральной среде, всячески помогали ему в желании творческой реализации.
Неизвестно, как бы дальше сложилась судьба актера, насколько бы он вписался в последовавшие с середины 90-ых годов бесконечные сериалы, но трагические события 1992 года поставили жирную точку не только в творчестве, но и в жизни артиста.
Фото: могила Георгия Епифанцева
27 июля 1992 года, переходя железнодорожные пути, он был сбит проходившим товарным поездом. Смерть наступила мгновенно, через 3 дня актер был похоронен на Троекуровском кладбище столицы. Проститься с ним пришли его коллеги, близкие друзья и родные.
Актер умер в возрасте 53 лет, он прожил непростую, но яркую, интересную жизнь, точно такую же, как и предсказывали его герою в фильме: «Начало у тебя будет хорошее, середина — бурная, а конец — страшный».
Фильмография
- 1959 — Фома Гордеев
- 1961 — Девять дней одного года
- 1962 — Цветок на камне
- 1962 — Течёт Волга
- 1963 — Непридуманная история
- 1964 — Я — Куба
- 1965 — Залп «Авроры»
- 1965 — Сердце матери
- 1966 — Верность матери
- 1968 — Угрюм-река
- 1968 — И снова май!1968
- 1972 — Приваловские миллионы
- 1973 — Истоки
- 1975 — Весёлые Жабокричи
- 1976 — Сибирь
- 1976 — Мы вместе, мама
- 1978 — На новом месте
- 1979 — Поэма о крыльях
- 1979 — С любимыми не расставайтесь
- 1979 — Своё счастье
- 1981 — Странный отпуск
- 1991 — Это я — дурочка
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Просмотры:
4 947
Биография Георгия Епифанцева насыщена яркими эпизодами. Он был разносторонней творческой личностью: кроме актерской игры в театре и кино, хорошо рисовал, сочинял стихи, писал пьесы. Но по разным причинам в полной мере так и не раскрылся. Тому было много причин: начавшаяся перестройка заставила думать больше о хлебе насущном, а о не высокой культуре. К тому же актер страдал алкоголизмом, почти неизменным спутником людей творчества. И ушел из жизни в результате трагического случая он очень рано…
Георгий родился в Керчи в 1939 г. Окончил школу-студию МХАТ в 1960 г. Практически всю свою жизнь провел в этом театре (был лишь годичный перерыв, когда Епифанцев уходил в Театр на Таганке). Большие роли в театре получал нечасто, но был плотно занят в спектаклях, в коллективе его ценили.
Первые роли в кино
Первая же роль в кино стала звездной для молодого актера. В 1959 г. вышел фильм “Фома Гордеев”, экранизация одноименного романа М. Горького. Епифанцев исполнил в картине заглавную роль. Этот замечательный фильм Марка Донского ныне незаслуженно забыт. Георгий отлично справился с непростой драматической ролью.
“Фома Гордеев” 1959 г.
Дебютный успех открыл молодому актеру дорогу в кино. В 60-е годы Епифанцев снялся в нескольких заметных ролях в таких картинах, как: “Цветок на камне” (на съемках этого фильма трагически погибла украинская актриса Инна Бурдученко), семейная драма “Непридуманная история” , где его партнершей была Жанна Прохоренко, дилогия “Сердце матери” и “Верность матери”.
“Угрюм-река”
В 1968 г. вышел главный фильм в карьере Епифанцева “Угрюм-река”. Хотя роль в общем-то досталась ему случайно. На роль Прохора Громова изначально был приглашен Владимир Гусев. Но когда уже было отснято достаточно много сцен, Гусев прямо на съемках ломает ногу. Режиссер Ярополк Лапшин не стал дожидаться выздоровления актера и по согласованию с руководством Свердловской киностудии быстро подобрал замену. На замену Гусеву как раз и пришел Епифанцев. Вот так и бывает обычно по жизни: у одного – беда, у другого – удача.
“Угрюм-река” 1968 г.
Правда, поначалу Георгию пришлось несладко. Съемочная группа невзлюбила его из-за несправедливости по их мнению по отношению к Гусеву. В то время никто из актеров и вспомогательного персонала не хотел с ним общаться. Как бы там ни было, прошли 3 года съемок, фильм вышел на телеэкраны. И это стало самой большой удачей в кинокарьере Епифанцева.
Личная жизнь Георгия Епифанцева
Первая жена актера – Лилия Ушакова, балерина Большого театра. С ней Георгий прожил совсем недолго. Правда, расстались супруги полюбовно: Лилия даже позволила пожить бывшему мужу в ее квартире, пока тот не определится с жильем, а сама съехала к матери.
Со второй женой, Татьяной актер познакомился на съемках, куда девушка пришла подработать в массовке. Впрочем, она была не из актерского круга, в то время она училось на экономиста. Со второй женой Георгий прожил до самой своей смерти, хотя были кризисные времена в их отношениях. Дело в том, что он сильно выпивал, что не могло не сказаться на семейном бюджете. Естественно, Татьяна скандалила с ним, он обещал исправиться, но затем все возвращалось на круги своя. Однажды они даже развелись, правда спустя несколько месяцев вновь поженились.
В молодости Георгий Епифанцев был очень дружен с Владимиром Высоцким, своим однокурсником. Но затем, постепенно их отношения сошли на нет.
Дети
У Георгия и Татьяны было трое детей: двое старших сыновей и дочь.
Михаил Епифанцев
Старший сын, Миша родился в 1968 г. Вскоре ему суждено было прославиться на всю страну. В конце второй серии знаменитого телесериала “Место встречи изменить нельзя” есть драматический эпизод. Бандиты “Черной кошки” грабят склад, убивая при этом старика-сторожа. Его внук, мальчик лет 10, бежит тем временем к телефонной будке, чтобы позвать на помощь. Но там его настигает бандит…
Миша Епифанцев. “Место встречи изменить нельзя” 1979 г.
Так вот этим мальчиком был сын Георгия Епифанцева Миша. Казалось бы, с такой родословной и с таким актерским дебютом его ждало большое киношное будущее. Но не сложилось. Он пробовал поступить в ГИТИС, но не прошел. Какое-то время пробовал выступать в новых независимых театрах. Но, видать, по наследству ему достался не столько талант отца, сколько его зависимость: Михаил стал хроническим алкоголиком. Он был женат. Но случилось несчастье: его сын родился с ДЦП. Жена вскоре ушла от него, ребенка она позднее определила в интернат.
А Михаил вдобавок ко всему еще и подсел на наркотики. Трагическая развязка не заставила себя долго ждать. Он умер прямо за столом в компании от остановки сердца. Ему было всего лишь 30 лет.
Владимир Епифанцев
Средний сын неважно учился. Хоть и с трудом, но окончил Щукинское театральное училище. Его кинодебют пришелся на печально известную трэшовую картину “Зеленый слоник”. Но затем, благодаря своей характерной внешности, ему стали все чаще предлагать роли различных уголовников. К сожалению, в современном российском кинематографе такой типаж очень востребован. Немудрено, что за 20 лет Владимир поучаствовал в почти 80 фильмах и сериалах. Правда, в последнее время он все чаще появляется в образах полицейских либо военных.
Владимир Епифанцев
Наталья Епифанцева
Младший, а потому любимый ребенок Георгия – дочь Наташа. Она тоже поначалe собралась было в актрисы, даже окончила ВГИК. Но, видимо, кино ей было не по душе. Она уехала в Подмосковье, где занимается малым бизнесом – разводит собак в питомнике.
Последние годы жизни Георгия Епифанцева
В 80-е годы Георгия уже практически не приглашают в кино. Последнее его заметное появление на экране – в драме “С любимыми не расставайтесь” Павла Арсенова, вышедшей на экраны в 1. Здесь он играл супруга в одной из разводящихся пар. Его киношной женой там была Любовь Полехина.
В театре он мечтал все поставить свою пьесу. Но так и не получилось. В 1990 г. он покидает МХАТ и начинает самостоятельно гастролировать со своим моноспектаклем. Но времена в стране наступают тяжелые, населению в провинции уже не до зрелищ, тут хотя бы хлеба урвать.
“Волоколамское шоссе” 1984 г.
Чтобы прокормиться Георгий оставляет искусство и зарабатывает деньги, как и большинство населения в то время, торгуя на рынке. Тем же занимались в то время и другие наши замечательные актеры – например Ирен Азер или тот же Владимир Гусев. Поначалу Епифанцев торговал с лотка алкоголем, в те дикие времена такое вполне было возможно. Затем стал торговать часами.
Удивительно, но бизнес у него пошел. Впервые за много лет в семье перестали испытывать финансовый недостаток. Но к несчастью, вместе с деньгами у Георгия появилось больше возможностей для пьянок. Правда, теперь он употреблял исключительно коньяк “Наполеон”, закусывая его красной икрой.
Трагическая гибель
Но беда пришла неожиданно. В то время семья Епифанцевых жила в районе метро “Щукинская” за железной дорогой. Наиболее прямой путь к их дому от метро был через железнодорожные пути. В тот роковой день 27 июля 1992 г. Татьяне позвонили и сообщили, что тело ее мужа обнаружено на железнодорожной насыпи. Что там случилось – так и осталось неизвестным. Предположительно каким-то образом актер попал под товарняк, промчавшийся там незадолго до этого. А по какой причине, обычно очень осторожный Георгий, угодил под колеса, можно только гадать. Определенно можно сказать лишь одно – алкоголя в его крови обнаружено не было.
Похоронили актера на Троекуровском кладбище.
Вдова Георгия, Татьяна, замуж больше не выходила. Она забрала своего больного ДЦП внука из интерната и посвятила жизнь уходу за ним.
Оцените статью
(18 оценок, среднее: 4,89 из 5)
Загрузка…
Источник